Идеалы положительных героев комедии недоросль. Cочинение «Просветительские идеалы в комедии

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


УРОК 14

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КОМЕДИИ

Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ХОД УРОКА
I . Примерные планы к предложенным темам.

«Вот злонравия достойные плоды».

1. Что характеризует сентиментализм как литературное направление?

2. Основные жанры сентиментализма.

Сентиментализм появился в Европе во второй половине ХVIII в.

Идеология сентиментализма близка просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло.

В ХVIII в. под словом «сентиментализм» понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.

Таким образом, сентиментализм - это литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм зародился в творчестве англичанина Лоренса Стерна и французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. В России получил развитие в творчестве Н.М. Карамзина.

Характерные жанры для сентиментализма - письма, где раскрываются в форме доверительного монолога мысли и чувства героев, и путешествия, где описываются случайные встречи и разговоры в пути, самые незначительные дорожные происшествия. Все это важно, так как дает пищу для сердца и воображения.

В произведении сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».


I V . Докажите, что «Путешествие...» принадлежит литературе сентиментализма.
V . Ответ на 2 вопрос домашнего задания .
V I. Домашнее задание.

Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (по карточке 8).

Карточка 8

Н.М. Карамзин 1

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вырос в провинции, в Симбирской губернии. Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву и отдали в пансион профессора Шадена. Он получил хорошее образование и светское воспитание.

В 18 лет Карамзин поступил на военную службу, - как и полагалось дворянскому юноше, - в один из лучших гвардейских полков. Однако вскоре он вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе , поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. В Симбирске Карамзина увидел И.П. Тургенев, известный масон и литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, вовлек его в масонскую организацию, заставил его серьезно заняться литературой и углублением своего научного кругозора.

Масоны верили, что через просвещение, через добрые дела, через перевоспитание можно постепенно ликвидировать зло.

Жизнь Карамзина среди масонов продолжалась около четырех лет. Наконец, он пережил разочарование в масонской организации и в самом Новикове. Ему надоели мистические увлечения масонов, вероятно подействовавших на него первоначально атмосферой тайны и своеобразной рыцарской романтикой ритуалов. Но более всего Карамзина смутил в новиковском масонстве налет конспирации, имевшей не столько эстетический, сколько политический характер. Карамзин не хотел участвовать в замыслах масонов; он устранялся от прямых политических действий, практический, деловой размах предприятий Новикова также был неприятен ему. К тому же он хотел видеть Европу, хотел расти как писатель. Он уехал за границу, покидал в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни.

Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, при этом старался наблюдать природу и правы чужих стран, читал, добивался знакомства с выдающимися людьми на Западе - с писателями, учеными, философами; старался тут же разобраться в своих впечатлениях, понять увиденное, осмыслить его. В 1790 г. он жил несколько месяцев в Париже, наблюдая революцию в действии, - и отнесся к ней без сочувствия.

Осенью 1790 г. Карамзин вернулся в Россию в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках , с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений; повесть «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбою ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она якобы утопилась. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург. Через два года появились первые восемь томов «Истории Государства Российского». Успех книги был неслыханный. Все хотели прочесть историю своей страны, впервые научно и увлекательно написанную.

С 1816 г. Карамзин летом жил в Царском Селе, недалеко от дворца. Работа над «Историей...» занимала все утро. На прогулке в парке Карамзин встречался постоянно с царем Александром. Они вместе гуляли и разговаривали. Карамзин стал личным другом царя, хотя нередко оспаривал его мнения и даже действия весьма решительно.

Он не хотел ни чинов, ни денег, - и он не получал их. Нередко в Царское Село приезжали друзья , писатели. Летом 1816 г. часто бывал на этих чаепитиях юноша Пушкин. Зимой беседы за круглым столом переносились в Петербург.

УРОК 17

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА

При нем и вследствие его влияния тяжелый

педантизм и школярство сменились сентимен-

тальностью и светскою легкостью...

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (По карточке 8).
II. Беседа по вопросам:

1. Почему Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени? (Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Он путешествовал и общался с выдающимися людьми Западной Европы. Он глава школы русских сентименталистов и преобразователь русского языка. Он автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя» 1 .)

2. Что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализмом?

3. Найдите в стихотворениях Н.М. Карамзина, помещенных в учебнике, черты сентиментализма. Выразительно прочитайте эти стихотворения, отметьте особенности их интонации, образы, нарисованные в них, красоту и выразительность эпитетов.


III. Домашнее задание.

а) Почему критики считают образ Эраста несомненной заслугой автора? Эраст злодей или жертва своих страстей?

б) Как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям?

Докажите, что описания природы готовят героев и читателей, настраивают их на определенные события.

2. Задание по группам проанализировать следующие моменты:

1 вариант - описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант - Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом;

3 вариант - описание грозы.

УРОК 18

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА».

ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Бедная Лиза» - ...образцовое произведе-

ние, посвященное не внешним событиям, а

«чувствительной» душе.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

2. Почему эта повесть, написанная в 1792 г., имела небывалый успех, что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

4. Стала крылатой фраза Н.М. Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся эти знаменитые слова? (Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.)

5. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой . Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают их на определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа (проверка домашнего задания).

6. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (Нет, он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным, многие же обвиняли автора в безнравственности, появилась даже анонимная эпиграмма:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?


Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!) 1

Согласны ли вы с тем, что Эраст - элодей или он жертва своих страстей? (Ответ на вопрос домашнего задания.)

9. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? Найдите слова, создающие образ-настроение, образ-переживание. Почему так часто употребляется слово «слезы»?
II. Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы «В.А. Жуковский», «Романтизм» (по карточкам 9, 10).

1. Отражение проблем крепостничества в комедии «Недоросль».
2. Идеал автора - просвещение, борющееся с самодурством.
3. Дворянство у Фонвизина - основная движущая сила России.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени.
«Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.
На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.
В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические
мысли.
Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.
Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них Россия неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.
Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.
Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный
эффект.
Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.
Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.
Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Рос-(ич знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»

Денис Иванович Фонвизин пишет свою искрометную комедию «Недоросль» в эпоху господствования классицизма. В соответствии со строгой иерархией жанров, комедия (также как сатира и басня) относится к низкому литературному жанру, но, тем не менее, имеет ряд особенностей и направлена на раскрытие общественных пороков. Образы героев эпохи классицизма лишены индивидуальных черт, поскольку направлены запечатлеть устойчивые родовые признаки, не прекращающиеся с течением времени.

Комедия «Недоросль» имеет яркую авторскую оценку исторической действительности, которую Фонвизин старается изобразить наиболее правдиво и достоверно, в чем заметны черты реализма, пришедшего на смену классицизму. Свои воззрения автор вкладывает в диалоги положительных героев, чья речь изобилует житейской мудростью. Недаром же комедия после публикации была буквально разобрана на афоризмы. Герои, которым симпатизируют автор и читатель, идеальны, в них практически нет недостатков, и их функция в произведении направлена на утверждение справедливого общественного порядка. Деление на строго положительных и отрицательных героев – признак классицизма, присущий произведению.

В роли самой значимой фигуры, носящей положительные черты, предстает Стародум – шестидесятилетний дядя Софьи, проживший несколько лет в Сибири, где «трудами и честностию» сделал свое состояние в десять тысяч рублей, которое завещает любимом осиротевшей племяннице. Примечательно, что имя каждого героя комедии является «говорящим». Стародум (т.е. «представитель старых дум, воззрений») получил наилучшее воспитание петровской эпохи. Он дает довольно ёмкую характеристику времени своего становления: «В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову», «Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нынче многие не стоят одного». Герой немало повидал на своем веку. Не жалея себя, служил Отечеству, подставляя свою грудь под пули во время военных действий, получил тяжелое ранение и в порыве подал в отставку после того, как узнал, что его прежний приятель граф, не пожелавший отдавать долг Родине, произведен в чин и обошел его. Только позднее Стародум сделал вывод, что «любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам; что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается; что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». После отставки он приехал в Петербург, где был представлен ко двору, но и там он пробыл недолго, поскольку не мог примириться с устоявшимися нравами: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся. Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни ризу на мысль не приходили ни предки, ни потомки». Герой ставит строгий диагноз придворному обществу: «Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». Стародум придает главное значение нравственному формированию личности, еще отец учил его: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знании мода, как на пряжки, на пуговицы». Самым главным достоинством в человеке герой считает душу: «Без нее просвещеннейшая умница – жалкая тварь. Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведет его во всякое преступление». Стародум – истинный патриот своего Отечества, оценивающий человека не по его состоянию, а по той пользе, которую он принес своей родной земле: «Степени знатности рассчитываю я по числу дел, которые большой господин сделал для Отечества <...> без знатных дел знатное состояние ничто».

Единомышленником, разделяющим воззрения Стародуба, в комедии является честнейший и безупречный государственный чиновник Правдин. Уроженец Москвы, он определен членом в наместничестве, к которому относится имение Простаковых, и призван служить ревностным блюстителем порядка: «Имею повеление объехать здешний округ; а притом, из собственного подвига сердца моего, не оставляю замечать тех злонравных невежд, которые, имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Довольно меткую характеристику он дает и самим Простаковым: «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». Именно с помощью Правдина Стародуму удается разоблачить и прекратить бесчинства самодурки Простаковой и уберечь Софью от ее произвола.

Представительницей прекрасного пола в группе идеальных персонажей является Софья – скромная, умная, образованная и воспитанная сирота, вынужденная волей обстоятельств жить в доме дальней родственницы деспотичной Простаковой. Фонвизин не зря дает героине именно имя Софья, что с древнегреческого означает «мудрость, разумность, наука». Она почтительно относится к старшим и мудра не по годам. Героиня выгодно отличается от обитателей дома Простаковых, которые видят в ней только способ легкой наживы для продолжения своих бесчинств. Она не привыкла праздно проводить время и свободные минут посвящает чтению. Софья не просто читает, она анализирует прочитанное, именно ее устам принадлежат такие важные слова: «Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть! Нельзя не любить правил добродетели. Они – способы к счастью».

И наконец, последний герой плеяды положительных персонажей – офицер Милон, сердечно влюбленный в Софью и буквально вырвавший ее из рук обидчиков, желавших похитить ее и насильно венчать с Митрофанушкой. Милон – патриот, готовый отдать долг Отчизне: «Я полагаю истинную неустрашимость в душе, а не в сердце. У кого она в душе, у того, без всякого сомнения, и храброе сердце. В нашем военном ремесле храбр должен быть воин, неустрашим военачальник». Молодой человек очень быстро и легко добивается расположения Стародума, который дает благословение на предстоящую женитьбу: «Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание. В твоем вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным. Вы оба друг друга достойны. От всей души моей даю вам мое согласие».

Комедия Д.И. Фонвизина имеет счастливую концовку – зло наказано, справедливость восторжествовала, каждый персонаж получает по своим заслугам.

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была - фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.

Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год - дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион . Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений - это переработка французской комедии.

После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир . По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания - подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, - воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии - это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.

Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении - комедии Недоросль , написанной в 1781 году . Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.

Главная проблема, которая поднимается в этой комедии - воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.

В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.

Фонвизин стремится доказать, что образованность - синоним счастья.

Главный герой комедии - молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова - жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна - рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин - дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.

Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма , но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства - единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.

Присутствуют герои-маски : Софья - госпожа, Стародум - отец (хотя он не глуп!), он же - герой-резонер, Милон - герой-любовник, Митрофан и Скотинин - отрицательные женихи, Правдин - бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.

В пьесе, как и положено, пять действий : экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).

Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.

В комедии присутствует множество говорящих фамилий : Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.

Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многообразие поэтических тем в творчестве Державина
Следующая тема:   Карамзин: судьба историка, писателя, общественного деятеля