Как рисовать обувь с разных ракурсов. Основы анатомии человека: как рисовать ступни

Изображая на рисунке человека, особое внимание нужно обратить на его обувь. Важно, чтобы она соответствовала общему образу. Например, будет совершенно неуместно «нарядить» балерину в кеды, а спортсмена - в модельные Поэтому необходимо заранее продумать все детали. Постигая азы рисования, приходится осваивать принятые и стандартные варианты образов. Как правило, женщины всегда изображаются в Давайте ознакомимся с одним из множества способов, проделывая работу шаг за шагом. Данная статья поможет понять, как нарисовать туфли поэтапно. Для облегчения задачи наша инструкция содержит несколько эскизов.

Как нарисовать Начинаем с набросков

Предложенный способ не совсем подойдет для непосредственного изображения женщины в обуви, но зато поможет освоить технику выполнения этого предмета гардероба на Потренировавшись с помощью данного вполне крупного по масштабу примера, можно рисовать и более мелкие части на рисунках с людьми. Итак, как нарисовать туфли на каблуках?

  1. Начнем с выполнения легких набросков, обозначая примерное расположение двух предметов. Главные линии покажут общие контуры стоп и туфель: пятки, каблука, стельки, носка.
  2. Затем более четко нарисуйте стельку туфли, расположенной спереди. Обозначьте поперечными штрихами линии упора на пятке и носке. Задняя туфля будет обращена носком назад, поэтому на рисунке видна не стелька, а нижняя часть подошвы.
  3. Намеченные линии сделайте более четкими, вырисовывая части туфель - пятку и носок.

Как нарисовать туфли? Второй этап: определение фасона

В зависимости от модели, обувь может выглядеть совершенно по-разному. На основе данного примера можно нарисовать туфли в виде открытых лодочек на шпильке, летних шлепок на платформе и даже демисезонных ботинок на широкой подошве. Единственное, что останется неизменным - высота каблука и общие контуры, так как именно с них и начинался набросок. Рассмотрим, как нарисовать туфли классической модели.

    1. Для этого будет достаточно слегка закрыть переднюю часть и сделать высокую и глубокую пяточную зону. Носок изобразите в виде перехлеста материала с небольшим отверстием в области большого пальца.
    2. Удалите лишние линии, сделав рисунок чище и четче. Для большей реалистичности внутри стельки передней туфли нарисуйте пришитую фабричную этикетку.
    3. Заштрихуйте внутреннюю поверхность обеих туфель. У расположенной ближе затемнение будет в области пятки и немного спереди, у задней - в области носка.
    4. Обозначьте линию шва на второй туфле, сделав ее двойной.

Третий этап: уточнение деталей

Когда рисунок почти готов, нужно обратить внимание на мелочи. Ведь именно детали придают образу законченность. И здесь появляется чисто технический вопрос: «Как нарисовать туфли, чтобы они выглядели, как настоящие?» Работая карандашом, можно очень умело подчеркнуть переход цветности, различные оттенки и контуры, тонируя по-разному те или иные участки рисунка.

  1. Оттените контурные линии возле каблука и внутри стельки.
  2. На задней туфле затонируйте более темным цветом обратную сторону подошвы.
  3. Верхнюю поверхность туфель оформите согласно предложенным ниже рекомендациям по работе с разными тонами.

Заключительный этап: выбор цветового решения и оттенение поверхности

Выбор будущей имеет очень большое значение. Если вы планируете сделать туфли темными, то будет вполне достаточно заштриховать густыми полосками нужную область, а затем слегка растушевать. А светлая цветовая гамма дает безграничную возможность показать всю фантазию и умение. Это и дополнительная косая штриховка каблуков, и придание пяточной зоне нужной округлости путем тонирования, и украшение мыска легкими изящными линиями. Кроме этого, в случаях как с темной, так и со светлой обувью, можно обозначить поверхность, на которой она стоит. Это все делается при помощи нанесения теневых линий, падающих назад от каждой туфли, если предположить, что источник света находится перед ними.

Итак, туфли готовы! Не правда ли, получилось изящно и стильно?

  1. Нарисуйте трапецию с прямоугольником наверху.
  2. Отсеките нижний угол трапеции, так, что бы получившаяся линия шла практически параллельно с оставшейся гранью трапеции (верхом ступни).
  3. Изогните ту часть ступни, где должны быть пальцы. Добавьте направляющую линию, если это вам поможет.
  4. В завершении, округлите немного линии, добавьте лодыжку, пятку и пальцы.

Неплохо, а?

На рисунке под изображением ноги сбоку показаны две ступни. Обратите внимание на то, что одна из них более тонкая, чем другая. В этом состоит основное отличие между женской и мужской ступнями. Рисунки могут немного отличаться за счет небольших изменений ширины, толщины и, даже, длины.

Наконец, вид ноги спереди также состоит из прямоугольников и трапеции. Все что вам надо сделать - это нарисовать пятки и пальцы.

Немного поговорим о том, как рисовать пальцы. Ниже показан процесс рисования пальцев. Сначала нарисуйте вспомогательные линии (обозначьте ступню). Затем, нарисуйте "лежащую" L для каждого из пальцев. Следите за тем, что бы внутренний (большой) палец был больше, чем последний (наименьший). Теперь осталось только нарисовать ногти, и дело сделано!

На нижнем рисунке показано несколько вариантов пальцев, нарисованных под разными углами. Самый последний из них - это большой палец. Обратите внимание на форму - посередине палец широкий, а с обоих концов немного заостряется.

Вернемся к рисованию всей ноги. На рисунке показан пример ноги с двух разных сторон. Одна сторона, если повернута к зрителю, выгнута. Другая - нет. Та сторона ступни, которая выгнута, является внутренней, другая - наружной. Это, конечно, очевидно, но забывать никогда нельзя.

Есть еще одна деталь, о которой необходимо всегда помнить: лодыжка. На рисунке справа можно увидеть ее изображение в 3/4 и спереди. При изображении в 3/4 лодыжка напоминает бумеранг, в то время, как при изображении спереди - небольшую опухоль. Вот и все!

Рассмотрим, как ступня сгибается. Ниже два рисунка - на одном ступня находится в состоянии покоя, а на другом - стоит на пальцах. Рисуя позу, подобную балетной, обратите внимание, как верх ступни достаточно сильно выпрямляется, а на задней части лодыжки появляются складки-трещинки. То же самое происходит с пальцами, когда они подогнуты.

Последняя деталь, на которую следует обратить внимание, состоит в том, что пальцы придают ступне изогнутый вид. Посмотрите на пример со шлепанцами. Самая дальняя точка ступни находится на кончике большого пальца и от нее линия спускается, пока не достигнет самого последнего. Именно поэтому обувь обычно имеет закругленные концы.

Самая важная задача, которую надо решить при рисовании обуви - это определить точку зрения (на уровне глаз, снизу, сверху и т.д.), позицию, на которой обувь находится и что она из себя представляет. На рисунке изображены ноги, нарисованные на уровне глаз, в различных позициях. Если вы знаете, как рисовать ноги, обратитесь к соответствующему материалу (статья будет чуть позже).

Первая строка рисунка показывает наиболее часто применяемые позиции ног: вид спереди, вид в 3/4, комбинация вида спереди и вида сбоку, и комбинация вида в 3/4 и вида сбоку. Обратите внимание на то, что высота лодыжки сильно зависит от уровня относительно земли. Это хорошо заметно на примере обуви с каблуками. Если рисуете ногу с плоской подошвой, просто опустите лодыжку относительно земли.

Ниже находится другая строка, на которой изображены те же самые ноги, но уже в обуви. Схема рисования следующая: сперва, вы рисуете макет ноги, затем поверх нее обувь, и стираете вспомогательные линии.

Вид ноги не ограничивается уровнем глаз и может быть любым другим. На нижнем рисунке можно увидеть два других достаточно часто используемых вида: под углом и прямо вниз.

Как только вы усвоите три перечисленных фактора, рисование любой обуви перестанет быть для вас проблемой.

Как нарисовать туфли карандашом поэтапно

Шаг первый

Нарисуем контур ботинка. Пока еще угловатый. Сначала проведем почти горизонтальную линию, от нее вниз ведем пятку и верх подъема. Далее - подошва и каблук.

Шаг второй

Обведем получившуюся угловатую форму плавной линией. На самом ботинке покажем контурный шов на пятке и на носике. Нарисуем шнурок.

Шаг третий

На каблуке проведем вертикальную линию, которая придаст ему форму. Начиная от пятки, ведем вниз линию подошвы. Теперь нам нужны пройма, язычок ботинка и шнуровка.

Шаг четвертый

На обуви есть декоративный шов. Прорисуем его. Самые темные части заштрихуем: каблук, пройма для ноги, дырочки для шнурка, язычок. Осталось совсем чуть-чуть. Нужно заштриховать обувь, чтобы придать ей форму. Ну, вот и готово! При желании можно нарисовать пару для получившегося ботиночка!Справитесь сами?

Туфли на каблуках

Кроссовки

Мужские ботинки

Приступаем к рисованию обуви кеды. Сначала нарисуйте фигуру, которая похожа на трамплин для скейтбордистов. Эта форма будет руководящей.

Теперь начните рисовать реальные очертания обуви. Когда вы нарисуете, убедитесь что передняя часть обуви закруглённая.

Начните рисовать отверстия для шнурков. Когда это будет сделано, начните рисовать шнурки.

Теперь нарисуйте подошву кед. Добавьте круг на кеды, как показано на рисунке. Нарисуйте звезды, символы или напишите слова.

Сотрите не нужные линии, которые вы рисовали в первом шаге. Обведите эскиз кедов черным маркером.

Всё, надеюсь урок будет полезен)

P.S. Первые уроки тоже важны для рисования обуви(про ноги)

What You"ll Be Creating

Стопа, может быть, самая запущенная часть тела, в значительной степени потому, что она в основном скрыта обувью или просто остаётся за рамкой рисунка - с глаз долой, из сердца вон. Я подозреваю, что это незнание смущает при изображении ноги, но, как мы увидим, ступни имеют достаточно простую форму и очень малую подвижность. Как с рукой, не стесняйтесь снимать обувь и использовать свои собственные ноги в качестве образца, когда это возможно!

Части стопы

Давайте кратко рассмотрим структуру стопы: tarsals или кости голеностопа в синем цвете, metatarsi или косточки взъёма в фиолетовом, а phalanges или пальцы в розовом.
Стопа ограничена в своей подвижности, в упрощённом виде это показано справа:

Несмотря на то, что первое соединение пальцев на ноге находится там, где указано «фактическое основание», плоть покрывает ногу до линии «видимой основы», поэтому пальцы кажутся такими короткими (и что они всегда изогнуты, как мы увидим.)

Кости стопы расположены так, чтобы образовать 3 арки, которые придают силу для поддержки наших тел. Первые две дуги образуют нижнюю часть стопы, а третья - верхнюю. Сожмите бока вашей стопы и обратите внимание, насколько они жесткие: нижняя часть стопы не мягкая и не деформируется под давлением . Это означает, что в любом положении дуги арок всегда будут сохранять положение стопы взрослого человека.

Боковая продольная арка:

Она едва заметна. Проявляется как небольшое углубление от пятки, как снизу, так и снаружи стопы.

Эта дуга означает, что внешний контур не является плоскостью (кроме плоских ног), и аналогичным образом линия от пятки к подушке стопы не является гладкой кривой , а формирует дугу.

Медиальная продольная арка:

Это очень заметное углубление внутри стопы. Часть подошвы, которая находится за дугой (под красной кривой на диаграмме), теряется в тени, когда нога стоит на земле, но так как мы обычно смотрим на ноги сверху, а не с уровня земли, то арка хорошо обозначена:

Поперечная арка:

Эта арка образует верхнюю линию стопы.

Пальцы

Обратите внимание на направление пальцев ног: в то время как большой палец параллелен земле и указывает прямо вперёд, остальные четыре согнуты и указывают вниз.

Рисование стопы

Простой способ нарисовать ноги - это начинать с подошвы стопы. Никаких пальцев, никаких арок, только основная форма. Она имеет форму длинного яйца, сплюснутого с одной стороны (ниже слева).

Эта плоская форма достаточно проста для рисования в перспективе и под разными углами. Эта часть стопы не изгибается, поэтому её плоская форма позволяет сэкономить на сложности. Анатомическая точность здесь не требуется, мы просто делаем основу для рисунка.

Если у вас возникли проблемы с перспективой, нарисуйте основную фигуру на листе бумаги и поместите эту бумагу под нужным углом. Будет полезным понаблюдать за изменением формы под разными углами.

На следующем шаге сделайте небольшую корректировку формы, отрезав угол, чтобы приблизиться к естественной форме ноги. Если удобно, вы можете начать прямо с этого шага:

Теперь дайте объём. Как видите, это сплющенная изогнутая пирамида с вершиной, смещённой к пятке: круг - это участок, где нога соединяется с ногой и образует лодыжку. Пунктирные линии обозначают объём. Для обрисовки требуется только чёрный контур.

Наконец, добавьте пальцы. Вы можете рисовать их по отдельности, независимо от основной формы, которая, как уже говорилось, почти не гнётся. Если надо, нарисуйте направляющую линию, чтобы определить общую форму пальцев (см. линии ниже), прежде чем рисовать их по отдельности. Они прижаты друг к другу, поэтому почти со всех углов перекрываются. Обратите внимание на положение мизинца: его основание расположено между 1/4 и 1/3 общей длины ноги (здесь линии делят ногу на 4, так что это 1/4).


Завершите вырезанием арки с добавлением кости лодыжки и ахиллова сухожилия.

В качестве альтернативы вышеописанному методу вы можете нарисовать ногу как клин, а затем добавить пальцы ног и вырезать окончательную форму:

Дополнительные детали

Здесь мелкие детали, чтобы нога выглядела натурально. Похожие имеются и на руках.

Пальцы

  1. В виде сверху пальцы выглядят длиннее.
  2. Ногти начинаются на половине крайнего сустава. Поскольку суставы пальцев ноги коротки, ногти на пальце ноги в ширину больше, чем в высоту.
  3. Обратите внимание на размер большого пальца, он в два раза больше второго пальца, так что его первый сустав находится в пределах стопы и едва движется.

Как выглядят пальцы ног, если нога согнута, зависит от нагрузки на них:

Нижняя ступня A расслаблена. Хотя пальцы ног немного согнуты, на них нет никакого реального веса. В этой ситуации они сохраняют плавную кривую на полу (1).
В ноге B большая часть веса давит на пальцы (обратите внимание, что это возможно только при нажатии на поверхность, это не может произойти с ногой в воздухе). Давление заставляет второй сустав торчать, как показано в (2). Линии сгиба появляются в других суставах (3), а большой палец ровнее и сплющивается на земле.

Когда нога не прижата к поверхности, подвижность пальцев ограничена двумя положениями, от сжатого до распущенного (буквально, во всю ширь).

  1. Первый сустав может полностью скрыться под ногой...
  2. ... кроме большого пальца, который застрял на 90º.
  3. Сверхподвижность (выворачивание) пальцев стоп позволяет им двигаться в разные стороны.
  4. Проявляются сухожилия, а также пространство между пальцами.
  5. Обратите внимание, что 4 маленьких пальца остаются изогнутыми вниз , они не могут выворачиваться.

Виды сбоку:

  1. Рельеф более-менее выражен всегда.
  2. Лодыжка выше с внутренней стороны.
  3. За большим пальцем ноги видно по крайней мере 2 пальца, в зависимости от угла зрения.
  4. Только с уровня земли полностью виден мизинец.
  5. Внешняя линия поднимается при выворачивании ноги.
  6. Внутренняя линия образует правильную дугу, а затем переходит в другую, меньшую (вогнутая линия) около пальца.
  7. Обратите внимание, что линия арки сходит на нет, потому что под ней нет никакого реального угла, в то время как линия опоры остается видимой.
  8. В какой-то момент начинает выделяться косточка большого пальца, создавая выступ наружу.
  9. Линии сухожилий могут проявляться или не проявляться. На мужской ноге или у пожилых они могут быть видимы, но будут неуместны на женской или молодой ноге. Смотрите по ситуации, служат они вашей цели или нет.

Передний план:

На виде A нога спереди, когда она совершенно прямая, например, с уровня земли.
С этого угла пальцы ноги выглядят как горох в стручке, их можно рисовать, как шарики. Однако обычно мы видим ноги (когда они стоят на земле) с более высокой точки, как на B .

  1. То, что выглядит как «6-й палец» - это наружная складка.
  2. Большой палец больше похож на овал.
  3. Большой палец обычно отделён от второго.
  4. На фронтальном виде снизу явно видны шарики пальцев.
  5. Линия опоры горизонтальна с этого угла, НЕ параллельна сторонам стопы.
  6. Когда пальцы подняты, видна подушка опоры стопы.
  7. Внутренняя линия подушки, поднимаясь к лодыжке, может делить ногу надвое.

Где стопа соединяется с ногой:

  1. Грубо говоря, спереди нога вертикально падает в стопу.
  2. Задняя часть ноги скатывается, но пятка выступает.
  3. Это вид перехода стопы в ногу - без острого угла. Рассмотрите его на всех диаграммах выше.
  4. Заметим, что внутренний наклон задней и внешней сторон ноги соединён с икроножной мышцей. Чем слабее мышца, тем линия прямее; в крайних случаях она становится вертикальной, потому что следует за костью. А лишний жир образует линии в форме колбасы.
  5. На виде спереди внутренняя сторона ноги вертикальна, а внешняя сторона отклоняется.
  6. Кости лодыжки выступают как внутри, так и снаружи, но внутренняя выше.
  7. Снаружи кость лодыжки прячется за этой линией.
  8. Ахиллово сухожилие поднимается от пятки к ноге линией в форме капли.
  9. Самая узкая часть ноги, как сбоку, так и спереди, немного выше лодыжки.

Линия голени прямая, идущая вниз от колена, расслабленная стопа (A) образует с ней угол, в то время как полностью вытянутая (B) продолжает эту линию до кончиков пальцев. Некоторые люди могут вытянуть носок дальше линии (C), но это не часто. Обратите внимание на складки кожи выше пятки!

Различия

Формы ног так же индивидуальны, как и рук. В отличие от рук, они могут постоянно подвергаться воздействию внешних факторов, то есть, ношению обуви. У конкретного человека руки и ноги идут комплектом. Если руки большие, то и ноги тоже большие; толстые пальцы рук соответствуют толстым пальцам ног и т.д.

Мужские и женские стопы

Женская стопа не малая копия мужской, но имеет свои отличия. В женской ступне:

  1. Большой палец мельче (не столь заметен)
  2. Внутренняя линия более изогнута.
  3. Арка выше.
  4. Нога меньше относительно роста.
  5. Внешняя часть короче.

Типы арки

Здесь показан отпечаток ноги. Нормальный след образует выраженную внутреннюю арку и пологую внешнюю. У плоской стопы (с низким подъёмом) нет арки, вся подошва касается земли. В ноге с высокой аркой (так называемый супинатор) только узкая полоса соединяет пятку и подушку стопы. Плоскостопие и высокая арка могут вызвать боли в мышцах и спине (обратите внимание, что у младенцев обычно есть плоскостопие, арки формируются в раннем детстве).

Очертания стопы

Общая форма стопы создается расположением пальцев ног двумя способами:

Какой палец самый длинный:

  • Египетская нога: большой палец самый длинный.
  • Греческая стопа: второй палец длиннее.
  • Квадратная стопа: пальцы имеют равную длину.

Разность между самой широкой частью стопы и её "кончиком"

  • Широкая нога: меньшая разность между самой широкой частью ноги и ее кончиком.
  • Узкая или зауженная стопа: больший контраст между самой широкой частью и её кончиком (из-за того, что последние 2 пальца отступают слишком сильно).

Обутые против босых

Формы ног очень отличаются в зависимости от того, носил человек обувь с детства или нет. Там, где носят обувь (например, в западных культурах), ноги становятся более узкими и пальцы сжимаются. Большой палец направлен внутрь, а мизинец может быть постоянно спрятан под своим соседом.

Там, где люди ходят босиком или в плетёнках (вероятно, большинство населения земного шара!), нога имеет естественную форму: более широкую и плоскую, пальцы ног лучше держат землю. Большой палец стоит прямо, даже слегка наружу и между пальцами есть пространство. Поскольку они не сжимаются, то становятся круглее и шире. В немного преувеличенном виде это показано ниже.

Время практики

  • Лето позволяет поймать босые ноги, в сандалиях или на пляже! Наблюдайте за ногами людей, как для деталей (объемы, направления линий и т.д.), так и для разнообразия.
  • Рисуйте ноги (свои или чужие) в разных положениях, используя основную «пирамидную» форму, прежде чем добавлять пальцы.

Это средний по сложности урок. Повторить этот урок может быть затруднительно и взрослым, поэтому не рекомендую рисовать обувь по этому уроку маленьким детям, но если есть большое желание — то можно и попробовать. Также хочу отметить урок « » — обязательно попробуйте повторить его, если у вас останется время и желание рисовать сегодня.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать обувь нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Обычные бытовые вещи рисовать проще всего, потому что на обувь всегда можно посмотреть, всегда под рукой и можно рассмотреть каждую деталь. Рисовать приходится не с головы, а с натуры, а это гораздо приятней и легче. Если же у вас нет возможности посмотреть на то, что вы рисуете — лучше обратиться к поисковику и посмотреть фотографии, прежде чем браться за урок.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Обратите внимание, что каждый предмет, каждое живое существо, каждое явление на бумаге можно изобразить при помощи простых геометрических предметов: кружочков, квадратиков и трегольников. Именно они создают форму, именно их нужно видеть художник в окружающих предметах. Нет дома, есть несколько больших прямоугольников и треугольник. Так строить сложные предметы гораздо легче.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

Самая важная задача, которую надо решить при рисовании обуви — это определить точку зрения (на уровне , снизу, сверху и т.д.), позицию, на которой обувь находится и что она из себя представляет. На рисунке изображены ноги, нарисованные на уровне глаз, в различных позициях. Если вы знаете, как рисовать ноги, обратитесь к соответствующему материалу (статья будет чуть позже).

Первая строка рисунка показывает наиболее часто применяемые позиции ног: вид спереди, вид в ¾, комбинация вида спереди и вида сбоку, и комбинация вида в ¾ и вида сбоку. Обратите внимание на то, что высота лодыжки сильно зависит от уровня относительно . Это хорошо заметно на примере обуви с каблуками. Если рисуете ногу с плоской подошвой, просто опустите лодыжку относительно земли.

Ниже находится другая строка, на которой изображены те же самые ноги, но уже в обуви. Схема рисования следующая: сперва, вы рисуете макет ноги, затем поверх нее обувь, и стираете вспомогательные линии.

Вид ноги не ограничивается уровнем глаз и может быть любым другим. На нижнем рисунке можно увидеть два других достаточно часто используемых вида: под углом и прямо вниз.

Как только вы усвоите три перечисленных фактора, рисование любой обуви перестанет быть для вас проблемой.

Теперь вы знаете как нарисовать обувь, надеюсь было интересно и познавательно. Теперь можете обратить внимание на урок « » — он такой же интересный и увлекательный. Делитесь уроком в социальных сетях и показывайте свои результаты друзьям.

Сегодня урок для наших любимых девушек. Я расскажу, как рисовать туфли карандашом . Туфли бывают самые разные: на шпильках, на платформе, на плоской подошве и куча других. Чтобы досконально ознакомиться с различными моделями, достаточно заглянуть в мамин шкаф (что я собственно и сделал), и немного там покопаться. Наверняка обнаружите много интересного. Правда есть некоторая вероятность получить по шее за такое вторжение. Зато у нас будет сырье для рисования с натуры. У девушек наверно свои есть, а я, пока мама не видит, сделал для Вас урок.

Как нарисовать туфли карандашом поэтапно

Шаг первый. Нарисуем контур ботинка. Пока еще угловатый. Сначала проведем почти горизонтальную линию, от нее вниз ведем пятку и верх подъема. Далее – подошва и каблук. Шаг второй. Обведем получившуюся угловатую форму плавной линией. На самом ботинке покажем контурный шов на пятке и на носике. Нарисуем шнурок. Шаг третий. На каблуке проведем вертикальную линию, которая придаст ему форму. Начиная от пятки, ведем вниз линию подошвы. Теперь нам нужны пройма, язычок ботинка и шнуровка. Шаг четвертый. На обуви есть декоративный шов. Прорисуем его. Самые темные части заштрихуем: каблук, пройма для ноги, дырочки для шнурка, язычок. Осталось совсем чуть-чуть. Нужно заштриховать обувь, чтобы придать ей форму. Ну, вот и готово! При желании можно нарисовать пару для получившегося ботиночка!Справитесь сами? После этого урока рекомендую узнать еще как рисовать.