Является ли евгений базаров героем своего времени. Был ли Базаров героем своего времени

В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и ещё один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно "напяливает" на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нём ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует "романтизмом". Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок ещё и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создаётся резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово "мы", но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров "Прошел над миром без шума и следа?" Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, "На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно... Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ..."

По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Был ли Базаров героем своего времени? Я счи­таю, что да. За такими, как он, - будущее России. Это можно доказать, проследив его жизнь, поступки, взаимоотношения с людьми, соотнеся его взгляды на жизнь с проблемами, волновавшими русское обще­ство в 60-е годы XIX века, когда был написан Роман .

Тургенев всегда точно обозначает время действия в своих произведениях. Так, события в Романе «Отцы и дети» начинаются 20 мая 1859 года и заканчива­ются зимой 1860 года. В это время резко обостряет­ся борьба между революционерами-демократами и либералами за выбор путей развития России. Кре­постническая система изжила себя. На арену обще­ственной борьбы выходит новый тип борцов - раз­ночинцы-демократы. Тургенев уловил и изобразил в «Отцах и детях» нарождающееся в обществе дви­жение. Его Евгений Базаров - центральный герой романа - представитель этого прогрессивного движения. Это человек действия, не любящий пустых фраз и рассуждений о благе Отечества.

При первом же появлении героя бросается в глаза его резкое отличие от дворян-помещиков Кирсановых. Он прост, об этом говорит его непритязательная одежда, небрежная прическа, народное «Евгений Ва­сильевич», когда он представляется Кирсанову.

Большую роль в раскрытии характера и взгля­дов Базарова играют споры между ним и его идей­ными противниками. Особенно острый конфликт возникает между Базаровым и аристократом Пав­лом Петровичем Кирсановым.

«Павел Петрович всеми силами души вознена­видел Базарова ». Эта ненависть происходит от того, что «молодой нигилист», отрицатель, перечеркнул всю его жизнь. Старший Кирсанов считал себя до­стойным уважения, но Евгений называл подобных ему людей «дрянью, аристократишками». Между представителями старого и нового поколений назре­вает конфликт. Схватка произошла за вечерним чаем. В ней выразились идейные разногласия ан­тагонистов по поводу насущных проблем русской жизни. Павел Петрович вынуждает Базарова вы­сказаться. «В теперешнее время полезнее всего отри­цать», - так выражает Евгений то, в силу чего дей­ствуют нигилисты. Он считает, что до всего надо доходить путем эксперимента и исследования, что прежде чем строить новое, надо «место расчистить». Он презирает в народе патриархальность и религи­озность, отсталость, но, несомненно, ближе к нему, чем воинствующий аристократ.

«Мой дед землю пахал. Спросите любого из ва­ших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете», - говорит Базаров . И в этом он прав.

Тургенев показывает не всю биографию своего героя, а только ее основные моменты. Его прошлое нам неизвестно, но мы знаем, что личность Евгения формировалась в условиях общественного и научного подъема. «Главный предмет его - естественные науки. Да, он всё знает», - так отзывается о друге Аркадий Кирсанов. Евгений осведомлен в ботанике, медицине, зоологии, химии, физике. Бекетов, Сече­нов, Боткин, Менделеев - эти имена появились в русской науке во второй половине XIX века. Они определили интерес молодежи к естественным на­укам. На смену идеалистическим представлениям о жизни приходит материализм. Взгляды Евгения на жизнь, науку, религию, государство, народ во мно­гом совпадают со взглядами подлинных революцио­неров-демократов: Добролюбова, Чернышевского, Писарева.

В споре с оппонентом-аристократом видны ум, уверенность в себе, прогрессивность мировоззрения Базарова . Павел Петрович так и не сумел доказать правомерность своих взглядов на государство, пра­во, авторитеты и т. д. К концу спора он был взбе­шен, а Базаров - спокоен. Он лишь пожалел, что «рассиропился», слишком «распространился» перед этим аристократом. Базаров отвергает крепостниче­скую систему, грубое суеверие, иностранные авто­ритеты (Павел Петрович - приверженец всего анг­лийского), он стоит за просвещение народа.

Схватку, конечно, выиграл нигилист, так как взгляды Кирсанова устарели, он не знает жизни, но за то, к чему привык, за свой комфорт стоит на­смерть. Его подробно рассказанная биография гово­рит о том, что он потратил свою жизнь на романти­ческую любовь к некой Р. Не таков Базаров. Он за­нимается делом, наукой, лечит людей, помогает отцу. И в любви к Одинцовой проявилась не слабость, а сила его характера. Хотя он отвергает любовь, ис­кусство, поэзию, Рафаэля, что в духе времени (ког­да рождается новое, всегда бывают какие-то переги­бы), перед смертью Евгений заговорил как роман­тик: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». В этих словах нежность к любимой и такой далекой от него Анне Сергеевне, испугавшейся его страсти, его искренних чувств, подобных буре. Умереть так, как умер Базаров, означает совершить подвиг». Невозможно опровергнуть это мнение Пи­сарева. Евгений, зная, что он заражен, ведет себя мужественно, старается утешить родителей-стари­ков. Жалеет лишь о том, что не успел осуществить желаемое. Тургенев не говорит, как могла бы сло­житься его героя, если бы он не умер. Веро­ятно, Базаров посвятил бы себя революционной де­ятельности. Ведь не случайно Тургенев в одном из писем заметил, что если его герой называется «ни­гилист», то надо читать «революционер».

Добролюбов говорит, что люди базаровского скла­да решаются «ступить на дорогу беспощадного от­рицания для отыскания чистой истины», что их цель - «принесение возможно большей пользы че­ловечеству». Тургенев полагал, что время базаровых еще не настало, но его произведение сказало боль­ше: России нужны реалисты, деятели, революцио­неры в области мысли. Всегда вначале рождается новая идея, а затем появляются люди, которые во­площают эту идею в жизнь.

Я считаю, что в своем отрицании Базаров захо­дит иногда далеко. «Природа не храм, а мастер­ская, и человек в ней работник», - утверждает он. Это односторонний взгляд на природу. Природа - и храм, и мастерская. Она - часть мироздания, она - наше спасение! Надо не только брать у природы, но и щадить ее. Что, как не природа врачует истомлен­ные цивилизацией души? И без поэзии, живописи, музыки невозможно представить нормальную жизнь. Гораздо проще торговать, из всего извлекать при­быль, как в наше «переходное время». Но как мель­чает человек, замыкаясь в заботах только о хлебе насущном! Базаров, возможно, не это имел в виду, когда резко отрицал всё старое. Может быть, он и не знал подлинного искусства: слишком занят был своим делом. И всё же, хотя он высказывает много спорного, это передовой человек своего времени, ге­рой своего времени. За такими всегда будущее.

В каждом мыслящем, деятельном человеке есть частичка Базарова .

Скачать сочинение »Был ли Базаров героем своего времени?» (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Отцы и дети, Тургенев

Если домашнее задание на тему: » Был ли Базаров героем своего времени? [сочинение] оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      ? S (Включая Острова И Ледники) = 13 177 Тыс. Км? ? S (Без Островов) = 13 087 Тыс. Км? ? Самая

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя. Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети». В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы. Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С. Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году.

Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи. Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым. Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами.

Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму. По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство. Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа.

Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям. После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий. И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать.

Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры. Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу. Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети».

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой - либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же... горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х - начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона - это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, - заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного - все это чуждо Базарову. “Природа - не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров - это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров - все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Анализируя многие произведения, мы не раз сталкивались с такими понятием, как « герой своего времени». Такое определение человека характеризует его как главного и значимого участника создавшегося конфликта. Это тот человек, слова, поступки будут играть решающую роль. Нам уже известны представители такой категории людей: это и Евгений Онегин из одноименного романа А.С. Пушкина, И Печорин из « Героя нашего времени» М.Ю.

Лермонтова. Теперь мы познакомились с романом И.С. Тургенева « Отцы и дети» и можем добавить к сложившемуся списку ещё одного человека, сыгравшего немало важную роль в этой истории. Кто же он? Его имя – Евгений Базаров.

Человек высокого роста, его лицо « длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заострённым носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Таким представляет автор своего героя при первой встрече. Базаров – свободолюбивый, независимый человек, имеющий собственные суждения и мысли, которые выделяют его из общей массы. Не каждый способен одобрить взгляды Евгения, оттого он и одинок, несмотря на то, что всё-таки имеет единомыслящих знакомых и друзей. Базаров – приверженец нигилистической идеологии. В его понимании, нигилист – это человека, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. Такая позиция становится правилом всей его жизни. Евгений – ярый противник аристократов и, вообще, дворянско-крепостнического строя. Являясь выходцем из семьи работящих людей, труд Базаров считает необходимостью для достижения независимости. Наш герой не признает ни музыку, ни искусство, ни поэзию. Он не способен понять и ощутить всей прелести красоты природы, пейзажей: « Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Его суждения о романтизме крайне категоричны: « Это всё романтизм, чепуха, гниль». Слово « гниль» и «романтизм» Базаров использует совершенно в равных значениях. Такое резкое высказывание ещё раз подтверждает его отстраненность о всего прекрасного. Человек, который не хочет видеть вещей, украшающих жизнь, делающих ей интереснее и увлекательнее, не видит и прелестей любовных отношений. Да, так и есть, Базаров очень циничен. В любовь он не верит и называет её ненужным чувством. Евгений с высокомерием относится к женскому полу и считает его «представителем одного из разрядов млекопитающих». Но с другой стороны, Базаров не такой хладнокровный и равнодушный, как кажется. Однажды он сумел поддаться чувствам и пойти против собственных убеждений. Виновницей тому стала Анна Сергеевна Одинцова. Внезапно вспыхнувшая любовь застала Базарова врасплох. Он явно не был готов к такому повороту судьбы. Евгений оказался растерян, он впервые пошел против самого себя, и эта ситуация поставила его в тупик. Безответные, неразделённые чувства не сломали его, он не потерял чувства гордости и собственного достоинства, он начавшуюся борьбу между убеждениями и пробудившимися чувствами он остановить уже не смог. Человек, который не видит себя в будущем вовсе, обречен на гибель. В последние минуты жизни Базаров не смогу успокоить бушующую борьбу разума. Его последние слова наполнены отчаянием и сожалением 2 Я нужен России… Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?». Евгений понял, что его жизнь так и не состоялась, он разочаровался в том, что его многолетние труды так и не принесли никаких плодов. Он оказался ненужным, лишним человеком. Как это больно – подвести такой печальный итог совей жизни!

Во все времена нашей великой истории находились люди, которые пытались различными способами усовершенствовать мир, привнести какие-то новаторские идеи, отойти от канонов и правил. Но делать это одиночку очень трудно: есть большой риск сломаться, поддаться большинству. Евгений Базаров – герой своего времени. Он пытался бороться с жизненными устоями, пытался быть не таким, как все, независимым от чужого мнения и обстоятельств. Таким людям, как Базаров, трудно жить в обществе, где его не понимают. Для него вся жизнь – борьба. Он одинок, а как говорят в народе: «Один в поле не воин» .

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -