Сообщение о героях рассказа возвращение платонов. «"Возвращение" к себе (Рецензия на рассказ А

Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням.

Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день. Он никак из-за этого не переживал, но каково пришлось его жене и детям, которые ходили на вокзал каждый день встречать все поезда, идущие с запада, автор нам дает почувствовать.

Иванов занят только своими переживаниями: он чувствовал себя сейчас «осиротевшим» без армии, а жена и дети ему кажутся чужими. Дочь не узнала отца, она его забыла, сын хозяйничает в доме, как взрослый.

Иванову не понять, какой тяжелой была жизнь в тылу: жена уходила работать на весь день, дети дома одни, голодали. Он не понимает, почему такой экономный и расчетливый его сын, ведь у него в армии не было забот о карточках, ордерах, талонах. Жена не рассказывает ему об их трудностях: «все уже прошло, мы протерпели», и он «не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер». Иванову стыдно своего равнодушия к сыну и он чувствует перед ним какую-то робость.

Узнав, что к детям два года ходил в гости Семен Евсеевич и приносил подарки, Иванов оскорблен. Он подозревает в измене жену, он обижен тем, что этот человек любил его детей, недоволен их воспитанием: «Петрушка рассуждает, как дед, а читать небось забыл». Иванов не понимает, что Семену Евсеевичу, потерявшему семью, троих детей, нужно человеческое общение, «отогреть» душу хотя бы возле чужих детей. Самолюбие капитана оскорблено, он говорит, что жена сделала из него посмешище, и собирается уйти.

– Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя… – этот диалог наглядно доказывает, что герои живут словно в разных измерениях, сердце капитана «ожесточилось», и он слышит только себя.

Он уезжает и, стоя в тамбуре вагона, вдруг видит детей, бегущих по дороге к переезду. Дети упали – у большего

Одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ему было неудобно бежать. И только увидев их, Иванов почувствовал боль в сердце. «Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Только теперь произошло «возвращение» героя к детям, к прежней жизни, к естественным человеческим чувствам. От равнодушия, отчужденности – к состраданию и любви.

План
Введение
Герои рассказа перенесли все испытания войны, что наложило отпечаток на их характеры.
Основная часть
Тяжелая жизнь семьи капитана Иванова в тылу.
Семен Евсеевич приходил в гости к детям Любови Васильевны.
Петрушка - подросток лет двенадцати:
а) ведет дома хозяйство;
б) заботится о матери и сестре;
в) ссоры между родителями считает глупостью.
Капитан Иванов привык к жизни на войне:
а) без армии чувствует себя «осиротевшим»;
б) не понимает трудностей жизни в тылу;
в) герой понял свой нынешний долг;
г) капитан решает уехать.
Заключение
Капитан Иванов в поезде осознает свою ошибку. Он по- настоящему «возвращается» в семью.
Герои рассказа А.П. Платонова «Возвращение» перенесли все испытания Великой Отечественной войны, и это наложило отпечаток на их характеры.
Семья капитана Иванова жила в тылу, но их жизнь нельзя назвать легкой. Любовь Васильевна ушла работать на
кирпичный завод. Это тяжелый физический труд, у нее «руки от горя тряслись» из-за переживаний о муже, а дома оставались маленькие дети, голодные, в нетопленом помещении. Люба все вынесла на своих плечах, заботясь о детях, научила их хозяйничать. Это очень терпеливый и выдержанный человек. Она самоотверженная мать, верная жена. В гости к детям приходил Семен Евсеевич, чтобы в этой семье «отогреть» свою душу, потому что его трое детей погибли в Могилеве. Любовь Васильевна, как чуткий и душевный человек, понимает это, и ей обидно, что муж все неправильно понял, ведь она даже не считает себя женщиной в эти страшные годы, а только матерью.
Петрушка - подросток лет двенадцати. Он ведет дома все хозяйство, разбирается в карточках, талонах и ордерах. Он расчетливый и экономный, по его мнению, все должны приносить пользу и не быть иждивенцами. Он заботится о матери, мечтая купить ей пальто, чтобы она не простудилась, учит сестру каждый день грамоте и счету. Выяснение отношений между родителями Петрушка считает глупостью: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...» В жизни он многое понимает и оказывается мудрее своего отца.
Капитан Иванов привык к жизни на войне. Он многое испытал, провоевав всю войну, и сердце его ожесточилось. Без армии он чувствует себя «осиротевшим», жена и дети кажутся ему чужими. Он не понимает трудностей жизни в тылу, ведь на войне у него не было материальных забот. Теперь он понял свой долг. «Ему надо как можно скорее приниматься за дело, то есть поступать на работу, чтобы зарабатывать деньги, и помочь жене правильно воспитывать детей». Он недоволен, что сын командует хозяйством, а не учится, он оскорблен, что чужой человек приходит к его жене и детям как к себе домой. «Ничего без расчета не бывает», и Иванов не верит в бескорыстие и «хорошее сердце» Семена Евсеевича. Капитан решает уехать к девушке Маше, служившей раньше в его полку, она кажется ему близким человеком, способным его понять. И только в поезде он осознает свою ошибку. Увидев бегущих за вагоном детей, Иванов почувствовал сердцем их жизнь, отбросил ложное самолюбие и эгоизм и по-настоящему вернулся к своей семье.

Рассказ А.П. Платонова посвящен тяжелым послевоенным будням.

Капитан Иванов вернулся, демобилизовавшись, домой. Его с нетерпением ждали жена и дети, Петрушка и Настя, но капитан привык жить своей жизнью на войне, привык к своим товарищам и домой не особенно торопился. Ждал поезда, задержался у знакомой девушки Маши, дома оказался только на шестой день. Он никак из-за этого не переживал, но каково пришлось его жене и детям, которые ходили на вокзал каждый день встречать все поезда, идущие с запада, автор нам дает почувствовать.

Иванов занят только своими переживаниями: он чувствовал себя сейчас «осиротевшим» без армии, а жена и дети ему кажутся чужими. Дочь не узнала отца, она его забыла, сын хозяйничает в доме, как взрослый.

Иванову не понять, какой тяжелой была жизнь в тылу: жена уходила работать на весь день, дети дома одни, голодали. Он не понимает, почему такой экономный и расчетливый его сын, ведь у него в армии не было забот о карточках, ордерах, талонах. Жена не рассказывает ему об их трудностях: «все уже прошло, мы протерпели», и он «не мог еще ясно понять, почему у Петрушки сложился такой характер». Иванову стыдно своего равнодушия к сыну и он чувствует перед ним какую-то робость.

Узнав, что к детям два года ходил в гости Семен Евсеевич и приносил подарки, Иванов оскорблен. Он подозревает в измене жену, он обижен тем, что этот человек любил его детей, недоволен их воспитанием: «Петрушка рассуждает, как дед, а читать небось забыл». Иванов не понимает, что Семену Евсеевичу, потерявшему семью, троих детей, нужно человеческое общение, «отогреть» душу хотя бы возле чужих детей. Самолюбие капитана оскорблено, он говорит, что жена сделала из него посмешище, и собирается уйти.

– Что ты понимаешь в нашей жизни? – Как что? Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя… – этот диалог наглядно доказывает, что герои живут словно в разных измерениях, сердце капитана «ожесточилось», и он слышит только себя.

Он уезжает и, стоя в тамбуре вагона, вдруг видит детей, бегущих по дороге к переезду. Дети упали – у большего

Одна нога была обута в валенок, а другая в калошу, ему было неудобно бежать. И только увидев их, Иванов почувствовал боль в сердце. «Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точнее и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем». Только теперь произошло «возвращение» героя к детям, к прежней жизни, к естественным человеческим чувствам. От равнодушия, отчужденности – к состраданию и любви.

«Возвращение» был напечатан в журнале Новый мир» в № 10 – 11 за 1946 г. под названием «Семья Ивановых». Рассказ раскритиковали за клевету, которую писатель якобы возвёл на советских людей, на воинов, возвращающихся с войны, на советскую семью. Уже после смерти Платонова обвинения были сняты. Рассказ в существенно изменённом самим Платоновым виде был напечатан в сборнике рассказов за 1962 г. уже после смерти автора.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Возвращение» относится к литературному направлению реализма. Воин-победитель, отвыкший от семьи, возвращается домой и узнаёт, что жене тоже жилось несладко, так что она даже не ждала его верно, как поётся в песне К. Симонова. Критики потому и ополчились на Платонова, что поведение его героев не укладывалось в рамки «социалистического реализма».

Психологический рассказ об одной семье, о связях отца и матери на стороне, об их отвыкании друг от друга, отца от детей. Фабула занимает всего несколько дней, но в диалогах выявляются события, произошедшие во время войны.

Тема, основная мысль, проблематика

Рассказ о послевоенной встрече семьи, каждый член которой пытается войти в русло мирной жизни. Основная мысль состоит в том, что война не только убивает физически, она разрушает семьи, делая родных людей чужими и коверкая каждую жизнь в отдельности. Для возвращения к истокам, к семейной любви необходима жертва.

Проблематика рассказа традиционна для Платонова. Поднимается проблема влияния войны на судьбы и личности людей, превращение мужчин в легкомысленных подростков, а детей – в маленьких старичков; проблема отдаления родных временем и расстоянием; проблема верности и измены, ответственности и прощения; проблема любви, которую герои считают откликом на горе и одиночество.

Сюжет и композиция

Демобилизованный Алексей Иванов возвращается на поезде домой и не спешит, потому что отвык от домашних, как и его случайная попутчица Маша – дочь пространщика. Два дня провёл с ней Алексей, выйдя на станции в её родном городе и не сказав, что дома его ждёт семья.

Жена и дети ждали Иванова, каждый день выходя к поездам. На шестой день Алексея встретил 11-летний сын Пётр, и оба остались недовольны друг другом: Петя огорчён непрактичностью отца, а Алексей – прагматичностью сына. Родной дом Иванову странен и непонятен: жена стесняется его, как невеста, 5-летняя младшая дочь Настя, не помнившая отца, приучена к тяжёлому домашнему труду, Петрушка выполняет обязанности ворчливого хозяина, а не учится и играет, как положено детям.

Настя нечаянно открывает отцу, что к ним ходит Семён Евсеич и сидит с детьми, потому что всю его семью убили и ему одиноко. В ночном разговоре с женой Любой Алексей выясняет, что она изменила ему с инструктором райкома профсоюза, который был с ней нежен.

На следующее утро Алексей решил уехать к Маше, оставив свою семью, но дети выбежали к переезду, чтобы вернуть отца. Иванов, переживший в этот момент прощение и любовь к семье, сошёл с поезда на дорожку, по которой бежали его дети.

В рассказе есть крошечная вставная новелла – рассказ Петрушки о дяде Харитоне, который. вернувшись с войны и узнав, что его жена Анюта изменяла ему с безруким инвалидом, сначала поругался с ней, а потом рассказал ей, что тоже изменял со многими женщинами. И они стали жить, довольные друг другом. Да только Харитон про измену придумал, простив жену. На такой поступок Алексей не способен и о свой измене (возможно, не единственной) жене не рассказывает.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце... пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».
Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.
Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» - это проникновенная история о том, что бывает с людьми во время войны, как причудливо пересекаются и переплетаются их судьбы. И как ни странно, но главным чувством, руководящим людьми в такой момент их жизни, является не любовь, а одиночество. И тем не менее сочинение Платонова - это история о любви, которая смогла пробиться сквозь толщу человеческого отчуждения.

Главный герой

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» начинается с того, что Алексей Алексеевич Иванов возвращается с войны. На войне он дослужился до капитана гвардии. Поезд, который должен увезти его с мест дислокации, приходит не сразу. Иванов вынужден один раз снова навестить своих сослуживцев. Потом он снова уезжает на станцию, чтобы дождаться-таки поезда.

А. А. Иванову 35 лет, кожа его порядком обдута ветрами и обожжена солнцем, отчего имеет коричневый оттенок. Иванов говорит голосом уставшего от жизни не старого, но видавшего виды, можно сказать, пожилого человека.

На станции ему встречается Маша - девушка 20 лет, он знает ее не близко по службе, она тоже едет домой. Может быть, от одиночества, а может быть, еще по каким-то причинам, но бывший капитан просит у молодой женщины позволения поцеловать ее не сладострастно в губы, а кротко и по-отечески в щеку. Она позволяет, затем приходит поезд.

Сначала доезжает с Машей до ее города. Он остается с ней на два дня, потом на следующем поезде все же добирается домой, где его ждут жена и двое детей.

Платонов «Возвращение» написал с большим искусством, и этот, казалось бы, малозначительный эпизод с Машей играет в общей ткани повествования достаточно существенную роль. В чем читатель убедится позднее.

Дети военного времени: Петр и Настя

Но не жена встречает его на вокзале, а (Любовь Васильевна) все время ждала мужа, много работала и сильно волновалась, а Иванов приехал только на шестой день своего отбытия из части, но поезд пришел утром. Люба была в это время на работе, поэтому встречать отца пришлось Петрушке. Ему было 11 лет. Он был уже совсем взрослый. Отец даже сначала не узнал своего сына.

Петр берет вещмешок отца, и они идут к дому, где их уже ждут Любовь Васильевна (она все-таки отпросилась с работы) и Настя (младшая дочь Алексея). Супруги обнимаются и стоят так некоторое время, чем очень расстраивают девочку, она становится капризной и плаксивой. Ребенок почти не знает отца, ведь когда он ушел, малютке был только годик.

Бывший капитан увидел, что война отозвалась не только на нем: его жена постарела и подурнела, а его дети в свои 11 и 5 лет, соответственно, стали совсем взрослые. Петр заправлял всем в доме, Настя ловко и умело помогала матери по хозяйству, как могла. Другими словами, быт семьи Иванова был самодостаточен и в нем, казалось бы, не нуждался.

С большой психологической достоверностью описал некоторое, временное отчуждение семьи от ее главы Платонов. «Возвращение» - шикарная вещь, если оценивать драматизм повествования.

Семья села есть завтрак, на столе были пироги, но дети ели очень экономно, так, как привыкли в войну. И тут маленькая Настя отодвигает свой второй кусок и говорит: «А это для дяди Семена». Иванов вопросительно смотрит на жену и спрашивает: «Кто это?», та отвечает, что толком не знает, ей известно о нем немного: у него в войну всю семью убило, вот он и ходит к детям играть. Потом вновь собравшиеся родственники решают хозяйственные задачи. Затем они обедают (щи с мясом), потом ужинают. Жена хотела с мужем поговорить наедине, но перевозбужденные дети плохо засыпали в тот вечер. И трудный разговор между супругами состоялся только ночью.

Таково произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» в своей вводной части, предваряющей главный диалог героев.

Разговор между Любой и Лешей

Когда дети уснули, между супругами состоялся разговор. Вполне естественный в такой ситуации, его предмет - верность жены. Алексей спрашивал, что это за дядя Сеня, и, видимо, захотел узнать, какие вообще текпроисходили события в его отсутствие.

Дядя Сеня - это Семен Евсеевич. Он работает снабженцем на том же заводе, где трудится Люба. Он человек несчастный - потерял семью. По заверениям Любы, Семен Евсеич питает и к ней, и к детям самые невинные чувства. Во время войны он помогал им материально: приносил муку, сахар, одежду. Она отказывалась, но Евсеич говорил, что так он меньше тоскует о своей мертвой семье, у него «душа отогревается».

Алексей, конечно, жене не верит, он считает, что Семен таким образом просто к Любе подбирался, а она ему (супругу) «голову дурит». Она протестует и говорит, что работала день и ночь, а Семен был детям вместо няньки, пока они не выучились по хозяйству управляться сами.

Так и идет беседа какое-то время: она обороняется, он нападает.

В этом месте нагнетает напряжение Платонов, «Возвращение» доходит до своего эмоционального апогея (надо сказать, не последнего).

Потом все успокаивается. Алексей верит, что между ее женой и СеменомЕвсеичем ничего не было. Он даже проникается к нему каким-то трудноопределимым чувством и спрашивает у жены: «Ну ты хоть разок его поцеловала, раз все у вас так сложилось?» Она отвечает, что он ее целовал пару раз, но она не хотела. Он прикасался губами к ее щеке очень целомудренно. Говорил, что забылся и вспомнил жену, а Люба на нее ну очень похожа.

«Возвращение» (рассказ Платонова) дарит читателю в этом месте ложную надежду на то, что все так и закончится, но если бы точка была поставлена здесь, то русский классик изменил бы себе.

Измена Любы

И тут неожиданно Люба сознается мужу в измене, Говорит, что все-таки был один человек, который к ней «нежно относился, как он когда-то», и она ему уступила от одиночества, тоски и в поисках человеческого тепла. Но все это было тщетно, ибо близость с инструктором райкома местного профсоюза получилась натужной, мучительной и отчужденной и никакой радости женщине не принесла.

Бывший командир обезумел от ревности, разбудил детей. Одним словом, случился скандал. Иванов сразу же захотел уйти, но жена ему сказала, что любит только его, и только с ним она может быть счастлива.

Наступило время второго по счету «эмоционального взрыва» в сочинении. С большим мастерством описал его Платонов. «Возвращение» (очень краткое содержание также позволяет это ощутить) похоже на качели: то вверх, то вниз.

Мужество Петрушки

Тогда в разговор между родителями встревает Петр и рассказывает о том, как один служивый, вернувшись с фронта и узнав об чтобы сохранить любовь между ними, придумал себе бесчисленное множество любовниц, которые у него якобы были на фронте. С супругой они помирись. Ничто так не сближает людей, как общая неверность и благодарность за снятия с души Этот солдат, конечно, все выдумал, а людям сказал так: на войне он думал только о том, как бы истребить «фашистскую чуму», а сил у него оставалось только на любовь к Родине и Отчизне.

Вот такая вот поучительная история. Сказ сына очень удивил Иванова, но решения он своего не переменил и утром ушел на вокзал. Иванов решил вернуться к молодой Маше и начать все сначала.

Произведение (краткое содержание) Платонова «Возвращение» в этом месте чрезвычайно трогательное. Читателя умиляет не только мужество старого солдата, но и смелость Петьки, который решился говорить таким образом и подобным тоном со своим отцом.

Сцена на вокзале. Петр - подлинный герой рассказа А. П. Платонова

Утром, проснувшись, Петя обнаруживает, что дома, кроме Насти, никого нет. Мама ушла на работу, а отец, видимо, отправился на вокзал. Не долго думая, Петя собирает сестру, и они бегут туда, куда приходят и (что важнее) откуда уходят поезда.

Иванов уже в поезде. Он видит, как за поездом бегут дети (через некоторое время капитан понимает: это его дети). Тот, что побольше сильно хромает, потому что у него на ногах надета разная обувь: валенок - на одной, и калоша - другой, он тащит за собой меньшего, а тот не поспевает. Больший еще успевает махать отцу, чтобы тот не уезжал.

Впервые за все время А. А. Иванову обжигает сердце настоящая, подлинная отцовская любовь, и он, пока поезд не набрал полного хода, кидает на землю свой мешок и спрыгивает сам, совершая, возможно, самый правильный поступок в своей жизни.

Этим завершается произведение русского классика, а также наше краткое содержание рассказа. «Возвращение» Платонов написал с большим вдохновением и трудом. Он настоящий кудесник русского слова.