Культура целостная система. Культура как социальная система

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИИ

Кафедра философии и политологии

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

философии и политологии

доктор филос. наук,

профессор

подполковник милиции

Денисова Л.В.

Баширова Л.С.

Тема 6. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Лекция по дисциплине «Социология»

Время – 2 часа

Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;

030505. 65 Правоохранительная деятельность;

080105.65 Финансы и кредит

Рецензент:

Морозов А.А. – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии и политологии ОмА МВД России.

Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 11 июня 2009 г., протокол № 15.

Тема 6. Социология культуры

Вводное слово. Мир культурыстоль сложен и многообразен, что каждая наука – философия, история, искусствоведение, этнография, культурология, социология – находят свою специфическую предметную «нишу» при изучении этого явления. Социологию интересует, прежде всего, роль культуры в функционировании и развитии общества. Культура чутко реагирует на все перемены, происходящие в социуме, и сама оказывает определенное воздействие на него, формируя и определяя многие социальные процессы, включая процессы социальной мобильности и образования социальных групп.

Целью данной лекции является рассмотрение одной из отраслей социологического знания – социологии культуры, знакомство с её основными категориями, и, как результат, усвоение основных типов культуры и её социальных функций.

Для достижения данной цели предлагаются следующие вопросы:

1. Понятие «культура». Культура как система.

2. Социокультурные институты. Социальные функции культуры.

3.Типы культур и проблемы культуры современной России.

Вопрос 1. Понятие «культура». Культура как система

В современной литературе по философии, культурологии, этнографии, антропологии сложился своеобразный парадокс. С одной стороны, для всех этих наук понятие культура является ключевым, а с другой – содержательные представления о ней далеки от четкости, определенности и однозначности. В этом отношении не представляет исключения и социология. На сегодняшний день исследователи насчитывают около 400 определений понятия «культура».

Культура может означать «царство духа», а может и определенный тип сознания или поведения (например, культура гуманитариев и технарей). Это достаточно многозначное и неопределенное понятие, мы применяем его в обыденном значении как синоним чего-то ценного и, безусловно, положительного.

Первоначально слово «культура» означало способ обработки земли (от лат. cultura – заботиться, ухаживать, взращивать ). Переход от этого узкого понимания смысла культуры к более широкому, произошедший в европейском общественном сознании в 17-18 вв., имеет принципиальное значение, поскольку с этого времени «культура» становится одним из центральных понятий европейского самосознания.

Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, «натуре», восходит к эпохе Просвещения. Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое то совершенства, а культура – путь, средство достижения этого совершенства (Вольтер), или наоборот, природа – идеал гармонии, а культура – искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки (Руссо). К концу 18 в. негативные аспекты культуры практически не акцентируются, а сама культура понимается как инструмент, с помощью которого человек возвышается, преодолевает свою естественно-природную ограниченность.

К 18-19 вв. В Германии, а затем и России сложилась другая антитеза – культура и цивилизация. Культуре как средоточию духовных, моральных и эстетических ценностей противопоставлялась цивилизация как нечто утилитарное, внешнее и вторичное для человека. Цивилизация связывалась, прежде всего, с материальным и технологическим прогрессом, а культура – с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В 20 в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), но и нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т.е. всю сферу социального самопонимания человека.

Среди множества трактовок культуры большинство исследователей выделяют, как наиболее удачное, определение английского этнографа Э.Тайлора («Первобытная культура», 1871 г.). «Культура это некоторое сложное целое , которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и др. способности и привычки, приобретенные и достигнутые человеком как членом общества». Если добавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура – «это всё, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества » (Э.Тайлор, «Первобытная культура», М.,1989, с.81). (Т.е. человек в одиночку создавать и развивать культуру не способен: она должна кем-то разделяться и усваиваться!)

Характеризуя культуру как систему, следует обратить внимание на её исходные принципы :

1. принцип преемственности (проявляется как необходимая связь между старым и новым в процессе развития);

2. принцип целостности , единства материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания (материальное – это своего рода «хранилище» духовного, а духовное, так или иначе, реализуется посредством материального);

3. принцип проникновения культуры во все сферы социальной жизни. Проявляется творческий характер культуры. Она объективируется в самых различных предметах деятельности, как вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

4. принцип способности к саморазвитию

5. принцип взаимодействия (взаимодействие культур происходит как внутри определенной культуры (связь между поколениями), так и между культурами различных стран и народов). Взаимодействие порождает многообразие культур.

В социологии под культурой в широком смысле слова понимают специфическую, генетически ненаследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле в социологии культура – система коллективно разделяемых, ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей.

Социологический подход к изучению культуры основан на её непосредственной связи с регуляцией поведения человека, социальных групп, функционированием и развитием общества в целом. Особое значение придается ценностно-нормативному содержанию культуры, её социальной роли.

В процессе своего функционирования культура выступает в качестве сложной и весьма разветвленной динамической системы , в которой взаимодействуют 3 основных структурных компонента:

· деятельность человека как представителя общества, осуществляемая в определенной совокупности конкретно-исторических взаимоотношений и направленная на создание материальных и духовных ценностей ;

· возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельности совокупность достижений общества , опредмеченных в материальных и духовных ценностях ;

· процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения новых и освоения ранее созданных материальных и духовных ценностей.

Базисом культуры, её важнейшим структурным элементом являются ценности. Н.Смелзер говорил, что «культура – это система ценностей, представлений о жизни, общих для людей, связанных общностью определенного образа жизни». Г.Е. Зборовский в качестве компонентов культуры также называет ценности, нормы, обычаи.

Под ценностью мы будем понимать значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; или жизненный смысл, которым социальный субъект руководствуется при выборе способов реализации своих интересов, целей.

Любое общество имеет собственные доминирующие ценности, образующие систему ценностей. Системы ценностей различных культур значительно отличаются друг от друга своими доминантами. Они складываются бессознательно, иррационально, как результат коллективного бессознательного. Затем они осмысливаются человеком с точки зрения их значимости для общества. Результатом такого осмысления становится закрепление их в нормах. Культурной нормой (от лат. norma - руководящее начало - правило, образец)обозначим систему поведенческих ожиданий, некий культурный стереотип.

В ходе своего развития социальные общности и группы отбирают наиболее приемлемые и эффективные образцы поведения, которые в свою очередь закрепляются в обычаях . Можно определить обычаи как привычные, нормальные, наиболее удобные и достаточно широко распространенные способы групповой деятельности. Пожимание правой руки при приветствии, еда с вилки, езда по правой стороне улицы, кофе или чай на завтрак - все это обычаи.

Новые поколения людей воспринимают эти общественные способы жизни частично путем бессознательного подражания, частично путем сознательного обучения. При этом новое поколение выбирает из этих способов то, что ему представляется необходимым для жизни. Уже ребенок окружен множеством элементов обыденной культуры. Поскольку он постоянно видит перед собой эти правила, они становятся для него единственно правильными и приемлемыми. Ребенок усваивает эти правила и, становясь взрослым, относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь об их происхождении. Например, для приветствия он автоматически протягивает правую руку, хотя когда-то этот жест означал нечто большее, чем просто приветствие, а именно отсутствие в руке оружия. Человек, приняв и усвоив обычаи определенного общества или группы людей, при столкновении с обычаями и традициями других групп считает их причудливыми, непрактичными, нереальными способами совершения действий. Так, мы, например, не понимаем сдержанности в средствах при приеме гостей в семьях Германии; их же поражает расточительное гостеприимство русских или жителей Средней Азии.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение,называетсятрадицией . Это способ трансляции ценностей, норм и обычаев.

Определенные взаимосвязанные системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования процессов удовлетворения постоянно возникающих, наиболее значимых потребностей. Речь идет, например, о формировании и функционировании семей в обществе, управлении государством, обучении школьников и студентов, распределении произведенного обществом продукта и др. Совокупность обычаев и норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается в его социальных институтах.


Похожая информация.


Структура культуры и ее основные элементы

Рассматривая культуру в широком плане, в ней можно вы­делить материальные и духовные средства жизнедеятельно­сти человека. Иными словами, культура состоит из элемен­тов, образующих определенное единство: материальной и духовной культуры . И те, и другие созданы самим человеком.Решающую роль в этом единстве играет духовная культура. При этом речь не идет об исключении или принижении роли материальной стороны жизни общества. Культура - это единство духовного и материального, но гармония этого един­ства обеспечивается духовной деятельностью человека.

Материальная культура

Материальная культура (материальные ценности) суще­ствует в предметной форме. Это дома, станки, одежда - все, что объект превращает в вещь, т.е. предмет, свойства которо­го обусловлены творческими способностями человека, име­ют целесообразное предназначение.

Материальная культура - это духовность человека, пре­образованная в форму вещи, это, прежде всего, средства ма­териального производства. Это энергетические и сырьевые ре­сурсы, орудия труда (от простейших до сложных), а также раз­личные виды практической деятельности человека. В понятие материальной культуры включают также материально-пред­метные отношения человека в сфере обмена, т.е. производ­ственных отношений. Виды материальных ценностей: здания и сооружения, средства коммуникаций и транспорта, парки и оборудованные человеком ландшафты, - также входят в ма­териальную культуру.

Следует иметь в виду, что объем материальных ценностей шире объема материального производства, поэтому к ним от­носятся также памятники, археологические объекты, архитек­турные ценности, оборудованные памятники природы и т.п.

Материальная культура создается для совершенствования жизнедеятельности человека, для развития его творческих способностей. В истории человечества складывались различ­ные условия для реализации материально-технических воз­можностей человека, для развития его «Я». Отсутствие гар­монии между творческими замыслами и их реализацией при­водило к неустойчивости культуры, к ее консерватизму или утопичности.

Духовная культура

Духовная культура , тесно связанная с материально-тех­ническим развитием общества, включает в себя всю совокуп­ность результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность. Наиболее ранние, сложившиеся виды духовной культуры - это религиозные верования, обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно ис­торических социальных условиях. К элементам духовной культуры относят также искусство, мораль, науч­ные знания, политические идеалы и ценности, различные идеи. Это всегда результат интеллектуальной, духовной дея­тельности человека. Духовная культура, как и материальная, также создается человеком для удовлетворения его опреде­ленных потребностей. Конечно, деление культуры на мате­риальную и духовную в определенной мере условно. Ведь культура - это самопорождение человека как вида . С одной стороны, человек порождает культуру, с другой, - сам выс­тупает ее результатом. Но в интересах анализа такого много­мерного понятия, как культура, примем исходные положения: есть материальное производство - производство вещей, и есть духовное производство - производство идей. Отсюда вытекает и структурное деление культуры.

Различие между материальной и духовной культурой мож­но проследить по различным направлениям. Так, например, ценности духовной культуры (искусство) не знают морально­го старения в отличие от орудий труда, станков и т.п. Кроме того, духовные ценности могут существовать не только в пред­метной форме (книги, картины и т.д.), но и как акты деятель­ности . Например, игра скрипача, актера на сцене и т.п.

Наконец, духовные ценности несут на себе отпечаток лич­ности их создателя : поэта, певца, художника, композитора. Неповторимая индивидуальность автора позволяет нам по­стичь не только содержательную, но и эмоционально-чув­ственную сущность произведений искусства, философских идей, религиозных систем и т.п.

Очевидно, что и потребность в духовных ценностях у че­ловека безгранична, в отличие от уровня материального бла­госостояния, которое имеет пределы. Проявлениями духов­ной культуры выступают обычаи, традиции, нормы.

Обычай представляет собой одно из самых древних явле­ний духовной культуры. В первобытном обществе формиро­вались первые обычаи как регуляторы поведения человека.

Обычаи формируются в основном в бытовой среде, поэтому отличаются устойчивостью, длительностью существования, «живучестью». Они присутствуют в любой развитой культу­ре, как привычные, мало подвергаемые осознанию образцы поведения. («Присядем, друзья, перед дальней дорогой, пусть легким покажется путь» ). Обычай - это стереотип в поведе­нии человека. Обычаи тесно связаны с традициями, которые поддерживаются через обрядовые и ритуальные действия. Как звенья одной цепи следует рассматривать такие понятия, как обычай, обряд, ритуал. Нередко их определяют как мо­мент традиции.

Традицией называют передачу и сохранение социального и культурного опыта от поколения к поколению. В качестве тра­диций выступают те или иные ценности, нормы поведения, обычаи, обряды, идеи. Иногда их воспринимают как пережит­ки, они могут исчезать, а потом возрождаться. Отбор тради­ций производит время, но есть и вечные традиции: почитание родителей, уважительное отношение к женщине и т.п.

Способом существования традиции, кроме обычаев, выс­тупают также обряды или ритуалы. Обряд - это последова­тельный порядок действий, которым завершается обычай. Обряды, как правило, привязаны к определенным датам или событиям (обряд инициации, посвящение в студенты, свадеб­ные обряды, обряды, связанные с окончанием жатвы - «до­жинки») и другие.

В духовной культуре могут действовать нормы. Норма - это общепризнанное правило поведения или действия. Они (нормы) выделяются из обычаев и приобретают самостоятель­ное существование. Поступки человека во многом определя­ются принятыми в обществе нормами. Различают нормы-предписания, нормы-запреты, нормы-образцы . Последние отражают уровень культуры, достигнутый в обществе.

Более сложным и развитым продуктом духовной культу­ры являются ценности. Ценность подразумевает выбор, до­пускает различные, даже противоположные решения и пред­почтения. Ценность включает в себя такие элементы, как ин­терес и потребность личности, долг и идеал, побуждение и мотив. Типы ценностей бывают различными: нравственные, религиозные, художественно-эстетические, политические, витальные (связанные со здоровым образом жизни). Можно также говорить о семейно-родственных ценностях, трудовых, идеологических . Нередко ценности в тех или иных культурах персонифицируются в облике святых, героев, вождей, клас­сиков и т.д. Богатый набор ценностей той или иной культуры свидетельствуют об уровне духовной культуры общества, о ее способности общаться с другими культурами.

Если классифицировать элементы духовной культуры, рассматривая ее как одну из форм общественного сознания, то при таком основании выделяется:

Политическая культура;
нравственная культура (мораль);
эстетическая культура (искусство);
религиозная культура;
философская культура и т.д.

Но это не единственная попытка классификации элемен­тов духовной культуры. При социальном подходе культуро­логи выделяют две формы существования культуры: массо­вую и элитарную . Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах (детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс и т.п.). Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой обще­ства - элита. Содержанием культуры является вся челове­ческая деятельность.

Рассмотрев структуру культуры, следует отметить нали­чие в культуре каждого народа классовых и общечеловечес­ких, национальных и интернациональных ценностей . В тра­диционных обществах с жесткой организацией, авторитетом социальных норм, сильной власти медленно развивались та­кие внеклассовые формы культуры, как наука, техника, язык. Те же формы культуры, на которых базировалась власть гос­подствующих классов, были достаточно развитыми. Это , искусство. Так, например, в нашем обществе, где «гегемоном» был объявлен рабочий класс, культура строилась по мерке пролетарской культуры, что привело к обострению проблемы общечеловеческих ценностей.

Общечеловеческие, т.е. надклассовые ценности , есть в каждой национальной культуре. Национальный характер культуры проявляется не только в самосознании, в ментали­тете нации, но и в том, что свою культуру каждый народ счи­тает и родной и общечеловеческой одновременно. Слово «люди» означает в названиях многих племен и народов «на­стоящие люди», т.е. каждый народ вполне естественно счита­ет настоящим человеком прежде всего самого себя. В каче­стве примера гармоничного сочетания национальных и ин­тернациональных начал в культуре обычно называют Япо­нию. С одной стороны, Япония - традиционное общество с особыми традициями, обычаями, ценностями, с другой сто­роны, в последние десятилетия эта страна сумела удачно со­единить интернациональные технологии, новации в сфере техники и производства с национальными особенностями своей культуры и вырвалась вперед в гармоническом сочета­нии одного и другого.

Большую роль в развитии культуры играют потребнос­ти. Потребность - это необходимость в чем-либо, это оп­ределенное состояние человека, связанное с чувством необ­ходимости, удовлетворения. Потребность заставляет челове­ка действовать. Есть первичные потребности человека - при­родные, и вторичные - социальные или культурные . Куль­турные потребности человек ценит выше, чем природные, хотя жизненная ценность последних часто недооценивается (чистый воздух, чистая вода, естественная природа). Роль по­требностей заключается в том, что у человека с их возникно­вением пробуждается интерес к чему-то. Это ведет к твор­ческой деятельности, к каким-то открытиям, изобретениям, идеям и т.п. В результате создаются определенные ценности, производство которых и представляет собой культуру.

Физическая культура

— это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания, пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные физические навыки и координированные движения вроде балетного танца, движения рук токаря, хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию движений тела применительно к тем или иным профессиональным задачам.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры , как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности .

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Культура - в широком смысле слова - все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди, таким образом, являются создателями культуры и одновременно - ее созданиями. Рассматривая культуру как особое явление в жизни общества, не следует забывать, что она в конечном счете определяется социально-экономическими факторами. Важнейшие черты культуры (прежде всего идейное содержание) обусловлены ее принадлежностью к той или иной социально-экономической формации. культурный этнос социальный

Вопрос о функциях культуры, о происхождении и распространении на планете всего созданного человечеством - это тема поистине неисчерпаемая и ее систематическое освещение могло бы составить сотни, если не тысячи, томов. Несмотря на все свое многообразие, культура человечества едина и развивается по общим законам. Образ культуры, складывающейся из действий и знаний миллионов людей - в сотнях стран и за многие тысячи лет.

Есть в археологии понятие - культурный слой. Так именуют ученые слой земли, содержащий следы деятельности человека. В пещерах, где жили первобытные люди, на месте древнейших стоянок человека находят исследователи каменные орудия, золу, кости животных, черепки посуды, украшения и др. Эти находки позволяют восстановить картину производственной и духовной жизни человеческих коллективов в глубокой древности. Ныне культурный слой покрывает почти всю планету. Но что же следует понимать под словом «культура»? Договориться об этом ученым до конца и по всем пунктам до сих пор так и не удалось. 164 определения понятия «культуры» насчитали четверть века назад в научных работах американские ученые А. Кребер и К. Клакхон.

Культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Культура - это социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. Что только не включается в понятие «культура»! Составляющие ее элементы связаны между собой. Имеет место, например, взаимосвязь между типом хозяйства и характером религиозных верований. С типом хозяйства связаны также некоторые характерные черты воспитания детей. Наличие различных внутренних взаимосвязей между частями и элементами культуры позволяет рассматривать ее как целостную систему. Однако следует иметь в виду, что такого рода связи большей частью весьма гибки и оставляют многим даже важнейшим чертам культуры значительную свободу.

При огромном многообразии культур разных народов на нашей планете часто можно по отдельным мелким деталям воссоздать достаточно полную картину культуры того или иного народа в целом.

Системность отдельных народов, культур, вместе составляющих общую культуру человечества, хорошо видна не только при сравнении обществ, располагающихся на одних и тех же ступенях общественного развития. Чрезвычайно интересно и полезно оказывается рассмотреть внутри отдельных культур те их черты, которые связаны с конкретными естественными, природными условиями и повторяются почти всюду, где эти условия сходны.

В целом же общие черты, имеющиеся в культуре разных народов, могут быть обусловлены самыми разнообразными факторами: общностью уровня их социально-экономического развития, сходством природной среды, традициями и т. д. В то же время культура чрезвычайно многолика, по-своему самобытна у каждого народа. Иногда в качестве основного фактора, объединяющего людей, указывают на общность их культуры и быта. Но нередко у совершенно разных народов наблюдается сходство в бытовой культуре и образе жизни. Дело в том, что народ, этнос, характеризуется не каким-то одним из этих признаков - только языком, только общей культурой и т.п., а их совокупностью.

Культура отдельных народов - скажем точнее, этнические культуры - отличаются друг от друга постольку, поскольку у разных народов действия, направленные на удовлетворение одних и тех же потребностей, выполняются часто по- разному. Различий можно насчитать великое множество. Их принято называть этническими или этнорегиональными, если они относятся к группе народов. Каждому народу присущие ему черты культуры представляются обыкновенными, естественными, нередко даже единственно правильными. Но его представителями особенности поведения и быта, обычнейшие поступки людей другого народа могут восприниматься как странные, более того, порою даже невероятные.

Есть у культуры значительная и важнейшая задача - преобразование мира. Она отвечает тем потребностям человека, каких нет ни у одного другого существа, воплощаясь, прежде всего в производстве материальных благ, орудий и средств производства. Явления культуры многогранны, способны поворачиваться к человеку разными сторонами.

Культура неразрывно связана с природой. Но при всей значимости влияния природных факторов на культуру было бы упрощением полагать, что они полностью определяют ее возникновение и развитие. Уровень общественного развития, а соответственно и культуры зависит прежде всего от развитости производительных сил.

Оказывая влияние на культуру общества, природа сама испытывает немалое воздействие со стороны последнего. Одним из результатов этого воздействие является культурный ландшафт - преобразованная обществом природа, среда его существования.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Культура как одно из древнейших явлений человеческой жизни. Этапы становления древнейшей культуры, характерные особенности искусства на самых ранних стадиях человеческой цивилизации. Материальная культура первобытных людей, анализ архаичной культуры.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Культура первобытного общества как древнейший период человеческой истории. Изобразительное творчество первобытных людей. Магия, фетишизм, тотемизм, обряды как основные формы первобытных верований. Обряды и традиции, которые дошли до нашего времени.

    реферат , добавлен 18.03.2015

    Культурная и природная реальности. Природа и культура - основные сходства и различия. Теории русских ученых о биологической связи природы и культуры. Экологическая культура. Пути выхода из сложившейся ситуации - как их видят ученые.

    реферат , добавлен 08.12.2002

    Понятие культура как совокупности всех материальных ценностей, знаний и переживаний для воспроизводства, сохранения и совершенствования человеческой жизни. Элементы нравственной культуры, представленные субъектами общества и их взаимоотношениями.

    реферат , добавлен 29.09.2011

    Основные функции культуры. Природа и человек на раннем этапе человеческого развития. Человек как субъект культурного процесса, среда обитания, формирующая человеческую сущность. Цивилизация как переход человека из первобытности в цивилизованное состояние.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2011

    Сущность и особенности проектирования. Смысл культурной деятельности. Структурные элементы социокультурного проектирования. Культура как процесс (и качество) человеческой деятельности. Институциональные и неинституциональные формы ее осуществления.

    презентация , добавлен 20.05.2014

    Этимология слова "культура". Соотношение внешнего и внутреннего (материального и духовного) в культуре. Что такое материальная культура, роль духовной культуры. Внутренняя культура личности как определяющий фактор формирования внешней культуры общения.

    статья , добавлен 07.02.2010

    Происхождение и смысл термина культура. Культура как необходимое условие человеческой жизни. Характеристика пранародов, культурных народов. Методы постижения смысла истории. Многообразие локальных цивилизаций. Возможности будущего славянской культуры.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Понятие культуры. Социализация - функция культуры. Отбор культурных форм. Общие черты различных культур. Этноцентризм и культурный релятивизм при изучении культуры. Культура как основа общества. Структура культуры. Роль языка в культуре и жизни общества.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Содержание. 1. Введение 2. Мировая культ ура как целое. 3. Структура кул ьтуры 4. материальная культура 5. Духовная куль тура 6. Художественная к ультура Введ ение. Куль тура – (лат) возделывание, воспитание, образ ования, развитие. Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, предс тавлений в продуктах материального и духов ного труда в, с истеме социальных но рм и учреждений, в системе духовных цен ностях, в совокупности отношение людей прир оде между собой и к самим себе. В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов. В узком с мысле слова культур а – облагораживания телесных, душевных скл онностей и способностей человека. К ультура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинает ся там, где содержание обретает совершенную форму. / Большаков. / Куль тура представляет собой объект особой слож ности. Она не является природным объектам хотя и связана с природой тысячами нитей. Культура целиком зависи т от человека имеет субъективный то есть исх одящей от субъекта источник происхождения наполненный в тоже время и объективным содержанием. Любой объект культуры имеет смысл только в деятельности человека об ретает свое подлинное бытие в том случ аи когда он и меет смысл и значения для субъекта который его испол ьзуют потребляет распредмечивает в процессе всей своей жизнедеятельности. Человек – существо постоянно меняющее ся «становящиеся» развивающиеся. Он деятельно присваивает себе мир воспринимает культуру как живой организм постоянно меняющ ийся вместе с ним. Человек и культура – объект коэволюционно развивающийся вза имно влияющие обогащающие и творящие друг друга. В этом смысле можно говорить о культуре не только как о результа те деятельности человека но и ка к о процессе как о том что на ходится в постоянном становление. Связующим звеном коэволюции выступает именно деятельно сть субъекта. В противоречивой сущности чел овеческой деятельности заключены определения и противоречия культуры ее бытия как ос обой созданн о й человеком системы. Чтобы рассмотреть культуру в качестве с истемы следует ответь на вопросы является ли мировая культура некоторой целостность ю, и, если да то какова ее структур а? Мировая культура как целое. Мировая культура во времени и прос транстве п естра неисчерпаема в своих единичных проявлениях поражающе богата много образна имеет массу модификаций представлена развитыми развивающимися всевозможными переходны ми формами. Тем не менее для нее х арактерны такие общие черты как внебиологичность выступающ ие в качестве субстанциональной основой культуры; технологич ность то есть наличие механизмов приспособ ительно – преобразовательного отношения субъе кта – творца к среде; продуктивность т о есть творчески порождающий характер быти я в мире; стереотипичность – с пособность воспроизведению. При таком рассматри вание мировая культура как целое является способом деятельности, технологий родового субъекта (человечества), порожденной социумом, характеризуем в своем бытии единством прис пособительно– преобразовательного и стереот ипно – продуктивного моментов. Как бы ни были многообразны формы культуры в них наглядно обнаруживается черты единства совпадения в предметах культуры в спосо бах деятельности людей независимо от хроно логической и географической отдаленности. Неде л имость мира единства мировой культуры общность культурного богатства челове чества признавалась всеми прогрессивными мысли телями как подлинно гуманистический принцип рассмотрения культуры. Тенд енция рассмотрения мировой культуры как це лого на основе признан ия единства истории где субъект творит мировой процесс деятельности по производству материальных и духовных ценностей где есть общие механизмы производства сохранения распространени я обмена созданными человечеством культурными богатствами все более пробив а ет себе дорогу. Представление о мировой культуре взятой как целое в ее деля щем бытии (всемирной истории) не исключает а предполагает ее синхронное единство в каждый данный исторический период. Рас смотрение этого вопроса накапливается на н еобходимость опре д еления конкретно – исторического типа связей образующих культурное целое. Известно что связность – это определяющий признак целого. Временное единства культуры обретает подлинную нагл ядность с исторического периода нового вре мени а переход к информационно г о общества делает этот процесс нео споримым. Всепланетарный обмен деятельностью ин формацией позволяет передавать от одного с убъекта к другому свои «сущностные силы» и является фундаментальной связью своего социокультурного континуума. Социокультурный контин уум как нечт о целое не является аморфным. Он облада ет внутренней структурой выступает в качес тве сложной системы принцип системности – важной аспект философской методологии изучении такого развивающего объекта как культура. С связан ряд нормативных требов а ний предписывающих вести исследования так чтобы понять исследованный объект как систему как взаимную связь элементов как структурную целостность. Структура культуры. Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия м ежду двум я типами деятельности. Оно осуществляется исходя не только из разл ичий производственных «продуктов» но и по внутренним характеристикам самой деятельности по совокупности условий и связей обра зующих эту деятельность. Видимо тот внутрен ний стержень деятельн о сти который связан с принадлежностью ее основ к материальному и духовному производству по зволяет отличать материальную культуру от духовной. С учетом их диалектического единс тва и подвижности граней отделяющей матери ального от духовного различение матери а льной и духовной культуры находит свое место во внутреннем структурировании целостного феномена культуры. Культура будучи сложным объектом не может быть одномерной. При изучении этого многомерного образования выде ляют две грани – технико – технологи ческую и предметно – продуктивную. О ни характеризуют особенности развертывания мат ериальной деятельности субъекта что позволяет выделить в первую очередь слои матери альной культуры. Наряду с материальной прин ято выделять еще два специфических слоя это духовная и художественная ку льтура каждый слой культуры обладает своим и внутренним строением. Материальная культура. В рамках материальной деятельности следует выделить четыре обла сти материальной культуры: 1. Плоды материального производств а предназначен ы для человеческого потр ебления а также технические сооружения осн ащающие материального производства. Это так называемая «материальная культура» - все от прошлых эпох – орудие труда оружие постройки одежда плоды сельскохозяйственного ремесленного промышле н ного производс тва. 2. Культура восп роизводства человеческого рода способа поведен ия человека в сфере интимных отношений сфера естественно – родового отношения мужчины и женщины в чувственной мере х арактеризует ступени общей культуре человека. 3. В культуре физического развития телесная сторона человека выступает как объект приложения его деятельности культивирование физических возможностей человека гармонизация его телесны х проявлений физических качеств двигательных навыков и умения – все это объедин яется в понятие физическая культура. 4. Под культурой социально – политической как областью материальной культуры следует понимать все многообразие учреждений и практических де йствий которое составляет реальное «тело» общественного бытия то что обычно называет ся «социальной материей» Таковы четыре подразделения предметно – продукт ивного слоя материальной культуры охватающие возможные и необходимые направления практиче ского преобразования человеком материального б ытия природного и социального компонентов. На каждом из этих направлениях челов еческой деятельности вырастают своеобразные фо рмы материального общения людей поскольку вне общения никакая человеческая деятельность несмыслема. Материальная коллективная деятельн ость требует не только духовного но и не посредс т венно материального общения ее участников в процессе произв одства в социально – политической практик и в семейной жизни и т. п. Духовная культура. Духовн ая культура вырастает как идеальная сто рона материальной деятельности производна от нее его определяе тся. Однако при определенных условиях будучи объективированной закрепленной механизмов социальной памяти, духовная культура как устойчивая матрица духовной жизни, менталитет общества может играть на различных этапов общества и ведущую роль. Если встават ь на точку зрения что деятельность имеет с ложную структуру и включает в себя так ие виды как преобразовательные, ценностно – ориентационная и коммуникативная, то дух овной культуре можно выделить четыре разде ла: 1. Первый порождается социальной активностью ч ело веческого воображения это проективный вид деятельности имеющий величайшую культурную цен ность. Он предшествует материальной практики, предлагая ей идеальные модели будущих к онструкций. В истории культуры проективная деятельность, зародившись и развивая с ь постепенно превратилось в специализи рованную отрасль духовного производства. Резуль татами этого вида деятельности становятся идеальные модели, проекты и чертежи техниче ских сооружений, конструкций, машин. 2. Близкую к этому внутреннюю структуру имеет вто рая область духовной культуры охватыва ющиеся познавательной деятельности человека. Он а выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутрен нем мире. Знание является элементом в э той области духовной культуры. 3. Строение трет ьег о раздела духовной культуры, связанн ого с ценностно – ориентационной деятельн остью, еще более своеобразно. В целом о но определяется все тем же различием п редметов на которое обращена данная деятел ьность. Знание оценка выступает связующим з веном с выше наз в аным структур ным элементом культуры. Знание выступают ка к бы оценочно фильтром, они не отделимы от оценочной деятельности. Диалектический характер отражения выражается в том, что оно выступает как познание мира и к ак отражение значимости последнего для це л ей общественной практики. Осмыслен ный характер познаний пониманием мира пред полагает не просто знания, о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценностей его знаний, творений, ценностей самого мира культуры в котором живет ч е ловек. Мир человека – это всегда мир ценностей он наполнен для него смыслом и зн ачениями. Четвер тей духовной культуры является духовная об щение людей во всех конкретных формах его проявления. В формы эти определяются особенностями предмета коммуникации. Не посредственным партнера человека в общении может быть другой человек. Душевный ко нтакт партнеров, в ходе которого происходит обмен информацией – высокое культурная ценность. Принятие той или иной цели, понимание какого либо вопроса проблемы углубляется и м енно потому что человек видит в синхронных переживаниях па ртнерах по общению сходное со своими п ереживаниями. Духовное общения может происходит ь на меж личностном уровне. Есть ещё одна специфическая форма общения. Наиболее ценные моменты духовной жизни о б щества объективируясь входят в фонд культуры своеобразную ""память "" общества. Объе ктивированные в речи, книгах, произведениях искусства результаты духовной деятельности пос тоянно ""потребляются "" распредмечиваются, становятся достоянием сознания людей. В э том случае осуществляется как бы опосредов анное общение между людьми разных поколени й, эпох, культур через объектированные резул ьтаты духовной деятельности. Художественная культура. Художественная культура – есть особая область культуры образова вшаяся б лагодаря вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (худ ожественного восприятия мышления творчества, пе реживания и т.п.). художественная культура им еет особые формы материального воплощения, духовна в своей основе, имеет как прави ло изобразит е льный характер. Это особая целостная структура в которой ма териальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим форма м духовной деятельности и позволяет выдели ть, художественную, культурную как особый са мостоятельный и центр а льный слой культуры, который вплотную подходит с од ной стороны к сдою материальной культуры (близость архитектуре к технике), а с другой стороны к слою культуры духовной (близость к литературы к науке) Внутренние строение х удожественной культуры исследо вано пока не достаточно. Чаще всего в художественн ую культуру сводят к коммуникативной схеме художник – искусство - публика. Это ни какая самоуправляемая система где элементами является «художественная производства – худ ожественные ценности – художествен н ое потребление» . В художественной культ уре человеческая деятельность представлена все ми своими видами которые не только сли ваются, отождествляются в самом искусстве, н о и специфические преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство с в оими институтами. Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме худож ественного производства. Коммуникативная деятельнос ть в виде произведений искусства, поскольку восприятие произведения искусства есть св оего рода общения публики с автором или его произведением. Ценостно – ори ентационная деятельность входя в состав ху дожественной культуры, специализируется на оцен ках произведения искусства. Познавательная деят ельность со своей стороны проявляется в виде специфического инте р еса к искусству, изучаемого в рамках искусствове дческих наук. Центральным звеном художественной культуры является искусство как совокупно сть деятельности в рамках художественного творчества субъекта и его результатов. Худо жественная культура представляет с обо й относительно автономную и само управляем ую систему циркулирования специфической не перекодируемой эстетической информации, все звенья скреплены сетью прямых и обратных связей. Таким образом, подводя итоги сказанном у, не обходимо подчеркнуть что фено мен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционирования деятельности суб ъекта (человечества, народов социальных групп, индивидов). При всем многообразии форм пр оявления культура выступает как не кое целое, система. Лите ратура: 1. «Культоро л огия» . – М: общество «Знание» Рос сийской Федерации, 1993 2. Каган М.С. «Человеческая деятельность» . М., 1974. 3. «Проблемы фил ософии культуры» . Под ред. Келле В. Ж. М.,1984 4. Тойнби А.Дж. «Постижение истории».М.,1991 5. «Философия и культура» . Отв. Мшвени радзе В. В М.,1997

Человек, общество, культура являются системными объектами. Но несравненно более сложными, чем природные системы.

Система – взаимосвязанное множество.

Ф.Бродель и И.Валлерстайн (представители «Школы Анналов») ввели в обиход термин миросистема . Они выделили в миросистеме три арены коллективных человеческих действий:

Экономическая,

Политическая,

Социальная (социокультурная).

Культура понимается как система, и система высшего уровня сложности, благодаря своей природе.

Онтогенез (греч. ontos – сущее + генезис ) – индивидуальное развитие растительного или животного организма, охватывающее все изменения, которые он претерпевает от момента зарождения до окончания жизни.

Филогенез (греч. phyle – племя, род, вид + генезис ) – историческое развитие органическогшо мира, его типов, классов, отрядов, семейств, родов и видов.

Как и в биологии, филогенез и онтогенез культуры изоморфны .

Изоморфность филогенеза и онтогенеза свидетельствуют о том, что

культура есть целостно-всесторонний способ очеловечивания человека (и человеческого рода и отдельного его представителя) в процессе обретения им таких качеств, которые природе неизвестны и порождаются преобразованием биологической формы бытия в социокультурную.

Начинается этот человекотворческий акт с того, что наш предок встал на ноги . Потом все дети будут повторять это, но уже с помощью мамы. Этот факт обнаруживает свою внегенетическую, человечески-самостоятельную, т.е. – культурную сущность.

Изменение анатомии человеческого тела имело решающее значение на развитие мозга , а именно асимметрию полушарий .

Деятельность левого полушария привела к возможности абстрактного мышления и его словесному выражению . Т.е. произошло «овнешнение» мысли. Интеллектуальная информация опредмечивалась в речи. Это послужило условием её обобществления – т.е. передачи другим людям в ходе совместной коллективной деятельности.

Таким образом, первичная форма существования культуры – физическая культура . Это физическая форма культуры , фундамент всей вырастающей на нём сложнейшей духовной и художественной культуры.

Человек является природным существом – особого вида животным. Но система его бытия

не одномерно-биологична (позитивисты),

не одномерно-социальна (вульгарные социологи),

не одномерно-духовна (теологи и религиозные философы),

не одномерно-культурна (антропологи-рационалисты от К.Линнея, автора выражения

человек разумный , до Й.Хёйзинги),

не двухмерна – биосоциальна (zoon politikon – по Аристотелю,

общественное животное – по К.Марксу),

а трёхмерна – биосоциокультурна .


Т.е человек есть животное, творящее культуру и творимое культурой, живущее в обществе и по законам общества.

Сложность системы человеческого бытия объясняется рядом факторов :

5. деятельность человека управляется программами, которые и в онтогенезе, и в филогенезе транслируются не биогенетическим путём, а социокультурной генетикой . Эта трансляция обеспечивается механизмом опредмечивания и распредмечивания:

6. деятельность человека (а тем самым и сущность культуры) определяются неизвестной животным свободой выбора индивидом своего генетически неопределённого поведения в условиях социального сосуществования множества индивидов и соответствующей зависимости каждого от включающих его надиндивидуальных общественных структур.

7. ширина спектра индивидуального разброса человеческих качеств , которой не было в природе, и которая конституировала неповторимость индивида как уникального системного объекта.

8. превращение психической активности , которая присуща животным, в специфически культурную духовную деятельность человека . Это оказалось необходимым для собственно культурной (т.е. для генетически не программируемой) деятельности человека и стало возможным благодаря работе человеческого мозга.

Благодаря этому ансамблю качеств культура становится исторически развивающейся формой бытия человечества, которая реализуется в деятельном существовании индивидов.

Культура есть системная, исторически образовавшаяся и исторически изменяющаяся многосторонняя целостность специфически человеческих способов деятельности и её опредмеченных результатов – материальных, духовных и художественных (материально-духовных).