Сочинение на тему: Печорин и наше время, трагедия незаурядной личности в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени

- (1928 79) русская писательница. Дочь Г. А. Гуковского. Очерковые книги, акцентирующие нравственные аспекты воспитательного процесса: Мои ученики и их родители (1959), Человек людям (1961), Сколько стоит хлеб (1963), Взрослые или дети? (1965),… … Большой Энциклопедический словарь

Род. 1928, ум. 1979. Писательница, автор книг "Мои ученики и их родители" (1959), "Человек людям" (1961), "Сколько стоит хлеб" (1963), "Взрослые или дети?" (1965), "Дорогие родители!" (1975),… …

- (1928 79), русская писательница. Дочь Г. А. Гуковского (см. ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович). Очерковые книги, акцентирующие нравственные аспекты воспитательного процесса: «Мои ученики и их родители» (1959), «Человек людям» (1961), «Сколько… … Энциклопедический словарь

ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ШКОЛЕ. Отрывки из соч. Л. начали включаться в хрестоматии почти сразу же после гибели поэта. В 1843 А. Д. Галахов поместил в своей «Полной русской хрестоматии» фрагменты из «Героя нашего времени», «Мцыри», «Демона» и неск.… … Лермонтовская энциклопедия

Наталья Григорьевна Долинина Наталья Григорьевна До … Википедия

Долинина, Наталья Григорьевна - (1928 1979) писательница. Дочь Г.А. Гуковского. Книги очерков, акцентирующие нравственные аспекты воспитательного процесса: Мои ученики и их родители (1959), Человек людям (1961), Сколько стоит хлеб (1963), Взрослые или дети? (1965), Дорогие… … Педагогический терминологический словарь

Вера, Г-ва "(Герой нашего времени") - Смотри также Родственница Княгини Лиговской по мужу. Единственная женщина, которая, по словам Печорина, поняла его совершенно, воспоминание о которой останется навсегда неприкосновенным в его душе. По отзыву Вернера, хорошенькая среднего роста… … Словарь литературных типов

Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… … Литературная энциклопедия

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

- (1811 48), рус. лит. критик, революц. демократ. Дет. годы провел в Чембаре (ныне г. Белинский, в 16 км от Тархан). Учился в Пензенской гимназии (1825 28), затем в Моск. ун те на словесном отд. (1829 32), почти одновременно с Л. (1830 32). Б. и Л … Лермонтовская энциклопедия

I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Роман Лермонтова “Герой нашего времени” очень грандиозное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова, первый роман в русской литературе, который связан с психологией.

Роман состоит из пяти рассказов, каждый из которых раскрывает нам характер Печорина по-новому. Особенностью произведения считается то, что роман начинается не с самого начала жизни Печорина. Лермонтов сам придумал такую композицию романа, чтобы зрители поняли особенность характера Печорина.

Главный герой романа - Григорий Александрович Печорин. В произведении мы узнаём, что в юношестве Печорин наслаждался жизнью исключительно благодаря деньгам. Но такая жизнь ему вскоре наскучила. Далее Печорин вошёл в светское общество, но и такой образ жизни герою стал отвратительным. Жизнь героя проходит в вечных метаниях, поисках смысла человеческого существования и счастья. Искал он счастье в любви, в Кавказе. Но всё ему быстро надоедало, становилось скучным. Печорин почти все время находился в движении.

Где бы Печорин не находился, он приносит людям беду. Убил своего друга Грушницкого в дуэли, которая произошла по нелепой ошибке. Также он принёс горе в жизнь девушек. Он хотел сделать жизнь Бэлы счастливой, а в итоге разлюбил её и обрёк на страдания. То же самое произошло и с Мери. Он играл судьбами людей, сам того не осознавая. Он тянулся к людям, но не находил похожих взглядов у людей. И всё ему надоедало. Печорин был эгоистичной натурой. Он готов был рисковать жизнью ради исполнения небольшой прихоти.

В ходе романа мы видим, как активность героя постепенно гаснет. В главе Тамань герой ещё искал смысл в жизни, то в главе Мери он уже обрёк себя на будущие страдания. И лишь отъезд по-настоящему любимой им женщины Веры взбудоражил душу Печорина, но, к сожалению, было уже поздно. Потеряв последнюю надежду в виде Веры, Печорин остался один.

Роман не зря назван именно так. Печорин – портрет, составленный из пороков всего того поколения. В лице Печорина мы видим не только одного человека, но и целую эпоху. Печорин появился именно в эту эпоху, и в иное другое время он родиться не мог. В нём собраны все недостатки того времени. Но и в наше время можно часто столкнуться с такими людьми, как Печорин. Поэтому, проблема, которую Лермонтов поставил в произведении актуальна и по сей день.

Сейчас читают:

  • Сочинение Субботний вечер у нас дома для 4 класса по русскому языку

    В субботний вечер мы всей семьей собираемся дома. В этот день мама всегда готовит очень много вкусных блюд, а папа всегда проводит время со мной. Утро, в субботу, у нас начинается с совместного завтрака.

  • Сочинение по картине Всадница Брюллова 8 клас

    Написана картина в 1832 году в Италии, где Карл Брюллов прожил много лет, создав там немало своих полотен. Появление «Всадницы» связывают с именем графини Юлии Самойловой, которая заказала своему другу

  • Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс

    Великий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – одно из самых знаменитых во всем мире произведений. Этот роман изучают в школах, по нему снимают фильмы. Так ли актуально это произведение для наших дней?

Назвав главного героя, Печорина, героем времени, автор, скорее всего не имел в виду его героическую личность. Как можно назвать героем эгоистичного, взбалмошного молодого человека? Печорин был типичным представителем молодежи того времени.

Ища приключения, он запросто переступает через судьбы людей, ломая их.

При этом нельзя не заметить, что главный герой искренен в своих поступках, похоже, он даже не может осознать их разрушительную силу. Влюбившись в Бэлу, Печорин добивается ее любви, а когда девушка его полюбила, просто бросает ее, как не интересную игрушку.

Примерно так же поступает Печорин и с другими людьми его окружающими. Максим Максимович, выручавший героя, оказывается забытым и не нужным. История с Верой и Мери вообще характеризует Печорина, как безответственного и беспринципного человека.

Все поступки Печорина: дуэль, ухаживание за Мери, сломанная жизнь Веры, - все это череда приключений героя. Его раскаяние и желание все исправить не вызывает доверия. Так почему же Печорин герой?

Потому, что он – это собирательный образ типичных молодых людей. Насколько этот образ применим к нашему времени?

Разные времена, разные технологии, разный уровень жизни, но люди прежние. И в наше время хватает людей, бездушно следующих своим желаниям. Равнодушие к чужим чувствам, эгоизм и безответственность – черты многих современных людей. И не важно, что Печорина и нас разделяет почти полтора века, «Печорины» встречаются и сейчас.

Как тогда, так и сейчас большинство людей все-таки искренние и добрые. Большинству не чужды жалость и ответственность. Именно таких людей я считаю героями, на них держится общество и им следует подражать.

Изучение великого произведения показывает нам, какими не надо быть. Думаю, что Лермонтов назвал Печорина героем с долей иронии. Во всех частях произведения автор с сочувствием относится к тем, кого сломали поступки главного героя. Только в конце, в «Фаталисте» у Печорина проглядывает душа, он рассуждает о смерти, и возможно начинает задумываться о жизни.

Я надеюсь, что тем, кто прочитает «Героя нашего времени», станет понятна разница между добром и злом, разница между равнодушием и сочувствием. Сломав жизнь другому, невозможно остаться в стороне, приходит время и становится стыдно за какие-то поступки. Может быть, стоит их просто не совершать?

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Кто же Печорин: одинокий трагический страдающий человек, жертва или напротив – эгоист, эгоцентричный, не сочувствующий никому и ни в чем человек? Каковы принципы Печорина? «Я люблю сомневаться во всем»,- читаем в конце «Фаталиста». Вот принцип Печорина: сомнение, неверие, отрицание всего того, что называется традицией. Печорин крайний индивидуалист, признающий единственной реальностью собственное сознание и волю.

Время (точнее - безвременье) сделало Печорина таким, каким он стал. Если в эпоху декабристов он мог бы повести за собой тысячи, в эпоху гласности сказать слово единственной правды, то теперь его энергия уходит в никуда. Он становится черной дырой, распространяет вокруг себя смерть, опускается до пошлости. Он сам превращается в собственную противоположность, ведь по сути Печорин – человек благородный и честный, желающий творить добро и постигать высоты человеческого духа.

В предисловии Лермонтов категорически заявляет, что Печорин – «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин действительно порочен, но вместе с тем он и нравственнее всех, кто его окружает. Мир вокруг погрузился в пучину пошлости, и с личностью незаурядной, светлой по сути своей происходят чудовищные и невероятные метаморфозы. Он создан для того, чтобы идти вперед, и если все вокруг стремится ко злу, то Печорин всех опередит на этой стезе. И все же внутри него остается что- то, что не позволяет нам сказать: Печорин подлец. Пройдет эпоха безвременья, и, если не самого Печорина, то его наследника можно будет вылечить. Печорин – герой, медленно творящий собственное убийство. Он побеждает во всех экспериментах, которые из любопытства проделывал над людьми, но от этого не становится счастливее. Лермонтов показывает обреченность подобного пути, ведущего к самоистреблению. Печорин – первый антигерой в русской литературе, он герой любого времени. Если оно отказывается от духовных основ. И нашего тоже.

Но только общество, исторические обстоятельства, воспитание виноваты, что Печорин стал эгоистом, пусть и «страдающим»?

Лермонтов и Печорин. Автор и его герой. Они очень похожи. Недаром автора «Героя нашего времени» упрекали, что в романе «сочинитель нарисовал свой портрет». Но Лермонтов в предисловии ко второму изданию опровергает это мнение. Вот как он сформулировал цель, задачу, которую он ставил перед собой: «Герой нашего времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии». Печорин по характеру и поступкам стал выразителем своей среды, своей эпохи. А Лермонтов и его герой - Печорин - современники.

Грустный, печальный, отчаявшийся Лермонтов:

Я не унижусь пред тобою,

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Печорин: «Княжна, вы знаете, что я над вами смеялся!?.. Вы должны презирать меня… Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль…»

Лермонтов - гордый, одинокий, жаждущий бурь душевных, страстей:

Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Печорин: «В первой моей молодости… я стал наслаждаться всеми удовольствиями… удовольствия эти мне опротивели… влюблялся в светских красавиц и был любим,- но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто».

Лермонтов- человек со страстной энергией, отчаянной жаждой деятельности, счастья, жизни:

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянья дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня.

Дайте раз по синю полю

Проскакать на том коне;

Дайте раз на жизнь и волю,

Как на чуждую мне долю

Посмотреть поближе мне.

(«Желание», 1832 г.)

Печорин: «Я не помню утра более голубого и свежего!.. Как любопытно всматривался я в каждую росинку, трепещущую на широком листке виноградном и отражавшую миллионы радужных лучей!»

«Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса… и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья! Мысль не застать уже ее (Веру) в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце!»

Лермонтов и его жизнеутверждающее отчаяние: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!»

Печорин: «Я, как матрос, рожденный на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами…»

Автор и его герой - представители одного поколения. Поколения, обреченного на бездействие. Когда честному, умному, активному человеку некуда было приложить свои силы: всякая попытка действовать и мыслить самостоятельно пресекались.

Доминина Наталья Григорьевна в своей книге «Печорин и наше время» пишет: «В юности Лермонтова не было света и веры. Он вырос в душевной пустыне, и жил в ней, и сам себя на неё обрекал, и не мог из неё выбраться. Среди отчаянной пустоты той жизни, которой он жил, оставалось одно: сохранить свободу мысли и духа. Сохранить интерес к людям. Попытаться понять их души, их трагедию. Это он и делал всю жизнь. Пятнадцатилетним мальчиком он написал «Монолог».

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Печорин признается Мери: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».

Читая стихи Лермонтова, поколение осознавало и начинало понимать свою трагедию:

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд её мрачит,

И нам горька остылой жизни чаша,

И уж ничто души не шевелит.

«Не может быть счастлив человек, лишенный возможности действовать»,- убеждает современников Лермонтов.

Литература:

1. Найдич Э.Э. «К 150-летию со дня рождения поэта», 1964 г.

2. Айхенвальд Ю.М. «Силуэты русских писателей», 1994 г.

3. Анненков П.В. «О литературном типе слабого человека», 1993 г.

4. Скафтымов А.П. «Нравственные искания русских писателей», 1979 г.

5. Доминина Н.Г. «Печорин и наше время», 1970 г.

6. Сборник статей «М.Ю.Лермонтов в русской критике» под редакцией К.Н.Ломунова, 1995 г.


Похожая информация.



Но вопрос о том, какую роль играет литературное произведе­ние в жизни, но всегда разрешается просто. В «Думе» Лермон­тов писал о своем поколении:

Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа. Не броенпшп векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом.

Лермонтов ошибался: его поколение внесло свой вклад в историю России; потомкам не за что презирать это поколение. Есть эпохи, когда быть честным - только быть честным, только не делать подлостей - уже поступок, и эпоха Лермонтова была такой. То, что Печорин - громадных душевных сил человек - тратит эти силы на роман с княжной Мери, на похищение Бэлы, на единоборство с жалким Грушницким, а но на прислуживаньо графу Уварову и не па восхождение по служебной лестнице,- это и есть главный поступок героя своего времени.

Защищая Печорина от критиков, разделявших мнение царя, Белинский писал: «Вы предаете его анафеме не за пороки,- в вас нх больше, и в вас они чернее и позорнее,- но за ту смелую свободу, за ту желчную откровенность, с которой он говорит о них... В этом человеке есть сила духа и могущество воли, кото­рых в вас нет, в самых пороках его проблескивает что-то вели­кое... Ему другое назначение, другой путь, чем вам. Его стра­сти - бури, очищающие сферу духа; его заблуждения, как ни страшны они, острые болезни в молодом теле, укрепляющие его на долгую и здоровую жизнь...»

Долгая и здоровая жизнь Печорина состоялась. Он умер на страницах романа, но многих и многих молодых людей он заста­вил задуматься о своей жизни, понять ее, искать выхода...

Николай I хорошо понял, какую опасную для его империи книгу он прочел на пароходе, мучая кошками Бенкендорфа. В письме к императрице он писал: «Счастливый путь, г. Лермон­тов, пусть он, если это возможно, прочистит себе голову...» - эти слова относились к последней ссылке на Кавказ, где Лермонтов погиб. И все-таки он победил императора. Даже в мелочи по­бедил: узнав о смерти Лермонтова у себя во дворце, в кругу семьи, за чайным столом, царь произнес знаменитую кощун­ственную фразу: «Собаке собачья смерть!» - и увидел, что даже его собственная сестра возмущена. Выйдя к придворным, Нико­лай вынужден был выразиться иначе: «Господа, получено изве­стие, что тог, кто мог заменить нам Пушкина, убит».

Ему-то Пушкин был так же мало нужен, как Лермонтов. Но оба они были необходимы России - с этим императору приш­лось смириться.

Лермонтов ие дожил до того дня, когда его книга была понята и оценена по достоинству всеми, кто умеет читать. Но книга жи­ла н делала свое дело. Печорнн на сей раз нес добро, а не зло: он учил людей заглядывать в свою душу. Он учил людей думать.

Вот почему Печорин нужен и дорог нам всегда. Читая роман Лермонтова, мы узнаем очень важные для нас и сегодня вещи. Мы узнаем, что жестокость, равнодушие, невозможность дейст­вовать и трудиться - все это тяжелая ноша для человека. Ока­зывается, человеку свойственно стремление к добру, правде, кра­соте, действию. У Печорина не было возможности осуществить свои стремления, поэтому он несчастлив. В наше время люди са­ми распоряжаются своей судьбой, от нас самих зависит сделать свою жизнь полной или опустошенной. Читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни.

Печорин не образец для подражания; он только герой своего времени. Но вслед за ним пришли другие времена п другие ге­рои. История России не остановилась - она шла дальше. И в этой истории всегда останется имя молодого человека с лицом некрасивым и прекрасным, с благородным дарованием и благо­родным умом, и всегда он будет тайной любовью и непреходящей печалью новых и новых молодых, людей.

ПРОЧИТАЕМ «ОНЕГИНА» ВМЕСТЕ 11

ПЕЧОРИН И НАШЕ ВРЕМЯ 103

Глава 1. Лермонтов о Лермонтове lG-"i

Глава 2. Пала 174

Глава 3. «Максим Максимыч» 208

Глава Лермонтов о Печорине 228

Глава 5. «Тамань» 230

Глава 0. «Княжна Мори» 24S

Глава 7. «Фаталист» 318

Глава 8. Герой своего времени 330