Зеленый слоник критика. Зелёный слоник

Действие фильма происходит в середине восьмидесятых на гауптвахте, куда по разным причинам попали двое военных. Их прозвища, которыми герои называют друг друга - Поехавший и Братишка. Пребывают заключённые в камере, чьи стены окрашены в зелёный цвет. Поехавший спрашивает у Братишки, сколько времени и интересуется, может ли тот его почувствовать. Потом Поехавший рассказывает Братишке различные истории и не очень полезные для него факты о китайских оздоровительных упражнениях, бедности в Китае и СССР, притом, всё это чередуется с рассказом о личной жизни самого Поехавшего. Также Поехавший интересуется у Братишки, какие у него отношения с женщинами. Поехавший вспоминает время, когда его мать говорила, что в жизни у него всё будет хорошо, а отец же, глядя на сына, наоборот был несогласен с этим утверждением. Братишка начинает планировать побег, но видя, что выбраться из заключения и при этом не получить смертельный удар током не удастся, передумывает это делать. Далее Братишка продолжает слушать истории Поехавшего, которые с каждой минутой принимают всё более неожиданные и извращённые повороты.

В определённый момент Поехавший рассказывает, как он тренировался, записавшись по совету матери на бокс, однако на первом же спарринге, получив под дых, Поехавший отказался от занятий. Братишка просит показать Поехавшего, как он бьёт, разрешая ему ударить себя по животу. Поскольку удары Поехавшего даже в упор по стоячему противнику толком не достигают цели, Братишке остаётся только смеяться. Поехавший предлагает сокамернику сделать карты, а потом и шашки, изготовив их из грязи и бумажек от папиросок. Братишка, поначалу относившийся ко всему с юмором, понимает, с кем он оказался в камере. Братишка начинает агрессивно себя вести и срываться на Поехавшего, считая его за человека нетрадиционной сексуальной ориентации и ненормального.

Братишка безуспешно просит Поехавшего замолчать, но тот не может угомониться, рассказывая про унижения в армии, через которые он прошёл, притом он говорит, что от некоторых унижений получал удовольствие. В это время показывается ещё один персонаж всего действа - охранник, после того, как он ходит по коридору и мычит, события вновь переносятся в камеру главных героев, а там, Поехавший принимается отжиматься при Братишке. Следом Поехавший начинает говорить о себе и Братишке так, будто бы их в камере не двое, а несколько человек. Братишку это раздражает ещё больше, он грозится убить Поехавшего. Уставший от Поехавшего взбесившийся Братишка, сдирает с него погоны. Поехавший просит Братишку вернуть ему погоны, за это он даже говорит ему, что готов постоять на одной ноге как цапля. Поехавший встаёт на одну ногу как цапля и курлыкает, Братишка смеётся, а после избивает Поехавшего.

Практически сразу после избиения, Поехавший хочет, как ему кажется, помочь Братишке, совершив акт дефекации на пол, дабы убить надоедливых мух, которые будут мешать сокамернику спать. Братишка вновь избивает Поехавшего. Услышав крики, в камеру входит охранник и отправляет Братишку, со своих слов, на работу, и заключается она в том, что Братишке предстоит чистить унитаз вилкой. Однако на месте, Братишка специально тянет время, понимая, что у него не получится делать «работу» вилкой. Позже охранник приходит проверить дела Братишки, увидев, что тот не справился с поставленной задачей, разъярённый охранник отводит Братишку обратно в камеру. В камере, решив поднять Братишке настроение, Поехавший принимается петь сочинённую им лично песню про «зелёного слоника». Через какое-то время, Братишка засыпает.

Пока Братишка спит, Поехавший испражняется в их общую тарелку для супа, а после устраивает настоящую мазню по всей камере, параллельно поедая собственные экскременты. Поехавший будит Братишку и предлагает ему поесть из тарелки результат своей пищеварительной жизнедеятельности, называя всё это сладким хлебом. Братишка начинает психовать и звать начальника, но на крики опять приходит охранник, что вновь отправляет его чистить унитаз. Пока Братишка «на работе», в камеру входит капитан, он же начальник. Капитан тоже ведёт себя странно, рассказывая Поехавшему лекцию о тихоокеанском театре военных действий в период Второй мировой войны. Недовольный тем, что Поехавший ничего не знает и не может нормально отвечать на различные исторические вопросы, начальник подталкивает охранника к тому, чтобы он избил Поехавшего, что охранник и делает.

Братишку и Поехавшего отводят в помещение подвального типа с ямой. Капитан всячески издевается над Поехавшим, а Братишка сходит с ума, впоследствии он избивает капитана, насилует его и жесточайшим образом убивает. Осознав, что он натворил, Братишка совершает самоубийство, перерезав себе вены. В живых остаётся только Поехавший, так как и охранник, ранее на время покинувший помещение, а позже вернувшись в него, принимает решение повеситься. Окончательно потерявший человеческое лицо Поехавший, засыпает среди трупов.

К остальным ответам (в большинстве своем совершенно верным) хотелось бы добавить, что в "Зеленом слонике" можно - и нужно - искать смысл помимо меметичности и абсолютной бесчеловечности. Наличие такого смысла придает ему популярность среди той части зрителей, которая склонна искать в кинотворениях как разновидности искусства какой-то посыл. Хотя, что уж там, в случае с "Зеленым слоником" любой зритель сначала знакомится с мемами, а уж потом со всем остальным. Но это издержки формы. На мой взгляд, если бы "Слоник" был лишь набором бессмысленных, пусть и смешных, фраз, поедания экскрементов, насилия, крови и убийств, он вряд ли бы стал настолько популярен. "Слоник" - вполне законченное высказывание и логичная история, которая производит (даже без крови и дерьма) очень гнетущее впечатление. В этом плане, на мой взгляд, "Зеленый слоник" можно сравнить с некоторыми фильмами Балабанова, за вычетом того, что он куда более маргинален.

Режиссер фильма Светлана Баскова (другие работы - "Пять бутылок водки", "Голова", "За Маркса..." и др.) - достаточно радикальный художник левых взглядов, и в ее фильмах всегда существует социальный подтекст, выраженный, как правило, в максимально мусорной, трэшовой форме. "Зеленый слоник", по выражению кинокритика Андрея Плахова - "жестокая антимилитаристкая притча". Сама Баскова в интервью высказала ту же точку зрения, называя снятый в 1998-1999 году фильм реакцией на Чеченскую войну.

С одной стороны, антивоенный посыл виден ярко - "Слоник" гипертрофированно изображает, до чего людей доводит власть и атмосфера насилия. Герой Епифанцева, Братишка, на момент начала фильма - относительно нормальный человек, сходит с ума, не выдержав окружающего ада, и становится убийцей. Герои Осмоловского и Маслаева (Начальник и Охранник) - воплощения мерзости власти: один из них пользуется полной вседозволенностью и творит вообще все, что ему в голову взбредет - от лекций про японского адмирала Ямамото до сексуального насилия, другой ползает на коленях перед вышестоящим начальством, завидуя ему и мечтая о его безнаказанности. Герой Пахома, Поехавший - безобидный идиот, которого унижают и над которым издеваются вообще все, и в итоге и он становится чудовищем к концу картины, засыпая среди окровавленных тел (но единственный, кстати, остается в живых). Все герои при этом в офицерской форме. Вполне понятно, при чем тут армия и война.

С другой стороны, по словам той же Басковой, фильм на фоне замалчивания Чеченской войны должен был показать, что говорить нужно обо всем и каким угодно языком: "Фильм был снят настолько искренне, с болью и молодецким задором, протестом, что (возможно) подкупает открытостью и показом того, что существует и другая жизнь". Правда, в том же интервью режиссер через несколько предложений признается: "Я не знаю, почему "Зеленый слоник" так популярен. Правда, не знаю".

Вчера, на очередном просмотре в «Синефантоме», увидел «самый грязный фильм тысячелетия», как о нём пишут в сети — «Зелёный слоник». Так уж совпало, что предыдущим мощнейшим потрясением от визуального искусства, был для меня «Зелёный медвежонок» — мультфильм, увиденный месяц назад в «Музее кино», в рамках ретроспективы эстонской анимации. И вот, не успев прийти в себя от манипуляций косолапого, в моё подтаявшее сознание тычет свой хобот «Зелёный слоник». Какая-то цикличность, какая-то неподвластная взлому матрица… Всё идёт к тому, что следующим культурным потрясением будет никто иной, как «Зелёный бурундучок» или, того хуже — «Зелёный бобёр».

Был крайне удивлён, что такое чересчур жёсткое кино, могла снять женщина. Хрупкая и довольно привлекательная, судя по фотографиям, девушка — Светлана Баскова. «Зелёный слоник» — фильм о свободе человека, о её краеугольном значении и бесценности для личности. Кино о возможных метаморфозах человеческой сущности в условиях замкнутого пространства, тотального унижения и безысходности. Фильм — о подвиге русского офицера.

Их двое. Один из них уже сдался, второй — продолжает по инерции сопротивляться. Но рано или поздно, они придут к одному финалу. Своей собственной свободе.

Первый — смирившийся с тем, что ничего светлого его уже в этой жизни не ждёт, сообразил, что сложившуюся ситуацию можно обернуть себе во благо. Этим единственным удовольствием запертого в четырёх стенах человека является крайнее унижение. Он готов выполнять любые прихоти сокамерника: дабы того не донимали мухи, предлагает насрать, чтобы на кучку кала слетелись все мухи и их можно было одномоментно уничтожить в одном месте. Он умывается струйкой из прохудившейся канализационной трубы. Он развлекает своего соседа рассказами про то, как «дрочит» и, что «е… лся всего лишь раз» и то — напившись портвейна «777». Он получает дикое наслаждения от физического насилия и избиений. Его забавляет обмазывание блевотой. Он жертвует последней своей пищей, дабы собрат по несчастью что-нибудь поел: для этого производит акт дефекации на единственную в камере тарелку, съедает маленькую колбаску кала, большую же предлагает своему сокамернику. Он называет своего соседа по каземату не иначе как на «Вы» и во множественном числе, тем самым, возводя его в ранг господина. Он вовремя сориентировался и поэтому получает удовольствие от всех этих страданий. Он — «Зелёный слоник», хоботом которому служит вырванная из горла надзирателя трахея.

А что же второй герой, «господин»? Его непреклонное эго противостоит всему этому раболепству. Он будет идти до конца, он будет сражаться до «последней капли крови», он бросает вызов системе. Не просто тюремной системе, а системе ханжеской заиндевевшей морали, которая держит его в оковах. Он настоящий герой, гордый и несгибаемый русский офицер, которому как бы не хотелось поесть говна, но честь «носить звёздочки» превыше всего. И он сражается за свою честь, понимая, что всю систему не уничтожить, готов покуситься на главного надзирателя, хоть за пределы самой тюрьмы и не выйти. В этой ситуации русский офицер вскрывает брюшную полость надзирателю, вываливая из неё исходящие паром извилистые потроха. Он вгрызается в горло сатрапу, вырывая зубами куски кровоточащего мяса и длинный шланг ребристого пищевода. Он производит ожесточённое анальное совокупление с уже обессиленным телом надзирателя, дабы другим неповадно было. И вот свобода так близка, лишь стоит перерезать вены. Он уходит с достоинством самурая, не давая себя одолеть подоспевшей охране. Трагедия заключается в том, что герой убил себя, не подозревая, что добился своего. Своим подвигом он сломал систему. Уничтожив главного надзирателя- разложил волю исполнителей.

Фильм не простой, местами тяжеловатый, но, безусловно, достойный. По крайней мере, такого кино я еще не видел. Во всей своей красе и мощи нерафинированного брутала. Кино, хоть и постановочное, но по сути — документальное. Кино без прикрас и дешёвых спецэффектов, кино о человеческой воле