Возвращение блудного сына рембрандт анализ. «Возвращение блудного сына» прощальная картина Рембрандта

Во второй половине 1650-х годов Рембрандта постигла вереница неудач. Многочисленные долги разорили его, картины не приносили почти никакого дохода. Заявив о своем банкротстве, художник распродал все имущество и переехал в Амстердам. Он остался без своей коллекции, состоявшей из прекрасных предметов искусства, без верной и любящей жены Хендрикье, которая умерла, будучи отлученной от церкви за внебрачную связь с Рембрандтом, заболел чахоткой его сын Титус, а невестка умерла от отчаяния. Больной, полуослепший, всеми покинутый, не в силах удержать в руке кисть и оттого привязывавший ее бечевкой, художник пишет свой последний шедевр.

Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» была создана незадолго до смерти живописца в 1669 году. На ней изображен финал сюжета из евангельской притчи: младший сын, ушедший некогда из отцовского дома, возвратился, полный раскаяния. Упав на колени перед старым отцом, он уткнулся в его колени, надеясь на прощение. Голова ноши обрита наголо, одежда больше смахивает на рубище нищего, обувь истоптана - весь облик странника говорит о том, что ему довелось многое повидать и пройти через различные испытания.

Отец, тщательно выписанный на картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», склонил голову над несчастным, будто прислушиваясь к его шепоту. Он наклонился над сыном, положив ему руки на плечи; лицо старика выражает чувство печальной радости и прощения. Эти две фигуры - отца и сына - словно стали единым целым, слившись в объятии. Яркий свет падает на них и на фигуру старшего сына, стоящего поодаль и с легкой грустью взирающего на эту сцену. Для Рембрандта эти три персонажа имели свое значение: через «Возвращение блудного сына» он повествует историю собственной жизни, наполненную бурными страстями, поисками, страданиями и надеждой.

Художник неоднократно обращался к этой притче. В ранних набросках живописец по-разному обыгрывал этот сюжет, то обнажая душевные порывы сына, то демонстрируя изумление старика-отца, вызванное неожиданной встречей. В последнем варианте «Возвращения блудного сына» Рембрандта акцент сделан на фигуре отца, излучающей любовь и всепрощение. Искусствоведы полагают, что три основных персонажа картины символизируют самого художника в разные годы его жизни.

Изображенные на полотне второстепенные персонажи словно выступают из тени. Рядом со старшим братом мы видим богато одетого человека в берете, который сидит, закинув ногу на ногу, и с интересом наблюдает за происходящим - предположительно, это еще один брат. На заднем фоне виднеются едва различимые фигуры, которые могут быть слугами господина.

В 1766 году «Возвращение блудного сына» Рембрандта приобрел у герцога де Кадруса князь Голицын, выполнявший поручение Екатерины. Картина была помещена в Эрмитаж, где и находится по сей день.

Пожалуй, ни одно другое полотно Рембрандта не внушает столь возвышенных чувств, как эта картина.В мировом искусстве существует немного произведений столь интенсивного эмоционального воздействия, как монументальное эрмитажное полотно"Возвращение блудного сына."

Сюжет взят из Нового Завета

Возвращение блудного сына» -– это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия. Э то скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни.

Этот сюжет привлекал многих знаменитых предшественников Рембрандта: Дюрера, Босха, Луку Лейденского, Рубенса.

Возвращение блудного сына, 1669. Холст, масло, 262х206.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

У одного человека было два сына. Младший сын захотел получить свою часть имения, и отец разделил имение между сыновьями. Вскоре младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. В конце концов он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом.

Он так голодал, что готов был набить желудок помоями, которые давали свиньям. Но и этого он был лишен, т.к. в стране начался голод. И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. А я здесь умираю от голода. Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». И он вернулся домой. Когда он был еще далеко, отец увидел его, и ему стало жаль сына. Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать.

Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном». Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. Приведите откормленного теленка и зарежьте его. Сделаем пир и будем праздновать. Ведь мой сын был мертв, и вот он опять жив! Он был потерян и сейчас нашелся!» И они начали праздновать.

Старший сын в это время был в поле. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. «Твой брат пришел, - отвечал слуга, - и твой отец зарезал откормленного теленка, потому что сын его здоров и все с ним благополучно».

Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями.

Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка!» «Сын мой! - сказал тогда отец, - ты ведь всегда со мной, и все, что у меня есть, - все твое. Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся!»

Религиозный смысл притчи таков: как бы ни грешил человек, раскаяние всегда вознаградится радостным прощением.

О КАРТИНЕ

Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта, о покаянном возращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования.

Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой стоящей справа.

Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета. Действие происходит у входа стоящего справа от нас дома, увитого плющом и завуалированного тьмой.

Рухнувший перед своим дряхлым отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней ступени нищеты и унижения, - это образ, с поразительной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище. Левая из его рваных сандалий упала с ноги.

Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. В величавых, строгих образах здесь раскрываются глубина и напряжение чувств, и добивается этого Рембрандт при полном отсутствии динамики - собственно действия - во всей картине.

ОТЕЦ И СЫН

В картине господствует «только одна фигура - отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына.

Отец - полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.

Отец, который кладёт руки на грязную рубашку сына так, как будто он совершает священное таинство, потрясённый глубиной чувства, он должен так же держаться за сына, как и держать его...

От благородной головы отца, от его драгоценного одеяния наш взгляд спускается к постриженному наголо, преступному черепу сына, к его беспорядочно висящим на теле отрепьям, к подошвам ног, дерзко выставленных навстречу зрителю, преграждая его взгляд..

Мастер поместил главные фигуры на стыке живописного и реального пространств(позднее холст был надставлен внизу , но по замыслу автора его нижний край проходил на уровне пальцев ног коленопреклонённого сына .

В настоящее время картина сильно потемнела, и потому при обычном свете в ней различим только передний план, узкая сценическая площадка с группой отца и сына слева и высоким странником в красном плаще, который стоит справа от нас на последней - второй - ступеньке крыльца. Из глубины сумрака за холстом льется таинственный свет.

Он мягко обволакивает фигуру, словно ослепшего на наших глазах, старого отца, шагнувшего из тьмы к нам навстречу, и сына, который, спиной к нам, припал к коленям старика, прося прощения. Но слов нет. Только руки, зрячие руки отца ласково ощупывают дорогую плоть. Молчаливая трагедия узнавания, возвращенной любви, столь мастерски переданная художником.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФИГУРЫ

Помимо отца и сына на картине изображены ещё 4 персонажа. Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие - остаётся загадкой. Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена.

Женщина в левом верхнем углу

Фигура,которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.

Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре (судя по всему, женская, возможно - служанка. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом.

Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины. Она играет важную роль в композиции и написана почти так же ярко, как основные действующие лица. Его лицо выражает сочувствие, а надетый на него дорожный плащ и посох в руках наводят на мысль, что это, также как и блудный сын, одинокий странник.

Существует ещё одна версия, что две фигуры в правой части картины: юноша в берете и стоящий мужчина - это те же самые отец и сын, которые изображены на другой половине, но только до ухода блудного сына из дома навстречу кутежам. Таким образом, полотно как бы совмещает два хронологических плана. Высказывалось мнение, что эти две фигуры - изображение мытаря и фарисея из евангельской притчи.


Флейтист

В профиль в виде барельефа с правой стороны от стоящего свидетеля изображён музыкант, который играет на флейте. Его фигура, возможно, напоминает о музыке, которая через несколько мгновений заполнит звуками радости дом отца. т.

Обстоятельства написания полотна загадочны. Как считается, оно написано в последние годы жизни художника. Изменения и исправления первоначального замысла картины, заметны на рентгенограмме, свидетельствуют о подлинности полотна.


Рисунок 1642 года


Рембрандт «Возвращение блудного сына». Офорт на бумаге, Государственный музей, Амстердам

Как эта картина попала в Россию?

Князь Дмитрий Алексеевич Голицын купил её по поручению Екатерины II для Эрмитажа в 1766 г. у Андре д’Ансезена, последнего герцога де Кадруса. А он, в свою очередь, унаследовал картину от своей жены, дед которой, Шарль Кольбер, выполнял в Голландии дипломатические поручения Людовика XIV и там, скорее всего, приобрёл её.

Рембрандт умер в 63 года в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли.

Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.

Сюжет

Согласно притче, однажды сын, младший в семье, захотел начать самостоятельную жизнь и потребовал свою долю наследства. По сути, это символизировало, что он желает отцу смерти, ведь раздел имущества происходит только после кончины старшего в роду. Молодой человек получил, что просил, и покинул отчий дом. Жизнь не по средствам, ухудшение экономического положения в стране, где он оказался, привели к тому, что вскоре молодой человек промотал все, что имел. Он оказался перед выбором — смерть или покаяние: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Отец при встрече с сыном приказал заколоть лучшего теленка и устроить праздник. При этом он произносит сакраментальную для всего христианства фразу: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Это аллегория возвращения заблудших грешников в лоно церкви.

«Блудный сын в таверне» (1635). Другое название — «Автопортрет с Саскией на коленях».
На полотне Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, растрачивающего отцовское наследство

Старший же сын, вернувшись с полевых работ и узнав, почему затеян праздник, разгневался: «Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». И хотя отец призвал его к милосердию, из притчи мы не узнаем, какое решение принимает старший сын.

Рембрандт позволил себе отойти от классического текста. Во-первых, он изобразил отца слепым. В тексте не оговаривается прямо, был ли мужчина зрячим или нет, но по тому, что он издалека узрел сына, можно сделать вывод, что проблем со зрением у него все же не было.

Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. В классическом тексте он приходит, когда уже в доме идет подготовка к празднованию по случаю возвращения младшего брата.


«Возвращение блудного сына» (1666−1669)

В-третьих, сама встреча описана иначе. Обрадованный отец выбегает навстречу сыну и падает перед ним на колени. У Рембрандта же мы видим молодого мужчину, смиренно стоящим на земле, и отца, тихо положившим ладони ему на плечи. Причем одна ладонь выглядит как мягкая, ласкающая, материнская, а вторая — как сильная, удерживающая, отцовская.

Старший сын держится отстраненно. Кисти его рук крепко сжаты — видна внутренняя борьба, которая происходит в нем. Рассерженный на отца, старший сын должен сделать выбор — принять младшего брата или же нет.

Помимо главных героев Рембрандт изобразил на полотне и других людей. Кто они, точно сказать нельзя. Не исключено, что это слуги, с помощью которых художник хотел передать предпраздничную суету и светлое настроение.

Контекст

«Возвращение блудного сына» — возможно, последняя картина Рембрандта. Работе над ней предшествовала череда потерь, растянувшихся на 25 лет: от смерти первой, горячо любимой жены Саскии и всех рожденных ею детей до практически полного разорения и отсутствия заказчиков.

Богатые одежды, в которых изображены герои, были частью коллекции художника. В XVII веке Голландия была сильнейшей экономикой мира. Корабли ее купцов, казалось, были везде — даже с Японией шла торговля (больше Япония ни с кем в то время и не торговала). В голландские порты стекались диковинные товары. Художник регулярно прогуливался там и скупал необычные ткани, украшения, оружие. Все это потом использовалось в работе. Даже для автопортретов Рембрандт наряжался в заморское и примерял на себя новые образы.


Судьба художника

Рембрандт родился в Лейдене в семье зажиточного голландца — владельца мельницы. Когда мальчик объявил отцу, что намерен стать художником, тот поддержал его — тогда в Голландии было престижно и прибыльно быть художником. Люди были готовы недоедать, но не скупились на картины.

Отучившись три года (что было достаточно для начала собственного дела, как тогда считалось) у своего дяди — профессионального художника, — Рембрандт с другом открыл мастерскую в Лейдене. Заказы хотя и были, но довольно однообразные и не увлекали. Работа закипела после переезда в Амстердам. Там он вскоре познакомился с Саскией ван Эйленбюрх, дочерью бургомистра Леувардена, и недолго думая женился.


. Картина, которая рассорила художника со всеми заказчиками, изображенными на полотне

Саския была его музой, вдохновением, светочем. Он писал ее портрет в различных одеяниях и образах. В то же время она была из состоятельной семьи, что позволяло им еще и жить на широкую ногу. Последнее обстоятельство раздражало родственников Саскии — классических фламандцев, не переносивших разнузданную жизнь не по средствам. Они даже подали на Рембрандта в суд, обвинив в расточительстве, но художник предъявил, как сказали бы сегодня, справку о доходах и доказал, что гонораров им с женой вполне хватает на все капризы.

После смерти Саскии Рембрандт на некоторое время впал в депрессию, даже перестал работать. Обладатель и без того неприятного характера, он стал окончательно беспощаден к другим — был желчен, упрям, своеволен и даже груб. Во многом поэтому современники старались ничего не писать о Рембрандте — плохое неприлично, а хорошего, видимо, не было.


Хендрикье Стоффелс (1655)

Постепенно Рембрандт ополчил против себя почти всех: и заказчиков, и кредиторов, и других художников. Вокруг него сложился своего рода заговор — его практически целенаправленно довели до банкротства, вынудив распродать всю его коллекцию за бесценок. Даже дом ушел с молотка. Если бы не ученики, которые сложились и помогли мастеру купить жилье попроще в еврейском районе, Рембрандт рисковал остаться на улице.

Сегодня мы даже не знаем, где находятся останки художника. Он был погребен на кладбище для нищих. В похоронной процессии шла только его дочь Корнелия от Хендрикье Стоффелс, третьей жены (не официальной, а, можно выразиться, гражданской). После смерти Рембрандта Корнелия вышла замуж и уехала в Индонезию. Там следы ее семьи теряются. Что же до информации о самом Рембрандте, то последние десятилетия она собирается буквально по крупицам — при жизни художника многое было утеряно, не говоря уже о том, что никто целенаправленно не вел его жизнеописание.

В 17 веке в Европе популярность обретает библейская притча о блудном сыне. К ней возрастает интерес многих творцов мировой культуры. Именно в это время откликом на всем известный сюжет становится картина голландского художника Х. Рембрандта «Возвращение блудного сына».

Картина сложна и интересна. Но за счет чего автору работы удалось достичь такого пристального к ней внимания со стороны публики? Для начала, нужно внимательно посмотреть на персонажей. На картине изображена явно богатая знатная семья, это видно по одежде и украшениям, которые надеты на матери, выглядывающей из-за колонны, на старшем сыне, стоящем с правой стороны, и на отце, приветствующем своего вернувшегося сына. Также в комнате на заднем плане можно наблюдать заинтересованных слуг. Однако не украшения стали предметом всеобщего любования. Все молчаливо, с укоризной и в то же время со снисхождением смотрят на младшего сына, который некогда покинул родной дом, где жил беззаботной жизнью. И все из-за того, что он не пожелал мириться с отцовскими порядками.

Взглянув на блудного сына, можно понять, что он перенес многие тяготы бытия, прежде чем вернуться домой. Наверняка, он видел всю грязь этого мира, все пороки. И только он один знает, как изменилась его душа. Юноша острижен наголо. Как известно, лысыми в то время были каторжники. Оборванная одежда говорит о том, что он сам заработал на нее деньги, выполняя рабский труд. Его обувь изношена так, что видны дыры. Одна нога боса, скорее всего, ботик слетел, когда сын второпях пал на колени перед своим отцом, прося прощения. Весь его облик свидетельствует о том, что уйдя из отцовского дома в поисках лучшей жизни, он прозрел, понял нелегкий труд простых людей, испытал голод, боль, страдания. Блудный сын осознал свою ошибку и сделал то, что многим не под силу. Он признал свою вину и попросил прощения.

И все же главным героем картины является отец, так как именно на нем лежит тяжкая ноша. Вся фигура отца отражает любовь, сострадание и прощение.

Картина Рембрандта полна надежд, духовной чистоты и сожалений. Отразив все это на полотне, автор дает зрителю понять, что прощение находит тот, кто искренне верит в раскаяние, кто любит.

6, 7, 11 класс

Сейчас читают:

    Я живу в городе, значит я городской человек. Городской человек, он постоянно витает в облаках, не замечает происходящего, он легкомыслен, скрытен. В пасмурную погоду лучше посидит дома, нежели выйти на улицу в дождь. Городской человек

  • Сочинение Жилин и Дина в рассказе Толстого Кавказский пленник 5 класс
  • Сочинение Жилин и Костылин - Разные судьбы 5 класс
  • Сочинение Юмористический рассказ о случае из жизни 5 класс

    Однажды со мной произошла невероятно смешная история. Мы всей семьёй приехали в деревню на лето. Я и мой папа собрались на рыбалку. Далеко идти не пришлось, ведь речка была прямо за огородом.

  • Сочинение по картине Мальчик с собакой Бартоломе Мурильо 3 класс

    Мурильо является севильским художником, который посвятил практически все свое творчество написанию портретов. Именно поэтому частенько на его картинах были изображены простые ребята, которые играли во дворе и бегали из одного угла двора

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6, 7 класс

    Картина витязь на распутье кисти художника В. М. Васнецова является одной из самых известных картин данного художника. Картина была создана в 1882 году.