Тема: «Пословица - всем делам помощница» (внеклассное мероприятие). Классный час (2 класс) на тему: Классный час: «Пословица - всем делам помощница

Тема: «Пословица - всем делам помощница» (внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.

Форма проведения : устный журнал

Оборудование: Плакат с пословицами, «Книга пословиц», тексты на столах в каждой группе; карточки с пословицами в конвертах; игра «Ромашка», книги с пословицами; русский костюм; музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу мероприятия.

Ход мероприятия

Вводная часть

(Звучит народная мелодия)

Учитель: Сегодня у нас необычное мероприятие - мы будем говорить о том, что люди часто употребляют в речи. От этого их речь становиться яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с караваем.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом-

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Угощает гостей и детей

2. Объявление темы

В. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Пословица недаром молвиться.

Старая пословица не сломиться.

Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Пословицы.

Правильно, и тема нашего мероприятия: «Пословица – всем делам помощница»

3. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У.: Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица-это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах-народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, научает, наставляет, предупреждает.

А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Дети: Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки…

У.: Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу –«Книгу пословиц» (Воспитатель демонстрирует книгу «Пословицы русского народа», составленную Далем)

Но сегодня мы будем работать по книге меньшего объема, в которой будет 5 страниц.

(Названия страниц вывешены на доске.)

4. Основная часть. «Книга пословиц»

У.: И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница-тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

«ЧТЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1. Чтение «по цепочке»

У.: Вот мы с вами сейчас почитаем.

Каждая группа читает «по цепочке свой текст. Дети сомостоятельно оценивают работу каждого.

В.: Кто читал хорошо без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов

2.Подбор пословиц о чтении

У.: Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме и объясните их.

Дети подбирают подходящие пословицы из конверта.

* Книга для ума-что теплый дождик для всходов.

*Книга поможет в труде, выручит в беде.

*Кто много читает, тот много знает.

*Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

*Хорошая книга-лучший друг.

*Грамоте учиться вперед пригодиться.

3.Игра «Ромашка»

На доске ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений

У.: Сейчас мы с вами поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Воспитатель читает отрывки

*«Мороз» (Е. Благинина)

* «Детство» (И. Суриков)

* «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

* «Серая шейка » (-Сибиряк)

* «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)

* «Не ветер бушует над бором» (Н. Некрасов)

* «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

Какая книга здесь лишня и почему?

Дети: Сказку «Летучий корабль » создал народ, а остальные-авторские.

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ»

1.Подбор пословиц

У. В.: Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети: О труде.

У. В.: Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

Без труда ничего не деется.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Птица крепнет в полете, а человек в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в трудах.

2.Чтение стихотворения

У. В.: Давайте послушаем стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд-это учеба, хорошие, крепкие знания. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Загадки о пословицах

Загадки загадывает каждая группа

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК -- ДРУЖБОЙ»

1. Подбор пословиц

У. В.: Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

Д.: О Дружбе.

У.: Давайте найдем пословицы о дружбе.

* Человек без друга – что земля без воды.

* Друга ищи, а нашел – береги.

* Друзья познаются в беде.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет, а кто правду скажет.

* Друга на деньги не купишь.

2. Игра «Отгадай пословицу»

У.: Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами из пословицы.

Коса-камень

Д. Нашла коса на камень.

Шило-мешок

Д. Шила в мешке не утаишь

Язык-дело

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело-мастер

Д. Дело мастера боится

Труд-лень

Д. Труд человека кормит, а лень-портит.

5 Физкультминутка-музыкальная пауза

Дети исполняют белорусскую народную песню «Кума, мая кумачка…»

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА »

1. Подбор пословиц

У.: Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

Д.: О Родине.

У.: Прочитайте и объясните их смысл.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Родина-мать, умей за нее постоять.

* Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

* На чужой сторонушке рад своей воронушке.

* Своя земля и в горсти мила.

* Жить –Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

2. Чтение стихотворений

Если скажут слово «Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки Березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно вспомниться

Свой родно, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина у всех бывает разная,

Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У.: Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

Д.: Беларусь

У.: А что значит малая Родина?

Д.: Это то место, где мы родились.

Звучит гимн Беларуси в исполнении детей.

4.Викторина.

У.: А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

Д. Как на крыльях летать.

В. Поздно встанешь…

Д. Мало сделаешь.

В. Мир освещается солнцем…

Д. А человек знанием.

В. Не красна изба углами…

Д. Красна пирогами.

В. Что одному не под силу. То…

Д. Легко коллективу.

В. Делаешь наспех…

Д. Сделаешь на смех.

5. Творческая работа.

В. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Д. О сельском труде.

Осень –перемен восемь.

Сентябрь холоден, да сыт.

Новый год – к весне оборот

Д. О временах года.

Группа 2

Мир не без добрых людей.

Где смелость там и победа.

Д. О мире

Трус таракана посчитает за великана .

Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

Группа 3.

Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Солнышка садится – лентяй веселится, солнышко всходит.

Д. О лени.

Сам погибай, а товарища выручай.

Один за всех, все за одного.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Один в поле не воин.

У.: И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

«КОНЧИЛ ДЕЛО-ГУЛЯЙ СМЕЛО»

У. В.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У.: А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело –гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовительные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко.

Недовольно ли учиться?

Не пора ли по ли порезвиться?

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, кисонька, нет

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетрадь в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

Дети поют белорусскую народную песню «Саука ды Грышка» Итог мероприятия.

У.. Ребята, правильно поступил мальчик?

У.. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали.

Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.

ГУО «Пластокский УПК ДС-БШ ЛЮбанскогорайона»

ПОСЛОВИЦА-

ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА

(устный журнал)

Учитель: Черкас

Ольга Николаевна

Людмила Макеева
«Пословица-всем делам помощница!» Сценарий игры-викторины для родителей

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк

в каждой пословице нашей , что за золото!»

Пушкин А. С.

Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – о пословицах .

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах – народный ум , народная, правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует , поучает, наставляет, предупреждает.

Что характерно для пословицы ?

* краткость (лаконичность)

* связь с речью (существует только в речи)

* устойчивость

* широкая употребляемость

Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину , быть честным и трудолюбивым. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека.

Используя пословицы в речи , мы делаем её образной , красочной, выразительной. Я очень люблю пословицы за их меткость , красочность, выразительность. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него.

Русский народ создал пословицы , отражающие все стороны нашей жизни. Есть пословицы и о самих пословицах . Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времён и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. А своё отношение к пословицам люди выражали в них самих :

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка .

Без пословицы не проживёшь .

Пословица всем делам помощница .

Пословица недаром молвится .

Старая пословица век не сломится .

С пословицей не поспоришь .

Пословица – мудрость народа .

Пословицы недаром молвятся ,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей :

Давайте вспомним их друзья.

«Разминка» .

Командам предлагаются карточки с пословицами , поговорками, в которых допущена ошибка. Нужно найти ошибку и исправить

1. Два сапога – тара.

2. Ус хорошо, а два – лучше.

3. Трус своей лени боится.

4. Один в золе не воин.

5. Первый клин – комом.

6. Сашу маслом не испортишь.

7. Мы сами с ушами.

8. В здоровом теле здоровый пух.

1. Игра «Отгадай пословицу »

Коса – камень. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Яблочко – яблоня. Яблочко от яблони недалеко падает.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Дружба – служба. Дружба дружбой, а служба службой.

2. «К нам приехал, иностранец»

К нам в гости приехал иностранец. Он плохо говорит по-русски. Ему очень понравились русские пословицы , он их быстро выучил, но всё перепутал. Помогите сказать правильно .

Что с возу упало, того не вырубишь топором. то пропало – что написано пером

Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь. пригодится воды напиться –слово не

Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. не сиди на печи – то, что можно сделать

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. он и лоб побьёт и богу не помолится –

была бы шея

Один в поле – семеро с ложкой. не воин – один с сошкой

Чай пить – щепки летят.

3. «Магические числа» .

Существует много пословиц , где встречаются числа.

Назовите пословицы с числами .

На экране числа ОДИН, ДВА, СЕМЬ, СТО

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сто голов – сто умов.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Одной рукой узла не завяжешь.

Один за всех, и все за одного.

Для друга и семь вёрст не околица

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4. «Отгадай пословицу по первому слову » .

На экране появляется первое слово, дети должны назвать пословицу целиком .

Язык… (до Киева доведёт)

Слово … (не воробей, вылетит, не поймаешь)

Искру… (туши до пожара, беду отводи до удара.)

Не дорог… (подарок, дорога любовь) .

Готовь … (сани летом, а телегу зимой) .

Не в свои …. (сани не садись) .

Жизнь. (дана на добрые дела ) .

Гусь… (свинье не товарищ)

5. «Пословицы – перевёртыши » .

На экране пословицы – перевёртыши , нужно назвать правильно.

Новый враг хуже старых двух. Старый друг, лучше новых двух.

Всё плохо, что плохо начинается. Всё хорошо, что хорошо кончается.

6. «Ошибка» .

Пословицы написаны с ошибками , необходимо ошибку исправить.

Долог день до вечера, коли кушать нечего. Долог день до вечера, коли делать нечего .

Знает Мурка, чьё мясо съела. Знает Васька, чьё мясо съел.

Деньгами горю не поможешь . Слезами горю не поможешь .

Сам кашу пересолил, сам и расхлёбывай.

Кашу маслом не измажешь. Кашу маслом не испортишь.

Не говори «ура» пока не перепрыгнешь. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Не спеши ногами, торопись делом.

Кончил дело, отдыхай смело. Кончил дело, гуляй смело.

7. «Загадочный кубик» .

На каждой стороне кубика изображения животных. Игроки команд должны назвать пословицы , в которых упоминается животное. На кубике картинки с изображением : волка, свинья, зайца, мышка, рыбка, конь.

волк --- Сколько волка не корми всё равно в лес смотрит.

свинья---Свинья везде грязь найдёт.

зайцы---За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.

мышка--- Отольются кошке, мышкины слёзы.

рыбка--- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

конь--- Дарёному коню в зубы не смотрят.

8. «Развлекательный» .

Для вас, уважаемые «веселые тесты-пословицы » . Вы должны выбрать свои варианты ответов.

Гусь свинье…

Друг, товарищ и брат;

Не спонсор;

Не товарищ;

Крыльев не привяжет.

После драки…

Все к мамам бегут;

Кулаками не машут;

Жалобу не пишут;

Никому не страшно.

Один в поле…

Не воет;

Не воин;

Америку не откроет;

Сам себе ботаник.

Не буди лихо пока…

Оно тихо;

Сторож спит;

Рак на горе не свиснет;

Бесплатный сыр бывает…

В гостях;

В мышеловке;

Под прилавком;

В грязной луже.

Любишь кататься, люби и…

Стиральный порошок;

Милиционеров;

Саночки возить;

Таксисту платить.

Не плюй в колодец…

Козленочком станешь;

Пригодится воды напиться;

Не сдашь экзамен;

Вылетит – не поймаешь.

Семь раз отмерь…

Коли делать нечего ;

Один отрежь;

Один раз выкинь;

И никуда не пойдешь.

9. «Скрестить шпаги» .

Ваша задача – быстро и правильно ответить на мои вопросы. Ведущий поочередно задает им вопросы.

1. У кого глаза велики? (у страха)

2. Чем горю не поможешь ? (слезами)

3. На какой роток не накинешь платок? (на чужой)

4. Куда надо влезть, чтобы рыбку съесть? (в воду)

5. Кого по осени считают? (цыплят)

6. Чем не кормят соловья? (баснями)

7. В какие сани не следует садиться? (не в свои)

8. Что надо беречь смолоду? (честь)

10. «Смысл пословицы » .

Подобрать подходящую фразу. На экране появляются фразы.

Семь раз отмерь, один отрежь.

а) Если отрезать не правильно, то не следует винить ножницы.

б) Прежде чем что-то сделать , надо подумать.

в) Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец куёт горячее железо.

б) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот который торопится.

в) Если есть благоприятная возможность для дела , надо её сразу использовать.

11. «Шифровки»

Догадайтесь, что в них написано. После каждого слога вставлены 2 буквы.

Слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке – неке пойкемакеешьке.

Нечу спечушичу ячузычукомчу, точурочуписьчу дечуломчу.

12. «Угадай» .

По очереди читают первые слова и называют пословицу .

Любишь… кататься –люби и саночки возить.

Горбатого… могила исправит.

Дарёному… коню в зубы не смотрят.

Жизнь… прожить не поле перейти дана на добрые дела .

Мал… золотник, да дорог.

Не было бы… счастья, да несчастье помогло .

Не в свои… сани не садись.

Первый… блин комом.

Рыбак… рыбака видит издалека.

Один… в поле не воин и др.

Конец – всему делу венец.

Классный час

«Пословица - всем делам помощница»

Никифорова Н.Н.

Учитель начальных классов

МБОУ«Новопогощенская СОШ»

Брянская обл.

Цель: расширить кругозор уч-ся, об устном народном творчестве (пословице) воспитывать любознательность, развивать внимательность.

Оборудование: плакаты с пословицами, карточки с играми и заданиями.

Ход занятия

Орг. момент.

Дорогие ребята, я вас приветствую. Прошу садиться. Сегодня мы отправимся в удивительный мир устного народного творчества. Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Наш сегодняшний классный час посвящает именно пословицам.

Пословица-это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то научение. Пословица советует, научает наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи, от того их речь становится ярко, образной. Давайте вместе прочтем пословицы написанные на доске.

«Крана речь пословицей»

«Без пословицы не проживешь»

«Пословица не даром молвится»

Открываем первую страницу нашего журнала.

1стр.

«Чтение-лучшее учение»

Ребята, а какие вы знаете пословицы о чтении, грамоте, учении?

-«Книга-зеркало жизни. » «Книга для ума что теплый дождик для всходов.» «Книга поможет в труде, выручит в беде.» «Кто много читает, тот много знает.» «Прочел новую книгу, встретился с другом.» «Грамоте учится, вперед пригодится.» «Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Хорошая книга, лучший друг.»

Книги рассказывает нам о многом. О нашей Родине и ее природе, о ее интересных людях и их труде, об истории и культуре народов. Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научится ими лучше управлять, сельский труженик- о том, как успешно собрать хороший урожай, врач- о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель- о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше пронять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того мы должны бережно относится книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети!

Болезни книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома

Читатель всю жизнь набирайтесь ума.

Ребята, к нам в гости пришла лисичка.

Смотрите, она принесла письмо, давайте посмотрим, что в нем написано?

А в нем написаны вопросы. Вы мне поможете на них ответить?

1.Что означает слово «библиотека»?

(Слово библиотека произошло от греч. « библио » книга. « тека» хранилище. Дословный перевод книгохранилище, т.е. помещение для хранения книг.)

2.Для чего нужен читательский формуляр?

(Формуляр- это специальная карточка, куда библиотекарь записывает название книге, ее автора, дату выдачи и дату возврата книги. Вы ставите подпись о том, что книгу, действительно получили. Формуляры нужны для того, чтобы книги из библиотеки не потерялись.)

Надеюсь вы,детки любящие книги, не раз бывали в библиотеке, и уже знакомы с читательским формулярами?

3.На чём была написана первая книга?

(В Китае первые книги писали на глиняных дощечках. Древние египтяне использовали папирус- очень тонкий древесный материал. Папирус сворачивали в трубочки. В Древней Руси сообщение писали на бересте- тонкой берёзовой коре (берестяные грамоты) Ещё книги писали на хорошо обработанной шкуре животных. Шкуру натягивали на дощечки. Отсюда пошло выражение « Прочитать книгу от корки до корки (от дощечки до дощечки).

Молодцы! Вы хорошо справились с заданием нашей гостьи и теперь мы можем открывать вторую страницу нашего журнала, а называется она…..

2 стр.

« Без труда ничего не даётся.»

Вы, наверное, уже догадались это тема этой страницы- труд. А какие вы знаете пословицы о труде?

« Дерево сильно корнями, а человек – трудом»

« Без труда мечта мертва.»

« Упустив минуту -потеряешь час»

« Землю красит солнце, а человека – труд.»

« Человек живёт век, а доброе дело – два.»

« Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.»

« Деревья смотри в плодах, а человека в делах.»

Стол за которым ты сидишь,

Кровать в которой ты уснёшь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд- это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

А теперь я предлагаю вам загадки о профессиях:

1. Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине

Пусть труд его нелегок и непрост,

Как космонавт плывет он среди звезд.

(водолаз.)

2. Он спускается в забой

Его работа под землей.

(забойщик)

3. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи

Ключ, напильник и ножовка

И всего нужней - сноровка.

(слесарь)

4. Мастер, мастер помоги –

Прохудились сапоги.

Забей покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости.

(сапожник)

5. Заболела эта книжка,

Изорвал ее мальчишка

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.

(переплетчик)

3 стр.

«Друга ищи, а найдешь – береги.»

«Птица сильно крыльями, а человек дружбой,»

«Человек без друга – это земля без воды.»

«Человек без друзей – что дерево без корней.»

«Друзья познаются в беде.» «Старый друг лучше новых двух.» «Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.» «Будь сам другом – и тебе помогут в беде.»

4 стр.

«Счастье не ищут, а делают.»

«Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.» «Счастье без ума – дырявая сума, где найдешь там и опустишь.»

«У кого счастье поведется, у того и петух понесется.»

Некоторые люди говорят, что счастье это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье не купишь за деньги. Ошибаются и те, кто считают, что все счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает, как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

5 стр.

«Родина – мать, умей за нее постоять.»

«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.» «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалости.» «Своя земля и в горсти мила.» «Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.» «На чужой сторонушке рад своей воронушке.» «Жить – Родине служить.»

* * * *

Если скажут слово «Родина»

Сразу в памяти встает

Старый дом в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки береза – скромница

И ромашковый бугор…..

А другим наверно вспомнится

Свей родной московской двор.

В лужах первый корабли

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная

Золотая целина

Родина бывает разная

Но у всех она одна.

Викторина пословиц.

а вы должны ее продолжить.

1.Кто много читает…(тот много знает)

3.Позно встанешь…(мало сделаешь)

4.Мир освещается солнцем…(а человек знанием)

5.Поспешишь….(людей насмешишь)

6.Что одному не под силу…(то легко коллективу)

7.Не красна шуба углами…(красна пирогами)

Кончил дело…(гуляй смело).

Игра: По двум словам отгадай всю пословицу.

Например: коса – камень (пошла коса на камень)

2.Шило – мешок (Шило в мешке не ужалит)

3.Язык – дело (Не спеши языком, а спеши делом)

4.Дело – мастер (Дело мастера боится)

5.Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)

6.Ученые – тьма (Ученые света, а не ученые тьма)

Вам понравилось играть. Я знаю еще одну игру, называется она «Семь и один».

Назовите пословицы, в которых употребляются число «7» и «1».

«Семеро одного не ждут».

«Семь раз отмерь, один отрежь».

«Семь бед, один ответ».

«Семеро с ложкой, один с сошкой».

Итог занятия:

Ребята, вот мы и закрыли последнюю страницу нашего устного журнала. На надеюсь, на этом занятие вы узнали много интересного. Спасибо за внимания.





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.




















Назад Вперёд

Основополагающий вопрос. Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Проблемные вопросы:

  • Зачем человек использует в своей речи пословицы?
  • Цель проекта:расширить представление о пословице.

Задачи:

  • Выяснить что такое пословицы и для чего они нужны.
  • Провести диагностику уровня знаний пословиц учащихся класса, родителей и педагогов школы
  • Познакомиться с тематикой пословиц.
  • Узнать информацию о В.И. Даль.
  • Научить соотносить пословицу с рисунком.
  • Учить общению друг с другом, работать в группе, обмениваться информацией.
  • Учить представлять результат своей работы.

Вид проекта:

  • по количеству участников – групповой
  • по месту проведения – урочный
  • по времени - краткосрочный

Этапы проекта:

ЭТАП 1. Разработка проектного задания

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Класс я разделила на группы. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования. Детям были предложены темы.

1. Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

  • группа 1 – Что такое пословица? Собрать пословицы о труде, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 2 – Для чего нужны пословицы? Собрать пословицы об учении, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 3 – На какие группы можно разделить пословицы?Собрать пословицы о дружбе, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;
  • группа 4 – Кто такой В.И. Даль? Собрать пословицы о Родине, проиллюстрировать пословицу и придумать рассказ, поясняющий смысл пословицы;

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

2. Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе:

Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме.

Итак, мы выработали действия детей:

– хорошо подумать самому

Найти в интернете

– спросить дома;

– воспользоваться энциклопедиями;

ЭТАП 2. Разработка проекта

Задачи этапа - сбор и уточнение информации, анкетирование.

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

1. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, посоветовать использовать видео ресурсы.

2. Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

3. Учитель наблюдает и консультирует.

ЭТАП 3. Осуществление результатов.

Самостоятельная работа групп. Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе в виде сообщения на листе формата А4 .

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая быстрый темп работы над проектом.

ЭТАП 4. Оценка результатов.

Задачи этапа - анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их, дети дополняли выступающего.

До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

ЭТАП 5. Проведение урока “Пословица – всем делам помощница”.

Механизм оценки результатов проекта.

В ходе работы над проектом ребята узнали:

1) что такое пословица;

2) на какие темы бывают пословицы;

3) как использовать в речи пословицу.

4) Вл. Ив. Даль создал “Словарь живого великорусского языка”;

5) Ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего короче. Пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

6) Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

7) Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Учащиеся 1”А” класса не только показали свои знания, но и проявили чувство дружбы, умение работать в коллективе. И вот какая русская пословица гласит об этом. “Дружно - не грузно, а один и у каши загинет.”

В результате проведения проекта нами была организована выставка рисунков “Русские пословицы в рисунках”

Перспективы дальнейшего развития проекта. Данный проект могут использовать в своей работе другие учителя начальных классов для формирования компетентности учеников в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации; оказывать помощь в осознании значения пословицы, формировать умения применять ее в речевой ситуации;

обучать краткому изложению своих мыслей устно и письменно.

Список использованной литературы и электронных информационных источников.

1. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.

2. Классные часы. 2 класс / Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2011

3. Волина В.В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

АНКЕТА.

Ответить на вопросы:

  • Что такое пословица?
  • Из каких источников узнаёшь о пословицах?
  • Употребляете ли Вы в речи пословицы?
Я мама папа бабушка дедушка
Да
Иногда
Никогда
Часто
  • С какой целью Вы их используете?
Я мама папа бабушка дедушка
Дать совет
Покритиковать
Украсить речь
Ни с какой целью
  • Любимая пословица.
Я
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка

Урок внеклассного чтения “Устный журнал “Пословица – всем делам помощница”

Цель: создать условия для обогащения словарного запаса младших школьников пословицами и поговорками, для формирования у детей способности добывать информацию разными способами и самостоятельно, творчески осваивать её.

Задачи: способствовать совершенствованию знаний учащимися русских пословиц, умений восстанавливать деформированные пословицы, подбирать соответствующие пословицы к предложенной ситуации, изображать их на рисунке, содействовать привитию интереса к поиску нужной информации, к фольклорным ценностям России.

Ход занятия

I. Мотивационный настрой.

Сейчас мы с вами ребята перенесёмся в далёкое прошлое.

II. Определение целей занятия.

На доске пословицы:

  • Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
  • Красна сказка складом, а песня-ладом.

Чем являются данные выражения, назовите одним словом. (Пословицы.)

Сегодня мы с вами продолжим работать над проектом “Пословица – всем делам помощница”. Мы будем составлять странички устного журнала, как настоящие журналисты. (Слайд 3)

III. Реализация проекта.

Определение пословиц. Работа с источниками информации.

Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их очень-очень много! Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому...

Что же такое пословицы? (Ответы детей.)

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах.

Для чего нам нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.)

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

Где мы добываем информацию, чтобы ответить на интересующие нас вопросы?

(Спросить у взрослых, поискать и Интернете или в различных словарях и энциклопедиях в библиотеке.)

А какой известный человек собирал пословицы, чтобы потом создать “Словарь живого великорусского языка”? (Вл. Ив. Даль) (Слайд 4)

Что знаете о В.И.Дале?

Сообщение ученицы:

В.И.Дальбыл офицером, врачом-окулистом, но самым главным делом его жизни был “Словарь живого великорусского языка”. Этот словарь принёс автору славу и известность. Огромное собрание русских слов, пословиц, сказок и народных игр.

Как вы думаете, зачем он собирал пословицы и поговорки? (Чтобы объяснить нам их смысл, познакомить с историей.)- На какие группы мы можем разделить пословицы, которые собирали мы с вами? Ответы детей.

1 страница. “Птица сильна крыльями, а человек дружбой”.

Какие пословицы о дружбе вы знаете?(Слайд 5)

(Дети читают пословицы о дружбе, подготовленные заранее.)

Учитель:

Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда готов помочь, подбодрить.

Учитель:

Народная мудрость недаром гласит: “Скажи кто твой друг, и я скажу кто ты”.(Слайд 6)

Как вы её понимаете?

По поступкам ваших друзей судят и о вас. Поэтому, если ваш друг совершает недостойные поступки, помогите ему это понять и исправиться.

Иногда друг может ненароком обидеть. Не надо сразу видеть в его поступке злой умысел, не ссорьтесь по пустякам. Берегите друзей! Ведь недаром в народе говорят: “Человек без друзей, как птица без крыльев”.

“Птица сильна крыльями, а человек – дружбой” - так гласит русская пословица. Хорошо ли вы знаете пословицы о дружбе?

Продолжи пословицу. (Слайд 7)

  • Сам пропадай, а (товарища выручай).
  • Нет друга – ищи, а нашёл - ...(береги).
  • Старый друг лучше...(новых двух).
  • Человек без друзей, что...(дерево без корней).
  • Друзья познаются...(в беде).
  • Дружба дружбой, а...(служба службой).
  • С кем поведёшься, от того...(и наберёшься).
  • Ищи товарища лучше себя, а не...(хуже себя).

Учитель:

Вторая страница нашего журнала называется: “ Книги читать – скуки не знать” и посвящена она пословицам о книгах, учении, знании. (Слайд 8)

(Учащиеся произносят по одной пословице.)

Учитель:

Книга – самое занимательное чудо на свете. Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки-крючочки, штучки-закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. И вдруг начинается удивительное волшебство.

Учитель:

Книги рассказывают нам о многом: о нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках, чтобы научиться лучше управлять ими, труженик села – о том, как успешнее собрать хороший урожай, врач – как помочь людям стать здоровыми, учитель – как учить и воспитывать детей.

Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Мы должны бережно относиться к книгам.

Задание: “Собери части пословицы”. (Слайд 9)

3 страница. “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”.

Учитель:

Перевернём следующую страницу нашего журнала. Она называется: “Дерево сильно корнями, а человек – трудом”. (Слайд 10)

Издавна на Руси лень считалась большим пороком. Ленивых не уважали, над ними посмеивались, а труд воспевали и прославляли.

Какие пословицы о труде вы знаете? (Была предварительная подготовка дома)

Учитель:

Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

Но главный наш труд сегодня – это учёба. Здесь лень нередко мешает человеку учиться так, как он мог бы. Ленивые люди всегда ищут и находят себе оправданье: не хватило времени, увлёкся игрой, телевизором. Ленивые ученики неусидчивы, часто откладывают выполнение домашнего задания, постоянно отвлекаются.

Задание: “Объясни пословицы” (Слайд 11)

4 страница “Береги землю родимую, как мать любимую”.

Переворачиваем последнюю страницу нашего журнала. Она называется: “Береги землю родимую, как мать любимую”. (Слайд 12)

Какие пословицы о Родине вы знаете?

(ответы детей)

Учитель:

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.

Наша Родина – это Россия или Российская Федерация. Это самая большая и самая красивая страна на свете. Все мы любим и гордимся своей страной. (Слайд 13)

Запомните, друзья, что пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

IV. А сейчас мы проведём небольшую викторину.

(Слайд 14) (Слайд 15) (Слайд 16)

V. Организация выставки рисунков.

VI. Подведение итогов.

IV. Итог

Молодцы! Сегодня вы действительно показали свои знания о пословицах. Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков ни забыты, они дошли до наших времен.

А для чего мы учим пословицы?

Чтобы речь была более выразительной, образной, яркой.

Использование пословиц в своей речи отражает уровень воспитанности и культуры человека. Недаром говорится, что Красна речь пословицей. Пословица – всем делам помощница.

Познавательно – развлекательное занятие

Цель занятия: познакомить с пословицами и поговорками, учить составлять пословицы, рисовать иллюстрации к пословицам, выполнять тестовые задания, проводить игры и занимательные задания с пословицами. Ведущий: Красив русский язык! Кто не восхищался и не восхищается величием и богатством нашего родного языка. Он мелодично звучит на просторах нашей Родины. Это богатый сильный, выразительный и музыкальный язык русского народа. - А что украшает нашу речь? (Пословицы и поговорки) - Сегодня наш разговор о пословицах и поговорках. (Ведущий вешает на доску плакат «Пословица – всем делам помощница» ) (слайд 1) - Кто изображен на портрете? Владимир Иванович Даль (1801-1872) был образованным и трудолюбивым человеком. Он закончил Петербургский морской корпус, а затем - Дерптский университет, получив диплом врача. Однако основным делом его жизни стала литературная деятельность. Он вошел в историю мировой культуры как составитель «Словаря живого великорусского языка».

Словарь Даля, как его стали сокращенно называть уже современники, впервые отразил богатство и красоту разговорного народного языка.

Каждому слову Даль давал объяснение и иллюстрировал его употребление пословицами или поговорками.

Кроме этого, Даль создал множество литературных произведений: сказок, рассказов, очерков и повестей. Полное собрание сочинений Даля составляет 10 объемных томов. Его произведения написаны таким живым и увлекательным языком, что их легко читают дети любого возраста.

Деятельность Даля по созданию словаря при его жизни получила общественное признание: он был удостоен Ломоносовской премии и большой золотой медали Российского географического общества. В 1868 году Даль был избран почетным академиком.

Мы начинаем конкурсную программу

«Пословица – всем делам помощница»

1 КОНКУРС - ВИЗИТКА

Команда «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Из терема выходят две девочки. Одна из них Ульяна. Она садится на завалинку, зевает, начинает дремать.

Регина: Проснулась Ульяна не поздно не рано.

До обеда проспала, да обедать стала. Наелась, поклонилась да опять повалилась.

Матушка: (Выглядывает из окна). Ульяна, сходи за водицей на речку!

Ульяна : Да лень мне, дрёма одолела.

Регина: Вот лодырь! Кто ленив, тот и сонлив.

Матушка: (Из терема). Ульяна, иди киселя хлебать!

Ульяна: (Поднuмаясь). Раз матушка велит - надо идти. Где моя большая ложка? Без меня не начинайте! (Уходит в терем).

Группа на завалинке (запевает): Хорошо лентяю жить, совсем не о чем тужить. ОН избы не прибирает, как испечь калач не знает. С зарёй рано не встаёт, с косой в поле не идёт.

А уж как за стол идти, ложку знает где найти.

Ульяна: ( Высовывается из окна). Ой-ой! Не надо про меня петь.

Все: ( Хором). Хочешь есть калачи - не сиди на печи

Команда «Кончил дело – гуляй смело!

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко. Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, милая, гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! Кошка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, кисонька, нет. Теперь гулянье не впрок, Дай прежде окончу урок! (Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.) Мальчик: Ну-ка, кто меня манил? Все: Кончил дело? Мальчик: Да! Все: Гуляй смело! - А кто из вас знает, что такое пословица? 2 КОНКУРС «Расскажи» (конкурс капитанов ) (слайд 2)

Альбина: Пословица – народная мудрость, где есть порицание или совет. Пословицы появились давно.Люди много наблюдали жизнь, составляли краткие выразительные изречения, которые легко запоминались. В пословицах выражались взгляды нашего народа на жизнь, его любовь к Родине, высокое сознание долга, правдивость и честность, верность в дружбе, уважение к науке и труду.

Кристина: Пословицы - краткие народные изречения с назидательным содержанием, народные афоризмы . У русского народа, как и у любого другого, существует бесчисленное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

3 КОНКУРС «Назови правильно пословицу» (слайд 3) Пословица тебя мы знаем, но не такою ты была….! Неужто, буква озорная, вновь чьё – то место заняла? Два сапога - тара (пара). Ус - хорошо, а два – лучше (ум). Мы сами с умами (усами). Первый клин комом (блин). Сашу маслом не испортишь (кашу). Не сиди сложа брюки , не будет и скуки (руки).

Ведущий : (слайд 4) В пословицах беспощадно высмеивали предателей и трусов, льстецов и болтунов, лентяев и хвастунов. Пословицы украшают живую речь, делают её меткой и убедительной. Их создавали во все времена, часть их отмирала, остальные сохранились в живой речи народа. Много пословиц было создано в нашу эпоху о Родине.

- Как называется наша Родина? (Отчизна, мать, Казахстан, Отечество, родной край, отчий дом) 4 Конкурс «Перепутаница» (слайд 5) - Собери части пословиц о Родине. За Родину - мать

( Ответы: За Родину - мать сумей постоять. С родной земли – умри - не сходи. Кто за Родину – горой, тот истинный герой. Своя земля и в горсти мила. Родина любимая, словно мать родимая. На чужой стороне и весна не красна. Где кто родится, и весна не красна. Где кто родится, там и пригодится. Жить - Родине служить.) Ведущий : - А как вы понимаете последнюю пословицу? (Нужно много учиться, работать, чтобы быть полезным своей стране). 5 Конкурс « Продолжи пословицу» (слайд 6) Труд человека кормит, а лень… портит. Скучен день до вечера, коли делать… нечего. Маленькое дело лучше большого… безделья. Терпение и труд всё… перетрут. Без труда не вынешь и рыбку из… пруда. Не сиди сложа руки, не будет и… скуки. Ведущий : К пословицам можно нарисовать рисунки. Давайте попробуем определить, какая пословица подходит к этому рисунку? (слайд 7 – 8) 6 КОНКУРС «Нарисуй пословицу!» (Ведущий даёт участникам ватманы и фломастеры и предлагает нарисовать пословицу) Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рот до ушей, хоть завязочки пришей.

Ведущий: В пословицах очень часто используют числа. Давайте вспомним эти пословицы.

- ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «СКОЛЬКО?» ( слайд 9)

(слайд 10)

Ведущий : - А сейчас посмотрим сказку К.Д.Ушинского «Лиса и Журавль» (слайд 11) Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: - Покушай, голубчик-куманек, - сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал - ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума, и на этом. Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: - Кушай, кумушка. Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает-то - никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. - Ну, не обессудь, кума! Больше нечем угощать. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла - несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь. - Какая пословица подойдёт к сказке? (Как аукнулось, так и откликнулось.) 7 КОНКУРС «Выбери правильный ответ» (слайд 12) Ложь человека не … А) красит Б) не рисует В) не пишет Труд кормит и… А) одевает Б) раздевает В) покупает Не имей сто рублей, а имей… А) два мерседеса Б) сто друзей В) тысячу коней Куда иголка, туда… А) и нитка Б) и портной В) и платье

Ведущий Вспомните русскую народную сказку «Петушок – золотой гребешок». (слайд 13) - О чём это произведение? (О дружбе, товариществе) 8 КОНКУРС «Вставь частицу «не» в пословицы!» (слайд 14) Дружба крепка…лестью, а правдой и честью. Семеро одного… ждут. Близок локоток, да…укусишь. Из чёрного пса… сделаешь белой собаки. имей сто рублей, а имей сто друзей. узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Ведущий: А сейчас послушайте стихотворение С.Я. Маршака «Друзья – товарищи.» День стоял веселый Раннею весной. Шли мы после школы - Я да ты со мной. Куртки нараспашку, Шапки набекрень, - Шли куда попало В первый теплый день. Шли куда попало - Просто наугад, Прямо и направо, А потом назад. А потом обратно, А потом кругом, А потом вприпрыжку, А потом бегом. Весело бродили Я да ты со мной, Весело вернулись К вечеру домой. Весело расстались - Что нам унывать? Весело друг с другом Встретимся опять! - О каких хороших качествах двух друзей говорится в этом стихотворении? (О взаимовыручке, дружбе, уважении, общих интересах…) - Какой дорогой нам нужно идти по жизни?

Песня «Дорогою добра»

9 КОНКУРС «Кто больше?» Учащимся двух команд предлагается назвать пословицы о дружбе, кто больше? ( слайд 15) ( Ответы: Старый друг лучше новых двух. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года. Будь сам верным другом, и тебе помогут в беде и др.) 10 КОНКУРС «Составь пословицу !» ( слайд 16) Из пары слов нужно составить пословицы. Дело – смело. Дело – мастер. Живи – учись. Труда – пруда. ( Ответы: За правое дело стой смело. Дело мастера боится. Век живи – век учись. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.) Ведущий: В пословицах часто сравнивали хорошее с плохим, чёрное с белым, отрицательное и положительное. 11КОНКУРС «Подбери антонимы» (слайд 17) Речь хороша короткая, а верёвка - … длинная. Болен – лечись, а … - берегись. здоров Родная сторона – мать, а чужая -… мачеха. У спорого кузнеца руки чёрные, да хлеб - … белый.

- подведение итогов

Ведущий : - С чем мы познакомились на занятии? Какие пословицы вам больше всего запомнились? Какие узнали впервые? (слайд 18) Пословица недаром молвится, Без них прожить никак нельзя! Они – великие помощницы, И в жизни – верные друзья. Порой они нас наставляют, Советы мудрые дают. Порой чему – то поучают, и от беды нас берегут.