Что такое александрийская библиотека. История и этнология

Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными. Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи. Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.

Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит , основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох. В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.

Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих. Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.

Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования. Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии. Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.

Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию. Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.

Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.

Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях. Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.

Александр Македонский умер в 323 году до н. э. Его огромная империя распалась на несколько отдельных государств. Возглавили их диадохи - соратники великого завоевателя. Все они являлись выходцами из греческих земель и прошли долгий боевой путь от Малой Азии до Индии.

Земли Древнего Египта достались диадоху Птолемею Лагу (367-283 до н. э.). Он основал новое государство - Эллинистический Египет со столицей в Александрии и положил начало династии Птолемеев. Просуществовала династия долгих 300 лет и оборвалась со смертью Клеопатры (69-30 до н. э.) - дочери Птолемея XII. Романтический образ этой поразительной женщины до сих пор служит предметом многочисленных споров среди историков и всех тех, кто неравнодушен к пылким любовным страстям, перемешанным с холодным политическим расчётом.

Птолемей Лаг дал своим детям блестящее образование. По примеру македонских царей, вверявших своих чад ведущим философам того времени, новоиспечённый властелин пригласил в Александрию Деметрия Фолерского (350-283 до н. э.) и Стратона Физика (340-268 до н. э.). Эти учёные мужи являлись учениками Теофраста (370-287 до н. э.). Тот же, в свою очередь, учился у Платона и Аристотеля и продолжил дело последнего.

Дело это выражалось в философской школе. Называлась она ликей, а её учеников именовали перипатетиками. В ликее имелась библиотека. Она не содержала в себе большого числа рукописей, но сам принцип организации и работы подобного заведения был хорошо знаком и Деметрию Фолерскому, и Стратону Физику. Именно с их подачи Птолемей Лаг и загорелся идеей создать в Александрии великолепную библиотеку.

Ради объективности и исторической точности нужно отметить, что задумка касалась не только библиотеки. Первый греческий царь Египта предполагал создать мусейон - музей. Библиотека же рассматривалась как его часть - необходимое дополнение к астрономической башне, ботаническому саду, анатомическим кабинетам. В ней должна была храниться информация для тех, кто будет заниматься медициной, астрономией, математикой и другими необходимыми для общества науками.

Задумка, конечно, блестящая, лишний раз подчёркивающая высокий интеллектуальный и духовный уровень людей, живших в ту далёкую эпоху. Но Птолемею Лагу не суждено было воплотить свои мечты в жизнь. Он умер в 283 году до н. э, так и не осуществив столь глобальный и нужный проект.

Царский трон занял его сын Птолемей II Филадельф (309-246 до н. э.). Уже с первого года правления, он, в соответствии с волей отца, вплотную занялся как основанием Александрийской библиотеки, так и мусейона.

Истории, к сожалению, неизвестно, когда вся эта грандиозная задумка была воплощена в жизнь. Мы не знаем точной даты, конкретного дня, когда первые посетители вошли в просторные залы и взяли в руки свитки с бесценной информацией. Нам неизвестно даже конкретное место, где находилась Александрийская библиотека, и как она выглядела.

Доподлинно известно только то, что первым хранителем этого величайшего общественного заведения древности был Зенодот Эфесский (325-260 до н. э.). В Александрию этот уважаемый древнегреческий философ приехал по приглашению Птолемея Лага. Он также, как и его коллеги, занимался воспитанием детей первого греческого царя Египта и видимо произвёл на окружающих неизгладимое впечатление своими познаниями и кругозором.

Именно ему Птолемей II Филадельф и доверил решение всех организационных вопросов, связанных с только что начавшей работать библиотекой. Вопросов же этих было великое множество. Первый и самый главный - оценка подлинности и качества рукописей .

Папирусные свитки, содержащие в себе бесценную информацию, покупались царствующим домом у различных людей, в маленьких библиотеках, принадлежащих частным лицам или философским школам, а иногда и просто конфисковывались при таможенном досмотре на кораблях, бросающих свои якоря в Александрийском порту. Правда, такая конфискация всегда компенсировалась денежным вознаграждением. Другое дело - соответствовала ли выплаченная сумма подлинной стоимости рукописи.

Зенодот Эфесский и был главным арбитром в этом щекотливом вопросе. Он оценивал историческую и информационную ценность представленных ему на рассмотрение документов. Если рукописи отвечали тем жёстким стандартам, которые предъявляла Александрийская библиотека, то они тут же передавались в руки умелых мастеров. Последние проверяли их состояние, реставрировали, придавали им должный читабельный вид, и после этого свитки занимали своё место на полках.

Если же в руки греческого философа попадали рукописи с какими-то неточностями, неверными данными, то он помечал соответствующие абзацы специальными знаками. В последствии, любой читатель, знакомясь с данным материалом, видел, чему можно верить безоговорочно, а что подлежит сомнению и не является правдивой и точной информацией.

Иногда первому хранителю Александрийской библиотеки доставляли и явную подделку, купленную у нечистоплотных людей. Желающих нажиться на продаже свитков в то время было немало. Отсюда видно, что за последние 25 веков человеческая натура мало изменилась.

Также Зенодот Эфесский занимался классификацией рукописей. Он разделял их на различные тематики, чтобы служащие библиотеки могли легко найти необходимый для читателя материал. Тематик же было великое множество: медицина, астрономия, математика, философия, биология, архитектура, зоология, искусство, поэзия и многие-многие другие. Всё это заносилось в специальные каталоги и снабжалось соответствующими ссылками.

Разделялись рукописи также и по языкам. Практически 99% всего материала было написано на египетском и греческом языках. Совсем немного свитков писалось на еврейском и некоторых других языках Древнего Мира. Здесь также учитывались пристрастия читателей, поэтому некоторые ценные материалы, написанные на редком языке, переводились на греческий и египетский.

Большое внимание в Александрийской библиотеке уделялось и условиям хранения бесценных рукописей . Помещения тщательно проветривались, служащие следили за тем, чтобы в них не было сырости. Периодически все свитки проверялись на наличие в них насекомых, подпорченные же документы подвергались немедленному восстановлению.

Вся эта работа была очень сложная и трудоёмкая. Рукописей насчитывалось великое множество. Разные источники называют разные цифры. Скорее всего свитков лежало на полках в залах и в хранилище не менее 300 тысяч. Это огромное количество, соответственно и штат работников Александрийской библиотеки представлял из себя большой коллектив. Все эти люди содержались за счёт царской казны.

Под сводами Александрийской библиотеки

Птолемеи абсолютно безвозмездно 300 лет тратили огромные средства на содержание мусейона и библиотеки. Из поколения в поколение греческие цари Египта не только не охладевали к этому детищу, а наоборот, всячески старались расширить его и улучшить работу.

При Птолемее III Эвергете (282-222 до н. э.) появился филиал Александрийской библиотеки. Основан он был при храме Сераписа - вавилонского бога, используемого Птолемеями в качестве высшего божества, равного Осирису (царь загробного мира у древних египтян). Таких храмов было много на подведомственных греческой династии землях. Каждый из них носил одно и то же название - Серапеум.

Именно в Александрийском Серапеуме и расположился филиал библиотеки. Это лишний раз подчёркивает значимость данного общественного заведения, так как Серапеумам предавалось огромное политическое значение. Их функция заключалась в сглаживании религиозных разногласий между исконными жителями этих земель египтянами и греками, которые в большом количестве приезжали в Древний Египет на постоянное проживание после прихода к власти Птолемеев.

При Птолемее III Александрийской библиотекой, на протяжении 40 лет, руководил третий хранитель (второй хранитель Каллимах - учёный и поэт) - Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.). Сей почтенный муж являлся математиком, астрономом, географом. Он также увлекался поэзией и неплохо разбирался в архитектуре. Современники считали его не уступающим по интеллекту самому Платону.

По настоятельной просьбе царя Эратосфен Киренский прибыл в Александрию и с головой окунулся в многообразную, интересную и сложную работу. При нём был полностью переведён с еврейского на греческий язык «Ветхий Завет». Этот перевод библейских заповедей, которыми руководствуется и современное человечество, называется «Септуагинта».

Именно при этом человеке в Александрийской библиотеке появился «Астрономический каталог». Он включал в себя координаты более 1000 звёзд. Появилось также много работ по математике, в которой Эратосфен был большой дока. Всё это ещё больше обогатило величайшее общественное заведение Древнего Мира.

Систематизированные, подобранные с особой тщательностью источники знаний способствовали тому, что в Александрию приезжало множество образованных людей, стремящихся улучшить и углубить свои познания в разных областях науки.

В стенах библиотеки работал древнегреческий математик Евклид (умер 273 до н. э.), Архимед (287-212 до н. э.), философы: Плотин (203-270 до н. э.) - основатель неоплатонизма, Хрисип (279-207 до н. э.), Гелесий (322-278 до н. э.) и многие-многие другие. Очень большой популярностью Александрийская библиотека пользовалась у врачей Древней Греции.

Дело заключалось в том, что по существующим тогда законам, на землях Балканского полуострова нельзя было заниматься хирургической практикой. Резать тело человека категорически запрещалось. В Древнем Египте на этот вопрос смотрели совсем иначе. Многовековая история создания мумий уже сама по себе предполагала вмешательство режущих инструментов. Без них мумификация была бы невозможна. Соответственно и хирургические операции рассматривались как дело обыденное и привычное.

Греческие эскулапы использовали любую возможность, чтобы уехать в Александрию и именно в стенах мусейона совершенствовать своё мастерство и знакомиться с внутренним устройством человеческого тела. Необходимый теоретический материал они черпали в стенах Александрийской библиотеки. Здесь имелось огромное количество информации. Вся она была изложена на древнеегипетских свитках, тщательно отреставрированных и отсортированных.

Дело Эратосфена Киренскийского продолжили другие хранители. Многих из них приглашали из греческих земель в качестве учителей для венценосных отпрысков.

Это была устоявшаяся практика. Хранитель библиотеки одновременно являлся и наставником очередного наследника престола. Ребёнок с младых лет впитывал в себя саму атмосферу, дух величайшего общественного заведения древности. Вырастая и получая власть, он уже рассматривал Александрийскую библиотеку как что-то родное и до боли близкое. Самые лучшие воспоминания детства были связаны именно с этими стенами, а потому они всегда холились и лелеялись.

Закат Александрийской библиотеки приходится на последние десятилетия I тысячелетия до н. э . Возросшее влияние Римской республики, борьба за власть между Клеопатрой и Птолемеем XIII привели к серьёзному политическому катаклизму. Вмешательство римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) помогло Клеопатре в её стремлении к единоличному и безраздельному царствованию, но негативно сказалось на культурном наследии великого города.

По приказу Юлия Цезаря был подожжён военный флот, выступивший на стороне Птолемея XIII. Огонь стал безжалостно пожирать суда. Языки пламени перекинулись на городские постройки. В городе начались пожары. Они в скором времени добрались и до стен Александрийской библиотеки.

Люди, занятые спасением своих жизней и имущества, не пришли на помощь тем служителям, которые пытались спасти для будущих поколений бесценную информацию, запечатлённую на свитках. В огне погибли рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида. Навсегда канули в вечность манускрипты древних египтян, содержащие в себе данные о зарождении человеческой цивилизации. Огонь безжалостно сожрал медицинские трактаты, астрономические и географические справочники.

Всё, что с огромным трудом столетиями собиралось по всему Средиземноморью, погибло в огне за несколько часов. Трёхвековая история Александрийской библиотеки закончилась. Это был 48 год до н. э.

Естественно, когда огонь потух и страсти улеглись, люди осмотрели содеянное и ужаснулись. Клеопатра, получившая безраздельную власть из рук Цезаря, пыталась восстановить былое величие и гордость своих предков. По её приказу библиотеку отстроили заново, но бездушные стены не могли заменить то, что должно было за ними храниться.

Очередной поклонник царицы римский военачальник Марк Антоний (83-30 до н. э.) пытался помочь укомплектовать библиотеку новыми рукописями. Их доставляли из разных мест, подконтрольных Римской республике, но это уже были далеко не те манускрипты, на которых учились великие философы древности.

В 30 году до н. э. Клеопатра покончила жизнь самоубийством. С её смертью прекратилась династия Птолемеев. Александрия превратилась в римскую провинцию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александрийская библиотека продолжила своё существование, но серьёзных денежных вливаний никто в неё уже не делал. Она просуществовала ещё триста лет. Последнее упоминание о библиотеке приходится на 273 год. Это время правления римского императора Аврелиана (214-275), кризис Римской империи и война с Пальмирским царством.

Последнее представляло собой отколовшуюся от империи провинцию, провозгласившую свою независимость. Это новое государственное образование очень быстро набрало силу при царице Зенобии Септимие (240-274). Город Александрия оказался на землях этого царства, поэтому гнев римского императора Аврелиана отразился и на нём.

Александрия была взята штурмом и сожжена. В этот раз Александрийскую библиотеку спасти уже ничто не могло. Она погибла в огне и навсегда прекратила своё существование. Существует, правда, версия, что и после этого пожара библиотеку частично восстановили, и она просуществовала ещё 120 лет, окончательно канув в небытие только в конце IV века.

Это были годы бесконечных гражданских войн и время правления последнего императора единой Римской империи Феодосия I (346-395). Именно он отдал приказ об уничтожении всех языческих храмов. Библиотека находилась в Александрии при Серапеуме (храм Сераписа). Согласно приказу императора, его сожгли в числе множества других подобных сооружений. Окончательно погибли и жалкие остатки когда-то величайшего кладезя человеческих знаний.

На этом можно было бы поставить точку в этом грустном повествовании. К счастью, на земле хоть и редко, но происходят чудеса. Александрийская библиотека возродилась, как птица Феникс из пепла. Случилось это чудо в 2002 году в городе Александрии.


Библиотека
Александрина

Взорам людей предстало величайшее сооружение с оригинальной архитектурой из стекла, бетона и гранита. Называется оно «». В строительстве этого здания приняли участие десятки государств. Руководило работами ЮНЕСКО.

Возродившаяся библиотека имеет огромные площади, множество читальных залов, хранилища, рассчитанные на 8 миллионов книг. Главный читальный зал располагается под стеклянной крышей и большую часть суток залит солнцем.

Современные люди отдали дань уважения далёким предкам. Возродили великие традиции, похороненные под грудой пепла почти 1000 лет назад. Это лишний раз доказывает, что человеческая цивилизация не деградирует, а продолжает свой духовный рост. Пусть этот процесс идёт медленно, но он неотвратим в потоке времени, а тяга к знаниям не угасает с поколениями, а продолжает довлеть над человеческими умами и заставляет нас делать подобные благородные поступки.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Традиционно считают, что Александрийская библиотека - когда-то самое большое собрание трудов таких величайших мыслителей и писателей древности, как Гомер, Платон, Сократ и многих других - погибла 2000 лет назад при пожаре и ее коллекция безвозвратно утрачена. Эта тайна древнего мира овладела воображением поэтов, историков, исследователей и ученых, которые оплакивают трагическую потерю в области знаний и литературы.

В наши дни идея о существовании Александрийской библиотеки, находившейся в известном интеллектуальном центре древнего мира, приобрела мистическую окраску. Неудивительно, что эта библиотека является извечной загадкой, ведь по сей день не удалось обнаружить ни остатков архитектурных памятников, ни археологических находок, которые возможно было с полной уверенностью отнести к библиотеке, что в известной степени странно, если учитывать всеобщую известность и грандиозность этой постройки.

Недостаточность материальных свидетельств породил вопрос о том, существовала ли Александрийская библиотека вообще в том виде, в котором мы ее можем себе представить.

На родине Фаросского маяка, одного из 7-и чудес древнего мира, находится средиземноморский портовый город Александрия. Который основал в 330 году до н. э., он, как и многие другие города, был назван в его честь. После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. империя оказалась в руках его полководцев. Один из них, Птолемей I Сотер (В переводе с греческого «сотер» - «спаситель»), в 320 году до н. э. захватил Египет, сделав Александрию столицей. С того времени Александрия, некогда маленькая рыбацкая деревушка, стала местом пребывания царей Египта из династии Птолемеев и превратилась в крупный интеллектуальный и культурный центр.


Как видно, это был величайший город древнего мира. История основания легендарной библиотеки до конца не ясна. Около 295 года до н. э. ученый и оратор Деметрий Фалерский, изгнанный афинский правитель, убедил Птолемея I Сотера основать библиотеку. Деметрий желал создать библиотеку, которая способна конкурировать с афинской, где хранились бы копии всех книг в мире. Поздней при поддержке Птолемея I Деметрий организовал строительство Храма муз, или Мусейона, от которого произошло всемирно известное слово «музей». Эта постройка представляла из себя храмовый комплекс, сконструированный по типу Ликея Аристотеля в Афинах - места, где читали интеллектуальные и философские лекции и проводили дискуссии.

Храм муз должен был стать первой частью библиотечного комплекса в Александрии. Он находился в парке, примыкавшем к царскому дворцу, на территории так называемого Брухейона, или дворцового квартала, в северо-восточном, греческом районе города. Мусейон был культовым местом почитания девяти муз. Кроме этого, он был учебным учреждением с лекториями, лабораториями, обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми, а также был собственно библиотекой.

Управляющим Мусейоном Птолемей I назначил жреца. Здесь тоже работали библиотекари, ответственные за коллекции манускриптов. Во времена правления сына Птолемея I Сотера Птолемея II Филадельфа (282–246 гг. до н. э.) была заложена царская библиотека, ставшая главным хранилищем манускриптов в довершение Храма муз, основанного отцом. Пока не понятно, являлась ли царская библиотека отдельным зданием, находящимся около Мусейона, или была продолжением его. В одном исследователи сходятся: царская библиотека в действительности была частью Храма муз.

Похоже, что во времена правления Птолемея II идею о создании универсальной библиотеки воплотили в жизнь. В Мусейоне, предположительно, проживало больше 100 ученых, работа которых была заключена в том, чтобы проводить научные исследования, читать лекции, заниматься изданием, переводом, копированием и сбором не только манускриптов греческих авторов (коллекция якобы включала в себя частное собрание Аристотеля), но и трудов из Египта, Сирии и Персии, а также буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Согласно одной из легенд, Птолемей III был одержим идеей собрать величайшую библиотеку и потому издал указ, в котором было сказано, что все корабли, швартующиеся в порту, должны сдавать имеющиеся на борту манускрипты властям, чтобы переписчики, находящиеся на государственной службе, делали с них копии, которые и вручались законным владельцам. Что до оригиналов, то их передавали на хранение в библиотеку.

Когда говорят о максимальном количестве хранившихся в библиотеке экземпляров, более часто называется цифра в полмиллиона документов. Неясно лишь, относится эта цифра к количеству книг или свитков. Потому как для создания книги было необходимо довольно мною листов папируса, более вероятно, что говорится о количестве свитков. Но некоторые из ученых полагают, что даже 500 тыс. свитков - это очень много, и возведение здания с таким количеством хранилищ было бы очень трудоемким мероприятием, хотя возможным.

Во времена правления Птолемея II коллекция царской библиотеки расширилась до такой степени, что довелось создать «дочернюю библиотеку». Она находилась в храме Сераписа в египетском квартале Ракотис, что в юго-восточной части города. В те времена, когда хранителем библиотеки был греческий писатель Каллимах (305–240 гг. до н. э.), в «дочерней библиотеке» насчитывалось 42 800 свитков, при этом все это были копии, сделанные со свитков главной библиотеки.

Уже много веков не умолкают оживленные дискуссии относительно утверждения о том, что Александрийская библиотека сгорела дотла и самое полное собрание произведений древней литературы утрачено. Что же на самом деле произошло с этой потрясающей сокровищницей древних знаний и кто несет ответственность за ее уничтожение?

Первое, что следует отметить, - это то, что «величайшая трагедия древнего мира» может быть никогда не имела тех масштабов, о которых обычно говорится. Потому как библиотека исчезла бесследно, с ней явно произошло нечто ужасное. Чаще всего обвинения направляют в адрес Цезаря. Считается, что в 48 году до н. э. во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился , стал угрожать египетский флот. Чтобы обезопасить себя, он приказал поджечь египетские корабли, но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив товарные склады, хранилища и ряд арсеналов.

После смерти Цезаря предположение, что именно он разрушил библиотеку, было в особенности популярным. Римский философ и драматург Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, писал, что в огне погибло 40 тыс. свитков. Греческий историк Плутарх указывает, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий (165–235) упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов.

Лучано Канфора в своей книге «Исчезнувшая библиотека» так интерпретирует свидетельства древних авторов: разрушена была не сама библиотека - погибли хранившиеся на складе в порту манускрипты, ожидавшие погрузки. Из трудов великого ученого, философа-стоика Страбона, который в 20 году до н. э. работал в Александрии, становится ясно, что в это время библиотека уже не была всемирно известным центром знаний. По сути Страбон не упоминает о библиотеке вообще. Он пишет о Мусейоне как о «части помещений царских дворцов». Продолжая свой рассказ, Страбон писал: «он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне».

Если великая библиотека была частью Мусейона, тогда ясно, почему Страбон не стал упоминать о ней отдельно. В таком случае становится очевидным один важный факт: потому как Страбон был в Мусейоне в 20 году до н. э., спустя 28 лет после «известной трагедии», значит, Цезарь не сжигал библиотеки. Существование библиотеки в 20 году до н. э., пусть даже в меньшей степени великолепной, означает, что полководец не подходит на роль ее разрушителя, а значит, надо искать другого виновника гибели этого чуда древней Александрии.

391 год — император Феодосий I, проводя политику, направленную на борьбу с язычеством, дал официальное разрешение на уничтожение Серапейона, или храма Сераписа, в Александрии. Операцией руководил александрийский патриарх Феофил. Поздней на месте храма построили христианскую церковь. Предположительно, и «дочерняя библиотека» Мусейона и царская библиотека были разрушены до основания именно в этот период.

Впрочем, как бы правдоподобно не выглядела версия о том, что манускрипты библиотеки Серапейона были уничтожены во время этой чистки, пока нет доказательств того, что царская библиотека сохранилась до конца IV века. По сей день не найдены древние источники, в которых бы были упоминания о разрушении какого бы то ни было хранилища книг в это время, хотя в XVIII веке историк Эдуард Гиббон ошибочно приписывал ее уничтожение именно патриарху Феофилу.

Последний претендент на роль преступника — халиф Омар. 640 год — после продолжительной осады Александрию захватили арабские войска во главе с полководцем Амр ибн ал-Асом. Как гласит легенда, арабы, услыхав об удивительной библиотеке, хранящей знания всего мира, с нетерпением ждали момента, когда смогут ее увидеть. Но халифа огромная коллекция книг не впечатлила. Он заявил: «Либо они опровергают Коран, являясь в этом случае еретическими, или с ним соглашаются, становясь излишними». После этого заявления манускрипты собрали вместе и использовали вместо топлива.

Свитков было до такой степени много, что ими обогревали 4 000 городских бань Александрии на протяжении б-ти месяцев. Эти невероятные события были описаны через 300 лет христианским философом Григорием Бар-Эбреем (1226–1286). Разрушили ли арабы христианскую библиотеку в Александрии или нет, определенно можно сказать только одно: к середине VII века царская библиотека прекратила существование. Этот факт очевиден, потому как об этом трагическом событии не упоминали авторы того времени, в частности христианский хронист Иоанн Никиусский (византийский монах), писатель Иоанн Мосх и иерусалимский патриарх Софроний.

В действительности, стараться установить, каким именно огнем была уничтожена библиотека и все, что в ней хранилось, - напрасный труд. Ситуация в Александрии часто изменялась, в особенности в римский период. Город пережил пожар на кораблях, подожженных по приказу Цезаря, а также ожесточенную борьбу 270–271 гг. между войсками царицы Зенобии из Пальмиры и силами римского императора Аврелиана. Последний в итоге вернул Риму Александрию, захваченную армией королевы Зенобии, но захватчики все же успели разрушить часть города.

Квартал Брухейон, на территории которого располагался дворец с библиотекой, был фактически «сметен с лица земли». А спустя несколько лет город разграбил римский император Диоклетиан. Разрушения продолжались еще в течении нескольких веков. Смена власти и идеологии сопровождалась равнодушием к содержимому библиотеки. Таким образом, трагедия разворачивалась постепенно, на протяжении 400–500 лет.

Последним из известных хранителей легендарной библиотеки был ученый и математик Феон (335–405) - отец христианской проповедницы Гипатии, жестоко убитой толпой христиан в Александрии в 415 году. Может быть, когда-то где-нибудь в пустынях Египта найдут свитки из собрания Александрийской библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться в относительно невредимом состоянии где-то в северо-восточной части города под современными зданиями.

2004 год — появились новости, касающиеся великой библиотеки. Польско-египетская команда археологов заявила о том, что во время раскопок в районе Брухейона была обнаружена часть Александрийской библиотеки. Археологи нашли 13 лекториев с возвышением в центре каждого - кафедрами. Постройки датируются поздним римским периодом (V–VI вв.), а значит, не могут быть прославленным Мусейоном, или царской библиотекой. Исследования в этом районе продолжаются.

1995 год — неподалеку от того места, где когда-то находилось прославленное книгохранилище, началось строительство большой библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 2002 год, 16 октября — произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы пусть частично возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был настоящий центр знаний. Будем надеяться, что пока существует новая универсальная библиотека, дух легендарной библиотеки не утрачен.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?

Главные библиотекари

Библиотека содержала бесценные документы.

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры. Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей. До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них – закон, который ограничивал роскошь погребений. В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках. В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.

Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом – зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги . Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество. Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных. Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света. Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота». Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота». В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.

От всех этих манускриптов не осталось и следа. Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе. До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне. Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники – тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали. Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю. Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство. В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана». В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов. Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода. Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Александрийская библиотека


Вскоре после смерти Александра Македонского виднейшие его полководцы разделили огромную империю. Птолемею Сотеру достался Египет, которым он правил 40 лет. При нём новая египетская столица Александрия превратилась в огромный богатый город. А в дворцовом комплексе, почти на самом берегу Средиземного моря было построено большое здание специально для библиотеки. Здание это получило название Мусейона - Собрания муз. В 307 г. до н. э. оно было торжественно открыто. На полках из кедровой древесины в специальных футлярах лежали папирусные свитки. К каждому футляру прикреплялась табличка с описанием его содержимого.

Первые Птолемеи - отец, сын и внук - не жалели средств, чтобы собрать как можно больше литературных памятников Греции, Рима, Египта, Среднего Востока и даже Индии. Свитки переписывались и распространялись, благодаря этому до нашего времени дошли многие произведения античной эпохи. Птолемей III Евергет, для того чтобы сделать копию, одолжил у афинян принадлежащие государству экземпляры трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида, представив в качестве залога 750 кг золота. Потом он так и не вернул эти экземпляры, залогом же просто пренебрёг, да ещё хвастался, что обвёл афинян вокруг пальца. При этом египетском царе в Александрийской библиотеке было уже около 200 тысяч свитков. Мусейон превратился в научный центр мирового значения. В нём постоянно работали около ста учёных и специалистов, находившихся на полном государственном обеспечении.

Здесь занимались философией, историей, географией, астрономией, физикой, математикой, филологией, литературной критикой, медициной. Учёные были свободны в своих научных поисках, однако не должны были посягать на авторитет верховной власти. Так, один поэт высмеял в своих стихах Птолемея II Филадельфа за то, что тот, по обычаям фараонов, женился на своей родной сестре. Царь приказал утопить дерзкого стихотворца.

Поэт Каллимах, возглавлявший Мусейон в начале III в. до н. э., создал, по преданию, 120-томный каталог Александрийской библиотеки, своеобразную культурную энциклопедию античности. Когда недавно проверяли рукописные архивы Национальной библиотеки в Вене, неожиданно обнаружили листок папируса. Это оказался отрывок в 214 строк, содержавший описание коллекции эпиграмм из Александрийской библиотеки с пометками самого Каллимаха.

В Мусейоне великий Евклид написал свои знаменитые «Элементы математики». Механик Герон Старший в середине II в. до н. э. проводил здесь свои опыты с паром, которые были повторены во Франции только два тысячелетия спустя. Больших успехов достигла в Александрии медицина.

Главным библиотекарем Мусейона в начале III в. до н. э. был Эратосфен - философ, математик, астроном и литературовед. Он достаточно точно вычислил длину меридиана, на котором находилась Александрия, и длину земной оси. В последнем случае он ошибся всего на 75 км. Эратосфен создал трёхтомный труд по географии, которым пользовался позднее знаменитый античный географ Страбон. Эратосфен занимался также точным установлением времени исторических событий, тем самым заложив основы исторической науки - хронологии.

Если верить легенде, в Александрийской библиотеке хранилась ещё одна (третья) рукопись Платона об Атлантиде, которая до нас не дошла. Здесь имелись все комедии Аристофана (нам известна лишь четвёртая их часть). Говорили, что там были и другие произведения Гомера, кроме «Илиады» и «Одиссеи».

К середине I в. до н. э. в Мусейоне насчитывалось около 700 тысяч единиц хранения. Но в 48 г. до н. э. в Александрии началась война между легионами Юлия Цезаря, который хотел возвести на трон Клеопатру, и войсками её брата Птолемея Диониса. Бои шли даже в самом дворцовом комплексе. В результате часть знаменитой библиотеки сгорела.

Позднее царица Клеопатра попросила Марка Антония, нового повелителя Египта и своего возлюбленного, возместить то, что было уничтожено. В Александрийскую библиотеку передали богатое собрание свитков из Пергама. Когда Октавиан Август захватил власть, он велел перевезти часть рукописей библиотеки в храм Сераписа в другом районе города.

Александрия и её великолепная библиотека оставались мировым центром учёности и образования ещё более двух веков. В 273 г. войска римского императора Аврелиана захватили Александрию и разрушили здание Мусейона. Учёные переправили уцелевшие рукописи и приборы в храм Сераписа, где продолжали свою работу. В 391 г. этот новый научный центр был разрушен и сожжён христианами-фанатиками с благословения императора Феодосия I.

Наконец, в 642 г. арабский полководец халиф Омар, захватив Александрию, приказал сжечь всё, что ещё уцелело из этого огромного собрания. «Если в книгах сказано не то, что в Коране, их следует уничтожить. А если сказано то же самое, то они не нужны», - рассудил он. Так окончательно погибла величайшая духовная сокровищница античности и раннего Средневековья.

В античной истории есть вехи, к которым человек и сегодня хочет постоянно обращаться. В первую очередь, это относится к источникам мудрости древних. Ее общепризнанным сосредоточением была Александрийская библиотека, являвшаяся частью важнейшего научного центра античного мира — Александрийского мусейона. Этот грандиозный символ человеческих знаний был создан за три века до нашей эры египетским царем Птолемеем I.

Во время правления его сына, Птолемея II, библиотека была значительно расширена. В ее хранилищах было собрано около 500 тысяч манускриптов. Но самые легендарные страницы библиотеки связаны с великими учеными, работавшими в ней. Здесь можно было встретить математика Эвклида, филолога Аристарха, географа и историка Страбона, математика и механика Архимеда, астронома, математика и географа Эрато-сфена, а также известных художников и литераторов. Около сорока лет назад у профессоров Александрийского университета возникла идея постройки новой, современной библиотеки. По их представлениям, она должна была стать «звеном между прошлым и будущим». Библиотека призвана оказать содействие региону в возрождении давних традиций в области образования и науки.

Стараниями ученых к делу подключили правительство Египта, которое заручилось поддержкой ЮНЕСКО. В результате проект приобрел международный размах. В конкурсе победили норвежские архитекторы. Вопрос о финансировании был решен на конференции в Асуане. Кроме правительства Египта, средства выделили более двадцати стран.

Первый камень в здание библиотеки был заложен в 1988 г., а официальное открытие нового культурного центра состоялось в 2002 г.

Гигантское сооружение комплекса было возведено из бетона, гранита, стекла и алюминия. Его части соединяет переходной мост, перекинутый над оживленной улицей. Уникальна крыша размером с два футбольных поля. Она выполняет функцию огромного окна. Благодаря наклону из залитых светом внутренних помещений открывается прекрасный вид на Средиземное море. Наружная стена здания, выложена серым гранитом. На ней вырезаны буквы древних и современных алфавитов. Это символ постоянного культурного диалога. Наибольший интерес представляют скрытые от глаз помещения. Они находятся ниже уровня моря. Значительную часть внутреннего пространства занимает просторный многоярусный читальный зал. В нем одновременно могут работать две тысячи посетителей, при работе необходимо соблюдать тишину и ведется видеонаблюдение. Это крупнейший читальный зал в мире. Дополняют современный дом мудрости системы спутниковой связи и сотни современных компьютеров.