Типичен ли ноздрев. Образ и характеристика ноздрева в поэме мертвые души гоголя сочинение

«Мертвые души» не случайно получило такое название. Оно передает настроения, царившие в России. Галерея персонажей, изображенных автором, демонстрирует духовный упадок, к которому пришло государство. Среди помещиков, с которыми встречается главный герой, любопытным персонажем стал Ноздрев, чью характеристику Гоголь дал в середине произведения. Похожий на Манилова и Плюшкина, Ноздрев имеет и индивидуальные черты.

История создания

Поэма «Мертвые души» создавалась за рубежом. Публикация первого тома состоялась в 1841 году. Гоголь хотел продемонстрировать пороки и недостатки России. В центре повествования был человек, олицетворявший собой русский социум. В образе Чичикова сконцентрированы традиционные для отечественного менталитета качества.

Анализ названия «Мертвые души» доказывает его двойственность. Автор подразумевал и души мертвых крестьян, которые выкупал , и черствые, пустые души помещиков, чья жизнь заключалась в праздности и невежестве. Гоголь транслировал мысль о том, что государство не уважает народ, готовый вступиться за Отечество в любой момент.


Николай Васильевич Гоголь планировал написание сатирической поэмы в духе «Ревизора». Критики проводили параллели между образами Чичикова и , выделяя совпадающие описания характеров, оценивая предприимчивость героев и авантюризм. В «Мертвых душах» насмешка в отношении автора сменяется грустью. Хотя сюжет произведения выглядит комично, жизненные цели и образ жизни современников неприятны Гоголю.

Ноздрев был человеком из числа героев, которых писатель критиковал. По версии литературоведов, прототипом для создания образа послужил Павел Трушковский, зять писателя. Гоголь намекал родственнику на капитал, который тот пустил по ветру, провернув авантюру с кожевенной фабрикой. Махинации Трушковского ввели семью в долги, за которые вся семья расплачивалась 26 лет.


Иные критики предполагают, что Федор Толстой был прототипом для колоритного образа. Такие выводы позволяют сделать письма к Гоголю, в которых автор комментирует реакцию Толстого на произведение.

«Мертвые души»

Ноздрев был третьим по счету помещиком, к которому Чичиков приехал с просьбой о продаже крестьянских душ. Тридцатипятилетний болтун и лихач, Ноздрев не был честным человеком, отличался большим азартом и без раздумий сделал бы пакость ближнему. Гоголь рисует Портрет Ноздрева, говоря об отсутствии амбиций, вспыльчивости, лицемерии и безрассудности. У героя нет планов наперед, зато желания жить сегодняшним днем – хоть отбавляй. Случайно встретив в трактире Чичикова, направляющегося к , Ноздрев перехватывает покупателя и везет в свою усадьбу.


Чичиков отказывается играть на души в карты и провоцирует неадектваную реакцию Ноздрева. Быстро успокоившись, наутро герой вновь предлагает гостю ставки, доставая шашки. Очевидно жульничая, Ноздрев проигрывает, и от его гнева Чичикова спасает только появление капитана-исправника. Крики раздосадованного игрока порождают о Чичикове разнообразные слухи.

Первое впечатление, которое производит персонаж, забавно. Он мелет чепуху, предстает «разбитным парнем», меняет выигранные в карты деньги на ненужные безделушки. Неугомонность Ноздрева толкала его на непредсказуемые поступки. Герой дрался в дворянском собрании, не гнушался мелкими пакостями, расстраивал свадьбы и обижался на укоры и осуждение. Эмоциональный прохвост и плут, бойкий дебошир, в произведении Гоголя Ноздрев обрел колоритный образ.


Имение, где жил герой, дополняет его образ больше, чем описание внешности. Сумбурная атмосфера, сродни характеру хозяина поместья, царит повсюду. Удаль и энергичность Ноздрева не находят применения ни на службе, ни в хозяйстве. Господский дом, находящийся в беспорядочном состоянии, не вызывает у Ноздрева желания разобраться с делами. Но, в отличие от своих соседей, герой демонстрирует невероятную живость и открывает череду персонажей, в душе которых осталось хоть что-то «живое».

Безалаберность хозяина привела усадьбу в упадок. Запущенный дом стал свидетельством того, что Ноздрев – не большой любитель порядка и обдуманности. Только псарня была в идеальном виде. На стенах красовалось оружие, свидетельствуя об удали владельца, в кабинете и на столах не было книг, что говорило об отсутствии рассудительности и серьезных интересов героя. Любимые занятия Ноздрева – карты и охота.

Возможность продать «мертвые души» не вызвала у Ноздрева удивления или опасений. Он был в некотором отношении любителем обмена и в подобной сделке увидел именно возможность поменяться с Чичиковым имуществом. Именно поэтому втюхивал гостю коней и шарманку, но в итоге договорился об игре в шашки.


Ноздрев был закономерным героем города, поэтому никто не удивлялся его выходкам. Именно к нему обращаются горожане с просьбой о помощи в выяснении личности Чичикова. Несмотря на востребованность среди соседей, Ноздрев остается персонажем, о котором известно немного. Первое же впечатление о герое сразу формирует отношение к нему, хотя биография остается неизвестной. Кроме того, что он был карточным шулером, читатель мало что знает о Ноздреве.

Под завесой тайны остается и его семья. Читателю ничего неизвестно о родителях помещика, зато ясно, что он молодой вдовец, оставшийся после смерти супруги с двумя детьми. Впрочем, они не сильно обременяли отца, так как находились на попечении няни.

Экранизации

Сюжетом произведения в 1909 году заинтересовался режиссер Павел Чердынцев, в чьей ленте в образе Ноздрева предстал сам постановщик.


Борис Ливанов в фильме "Мертвые души"

В 1960 году в ленте Леонида Трауберга по инсценировке снялся . Постановка была организована в формате телеспектакля.

Аналогичный по жанру проект снял Александр Белинский в 1969 году. Ноздрева на экране воплотил Павел Луспекаев.

Следующая кинокартина по классическому произведению вышла в свет в 1984 году благодаря режиссеру Михаилу Швейцеру. В образе Ноздрева выступил Виталий Шаповалов.


Александр Абдулов на съемочной площадке ("Дело о мертвых душах")

«Дело о мертвых душах» Павла Лунгина – сериал 2005 года, вобравший в себя несколько сюжетных линий, позаимствованных режиссером из разных произведений Гоголя. Ноздрева в многосерийном проекте сыграл .

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)...

Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».

Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В. А. Недзвецким.

И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».

Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Так, уже образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. «Среди собак Ноздрев...совершенно как отец среди семейства», — замечает Гоголь. Данное сравнение задает в повествовании тему «злоречия» героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев «очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается».

Герой склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, «небылицу, глупее которой трудно выдумать». Характерно, что лжет Ноздрев без видимого повода, «из любви к искусству». Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он продолжает лгать и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина этого проста: Ноздрев понимал, что «мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться...»

Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры. Потому игра часто заканчивается дракой: «поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам...»

Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода — «деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшей и необтянутые». В этом интерьере символичен один предмет — шарманка, в которой есть «одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться». Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.

Ноздрев необыкновенно «активен», энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые «предприятия». Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади — все вмиг становится предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает «всякой всячины»: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т.п. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть.

Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее «исторический» человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова.

Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестра и разнообразна по своему составу.

Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая «неподвижность» образа естественна для эпического произведения.

Таким образом, созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

  • Ноздрев персонаж поэмы Н. В. Гоголя
    Образ Н. представляет тип разбитного малого, кутилы, ибо Н. всякий раз попадает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете. Н. также охоч до женского пола, он не прочь попользоваться насчет клубнички (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает смазливая нянька) . Главная страсть Н. нагадить ближнему: Н. распускал небылицы, расстраивал свадьбу, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Н. общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Н. , гадит человек с благородной наружностью, со звездой на груди (И нагадит так, как простой коллежский регистратор) . Фамилия Н. метонимия носа (происходит абсурдное двойное отделение: ноздрей от носа, носа от тела). Портрет Н. также построен на метонимии лица и согласуется с его метонимической фамилией: возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних. Вещи вокруг Н. тождественны его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют хаотичность Н. , с другой его гигантские претензии и страсть к преувеличениям. В доме Н. все заляпано краской: мужики белят стены. Н. показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стой ла в основном пустые; пруд, где раньше, по словам Н. , водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку; псарню с густопсовыми и чистопсовыми, наводившими изумление крепостью черных мясов; поле, где Н. ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. отражает его воинственный дух: вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: Мастер Савелий Сибиряков (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.) . Даже блохи в доме Н. , всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н. , пребойкие насекомые. Энергичный, деятельный дух Н. , в противоположность праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден и в конечном счете так же мертв. Н. меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку не ради выгоды, а ради самого процесса. Четыре дня, не выходя из дому, Н. подбирает крапленую колоду, на которую можно было бы понадеяться, как на верного друга. Н. шулер, он подпаивает Чичикова мадерой и рябиновкой с запахом сивухи, чтобы обыграть в карты. Играя с Чичиковым в шашки, Н. ухитряется обшлагом рукава халата продвинуть шашки в дамки. Если Манилов заботится о деликатных деталях, Собакевич о целом, то Н. пренебрегает тем и другим. Еда у Н. выражает его бесшабашный дух: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку lt; ...gt; перец капусту, пичкал молоко, ветчину, горох словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет. Н. импульсивен и гневлив. В пьяном виде Н. сечет розгами помещика Максимова, собирается с помощью дюжих слуг побить Чичикова. Н. способен одновременно хвалить и ругать, не стесняясь в выражениях: Голову ставлю, что врешь! , ведь ты большой мошенник lt; ...gt; Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве (о Чичикове) ; это просто жидомор (о Собакевиче) . Н. инициатор скандала вокруг мертвых душ, он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора, после чего посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих. Н. в разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все ассигнации переменил на настоящие, что он, Н. , помогал Чичикову похитить губернаторскую дочку и пр.
  • Представляет собой в «Мертвых душах» Ноздрев. Насколько Манилов – натура в себя углубленная, живущая в своем собственном мире, настолько Ноздрев – натура общественная, человек, не имеющий никакого собственного мира. Это – общественный паразит, который не может существовать без людей. Хозяин он никуда не годный, семьянин – тоже. Ноздрев – картежник-шулер, барышник, собутыльник, словом, он живет только в «обществе», – чем больше народу, тем он чувствует себя лучше, тем откровеннее раскрывает он себя. Это – лгун и хвастун по профессии, крайняя степень Хлестакова , который врет только тогда, когда разыграется его фантазия. В противоположность ему, Ноздрев врет всегда, – и пьяный, и трезвый, когда это ему нужно и когда не надо, – врет, не разбирая, верят ему, или нет. Это – человек «изолгавшийся». (См. текст описания Ноздрева в «Мертвых душах» , описание его поместья и интерьера дома .)

    Легкость в мыслях у Ноздрева необыкновенная, такая же, как у Хлестакова, – оттого мысль у него скачет непоследовательно, одна фраза часто логически не связывается с другой (ср. рассказ его об ярмарочных развлечениях). Жизнерадостный, суетливый, он всегда доволен жизнью. Самолюбия у Ноздрева нет, оскорблений он не боится, и поэтому, взбалмошный и задорный, он легко наносит оскорбления другим, не разбирая людей, не задумываясь о будущем. С людьми Ноздрев совершенно не считается, ни под кого не подлаживается и во всех видит только себя – то есть бесшабашного гуляку, добродушного, беззаботного плута, для которого суета и плутовство не есть средство удовлетворить корыстолюбие, а просто возможность наполнить чем-нибудь свою беспокойную жизнь, – средство занять чем-нибудь праздные силы своей пошлой, но сильной натуры. Жажда жизни, деятельности, неразумно направленная, и создает из этого героя «Мертвых душ» беспокойного человека, «истерического человека», скандалиста, который готов «нагадить» всякому, не по злобе, а вследствие «неугомонной юркости и бойкости характера».

    Герой «Мертвых душ» Ноздрев. Художник М. Далькевич

    Ноздрев – натура стихийная, – он не волен в своих поступках, в своих словах. Его моральное безволие удивительно сочетается у него с наличностью энергии (он может на неделю запереться в доме для подбирания карт), с решительностью и настойчивостью. В лице Ноздева Гоголь вывел в «Мертвых душах» сильного, но пошлого человека, в жизни которого нет никакой цели и смысла: он предприимчив, как Чичиков , но его предприимчивость бесцельна, бессмысленна, а потому и все существование его – безнадежная глупость. Ноздрева Гоголь не выбрал бы в герои возрождения.