Как жили наши предки. Восточные славяне в древности

Жизнь любого человека сильно зависит от окружающей его обстановки, природных условий, климата. Не была исключением и жизнь древних славян. В целом она была очень простой, самобытной. Жизнь шла своим чередом, размеренно и непринужденно. Но, с другой стороны, приходилось выживать и искать пропитание себе и своим детям ежедневно. Так как жили наши предки – славяне?

Жили они близ рек и других водоемов. Причина этому – нужда в большом количестве воды, да и земли там очень плодородны. Особенно могли похвастаться такими землями южные славяне. Поэтому одним из их основных занятий было земледелие. Основными выращиваемыми культурами были просо, гречиха, лен. Для обработки земель имелись специальные приспособления: мотыги, борона, соха и другие. У славян было несколько видов земледелия (например, подсечно-огневое). Оно отличалось в разных регионах проживания. Чаще всего жгли деревья в лесу. Образовавшаяся зола шла на удобрение. После того, как земля «уставала» (обычно через три года), переходили на новые территории.

Жилище

Славяне старались селиться так, чтобы вокруг были крутые склоны. Это могло спасти их от нападений врагов. С этой же целью вокруг жилищ ставили частокол. Его делали из бревен.

Как известно, на территории современных России и Европы бывают морозные зимы. Поэтому свои жилища (шалаши) славяне на этот период утепляли глиной. Внутри разжигали огонь, для дыма были предусмотрены специальные отверстия. Позже уже начали строить настоящие избы с печью. Но изначально такой ресурс, как бревна, был доступен только славянам, живущим возле леса.

Что касается предметов домашнего обихода, то они были также сделаны из разных пород деревьев (это и посуда, и столы, и скамейки, и даже детские игрушки). А одежду шили из льна и хлопка, которые сами и выращивали.

Жизненный уклад

У славян с течение времени образовался родоплеменной строй, родоплеменные отношения. Единицей, или ячейкой был род. Это совокупность людей, объединенных родственными связями. Сегодня это можно представить так, как будто все дети родителей со своими семьями живут вместе. Вообще для жизни славян была характерна сплоченность, все делали вместе и сообща. Когда возникали трудности или споры, но они собрались на специальном собрании (вече), где старейшины рода решали проблемы.

Питание

Если славяне в основном то, что вырастили и поймали сами. Готовили супы (щи), каши (гречневую, пшенную и другие). Из напитков пили кисель, квас. Из овощей использовали капусту, репу. Картофеля, разумеется, еще не было. Готовили славяне и различную выпечку. Самыми популярными были пироги и блины. Из леса приносили ягоды, грибы. Вообще лес для славян был источником жизни. Оттуда брали и дерево, и животных, и растения.

Охота и скотоводство

Важно отметить, что наряду с земледелием наши предки занимались и охотой.

В лесу обитало множество зверей (лисы, зайцы, лоси, кабаны, медведи). Из них извлекали двойную выгоду. Во-первых, мясо шло на еду. Во-вторых, шерсть и мех животных – на одежду. Чтобы охотиться, славяне сооружали примитивное оружие – лук и стрелы. Также немаловажной была и рыбалка.

С течением времени появилось и скотоводство. Теперь за животными можно не бегать, они жили рядом. В основном у славян были коровы и свиньи, а также лошади. Скотина также приносила много пользы для человека. Это и вкусное мясо, и молоко. А крупных животных использовали и в качестве рабочей силы на полях, и в качестве транспорта.

Досуг славян

Отдыхать тоже надо уметь! Как же развлекались наши предки? Во-первых, из дерева они вырезали различные картины, затем придавая им яркий цвет. Во-вторых, любили славяне и музыку. У них были гусли, дудки. Все музыкальные инструменты, разумеется, также изготавливали из дерева. В-третьих, женщины ткали и вышивали. Ведь вся одежда у славян всегда была украшена причудливыми орнаментами и узорами.

В заключение

Вот такой и была жизнь древних славян. Хоть она и не была наполнена простыми бытовыми удобствами, но она была. И была не хуже, чем у других племен, развивавшихся параллельно со славянами и часто имевших лучшие условия. Славяне смогли освоиться, смогли перешагнуть на следующую ступень. Вряд ли современный человек смог бы выжить в то время без всех своих удобств, которых уже не замечает. Поэтому давайте уважать и чтить память наших предков. Они сделали то, чего не смогли бы сделать мы с вами. Мы обязаны им тем, что имеем на сегодняшний день.

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол. А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день.

Утро хозяина

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход .

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

МБОУ СОШ № 3

Конспект урока окружающего мира

В 3 «В» классе

подготовила и провела учитель начальных классов

Шаркова Светлана Александровна

г. Сасово, 2017 г.

План-конспект урока окружающего мира в 3 «В» классе

«Как жили наши далекие предки».

Тип урока : изучение новых знаний.

Цель : создание условий на уроке для формирования представлений о том, кто были наши предки славяне, как была организована жизнь наших далеких предков.

Задачи :

Предметные :

Формировать общее представление о наших предках;

Рассмотреть характерные качества славянина.

Личностные :

Формировать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать предпосылки готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности;

Воспитывать уважение к старине, к своим предкам, желание следовать нравственным принципам наших предков, гордость за свой народ.

Метапредметные :

1) регулятивные : следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения учебной задачи;

2) коммуникативные : учить ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

3) познавательные : создать условия для развития у школьников умения строить небольшие сообщения в устной форме, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Оборудование : мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал, презентация к уроку Power Point.

Ход урока.

Самоопределение к деятельности.

Взаимное приветствие.

У. – Ребята, зачем вы сюда пришли?

– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.

У. – Я рада этому, но чтобы ваши старанья не пропали даром, нам нужно подготовиться к работе. Сели за партой удобно, настраиваемся на работу.

1. Актуализация знаний.

Этап проверки выполнения домашнего задания.

А теперь, давайте проверим домашнее задание.

1) Почему листья осенью меняют свою окраску?

2) Почему опадают листья?

3) Как осенью меняется жизнь животных и птиц?

4) Как звери проводят зиму?

5) Что нужно делать в случае обморожения?

6) Как меняется жизнь животных и растений весной?

7) Составь несколько пищевых цепей.

2. Постановка проблемы и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Звучит отрывок из стихотворения И. Никитина «Русь» .

Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется,

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Вы правы, речь пойдет о жизни людей нашей страны в былые времена.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в прошлое.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Как вы думаете, а нужно ли нам потомкам, знать, как жили наши древние предки? Зачем?

Целевая установка.

Давайте заглянем в древний славянский поселок. Как правило, он невелик - от одного до пяти дворов. Поселки в несколько десятков домов были, по-видимому, редким исключением. (Слайд)

Прочитайте название темы.(«Как жили наши далекие предки» .)

Цель нашего урока - узнать, как жили наши далекие предки.

Сформулируйте другие вопросы по данной теме, используя следующие вопросительные слова: (Слайд)

Кто? (Кто были наши далекие предки?)

Где? (Где они жили?)

Какие? (Какие они были?)

Как? (Как вели своё хозяйство?)

Поиском ответов будет посвящен сегодня урок.

- Ребята, а как вы думаете, как мы поймем, что достигли цели? (Если мы сможем ответить на поставленные вопросы).

3.Построение проекта выхода из затруднения.

1. Работа в группах.

С сегодняшнего урока мы начинаем изучение большого раздела курса истории. Для того, чтобы лучше понять смысл названия раздела, необходимо выяснить значение входящего в это название ключевого слова. С этой целью давайте выполним ряд заданий.

Задание 1: (Слайд) -Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении этих слов.

В слове « предки », корень –пред-, он означает предшествовать чему-либо. Предки - это люди, которые жили перед нами.

В слове « современники » корень –врем-, так называют людей, которые живут с нами в одно время, например, в настоящее время.

В слове « потомки » корень –потом-, так называют людей, которые будут жить после нас.

Задание 2: На линии времени обозначен год, в котором мы живем и наши современники. Покажите на линии времени части схемы, соответствующие времени жизни наших предков и потомков. (Слайд)

2. – Давайте посмотрим, где расселялись древние славяне.

(Видеофрагмент)

Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев. (Слайд)

Изучение нового материала.

1.Чтобы представить себе, как жили славяне, чем занимались, мысленно перенесемся в те далекие времена в один из славянских поселков. Закройте глаза и представьте.

Дремучий лес. Пахнет смолой, медом, черемухой. У крутого берега реки, на поляне, расположился небольшой поселок, огороженный частоколом. Из-за частокола виднеются деревянные и соломенные крыши домов. На самом высоком дереве в городище устроена сторожевая вышка. Там находится внимательный дозорный, он должен вовремя предупредить о появлении врагов.

В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

(Слайд) - Как вы думаете, почему славяне селились по берегам рек?

2.- Опишите, как вы себе представляете землянку славян. Сравните свое описание с иллюстрацией на экране. (Слайд)

Найдите описание жилища в тексте (с.128), прочитайте и сравните свои предположения с описанием.

В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.

3.- Что можете сказать на основе картины о занятиях восточных славян?

Учитель раздает детям карточки с заданиями изобразить виды деятельности славян:

Женщину, которая шьет, лепит посуду, готовит пищу, доит корову, кормит птиц;

Мужчину, который: ловит рыбу, рубит дрова, охотится с помощью лука, пашет землю. Один учащийся изображает, а остальные называют эти занятия.

(Слайд) - Славяне были мирные и трудолюбивые люди. Они занимались земледелием - сеяли и выращивали рожь, просо, горох, ходили на охоту. Зверя (лисиц, зайцев, волков, медведей) в лесах было много. Охотились без оружия: расставляли сети, делали облаву, на злого зверя выходили с дубинами. Охотой добывали и пищу, и одежду. Шкурами зверей укрывались от холода. Позднее славяне научились выделывать шкуры - снимали с них жир, мяли, сушили. И из шкур шили одежду - тулупы, шубы, шапки.

Рядом с поселком поле. Нелегко было его возделывать. Сначала пришлось вырубить большой участок леса. Несколько месяцев трудились все жители поселка. Не так-то просто топором да ножом-косарем валить вековые деревья, корчевать пни и вырубать густой кустарник.

Прикрепите карточки в соответствии с занятием.(Развешиваются по классу).

Прочитайте в учебнике на с. 126-127 о занятиях древних славян.

Игра.

Одним из основных занятий древних славян было земледелие. Как каравай попадал на стол? Давайте составим цепочку из картинок в таком порядке, какой потребуется, чтобы из колосьев пшеницы получился каравай.

(Колос, серп, мельница, мука, вода, дрожжи, соль, печь, дрова, каравай)

Что нужно земледельцу из предложенных предметов? (Серп.)
Земледелец. Я в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Что нужно мельнику? (Мельница.)
Мельник. Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку.

Что нужно пекарю? (Печь, квашня, вода, мука, дрожжи, соль дрова.)

Пекарь. Я не грел у печки бок - каравай ребятам пек.

В печь - перепелкой, из печи - коростелкой.

Пекарь, мельник, землепашец (вместе).

Мы работы не стыдились.

Мы работою гордились.

А награда - урожай.

Всех на праздник приглашай!

Задание. Опираясь на рисунки, смоделируйте типичный вид славянина.

- (Слайд) Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

У вас на столах детали одежды, которую носили древние славяне. Рассмотрите. Что вы можете сказать?

Итог урока. Рефлексия.

Давайте вернёмся к вопросам, которые задали в начале урока. Мы ответили на них? (Слайд)

Ребята, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Что вам больше всего запомнилось сегодня на уроке?

Встаньте те, кто доволен своей работой.

Перспектива.

Ну а те, у кого сегодня не все получилось, не расстраивайтесь. У нас впереди еще много уроков, и я уверена, что вы покажете себя с лучшей стороны. Всем большое спасибо.

Домашнее задание .

Домашнее задание у вас будет творческим.

Представьте, что вы живете в одном из племен древних славян. Опишите жизнь в вашем племени, нарисуйте ваше жилище, чем занимаетесь.

Наш урок я хотела бы закончить такими строчками:

« Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А.С. Пушкин.

Подписи к слайдам:

История-это не только дела давно минувших дней. Она в нас и вокруг нас, наполняет нашу жизнь, связывает множеством нитей прошлое и настоящее. Встреча с историей.

Жизнь наших далёких предков Кто? Как? Где? Какие? Кто были наши предки? Как вели своё хозяйство? Где они жили? Какие они были?

ПРЕДКИ СОВРЕМЕННИКИ ПОТОМКИ

Проверь себя! Время жизни наших предков и потомков. 2017 год предки потомки

Расселение древних славян

Поселение древних славян

Задание. Прочитайте текст и объясните, почему славяне селились по берегам рек. В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи.

Жилища древних славян Топилась изба по - чёрному, без трубы. Стёкол не было. В доме были деревянные лавки, столы, печь.

Предметы быта Посудой служили глиняные горшки и чашки

Занятия древних славян.

Смоделируйте типичный вид славянина.

ВНЕШНИЙ ВИД СЛАВЯН Славяне, по описанию, были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми глазами. Роста они были высокого, широки в плечах.

Праздничный девичий сарафан

Свадебный костюм

Украшения

повторил знаю узнал задумался удивился Я

Спасибо за внимание!


В лесистых местах, по берегам рек и озёр садились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки . "Возле леса жить - голодному не быть". В лесу зверь и птица, смола и дикий мёд, ягоды и грибы, поближе к ним и селились наши предки . Недаром столько пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса, например, о грибах:

  • Где один гриб, там и другой.
  • В мочливые годы грибы растут.
  • Грибы ищут - по лесу рыщут.
  • Много комаров - готовь коробов.
  • Появились опёнки - лето кончилось.
  • Поздний гриб - поздний снег.

Даже о детях говорили: "Растут, как грибы после дождика".

Лес рядом, а в нём на всякую болезнь зелье вырастает. Давно заметили люди, что от боли в сердце помогает корень валерианы; знали, что липовый цвет снимает жар, подорожник и сок берёзы лечат раны, настой белены в небольших дозах успокаивает, а если много выпить - возбуждает. " Ты что, белены объелся?" - спрашивали, если человек слишком горячился. Народная мудрость хранит много полезных советов и о том, как сохранить здоровье:

  • Живи просто - проживёшь лет до ста.
  • Кто долго жуёт - тот долго живёт.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Рядом селились родственники и просто соседи (те, кто рядом оседает ). Постепенно образовывалось село (сесть, селиться ). Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникла заимка (от слова занимать ), а первые постройки назывались починками (от слова почин , т.е. начало ).

Изба, клеть, амбар, овин, гумно, банька - вот что такое крестьянская усадьба. Строились широко - ведь земли много, строительного материала хватит на всех. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

Для строительства больше всего годилась сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надёжная.

  • Из гнилого леса не надолго изба .
  • Соломиной не подопрёшь хоромину.

Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе; иногда в два этажа, со светёлкой. "Семья сильна, когда над ней крыша одна", - так считали наши предки . Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки:

  • Одному страшно, а ораве всё нипочём.
  • Семья в куче - не страшна туча.

Строить усадьбу выходило одновременно до двадцати человек.

  • Чем больше рук, тем легче труд.

Приглашали работников, однако, с разбором, так как хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Позже стали ходить от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото - вот и весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко.

  • Топор всему голова.
  • С топором весь свет пройдёшь.
  • Без топора - не плотник, без игл - не портной.
  • Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Топором и лес валили, и ложку могли выстругать.

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: «Как жили наши далекие предки».

Цели:
- создать условия для формирования у учащихся представления о жизни древних славян, их внешности, быте и занятиях;
- способствовать развитию внимания, мышления, речи; воспитывать интерес к истории своего народа.

Планируемый результат обучения
Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.
Познавательные УУД:
. формировать умение читать и отвечать на вопросы к тексту;
. формирование умение строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД.
. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
. формулировать собственное мнение и позицию;
. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные УУД.
. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД:
. формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
. формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, частично-поисковая.
1 этап.
Оргмомент. Эмоциональный настрой и мотивация

(2 мин.)
- Встали. Подравнялись. Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, повернитесь, поприветствуйте их (кивок головой). Повернитесь ко мне, настройтесь на работу, тихонечко садитесь.
- Сегодня на уроке вы работаете в группах. За слаженную работу группы отвечают руководители, которых вы выбрали заранее.
Встаньте, мы на вас посмотрим. За активную работу на уроке, группа будет получать жетоны. В конце урока руководители оценят работу каждого члена группы, и мы подведем итоги работы каждой группы.
- Начать урок мне хочется словами «Знание - к мудрости ступенька».
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию, и может быть, вы ещё что-то добавите.

Ответы детей: (Когда много знаешь, становишься умнее, мудрее, даешь правильные советы, стараешься обдумывать свои мысли, решения, стараешься не делать ошибки, учиться на них и т.д.)

2 этап.
Актуализация опорных знаний

(4 мин.) А) Проверка домашнего задания (фронтальная работа)
- Что было задано на дом?
(Используя план рассказа о степи, составьте рассказ о зоне смешанных лесов).
(Рассказы детей по каждому пункту плана. Обобщение, вывод)
1. Полоса смешанных лесов в Европе начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идет на запад, расширяясь к северу и югу. Равнина, обилие рек.
2. Лесная зона находится в умеренном климатическом поясе, здесь хорошо выражены все 4 времени года. В разных частях умеренного пояса различное количество тепла и влаги. Для лесной зоны характерны обильные осадки. Частые дожди вымывают из почвы питательные вещества, она становится цвета золы и называется подзолистой.
3. Растительный мир разнообразен…
4. Животный мир разнообразен…

1. Географическое положение
2. Климат и почвы.
3. Растительный мир
4. Животный мир.
5. Занятия людей.

3 этап.
Постановка учебной проблемы, планирование

4 минуты - Что знаете о жизни людей в этой природной зоне. Откуда вы об этом узнали?
- Как называют людей, которые живут в одно время с нами? (Современники)
- А кто знает, как называют людей, которые жили до нас, перед нами, на нашей территории? (Предки)
- А, что вы знаете о жизни наших далеких предков?
(Подумайте, так ли хорошо вы знаете о жизни наших предков? Почему? (Жили очень давно?)
Поднимите руку, кто хотел бы узнать о жизни наших далеких предков?
- Может вы уже догадались о теме нашего сегодняшнего урока?
- Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник стр. 139. Прочитайте название темы урока.
«КАК ЖИЛИ НАШИ ДАЛЕКИЕ ПРЕДКИ»
- Совпало ли наше предположение?
- Что бы вы хотели узнать о жизни наших далеких предков?
- Как вы думаете, зачем нам необходимо знать, как же жили наши предки?
- Вспомните, из каких источников люди черпают информацию? (интернет, книги, журналы, газеты, ученые…).
- Как называется наука, которая изучает жизнь людей в далеком прошлом…
- Сегодня на уроке мы и попробуем найти ответы на вопросы:
КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ?
ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО?
Используя учебник окружающего мира, географические и исторические карты, карточки с дополнительной информацией и рисунки.
Подводящий диалог, обращение к жизненному опыту ребенка
Формулировка темы урока.
Мотивация, побуждение к поиску

4 этап.
Открытие нового знания

(15 минут мин.) Первая группа, будет искать ответ на 1-й вопрос
Вторая группа, будет искать ответ на 2-й вопрос
Третья группа, будет искать ответ на 3-й вопрос
Четвертая группа, будет искать ответ на 4-й вопрос
Перед вами конверт №1, с указанием, на какие вопросы вы должны найти ответы и где найти информацию по вопросу. Ваша задача подготовить сообщение и выступить с ним перед классом. Руководитель группы определит выступающего. Кооперируют усилия по решению учебной задачи.

Практическая деятельность учащихся - работа с текстом учебника, карточками, картинками, картами.

5 этап.
Применение нового знания. Первичное закрепление

КТО БЫЛИ НАШИ ПРЕДКИ? (Ответить на вопросы по плану)
1. Рассказать о значении слова «славяне».
2. Внешний вид славян.
3. Черты характера.
4. Верующие ли были люди (привести пример)
5. Мужественными ли были?

КАРТОЧКА №1. Сведения о славянах:
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Славяне - «славящиеся», славные, гордые люди, прославившиеся как своими подвигам, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были рослыми людьми, красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя. Наши предки были глубоко верующими людьми. Самой первой пеленкой для новорожденного мальчика была рубаха отца, а для девочки - рубаха матери. Наши предки считали, что родительская одежда должна уберечь ребенка от «сглаза» и болезней. По этой же причине подросшему ребенку шили одежду из старой одежды родителей. Среди других народов наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была столь велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто вовлекали в войны, как союзников, они никогда не нападали первыми, всегда защищали свои земли.

ГДЕ ОНИ ЖИЛИ?
1. В каком климатическом поясе жили славяне.
2. Показать на исторической карте место первого появления древних славян.
3. Рассказать, как выглядел поселок древних славян.
4. Почему селились по берегам рек?

1. Учебник стр.139 (1 и 2 абзацы), историческая карта. Картинка.
2. Карточка:
В те давние времена наша Родина была совсем не такой, как теперь. Территорию европейской части страны почти сплошь покрывали леса. Там, где сейчас обширные поля и многолюдные города, тогда можно было увидеть лишь болота. Только по широким полноводным рекам можно было проплыть через лесные чащи. Реки служили дорогами, которые связывали славян с другими народами. Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ?
Учебник стр. 139 (3 абзац), стр.140 (1 абзац)
КАК ВЕЛИ ХОЗЯЙСТВО? Учебник стр.140 (2 абзац). Карточка. Картинка.
1. Как жили.
2. Как выглядела изба.
3. Из чего делали посуду.
...В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы. Внутри дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели. Посуда была простая и удобная - из дерева. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол. Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нем хранили припасы. Женщины варили в глиняных горшках мясо, рыбу, кашу, пекли хлеб и лепешки. На стол ставили большой чугунок с похлебкой, у всех были ложки.

Итог урока.
- Вы нашли ответы на все поставленные вопросы. Подвести итог хочется такими словами:
«Славный, мудрый наш народ,
Далеко глядит вперед…»
- Почему? (Почему славный, почему мудрый, как вы понимаете «Далеко глядит вперед»)
(Потому что наши предки были… и завещали нам быть такими же.)
- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, «Знание - к мудрости ступенька» (получая знания на уроках, мы приобретаем опыт предков, становимся мудрее, должны передать потомкам, чтобы сохранить нашу историю…)
- На память о сегодняшнем уроке у вас останутся наказы древних славян - наших далеких предков.
- Руководители, возьмите конверт №2, раздайте. Прочитаем их.

6 этап. Домашнее задание (1 мин)
- Дома, используя другие источники информации, вы попробуете найти дополнительный материал о жизни наших далеких предков. Открываем дневники. Записываем.

7 этап.
Рефлексия
(3 мин)

Руководители групп, оцените работу, каждого члена группы.
- Подсчитайте количество жетонов. Какая группа была наиболее активна.
- Ну, а теперь выразим свое отношение к уроку.
- Если на уроке было интересно работать и вам все понравилось, поставим человечка на верхнюю ступеньку.
- Если на уроке было интересно, но вам было сложно - на вторую ступеньку.
- Если вам было не интересно и очень трудно - на нижнюю.
Вот сегодня, каждый из нас, продвинулись на ступеньку выше, стал немножечко мудрее, приобретя новое знание.
Спасибо за урок.