Здание александринского театра. О театре Александринский театр описание здания

Здание Александринского театра , созданное К.И . Росси, - одно из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма . В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкова дворца в 1818 году между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более 10 лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, которые предусматривали сооружение на ней городского театра . Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в этом же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Театр обращен в сторону площади (Театральной) глубокой многоколонной лоджией , пространство которой как бы является частью нынешней площади Островского. В то же время боковые фасады подчеркнуты восьмиколонными портиками), сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание и войти на Театральную (ныне улица зодчего России) улицу, перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад) театра. Основное декоративное убранство здания театра - выразительный скульптурный фриз)с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей в уровне коринфских капителей), статуи муз в нишах на торцевых фасадах и великолепная квадрига Аполлона на аттике) главного фасада (скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, А.Трискорни, И. Леппе ).

Александринский театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром) и просторным партером) (вместимость - свыше тысячи человек. Интерьеры театра в основном сохранили первоначальную отделку. Пятиярусный зрительный зал на 1700 мест отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. Убранство его торжественно и нарядно. Первоначальная голубая обивка была заменена в 1849г. на пунцовую. Золоченая резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, орнамент на барьерах ярусов - более поздний (2-я половина XIX в.).Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном (худ. А.К. Виги ), позднее замененным.

К.И. Росси в содружестве с инженером М.Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальные системы металлических конструкций . Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон) над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролетом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы. К.И. Росси, вопреки косным официальным кругам, был совершенно уверен в прочности предложенной им металлической конструкции, а потому в одном из рапортов писал: "... в случае, когда бы... от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь нещастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси , является одним из лучших по красоте интерьеров и величественности внешнего облика.

Владимир ЯРАНЦЕВ

АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
И ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА

Т еатральная, или Александринская, площадь (ныне пл. Островского), Театральная улица (ныне ул. Зодчего Росси) и пл. Чернышёва (ныне пл. Ломоносова) - система ансамблей в центре Санкт-Петербурга, созданная архитектором К.И. Росси в 1828–1834 гг. на Спасском острове, на месте обширных участков между Фонтанкой, Невским проспектом и Садовой улицей.

Раскрытая к Невскому проспекту, Театральная (Александринская) площадь с построенными Росси Александринским театром и новым корпусом Императорской публичной библиотеки расположена на территории, входившей в усадьбу Аничкова дворца. (Дворец получил название от соседнего моста через Фонтанку, а мост - от фамилии начальника стоявшей у моста в начале XVIII в. воинской команды.) В 1793 г. усадьба с Аничковым дворцом была приобретена казной, ведавшей имуществом государей, для размещения Кабинета Ее Императорского Величества. В 1795–1801 гг. архитектор Кабинета Е.Т. Соколов построил в Аничковой усадьбе на углу Невского и Садовой здание для учрежденной Екатериною II Императорской публичной библиотеки.

В. Садовников. Александринский театр и публичная библиотека. 1835

В 1799 г. часть Аничковой усадьбы была передана Дирекции императорских театров, а существовавший в саду Итальянский павильон перестроен в театр. С 1803 г. здание театра - основная площадка императорской русской актерской труппы (отныне - Малый театр). С 1809 г. Аничкова усадьба, подаренная сестре императора Александра I великой княгине Екатерине Павловне по случаю бракосочетания с принцем Ольденбургским, стала ее резиденцией.

Идея создания архитектуры площади между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой принадлежит Ж.Ф. Тома де Томону, который в 1811 г. разработал проект театра в виде греческого храма в глубине площади, отделенной от Невского оградой с воротами. Еще одна, закругленная, площадь, обрамленная колоннадой, намечалась в сторону Садовой. Высочайше утвержденный проект помешала осуществить война с Наполеоном.

После четырех лет вдовства великая княгиня Екатерина Павловна вышла замуж во второй раз - за наследника Вюртембергского престола кронпринца Вильгельма и покинула Россию. В 1817 г. император Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I), для которого архитекторы К.И. Росси и А.А. Менелас перепланировали усадьбу.

На ее границе с участком Малого театра, примерно по осям боковых ризалитов дворца, Росси построил два садовых павильона, украшенные изображениями воинов в русских доспехах с лавровыми венками, - для коллекции вооружения (собственного арсенала Николая Павловича) и для цветов (вероятно, для его супруги). Между павильонами была установлена металлическая ограда. Выполняя эти работы, Росси уже предполагал создание площади с театром. Окончательный проект ансамбля двух площадей сложился к 1828 году.

Монументальное здание театра было возведено как композиционный и смысловой центр созданной для него площади, подчиняющий себе даже находящийся на этой же площади императорский Аничков дворец. Поставленное в глубине площади здание театра рассчитано на круговой обзор, все его фасады - парадные. Первый этаж предстает как мощное основание, обработанное рустом - символом каменной кладки. Переработав традиционный для архитектуры классицизма тип греческого храма, Росси поставил на обращенном к Невскому проспекту главном фасаде театра не портик, а эффектную шестиколонную коринфскую лоджию на уровне 2-го и 3-го этажей. Над нею ступенчатый аттик, на плоскости которого помещены фигуры Слав, венчающие Российского государственного орла (ныне заменен на лиру). Завершает композицию квадрига Аполлона (скульптор С.С. Пименов), означающая триумф искусств.

Огромная высота зрительного зала и сценической коробки потребовала дополнительного этажа, поднятого над основным объемом здания. Он оформлен частыми небольшими окнами с полуциркульным завершением. На боковых фасадах далеко выступающие от стены подъезды служат цоколем для мощных восьмиколонных коринфских портиков. Задний фасад театра оформлен коринфскими пилястрами. Скульптурный декор фасада, выделяющийся на фоне стен, вторит назначению здания театра как храма искусств. Это статуи Муз в нишах на боковых ризалитах главного и заднего фасадов и опоясывающий здание широкий барельефный фриз, зрительно продолжающий линию капителей - с изображениями театральных масок и гирлянд.

Новый театр, получивший название Александринского в честь царствовавшей императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, был открыт 31 августа 1832 года. Как и все здания императорских театров обеих столиц, он был сценической площадкой для разных императорских трупп, подчиненных единой Дирекции императорских театров

Восточная граница Александринской площади - в сторону Аничкова дворца и Фонтанки - отмечена оградой и павильонами сада Аничкова дворца. Западная граница задана построенным одновременно с театром новым корпусом Публичной библиотеки. Он пристроен к старой угловой части библиотеки у Невского проспекта, но в композиции Росси стал основным зданием. Фасад библиотечного корпуса, построенного архитектором Росси, гармонизирован с фасадом библиотечного корпуса архитектора Соколова настолько, что оба воспринимаются как единое целое.

Декор фасада здания библиотеки аллегорически осмысливает ее как храм науки. Между ризалитами протянулась грандиозная ионическая лоджия из 18 колонн, между которыми размещены статуи мудрецов и поэтов древности: Гомер, Еврипид, Гиппократ, Демосфен, Вергилий, Тацит, Цицерон, Геродот, Евклид, Платон. Над каждой статуей - многофигурный барельеф. Здание венчает растянутый ступенчатый аттик с фигурами Слав и Российским государственным орлом (заменен в советское время эмблемой «книга с пером в лавровом венке»), на аттике - статуя Минервы с маленьким сфинксом на шлеме, аллегория мудрости. Фасады здания библиотеки с белыми колоннами, статуями и декоративными деталями сохранили любимый Росси цвет gris-perle (жемчужно-серый).

Ось Александринской площади по другую сторону Невского проспекта продолжается Малой Садовой улицей, ведущей к Манежной площади, и заканчивается построенным Росси декоративным портиком. Портик является своеобразным отражением Александринской площади, связывающим ее с системой Манежной и Михайловской площадей.

Позади театра - одинаковые здания Министерства внутренних дел и Дирекции императорских театров с театральным училищем. Их фасады, отделанные дорическими полуколоннами, являются своего рода кулисами Александринской площади. Дорический ордер десяти простых полуколонн на каждом здании говорит о подчиненности. Эти здания переходят в Театральную улицу, состоящую из всего двух необычайно протяженных зданий, чья высота равна ширине улицы (22 метра), а длина ровно в десять раз больше. Нижний этаж зданий Театральной улицы был первоначально аркадным и соотносился по ширине с лоджиями театра. Два верхних яруса зданий, вопреки канонам ампира, оформлены сдвоенными колоннами (по 50 на каждом здании).

На другом конце Театральной улицы Росси оформил круглую Чернышеву площадь у одноименного моста через Фонтанку, продолжив традицию предмостных площадей, намеченную еще А. Квасовым. Он построил на ней здания Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения с огромными окнами. Через ставшую центром Чернышевой площади двухъярусную тройную арку Министерства народного просвещения проходит Чернышева улица. Над аркой внутри здания располагалась министерская церковь св. Николая Чудотворца, отмеченная на фасаде сдвоенными дорическими колоннами и увенчанная массивным крестом.

Фасад Министерства внутренних дел со стороны Фонтанки парадно оформлен трехчетвертными колоннами и симметричными лоджиями. Такое же архитектурное решение и у узкого фасада здания со стороны площади. Двухъярусная тройная арка здания Министерства народного просвещения открывает перспективу на сдвоенные дорические колонны Большого Гостиного двора, визуально словно бы увенчанные куполом находящегося вдалеке за ними Казанского собора. Участок напротив министерства между зданием театрального училища и Фонтанкой остался в частном владении, и грандиозный проект К.И. Росси не был окончательно завершен.

М. Микешин. Памятник Екатерине II. 1862–1873

В центре Александринской площади Росси устроил второй в истории Петербурга сквер. В 1862–1873 гг. в нем был установлен пышный и тяжеловесный монумент Екатерине II по проекту художника М.О.Микешина. Он применил колоколообразную форму монумента, создающую общую слитность композиции и образ «православия, самодержавия и народности». На постаменте из серого полированного гранита русская императрица с атрибутами императорской власти стоит в окружении выдающихся деятелей своего царствования. В нижней части постамента - посвятительная надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II» и композиция из атрибутов, в центре которой в лавровом венке - аллегория закона (книга с надписью «Закон») как основная историческая заслуга обоих государей.

К. Росси, скульптор С. Пименов. Павильон Росси. 1817–1818

Проект Микешина осуществили архитекторы Д.И.Гримм и В.А.Шрётер, скульпторы М.А.Чижов (статуя императрицы) и А.М.Опекушин (статуи государственных деятелей). Несмотря на художественное расхождение с ампирным ансамблем созданной Росси площади, памятник императрице связан с ним содержательно - развивая тему екатерининского «золотого века», воплощенную Росси в системе ордеров и аллегориях, обозначенных Аполлоном и Минервой. Но, поставленный по центральным осям библиотеки и театра, этот памятник нарушил визуальные связи зданий как частей ансамбля.

На Чернышевой площади главный садовник Петербурга А. Визе устроил небольшой сквер, в 1892 г. в нем перед зданием Министерства народного просвещения был установлен бронзовый бюст М.В.Ломоносова (скульптор П.П. Забелло).

А. Беземан. Александринский театр. Середина XIX в.

Создавая Александринскую площадь, Росси оставил участки по сторонам театра свободными. В 1870-е квартал вдоль бокового фасада театра рядом со зданием Министерства внутренних дел был застроен. В 1874 г. в углу площади был построен четырехэтажный дом Императорского Русского музыкального общества в скромных формах безордерного неоренессанса. Рядом, напротив бокового портика театра, возвели импозантное четырехэтажное здание Первого городского кредитного общества в ордерном неоренессансе, с глубокой рустовкой фасада и коринфскими пилястрами на уровне 3–4-го этажей. Здание, несомненно, нарушило ордерную иерархию организации площади, но общий облик фасада воспринимается скорее как аккомпанемент зданиям Росси, нежели как контраст.

Н. Басин. Доходный дом. 1870-е

Одновременно рядом с ними, в линии с главным фасадом театра, архитектор Н.П. Басин построил собственный доходный дом - архитектурный манифест русского стиля Александра II, ставший знаменитым. Это новая стадия поисков национального стиля в архитектуре - позже прозванного «петушиным стилем». В контексте ампирного ансамбля Росси дом производит на зрителя ошеломляющее впечатление.

Расположенный на углу идущего от площади Толмазова переулка (ныне пер. Крылова), пятиэтажный дом Басина имеет два фасада и тем самым, в отличие от других построек, обладает объемностью, соперничая со зданием театра. Ее подчеркивают эркеры, в том числе угловой, венчаемые башенками. В основе архитектурного решения здания лежат формы неоренессанса (что соответствует реальному происхождению русской архитектуры Московского царства от итальянского ренессанса). Богатую пластику фасадов создает их разнообразное оформление: разные по конфигурации и размерам окна, наличники, сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники. Все фасады щедро орнаментированы лепными узорами, воспроизводящими декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки. Украшающие фасады дома Басина рельефные петухи, перенесенные с русских полотенец, стали знаковым элементом стиля, давшим ему название.

Зодчие периода исторических стилей не утратили культуру ансамбля, но переосмыслили ансамбль как насыщение городской среды историческими ассоциациями, свободное сочетание разностильных построек, знаково подобное сочетанию разновременных зданий. Дом Басина на Александринской площади развил стилевое столкновение, уже заданное памятником Екатерине II в не столь демонстративном, но тоже «русском» стиле. Знаменательно, что тогдашний хозяин Аничкова дворца цесаревич Александр Александрович - будущий император Александр III - именно в эти годы первым из Романовых отпустил бороду, демонстрируя стремление к национальным традициям.

Е. Воротилов. Публичная библиотека. 1901

На остававшемся незастроенным участке между библиотекой и домом Басина архитектор Е.С.Воротилов в 1896–1901 гг. возвел новый корпус библиотеки. Фасад здания вдоль площади продолжает фасад Росси и почти равен ему по длине. Воротилов повторил вертикальные поэтажные членения Росси и общую композиционную схему протяженной центральной части с боковыми ризалитами, выдержав формы, близкие общему классическому облику комплекса. Следуя духу времени, Воротилов не оштукатурил фасады, а облицевал их серым песчаником, в тон окраске стен корпуса Росси, но без цветового выделения колонн, наличников и пр. Почти единственным украшением фасада, не повторяющим формы старого здания, являются металлические флагштоки в стилистике протомодерна.

При больших размерах корпус Воротилова, в ином месте имеющий все основания быть градостроительным акцентом, подчеркнуто скромно уступает корпусу Росси, словно бы уходя в тень. Художественное решение здания Воротилова более чем на десять лет опередило свое время, предваряя стиль неоклассицизма в петербургской архитектуре.

По другую сторону театра облицованное темно-серым гранитом здание Управления Виндаво-Рыбинской железной дороги, построенное в начале XX века в формах модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги.

В 1902 г. на противоположной от Александринской площади стороне Невского проспекта появилось здание торгового дома братьев Елисеевых (архитектор Г.В. Барановский) - яркий манифест стиля модерн. На его фасадах на консолях фигуры, являющиеся аллегориями Промышленности (мастер с кораблем в руках), Торговли (обнаженный Меркурий), Науки, Искусства. В целом скульптурное убранство площади стало воплощением идеи идеального царствования - «золотого века».

Указом императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге основан русский для представления трагедий и комедий театр, от которого ведет историю труппа Александринского театра. Директором театра был назначен драматург Александр Петрович Сумароков. Труппу возглавил актер Фёдор Григорьевич Волков. Театр стал первым государственным публичным театром в России и начал свои регулярные представления в бывшем Головкинском доме на Васильевском острове. Впоследствии здание было перестроено для Академии художеств.

1759 год

Высочайшим распоряжением по придворному ведомству театр определен в ведомство Придворной конторы.

1763 год

После смерти Ф.Г. Волкова труппу возглавляет знаменитый русский актер Иван Афанасьевич Дмитревский.

1766 год

Труппа театра вошла в состав учрежденной императорской театральной дирекции.

1783 год

Русская драматическая труппа начинает свои выступления в здании вновь построенного Большого каменного театра в Санкт-Петербурге, впоследствии перестроенного для Санкт-Петербургской консерватории.

1831 год

Труппой театра впервые полностью исполнена комедия А.C. Грибоедова «Горе от ума». Роль Чацкого сыграл В.А. Каратыгин.

31 авг 1832 года

Санкт-петербургская русская драматическая труппа начинает свои выступления в новом здании в самом центре Санкт-Петербурга, созданном по проекту великого архитектора К.И. Росси. В честь супруги императора Николая Первого Александры Фёдоровны здание получает название - Александринский театр. Здание Александринского театра - шедевр мировой театральной архитектуры, охраняется ЮНЕСКО.

1836 год

На сцене Александринского театра состоялась премьера «Ревизора» Н.В. Гоголя. Активное участие в постановке спектакля принимал сам автор. В роли Хлестакова - Н.О. Дюр.

1836 год

Здание Александринского театра закреплено за Санкт-Петербургской императорской драматической труппой. Одновременно труппа продолжает выступления на других театральных площадках столицы, находящихся в ведении Дирекции императорских театров.

1856 год

Постановка на сцене театра комедии А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского». В заглавной роли - В.В. Самойлов.

1859 год

Впервые на сцене Александринского театра поставлена пьеса А.Н. Островского «Гроза».

1867 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного». В роли Иоанна Грозного - П.В. Васильев.

1870 год

Впервые на сцене театра поставлена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». В роли Бориса Годунова - Л.Л. Леонидов.

1879 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия И.С. Тургенева «Месяц в деревне». В роли Верочки выступила М.Г. Савина.

1889 год

Впервые на сцене императорского театра поставлена пьеса А.П. Чехова «Иванов». Заглавную роль исполнил В.Н. Давыдов


1895 год

Впервые на александринской сцене поставлена пьеса Л.Н. Толстого «Власть тьмы». В роли Акулины выступила М.Г. Савина

1896 год

Впервые на сцене театра поставлена комедия А.П. Чехова «Чайка». В роли Нины Заречной выступила В.Ф. Комиссаржевская. Постановка вошла в историю мирового театра как «провал „Чайки“».

1902 год

На сцене театра осуществлена постановка трагедии Еврипида «Ипполит» в переводе Д.С. Мережковского. Постановку осуществил режиссер Ю.Э. Озаровский, декорации создал Л.С. Бакст.

1910 год

На александринской сцене Вс. Э. Мейерхольдом осуществлена постановка комедии Мольера «Дон Жуан». Художник - А.Я. Головин. В главной роли - Ю.М. Юрьев

1914 год

Впервые на сцене театра поставлена пьеса Л.Н. Андреева «Профессор Сторицын». В заглавной роли - Р.Б. Аполлонский.

Февраль 1917 года

Премьера легендарного спектакля Вс. Э. Мейерхольда и А.Я. Головина по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Музыка А.К. Глазунова. Спектакль становится последней постановкой императорской сцены и одним из самых гармоничных спектаклей в истории мировой сцены. В главной роли - Ю.М. Юрьев. Спектакль находился в репертуаре театра до июля 1941 года.

После февраля 1917 года

Театр входит в состав дирекции Государственных театров.

Конец октября 1917 года - март 1918 года

«Cаботаж» большевистской власти, Театр прекращает представления и бойкотирует новую власть.

Март 1918 год

«Автономизация» бывших императорских театров. Театр впервые начинает называться «Александринским» (с приставкой - «бывший») применительно к петроградской государственной драматической труппе.

1919 год

Театр получает статус «академический» и именуется Петроградский государственный академический драматический театр (бывш. Александринский)

1920 год

Театр входит в ассоциацию академических театров.

Театр получает название Государственный академический театр драмы (Госдрама).

1922-1928 годы

Руководителем театра является выдающийся русский актер и театральный деятель Юрий Михайлович Юрьев

1928-1933 годы

Театром руководит видный советский режиссер Николай Васильевич Петров.

1931 год

«Страх» А. Н. Афиногенова. Постановка Н.В. Петрова. В роли профессора Бородина - И.Н. Певцов.

1932 год

Столетний юбилей здания Александринского театра (тогда Ленинградского государственного театра драмы) отмечается как крупный юбилей общественно-политической и культурной жизни страны. При этом, следуя идеологической линии тогдашней власти, семьдесят шесть лет произвольно отсекаются от творческой истории первой государственной драматической труппы России.

1933-1936 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся актер, режиссер и педагог Борис Михайлович Сушкевич.

1934 год

«Борис Годунов» А.С. Пушкина. Постановка Б.М. Сушкевича. В роли Бориса Годунова - Н.К. Симонов.

1936-1938 годы

Художественным руководителем театра являлся известный советский режиссер Сергей Эрнестович Радлов.

1936 год

«Лес» А.Н. Островского. Постановка В.П. Кожича. В роли Несчастливцева - Ю.М. Юрьев.

1937 год

В год столетия со дня смерти А.С. Пушкина Ленинградской Госдраме присвоено имя А.С. Пушкина.

1938-1966 годы

Художественное руководство театром осуществляет выдающийся актер, режиссер и педагог Леонид Сергеевич Вивьен.

1940 год

«Дворянское гнездо» И.С. Тургенева. Постановка А.А. Музиля. В роли Лаврецкого - Н.К. Симонов.

1941-1944 годы

Театр в эвакуации. Труппа работает в Новосибирске, на сцене театра «Красный факел». На сцене Александринского театра во время блокады выступает Ленинградский театр музыкальной комедии.

1950 год

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.П. Кожича и А.Н. Даусона. В роли Феди Протасова - Н.К. Симонов.

1955 год

«Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. Постановка Г.А. Товстоногова. В роли Вожака - Ю.В. Толубеев, в роли Комиссара - О.Я. Лебзак

1956 год

«Игрок» Ф.М. Достоевского. Постановка Л.С. Вивьена и А.Н. Даусона. В роли Алексея Ивановича - В.И. Честноков.

1958 год

«Бег» М.А. Булгакова. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Хлудова - Н.К. Черкасов.

1962 год

«Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. Постановка Л.С. Вивьена. В роли Барона - Н.К. Черкасов, в роли Сальери - Н.К. Симонов.

1974 год

«Похождения Чичикова, или Мёртвые души» по Н.В. Гоголю. Постановка Н.М. Шейко. В роли Чичикова - И.О. Горбачев.

1975-1991 годы

Художественным руководителем театра является выдающийся артист и педагог И.О. Горбачёв.

1975 год

«Элегия» П. Павловского. Постановка И.С. Ольшвангера. В роли Тургенева - Б.А. Фрейндлих.

1978 год

«Иванов» А.П. Чехова. Постановка А.О. Сагальчика. В роли Иванова - И.О. Горбачев.

1981 год

Широко празднуется 225-летие Российского-Александринского-Пушкинского театра.

1991 год

Театру возвращается название Александринский. Официальное название театра: Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

1994 год

«Мсье Жорж. Русская драма» по М.Ю. Лермонтову. Постановка А.А. Праудина

1997 год

«Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Ф. Горенштейна. Постановка А.В. Галибина

1998 год

«P.S. капельмейстера Иоганнеса Крейслера, его автора и их возлюбленной Юлии: Каденции на темы произведений Э.-Т.-А. Гофмана и В.-А. Моцарта». Постановка Г.М. Козлова. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2002 год

Театр заключает творческий договор с Центром им. Вс. Мейерхольда об осуществлении совместной творческой программы «Новая жизнь традиции». Художественным руководителем программы становится выдающийся российский режиссер, руководитель центра В.В. Фокин

5 октября 2002 года

В.В. Фокин осуществляет свою первую постановку на сцене театра - оригинальную версию комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», которая открывает творческую программу «Новая жизнь традиции». В роли Хлестакова - А.В. Девотченко. Спектакль удостоен Государственной премии России.

2003 год

2005 год

«Двойник» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Голядкина Старшего - В.В. Гвоздицкий.

2006 год

250-летие Александринского театра празднуется как юбилей первого государственного театра России и начала государственной политики в области отечественного сценического искусства. Осуществляется масштабная реконструкция-реставрация исторического здания театра. Открывается историческая экспозиция «Музей русской драмы». Впервые проводится Международный театральный фестиваль «Александринский».

В рамках творческой программы «Новая жизнь традиции» греческий режиссер Теодорос Терзопулос ставит трагедию Софокла «Эдип-царь». Этим спектаклем был открыт Первый Международный театральный фестиваль «Александринский».

«Живой труп» Л.Н. Толстого. Постановка В.В. Фокина. В роли Феди Протасова - С.И. Паршин.

2007 год

«Чайка» А.П. Чехова. Постановка К. Люпы (Польша). В Роли Нины Заречной - Ю.Г. Марченко.

2007 год

«Иваны» по "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" и другим произведениям Н.В. Гоголя. Постановка А.А. Могучего. В роли Ивана Ивановича - Н.С. Мартон, в роли Ивана Никифоровича - В.Ф. Смирнов.

2008 год

«Женитьба» Н.В. Гоголя. Постановка В.В. Фокина. В роли Подколесина - И.Н. Волков.

2009 год

«Ксения. История любви» В. Леванова. Постановка В.В. Фокина. В роли Ксении - Я.Д. Лакоба.

2010 год

«Гамлет» В. Шекспира. Постановка В.В. Фокина. В роли Гамлета - Д.О. Лысенков.

2011 год

«Ваш Гоголь» по Н.В. Гоголю. Постановка В.В. Фокина. В роли Гоголя - И.Н. Волков.

2012 год

«Литургия Zero» по Ф.М. Достоевскому. Постановка В.В. Фокина. В роли Алексея Ивановича - А. Шагин.

15 мая 2013 года

Открывается Новая сцена Александринского театра.

Август 2014 года

Александринский театр получил статус Национального достояния

2014 год

«Маскарад» по М.Ю. Лермонтову и Вс. Мейерхольду. Постановка В.В. Фокина. В роли Арбенина - П.М. Семак и Д.О. Лысенков.

Август 2015 года

Первые гастроли Александринского театра в Китае. Спектакль Валерия Фокина Ревизор по одноименной комедии Н.В. Гоголя показан в Пекине на сцене Пекинского народного театра и в Шанхае на сцене Большого Шанхайского театра.

2016 год

«Сегодня. 2016» К.В. Фокина. Постановка В.В. Фокина. (Новая сцена). В главной роли - П.М. Семак.

Здание Александринского театра в Санкт-Петербурге на площади Островского было построено в 1832 году по проекту Карла Росси.


Территория, где был сооружён Александринский театр, в XVIII веке принадлежала полковнику Аничкову , строителю моста, названного его именем, и была куплена у него казной. На этой территории находился сад, простиравшийся до нынешней Садовой улицы.

Аничковы (Оничковы) — род русского столбового дворянства. В течение последних трёх столетий был тесно связан с городом Санкт-Петербургом, дав своё имя нескольким ключевым объектам городской инфраструктуры.

Герб рода Ани́чковых (в старину Они́чковых).

Род известен c XVI века. По позднейшей родословной сказке, в 1301 г. некий татарский хан Берка (Беркай), царевич Большой Орды, поступил на службу к Ивану Калите. После крещения Берка якобы принял имя Оникий, женился на дочери знатного человека Викулы Воронцова и его потомки стали зваться Ани́чковыми .

В 1801 году архитектор Бренна перестроил стоявший на месте теперешнего сквера большой деревянный павильон в театр, в котором итальянский антрепренёр Антонио Казасси организовал итальянскую оперную труппу.

Винченцо Бренна
Винченцо (Викентий Францевич) Бренна (20 августа 1747, Флоренция — 17 мая 1820, Дрезден) — художник-декоратор и архитектор, по происхождению итальянец. Придворный архитектор императора Павла I.

Гравюра С. Карделли по оригиналу А. Ритта. 1790-е

Казасси, Антонио

Антонио Казасси — итальянский импресарио, работавший в Санкт-Петербурге. В 1780 году поступил на службу в дирекцию петербургских императорских театров. О самом Антонио Казасси сведения сохранились крайне скудные. В 1801 году по его заказу В. Бренна построил в Санкт-Петербурге, на месте нынешнего Александринского театра деревянный театр, в котором содержал итальянскую оперную труппу. Труппа и сам театр, под названием «Малого», поступили в 1803 году в ведение казенной дирекции.

Это помещение со временем перестало удовлетворять растущие потребности города, и было решено соорудить новый, каменный театр. Однако осуществление идеи отодвинулось из-за нестабильной ситуации при Александре I — военные конфликты с Турцией, война с Наполеоном 1812 года.

В 1818 году границы сада были сужены, а площадь, образовавшаяся между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца, была передана театральной дирекции.

Здание Росси

Карл Росси в период с 1816 по 1827 год разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади. Все эти варианты предусматривали сооружение на площади городского театра. Окончательный вариант проекта был утверждён 5 апреля 1828 года, в том же году началось строительство здания театра.

Четыре года спустя, 31 августа (12 сентября) 1832 года, в центре Петербурга, на Александринской площади (ныне площади Островского), на месте деревянного «Малого» театра, состоялось торжественное открытие нового величественного ампирного здания театра.

Александринский театр. 1903

Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. 1957

Основной фасад театра — со стороны Невского проспекта оформлен глубокой многоколонной лоджией, пространство которой как бы является частью Площади Островского.




Александрийский театр, XIX век


Александрийский театр, XIX век


Боковые фасады здания выполнены в виде восьмиколонных портиков.

С другой стороны к театру ведёт спроектированная Росси и составляющая общий ансамбль с театром улица (Зодчего Росси), перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад театра.

Здание окаймляет выразительный скульптурный фриз с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей. В нишах на торцевых фасадах — статуи муз, на аттике главного фасада — квадрига Аполлона. Работы вёл один из выдающихся скульпторов своего времени — В. И. Демут-Малиновский.

Муза с арфой (правая ниша)

Муза с маской (левая ниша)

Интерьер

Лоджия с мощной коринфской колоннадой, увенчанная аттиком с лепными рельефами Славы и колесницей Аполлона, богатая разработка карнизов, фризы, барельефы, ритмические линии окон, арок, балюстрад — всё это составляет торжественный ансамбль, своеобразную архитектурную симфонию; замечательна и внутренняя отделка театра.


Места для зрителей создавались по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром и просторным партером. Пятиярусный зрительный зал отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. На 1841 год здесь было 107 лож (10 в бенуаре, 26 лож первого яруса, 28 — второго, 27 — третьего и 16 — четвёртого), балкон на 36 человек, галерея четвётрого яруса на 151 место, 390 мест в пятом ярусе, 231 кресло в партере (9 рядов) и 183 места за ними. В общей сложности театр мог вместить в себя до 1 700 человек.

Александрийский театр сегодня


Убранство зрительного зала торжественно и нарядно, интерьеры театра практически сохранили первоначальную отделку. Изначально была использована голубая обивка, она была заменена в 1849 году на пунцовую: театр, в котором освещение производилось посредством масляных ламп, закоптился изнутри. По этой же причине со временем была обновлена вся стенная и плафонная живопись, кроме того позже полностью была переделана сцена. Кроме бархатной отделки, ложи богато украшены золочёной резьбой: резьба центральной («Царской») ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, а орнамент на барьерах ярусов был создан во второй половине XIX века.

Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном, который изображал Олимп и Парнас (художник А. К. Виги), позднее заменённым.

Оригинальная инженерная конструкция

В основе конструкции кровли театра — оригинальные системы металлических конструкций, изобретённые К. И. Росси в содружестве с инженером М. Е. Кларком. Эта конструкция явилась новаторской, и была предложена впервые в истории строительной техники. Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролётом 29,8 м. Внутренние продольные стены являются опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролётом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы.


К. И. Росси, отстаивал свою конструкцию перед косными официальными кругами, что было нелегко. Уверенность в прочности предложенной им металлической конструкции иллюстрирует один из рапортов
« …в случае, когда бы… …от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь несчастье, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра.

Здание Александринского театра , созданное К. И. Росси, - один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкого дворца в 1816–1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничкого дворца возникла обширная городская площадь.

На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра.

Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра.

Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии.

Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз - Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.



Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси.

В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика.



Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

В оформлении фасадов важную роль играет скульптура. Её исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни. Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова.

К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.