Как начинался творческий путь гоголя. О жизни и творчестве николая васильевича гоголя

Кратко описать очень трудно - слишком многогранным было его литературное наследие и значение для развития русской литературы.

Путь мастера

Творческий путь писателя трудно разбить на ярко выраженные этапы, характеризующиеся общими темами и жанрами произведений. Материальность и мистика, юмор и трагедия, реализм и романтичность всегда соседствовали в его рассказах, повестях, пьесах.

Условно, творчество Гоголя, как и любого другого писателя пытаются делить на этапы: начало пути - сборники " ".

В этом сборнике повестей на темы украинского фольклора, якобы пересказанных со слов старого казака, писатель в сказочном и фантастическом стиле описывает пришлое и настоящее украинских крестьян, их быт и предрассудки, не забывая и о социальных противоречиях; молодость - сборники повестей "Миргород" и "Арабески" объединяют произведения на различные темы и в разных жанрах.

В них соседствуют настоящий рыцарский роман " ", литературный триллер "Вий" с описанием быта мелкопоместного дворянства и чиновничества, размышлениями на тему искусства, истории, сложности человеческих взаимоотношений; зрелость - пьесы.

" ", "Женитьба", "Игроки", сюжет которых не только остро высмеял современную писателю действительность, но и по сей день не утратил своей актуальности.

Исключения из правил

Несмотря на такое типичное для творчества любого писателя деление, многие исследователи творчества Гоголя, считают, что, на самом деле, только два произведения можно отнести к отдельным этапам развития, а именно - к началу пути и к вершине творчества:

  • 1. "Ганц Кюхельгартен" - начало творчества. Первое произведение писателя. В годы юность писателя все помещики и дворяне коротали время за кропанием стихотворных произведений на романтические темы. Не избежал этого и Гоголь. Его единственное рифмованное произведение, не вызвало восторга ни у современников, ни у будущих поколений.
  • 2. " " - венец творения великого мастера. Произведение, называемое автором "поэма", впитала в себя весь писательский опыт Гоголя, соединила все стороны его творчества.

Особняком стоит также повесть "Шинель". Жуткий рассказ о примитивных мечтах человека в суровом мире, о его готовности отдать свою никчемную жизнь за жалкое пальто. Это произведение и теперь, несмотря на потребительское изобилие, актуально, не менее, чем во времена Гоголя.

Отдельно также хочется сказать о мистике, так или иначе присутствующей в большинстве его произведений. В "Страшной мести" и "Мертвых душах", в "Ночи перед Рождеством" и "Шинели" - мистика не только пугает читателя, но и помогает объяснить мировоззрение персонажей.

Значение в истории

Творчество писателя оказало огромное влияние на всю русскую литературу девятнадцатого - двадцатого веков. Его высоко ценили, как при жизни, так и после смерти писателя (наверное, единственный пример в истории). Без Гоголя не было бы а. Произведения великого автора переводятся на все языки мира. Многие из них были экранизированы.

Такая популярность его персонажей и сюжетов объясняется тем, что проблемы, поднимаемые в его произведениях: чинопочитание, коррупция, суеверие, склочность, бедность, существуют и по сей день во всех странах мира и будут существовать еще долгое время. Но даже, когда они исчезнут, книги Гоголя будут служить источником знаний об этих отвратительных явлениях.

Николай Васильевич Гоголь - гениальный русский писатель, человек, которого знают, в первую очередь, как автора актуального на все времена произведения «Мёртвые души», личность с трагической судьбой, которая окутана ореолом тайны до сих пор.

Краткая биография и творческий путь

Родился Гоголь 20 марта (или 1 апреля по новому стилю) 1809 года в Сорочинцах Полтавской губернии в многодетной семье помещика. В детстве Гоголя воспитывали на принципах взаимного уважения, любви к природе и литературному творчеству. После окончания Полтавского училища, юноша поступил в Нежинскую гимназию для изучения юстиции. Он интересовался живописью, вникал в принципы русской словесности, но писал в те годы не слишком мастерски.

Литературные достижения

С переездом Гоголя в северную столицу в 1828 году начался его литературный путь в качестве уникального автора. Но сложилось всё гладко не сразу: Николай Васильевич служил чиновником, занимался живописью в Академии Художеств и даже предпринимал попытки стать актёром, но ни один из упомянутых видов деятельности не приносил ожидаемого удовлетворения.

Знакомство с такими влиятельными фигурами в обществе, как , и Дельвиг помогло Гоголю проявить неординарность своего таланта. Первым его опубликованным произведением стал «Басаврюк», затем «Вечер накануне Ивана Купала», подаривший писателю первую известность. Позже мировая литература стала узнавать Гоголя по оригинальным пьесам, таким как «Ревизор», повестям («Нос») и рассказам с украинским колоритом («Сорочинская ярмарка»)

Завершение жизненного пути

Одним из последних витков биографии писателя стали путешествия за границу под влиянием отрицательной реакции публики на постановку «Ревизора». В Риме он работает над «Мёртвыми душами», первый том которых издаёт после возвращения на Родину. Но, кажется, автора ничего не радует: он впадает в депрессию, духовно ломается, и накануне своей смерти, 21 февраля 1852 года, просто сжигает второй том законченного произведения.

Загадочная смерть

Удивительно, но кривотолки по поводу того, от чего именно умер великий русский писатель, не утихают до сих пор. Даже современные врачи не могут поставить точный диагноз, хотя по сообщению биографов, Гоголь с детства был болезненным ребёнком. Несмотря на разнообразие диагнозов, которые могли привести к кончине - от рака до менингита, от тифа до сумасшествия - выдвигалась даже версия отравления писателя ртутью.

Странности и чудачества

Русская и мировая литература знает Гоголя, как человека, чьи бессмертные творения призывают к доброму свету, истинному разуму и духовному совершенству. В то время как жизнь самого писателя насыщена весьма странными и неоднозначными явлениями. Некоторые исследователи уверены, что Николай Васильевич страдал шизофренией, а также приступами психоза и клаустрофобии. Писатель лично утверждал, что имеет смещенные органы в теле, некоторые из которых и вовсе размещены вверх ногами. Современники говорили, что он поражал всех нетипичными для человека его уровня привязанностями, например, рукоделием, сном в сидячем положении, а письмом, напротив, только стоя. Была у прозаика также страсть к катанию хлебных шариков.

К другим необычным фактам из биографического пути писателя можно отнести и следующее:

  • Гоголь никогда не был женат. Он делал предложение женщине всего единожды, но был отвергнут.
  • Николай Васильевич любил кулинарию и готовку, часто угощал знакомых блюдами собственного приготовления, в том числе и особым напитком с участием рома под названием «гоголь-моголь».
  • У писателя постоянно были с собой сладости, которые он не уставал жевать.
  • Он был человеком застенчивым и очень стеснялся собственного носа.
  • Особое место в жизни Гоголя занимали страхи: сильная гроза действовала ему на нервы, да и вообще, человек он был, не чуждый религиозно-мистическим и суеверным соображениям. Возможно, именно поэтому мистика всегда преследовала прозаика: к примеру, сам он говорил, что его повесть «Вий» - не что иное, как народное предание, которые он когда-то слышал и просто перезаписал. Но ни историки, ни фольклористы, ни исследователи в других областях так и не нашли об этом упоминаний.

Не только судьба и творчество, но даже смерть писателя - одна сплошная тайна. Ведь при перезахоронении, он был обнаружен повернутым набок.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Является Николай Гоголь. Книги его знакомы каждому. По его произведениям снимают фильмы и ставят спектакли. Творчество этого писателя весьма разнообразно. В нем присутствуют как романтические повести, так и произведения реалистической прозы.

Биография

Николай Гоголь родился на Украине в семье полкового писаря. Талант сатирика в нем проявился рано. Неутомимую жажду к знаниям проявлял уже в детстве Гоголь. Книги в его жизни играли большую роль. В Нежинском училище, где он получал образование, ему не дали достаточных знаний. А потому он выписывал дополнительно литературные журналы и альманахи.

Еще в школьные годы он начал составлять остроумные эпиграммы. Предметом насмешек будущего писателя были учителя. Но подобным творческим изысканиям лицеист не придавал особого значения. После окончания курса он мечтал уехать в Петербург, полагая, что там сможет устроиться на государственную службу.

Служба в канцелярии

Мечта сбылась, и выпускник лицея покинул родные края. Однако в Петербурге он смог получить лишь скромное место в канцелярии. Параллельно этой работе он создавал небольшие Но были они плохи, и почти все экземпляры первой поэмы, которая называлась «Ганс Кюхельгартен», он скупил в книжной лавке и собственноручно сжег.

Тоска по малой родине

Вскоре неудачи в творчестве и материальные затруднения повергли в уныние Гоголя. Северная столица стала вызывать в его душе тоску. И все чаще служащий мелкой канцелярии вспоминал милые сердцу украинские пейзажи. Не каждый знает, какая книга принесла Гоголю известность. Но нет в нашей стране школьника, которому было бы неизвестно произведение «Вечера на хуторе близ Диканьки». Создание этой книги было навеяно тоской по малой родине. И именно это литературное произведение принесло известность Гоголю и позволило получить признание собратьев по перу. Хвалебного отзыва самого Пушкина был удостоен Гоголь. Книги великого поэта и писателя в юности оказали на него решающее влияние. А потому мнение корифея литературы было особенно ценным для молодого автора.

"Петербургские повести" и другие произведения

С тех пор Гоголь был вхож в литературные круги. Он близко общался с Пушкиным и Жуковским, что не могло не повлиять на его творчество. Отныне писательство стало для него смыслом жизни. К этому делу он стал относиться весьма серьезно. И результат не заставил себя ждать.

В этот период были созданы самые известные книги Гоголя. Список их говорит о том, что писатель работал в чрезвычайно усиленном режиме и не отдавал особенного предпочтения тому или иному жанру. Его произведения вызвали резонанс в мире литературы. О таланте молодого прозаика писал Белинский, отличающийся удивительной способностью распознавать уникальные способности на раннем этапе. Реалистическое направление, заложенное Пушкиным, развивалось на достойном уровне, о чем свидетельствуют книги Гоголя. Список их включает следующие произведения:

  • "Портрет".
  • "Записки сумасшедшего".
  • "Нос".
  • "Невский проспект".
  • "Тарас Бульба".

Каждое из них уникально в своем роде. В некотором смысле стал новатором Николай Гоголь. Книги его отличались тем, что в них впервые в истории русской литературы была затронута тема Сделано это было поверхностно, но до этого судьба тысяч простых людей изображалась в художественной литературе лишь вскользь.

Но как бы ни был силен и уникален талант создателя «Шинели», особый вклад в литературу он внес все же благодаря написанию «Ревизора» и «Мертвых душ».

Сатира

Ранние произведения принесли Гоголю успех. Однако писатель был этим не удовлетворен. Гоголь не желал оставаться всего лишь созерцателем жизни. В его душе все сильнее крепло осознание того, что миссия писателя чрезвычайно велика. Художник способен донести до своих читателей свое видение современной действительности, тем самым оказывая влияние на сознание масс. Во благо России и ее народа творил отныне Гоголь. Книги его свидетельствуют об этом благом стремлении. Поэма «Мертвые души» стала величайшим произведением в литературе. Однако после выхода первого тома писатель подвергся жестким нападкам со стороны приверженцев консервативных взглядов.

Непростая ситуация, которая сложилась в жизни и творчестве писателя, привела к тому, что завершить поэму ему так и не удалось. Второй том, который был написан незадолго до смерти, писатель сжег.

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губер-нии. Писатель происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у них было около 400 душ кре-постных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственны-ми священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и посту-пил в гетманскую канцелярию; именно он при-бавил к своей фамилии Яновский другую — Го-голь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украин-ской истории XVII века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения).

Отец писателя, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей се-мьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине, замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье помимо Николая было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведы-ваясь вместе с родителями в окрестные мес-та — Диканьку, принадлежавшую министру вну-тренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери — Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была об-ширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Их дополняли исторические предания и библейские истории, в частности рассказыва-емое матерью пророчество о Страшном суде и неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором за-гробного воздаяния».

Вначале Гоголь учился в Полтавском уездном училище (1818—1819), потом брал частные уро-ки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 го-да поступил в только что основанную Нежин-скую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно посредственно, зато отличался в гим-назическом театре — как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и прозе, преиму-щественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, как, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государст-венной службе на поприще ЮСТИЦии; такое ре-шение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время рас-следования Гоголь давал показания в пользу профессора).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 го-да вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург. Но его ожидают лишь разочарования: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гим-назическую пору и изданная в 1829 году (под псевдонимом В. Алов), получает убийственные

отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и сжигает его); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829 года). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается поступить на службу — сперва в Департамент государствен-ного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятель-ность не приносит Гоголю удовлетворения, зато новые публикации (повесть «Бисаврюк, или Ве-чер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) об-ращают все большее внимание читающей рос-сийской общественности. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, который у себя дома в мае 1831 года (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

Осенью того же года выходит первая часть сборника повестей из украинской жизни «Вече-ра на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась вторая часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, ис-кренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!..» Вме-сте с тем «веселость» гоголевской книги обнару-живала различные оттенки — от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренно-сти чувств гоголевских персонажей мир, в кото-ром они живут, трагически конфликтен: происхо-дит расторжение природных и родственных свя-зей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастичес-кое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах» проявилось нео-быкновенное искусство Гоголя создавать цель-ный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Го-голь становится знаменит. Летом 1832 года его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным, С. Т. Аксако-вым и его семейством, М. С. Щепкиным и дру-гими известными деятелями культуры. Следую-щая поездка Гоголя в Москву, столь же успеш-ная, состоялась летом 1835 года. К концу этого года он оставляет педагогику (с лета 1834 года занимал должность адъюнкт-профессора все-общей истории Санкт-Петербургского универ-ситета) и целиком посвящает себя литератур-ному труду.

1835 год необычайно плодотворен: выходят следующие два сборника прозаических произ-ведений — «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях), начата работа над поэмой «Мертвые ду-ши», закончена в основном комедия «Ревизор», написана комедия «Женихи» (будущая «Женить-ба»). Сообщая о новых достижениях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836 года), Пушкин отмечал в «Со-временнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Же-лаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частно-сти как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые

художественные миры на карте гоголевской

вселенной. Тематически близкий к «Вечерам»

(«малороссийская» жизнь), миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещи-ки», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: в ряде случаев вместо сильных и резких характеристик — пош-лость и безликость обывателей, вместо поэтиче-ских и глубоких чувств — вялотекущие, почти жи-вотные рефлексы. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстрава-гантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тара-се Бульбе» — столкновение индивидуализирую-щегося любовного чувства с общинными инте-ресами).

Мир же «Петербургских повестей» из «Арабе-сок» («Невский проспект», «Записки сумасшед-шего», «Портрет»; к ним примыкают опублико-ванные позже, соответственно в 1836 и 1842 го-дах, «Нос» и «Шинель») — это мир современного города с его острыми социальными и этически-ми коллизиями, изломами характеров, тревож-ной и призрачной атмосферой.

Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», где «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо тради-ционного активного двигателя интриги — плута или авантюриста — в эпицентр коллизии по-ставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему проис-ходящему дополнительное, гротескное освеще-ние, усиленное до предела заключительной «не-мой сценой». Освобожденная от конкретных де-талей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (кото-рый подчеркивался символической длительнос-тью момента окаменения), эта сцена оставляла возможность самых разных толкований, вклю-чая и эсхатологическое — как напоминание о неминуемом Страшном суде.

В июне 1836 года Гоголь (снова вместе с Да-нилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не счи-тать двух приездов в Россию — в 1839—1840 и в 1841 —1842 годах. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но доль-ше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами».

Свойственная Гоголю обобщенность получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревиз-ских душ» умерших людей) русская жизнь долж-на была раскрыться многообразно — не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновре-менно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и выте-кавшая СТСЮДЗ антитеза «живой—мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умер-ший крестьянин, «ревизская душа») передвига-лись в сферу переносной и символической се-мантики. Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души и в связи с этим — общества в целом, русского мира преж-де всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначе-ние «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествова-теля и позитивного авторского идеала). После выхода первого тома «Мертвых душ» (1842) работа над вторым томом (начата еще в 1840 году) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 года в тяжелом ду-шевном состоянии Гоголь сжигает рукопись второго тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, воз-рождению человеческого духа не получили до-статочно правдивого и убедительного выра-жения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы* Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к бо-лее прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчерк-нута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие об-щественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характе-ра, самый значительный из которых — «Размыш-ления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857 году).

В апреле 1848 года, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окон-чательно возвращается на родину. Многие ме-сяцы в 1848 и 1850—1851 годах он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 года наве-дывается в Петербург, в 1850 и 1851 годах посе-щает Оптину пустынь, но большую часть време-ни живет в Москве.

К началу 1852 года была заново создана редак-ция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям — А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву, М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и другим. Неодобрительно отнесся к произве-дению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в по-следний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса пи-сатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля, он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 году останки Гоголя были пе-резахоронены на Новодевичьем кладбище).

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно. Для не-посредственных его продолжателей, предста-вителей так называемой натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гума-нистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже XIX и XX столетий с осо-бенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголев-ских произведений. Впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущени-ем особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелос-тью и не традиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четы-рехмерна. Его можно сравнить с его современ-ником математиком Лобачевским, который взо-рвал Евклидов мир...» — оценил творчество Го-голя В. Набоков. Все это определило особое место творчества Гоголя в современной миро-вой культуре.


Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в городке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика. У семьи Гоголей было большое владение, около тысячи десятин земли и около четырехсот душ крестьян.

Все детство Гоголь провел в имении Яновщина, которое принадлежало родителям Николая Васильевича. Его мама очень старалась воспитать у сына любовь к религии. Гоголю было это интересно, но не столько религия в целом, как пророчества о страшном суде и об идее загробного воздания. Также в детстве Гоголь начал писать стихи.

Николай Васильевич начал учиться. Сначала это было Полтавское уездное училище, потом частные уроки, и затем Николай Васильевич поступает в гимназию высших наук в Нежине. Тут он начинает пробовать себя в разных литературных жанрах, но связывать себя с этим он не собирается, ведь мечтает о юридической карьере.

После окончания гимназии в 1828 году Гоголь едет в Петербург, но там его встречает неудача.

Написанная им поэма «Идиллия в картинках» вызывает смех и снисходительность. Тогда Николай Васильевич внезапно уезжает в Германию, и также внезапно он возвращается. Но тут снова неудача, он не поступает на сцену в качестве драматического актера.

В конце 1829 года он служит в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий министерства внутренних дел. В промежутке с 1830 по 1831 год он служит в департаменте уделов.

Этот опыт подарил Гоголю разочарование в государственной службе и тягу к литературе. Он начинает много времени уделять этому делу. В свет начинают выходить его произведения. Гоголь начинает много времени проводить в кругу Пушкина и Жуковского.

И, наконец, в 1831 – 1832 годах выходят «Вечера на хуторе близ Диканьки». После выхода второй части этого произведения, Гоголь становится знаменитым, он едет в Москву. Но тогда у него начинаются трудности с цензурой.

Гоголь все больше увлекается историей, и несколько раз пытался преподавать в университетах, но его не брали. Немного позже он стал адъюнкт профессором на кафедре всеобщей истории.

Параллельно с этим он пишет повести, у которых был свой стиль, ярким тому примером было произведение «Нос» и «Тарас Бульба».

Когда Гоголь написал произведение «Ревизор» реакция на его творчество была неоднозначной. Дело в том, что уже через два месяца после завершения написания комедии, Гоголь ее уже ставил на сцене. Но через некоторое время на Николая Васильевича посыпалась критика, что очень расстроило гоголя. Масло в огонь подлило еще и ухудшение отношений с Пушкиным.

Николай Васильевич начинает много времени находится за границей. Он едет в Германию, потом в Швейцарию. И параллельно работает над произведением «Мертвые души», идею которого, как идею «Ревизора» подсказал Пушкин. И будучи во Франции Гоголь узнает о его гибели. Тогда Николай Васильевич решил, что это произведение, как некое «священное завещание» поэта.

С 1837 года Гоголь снова в разъездах: Рим, Турин, Баден-Баден, Франкфурт, Женева и снова Рим.

Дальше жизнь Николая Васильевича кипит. Он едет в Москву, читает главы первого тома Мертвых душ, получает хорошие отзывы, снова уезжает, сжигает некоторые главы произведения, дописывает его и отдает на проверку цензуры. А когда он решил писать второй том, у Гоголя начался кризис. Он много путешествует, но произведение очень трудно пишется. И в конце концов он его сжигает.

У Николая Васильевича начинается первый душевный кризис, он лечится и только к осени 1845 года ему стало лучше. Он снова преступает ко второму тому «Мертвых душ», но все так же сложно. Гоголь много отвлекается на другие дела. После написания книги «Выбранные места из переписки с друзьями» гоголь получает очередной удар. Его начинают сильно критиковать. Это очень плохо отразилось на Николае Васильевиче. После этого он много читает и решает отправиться в паломничество по святым местам. В 1849 – 1850 году Николай Васильевич решается прочитать некоторые главы второго тома «Мертвых душ» и они нравятся приятелям Гоголя. Затем он решает, наконец, подумать о семейной жизни и делает предложение Анне Михайловне Виельгорской, но она отказывает писателю.

Гоголь продолжает работать на вторым томом «Мертвых душ». Он ведет достаточно активный образ жизни, а в 1852 году он завершает второй том, но у Гоголя начинается кризис. Он встречается с отцом Матвеем, а 7 февраля он исповедается и причащается. В ночь с 11 на 12 он сжигает весь второй том, остались лишь черновики пяти глав. 21 февраля, утром, Гоголь умер.