За что сидел василий аксенов. Аксенов Василий: биография и лучшие книги писателя

Василий Павлович Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова. Был третьим, младшим ребенком в семье (и единственным общим ребенком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии. Мать, Евгения Семёновна, работала преподавателем в Казанском Педагогическом институте, затем - заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария», состояла в казанской областной парторганизации. Впоследствии, пройдя ужас сталинских лагерей, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказ о восемнадцати годах, проведенных автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

В 1937 году, когда В. Аксенову не было еще и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре - и отец) были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей - сестру Маю (дочь П. В. Аксёнова) и Алёшу (сына Е. С. Гинзбург) забрали к себе родственники. Круглый сирота Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключенных (его бабушкам не разрешили оставить ребенка у себя). В 1938 году дяде В. Аксенова (брату П. Аксёнова) удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря, и проживая в ссылке в Магадане не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург опишет в «Крутом маршруте».

Спустя много лет, в 1975 году Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в своем автобиографичном романе «Ожог».

Начало литературной деятельности

В 1956 Аксёнов окончил Ленинградский медицинский институт. Tри года работал врачом. С 1960 года - профессиональный литератор. Повесть «Коллеги» (написан 1959; одноимённая пьеса совместно с Ю. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1963), романы «Звёздный билет» (по нему снят фильм «Мой младший брат»)(1961), «Пора, мой друг, пора» (1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара».

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Приключенческая дилогия для детей: «Мой дедушка - памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972)

Экспериментальный роман «Поиски жанра» был написан в 1972 году.

Также в 1972 - совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин - неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов). 1976 - перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Сложности

В 1970-х годах после окончания «оттепели» произведения Аксёнова перестают публиковаться в Советском Союзе. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) были запрещены к публикации советской цензурой. В это время критика в адрес В. Аксёнова и его произведений становится все более резкой: применяются такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977-1978 годы произведения Аксенова начали появляться за рубежом (прежде всего в США).

В 1979 году В. Аксёнов совместно с А. Битовым , Вик. Ерофеевым , Ф. Искандером , Е. Поповым , Б. Ахмадулиной стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха «Метрополь». Так и не изданный в советской подцензурной печати, альманах был издан в США. В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года В. Аксёнов (а также Инна Лиснянская и Семён Липкин) заявили о своем выходе из СП.

22 июля 1980 г. выехал по приглашению в США, после чего был вместе с женой лишён советского гражданства. Жил в США до 2004 г., преподавая русcкую литературу в университете Дж. Мейсона, Вашингтон.

С 1981 года В. Аксёнов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучерском университете (1983-1988), Университете Джорджа Мэйсона (с 1988 года и по настоящее время).

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США В. Аксеновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвященный жизни советской эмиграции в Соединенных Штатах), «Кесарево свечение» (2000).

Роман «Желток яйца» (1989) написан В. Аксёновым по-английски, затем переведён автором на русский.

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Мэтлока. В 1990 году В. Аксёнову возвращается советское гражданство.

В 1980-1991 годы В. Аксёнов в качестве журналиста активно сотрудничал с радиостанцией «Свобода». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).

после 1991 года

Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 г. А. Барщевским в многосерийном телевизионном сериале.

В 2004 г. публикует в журнале «Октябрь» роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», за который удостаивается Букеровской премии России.

Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.

В последние годы жил с семьей во Франции в Биаррице и в Москве.

15 января 2008г. В. Аксенов был госпитализирован в больницу номер 23 после приступа инсульта. Через сутки после госпитализации Аксенов был переведен в НИИ им. Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии. Не стало писателя 6 июля 2009 года.

В Казани с 2007 года ежегодно осенью (в октябре) проводится международный литературный-музыкальный фестиваль Аксёнов-фест (первый прошёл при его личном участии), в 2009 году воссоздано здание и открыт литературный дом-музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб.

Фантастическое в творчестве писателя

Проза Аксенова нередко тяготела к фантастике – это были и сказочные повести, и альтернативные истории и магический реализм, и «странная» проза. К фантастике можно отнести следующие произведения автора – романы «Остров Крым», «Желток яйца», «Кесарево свечение», «Вольтерьянцы и вольтерьянки» и «Москва-ква-ква» (2006); повести «Стальная птица», «Затоваренная бочкотара», «Рандеву», «Золотая наша Железка» и дилогия для детей «Мой дедушка – памятник», «Сундучок, в котором что-то стучит». Это также и такие пьесы, как «Всегда в продаже», «Четыре темперамента», «Цапля», «Горе, гора, гореть», рассказы «Дикой», «Жаль, что вас не было с нами», «Победа», «На полпути к Луне», «На площади и за рекой», «Счастье на берегу загрязненного океана», «Миллион разлук», «Право на остров» (1991).

Почетные звания, премии

В США В. Аксёнову присвоено почетное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом Пен-клуба и Американской авторской лиги. В 2005 году Василий Аксёнов был удостоен Ордена литературы и искусства, одной из высших наград современной Франции.

1990 – премия им. А. Крученых

1991 – лауреат литературной премии журнала «Юность» за 1990 год за роман «Остров Крым»

1998 – номинация на премию «Букер» за роман «Новый сладостный стиль»

1998 – номинация на Государственную премию Российской Федерации за роман «Новый сладостный стиль»

2003 – премия «Триумф»

2005 – премия «Книга года» в номинации «Проза» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки»

2005 – удостоен Ордена литературы и искусства, одной из высших наград современной Франции

» (2004)

Награды Файлы на Викискладе

Васи́лий Па́влович Аксёнов (20 августа , Казань - 6 июля , Москва) - русский писатель .

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность ». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Приключенческая дилогия для детей: «Мой дедушка - памятник » (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит » (1972).

К историко-биографическому жанру относится повесть о Л. Красине «Любовь к электричеству» (1971). Экспериментальное произведение «Поиски жанра» было написано в 1972 году (первая публикация в журнале «Новый мир »; в подзаголовке, указывающем на жанр произведения, также обозначено «Поиски жанра»).

В 1970-е годы, после окончания «оттепели », произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1977-1979, частично написанный во время пребывания в Коктебеле ) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой: применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977-1978 годах произведения Аксёнова стали появляться за рубежом, прежде всего в США .

В 1978 году В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым , Виктором Ерофеевым , Фазилем Искандером , Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал организатором и автором бесцензурного альманаха «Метрополь », так и не изданного в советской подцензурной печати. Альманах был издан в США. Все участники альманаха подверглись «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года Аксёнов, а также Инна Лиснянская и Семён Липкин , заявили о своём выходе из СП. История альманаха изложена в романе с ключом «Скажи „изюм“» .

В эмиграции

22 июля 1980 года выехал по приглашению в США, после чего был лишён советского гражданства . До 2004 года жил в США.

С 1981 года Василий Аксёнов - профессор русской литературы в различных университетах США: Университете Дж. Вашингтона (GWU) (1982-1983), Гаучер-колледже (Goucher College)(1983-1988), Университете Джорджа Мейсона (GMU) (1988-2009), а также был сотрудником (fellow) Центра Вилсона-Института имени Джорджа Кеннана в Вашингтоне.

В 1980-1991 годах в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки » и с «Радио Свобода ». Сотрудничал с журналом «Континент » и альманахом «Глагол ». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым » (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981).

В США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи „изюм“» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Желток яйца» (1989, на английском), трилогия «Московская сага » (1989-1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвящённый жизни советской эмиграции в США), «Кесарево свечение» (2000).

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году. В 1990 году В. Аксёнову вернули советское гражданство.

После 1991 года

В последние годы жизни жил с семьёй в Биаррице (Франция).

Могила Аксёнова на Ваганьковском кладбище.

Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.

Василий Аксёнов был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года там создан Музей его творчества .

Аксёнова в ту пору называли знатоком городского быта. «Есть „деревенщики“, а в городе он, Аксёнов». (Георгий Садовников . Мой одноклассник Вася/«Василий Аксёнов - одинокий бегун на длинные дистанции»).

«Аксёнов в Америке так и остался известным писателем для узкого круга. Подозреваю, что он хотел быть автором американского бестселлера и весьма огорчился, что ничего не получилось. По моему разумению, даже теоретически не могло получиться. Чтоб создать американский бестселлер, надо писать плохо и о глупостях. А вот этого Аксёнов, при всём старании, не сумеет». (Анатолий Гладилин . Аксёновская сага ).

«Талантливый белоручка. Жизни не нюхал…» (Виль Липатов) .

Награды, почётные звания, премии

В США В. Аксёнову было присвоено почётное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. Почётный член Российской академии художеств .

Память

В Казани с 2007 года ежегодно осенью (в октябре) проводится Международный литературно-музыкальный фестиваль Аксёнов-фест (первый прошёл при его личном участии), в 2009 году воссоздано здание и открыт литературный Дом-музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб.

В 2015 году в Казани состоялось открытие после реконструкции Сада Аксёнова . Открытие именного сквера стало завершением Фестиваля «Аксёнов-фест». «Сад Аксёнова» начал свою работу с открытия памятного знака, посвящённого Василию Аксёнову. Этот знак представляет собой автопортрет автора, выполненный в карикатурном жанре, так он подписывал свои рукописи.

В 2016 году в Саду Аксёнова появилась скульптурная композиция, посвящённая писателю .

В 2017 году к 85-летию Василия Аксёнова начал работать портал "Остров Аксёнов" .

Книги об Аксёнове

Исследования творчества В. П. Аксёнова

  • 1998 - Торунова Галина Михайловна. Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксёнова: От прозы к драматургии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2005 - Карлина Наталия Николаевна. Миф Америки в американской и русской литературе второй половины XX века: Э. Л. Доктороу и В. Аксёнов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2006 - Маликова Татьяна Александровна. Творчество В. Аксёнова 1960-1990-х годов в англоязычном литературоведении и критике. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2006 - Попов Илья Владимирович. Художественный мир произведений Василия Аксёнова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2007 - Чернышенко Ольга Васильевна. Романы В. П. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2009 - Барруэло-Гонзалез Елена Юрьевна. Роман В. П. Аксёнова «Московская сага». Проблема жанра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2009 - Щеглов Юрий Константинович . «Затоваренная бочкотара» Василия Аксёнова.
  • 2011 - Аксёнова Виолетта Владимировна. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Семья

  • Сестра (по отцу) - Майя Павловна Аксёнова (1925-2010), педагог-методист, автор методических и учебных пособий по преподаванию русского языка .
  • Брат (по матери) - Алексей Дмитриевич Фёдоров (1926-1942), погиб во время Ленинградской блокады .
  • Приёмная дочь матери - актриса Антонина Павловна Аксёнова (первоначальная фамилия Хинчинская, род. 1945).
  • Первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934–2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучатая племянница известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой (1883-1959), основателя и первого ректора (1925-1949) .
    • Сын - Алексей Васильевич Аксёнов (род. 1960), художник-постановщик.
  • Вторая жена - Майя Афанасьевна Аксёнова (1930-2014), урождённая Змеул - дочь номенклатурного работника Афанасия Андреевича Змеула , который в конце жизни возглавлял внешнеторговое объединение «Международная книга». В первом браке Овчинникова, во втором браке замужем за Р. Л. Карменом , окончила Всесоюзную академию внешней торговли , работала в Торговой палате , в США преподавала русский язык.

Избранные работы

Проза

Сценарии к фильмам

  • 1962 год - Когда разводят мосты
  • 1962 год - Коллеги
  • 1962 год - Мой младший брат
  • 1966 год - Путешествие (киноальманах)
  • 1967 год - Бурная жизнь на юге
  • 1970 год - Хозяин
  • 1972 год - Мраморный дом
  • 1975 год - Центровой из поднебесья
  • 1978 год - Пока безумствует мечта
  • 2007 год - Татьяна
  • 2009 год - Шут

Пьесы

  • 1965 год - «Всегда в продаже»
  • 1966 год - «Твой убийца»
  • 1968 год - «Четыре темперамента»
  • 1968 год - «Аристофаниана с лягушками»
  • 1980 год - «Цапля»
  • 1998 год - «Горе, горе, гореть»
  • 1999 год - «Аврора Горелика»
  • 2000 год - «Ах, Артур Шопенгауэр»

Экранизации

  • 1962 год - Коллеги
  • 1962 год - Мой младший брат (по роману «Звёздный билет »)
  • 1966 год - Путешествие (киноальманах по рассказам «Папа, сложи!», «Завтраки сорок третьего года», «На полпути к Луне »)
  • 2004 год - Московская сага (сериал)
  • 2015 год - Таинственная страсть (сериал)

Библиография

  • Аксёнов В . «Коллеги» - М., Советский писатель, 1961. - 150 000 экз.
  • Аксёнов В . «Катапульта» - М., Советский писатель, 1964. - 30 000 экз.
  • Аксёнов В . «Пора, мой друг, пора». - М., Молодая гвардия, 1965. - 115 000 экз.
  • Аксёнов В . «На полпути к луне». - М., Советская Россия, 1966. - 100 000 экз.
  • Аксёнов В . «Жаль, что вас не было с нами» - М., Советский писатель, 1969. - 384 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В . «Любовь к электричеству». - М., Политиздат, 1971. - 200 000 экз.; 2-е изд. 1974. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В. «Мой дедушка - памятник». - М., Детская литература, 1972., 208 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В. Сундучок, в котором что-то стучит. - М.: Детская литература, 1976
  • Аксёнов В. Аристофаниана с лягушками. - Анн Арбор, Ардис, 1981
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - М., Огонек, 1990. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В. Ожог. - М., Огонёк, 1990. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В . «В поисках грустного бэби» - М., МАИ - «Текст», 1991. - 320 с., 100 000 экз. ISBN 5-85248-149-1
  • Аксёнов В. Мой дедушка - памятник. Кемерово, 1991
  • Аксёнов В. Рандеву. - М.: Текст-РИФ, 1991
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби» «Две книги об Америке». - Независимый альманах «Конец века», 1992, - 50 000 экз.. - ISBN 5-85910-011-8 .
  • Аксенов В . Московская сага. В 3-х кн. - М., Текст, 1993-1994., - 50 000 экз.
  • Аксёнов В. «Право на остров». - М., Московский рабочий, 1991. - 624 с. - 75 000 экз. - ISBN 5-239-01222-9 .
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 1 «Поколение зимы». - Изографус. - ISBN 5-94661-100-3 .
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 2 «Война и тюрьма». - Изографус. - ISBN 5-94661-101-1 .
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 3 «Тюрьма и мир». - Изографус. - ISBN 5-699-09247-1 .
  • Аксёнов В. «Негатив положительного героя». - Вагриус-Изограф, 1996. - 304 с., 10 000 экз.. - ISBN 5-7027-0336-7 .
  • Аксёнов В. «Негатив положительного героя». - Вагриус-Изограф, 1998. - 304 с., 5 000 экз.. - ISBN 5-7027-0336-7 .
  • Аксёнов В. ISBN 5-699-10246-9 .
  • Аксёнов В. «Гибель Помпеи». - ИзографЪ. - ISBN 5-699-11561-7 .
  • Аксёнов В. «Апельсины из Марокко» - М., Изограф-ЭКСМО-пресс, 2000
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби». - М., Изограф - Эксмо-пресс, 2000
  • Аксёнов В. «Кесарево свечение». - Изографус-ЭКСМО-пресс, 2001. - 640 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-87113-116-6 .
  • Аксёнов В. «Вольтерьянцы и вольтерьянки». - Изографус. - ISBN 5-94661-092-9 .
  • Аксёнов В. «Апельсины из Марокко» - М., Изограф-ЭКСМО-пресс, 2001
  • Аксёнов В. «Звёздный билет» - М., Изограф-ЭКСМО-пресс, 2001
  • Аксёнов В. Затоваренная бочкотара. - М., Изограф-ЭКСМО-пресс, 2001 - 416 с., 10 000 экз.
  • Аксёнов В. Повести. - М., ЭКСМО, 2002 (Антология сатиры и юмора России ХХ в. Т. 21)
  • Аксёнов В. Затоваренная бочкотара. - М., Изографус-ЭКСМО, 2002 - 494 с., 4 100 экз.
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби». - М., Изографус - Эксмо-пресс, 2002
  • Аксёнов В. «Апельсины из Марокко» - М., Эксмо-Изографус., 2003. - 494 с., 5 100 экз.
  • Аксёнов В. Желток яйца. - М., Изографус-ЭКСМО., 2003 - 672 с., 5 000 экз
  • Аксёнов В . «Американская кириллица» - М., НЛО, 2004. - 548 с., 3 000 экз.
  • Аксёнов В. «Редкие земли». - ЭКСМО. - ISBN 978-5-699-20816-6 .
  • Аксёнов В. «Москва Ква-Ква». - ЭКСМО, 2006. - ISBN 5-699-14718-7 .
  • Аксёнов В. «Десятилетие клеветы». - Изографус-ЭКСМО, 2004. - 7 100 экз.. - ISBN 5-94661-091-0 .
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби». - М., Изограф - Эксмо, 2005. - 7 000 экз.
  • Аксёнов В. «Желток яйца» - Изографус - ЭКСМО, 2005. - 7 000 экз. ISBN 5-94661-111-9
  • Аксёнов В. З атоваренная бочкотара. - М., ИзографЪ-ЭКСМО, 2005, 448 с., 4 100 экз.
  • Аксёнов В. «Скажи изюм». - РИА «ИнфА». - ISBN 5-85080-012-3 .
  • Аксёнов В. «Скажи изюм». - ЭКСМО. - ISBN 978-5-699-25062-2 .
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - Литагентство МИФ. - ISBN 5-7707-2099-9 .
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - ИЗОГРАФ. - ISBN 5-87113-058-5 .
  • Аксёнов В. «Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках) . - Семь дней, 2009. - 591 с. - ISBN 978-5-88149-375-2 .
  • Аксёнов В. «Ленд-лизовские». - ЭКСМО. - ISBN 978-5-699-44465-6 .
  • Аксёнов В. «Логово льва». - АСТ; Астрель. - ISBN 978-5-17-060737-2 , 978-5-271-24444-5.
  • Аксёнов В. «О, этот вьюноша летучий!». - ЭКСМО, 2012. - ISBN 978-5-699-60003-8 .
  • Аксенов В. «Одно сплошное Карузо». Составитель В. Есипов . - М., ЭКСМО, 2014. - ISBN 978-5-699-70066-0 .
  • Аксенов В. «Ловите голубиную почту. Письма». Составитель В. Есипов . - М., АСТ, 2015. - ISBN 978-5-98720-034-6
  • Аксенов В. «Логово льва». Составитель В. Есипов . М., Астрель. - ISBN 978-5-17-060737-2 , 978-5-271-24444-5
  • Аксёнов В. Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках). Авторская версия. - М., ИП Бирюкова Оксана Анатольевна, 2015. - 738 с. - 25 000 экз. - ISBN 978-5-9907536-0-0 .

См. также

Примечания

  1. идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
  2. Roux P. d. Nouveau Dictionnaire des œuvres de tous les temps et tous les pays - 2 - Éditions Robert Laffont , 1994. - Vol. 1. - P. 192. - ISBN 978-2-221-06888-5
  3. Эхо Москвы: Скончался писатель Василий Аксёнов
  4. Диссиденты о диссидентстве. «Знамя». - М., 1997, № 9
  5. По словам Андрея Коровина, сопредседателя Оргкомитета Международного научно-творческого симпозиума «Волошинский сентябрь». Марина Саввиных. В гостях у крымских аонид (неопр.) . «День и ночь» 2011, №5 (2011). - «свой знаменитый «Остров Крым» Василий Аксёнов написал здесь.». Проверено 15 апреля 2013. (недоступная ссылка)

Васи́лий Па́влович Аксёнов (20 августа 1932, Казань - 6 июля 2009, Москва) - русский писатель.

С 1980 года жил в США (где преподавал в университетах и работал радиожурналистом), в последние годы жизни - во Франции. Помимо прозы и драматургии на русском языке написал сценарии к художественным фильмам, был соавтором группового авантюрного романа «Джин Грин - неприкасаемый», издал одну книгу на английском языке («Желток яйца», 1989) и переводил с этого языка.

Ранние годы

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье Павла Васильевича Аксёнова (1899-1991) и Евгении Соломоновны Гинзбург (1904-1977). Был третьим, младшим ребёнком в семье (и единственным общим ребёнком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем Казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома КПСС. Мать, Евгения Соломоновна, работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем - заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария». Впоследствии, пройдя сталинские лагеря, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре - и отец) были арестованы и осуждёны на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей - сестру Майю (дочь П. В. Аксёнова) и Алёшу (сына Е. С. Гинзбург от первого брака) - забрали к себе родственники. Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых (его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя). В 1938 году брату П. Аксёнова - Андреяну Васильевичу Аксёнову удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Ксении Васильевны Аксёновой (его тётки по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург описала в «Крутом маршруте».

Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания. Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

Дом № 55/31 по улице Карла Маркса в Казани, в котором Василий Аксёнов жил с 1938 по 1948 годы

Начало литературной деятельности

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор. Повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноимённая пьеса совместно с Г. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (написан в 1961 году; по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 году опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара». В 1964 году принял участие в написании коллективного детективного романа «Смеётся тот, кто смеётся», опубликованного в газете «Неделя».

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Приключенческая дилогия для детей: «Мой дедушка - памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972).

К историко-биографическому жанру относится повесть о Л. Красине «Любовь к электричеству» (1971). Экспериментальное произведение «Поиски жанра» было написано в 1972 году (первая публикация в журнале «Новый мир»; в подзаголовке, указывающем на жанр произведения, также обозначено «Поиски жанра»).

В 1972 году совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин - неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий самих авторов).

1976 год - перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Общественная деятельность. Публикации за границей

Ещё в марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле Никита Хрущёв подверг Аксёнова (вместе с Андреем Вознесенским) разгромной критике.

5 марта 1966 года Василий Аксёнов участвовал в попытке демонстрации на Красной площади в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина и был задержан дружинниками. В 1967-1968 годы подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР.

В 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1977-1979, частично написанный во время пребывания в Коктебеле) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой: применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977-1978 годах произведения Аксёнова стали появляться за рубежом, прежде всего в США.

В 1978 году В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал организатором и автором бесцензурного альманаха «Метрополь», так и не изданного в советской подцензурной печати. Альманах был издан в США. Все участники альманаха подверглись «проработкам». В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года Аксёнов, а также Инна Лиснянская и Семён Липкин, заявили о своём выходе из СП. История альманаха изложена в романе с ключом «Скажи „изюм“».

В эмиграции

22 июля 1980 года выехал по приглашению в США, после чего был лишён советского гражданства. До 2004 года жил в США.

С 1981 года Василий Аксёнов - профессор русской литературы в различных университетах США: Университете Дж. Вашингтона (GWU) (1982-1983), Гаучер-колледже (Goucher College)(1983-1988), Университете Джорджа Мейсона (GMU) (1988-2009), а также был сотрудником (fellow) Центра Вилсона-Института имени Джорджа Кеннана в Вашингтоне.

В 1980-1991 годах в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Сотрудничал с журналом «Континент» и альманахом «Глагол». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981).

В США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи „изюм“» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), «Желток яйца» (1989, на английском), трилогия «Московская сага» (1989-1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвящённый жизни советской эмиграции в США), «Кесарево свечение» (2000).

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году. В 1990 году В. Аксёнову вернули советское гражданство.

После 1991 года

В последние годы жизни жил с семьёй в Биаррице (Франция).

Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А. Барщевским в 24-серийном телевизионном сериале.

В 1992 году активно поддержал гайдаровские реформы. По его выражению: «Гайдар дал пинка матушке-России».

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо в поддержку Б. Н. Ельцина.

Книга воспоминаний «Зеница ока» (2005) носит характер личного дневника.

В 2007 году вышел в свет роман «Редкие земли».

15 января 2008 года в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт. Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ имени Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии. На 29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя как крайне тяжёлое. На 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведён в НИИ имени Бурденко и прооперирован. Позже Аксёнов был переведён обратно в НИИ имени Склифосовского.

6 июля 2009 года после продолжительной болезни Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского.

В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года там создан Музей его творчества.

В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова - «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен; его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев, Роман Кармен, Марина Влади, Юрий Нагибин и другие. Для дистанцирования от мемуарного жанра автор дал персонажам романа вымышленные имена. При этом имена были изменены так созвучно, чтобы все были легко узнаваемы. В 2015 году по мотивам этого романа был снят сериал, премьерный показ которого прошел в ноябре 2016 года на «Первом канале».

В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

Оценки коллег

«Аксёнов всегда был модным. Ему удалось то, о чём мечтают все писатели, - перешагнуть границу поколений. Он покорил всех - и романтических читателей журнала „Юность“, и бородатых диссидентов, и сегодняшнюю Россию» (Александр Генис).

Аксёнова в ту пору называли знатоком городского быта. «Есть „деревенщики“, а в городе он, Аксёнов». (Георгий Садовников. Мой одноклассник Вася/«Василий Аксёнов - одинокий бегун на длинные дистанции»).

«Аксёнов в Америке так и остался известным писателем для узкого круга. Подозреваю, что он хотел быть автором американского бестселлера и весьма огорчился, что ничего не получилось. По моему разумению, даже теоретически не могло получиться. Чтоб создать американский бестселлер, надо писать плохо и о глупостях. А вот этого Аксёнов, при всём старании, не сумеет». (Анатолий Гладилин. Аксёновская сага).

«Талантливый белоручка. Жизни не нюхал…» (Виль Липатов).

«Аксёнов - это свинг, свингующий ритм, раскачка, джаз и джазовая необязательность стиля» (Дмитрий Быков).

Награды, почётные звания, премии

В США В. Аксёнову было присвоено почётное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. Почётный член Российской академии художеств.

2004 - премия «Русский Букер» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки».

2005 - Кавалер Ордена Искусств и литературы (Франция)

2007 - Медаль «В память 1000-летия Казани»

2007 - Лауреат Царскосельской художественной премии

Память

В Казани с 2007 года ежегодно осенью (в октябре) проводится Международный литературно-музыкальный фестиваль Аксёнов-фест (первый прошёл при его личном участии), в 2009 году воссоздано здание и открыт литературный Дом-музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб.

В 2015 году в Казани состоялось открытие после реконструкции Сада Аксёнова. Открытие именного сквера стало завершением Фестиваля «Аксёнов-фест». «Сад Аксёнова» начал свою работу с открытия памятного знака, посвящённого Василию Аксёнову. Этот знак представляет собой автопортрет автора, выполненный в карикатурном жанре, так он подписывал свои рукописи.

В 2016 году в Саду Аксёнова появилась скульптурная композиция, посвящённая писателю.

В 2017 году к 85-летию Василия Аксёнова начал работать портал "Остров Аксёнов".

Книги об Аксенове

  • 2011 - Александр Кабаков и Евгений Попов. «Аксёнов». Авторов крайне волнует вопрос «писательской судьбы», относящийся к хитросплетениям биографии, рождению большой Личности. Сверхзадача книги - противостоять искажению фактов в угоду той или иной конъюнктуре.
  • 2012 - Виктор Есипов. «Об утраченном времени».
  • 2012 - Дмитрий Петров. «Аксёнов» (книга из серии «Жизнь замечательных людей»).
  • 2012 - Дмитрий Петров. «Василий Аксёнов. Сентиментальное путешествие».
  • 2012 - Сборник «Василий Аксёнов - одинокий бегун на длинные дистанции» (под редакцией Виктора Есипова). В сборник вошли воспоминания современников о писателе, часть его переписки и интервью.
  • 2016 - Виктор Есипов «Четыре жизни Василия Аксёнова».

Исследования творчества В. П. Аксёнова

  • 1998 - Торунова Галина Михайловна. Эволюция героя и жанра в творчестве Василия Аксёнова: От прозы к драматургии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2005 - Карлина Наталия Николаевна. Миф Америки в американской и русской литературе второй половины XX века: Э. Л. Доктороу и В. Аксёнов. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2006 - Маликова Татьяна Александровна. Творчество В. Аксёнова 1960-1990-х годов в англоязычном литературоведении и критике. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2006 - Попов Илья Владимирович. Художественный мир произведений Василия Аксёнова. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2007 - Чернышенко Ольга Васильевна. Романы В. П. Аксёнова: жанровое своеобразие, проблема героя и особенности авторской философии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2009 - Барруэло-Гонзалез Елена Юрьевна. Роман В. П. Аксёнова «Московская сага». Проблема жанра. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
  • 2009 - Щеглов Юрий Константинович. «Затоваренная бочкотара» Василия Аксёнова.
  • 2011 - Аксёнова Виолетта Владимировна. Жанровое своеобразие прозы В. Аксёнова 1960-1970-х гг. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Семья

  • Сестра (по отцу) - Майя Павловна Аксёнова (1925-2010), педагог-методист, автор методических и учебных пособий по преподаванию русского языка.
  • Брат (по матери) - Алексей Дмитриевич Фёдоров (1926-1942), погиб во время Ленинградской блокады.
  • Приёмная дочь матери - актриса Антонина Павловна Аксёнова (первоначальная фамилия Хинчинская, род. 1945).
  • Первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934–2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучатая племянница известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой (1883-1959), основателя и первого ректора (1925-1949) Ленинградского педиатрического медицинского института.
    • Сын - Алексей Васильевич Аксёнов (род. 1960), художник-постановщик.
  • Вторая жена - Майя Афанасьевна Аксёнова (1930-2014), урождённая Змеул - дочь номенклатурного работника Афанасия Андреевича Змеула, который в конце жизни возглавлял внешнеторговое объединение «Международная книга». В первом браке Овчинникова, во втором браке замужем за Р. Л. Карменом, окончила Всесоюзную академию внешней торговли, работала в Торговой палате, в США преподавала русский язык.
    • Падчерица, дочь Майи Аксёновой - Елена (Алёна) Гринберг (1954-2008).

Избранные работы

Проза

  • 1958 - «Полторы врачебные единицы» (рассказ)
  • 1959 - «Коллеги» (повесть), экранизация «Коллеги» (1962)
  • 1961 - «Звёздный билет» (повесть), экранизация «Мой младший брат» (1962)
  • 1962 - «Апельсины из Марокко» (повесть)
  • 1963 - «Пора, мой друг, пора» (повесть)
  • 1964 - «Катапульта» (повесть и рассказы)
  • 1965 - «Победа» (рассказ с преувеличениями)
  • 1965 - «Жаль, что вас не было с нами» (повесть), «Стальная птица» (повесть с отступлениями и соло для корнета)
  • 1966 - «На полпути к Луне» (книга рассказов)
  • 1968 - «Затоваренная бочкотара» (повесть), спектакль в Московском театре-студии «Табакерка»
  • 1969 - «Любовь к электричеству» (повесть о Л. Б. Красине)
  • 1969 - «Мой дедушка - памятник» (повесть)
  • 1971 - «Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол» (очерк)
  • 1972 - «Поиски жанра» (поиски жанра)
  • 1972 - «Джин Грин неприкасаемый», в соавт. с Овидием Горчаковым и Григорием Поженяном
  • 1973 - «Золотая наша Железка» (роман)
  • 1975 - «Ожог» (роман)
  • 1976 - «Сундучок, в котором что-то стучит» (повесть)
  • 1976 - «Круглые сутки нон-стоп» (повесть)
  • 1979 - «Остров Крым» (роман)
  • 1982 - «Бумажный пейзаж» (роман)
  • 1983 - «Скажи "изюм"» (роман)
  • 1987 - «В поисках грустного бэби»
  • 1989 - Yolk of the Egg (перевод на русский - «Желток яйца», 2002)
  • 1981 - «Свияжск» (повесть)
  • 1992 - «Московская сага» (роман-эпопея), экранизация «Московская сага (телесериал)»
  • 1996 - «Новый сладостный стиль» (роман)
  • 2000 - «Кесарево свечение» (роман)
  • 2004 - «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (роман, премия «Русский Букер»)
  • 2006 - «Москва Ква-Ква» (роман)
  • 2007 - «Редкие земли» (роман)
  • 2007 - «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках», экранизация «Таинственная страсть», (2016)
  • 2008 - «Ленд-лизовские». (неоконченный роман)
  • 2009 - «Логово льва. Забытые рассказы» (рассказы)
  • 2014 - «Одно сплошное Карузо» (неизданные рассказы, эссе и дневники)
  • 2015 - «Ловите голубиную почту» (письма 1940-1990 гг.)
  • 2017 - «Остров личность» (очерки и публицистика)

Сценарии к фильмам

  • 1962 год - Когда разводят мосты
  • 1962 год - Коллеги
  • 1962 год - Мой младший брат
  • 1966 год - Путешествие (киноальманах)
  • 1967 год - Бурная жизнь на юге
  • 1970 год - Хозяин
  • 1972 год - Мраморный дом
  • 1975 год - Центровой из поднебесья
  • 1978 год - Пока безумствует мечта
  • 2007 год - Татьяна
  • 2009 год - Шут

Пьесы

  • 1965 год - «Всегда в продаже»
  • 1966 год - «Твой убийца»
  • 1968 год - «Четыре темперамента»
  • 1968 год - «Аристофаниана с лягушками»
  • 1980 год - «Цапля»
  • 1998 год - «Горе, горе, гореть»
  • 1999 год - «Аврора Горелика»
  • 2000 год - «Ах, Артур Шопенгауэр»

Экранизации

  • 1962 год - Коллеги
  • 1962 год - Мой младший брат (по роману «Звёздный билет»)
  • 1966 год - Путешествие (киноальманах по рассказам «Папа, сложи!», «Завтраки сорок третьего года», «На полпути к Луне»)
  • 2004 год - Московская сага (сериал)
  • 2015 год - Таинственная страсть (сериал)

Библиография

  • Аксёнов В . «Коллеги» - М., Советский писатель, 1961. - 150 000 экз.
  • Аксёнов В . «Катапульта» - М., Советский писатель, 1964. - 30 000 экз.
  • Аксёнов В . «Пора, мой друг, пора». - М., Молодая гвардия, 1965. - 115 000 экз.
  • Аксёнов В . «На полпути к луне». - М., Советская Россия, 1966. - 100 000 экз.
  • Аксёнов В . «Жаль, что вас не было с нами» - М., Советский писатель, 1969. - 384 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В . «Любовь к электричеству». - М., Политиздат, 1971. - 200 000 экз.; 2-е изд. 1974. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В. «Мой дедушка - памятник». - М., Детская литература, 1972., 208 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В. Сундучок, в котором что-то стучит. - М.: Детская литература, 1976
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - М., Огонек, 1990. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В. Ожог. - М., Огонёк, 1990. - 200 000 экз.
  • Аксёнов В . «В поисках грустного бэби» - М., МАИ - «Текст», 1991. - 320 с., 100 000 экз.
  • Аксёнов В. Мой дедушка - памятник. Кемерово, 1991
  • Аксёнов В. Рандеву. - М.: Текст-РИФ, 1991
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби» «Две книги об Америке». - Независимый альманах «Конец века», 1992, - 50 000 экз..
  • Аксенов В . Московская сага. В 3-х кн. - М., Текст, 1993-1994., - 50 000 экз.
  • Аксёнов В. «Право на остров». - М., Московский рабочий, 1991. - 624 с. - 75 000 экз.
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 1 «Поколение зимы». - Изографус.
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 2 «Война и тюрьма». - Изографус.
  • Аксёнов В. Московская сага. Кн. 3 «Тюрьма и мир». - Изографус.
  • Аксёнов В. «Негатив положительного героя». - Вагриус-Изограф, 1996. - 304 с., 10 000 экз..
  • Аксёнов В. «Негатив положительного героя». - Вагриус-Изограф, 1998. - 304 с., 5 000 экз..
  • Аксёнов В.
  • Аксёнов В. «Гибель Помпеи». - ИзографЪ.
  • Аксёнов В. «Кесарево свечение». - Изографус-ЭКСМО-пресс, 2001. - 640 с. - 15 000 экз.
  • Аксёнов В. «Вольтерьянцы и вольтерьянки». - Изографус.
  • Аксёнов В. Затоваренная бочкотара. - М., Изограф-ЭКСМО-пресс, 2001
  • Аксёнов В. Затоваренная бочкотара. - М., Изограф-ЭКСМО, 2002
  • Аксёнов В. «Апельсины из Марокко» - М., Эксмо-Изографус., 2003.
  • Аксёнов В. Желток яйца. - М., Изографус-ЭКСМО., 2003
  • Аксёнов В . «Американская кириллица» - М., НЛО, 2004. - 3 000 экз.
  • Аксёнов В. «Редкие земли». - ЭКСМО.
  • Аксёнов В. «Москва Ква-Ква». - ЭКСМО, 2006.
  • Аксёнов В. «Десятилетие клеветы». - Изографус-ЭКСМО, 2004. - 7 100 экз..
  • Аксёнов В. «В поисках грустного бэби». - М., Изограф - Эксмо, 2005. - 7 000 экз.
  • Аксёнов В. «Желток яйца» - Изографус - ЭКСМО, 2005. - 7 000 экз.
  • Аксёнов В. З атоваренная бочкотара. - М., ИзографЪ-ЭКСМО, 2005
  • Аксёнов В. «Скажи изюм». - РИА «ИнфА».
  • Аксёнов В. «Скажи изюм». - ЭКСМО.
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - Литагентство МИФ.
  • Аксёнов В. «Остров Крым». - ИЗОГРАФ.
  • Аксёнов В. «Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках). - Семь дней, 2009. - 591 с.
  • Аксёнов В. «Ленд-лизовские». - ЭКСМО.
  • Аксёнов В. «Логово льва». - АСТ; Астрель.-5.
  • Аксёнов В. «О, этот вьюноша летучий!». - ЭКСМО, 2012.
  • Аксенов В. «Одно сплошное Карузо». Составитель В. Есипов. - М., ЭКСМО, 2014.
  • Аксенов В. «Ловите голубиную почту. Письма». Составитель В. Есипов. - М., АСТ, 2015.
  • Аксенов В. «Логово льва». Составитель В. Есипов. М., Астрель.-5
  • Аксёнов В. Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках). Авторская версия. - М., ИП Бирюкова Оксана Анатольевна, 2015. - 738 с. - 25 000 экз.

На Первом канале идет сериал «Таинственная страсть» по роману Василия Аксенова. Как складывалась личная жизнь и биография Василия Аксенова?

Василий Аксёнов - российский писатель, кинодраматург, профессор русской литературы в различных университетах США.

Семья Василия Аксенова. Отец – Аксёнов Павел Васильевич был председателем казанского горсовета, членом бюро Татарского обкома партии.

Мать – Гинзбург Евгения Семеновна была преподавателем Казанского Педагогического института, заведующей отделом культуры газеты "Красная Татария", автором мемуаров о сталинских лагерях, в том числе - "Крутого маршрута".

В семье было три ребенка: Василий, и брат с сестрой от первых браков родителей - Алексей и Майя.

В конце 1930-х годов, когда Василию Аксёнову исполнилось пять лет, его родители были арестованы, осуждены: мать приговорили к 10 годам тюремного заключения, отца - к высшей мере наказания, которая потом была заменена на 15 лет лишения свободы.

Майю и Алексея забрали на воспитание родственники, а Василий, как полный сирота, был направлен в Костромской детский дом для детей заключённых.

Через полгода дядя Аксёнова – Адриан Васильевич (брат отца) смог забрать Василия из детдома. Он вернулся в Казань, до 16 лет жил у своей тёти, восемь классов учился в средней школе № 19 им. В. Г. Белинского.

Когда Василию Аксёнову исполнилось 16 лет, он приехал в столицу Колымы – город Магадан, где находились его мать, Евгения Гинзбург. Их встреча описана Гинзбург в книге "Крутой маршрут".

После окончания школы Аксёнов отправился из Магадана, поступать в институт. В 1950 г. стал студентом Казанского медицинского института, а через четыре года перевёлся в Первый Ленинградский медицинский институт имени И.П.Павлова.

После института Аксёнов трудился терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта. Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957–1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958–1960).

Первый литературный опыт Василия Аксёнова относится к студенческой поре.

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор.

В 1979 году Василий Аксёнов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Двое авторов альманаха – Евгений Попов и Виктор Ерофеев – были исключены из Союза писателей СССР.

В знак протеста Инна Лиснянская, Семён Липкин и Василий Аксёнов заявили о своём выходе из союза писателей.

22 июля 1980 года Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего его и жену лишили советского гражданства.

В 1990 году Василию Аксёнову было возвращено советское гражданство.

В 1992 году в свет вышла трилогия "Московская сага", которую в 2004 году экранизировали.

В 2008 году у писателя произошел инсульт. До 2009 года он пребывал в коме. Все это время рядом с ним находилась его любимая жена – Майя Кармен.

Личная жизнь Василия Аксёнова складывалась непросто.

Его первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934-2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучка известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой, основателя и первого ректора Ленинградского педиатрического медицинского института.

Вторая жена Аксенова - Майя Кармен. Когда они встретились, то были оба женаты.

Майя Афанасьевна (Змеул) Аксёнова родилась в 1930 году.

Её первым мужем был внешторговский работник Морис Овчинников. Через 3 года у супругов родилась дочь Елена. Но вскоре брак рухнул. Майя встретила известного режиссёра Романа Кармена и влюбилась.

Он ради неё бросил семью – развёлся с женой Ниной Орловой, с которой прожил 20 лет.

Майя Кармен окончила институт внешней торговли, работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык.

В 1970 году в Ялте состоялось знакомство Майи Кармен и Василия Аксёнова. После этого Василий Аксёнов и Майя Кармен начали встречаться.

Майя Кармен не могла расстаться с мужем Романом Карменом. Лишь в 1978 году после его смерти любовники смогли легализовать свои отношения. Василий Аксенов развелся с женой Кирой.

В мае 1980 года Василий Аксёнов и Майя Кармен сыграли свадьбу. Отметили событие в Переделкино, на даче, где собрались близкие друзья.

У Василия Аксенова есть сын - Алексей Васильевич Аксёнов. Он родился в 1960 году, художник-постановщик.

Кроме того писатель воспитывал падчерицу Елену, дочь второй жены.

Летом 2008 года Елена внезапно умерла. Ранее в 1999 году погиб, выпав из окна, 26-летний внук Майи Иван.

Не могу назвать Аксенова великим писателем 20-го века. У него своеобразный взгляд на искусство, который можно объяснить трудной жизнью в детском доме и обидой на правительство за репрессии родителей. Наверно по этой причине он стал резким антисталинистом. За что и был выслан из СССР. Практически в каждом его произведении сквозит неприязнь к существующей в то время системе. Если рассматривать эту повесть, то апельсины тут выступают неким символом свободы. Но символ этот маленький, на всех не хватит, значит, его надо разделить. Точно так же «делят» двух главных героинь. Точнее, они сами разрываются, не зная, какой выбор сделать. Книгу однозначно буду перечитывать, когда она выйдет в продажу. И всем любителям прозы 60-х годов советую с ней ознакомиться.

Читать полностью

Очень люблю прозу Аксенова! Он пишет замечательно! Его повести могут понять, как и взрослые, так и дети. С этим произведением я познакомилась еще в подростковом возрасте. Тогда оно произвело на меня огромное впечатление! Собственно, апельсины здесь употребляются скорее в переносном смысле. Но главный посыл в том, что в эпоху 60-х это был необычный и дефицитный продукт, тем более на Дальнем Востоке. Апельсин здесь выступает символом солнца, прорыва и свершившегося чуда! Возможно, кто-то найдет отсылки к известной считалке: «Мы делили апельсин…», но на мой взгляд это слишком примитивное сравнение. Самое главное, что эта книга о людях, а не о фруктах. Очень рада, что снова смогу ее купить в твердом переплете.

Читать полностью

Екатерина

Раньше не доводилось читать рассказы Василия Аксенова, поэтому я была знакома только с романами. Прочитала эту книгу и осталась под большим впечатлением! Причем, понравился язык повествования – легкий, непринужденный и в то же время осмысленный, литературный, грамотный! Понравилось то, как автор вкладывает в уста персонажей интересные мысли, как наделяет их характерами и привычками. Даже не замечаешь, как невольно начинаешь ощущать какое-то родство с ними. После прочтения есть ощущение, что не хочется отпускать их, хочется и дальше следить за их судьбами.
Книга отлично оформлена, такое издание поистине приятно держать в руках! Несмотря на внушительный объем, читаются рассказы легко и быстро, можно даже сказать, что не замечаешь, как приближаешься к финалу повествования.

Читать полностью

Благодаря этой книге по-новому открыла для себя Василия Аксенова! Раньше этот автор был для меня исключительно романистом, а теперь я открыла его как великолепного рассказчика. Это образец прекрасной интеллектуальной прозы, которая заставляет задуматься над многими вещами, переосмыслить отношение к жизни, где-то погрустить, а где-то посмеяться… признаюсь честно, эта книга понравилась мне даже больше, чем «Остров Крым». Может, из-за того, что я в принципе больше тяготею к малой форме повествования, конечно. Но Аксенов – безусловно талантливый и удивительный писатель, изучать творчество которого нужно непременно.

Читать полностью

Я начала читать роман, как исторический, а не фантастический, каким он является на самом деле (если два допущения, одно – географическое, второе – историческое, могут сделать роман фантастическим?. И где-то до двадцатой страницы я была в полнейшем недоумении, пока до меня, наконец, не дошло залезть в Википедию и прочесть, что роман – это историческая мистификация, имеющая два допущения: Крым – остров, а не полуостров, и он никогда не был советским, белогвардейские эмигранты, бежавшие после революции 17 года, превратили Крым в процветающее демократическое государство. А цель романа – обличение ущербной политической системы Советского Союза.
Несмотря на мою нелюбовь к «политическим памфлетам», как называют роман некоторые рецензенты, я получила большое удовольствие от чтения, в основном, правда, от любовных сцен, от описания красот Крыма и быта его обитателей, от семейных отношений Лучниковых и Луниных. Говорящие, кстати говоря, фамилии. Главный герой Андрей Лучников, очевидно, Солнце, он даже где-то в тексте так и называется «лучом света в темном царстве», а его давняя любовь Татьяна Лунина – Луна, а так же образ родины, той Родины, к которой стремиться вернуться герой. Поэтому она и уходит от него ближе к концу романа, так как в слепоте своего идеологического возбуждения он не только перестает ее замечать, но и любить (их последняя постельная сцена – почти изнасилование).
Но, по-порядку.
Три поколения врэвакуантов (временно-эвакуированных) Лучниковых: дед, сын, внук – это представители одной из самых влиятельных семей на ОК (Остров Крым), являются так же и представителями трех разных идеологических направлений: дед Арсений Лучников - приверженец старой, дореволюционной России, он и временное правительство острова – наследники дворянской чести, офицеры, старики, так и не сдавшиеся красному режиму (кстати, они сдаются красным оккупантам в конце романа, но никому уже не нужна их честь и достоинство – это в прошлом). Сын Андрей Лучников, главный редактор и владелец журнала «Русский курьер», автогонщик, ловелас, джейм бонд и бетман в одном флаконе, а так же создатель и двигатель Идеи Общей Судьбы, воплотившей в себе тоску русского эмигранта по родине, согласного на любое воссоединение с ней из лучших побуждений – быть ей полезным. Антон Лучников – внук Арсения и сын Андрея – хиппи, человек мира, дитя капиталистического прогресса и, как сейчас принято выражаться, либерально-гуманистических идеалов, приехав на остров после долгих странствий по миру подключается к политическому движению яки – новой нации, смешавшей русских, татар и европейцев, и пытающаяся не только выработать единую политическую стратегию, но и создать собственный язык. И вот, собственно, это семейное противоречие взглядов как бы интерполируется на весь роман, но противоборство этих сил, воплощённое в каких-то застольных диспутах, банных посиделках, закулисных тактиках и подковёрных играх, и даже в авторалли выглядит довольно наивно, излишне гламурно и, несмотря на обилие ненормативной лексики, как-то по-семейному мило. С самого начала никто как-бы особенно не сомневается в том, что главная правда и сила у Лучникова Андрея и у его идее Общей Судьбы, которая, действительно побеждает. И только таким образом, победив, она может дискредитировать себя, так как вместо разумного и взаимовыгодного объединения острова с Советским Союзом происходит абсурдное и вероломное нападение на остров под видом «Весенних игр», хотя Крым сам попросил присоединения. Главные герои ждут, что к ним придут и спросят, как все устроено. Никто никого не спрашивает, почти все главные герои погибают. А жизнь из свободной и красочной ярмарки сразу же превращается в абсурд пропаганды, лживых триумфов, имперской глупости и бессмысленного насилия.

Из минусов, автору не удается показать ту самую Россию, с которой жаждет единения главный герой. Советский Союз показан только с дурной стороны – это империя лжи, стукачей и страха. Так, очевидно, и видит ее автор. Тем не менее, он как бы пытается помирить русскую эмиграцию с Советским Союзом (думаю, в 70-х это было актуальной задачей), но события романа показывают, что Красная империя просто проглотит эмигрантов, как безжалостная светящаяся акула (образ родины или партии, который преследовал одного из сотрудников ГБ, Кузенкова Марлена Михайловича, сошедшего с ума и убитого штормом).

Хотелось бы сказать об образе главного героя. Временами мне казалось, что я читаю про Незнайку в Солнечном городе, только Незнайка повзрослел, у него взрослый сын (а в конце романа рождается внук), он много пьет, играет в политические игры, и, как Джеймс Бонд, без страха и упрека, трахает юных красавиц и сбегает от преследования любых разведок мира, но тем не менее остается Незнайкой, так как до него не доходит очевидный для всех остальных персонажей романа факт о фатальности для него самого и его близких присоединения Крыма к Советскому Союзу.

В целом от произведения остается противоречивое впечатление. Хотя многие рецензенты склонны интерпретировать его однозначно, видеть в нем обличение «совдепии», имперских замашек России, а иногда даже как высказывание автора о тотальной ущербности и ограниченности русской нации в целом. Я бы не была столь однозначна в оценках.
Роман, без сомнения, знаковый. От того факта, что временный глава Крыма Аксенов (заметьте, два совпадения! «Временный» и «Аксенов») попросил присоединения Крыма к России, от событий, в которых оно произошло, признаю, у меня мурашки бегают по коже. Писатели опять или напророчили, или предсказали. И если не вдаваться в тонкости, то, на мой взгляд, – это предупреждении и предубеждение против возвращения «совдепии» (Степаниды Власьевны, как называют ее в романе). И в этом смысле сегодня, когда «Крым наш» роман даже более актуален, чем когда-либо, потому как предупреждает и подпитывает те страхи, которыми полна либерально настроенная интеллигенция.
С другой стороны главный герой Андрей Луч, все же вызывает симпатию у автора, и у читателя, все же он супер-герой, хоть и в формате ироничного Аксенова, все же большинству из нас понятна тоска главного героя по родине, и его стремление воссоединиться пусть даже ценою собственной жизни, нам близка попытка автора дискутировать с самим собой и с читателем о национальной идее, без которой все же невозможно… Без нее ее все равно будут искать.