Спасо хаус история. По следам Воланда: Весенний бал полнолуния в резиденции американского посла

Особняк Николая Александровича Второва на Спасопесковской площадке, известный в настоящее время также как Спасо-хаус, с 1933 года и до нашего времени является резиденцией посла США. Памятник архитектуры.

Особняк был построен в 1913-1914 гг. в неоклассическом стиле по заказу Николая Александровича Второва – одного из богатейших предпринимателей дореволюционной России, которого за его умение вести дела называли «русским Морганом», банкира, золотопромышленника, владельца текстильных и химических фабрик и заводов.

Для постройки особняка Второв купил участок на Спасопесковской площадке, принадлежавший ранее князьям Лобановым-Ростовским и нанял в качестве проектировщиков известных архитекторов Владимира Дмитриевича Адамовича и Владимира Матвеевича Маята, авторов нескольких знаковых построек того времени (таких как вилла Николая Павловича Рябушинского «Черный лебедь» в Петровском парке). Для оформления интерьеров дома был приглашен знаменитый художник Игнатий Нивинский, принимавший участие в создании интерьеров Музея изящных искусств, гостиницы «Метрополь», дома Тарасова на Спиридоновке.

Вскоре после большевистского переворота сам Второв погиб при загадочных обстоятельствах (по одной из версий был застрелен на парадной лестнице собственного дома), его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел. На втором этаже особняка устроили жилые квартиры, в одной из них поселился нарком Георгий Васильевич Чичерин.

В 1933 году, после установления дипломатических отношений между СССР и США, бывший особняк Второва передали под резиденцию американского посла. В середине 1930-х, в период расцвета дружественных советско-американских отношений, бывший особняк Второва, или, как его теперь называли, Спасо-хаус, стал местом проведения многочисленных торжественных приемов и праздников, на которых присутствовали члены советского правительства и представители творческой интеллигенции. Приемы проходили с размахом, члены посольства даже арендовали у московского зоопарка и цирка животных для развлечения высоких гостей. Один из таких приемов – «Весенний праздник» 1935 г. послужил для Михаила Булгакова, присутствовавшего среди гостей, прообразом Бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита». В Спасо-хаусе часто устраивались концерты и музыкальные вечера. На одном из них была исполнена опера Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», при этом в качестве дирижера выступил сам композитор.

С особняком связано много загадочных легенд и шпионских историй, самая известная – о помещении подслушивающего устройства в герб США – так и не подтверждена. Однако сегодня особняк ведет тихую и размеренную жизнь.

Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и CCCР, резиденцией американских послов в Москве является особняк Спасо-Хаус. Он расположен в одной миле к западу от Кремля по адресу: Спасопесковская площадь, 10. Это недалеко от Садового кольца и Арбата, одного из старинных районов Москвы.

В XVII веке здесь жили царские псари и сокольничьи. В память о тех временах сохранилось название Кречетниковской улицы, позднее переименованной в улицу Композиторов. Название Спасо-Хауса и площади, на которой он расположен, происходит от великолепной русской православной церкви, расположенной на одной из сторон площади. Церковь «Спаса на песках», построенная в 1711 году, была изображена художником В.Д. Поленовым в 1870-х годах на картине «Московский дворик», ныне украшающей московскую Третьяковскую галерею.

Сооружение Спасо-Хауса велось по заказу Николая Александровича Второва, богатого купца и промышленника, и было завершено в 1914 году. Хотя здание построено в стиле новый ампир в эпоху господства помпезного стиля в архитектуре, оно не лишено достоинства и изящества. Интерьер сделан с размахом: главный зал длиною около 25 метров венчает высокий сводчатый потолок, с которого свисает громадная люстра. Считается, что эта люстра из российского хрусталя, которая выглядела впечатляющей даже по меркам Москвы 1914 года, была сработана знаменитым серебряных дел мастером Мишаковым и является самой большой домашней люстрой в Москве.

Жилые помещения, хотя и уступают по размеру залу на первом этаже, все же впечатляют простором и тщательной проработкой деталей — великолепной лепниной потолков, резными дверями и роскошными люстрами. В 1930-х годах был пристроен одноэтажный флигель, предназначенный для танцев. В остальном особняк мало изменился.

Спасо-Хаус строился на рубеже эпох. Участие России в Первой мировой войне послужило началом политических и общественных волнений, которые коснулись непосредственно хозяина дома. Судьба Второва породила множество легенд и версий. По свидетельству одних, он был убит в своем кабинете революционером в 1917 году. По другой версии Второв заключил сделку с Временным правительством Керенского: он отдал свой особняк в обмен на разрешение выехать из России. По третьей версии, Второв был убит собственным сыном в парадном вестибюле Спасо-Хауса. Доподлинно известно только то, что Второв умер в 1917 году и что в начале 1950-х годов одна из его дочерей жила в Париже.

После Октябрьской революции 1917 года вновь сформированное Советское правительство экспроприировало все московские особняки, включая Спасо-Хаус, в пользу государства. Советский министр иностранных дел Вышинский во время одного из приемов в Спасо-Хаусе обмолвился, что его предшественник Георгий Васильевич Чичерин, бывший наркомом иностранных дел в 1918-1930 годах, жил в Спасо- Хаусе в 1920-е годы.

В конце 1933 года, когда первый американский посол Уильям Буллитт приехал в Москву для вручения верительных грамот, ему показали три здания, отведенные для американского посольства. Выбор пал на два здания: Спасо-Хаус был избран в качестве резиденции посла. Другое здание, в то время еще только строившееся, расположенное на Моховой улице по соседству с гостиницей «Националь», предполагалось временно использовать для служебных помещений и квартир персонала до тех пор, пока не будет построен комплекс посольства на Воробьевых горах. Этот план так и не был осуществлен. Когда Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Советским Союзом, Спасо-Хаус использовался в качестве дома приемов Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). На втором этаже располагались квартиры советских государственных служащих, которые они вынуждены были оставить. Среди них — И.М. Карахан, заместитель наркома иностранных дел, Михайлов, американист из газеты «Известия», и Флоринский, начальник протокольного отдела. После того, как они освободили жилые помещения, рабочие приступили к строительству «бального» флигеля. В связи со сложностями, возникшими при настиле полов, строительство было завершено лишь в 1935 году.

Посол Буллит впервые прибыл в Спасо-Хаус в марте 1934 года. В течение нескольких месяцев резиденция использовалась в качестве канцелярии Посольства, и в ней также размещалась некоторая часть сотрудников, пока не было завершено строительство нового здания на Моховой улице.

Лето 1934 года часто называют «медовым месяцем» советско-американских связей. Установление дипломатических отношений вызвало прилив теплых чувств, побудивший десятки тысяч американских туристов посетить СССР. Одним из них была сестра Чарлза У. Тейера, автора ряда книг, в том числе «Медведи в икре», описывающих жизнь в московском посольстве. Сестра затем жила в Спасо-Хаусе в качестве секретаря посла. В это время мисс Тейер познакомилась с третьим секретарем Чарльзом Е. Боуленом, возник роман, закончившийся браком, и 20 лет спустя посол Боулен и г-жа Боулен возвратились в Москву. Они были хозяевами Спасо-Хауса с 1953 по 1957 год.

В начале «медового» периода произошли два примечательных события в Спасо-Хаусе: встреча Рождества 1934 года, описанная в книге «Медведи в икре», во время которой три дрессированных морских льва устроили настоящий погром в танцзале, и праздник весны 1935 года, который Крена Уайли в своей книге «Вокруг земного шара за 20 лет» назвала «единственным достойным внимания приемом в Москве эпохи СССР». На бале присутствовал знаменитый писатель Михаил Булгаков, который затем использовал увиденное при написании сцены маскарада в романе «Мастер и Маргарита». Животные, позаимствованные из Московского зоопарка для празднования Рождества, создали целый ряд неожиданных проблем: не приученный к дому медвежонок попортил форму советскому генералу, а сотни зябликов, также не приученных к домашним условиям, шумно летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него. Еще одним знаменательным событием стал музыкальный вечер, организованный послом Буллиттом летом 1935 года. Как впоследствии вспоминал тогдашний глава консульского отдела Ангус Уорд, в только что отстроенном новом танцевальном зале в присутствии гостей была исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», при этом в качестве дирижера выступал сам автор.

Начало второй мировой войны и германское вторжение в 1941 году принесли новые страдания России, а также дальнейшие изменения в Спасо-Хаусе. Часть здания стала использоваться в административных целях, чтобы справиться с увеличившимся объемом работы в связи с ростом численности американского официального персонала. В подвале здания было даже устроено бомбоубежище. В течение всего этого периода резиденция в целом нисколько не пострадала, за исключением нескольких разбитых оконных стекол, в отличие от находившегося поблизости театра им. Вахтангова, который был сильно разрушен. Поздней осенью 1941 года, когда немецкие войска приближались к Москве, Советское правительство было эвакуировано на восток, в город Куйбышев (Самара) на Волге. Иностранные посольства, естественно, последовали за ним. Спасо-Хаус стал пунктом эвакуации для американцев; штатные сотрудники и журналисты собирались в Спасо-Хаусе и отправлялись на вокзал, где, под отдаленный аккомпанемент огня советских зенитных орудий, садились в поезда, идущие до Куйбышева. После отъезда в Куйбышев Лоренса А. Стейнхардта второй секретарь Льюллин Е. Томпсон, который позднее работал послом в Москве в 50-60-х годах, принял на себя ответственность за американскую собственность и оставшийся в Москве штат сотрудников. Томпсон был одним из тех нескольких послов, которые впервые оказались в Спасо-Хаусе в качестве младших сотрудников посольства.

Несколько месяцев спустя после переезда правительства и дипломатов в Куйбышев немцы, которые так и не вошли в столицу, были отброшены от Москвы. И новый посол адмирал Уильям X. Стэндли и его штат смогли возобновить деятельность посольства в Москве. В послевоенные годы Спасо-Хаус продолжал служить резиденцией посла и его посетило большое число высокопоставленных гостей, включая пятерых президентов, троих вице-президентов и восьмерых госсекретарей.

В последние годы были предприняты шаги по возрождению Спасо-Хауса в его былом великолепии 1914 года. Посол Томас Дж. Уотсон осуществил реставрацию внешнего веерообразного окна, разрушенного во время второй мировой войны, с использованием стекла яркого ультрамаринового цвета, какое и было установлено в самом начале. В 1983 году, когда послом являлся Артур А. Хартман, была предпринята смелая программа реставрации резиденции, приуроченная к 50-ой годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Восстановление парадного зала в 1988 году приблизило Спасо-Хаус к духу стиля новый ампир, в котором он был спроектирован первоначально.

В течение всех этих лет в Спасо-Хаусе выставлялись разнообразные коллекции выдающихся произведений американского искусства — традиция, которая ныне продолжается в рамках программы Государственного департамента «Искусство в посольствах». В рамках этой программы музеи и картинные галереи предоставляют произведения живописи и скульптуры посольствам США по всему миру. Гости Спасо-Хауса имеют возможность познакомиться с богатством и разнообразием американского искусства. Программа «Искусство в посольствах» была задумана и разработана супругой Льюллина Томпсона Джейн, художницей-любителем, жившей в Спасо-Хаусе. Она основала эту программу, исходя из убеждения в том, что белые стены Спасо будут выглядеть приветливее, увешанные американскими произведениями искусства.

Спасо-Хаус в течение длительного времени ассоциируется с американским присутствием в России и в этом качестве является весьма подходящим местом для резиденции американского посла в Москве.Ниже приводится список послов США в Москве, живших в Спасо-Хаусе, с указанием даты прибытия:

  • Уильям С. Буллит - ноябрь 1933
  • Джозеф Е. Дэвис - ноябрь 1936
  • Лоренс А. Стейнхардт - март 1939
  • Уильям X. Стэндли - февраль 1942
  • У. Аверелл Гарриман - октябрь 1943
  • Уолтер Беделл Смит - март 1946
  • Элан Дж. Керн - май 1949
  • Джордж Ф. Кеннан - март 1952
  • Чарльз Е. Боулен - март 1953
  • Льюллин Е. Томпсон - июнь 1957
  • Фой Д. Копер - август 1962
  • Льюллин Е. Томпсон - декабрь 1967
  • Джекоб Д. Ким - апрель 1969
  • Уолтер Дж. Стессел, мл. февраль 1974
  • Малкольм Туи - январь 1977
  • Томас Дж. Уотсон, мл. - октябрь 1979
  • Артур А. Хартман - октябрь 1981
  • Джек Ф. Метлок - апрель 1987
  • Роберт С. Страус - август 1991
  • Томас Р. Пикеринг - май 1993
  • Джеймс Ф. Коллинз - сентябрь 1997
  • Александр Р. Вершбоу - июль 2001
  • Уильям Бернс - июль 2005
  • Джон Байерли - июль 2008

Всего 24 фото

О Бале у Сатаны, как одном из финальных и апофеозных событий романа Булгакова «Мастер и Маргарита», писать довольно трудно, поскольку эта сцена обросла таким количеством предположений, пестрых взглядов и суждений, что принимать какую либо сторону просто не имеет смысла... Да, в сцене Бала много символических актов. Кто-то считает, что Булгаков воспел Черную сатанинскую литургию, а кто-то видит необыкновенное удивительное событие-приключение, в котором участвует любящая женщина, готовая на все ради своей Любви. В общем, тема неисчерпаемая и не всегда уводящая туда, куда возможно хотел вести своего читателя автор... Этот пост не будет насыщен разбором сцен Весеннего Бала Полнолуния, а будет лишь той данью таланту Мастера, кто явно готовил и тщательно выписал эту грандиозную сцену как будто бы для масштабной театральной постановки. Также материал не является чем-то справочным, исследовательским или повествовательным, - скорее он направлен на то, чтобы сгенерировать у читателя впечатление, ощущение пребывания в этом удивительном месте в контексте романа «Мастер и Маргарита» с помощью визуального ряда.

Заодно мы узнаем немного об истории городской усадьбы Второва, резиденции посла США, грандиозном весеннем приеме в резиденции посла в 1935 году, где довелось побывать Булгакову, что и явился, по всей видимости, основанием для него и его исследователей «провести Бал у Сатаны» именно в этом месте. Попасть в Спасо-Хаус простому смертному просто нереально, как и точно также, сделать фотоснимки фасада усадьбы, поскольку главный дом усадьбы закрывает густая зелень насаждений на территории резиденции. Однако, мы попытаемся.


Особняк Второва построен в 1913-1915 гг. по заказу Н.А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В.Д. Адамовича и В.М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Для оформления интерьеров дома был приглашен знаменитый художник Игнатий Нивинский, принимавший участие в создании интерьеров Музея изящных искусств, гостиницы «Метрополь», дома Тарасова на Спиридоновке.
02.

Непосредственно рядом с домом Второва находятся памятники московского ампира - дома А.Г. Щепочкиной и Н.А. Львова.
03.

В 1918-1933 гг. в особняке размещались учреждения и квартиры, где, в том числе жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин.
С 1933 особняк используется в качестве резиденции посла США в Москве.
04.

Эти годы были самым началом дипломатических отношений СССР и США. Американский посол хотел устроить нечто невероятно фееричное для достойного позиционирования своей страны и себя в московских дипломатических кругах.
05.

Первой попыткой удивить Москву был рождественский прием 1934 года по случаю Рождества. Тогда из московского цирка выписали трех тюленей, которые выносили гостям елку и подносы с шампанским. Но в полном объеме поставленная цель была достигнута весной 1935 года. На «Весеннем Фестивале» американского посольства присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.
06.

«Весенний фестиваль» 24 апреля 1935 года останется в памяти, пожалуй, как самый роскошный и ослепительный прием, когда-либо организованный американской дипломатической миссией за рубежом. Этот прием собрал тогда в Спасо-Хаусе более 400 гостей...
07.

Вывод о посольском приеме как прообразе Бала Сатаны делается исследователями в первую очередь на основе воспоминаний Е.С. Шиловской, третьей жены Булгакова.
08.

И у булгаковедов есть для этого все основания: Советская наглядная пропаганда тех лет часто изображала "американский империализм" в облике дьявола. А для опального литератора, каковым был Булгаков, прием в американском посольстве - событие почти невероятное, сравнимое, разве что, с балом у сатаны. «Весенний Фестиваль», так назывался апрельский бал 1935 г., был одним из самых громких приемов Москвы эпохи СССР.
09.

Однако, вернемся к сценам Бала в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

Как мы помним, после шабаша, где-то на реке, на юге Москвы, захватывающее действие продолжалось, а может быть, начиналось, но уже в квартире Степы Лиходеева в доме N 302-бис на Садовой улице, где обосновался Воланд со своей свитой.

Невидимо миновав секретных агентов НКВД около дома и в подъезде, Маргарита с Азазелло вошли в квартиру №50...
13.


«…Первое, что поразило Маргариту, это та тьма, в которую они попали. Ничего не было видно, как в подземелье, и Маргарита невольно уцепилась за плащ Азазелло, опасаясь споткнуться. Но тут вдалеке и вверху замигал огонек какой-то лампадки и начал приближаться…»… «Тут стали подниматься по каким-то широким ступеням, и Маргарите стало казаться, что им конца не будет. Ее поражало, как в передней обыкновенной московской квартиры может поместиться эта необыкновенная невидимая, но хорошо ощущаемая бесконечная лестница…».

«…более всего меня поражает (спросила тогда Маргарита уже появившегося с фонарем Коровьева), где все это помещается. - Она повела рукой, подчеркивая при этом необъятность зала…». «Коровьев сладко ухмыльнулся, отчего тени шевельнулись в складках у его носа. - Самое несложное из всего! - ответил он. - Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть помещение до желательных пределов. Скажу вам более, уважаемая госпожа, до черт знает каких пределов!...».
14.

«…Невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках и перед ними белые груди и черные плечи фрачников. Тогда Маргарита поняла, откуда шел бальный звук. На нее обрушился рев труб, а вырвавшийся из-под него взмыв скрипок окатил ее тело, как кровью. Оркестр человек в полтораста (во главе с Иоганном Штраусом) играл полонез…».
15.

...
«… - Бал! - пронзительно визгнул кот, и тотчас Маргарита вскрикнула и на несколько секунд закрыла глаза. Бал упал на нее сразу в виде света, вместе с ним - звука и запаха. Уносимая под руку Коровьевым, Маргарита увидела себя в тропическом лесу…».... «…Но лес быстро кончился, и его банная духота тотчас сменилась прохладою бального зала с колоннами из какого-то желтоватого искрящегося камня….».

16.


Большой бальный зал Спасо-Хауса был пристроен к особняку резиденции посла США специально для организации балов еще в 1935 г.
17.


Парадный зал Спасо-Хауса...

...
"...Из камина подряд один за другим вывалились, лопаясь и распадаясь, три гроба, затем кто-то в черной мантии, которого следующий выбежавший из черной пасти ударил в спину ножом...
18.

Внизу послышался сдавленный крик. Из камина выбежал почти совсем разложившийся труп. Маргарита зажмурилась, и чья-то рука поднесла к ее носу флакон с белой солью...".

"Королева в восхищении!..."
19.

...
"...Теперь снизу уже стеною шел народ, как бы штурмуя площадку, на которой стояла Маргарита. Голые женские тела поднимались между фрачными мужчинами. На Маргариту наплывали их смуглые, и белые, и цвета кофейного зерна, и вовсе черные тела. В волосах рыжих, черных, каштановых, светлых, как лен, - в ливне света играли и плясали, рассыпали искры драгоценные камни. И как будто кто-то окропил штурмующую колонну мужчин капельками света, - с грудей брызгали светом бриллиантовые запонки.
20.

...
Теперь Маргарита ежесекундно ощущала прикосновение губ к колену, ежесекундно вытягивала вперед руку для поцелуя, лицо ее стянуло в неподвижную маску привета...".
21.

"...Тогда произошла метаморфоза. Исчезла заплатанная рубаха и стоптанные туфли. Воланд оказался в какой-то черной хламиде со стальной шпагой на бедре. Он быстро приблизился к Маргарите, поднес ей чашу и повелительно сказал:

22.


23.

"...У Маргариты закружилась голова, ее шатнуло, но чаша оказалась уже у ее губ, и чьи-то голоса, а чьи - она не разобрала, шепнули в оба уха:

Не бойтесь, королева... Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья...".

"...Маргарита, не раскрывая глаз, сделала глоток, и сладкий ток пробежал по ее жилам, в ушах начался звон. Ей показалось, что кричат оглушительные петухи, что где-то играют марш. Толпы гостей стали терять свой облик. И фрачники и женщины распались в прах. Тление на глазах Маргариты охватило зал, над ним потек запах склепа. Колонны распались, угасли огни, все съежилось, и не стало никаких фонтанов, тюльпанов и камелий. А просто было, что было - скромная гостиная ювелирши, и из приоткрытой в нее двери выпадала полоска света. И в эту приоткрытую дверь и вошла Маргарита..."...

24.

Ну, вот, - это то самое моё впечатление, которое и хотелось передать об этом "Весеннем Бале Полнолуния"...

Источники:

Википедия.
Фото парадного зала
Фото бального зала Спасо-Хауса. Спасо-Хаус: резиденция американского посла. Портал moscowwalks.ru.
Кадры из телесериала Владимира Бортко "Мастер и Маргарита". 2005 г.


Spaso House, Residence of the U.S. Ambassador in Moscow

Особняк Второва - памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, и, по совместительству, резиденция посла Соединенных Штатов Америки в Москве. Этот особняк также известен как прототип "дома Воланда" из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" . Приём у американского посла, на котором был писатель в 1937 г., вдохновил его на образ таинственного дома, где состоялся бал в полнолуние у Воланда и куда была приглашена героиня романа Маргарита.


Особняк Н. А. Второго, или Спасо-хаус - дом в стиле неоклассицизмa

Проходя по Арбату неподалеку от памятника Окуджаве, стоит немного свернуть в Спасопесковский переулок, и вы попадете на Спасопесковскую площадку (не площадь, а именно площадку) - одно из удивительных мест Москвы, которое несмотря на массовую реконструкцию района до сих пор хранит дух старой Москвы и Арбата. Неслучайно именно здесь решил поселиться самый богатый российский промышленник, после революции этот особняк отдали под резиденцию посла США в Москве.

В 2005 году используя архивные материалы журнал Forbes составил список самых богатых россиян в 1914 г., в последний год экономического подъема перед Первой Мировой войной. Так вот возглавил этот список как раз Николай Второв , обладавший состоянием более 60 млн золотых рублей.

Для сравнения: Морозовы – 40 млн руб, Рябушинские – 25-35 млн руб.
За предприимчивость и умение делать деньги из всего Николая Второва прозвали русским Морганом.

Пройдя строгий досмотр мы входим в гости к американскому послу.

При входе нас встречают флаги и камин.

Что приятно: американцы очень бережно относятся к истории особняка и даже привнесенные детали не разрушают общей гармонии интерьера. Интересная деталь: слева на камине стоит бюст президента Кеннеди, который в ходе визита президента Никсона в Москву, на всякий случай, убрали с глаз долой.


Библиотечная комната резиденции американского посла

После революции особняк был национализирован в пользу Наркомата иностранных дел, и здесь поселились высокопоставленные чиновники, включая самого комиссара по иностранным делам Георгия Чичерина, сменившего на этом постуТроцкого.

Дипломатические отношения с США Советский Союз установил только в 1933 году. Здание на Спасопесковской площадке было выделено Наркоматом иностранных дел для временного размещения посольства. Американская дипломатическая миссия должна была поселиться на Воробьевых горах, было даже выбрано место под строительство нового здания, но за три года, на которые был арендован у Наркомата бывший особняк Второва, строительство на Воробьевых так и не началось.

Временная резиденция превратилась в постоянную. Говорят, что очень близко к сердцу выселение из особняка принял Георгий Чичерин. Первое время в особняке периодически несколько раз раздавался телефонный звонок, но в трубке слышалось только молчание. По предположениям американцев, таким образом Чичерин вызывал к себе истопника, продолжавшего работать в особняке. Было известно, что изрядно оставшийся не у дел и впавший в немилость Чичерин развил нешуточную мнительность и доверял уборку своей квартиры только этому истопнику.

Особняк на Спасопесковской площадке у американцев был ласково сокращен до Spaso House. Название прижилось, и сейчас даже в официальных бумагах пишут: Спасо-Хаус.

"Еще, еще, королева Марго, - шептал появившийся рядом Коровьев, - надо облететь залы, чтобы почтенные гости не чувствовали себя брошенными..."


Лестница на второй этаж в жилые помещения.

Парадный зал особняка постоянно используется для проведения приемов. Два приема, проведенных в начале дипломатической истории Спасо-хауса, считаются поистине легендарными.

Первый из них – рождественский прием в канун 1934 года, когда первый посол США в СССР Уильям Буллит (William Christian Bullit) дал указание своему переводчику Чарльзу Тейеру (Charles Thayer) устроить, как он сам потом вспоминал, “что-нибудь сногсшибательное” для всех американцев, проживающих в Москве. Ирена Уайли (Irena Wiley), жена советника посольства, предложила устроить вечеринку с участием зверей.

Но, когда Тейер пришел в Московскии зоопарк, перестраховавшийся директор отказался дать животных для проведения каких-либо мероприятий в иностранном посольстве. Тейер в отчаянии обратился в Московский цирк, где ему дали трех тюленей – Мишу, Шуру и Любу для выступления в Спасо-Хаусе с цирковыми трюками. Вечером гости посла собрались в зале приемов, свет был потушен, и лишь прожекторы освещали тюленей, которые по очереди внесли в зал на своих мордочках новогоднюю елку, поднос с бокалами и бутылку шампанского. После этого впечатляющего шествия тюлени продемонстрировали публике еще несколько трюков, но под конец представления случился конфуз: дрессировщик не рассчитал своих сил и напился до беспамятсва. Неуправляемые тюлени разбрелись по Спасо-Хаусу, а Тейер и другие сотрудники посольства долго не могли загнать их в клетку. К счастью, посол Буллит был срочно вызван в Вашингтон и на этом приеме не присутствовал, что и спасло дипломатическую карьеру Тейера.

Следующий большой прием состоялся 24 апреля 1935 г.И опять же по настоянию жены посла все было обставлено самым дорогим образом. Назвали мероприятие “Весенний фестиваль”. На этот раз Тейеру все же удалось договориться с зоопарком. В результате, в Спасо-Хаус специально для приема привезли несколько горных коз, десяток белых петухов и медвежонка, которого предполагалось держать на протяжении всего вечера на специально сооруженной небольшой платформе. Для полноты ощущений рабочие соорудили в зале приемов искусственный лес из 10 березок – их выкопали заранее и временно поместили в одну из ванных комнат Спасо-Хауса. И, наконец, был сооружен вольер для фазанов, маленьких попугайчиков и сотни зябликов, также позаимствованных у зоопарка. В довершение всего обеденный стол был украшен финскими тюльпанами и листьями цикория, зеленеющими на влажном войлоке, что, по замыслу авторов композиции, должно было имитировать лужайку.


Spaso House Chandelier Room

На приеме присутствовали все ведущие общественные и политические фигуры Советского Союза: нарком иностранных дел Литвинов, нарком обороны Ворошилов, председатель ЦК партии Каганович, писатель и член редколлегии “Известий” Радек, маршалы Егоров, Тухачевский и Буденный.

На приеме, правда, произошел небольшой конфуз. Радек, шутки ради, налил в бутылочку медвежонку шампанского, после чего последнего обильно вырвало на форму одного высокопоставленного военного, а сотни зябликов, также не приученных к домашним условиям, шумно летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него.

"Маргарита в ту ночь пролетала в зале, показавшемся ей тропическим лесом, - написано у Булгакова. - Красногрудые зеленохвостые попугаи цеплялись за лианы, перескакивали по ним и оглушительно кричали: "Я восхищен!"

Елена Булгакова вспоминала, что потом их с мужем к тому же отвезли на машине посла до дома и подарили шикарный букет цветов.

В обычном античном оранменте-меандре любители конспирологии часто видят свастику

Изначально лепнина особняка была белой, как здесь, в углу. Синие и золотые акценты появились в ней при американцах

Интересна история нескольких человек из обслуживающего персонала.Работники посольства и послы постоянно меняются, поэтому истинными постоянным обитателем особняка всегда был обслуживающий персонал.Известна история двух дворецких китайского происхождения Чина и Танга, которых невесть откуда привез еще в начале 1950-х посол Джордж Кеннан (George Kennan). Один из этих дворецких даже успел жениться в Москве и даже в конце 1970-х неизменно продолжал работать при американском после.

Еще одним долгожителем особняка является нынешний шеф-повар, итальянец Пьетро Валот (Pietro Valot), готовящий для семьи посла и организовывавший приемы в резиденции еще в 1980-х. Причем, в то время дефицита в магазинах, конечно, ничего невозможно было купить для организации приема на высшем уровне, но, по воспоминаниям работников посольства, Пьетро Валот умудрялся с утра выйти с бутылкой водки и пачкой сигарет, а к обеду накрыть пышный стол.

Кризис в российско-американских отношениях и арест российской дипломатической собственности в США заставляет Россию готовиться к применению «зеркальных» мер.

В списке американских дипломатических объектов, которые потенциально могут быть арестованы, фигурирует и Спасо-Хаус — особняк посла США в Москве. Правда, источники в российском МИДе утверждают, что Спасо-Хаус пока арестовывать не планируется. Уж больно символическое это место с очень богатой историей.

Дом, который построил Второв

Имя Николая Александровича Второва сегодня мало кому известно. А между тем, этот человек с прозвищем «русский Морган» считался обладателем одного из крупнейших состояний в Российской империи.

Николай Второв. Фото: Public Domain

«Владелец заводов, газет, пароходов», Второв имел состояние, которое по версии журнала Forbes, составляло 60 миллионов золотых рублей.

В 1913 году в Спасопесковском переулке, в районе Арбата, по заказу Второва началось строительство особняка. Авторами проекта стали архитекторы Владимир Адамович и Владимир Маят . Сегодня особняк считается памятником неоклассической архитектуры предреволюционного времени.

Строительство было завершено в 1915 году, в разгар Первой Мировой войны, которая, к слову, для Второва стала периодом приобретения новых предприятий и роста прибылей.

Дом Второва был оборудован по последнему слову техники того времени, а люстра в здании по размеру уступала только тем, что висят в крупнейших театрах.

Надо сказать, что ни Февральская, ни Октябрьская революции Второва не напугали. Он продолжал свою деятельность даже в условиях кризиса, пока в мае 1918 года не был застрелен. Вопреки логичному предположению, с капиталистом расправились вовсе не чекисты или революционные матросы. Погиб «русский Морган» из-за личной истории — по одной из версии, убийцей был его внебрачный сын.

Spaso House

После гибели Николая Второва его родные уехали за границу, обосновавшись в Париже, а особняк был национализирован.

Передали здание Народному комиссариату иностранных дел во главе с наркомом Георгием Чичериным . На протяжении 15 лет здесь размещались рабочие помещения и квартиры первых советских дипломатов.

В 1933 году Советский Союз установил дипломатические отношения с США. За то время, пока между двумя государствами не было контактов, столица страны из Петербурга вернулась в Москву. В связи с этим для размещения посла и всей дипломатической миссии США нужны были новые помещения.

Но построить подобные объекты быстро невозможно. Поэтому в качестве временного места размещения для посла США Наркомат иностранных дел выделил свое здание в Спасопесковском переулке.

Первому послу США в СССР Уильяму Буллиту особняк очень понравился. Отталкиваясь от переулка, где находится здание, американцы дали ему более короткое название Spaso House. Термин «Спасо-Хаус» прижился, и сегодня используется как официальное наименование резиденции посла.

Как американцы вдохновили Михаила Булгакова

Американцам на новом месте хотелось устроить что-нибудь сногсшибательное, поражающее воображение. Решили, что было бы здорово устроить рождественский прием 1934 года с участием... зверей. Руководство Московского зоопарка, когда к ним пришли представители посольства США с просьбой об аренде питомцев, посчитало гостей из океана не вполне адекватными, и ответило отказом. Уговорить удалось Московский цирк, который выделил трех дрессированных тюленей.

Поначалу трюки животных привели всех в восторг, но затем приключилась беда. Щедрые хозяева угощали дрессировщика шампанским и не только, и вскоре он уснул пьяным сном. Оставшиеся без руководителя тюлени, жалобно урча, расползлись по особняку, и американцам самостоятельно пришлось заманивать их в клетку.

Как ни странно, но на этом американцы не успокоились. В апреле 1935 года был организован новый большой прием под названием «Весенний фестиваль». На сей раз освоившиеся в Москве дипломаты уговорили-таки зоопарк, и гостей приема в Спасо-Хаусе встречали горные козы, петухи, фазаны и другая живность, включая медвежонка. Создали даже искусственный березовый лес, а оформление обеденного стола имитировало лужайку. К услугам гостей были фонтаны из шампанского и вина.

На «Весенний фестиваль» в Спасо-Хаус были приглашены советские руководители, а также представители творческой интеллигенции. Среди последних был и писатель Михаил Булгаков . По воспоминаниям супруги писателя, описание бала у Воланда в «Мастере и Маргарите» было создано под впечатлением от приема в Спасо-Хаусе.

Вопрос со строительством нового здания для американского посла затянулся, и резиденция в Спасопесковском переулке из временной стала постоянной.

Место, где легко

Надо отдать должное американцам — к особняку они относятся бережно, и внутреннее его убранство стараются сохранять в историческом виде. В то же время еще в 1930-х годах специально для новых функций Спасо-Хауса к нему пристроили большой зал для приемов и танцев.

Традицией, появившейся в Спасо-Хаусе при американцах, стали музыкальные вечера. На одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трём апельсинам» дирижировал композитор Сергей Прокофьев . Также в Спасо-Хаусе проходили и другие культурные мероприятия, например, выставки американских художников.

Во время государственных визитов СССР здесь останавливались американские президенты Эйзенхауэр, Никсон, Рейган . Интересно, что во время визита Никсона из интерьера на время убрали бюст Джона Кеннеди , зная о сложном отношении Никсона к этому политику.

В отличие от основного здания посольства США, Спасо-Хаус всегда был более неформальным местом, где даже в самые сложные годы советско-американских отношений обстановка была менее напряженной, а разговоры более доверительными.

Невероятные приключения итальянца в России

Если дипломаты меняются часто, то американский персонал Спасо-Хауса работает в Москве гораздо дольше, порой по несколько десятков лет.

Настоящая легенда Спасо-Хауса — итальянский шеф-повар Пьетро Валот , проработавший в Москве более 40 лет. В Москву Пьетро попал почти случайно — в Венеции ресторан, где он работал, находился неподалеку от базы НАТО. Его блюда так понравились американцам, что его пригласили на работу. А затем вместе с дипломатами из США Пьетро, который, по его собственному признанию, не знал ни английского, ни русского языков, оказался в Москве. 27-летний итальянец, однако, не растерялся, быстро освоился, причем не только в Спасо-Хаусе, но и в стране в целом. Американские дипломаты со стажем рассказывают, что во времена дефицита в СССР, когда с продуктами было сложно, Валот мог утром отправиться из Спасо-Хауса с парой бутылок водки и несколькими пачками американских сигарет, а вернуться с деликатесами, необходимыми для приема.

Пьетро влюбился в русскую, женился на ней, обзавелся детьми, а потом и внуками, и Россия стала для него второй Родиной. Неудивительно, что одним из коронных блюд итальянца, которые обожают американские дипломаты, стали настоящие русские пельмени.

Спасо-Хаус десятилетиями служит символом дружеских отношений между нашей страной и Соединенными Штатами. Хочется, чтобы особняк, сто лет назад построенный «русским Морганом» Николаем Второвым, оставался этим символом и дальше.