Культурология как наука. Основные этапы становления культурологии

В СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ИЗЛОЖЕНИИ

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................... 4

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ................. 4

в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений

Москва
1999

Рецензенты:

доктор философских наук, зав. кафедрой философии

Московского педагогического университета, профессор А.И. Дырин;

доктор филологических наук, зав. кафедрой социологии

факультета журналистики Московского государственного

университета им. М.В. Ломоносова, профессор Е.П. Прохоров

Есин А. Б.

Е 83 Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 216 с.

ISВN 5-7695-0435-8

В пособии раскрываются основные проблемы культурологии и рассматриваются такие важнейшие категории, как культура и цивилизация, система ценностей и эмоционально-ценностные ориентации, культура личности и культура общества, культурологические концепции мира и человека, образ жизни и др.

Освоение этих ключевых категорий и понятий дает возможность самостоятельно анализировать ту или иную эпоху или явление культурной жизни. В конце пособия предлагается блок вопросов и заданий для проверки знаний.

Пособие может быть использовано также студентами педагогических колледжей.

ОТ АВТОРА

Проблемы культуры традиционно занимали большое место в гуманитарных дисциплинах - в философии, социологии, литературоведении и др. Однако за последние десять - пятнадцать лет все явственнее обнаруживается тенденция к оформлению культурологии в самостоятельную науку. Дисциплины культурологической направленности входят сейчас не только в систему вузовского обучения, но и в школьное образование. Проблемам культуры посвящены сотни монографий и статей, и почти каждый автор подходит к этому явлению со своей точки зрения. Как и следует ожидать в такой ситуации, даже сам термин «культура» не получил еще однозначной интерпретации. Более того, нет еще ясности в вопросе о том, какой круг проблем подлежит собственно культурологическому изучению, и это неудивительно, так как «чистых» специалистов-культурологов у нас пока очень мало: в культурологию приходят из философии, истории, религиоведения, литературоведения и т.п., и каждый ученый приносит с собой свою, привычную для него проблематику, более или менее успешно разворачивая ее в культурологическом плане. (Кстати, автор этой работы тоже не «чистый» культуролог, а по основной специальности теоретик литературы.) Поэтому многие исследователи рассматривали и рассматривают культурологию как раздел какой-либо из традиционных научных дисциплин: философии (П. С. Гуревич), семиотики (структуралисты, ранний Лотман), эстетики (М. М. Бахтин) и т. п. Другие же ученые считают, что культурология - это самостоятельная наука (не оторванная, конечно, от своих «соседей» по гуманитарному знанию, но имеющая с ними равные права). Так понимали вопрос, в частности, признанные авторитеты в этой области - А.Ф. Лосев и Ю.М. Лотман в своих последних работах. Автор данной книги придерживается того же мнения и потому считает, что назрела необходимость в обобщении культурологической проблематики, в определении круга категорий, изучаемых данной наукой, в установлении теоретико-методологических основ культурологии. Данное пособие и является попыткой такого осмысления проблем и категорий теоретической культурологии. Автор стремился по мере возможности учесть опыт своих предшественников и современников, однако у него есть и собственная концепция культуры, и он вполне отдает себе отчет в том, что как концепция в целом, так и отдельные положения могут вызвать самый разнообразный спектр реакций ученых-гуманитариев: от сочувствия и конструктивной критики до принципиального неприятия. Впрочем, думается, что это не беда: становление новой научной дисциплины никогда не обходилось без дискуссий, что было ей только на пользу.

Поскольку пособие адресовано гуманитариям, оно требует от читателя определенного минимума знаний по другим «человековедческим» дисциплинам, прежде всего по истории, философии и социологии, а также основательного знакомства с художественной литературой, поскольку большая часть примеров и иллюстративного материала берется именно из этих областей.

С другой стороны, автор старался не перегружать пособие ссылками на специальную литературу, которую можно по тем или иным основаниям отнести к собственно культурологической; тем более не анализировал ее детально и не вступал в полемику. Это делалось отчасти для того, чтобы облегчить студентам работу с пособием, отчасти же потому, что в данный момент не существует не только истории культурологической мысли, но даже более или менее признанной «культурологической классики».

И наконец, последнее замечание. Автор пособия по своей философской и религиозной ориентации агностик, склоняющийся в научной практике более к материализму, чем к идеализму. Видимо, это не могло не сказаться на изложении некоторых тем и проблем пособия. При этом, однако, автор стремился сохранить в рассмотрении спорных вопросов максимальную объективность, чтобы данным пособием могли пользоваться люди разных философских и религиозных убеждений.

ВВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Культурология - одна из самых молодых наук. Она возникла и оформилась как наука лишь в нашем веке, да и то ближе к его второй половине. В советский период культурология вообще расценивалась как «буржуазная лженаука» и даже сам термин был не то что под прямым запретом, но, во всяком случае, под большим сомнением. Однако надо заметить, что культурологическая проблематика все же пробивалась в трудах наших ученых, «маскируясь» то под социологию, то под философию, то под филологию. Поэтому среди основоположников отечественной культурологии мы можем смело назвать таких ученых, как П. Н. Милюков, Л. П. Карсавин, Г. В. Вернадский, Н. Ф. Федоров, М. М. Бахтин, А. Ф. Лосев, а из продолжателей - С. С. Аверинцева, Ю. М. Лотмана, В. Е. Хализева и др.

Несколько по-другому обстояло дело на Западе, где культурология довольно давно завоевала право называться самостоятельной наукой. Но вот парадокс: развиваясь в совершенно свободных условиях, западная культурология не достигла значительных успехов. Дело ограничивалось в основном частными исследованиями, и общая теория культурологии там не была создана. Из западных ученых и философов, в чьих трудах развивалась культурологическая проблематика, следует назвать К. Леви-Строса, О. Шпенглера, Ф. Ницше, К. Ясперса, М. Хайдеггера, А. Камю и др.

Хотя культурология и очень молодая наука, но она имеет глубокие, еще донаучные корни. В России вопросы культурологии ставились и отчасти решались в первую очередь в художественной литературе, особенно в той, которую принято называть философской: от Пушкина до Достоевского и М. А. Булгакова. В своих произведениях писатели-философы создали немало культурологических моделей, поэтому в дальнейшем нам придется довольно часто обращаться к художественной литературе, черпая из нее иллюстративный материал, а отчасти постановку и решение культурологических проблем.

Итак, что же это за научная дисциплина - культурология? Прежде всего следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало очень много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Поэтому следует иметь в виду, что реальное развитие той или иной конкретной культуры может не совсем совпадать с общетеоретическими закономерностями, что, впрочем, не ставит под сомнение саму теорию.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом - от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам - от отдельной личности до чело­вечества в целом.

В то же время культурологические исследования не могут и не должны подменять собой специальные исследования в области смежных гуманитарных наук: так, культурология не изучает социальную структуру общества и ее институты - это дело социологии; не берется решать вопрос о сущности искусства - это поле деятельности эстетики; не углубляется в проблемы психологии, философии, истории, хотя и соприкасается с этими дисциплинами, как мы далее и увидим.

Таким видится специфический предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

По поводу культурологии, как и по поводу других гуманитарных наук, может возникнуть сомнение: а наука ли это вообще или, по крайней мере, вполне ли это наука?

Ведь результаты гуманитарных исследований нельзя выразить в цифрах и формулах. Представители же так называемых точных наук любят цитировать «отца кибернетики» Н.Винера: «Всякая наука настолько наука, насколько в ней математики». Но дело в том, что это утверждение, как и основанная на нем аргументация «естественников», в высшей степени сомнительно. На самом деле критерием научности служит не наличие математического аппарата, а способность формулировать верные выводы относительно изучаемого предмета, точно определять присущие ему законы и закономерности. Как мы увидим в дальнейшем, культурологии, как, впрочем, и другим гуманитарным дисциплинам, это вполне под силу.

Как гуманитарная наука культурология, естественно, имеет более или менее тесные связи с другими гуманитарными дисциплинами. Так, у культурологии много общего с философией, особенно с той ее ветвью, которая основным вопросом философии считает не первичность духа или материи, а смысл человеческой жизни. Так или иначе, но философия и культурология ставят и пытаются решать сходные проблемы.

Связь культурологии с социологией обнаруживается прежде всего в том, что социология «поставляет материал», который культурология осмысливает. Это различные модели поведения человека в обществе, разные межличностные взаимоотношения, характеристики общественных структур и т.п. В социологии, впрочем, культурология черпает не только материал, но и аргументацию для своих общетеоретических выкладок. Кроме того, изучение быта, как одной из важнейших культурных структур, невозможно без данных конкретной социологии. В принципе связи культурологии и социологии должны были бы быть более тесными, чем это мы наблюдаем сейчас, но дело в том, что социология сама по себе достаточно молодая наука и не выявила еще всех своих возможностей, в том числе и в плане связи со смежными научными дисциплинами.

Примерно то же можно сказать и о связях культурологии с политологией. Культурология очень нуждается в сведениях о типах государственных структур, типах и свойствах разных политических режимов, способах политического управления обществом - все это дает (или в идеале должна давать) политология.

Во многих точках соприкасаются такие науки, как культурология и психология, поскольку обе изучают человека в основном со стороны его внутреннего мира. Психологические модели человеческих типов и поведения человека в разных жизненных ситуациях дополняются, а отчасти и конкретизируются культурологическими закономерностями. Используемая в психологии тестовая методика может быть с успехом применена и в культурологии. В идеале поведение человека в различных, в том числе и в экстремальных ситуациях, должно исследоваться комплексно: и с психологической, и с культурологической точек зрения. С развитием культурологии, особенно в ее прикладных аспектах, следует ожидать еще более тесного взаимодействия между этими науками.

Существенно важную помощь культурологии оказывает такая наука, как этнография. В ней культурология также находит материал для теоретических выводов: описание жизни различных обществ, находящихся на разных ступенях развития, их быта, нравов, обычаев и т.п. В частности, такая важная культурологическая задача, как изучение национального культурного менталитета, не может быть решена без этнографических исследований и материалов.

Далее отметим связь культурологии с эстетикой, общим искусствознанием, литературоведением. Выше уже говорилось о том, что произведения искусства и особенно литературы имеют важнейшее значение для культурологии, поскольку не только «выдают» культурологические модели, но и пытаются их осмысливать, осваивать. Названные выше дисциплины обрабатывают материал искусства, дают интерпретацию произведениям и отдельным художественным образам, облегчая тем самым работу культуролога. С другой стороны, культурологический взгляд на то или иное произведение искусства зачастую позволяет дать ему новую, оригинальную интерпретацию, уточнить смысл, а иногда и совершенно по-новому «прочитать» классическое творение.

И наконец, связи культурологии с историей. Они различны и многообразны. Выделим главное. Культурологу необходимо быть в той или иной мере историком, чтобы свободно обращаться с разными историческими типами культур, сопоставлять их между собой, чтобы выявить как общекультурные, вневременные закономерности, так и характер культурного менталитета в ту или иную эпоху. Кроме того, исторические данные помогают построить теорию возникновения и развития культуры, выявить законы ее исторического развития.

В культуре как таковой наличествуют и философский, и социальный, и исторический, и другие аспекты. Соединяясь, они образуют новое качество, не сводимое к сумме составляющих, - культуру. Задачей культурологии, таким образом, становится выявление закономерностей, присущих этому новому качеству.


Обратно в раздел

Культурология - это наука о культуре. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее сущностные характеристики, присутствующие во всех известных культурах человечества.

Сам термин «культурология» употребляется с начала ХIХ столетия. А в начале ХХ века крупный американский культуролог Лесли Уайт (1900 - 1975) осуществил попытку обоснования общей теории культуры, ввел в широкий оборот понятие «культурология». По мнению Уайта, именно термин «культурология» призван выразить отношения между человеческим организмом и культурой (т.е. природной средой и искусственной). Итак, что же это за научная дисциплина -- культурология? Прежде всего, следует оговорить, что она подразделяется на историю культуры и ее теорию. В дальнейшем речь пойдет именно об этом втором аспекте, и под термином «культурология» мы будем понимать теорию культуры. В этом смысле культурологию можно назвать наукой о наиболее общих закономерностях культуры. А это значит, что она изучает не отдельные культурные системы, которых в истории человечества существовало много, а универсальные свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п.

Культура, как легко понять, есть дело исключительно человеческое, поэтому культурология относится к семье гуманитарных дисциплин. Вообще-то говоря, почти все гуманитарные науки так или иначе изучают культуру и ее проявления. Так, может быть, культурология как самостоятельная наука и не нужна? Оказывается, что все-таки нужна. Во-первых, именно она осмысливает культуру в целом -- от бытового уклада до концепций мира и человека, интегрируя знания о культуре, которые мы получаем из других гуманитарных дисциплин. Во-вторых, это позволяет изучать культуру как качественно своеобразный феномен, как систему, которая, как известно, всегда богаче суммы ее составляющих и к ней несводима. И, в-третьих, этой науке под силу выявить наиболее общие культурологические законы, действующие на всех «этажах» культуры и применимые к самым разным ее объектам -- от отдельной личности до человечества в целом.

«Отцом» культурологии по праву считается английский этнограф и историк культуры Эдвард Тайлор, его книга «Первобытная культура» до сих пор является эталоном культурологического исследования.

Кроме этого, большой вклад в развитие культурологии внесли зарубежные ученые: английский религиовед и этнолог Д. Фрезер, франко - немецкий мыслитель - гуманист А. Швейцер, испанский философ Х.Ортега-и-Гассет. О. Шпенглер, нидерландский историк культуры Й. Хейзинга, американские культурологи: Д. Белл, А. Кребер, К. Клакхон и многие другие.

Диалектико-материалистическая философия, рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности.

Можно сказать, что культура -- это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура -- это очеловеченный слой жизни, «вторая» искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -- там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого поведения в человеке.

Учебник является частью учебно-методического комплекса по дисциплине «Культурология» и предназначен для студентов всех специальностей всех форм обучения. Цель данного учебника – помочь студентам освоить курс «Культурология», уяснить смысл главных проблем через изучение основных тем курса, осознать место культурологического знания в современном обществе, сформировать наиболее значимые социально-личностные и общекультурные компетенции: понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, осознание значения науки в современном обществе, способность к критическому восприятию информации, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), понимание роли искусства в обществе. Учебник содержит материалы по базовым темам дисциплины «Культурология». Каждая тема включает в себя список рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

1.1. Культурология как наука в системе гуманитарного знания

Культурология – базовая гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы.

Культурология является одной из самых молодых наук. В самостоятельную дисциплину она выделилась в 60-е годы ХХ века. Однако культурологические знания существовали задолго до этого в качестве разделов философии, истории, эстетики, искусствоведения, семиотики и др.

Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции, целью которой является создание типологии культуры (классификация), с конца XIX века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки, которая рассматривает духовные и материальные продукты человеческой деятельности как носителей символической информации о данной культуре. Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии, этнологии, искусствоведения, социологии.

Что касается термина «культурология», он связан с работами английского философа Гоббса (XVIII в.), где он рассматривал человека в двух состояниях: природном (естественном) и культурном. Гердер, ученый XVIII–XIX вв., культуру определял в историческом аспекте. Однако первые работы по исследованию культуры в целом принадлежат английскому этнологу Э. Тейлору «Первобытная культура» (1871 г.), где он утверждает, что культура слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества. Как бы ни различались культуры, их объединяет общее сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Этим и объясняется единство человечества, возможность взаимопонимания и диалога культур.

Впервые термин «культурология» для определения самостоятельной науки вводит американский ученый ХХ века Лесли Уайт в работе «Наука о культуре» (1949 г.), рассматривая ее как науку о законах культуры, ее становления и функционирования. Согласно его теории задача культурологии не столько зафиксировать событие, сколько понять его смысл, исходя из присущих данной культуре символов. «Культуролог должен рассматривать культуру как то, что находится на расстоянии дистанции от конкретного человека – как объективную реальность, проникающую весь мир человека насквозь»1 . Культурология анализирует причинную обусловленность культурных явлений, использует принцип детерминизма.

В России культурология как наука начинает развиваться в 60-е годы ХХ века. У истоков стоят такие исследователи как М. М. Бахтин, П. С. Гуревич, М. С. Каган, Л. Н. Коган, Ю. М. Лотман.

Актуальность культурологии в ХХI веке обеспечивается рядом проблем, возникших в результате складывания мультикультурного мира. Основными из них являются:

1. Проблемы трансляции культуры в большей степени связано с языком культуры, поскольку изменение языка культуры приводит к изменению самой культуры и утрачиванию отдельных ее элементов. Так, например, непопулярность алтайского языка приводит к утрачиванию целого пласта культур одной из древних тюркских народностей. То же самое можно сказать о малых народах севера, монгольской культуре и др.

2. Проблема межкультурного взаимодействия – сжатие ойкумены (жизненного пространства) – привело к тому, что оно сузилось и привело к неизбежному взаимодействию различных народов по своей этнической принадлежности, вероисповеданию, моральным принципам и нормам. Возникает большое количество противоречий и конфликтов на разных уровнях взаимодействия, начиная от профессиональной деятельности и заканчивая семейными отношениями.

Проблема массовости и дегуманизации культуры – господство масмедиа культуры приводит к уравниванию, десакрализации ценностных приоритетов культуры. Это ведет к обесцениванию и искажению существующих традиций.

Экологические проблемы поставлены на уровне диалога природы – культуры – человека: тесно связаны с нерациональным потреблением ресурсов, уничтожением природного фонда, переосмыслением роли человека в экосистеме.

Проблема технократии возникает на границе реального и виртуального пространства. На рубеже ХХ–ХХI века идет активное переведение культуры в пространство internet, замена традиционных форм культуры техническими, электронными средствами. Что в свою очередь также способно привести к десакрализации существующей системы ценностей и десоциализации человека. Как отметил Ги-Эрнст Дебор: «мир превращается в общество спектакля, в котором все, что раньше переживалось непосредственно, теперь отстраняется в представление»2 .

На фоне этих проблем культурология определяет следующие цели и задачи:

Формирование уважительного и бережного отношения к культурному историческому наследию;

Дать представление о многообразии культур и цивилизаций в их взаимодействии;

Выработать толерантное восприятие социальных и культурных различий;

Дать представление о феномене и сущности культуры и определить его значения в формировании личности.

1.2. Методы культурологии

Опираясь на другие социально-гуманистические науки, заимствуя и развивая их опыт, культурология применяет различные методы изучения культуры.

К числу наиболее традиционных способов изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры принадлежит Диахронический метод хронологическая последовательность их появления и протекания. Но диахронический метод играет при этом подчиненную роль: ведь факты нужно не только изложить, но и прежде всего обобщить, проанализировать, оценить. Поэтому данный метод сопрягается с другими, в частности с синхроническим методом.

Синхронический метод состоит в совокупном анализе двух или нескольких культурных типов на протяжении определенного времени их развития, с учетом существующих взаимосвязей и возможных противоречий.

Сравнительно-исторический позволяет сравнивать в историческом разрезе многие исключительные или самобытные явления культурного комплекса и проникать в их сущность. Так, при изучении культуры Древнего Востока на первый план выходит факт обожествления природных явлений: солнца, воды, животных и т. д. Тот же факт не менее рельефно и весьма оригинально проявляется у совсем другого народа – славян в другую эпоху, представляя, таким образом, их языческую культуру. Стоит отметить, что в данном и других подобных случаях речь идет не о формальном, а о сущностном сравнении, когда обеспечивается сравнимость сопоставляемых объектов.

Структурно-функциональный метод – его суть заключается в разложении изучаемого объекта культуры на составные части и выявлении внутренней связи, обусловленности, соотношения между ними. Этот метод применяется, например, при анализе сущности, структуры, функций культуры, проблемы сложной и во многом дискуссионной.

1.3. Структура и принципы культурологического знания

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Но каждая из этих наук обращена лишь к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений и позволяет рассмотреть не просто каждый культурный феномен в отдельности, но и определить взаимодействие этих феноменов, а также проанализировать их дальнейшее развитие и со-бытие. Здесь культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источники.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношения культуры и природы, культуры и цивилизации, определяет роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры. Помимо этого философия культуры исследует диалектику и динамику социокультурных процессов, определяет роль межкультурных контактов в изменении самобытности отдельных культур.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня – массовый, народный, элитарный. Каждый из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные – субкультуры детей, молодежи, стариков; конфессиональные – различные вероисповедания; профессиональные – определенный вид деятельности, и т. д. Также социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.

Антропология культуры исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, выявляет ключевые моменты социализации, аккультурации, инкультурации человека. Изучает адаптацию человека к культурной среде, системам образования и воспитания. Главным направлением антропологии культуры является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Особенно ярко это проявляется при объяснении различий типов культур западной и восточной цивилизаций.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она дает материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о различиях и противоречиях культурноисторического процесса. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, идеалах и символах разных народов;

исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; осуществляет практическое руководство культурой, проявляется в конкретных прикладных дисциплинах (музееведение, литературоведение, театроведение и т. п.). Одной из главных задач прикладной культурологии является репрезентация культурных особенностей, разработка ментальных программ культурной идентичности для народов «малых» культур, находящихся на грани исчезновения.

Культурология – гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества культур.

Культурология как наука использует свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Исходное, ключевое слово у нее «культура». На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, культурная коммуникация, культурная социодинамика, культурно-исторический тип и др.

Контрольные вопросы

1. Что изучает культурология как наука?

2. Какие гуманитарные дисциплины повлияли на формирование культурологии?

3. Какие методы исследования применяются в культурологии?

Список литературы

Иконникова С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. СПб.: Питер, 2005. 474 с.

Ирхин Ю. В. Социология культуры: учебное пособие / Ю. В. Ирхин. М.: Экзамен, 2006. 525 с.

Культурология / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Изд-во, 2005. 566 с.

Уайт Л. А. Наука о культуре / Л. А Уайт. М.: РОССПЭН, 2004. 960 с.

Написано в соответствии с государственным стандартом по культурологии. Раскрыта сущность культуры и культурологии как науки. Выделены основные этапы ее эволюции. Большое внимание уделено типологии культур.
Для студентов ВУЗов и для тех, кто интересуется вопросами культуры.

Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры.
Человек живет не только в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие - лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий - культура.

Понятие «человек» и «культура» неразрывно связаны друг с другом. Почвоведение оперирует термином «гумус» (показатель плодородия почвы). В контексте взаимосвязи человека и культуры напрашивается метафорический вывод о том, что уровень «духовного плодородия» человека, его «духовного гумуса» в существенной степени определяется воздействием на него культуры, и в частности таких ее инструментариев, как воспитание, образование, развитие творческих задатков и т.д. Образно говоря, древо человечества может произрастать и плодоносить лишь на богатой культурной почве.

СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. Сущность культуры 3
Глава I. Культура как предмет философского анализа 3

1. Многообразие и многозначность подходов в исследовании культуры (Машненков В.В.) 3
2. Мыслители Древней Греции, Рима и христианства о культуре (Машненков В.В.) 6
3. Понятие культуры в эпоху Возрождения (Машненков В.В.) 11
4. Проблемы культуры в трудах просветителей (Машненков В.В.) 15
5. Культурологические концепции Н. Данилевского, Ф. Ницше, О. Шпенглера и П. Сорокина (Машненков В.В., Савушкин Л.М.) 29
6. Культурологические концепции К. Юнга и Леви-Строса (Кузьмина А.А., Машненков В.В.) 39
7. Западноевропейские концепции игровой культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортега-и-Гассет и Г. Гессе) (Буйдина И.Ф.) 43
Глава II. Сущность и функции культуры 57
1. Сущность культуры. Культура как традиция (Машненков В.В.) 57
2. Сущность культуры: проблема ее массовости (Машненков В.В.) 62
3. Соотношение классового и общечеловеческого в культуре (Дьяков А.А., Машненков В.В.) 70
4. Культура как способ реализации творческих возможностей человека (Дьяков А.А., Зайцев Н.И., Машненков В.В.) 75
Глава III. Становление культуры: философский анализ (Новиков В.М.) 80
1. Особенности архаичной культуры 80
2. Миф и первобытная культура 89
3. Тотемизм и магия 95
4. Анимизм 101
5. Фетишизм, идолопоклонство, ритуализм 110
6. Первобытное искусство 119
РАЗДЕЛ 2. Типология культур 127
Глава IV. Конфуцианско-даосистский тип культуры (Машненкова Л.П.) 127

1. Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер 127
2. Система ценностей. Морально-примиренческое отношение к миру 133
3. Художественная практика 143
4. Характер знания в рамках конфуцианско-даосисткой культуры 151
Глава V. Индо-буддийский тип культуры (Попов Е.В.) 162
1. Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма, индуизма и социальные основы ивдо-буддийской духовной традиции 162
2. Система ценностей индо-буддийской культуры 173
3. Художественная практика 181
4. Научное знание в системе индо-буддийской культуры 187
Глава VI. Мир исламской культуры (Горшколепов П.А., Кузьмина А.А.) 194
1. Картина мира. Идея последовательного монотеизма 194
2. Система мусульманских ценностей. Идея абсолютного предопределения человеческих поступков 202
3. Теократическая идея социального мира 208
4. Художественные традиции исламского мира 211
Глава VII. Христианский тип культуры 218
1. Социокультурные предпосылки становления христианства (Мартыненко Н.И.) 218
2. Христианская картина мира (Мартыненко Н.И.) 227
3. Ценностные ориентации христианства (Мартыненко Н.И.) 234
4. Протестантская версия христианства и новоевропейская культура (Казьмина О.О., Мартыненко Н.И.) 243
5. Художественная практика христианства (Мартыненко Н.И.) 250
Глава VIII. Русская культура (Высоцкий А.П., Жуков В.И., Плаксин В.Н., Провадкин Г.Г., Рыбалкин А.И., Ярецкий Ю.Л., Ярецкая Н.Г.) 255
1. Социально-исторические условия формирования русской культуры 255
2. Система ценностей русской культуры 263
3. Искусство в системе русской культуры 272
Глава IX. Актуальные проблемы современной культуры 278
1. Спор о технике и его значение для культуры XX в. (Попов Е.В.) 278
2. Экология и экологическая культура (Краснобородько Н.И., Попов Е.В.) 291
3. Социальное равенство как ценность современной культуры (Попои Е.В.) 301
4. Российская социокультурная ситуация (Усатюк Т.Н.) 314
Заключение (Зайцев Н.И., Машненков В.В.) 329
Литература 332.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Введение в культурологию, Попов Е.В., 1996 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Культурология как научная дисциплина. Объект, предмет, задачи культурологии

2. Структура и состав культурологического знания

3. Методы культурологических исследований

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

1. Многообразие определений культуры. Структура культуры

2. Происхождение культуры

3. Функции культуры

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КУЛЬТУРЕ

1. Античные представления о культуре

2. Развитие представлений о культуре в Средние века

3. Представления о культуре в эпоху Возрождения и Новое время

4. Развитие культурологии во второй половине XIX – XX вв.

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Культура и цивилизация

2. Культурные традиции, ценности, нормы

3. Язык и символы культуры. Культурные коды

4. Культурная картина мира

5. Культурная динамика

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 5. МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Материальная культура

2. Духовная культура

3. Социальная культура

4. Физическая культура

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 6. ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

1. Понятие типа, типологии, типологизации культуры. Виды типологий

2. Этническая, национальная и мировая культура

3. Элитарная и массовая культура

4. Восток – Запад в культурологии

5. Локальные, специфические и серединные культуры. Субкультура и контркультура

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 7. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО, ЛИЧНОСТЬ

1. Культура и общество. Социальные институты культуры

2. Культура и личность. Социализация и инкультурация. Культурная самоидентичность

3. Межкультурная коммуникация

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 8. СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Условия и факторы формирования русской культуры

2. Место и роль России в мировой культуре

Контрольные вопросы

Список литературы

ТЕМА 9. ТЕНДЕНЦИИ КУЛЬТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИЗАЦИИ В МИРОВОМ СОВРЕМЕННОМ ПРОЦЕССЕ

1. Культурная универсализация и глобализация

2. Культурная модернизация

3. Культура и глобальные проблемы современности

4. Культура и природа

Контрольные вопросы

Список литературы

ГЛОССАРИЙ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Опыт, накопленный человечеством в ходе его социокультурной истории, оказывает неоценимую помощь в решении проблем культуры на современном этапе преобразования нашего общества на основе принципов гуманизма и демократии в условиях бурного научно-технического прогресса. Необходимо отметить, что проблемы культуры приобретают сегодня первостепенное, по существу, ключевое значение, ибо культура выступает мощным фактором социального развития. Ведь она пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности - от основ материального производства и человеческих потребностей до величайших проявлений человеческого духа. Культура играет все большую роль в решении долгосрочных программных целей демократического движения: формирование и укрепление гражданского общества, раскрытие творческих способностей человека, углубление демократии, построение правового государства. Культура воздействует на все сферы общественной и индивидуальной жизнедеятельности - труд, быт, досуг, область мышления и т.д.

Изучение культурологии дает понимание того, что любая материально-практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Учебное пособие по культурологии дает представление об основных познавательных категориях, направлениях и явлениях культуры. Тематика учебного пособия раскрывает основные вопросы теоретической культурологии: объект, предмет, структуру культурологического знания, основные задачи, функции и методы культурологи, характер взаимосвязи культурных явлений, динамику культуры и т.д.

Необходимо отметить, что наука о культуре находится в самом начале своего пути, несмотря на обилие публикаций и основательную разработку ее идей и проблем как в зарубежной, так и отечественной науке. Но уже сейчас культурология обретает все возрастающее значение для понимания и объяснения человека и его символической Вселенной. Нередко говорят о культурологизации общественных наук. Вычленение культурологии как самостоятельного научного направления - следствие реальных процессов дифференциации и интеграции наук.

Введение культурологии в отечественную систему высшего образования было обусловлено в первую очередь возрастающей ролью гуманитарного образования в современных условиях. Эта роль заключается в том, что культурология как интегративная социогуманитарная дисциплина является необходимым компонентом профессиональной подготовки практически во всех областях человеческой деятельности.

В структуре высшего профессионального образования данная дисциплина находится в цикле базовых дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в культурологическом модуле. Основной целью обучения в рамках данной дисциплины является ознакомление с историей развития культурологической мысли, проблемами и концепциями современной культурологии и ее терминологическим аппаратом, развитие умения творчески использовать полученные знания в процессе последующего обучения.

Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование следующих компетенций: владение культурой мышления; готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия; знание базовых ценностей мировой и отечественной культуры; способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе; осознание культурных ценностей, понимание роли культуры в жизнедеятельности человека; принятие различий мультикультурности; способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны приобрести определенные знания, умения, навыки.

При этом студенты должны знать:

Сущность культурологии как науки;

Основные элементы культурологии;

Основные типы и виды культуры;

Место человека в культурном процессе, его отношение к природе и обществу;

Многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии;

Функционирование коммуникаций в культурной среде.

Студенты должны уметь:

Использовать полученные знания для развития своего общекультурного потенциала в контексте задач профессиональной деятельности, межличностном общении;

Выделять общие и характерные черты в различных типах культур;

Анализировать социально-значимые процессы и явления;

Применять соответствующую терминологию.

Студенты также должны владеть:

Навыками ведения дискуссии и полемики на актуальные вопросы культуры;

Способностью воспринимать социокультурные различия и мультикультурность;

Навыками аргументированного изложения собственной точки зрения, обобщения и анализа;

Способностью ориентироваться в актуальных социокультурных проблемах;

Способностью к деловой и культурной коммуникации в отечественной и международной профессиональной сферах.

Данное учебное пособие позволит студентам глубже осмыслить теоретические проблемы культуры, расширить их кругозор, поможет выработать у студентов (бакалавров) исследовательские навыки и повысить культуру мышления.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

Культурология как научная дисциплина. Объект, предмет, задачи культурологии

Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой.

Термин «культурология» (от латинского cultura – «культура» и греческого logos – «наука, знание») буквально означает «наука о культуре». Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др.

Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 г. и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал данный термин для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурология». В публикации «The System of The Sciences» (Rice Institute Pamphlet, vol. II, no 3, 1915, pp. 101-90), В. Оствальд определяет место культурологии в системе наук XX в.

В 1939 г. Лесли А. Уайт (1900 – 1975) обращается к этому термину независимо от Оствальда и вводит в антропологические исследования, предварительно использовав его в цикле лекций (A Problem of Kinship Terminology//American Anthropologist, vol. 41, 1939, p. 571). Л. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как «наука о культуре». Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.

В своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) Уайт рассматривает культурологию как науку, изучающую целостную систему элементов духовной и материальной культуры, в ходе освоения человеком окружающего его мира, с разных ракурсов его восприятия.

Культура по мнению мыслителя имеет свою собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков она окружает индивидов с рождения и превращает их в личность, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Однако, по мысли автора, мерой и источником любого процесса развития является энергия. Любое культурное поведение, как все живые организмы требует расхода энергии. При этом определяющим фактором и критерием развитости культуры является ее энергонасыщенность. Культуры различаются количеством используемой энергии, и культурный прогресс можно измерить количеством энергии, используемой на душу населения ежегодно.

Значительное место в концепции Уайта занимает теория символов. Он определял культуру как экстрасоматическую (внетелесную) традицию, ведущую роль в которой занимают символы.

Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее и считал, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира.

Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. В работах М. Вебера, А. Вебера, В. Виндельбанда, Н. Гартмана, Г. Риккерта, В. Дильтея, Р. Кронера, Э. Кассирера, Э. Гуссерля, К. Юнга, Г. Зиммеля, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л. Карсавина, П. Флоренского, С. Франка, Г. Шпета, М. Бахтина, А. Лосева, О. Фрейденберг и многих других мыслителей сформулированы основные идеи этой науки, осмысливаются различные подходы к исследованию культуры и человека, ее творца и носителя, вырабатывается язык этой науки.

Значительную роль в становлении культурологии сыграли публикации французского журнала «Анналы», ныне «Анналы. История, социальные науки», представляющего одно из самых влиятельных направлений в области теории исторического процесса и культуры - школы «Анналов» (с 1929 по 1994 гг. название журнала несколько раз менялось.).

Первые шаги своего развития в России культурология делала в недрах философии, кроме того, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира.

Огромный вклад в развитие отечественной культурологии внесли такие известные ученые, как С.М. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и другие.

Термин «культурология» утвердился в нашей стране с начала 90-х гг., когда была осознана необходимость отказаться от идеологизированного высшего образования. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины не завершен до настоящего времени.

Сегодня культурология представляет такой тип знаний, где соединяются, дополняя друг друга, знания об обществе и знания о человеке, философские представления о культурном становлении и бытии человека, о соотношении человека и природы в наиболее общих принципах и значениях этих понятий.

Любая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом изучения является культура. Кроме объекта, любую науку характеризует ее предмет. Например, у анатомии, патологии и физиологии может быть один объект – человек. Но анатомия изучает строение его организма, патология – отклонения, болезни, которым человек подвержен, а физиология – процессы, протекающие в органах, тканях, клетках, раскрывает законы функционирования организма. То есть предмет – это ракурс, с которого наука смотрит на свой объект, то, что она старается в нем понять.

Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: теорию культуры (в узком смысле) и историю культуры. Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т.е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно. Предметом истории культуры является изучение конкретных исторических форм культуры (культура Англии, культура России и т.д.).

Таким образом, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, которые присутствуют во всех культурах человечества.

Косновнымзадачам культурологии относятся следующие:

Наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

Изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

Определение места и роли человека в культурных процессах;

Взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

Исследование развития отдельных культур.

Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание.

Для этого необходимо выявить и проанализировать следующие элементы:

Факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов;

Связи между элементами культуры;

Динамику культурных систем;

Способы производства и усвоения культурных феноменов;

Типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды);

Культурные коды и коммуникации между ними.

Итак, культурология – это молодая наука, находящаяся еще на стадии становления. Большим препятствием для ее дальнейшего развития является отсутствие у дисциплины четко определенного предмета исследования, который просматривается в других научных дисциплинах – истории, социологии, психологии, антропологии, искусствоведении и др.


Похожая информация.