Какую общественную среду описывает островский. А

Это форма правления сродни абсолютизму. Хотя в России само слово "самодержавие" в разные периоды истории имело отличия в толковании. Чаще всего его связывали с переводом греческого слова Αυτοκρατορία - "сам" (αὐτός) плюс "властвовать" (κρατέω). С наступлением Нового времени этим термином обозначается монархия неограниченная, "русская монархия", то есть - абсолютизм.

Историографы исследовали этот вопрос одновременно с установлением причин, по которым в нашей стране самодержавная монархия вылилась в эту всем известную форму правления. Ещё в XVI веке историки Москвы пытались объяснить, каким образом в стране появились "самодержательные" цари. Отведя эту роль русским самодержателям "под покровом старины", в далёкой древности они отыскали выведших родословное древо от кесаря римлян Августа наших первых правителей, которым такую власть даровала Византия. Самодержавная монархия утвердилась при Святом Владимире (Красное Солнышко) и Владимире Мономахе.

Первые упоминания

Впервые стали использовать это понятие относительно московских правителей при Иване Третьем, великом князе московском. Именно он начал титуловаться как господарь и самодержец всея Руси и Василий Тёмный назывались просто господарями всея Руси). Видимо Ивану Третьему это посоветовала его жена - Софья Палеолог, близкая родственница последнего императора Византии Константина XI. И действительно, с этой женитьбой появились основания притязать на преемственность наследия Восточного Римского (Ромейского) государства молодой Россией. Отсюда и пошла на Руси самодержавная монархия.

Получив независимость от ордынских ханов, Иван Третий перед другими государями теперь всегда сочетал эти два титула: царя и самодержца. Таким образом он подчёркивал собственный внешний суверенитет, то есть независимость от какого бы то ни было другого представителя власти. именовали себя точно так же, только, естественно, на греческом.

Это понятие до конца прояснил В. О. Ключевский: "Самодержавная монархия - это полная власть самодержца (автократа), который не зависит ни от одной из сторон внешней власти. Русский царь никому не платит дань и, таким образом, является сувереном".

С появлением на самодержавная монархия России значительно укрепилась, поскольку само понятие расширилось и теперь обозначало не только отношение к внешним сторонам правления, но и использовалось как неограниченная внутренняя власть, которая стала централизованной, уменьшив таким образом властные полномочия боярства.

Историко-политической доктриной Ключевского до сих пор пользуются специалисты в своих исследованиях, поскольку она наиболее методологически полно и широко трактует поставленный вопрос: почему Россия - самодержавная монархия. Даже Карамзин писал свою "Историю государства Российского", опираясь на видение исторической перспективы, унаследованное от историков XVI века.

Кавелин и Соловьёв

Однако лишь когда в исторических исследованиях появилась идея изучения развития всех сторон жизни всех слоёв общества, вопрос самодержавной монархии был поставлен методологически правильно. Впервые отметили такую необходимость К. Д. Кавелин и С. М. Соловьёв, определив главные моменты развития власти. Именно они прояснили, как происходило укрепление самодержавной монархии, обозначив этот процесс как вывод из формы родового быта в государственную единодержавную власть.

Например, на севере существовали особые условия политической жизни, при которых само существование образования было обязано только князьям. Южнее условия были несколько другими: распадался родовой быт, перейдя к государственности через вотчинность. Уже Андрей Боголюбский был неограниченным владельцем собственных имений. Это яркий тип вотчинника и полновластного хозяина. Именно тогда появились первые понятия о государе и подданстве, о самовластье и подручничестве.

Соловьёв в своих работах много написал о том, как происходило укрепление самодержавной монархии. Он указывает длинный ряд причин, которые вызвали появление единодержавия. Прежде всего, нужно отметить монгольское, византийское и прочие иноземные влияния. Объединению русских земель содействовали практически все классы населения: и земские люди, и бояре, и духовенство.

На северо-востоке появились новые крупные города, где господствовало вотчинное начало. Это тоже не могло не создать особых бытовых условий для появления самодержавной монархии в России. И, конечно, огромное значение имели личные качества правителей - московских князей.

За счёт раздробленности страна становилась особенно уязвимой. Войны и междоусобицы не прекращались. И во главе каждого войска практически всегда стоял князь. Они постепенно учились выходить из конфликтов посредством политических решений, успешно разрешая и свои планы. Именно они изменили историю, уничтожили монгольское иго, выстроили государство великое.

От Петра Первого

Самодержавная монархия - это абсолютная монархия. Но, несмотря на то, что уже во времена Петра Великого понятие русского самодержавия практически полностью отождествлялось с понятием европейского абсолютизма (сам термин этот у нас не прижился и не употреблялся никогда). Напротив, российская власть позиционировалась как православная самодержавная монархия. в Духовном регламенте уже в 1721 году написал, что власти самодержавной сам Бог повиноваться повелевает.

Когда появилось понятие суверенного государства, понятие самодержавия ещё более сузилось и обозначало только внутреннюю неограниченную власть, которая опиралась на её божественное происхождение (помазанник Божий). К суверенитету это уже переставало относиться, и последнее использование термина "самодержавие", которое подразумевало суверенитет, случилось при правлении Екатерины Великой.

Такое определение самодержавной монархии сохранялось до самого конца царского правления в России, то есть до февральской революции 1917 года: российский император был самодержцем, а государственный строй - самодержавием. Свержение самодержавной монархии в России в начале 20 века произошло по вполне понятным причинам: уже в XIX веке эту форму правления критики открыто называли властью самодуров и деспотов.

Чем же отличается самодержавие от абсолютизма? Когда между собой спорили западники и славянофилы ещё в начале XIX века, они выстроили несколько теорий, разводящих понятия самодержавия и абсолютизма. Остановимся подробнее.

Славянофилы противопоставляли раннее (допетровское) самодержавие с послепетровским. Последнее считали абсолютизмом бюрократического толка, вырожденной монархией. В то время как раннее самодержавие считали правильным, поскольку оно органически объединяло государя и народ.

Консерваторы (в том числе Л. Тихомиров) такое разделение не поддерживали, считая, что и послепетровская российская власть значительно отличается от абсолютизма. Умеренные либералы разделяли допетровское и послепетровское правление по принципу идейности: основа на божественности власти или на идее общего блага. В итоге, что такое самодержавная монархия, историки XIX века так и не определили, поскольку во мнениях не сошлись.

Костомаров, Леонтович и другие

У Н. И. Костомарова есть монография, где он попытался выявить соотношение понятий. Раннефеодальная и самодержавная монархия, по его мнению, развивались постепенно, но, в конце концов, получились полной заменой деспотизма орды. В XV веке, когда были уничтожены уделы, монархия уже должна была появиться. Причём власть была бы разделена между самодержцем и боярами.

Однако этого не случилось, но укрепилась самодержавная монархия. 11 класс подробно изучает этот период, но далеко не все школьники понимают, почему так произошло. У бояр отсутствовала сплочённость, они были слишком самонадеянны и эгоистичны. В таком случае очень легко прибрать власть к рукам сильному государю. Именно бояре упустили возможность создания конституционно-самодержавной монархии.

Профессор Ф. И. Леонтович нашёл массу заимствований, которые были внесены в политическую, общественную, административную жизнь русского государства из Ойратских уставов и Чингизовой Ясы. Монгольское право, как никакое другое, хорошо приживалось в русских законах. Это и положение, при котором государь является верховным собственником территории страны, это и закрепощение посадских и прикрепление крестьян, это и идея местничества и обязательной службы у служилого сословия, это и скопированные с монгольских палат московские приказы, и ещё очень и очень многое. Эти воззрения разделили Энгельман, Загоскин, Сергеевич и некоторые другие. А вот Забелин, Бестужев-Рюмин, Владимирский-Буданов, Соловьёв и ещё многие профессора по монгольскому игу такого значения не придавали, но выдвинули совершенно иные созидательные элементы на первый план.

По воле народа

Северо-восточная Русь объединилась под московским единодержавием благодаря тесному народному единству, которое стремилось мирно развивать свои промыслы. При правлении князей Юрьевичей посад даже вступил в борьбу с боярской дружинной силой и победил. Далее иго нарушило образовавшийся было правильный ход событий на пути объединения, а потом московские князья сделали очень правильный шаг, устроив народный завет о тишине и земском мире. Именно поэтому они и смогли оказаться во главе Руси, стремившейся к объединению.

Однако самодержавная монархия образовалась далеко не сразу. Народу было почти безразлично, что там творится в теремах княжеских, даже о правах своих и каких-либо вольностях народ не думал. Он находился в постоянных заботах о безопасности от сильных мира сего и о хлебе насущном.

Бояре долго играли решающую роль во власти. Однако Ивану Третьему на помощь пришли греки с итальянцами. Только с их подсказками царское самодержавие получило свою окончательную форму так скоро. Боярство - сила крамольная. Она ни народ, ни князя слушать не хотела, более того - земскому миру и тишине это был первый враг.

Таким образом заклеймили русских аристократов Костомаров и Леонтович. Однако немного позже историки это мнение оспорили. Бояре, по мнению Сергеевича и Ключевского, врагами объединения Руси вовсе не были. Напротив, они всеми силами помогали это сделать московским князьям. И Ключевский говорит о том, что неограниченного самодержавия на Руси в ту пору не было. Это была монархически-боярская власть. Случались даже столкновения монархов со своей аристократией, были попытки со стороны бояр полномочия московских властителей несколько ограничить.

Только в 1940 году прошла первая дискуссия в Академии наук, посвящённая вопросу определения государственного строя, который предшествовал абсолютной монархии Петра Великого. А ровно через 10 лет проблемы абсолютизма обсуждались в МГУ, на его историческом факультете. Обе дискуссии показали полную несхожесть в позициях историков. Специалистами по государству и праву понятия абсолютизма и самодержавия вообще не разделялись. Историки же различие видели и чаще всего эти понятия противопоставляли. И что значит самодержавная монархия для России сама по себе, учёные так и не договорились.

К разным периодам нашей истории они применяли одно и то же понятие с разным содержанием. Вторая половина XV века - окончание от золотоордынского хана, и только свергнувший татаро-монгольское иго Иван Третий назывался первым настоящим самодержцем. Первая четверть XVI века - самодержавие трактуется как единодержавие после ликвидации суверенных княжеств. И только при Иване Грозном, по мнению историков, самодержавие получает неограниченную власть государя, то есть неограниченную, самодержавную монархию, и даже сословно-представительная компонента монархии никак не противоречила неограниченности власти самодержца.

Феномен

Следующая дискуссия возникла в самом конце 1960-х годов. Она поставила на повестку вопрос о форме неограниченной монархии: не является ли она особой разновидностью абсолютной монархии, свойственной только нашему региону? Было установлено по ходу дискуссии, что по сравнению с европейским абсолютизмом наше самодержавие имело несколько характерных особенностей. Социальная опора - только дворянство, в то время как на западе монархи уже более опирались на появившийся класс буржуазии. Над правовыми методами управления господствовали неправовые, то есть личной волей монарх был наделён гораздо большей. Были мнения, что русское самодержавие является вариантом восточной деспотии. Словом, за 4 года, вплоть до 1972-го, термин "абсолютизм" определён не был.

Позже А. И. Фурсовым было предложено рассматривать в русском самодержавии феномен, который аналога в мировой истории не имеет. Отличия от восточной монархии слишком значительны: это ограничение традициями, ритуалами, обычаями и законом, не свойственные правителям на Руси. От западных их ничуть не меньше: власть даже самая абсолютная там ограничивалась правом, и даже если король имел право поменять закон, то он всё равно должен был закону подчиняться - пусть изменённому.

А на Руси было иначе. Русские самодержцы всегда стояли над законом, они могли требовать от других подчинения ему, но сами имели право уклоняться от следования, какой бы то ни было, букве закона. Однако самодержавная монархия развивалась и приобретала всё более европейские черты.

Конец XIX века

Теперь венценосные потомки самодержца Петра Великого были уже гораздо сильнее ограничены в своих действиях. Сложилась управленческая традиция, считавшаяся с факторами общественного мнения и определёнными законоположениями, которые касались не только области прерогатив династических, но и общего гражданского права. Монархом мог быть только православный из династии Романовых, состоящий в равнородном браке. Правитель был обязан по закону 1797 года при вступлении на престол назначить наследника.

Ограничивали самодержца и управленческая технология, и порядок издания законов. Отмена его распоряжений требовала особого законодательного акта. Царь не мог лишать жизни, имущества, чести, сословных привилегий. Он не имел права вводить новые налоги. Даже не мог никого облагодетельствовать просто так. Для всего необходимо было письменное распоряжение, которое оформлялось особым образом. Устное распоряжение монарха законом не являлось.

Имперская судьба

Вовсе не царь-модернизатор Пётр Великий, титуловавший Россию империей, сделал её таковой. По своей сути империей Россия стала гораздо раньше и, по мнению многих ученых, продолжает ею оставаться. Это продукт сложного и длительного исторического процесса, когда происходило становление, выживание, укрепление государства.

Имперская судьба нашей страны принципиально отличается от других. В общепринятом смысле Россия колониальной державой не являлась. Экспансия территорий происходила, но она не была мотивирована, как у западных стран, экономическими или финансовыми устремлениями, поисками рынков сбыта и сырья. Она не делила свои территории на колонии и метрополию. Напротив, экономические показатели практически всех "колоний" были гораздо выше, чем у исторического центра. Образование и медицина были всюду одинаковы. Здесь уместно вспомнить 1948 год, когда англичане покидали Индию, оставив там менее 1% грамотных аборигенов, причём не образованных, а просто знающих буквы.

Территориальную экспансию всегда диктовали безопасность и стратегические интересы - вот где главные факторы возникновения Российской империи. Причём войны происходили очень редко за обретение территорий. Всегда существовал натиск извне, да и теперь ещё существует. Статистика говорит, что в 16 веке мы воевали 43 года, в 17 - уже 48, а в 18 - все 56. XIX век был практически мирным - только 30 лет провела Россия на поле брани. На западе мы всегда воевали либо как союзники, вникая в чужие "семейные ссоры", либо отражали агрессию с запада. Ни на кого первыми не нападали никогда. Видимо сам факт появления таких огромных территорий, вне зависимости от средств, путей, причин формирования нашего государства, будет неизбежно и постоянно порождать проблемы, поскольку здесь говорит сама природа имперского существования.

Заложница истории

Если исследовать жизнь любой империи, обнаружатся сложные соотношения во взаимодействии и противодействии центростремительных и центробежных сил. В сильном государстве эти факторы минимальны. В России монархическая власть неизменно выступала как носитель, выразитель и реализатор только центростремительного начала. Отсюда и её политические прерогативы с вечным вопросом о стабильности имперской конструкции. Сама природа русского имперства не могла не препятствовать развитию региональной автономизации и полицентризма. И сама история сделала монархическую Россию своей заложницей.

Конституционно-самодержавная монархия была у нас невозможна лишь потому, что царская власть имела на то сакральное право, да и цари не были первыми среди равных - им равных не было. Они венчались с правлением, и это был мистический брак с целой огромной страной. Царские порфиры излучали свет небес. Для начала XX века в России самодержавная монархия не являлась архаикой даже отчасти. И сегодня такие настроения живы (вспомним Наталью "Няшу" Поклонскую). Это у нас в крови.

Либерально-правовой дух неизбежно сталкивается с религиозным мировоззрением, которое награждает самодержца особым ореолом, и ни один из прочих смертных никогда такого не удостоится. Все попытки реформировать верховную власть терпят поражение. Религиозный авторитет побеждает. Во всяком случае, к началу XX века от универсальности правового государства Россия была гораздо дальше, чем теперь.

Тест по пьесе А.Н.Островского «Гроза»

1. В каком журнале в начале своей деятельности сотрудничал А.Н.Островский:

1. «Москвитянин»

2. «Отечественные записки»

3. «Современник»

«Библиотека для чтения»

2. Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «Народность».

1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.

2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа.

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.

3. Статью «Тёмное царство» написал:

1. Н.Г.Чернышевский

2.В.Г.Белинский

3. И.А.Гончаров

4.Н.А.Добролюбов

4. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:

1. Помещичье-дворянской

2. Купеческой

3. Аристократической

4. Народной

5 . Яркими представителями «тёмного царства» являются « найдите лишнее»:

1. Тихон

2. Дикой

3. Кабаниха

4. Кулигин

6. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформленные годы:

1. Тихон

2. Варвара

3. Феклуша

4.Кабаниха

7. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор

1. Катерина

2. Тихон

3. Варвара

4. «Тамань».

5. Борис

8. Кого из героев пьесы Н.А.Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»:

    Варвару

    Катерину

    Тихона

    Кулигина

9. Финал пьесы трагичен. Самоубийство Катерины, по мнению Н.А.Добролюбова, является проявлением:

    Духовной силы и смелости

    Духовной слабости и бессилия

    Моментного эмоционального взрыва

10. В речи героев присутствует (найдите соответствие):

1. Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием

2. Народнопоэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика

3. Мещанско-купеческое просторечие, грубость

4. Литературная лексика 18 века с ломоносовско-державинскими тенденциями

    Катерина

    Кулигин

    Кабаниха

    Дикой

11. Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы:

1. «Такая ли я была! Жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле!»

2. «Купечество всё народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так говорила»

    Кабаниха

    Катерина

    Феклуша

12. А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр:

1.Художественный театр

2. Малый театр

3. Театр «Современник»

4. Большой театр

Ответы к тесту

1. Кабаниха

2. Катерина

3. Дикой

4. Кулигин

    1. Катерина

      Феклуша

      Кабаниха

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ТЕСТЫ Вариант 1 1. А. Н. Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определенной общественной среды, какой именно? 1. Помещичье-дворянской 2. Купеческой 3. Аристократической 4. Народной 2.Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее): 1. Тихон 2. Дикой 3. Кабаниха 4. Кулигин 3. Сатирическое обличение соединяется в пьесе с утверждением новых сил, поднимающихся на борьбу за человеческие права. На кого из героев пьесы возлагает надежды автор: 1. Катерину Кабанову 2. Тихона Кабанова 3. Варвару Кабанову 4. Бориса 4. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1. Ссора между П. П. Кирсановым и Е. В. Базаровым 2. Конфликт, возникший между Е. В. Базаровым и Н. П. Кирсановым 3. Борьба дворянского либерализма и демократов 4. Борьба между либеральными монархистами и народом 5. Кому из героев романа «Отцы и дети» соответствуют приведенные характеристики: 1. Представитель молодого дворянского поколения, быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений. 2. Любующийся собой аристократ, весь смысл жизни которого свелся к любви и сожалению об уходящем прошлом, эстет. 3. Неприспособленность к жизни, к ее новым условиям, «уходящий» тип. 4. Натура независимая, не склоняющиеся ни перед какими авторитетами, нигилист. Евгений Базаров Аркадий Кирсанов Павел Петрович Николай Петрович 6.Критическую статью «Базаров» написал: 1. И. С. Тургенев 2. В. Г. Белинский 3. А. И. Герцен 4. Д. И. Писарев 7. Какой момент в биографии Е. Базарова стал переломным в осознании им своей личности: 1. Любовь к Одинцовой 2. Разрыв с Аркадием 3. Спор с П. П. Кирсановым

2 4. Посещение родителей 8. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: 1.А. И. Герцену 2. В. Г. Белинскому 3. Н. А. Некрасову 4. Другому лицу Вариант 2 1. Статью «Темное царство» написал: 1. Н. Г. Чернышевский 2. В. Г. Белинский 3. И. А. Гончаров 4. Н. А. Добролюбов 2. Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «темного царства»: 1. Тихон 2. Варвара 3. Феклуша 4. Кабанова 3. Кого А. Н. Добролюбов назвал «лучом света в темном царстве»: 1. Варвару 2. Катерину 3. Тихона 4. Кулигина 4. Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: 1. Об отношении к дворянскому культурному наследию 2. Об искусстве, науке 3. О системе поведения человека, о нравственных принципах 4. О положении рабочего класса 5. Об общественном долге, о воспитании 5.Найдите соответствие героев романа социальному положению: 1. «Эмансипе» 2.Русский аристократ 3Полковой лекарь 4.Студент-барич 5.Студент-демократ

3 Е. Базаров Кукшина В. И. Базаров А. Н. Кирсанов П. П. Кирсанов 6.Чем Е. Базаров был особенно далек автору романа: 1. Непониманием роли народа в освободительном движении 2. Нигилистическим отношением к культурному наследию России 3. Преувеличением роли интеллигенции в освободительном движении 4. Отрывом от какой-либо практической деятельности 7.Сколько, по вашему мнению, действующих лиц в романе: 1. Девять 2.Тринадцать 3.Тридцать 4.Девяносто 8.Людей, близких Е. Базарову по духу, называют: 1.Шестидесятники 2.Пятидесятники 3.Декабристы 4.Восьмидесятники Тест по литературе, 2 сем. 1 Из каких сказок Салтыкова-Щедрина приведены отрывки: 1. «Служили [они] в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности». 2. «В некотором царстве. В некотором государстве жил-был жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». 3. «И вдруг он исчез. Что тут случилось! Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер и всплыл на поверхность, - свидетелей ему не было. Скорее всего сам умер» том, как один мужик двух генералов прокормил» «Повесть о помещик» «Дикий пескарь» «Премудрый 2. О ком писал М. Е. Салтыков-Щедрин: «Если бы вместо слова «органчик» было бы поставлено слово «дурак», то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного» 1. Угрюм-Бурчеев 3. Фердыщенко 2. Грустилов 4. Брудастый 3. Роман Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях. Восстановите название пропущенных глав:

4 , «По-родственному», «Семейные итоги», «Недозволенные семейные радости». 4. На примере какой семьи Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показал нетипичность, редкость семейных отношений: 1. Семья Безуховых 2. Семья Болконских 3. Семья Ростовых 5. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя: «Он знал, что это был Наполеон его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». 1.Аустерлицкое сражение 3. Бородинское сражение 2.Шенграбенское сражение 4. Красненское сражение 6. По приведенным портретным характеристикам определите, кому они принадлежат: 1. «Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти» 2. «Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами с усталым, скучающим взглядом». 3. «Вся фигура была круглая, голова спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет». 4. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно вставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди». Наполеон Платон Каратаев Пьер Безухов Болконский Андрей ТЕСТ ПО РОМАНУ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» 1. Псевдопатриотизм, оторванность от народной среды присущи посетителям и хозяевам гостиных: 1. А. П. Шерер 2. Дома Ростовых 3. Дома князей Болконских Действие романа происходит во времена правления: 1. Александра II 2. Николая II 3. Александра I 3. Борьба духовного с чувственным лежит в основе внутреннего развития: 1. Пьера Безухова 2. Анатоля Курагина 3. Бориса Друбецкого

5 4. На примере какой семьи Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» показал нетипичность, редкость семейных отношений: 1. Семья Безуховых 2. Семья Болконских 3. Семья Ростовых 5. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя: «Он знал, что это был Наполеон его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». 1.Аустерлицкое сражение 3. Бородинское сражение 2.Шенграбенское сражение 4. Красненское сражение 6. По приведенным портретным характеристикаv определите, кому они принадлежат: 1. «Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти» 2. «Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами с усталым, скучающим взглядом». 3. «Вся фигура была круглая, голова спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как всегда собираясь обнять что-то, были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет». 4. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно вставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди». Наполеон Платон Каратаев Пьер Безухов Андрей Болконский 7.По приведенным характеристика героев романа определите, кому все они адресованы. А. П. Шерер: «Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство». Княжна Марья: «Мне казалось, что у него всегда было прекрасное сердце». Князь Андрей: «Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света» 1. Пьер Безухов 2. М. И. Кутузов 3. Николай Ростов 8.В романе показаны истинные и «ложные» патриоты России. Найдите соответствие: 1.А. Курагин, Б. Друбецкой, А. П. Шерер, графиня Безухова. 2.Тушин, Тимохин, А. Болконский, Тихон Щербатый «ложные» патриоты истинные патриоты 9. Какое из событий 1812 г. не являлось эпизодом народной войны: 1.Смоленское отступление 3.Тарутинское сражение 2.Бородинское сражение 4.Партизанское движение

6 10.Герои романа по-своему понимают счастье. Определите, кому принадлежат следующие высказывания: 1. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того свобода выбора занятий, т. е. образа жизни». 2. «Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе». Андрей Болконский Пьер Безухов 11. Эпилог это: 1. Дополнительный элемент композиции, отделенный от основного повествования и следующий после его завершения. 2. Дополнительный элемент композиции, предшествующий завязке. 3. Относительно короткий текст, помещенный автором перед началом произведения и призванный кратко выразить основное содержание или идейный смысл следующего за ним произведения. Тест 1 по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» 1. Герой романа «Преступление и наказание» совершает убийство старухи-процентщицы ради: 1. Денег. 2. Оправдания своей теории. 3. Близких ему людей: матери и сестры. 4. Семьи Мармеладовых. 2. Укажите, чей путь не был отвергнут Раскольниковым: 1. Лужина. 2. Свидригайлова. 3. Сони. 4. Разумихина. 3. Определите, кому из героев романа принадлежат высказывания: 1. «Возлюби прежде всего одного себя, ибо все на личном интересе основано». 2. «Надо жить весело». 3. «Это человек-то вошь!» Соня Лужин Свидригайлов 4. С какого момента начинается преступление Раскольникова: 1. После убийства старухи-процентщицы и ее сестры 2. Во время убийства 3. До убийства 4. На каторге 5. С какого момента начинается наказание Раскольникова: 1. До убийства 2. После убийства

7 3. После признания Сони 4. На каторге 6. Что несет теория, созданная Раскольниковым: 1. Индивидуализм и преступную философию вседозволенности 2. Освобождение от материальной зависимости 3. Освобождение от социального давления общества 4. Разрешение социальных противоречий общества 7. Определите по приведенным характеристикам соответствующих им героев романа: 1. Носитель протестующего начала, сильная личность, ярко выраженный наполеонизм 2. Предел кротости и страдания, христианское всепрощение 3. Черствый и расчетливый делец 4. Цинизм и внутренняя опустошенность 5. «Лакейство мысли» Свидригайлов Раскольников Лужин Лебезятников Соня 8. Описание чьей комнаты приведено ниже: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок». 1. Сони Мармеладовой 2. Лужина 3. Разумихина 4. Раскольникова 9. Какое событие в романе является кульминационным: 1. Смерть Мармеладова 2. Сон Раскольникова 3. Исповедь, признание Раскольникова Соне 4. Уголовное преступление Раскольникова 10. Эпилог это: 1. Дополнительный элемент композиции, часть произведения, предшествующая завязке. 2. Относительно короткий текст, помещенный автором перед произведением и призванный кратко выразить основную его мысль. 3. Дополнительный элемент композиции, отделенный от основного текста и следующий после самого повествования. 11. Какую часть в романе занимает подготовка преступления Раскольникова, а какую наказание его: 1. Одну часть 2. Пять частей

8 наказание преступление 12. Определите, портрет какой героини романа приводится ниже: «Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». 1. Дуня Раскольникова 2. Девушка на мосту 3. Соня Мармеладова 13. Кому из героев романа принадлежат слова, выражающие позицию Ф. М. Достоевского: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?» 1. Софье Семеновне 2. Катерине Ивановне 3. Авдотье Романовне


2015 год: ЗАОЧНЫЙ ТУР: ЗАДАНИЯ ЗАОЧНОГО ТУРА ТОЛСТОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ 2015 г. по ЛИТЕРАТУРЕ 27. Годы жизни Л.Н. Толстого: А) 1905 1964; Б) 1828 1910; В) 1802 1836; Г) 1798 1864 28. Л.Н. Толстой так определил

10 класс 1. Ф.И.Тютчев. Лирика. 2. А.А.Фет. Лирика. 3. Н.А.Некрасов. Лирика. Поэма «Мороз, Красный нос». 4. А.Н.Островский. «Гроза». 5. Н.С.Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда». 6. Ф.М.Достоевский. «Преступление

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия 10» СОГЛАСОВАНА протоколом кафедры словесности от 25.08.2015 1 УТВЕРЖДЕНА приказом директора гимназии 10 от 31.08.2015

Список произведений для чтения летом (10 класс) 1. А.С.Пушкин «Медный всадник» 2. Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос». 3. А.Н.Островский «Свои люди сочтёмся!» (можно в кратком изложении), «Гроза».

Календарно-тематическое ирование по литературе. 10 класс (102 ч.) к уровню Измерители подготовки обучающихся 1. Введение. Общая характеристика русской литературы XIX века. 2. Обзор русской литературы I

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

II Всероссийская Толстовская олимпиада по литературе Задание 1. 10 класс 1. В плену Пьер: А) поддался чувству страха; Б) почувствовал себя лишенным свободы человеком; В) узнал, что нет положения, в котором

Сравнительная характеристика героев Как писать сочинение? Сопоставление и противопоставление Существуют 2 типа сравнения: по сходству и по противоположности (контрасту). Типичная ошибка пишущих сочинение

Литература 10 класс п/п Тема Дата проведения Знания, умения, навыки 1 Тенденции развития русской литературы второй 1 сент Уметь работать с критическими и половины 19 века (3ч.) публицистическими статьями

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «Соня и Раскольников читают Евангелие» из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (часть 4-я, глава IV) Вступление. 1. Какова тема романа? (Кратко сказать, о чѐм роман, не пересказывая

Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» 1. Сколько лет охватывает действие в романе? (15лет) 2. Какое мороженое подавали на именинах у Наташи? (морковное) 3. В каком месяце началось Бородинское

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе 10 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта (полного) общего образования на базовом уровне и Программы по русскому

Тематическое планирование по литературе 10 класс п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение. Русская литература и русская история 19 века. 1 2 Русская литература 19 века.

Ест по роману Ф.М.Достоевского я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие силы, которого никто из нас не знает во всем объеме и величии их,- как в святыню верю Прочитай: Узнай героя Не

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС. Раздел и тема урока Введение (1 ч.) 1. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Тип урока Вид контроля Тезисный план или конспект лекции

Введение Рабочая программа по литературе для 0 класса составлена на основе авторской Программы по русской литературе под редакцией В.Я Коровиной, В.П.Журавлёва (М. : «Просвещение»,204) и методическим

Тема. Введение. Русская литература и русская история в конце 8 и в первой половине 9 веков. Литературные направления.. Повторение (5 часов) А. С. Грибоедов. Система образов и проблематика комедии «Горе

Календарно-тематическое планирование. Литература. 10 класс (102 часа) Планирование разработано на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (базовый

Календарно-тематическое планирование по литературе в 10-ом классе. По программе Г.С.Меркина. Учебник Сахарова, Зинина, Чалмаева 2016г. Месяц Сентябрь 1 Содержание учебного материала Введение. Идейные направления,

Планы занятий по литературе 10 класс 2017-2018 учебный год Учебник. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. 1-2 ч. М., Просвещение, 2012 г. (2 полугодие) 15.01 22.01 12.02 19.02 12.03. 19.03 16.04 Н.А.Некрасов.

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Контрольная работа по литературе для учеников 10 Б класса МШЗД за февраль Учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина Учитель: Лыжова Татьяна Александровна Ф.И.ученика, выполняющего работу Ребята! Контрольная работа

Все это поможет раскрытию художественного метода писателя;... Мармеладова. Соня живет в большой, но чрезвычайно низкой комнате,. образов в романе, что, в свою очередь, приведет к пониманию идейного...

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, утверждѐнной приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Литература Класс: 10 Количество часов

В помощь преподавателям русского языка и литературы колледжей, техникумов, лицеев (СПО/НПО) Контрольно-измерительные материалы подготовлены преподавателем Т.В.Фомичевой Пояснительная записка Тестовые задания

Рабочая программа по литературе ориентирована на учащихся 10-11 классов (105ч.+103 ч.). 10 класс 105 часов Литература второй половины XIX века Обзор русской литературы второй половины XIX века Россия во

«УТВЕРЖДАЮ» Протокол ШМО от 20 г /Толкачева А.М./ «УТВЕРЖДАЮ» директор школы /Рублева ТВ 20 г Рабочая программа По литературе 10 класс Базовый курс Учитель - Толкачева Анна Михайловна, учитель русского

ИНТЕРЬЕР КАК СРЕДСТВО РАСКРЫТИЯ ОБРАЗОВ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" Интерьер - изображение внутренних помещений здания. В художественном произведении интерьер показывает

Сочинение на тему идея и натура родиона раскольникова MySoch.ru - Школьные сочинения по литературе Cочинение Наполеон Родиона Раскольникова и Наполеон Андрея Болконского И в том, и в другом произведении

Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (приказ

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2015-2016 учебный год МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ ОТБОРОЧНОГО И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПОВ ОЛИМПИАДЫ, ОТВЕТЫ НА ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА ПЕРВЫЙ (ОТБОРОЧНЫЙ) ЭТАП

Фёдор Михайлович Достоевский 1) К какому сословию принадлежал Ф.М.Достоевский? -разночинцы -мещане -купцы -дворяне -крестьяне 2) В каком городе родился? -Петербург -Тверь -Мценск -Орёл -Москва 3) Какова

Раздел I. Пояснительная записка Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса реализуется на базовом уровне в классе с профильной направленностью (математическом), составлена в соответствии

Кол-во учебных часов за год 02 Программа: для общеобразовательных учреждений 0- классы (профильный уровень) Под редакцией Ю. В. Лебедева. Авторы: Ю. В. Лебедев, А. Н. Романова. Москва «Просвещение 2009»

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А. 1. Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы, подготовленной авторами В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёвым, В.И.Коровиным, И.С. Збарским, В.П.

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

Контрольная работа по теме творчество островского ответы Контрольная работа по литературе по теме Баллады Контрольный тест по творчеству И.А. Гончарова, А.Н. Островского, И.С. Тургенева 10 класс Вопросы

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

Демонстрационный вариант промежуточной аттестационной работы по ЛИТЕРАТУРЕ 10 класс Ф.И. обучающегося Часть А 1. Кто из русских критиков назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской

Рабочая программа по литературе 10 класс (программа А.Г. Кутузова) Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативноправовыми инструктивно-методическими документами:

Раздел 2016/2017 учебный год Классных сочинений Домашних сочинений 1 Введение. Литература 19в. Литература 1 половины 19 века.(2ч) А.С.Пушкин (10ч) 1 М. Ю. Лермонтов (6ч) 1 Н.В. Гоголь (4 ч) 1 Литература

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого

Сочинение на тему идея раскольникова и ее проверка Сочинения по произведению Достоевского Ф.М. Преступление и наказание Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Достоевского. Раскольников живет

Сочинение в чём видят смысл жизни любимые герои толстого Поиски смысла жизни главными героями романа Война и мир. Мой любимый герой в романе Война и мир * Впервые Толстой знакомит нас Андреем Читать сочинение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Всего: 04 часов; в неделю 3 часа Из них: на изучение нового и повторение пройденного 92 часа на контрольные и творческие работы -3 часов. Из них: - классных сочинений - 3 (5 часов);

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5» УТВЕРЖДЕНО Приказом ОО от 31.08.2017 435 Рабочая программа по предмету «Литература» (базовый уровень) 10 класс,

1. Пояснительная записка 1.1. На изучение предмета в учебном плане школы отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год. 1.2. Учебно-методические средства обучения. 1.2.1. Учебный комплект: Литература.

1 Содержание Пояснительная записка....3 Планируемые результаты освоения предмета....4 Содержание учебного предмета.. 5 Календарно-тематическое планирование 6 Стр. 2 Литература 10 класс Пояснительная записка

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

Уроки Достоевского. Роль эпилога в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы» В чем значение эпилога в

Пояснительная записка Программа элективного курса «Анализ художественного произведения» составлена с опорой на учебное пособие Е.И.Никитиной Русская речь: Развитие речи.10 класс (М.: Дрофа, 2005).Содержание

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 10 класса Составил: Капунова Л.А., учитель русского языка и литературы Учебно-тематическое планирование-10 Разделы программы, Количество из них количество часов темы

Сочинение на тему теория и идея раскольникова и ее крах Идея Раскольникова и ее крушение(по роману Ф. М. Добролюбова.А сочинение было на тему краха теории Раскольникова (что- то в этом духе,с5.2). сочинений

П/п Тематическое планирование по литературе в 10 классе Пояснительная записка Уроки литературы ведутся по программе для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов (базовый уровень) под редакцией В.

Контрольная работа по литературе для учеников 10 Б класса МШЗД за март Учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина Учитель: Лыжова Татьяна Александровна Ф.И.ученика, выполняющего работу Ребята! Контрольная работа

П/п Тема урока Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры. Цель: обзорно раскрыть основные темы и проблемы русской литературы XIX в., подчеркнуть значение художественных открытий русских писателей-классиков

Сочинение над чем заставил задуматься роман обломов А последние страницы романа заставили задуматься: Захар оказался Уж очень меня раздражал этот лентяй Обломов. Сочинения я писала. сочинение по литре-

1.Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пушкинского муниципального района «Братовщинская средняя общеобразовательная школа» «Принято» на заседании методического объединения учителей гуманитарного

Сегодня на уроке мы рассмотрим историю создания, раскроем тематику, выявим художественные особенности, определим своеобразие жанра сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина. ПЛАН УРОКА. 1. История создания. 2. Жанровое

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 10 класса разработана на основе авторской «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» Зинин С.А., Меркин Г.С., Чалмаев В.А.

Степанова М.В. учитель русского языка и литературы 1.Раскрыть значение Бородинского сражения в жизни России и в жизни героев романа. 2. Усвоить содержание основных эпизодов и сцен т.3. 3. Воспитывать чувство

Руководитель литературы «Согласовано» МО учителей русского языка и Филиппова Л Л.. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кобылянская А.В. «Согласовано» Директор ГБОУ СОШ 3 Евгущенко А.М. «30»