См. также в других словарях

Назгуль Аужанова (Талдыкорган, Казахстан)

По своей популярности, по своему распространению и по длительности существования, вальс превосходит все дру­гие бальные танцы. Уже в конце 18 века во многих европей­ских странах наблюдается повальное увлечение вальсом. Од­на из немецких газет в 1794 году писала, что «вальс распространяется подобно эпидемии насморка» .

В ХІХ веке вальс распространился по всей Европе, приняв в каждой стране особую национальную окраску. Вниматель­ный слух музыканта сразу отличит венские вальсы от фран­цузских вальсов Л.Делиба, от известного «Грустного вальса» финского композитора Я.Сибелиуса.

Вальс насчитывает около 200 лет своей жизни. За это вре­мя многое в нем изменилось и обогатилось. Мы постараемся в настоящей лекции проследить в общих чертах как развивал­ся вальс с начала своего существования, и какие характерные черты внесли в этот жанр различные страны и композиторы.

Особенно яркое и многообразное художественное выраже­ние вальс получил в России .

С начала XIX века вальс становится в России излюблен­ным бытовым танцем, органически связанным с молодой рус­ской музыкальной культурой. Русские вальсы с их своеобраз­ной, подлинно народной «распевной» мелодикой – самобытное национальное явление, возникшее на родной почве. В высшей степени характерно создание русскими композиторами вальсообразных произведений на основе пятидольного размера специфически русского (например, вторая часть 6-й симфонии П.И.Чайковского).

Восприятие вальса русскими слушателями было многооб­разно и далеко от пустой развлекательности. В этом плане очень характерны обработки и простые подтекстовки вальса в русской вокальной музыке.

В начале 30-х годов нередко встречались стихотворения, написанные на мелодии бетховенских вальсов, тогда весьма популярных у русских любителей музыки. Вот отрывок из од­ного такого стихотворения Н.Станкевича:

Я в жизни утратой утрату сменял–

Унылую песню мне дух напевал;

И в сумраке ночи на песню печали

Знакомые тени ко мне прилетали.

Напрасно теперь в отдаленном краю

Веселые, старые песни поют

Нет! Жизнь обнажилась! Нет, бездна зияет ‒ Ужасную песню мне дух напевает.

Как видно хотя бы из этого примера, вальс в русском ис­кусстве не только модный танец, но и поэтическая картина .

В творчестве русских композиторов салонный танец часто становился средством тончайшей психологической характе­ристики.

В мелодиях русских вальсов, рисующих пленительный де­вичий образ, мы чувствуем и смутные сожаления, и ту ра­дость молодости, о которой Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.

Вальс как средство портретной характеристики в рус­ской музыке встречается уже в творчестве А.А.Алябьева, приме­няющего этот прием тоньше и психологичнее, чем другие ав­торы бытового романса. Примером может служить вокальная обработка вальса Галленберга, на музыку которого А.А.Алябьев положил стихотворение А.С.Пушкина «Увы, зачем она блистает». Изящный лирический вальс здесь очень удачно выбран для характеристики хрупкого образа женщины, блистающей «минутной, нежною красой» .

Самые различные воплощения получил ритм вальса в русской бытовой лирике: появляются нового типа городские народные песни–широкого дыхания, с ясной, пластической задушевной мелодикой. Кто не знает, например, песни «Вот мчится тройка удалая»? Ритм вальса придает ей особую пре­лесть.

В стиле «русских песен» с вальсообразным гитарным ак­компанементом написано множество произведений А.Л.Гурилева. Можно назвать такие его песни-вальсы, как «Вьется ласточка сизокрылая», «Домик-крошечка», «Не шуми ты, рожь», «Грусть девушки» и ряд других .

Песня-вальс А.Л.Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик» надолго пережила свою эпоху и до сих пор не утратила своего художественного значения как одно из самых искренних произ­ведений, связанных с образами русской природы.

Немало прекрасных страниц в творчестве Михаила Ивано­вича Глинки связано с ритмом вальса. Можно назвать его романсы–серенады «В крови горит огонь желанья», «Я здесь, Инезилья», популярный вальс из оперы «Иван Сусанин», не­сколько мелких фортепьянных пьес, но, конечно, в первую очередь следует говорить о знаменитом его «Вальсе-фан­тазии» .

От «Вальса-фантазии» М.И.Глинки, как и от других его лирико-танцевальных произведений, тянутся нити к балетной музыке П.И.Чайковского, А.К.Глазунова. Очень видное место занимает вальс в творчестве Петра Ильича Чайковского. С ритмом вальса у Чайковского связа­ны едва ли не самые поэтические страницы балетов, фортепь­янных пьес, опер, симфонических произведений.

На основе вальсовой ритмики Чайковский создал ряд на­стоящих шедевров русского искусства. Достаточно вспомнить его вальсы из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца» и «Щелкунчик», из оперы «Евгений Онегин», из Серенады для струнного оркестра. П.И.Чайковский окончательно утвержда­ет вальс в качестве самостоятельной части крупного симфони­ческого произведения (например, в 3-й, 5-й и 6-й симфониях).

Вальсообразный облик имеют многие из его лирических тем в инструментальных и вокальных произведениях.

Поэзия вальса у П.И.Чайковского получает многообразное истолкование – от лирики уютно-«домашних» пьес типа «Сен­тиментального вальса» до высокой романтики вальсов из Пя­той и Шестой симфоний. По тонкому замечанию Б.В.Асафьева «в творчестве П.И.Чайковского вальс перестает быть вальсом жанра. Он становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа...».

Если мы обратимся к многочисленным фортепьянным вальсам П.И.Чайковского, то здесь можно проследить эволюцию этого жанра в творчестве композитора – от виртоузно-салонного стиля к гениальной простоте и искренности, т. е. к тому, что придает особое обаяние и прелесть многим его вальсам, например – «Сентиментальному». Мелодия этого вальса, с ее подчеркнуто чувствительным характером и декламационной выразительностью, является поэтизацией песенно-романсовой лирики.

Правда, П.И.Чайковский иногда возвращается к салонному сти­лю («Вальс-безделушка», «Вальс-шутка» и др.), но это уже не пышные, эстрадного типа пьесы, как-то было в его раннем творчестве, а изящные миниатюры, написанные в своеобраз­ном шутливом тоне, созданные, быть может, в минуту отдыха от серьезных творческих дум.

Особое очарование вальсам П.И.Чайковского придает нацио­нальный колорит. О многих его вальсах можно сказать, что они «поют», так сильно в них вокальное, песенное начало, свойственное русской музыке.

И, несмотря на то, что западноевропейская «формула валь­са» заняла в эпоху П.И.Чайковского большое место в русском му­зыкальном быту, мы особенно ярко чувствуем, как этот ино­земный та мен привился на нашей почве и у П.И.Чайковского стал русским танцем. Вероятно, так и понимал свои вальсы П.И.Чайков­ский, иначе он бы не стал в форме вальса писать пьесу «Де­кабрь» из своего фортепьянного цикла «Времена года». Ведь, в самом деле, что может быть общего между старомодным не­мецким вальсом и картинкой русских святок? Но композитор берет эпиграфом стихи В.А.Жуковского

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок.

Сняв с ноги, бросали...»

и пишет на эту тему именно вальс. В этом вальсе, полном наивной прелести, замечательно раскрывается умение П.И.Чайковско­го радоваться жизни, передавать праздничное настроение. В прерывистости мелодии, в замедлениях в конце фраз, в самом движении, перебивающем размеренный танцевальный ритм, чувствуется какое-то восторженное замирание сердца, детская радость и вера в праздничные чудеса, которые, быть может, и произойдут в этот «крещенский вечерок», когда за окном танцуют в воздухе снежинки, а на душе так весело и беззабот­но.

Вальсовый ритм, вошедший в бытовую музыку русского города, в русский романс и даже в популярную тогда цыган­скую песню, для П.И.Чайковского стал одной из излюбленных «интонаций» – в широком смысле этого понятия, – его подлинно демократической музыкальной речи.

Вальсовостью пронизаны пьесы-воспоминания П.И.Чайков­ского о путешествиях по Италии («Итальянская песенка», «Шарманщик пост» из «Детского альбома»).

С вальсовым ритмом связаны пьесы П.И.Чайковского, проник­нутые радостными светлыми настроениями. Таковы пьески «Новая кукла» и «Сладкие грезы» из «Детского альбома», «Подснежник» из цикла «Времена года».

Обновление и развитие традиционных форм бытового танца особенно отчетливо проявилось в балетных вальсах П.И.Чайков­ского.

Наиболее ярко лирико-романтическая сторона музыки П.И.Чайковского раскрывается в его «больших» вальсах из «Ле­бединого озера» (здесь 2 таких вальса – в I и 3-м действиях), из «Спящей красавицы» («Вальс поселянок») и особенно – в «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик», который приобрел масштабы целой поэмы вальсовой лирики .

Впечатляющая художественная сила вальсов П.И.Чайковского заключается, прежде всего, в их мелодиях, которые, как писал один из критиков, «одна другой пластичнее, певучее и увлека­тельнее льются как из рога изобилия» (Г. Ларош).

Беглое рассмотрение вальсов П.И.Чайковского было бы не­полным, если бы мы не остановились на жемчужинке его во­кальной лирики – романсе «Средь шумного бала». Этот ро­манс, продолжая линию «танцевальной лирики», вместе с тем близок по замыслу романсу М.И.Глинки «Я помню чудное мгновенье». Сходство чувствуется даже в образах текста, как бы развивающего пушкинское противопоставление «мимолетного видения» – «тревогам шумной суеты».

В конце 19 в. тема мечты и тоски о счастье, тема несбыв­шихся надежд все острее стала звучать в русском искусстве. В творчестве П.И.Чайковского она наряду с темой страстного по­рыва к счастью, звучит как одна из основных. И, конечно, ро­манс «Средь шумного бала» – это не просто зарисовка сценки на балу. С помощью мягкого ритма меланхолического вальса композитор своеобразно передал здесь волнующую его тему.

В соответствии с этим поэтическим портретом П.И.Чайковский очень далеко отходит от традиционной трактовки вальса. Тан­цевальный ритм как будто намечен пунктиром в легких ак­кордах сопровождения, он теряет свою ощутимость, это не столько вальс, сколько воспоминание о вальсе.

Линию поэтизации вальса после Чайковского продолжает А.К.Глазунов. Стихия танца пронизывает все его творчество. А.К.Гла­зунов является автором трех балетов («Раймонда», «Времена года», «Барышня–служанка»). Многие номера в этих бале­тах связаны с вальсовым ритмом. Красота и неиссякаемый оп­тимизм музыки А.К.Глазунова раскрываются в них с большой полнотой. А.К.Глазунов довел до совершенства форму русского концертного вальса. Его вальсы часто исполняются на наших концертных эстрадах, внося в быт и отдых советских люден красоту и жизнерадостность, наполняя их чувством любви к своей прекрасной родине и ее национальной культуре.

Можно назвать много замечательных песен-вальсов, создан­ных композиторами после войны: «Севастополь­ский вальс» К.Листова, «Школьный вальс» И.О. Дунаевского, «Ве­сенний карнавал» А. Хачатуряна, «Сосны шумят» Ю.Слонова, «Вальс на льду» Зары Левиной, вальсы Феркельмана, Г.Носова, Ф.Г.Волкова, Компанейца, В.П.Соловьева-Седого, «Казахский вальс» Л.Хамиди и многих других композиторов. Все они свидетельствуют о том, что ритм вальса живет и процветает в музыке.

Можно назвать еще вальсы из балетов, отметить выдающуюся роль в этой области Р.М.Глиэра, А.Хачатуряна и ряда других советских композиторов. Каждая эпоха, каждая страна вносит в него свои харак­терные черты, старается обогатить его и сделать более разно­образным, и именно поэтому жанр вальса бессмертен. . Он всег­да будет оставаться одним из любимейших танцев человечест­ва и всегда будет служить композиторам неиссякаемым источником художественного вдохновения.

Литература:

2. Тарасов В. В мире вальса. /Статья к музыкальному сборнику, фирма «Мелодия», 1989.

3. Детская энциклопедия. Т. IV, VII, 2- изд. – М.: Просвещение, 1965, 1966. – 921 с.

4. Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. – Л: Музыка, 1980. – 202 с.

5. Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX веков. – Л.-М.: Музыка, 1978. – 178 с.

6. Милан Кундера. Вальс на прощание. – Прага: Изд-во «Азбука-классика», 2002. – 288 с.

7. Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette. – Hamburg., 1964.

8. e-mail: [email protected]

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Пьесы для фортепиано "Русские салоны" в двух тетрадях продолжают публикации, начало которым было положено сборником серии "Салонная музыка. Вальсы русских композиторов" . Русская музыка XIX века… - Композитор - Санкт-Петербург, (формат: 60x90/8, 66 стр.) Русские салоны 2004
    339 бумажная книга
    Сазонова Н., сост. В сборнике представлены популярные классические пьесы для фортепиано, переложения народных песен, фрагментов из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов, танцевальная музыка - танго, вальсы… - Феникс, (формат: 60х84/8, 86 стр.) любимые мелодии 2015
    220 бумажная книга
    Сазонова Н. (сост.) В сборнике представлены популярные классические пьесы для фортепиано, переложения народных песен, фрагментов из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов, танцевальная музыка - танго, вальсы… - Феникс, (формат: Мягкая бумажная, стр.) 2015
    236 бумажная книга
    Конволют. Российская империя, Западная Европа, конец XIX - начало XX века. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Конволют представляет собой сборник нот для игры на флейте в сопровождении… - Музыкальное издательство "П. Юргенсон", (формат: 265x325, 250 стр.) 1900
    3990 бумажная книга

    230 бумажная книга
    В сборнике представлены популярные классические пьесы для фортепиано, переложения народных песен, фрагментов из опер и оперетт русских и зарубежных композиторов, танцевальная музыка - танго, вальсы… - (формат: Мягкая бумажная, стр.)
    69700 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Репертуар Московского Малого театра XX века - Основная статья: Репертуар Московского Малого театра Здесь представлен список постановок Московского академического Малого театра России за XX век. Содержание 1 1900 е 2 1910 е 3 1920 е 4 … Википедия

      Польша - (Polska) Польская Народная Республика (Polska Rzeczpospolita Ludowa), ПНР. I. Общие сведения П. социалистическое государство в Центральной Европе, в бассейне рр. Висла и Одра, между Балтийским морем на С., Карпатами и… … Большая советская энциклопедия

      Глинка, Михаил Иванович - создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ., ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ., Маковского уезда) и… … Большая биографическая энциклопедия

      Лядов А. К. - Анатолий Константинович (29 IV (11 V) 1855, Петербург 15 (28)VIII 1914, усадьба Полыновка, близ г. Боровичи, ныне Новгородской обл.) рус. композитор, дирижёр, педагог, муз. обществ. деятель. С детства занимался музыкой под рук. отца… … Музыкальная энциклопедия

      Шопен Ф. Ф. - (Chopin, Szopen) Фридерик Францишек (1 III, по метрич. записи 22 II 1810, Желязова Воля, близ Варшавы 17 X 1849, Париж) польский композитор и пианист. Сын француза Николб (Миколая) Шопена, участника Польского восстания 1794, преподавателя … Музыкальная энциклопедия

      ШТРАУС Иоганн - (сын), (25 X 1825, Вена 3 VI 1899, там же) Австрийского композитора И. Штрауса называют королем вальса. Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с… … Музыкальный словарь

      ЛЯДОВ Анатолий Константинович - (11 V 1855, Петербург 28 VIII 1914, усадьба Полыновка, ныне Новгородской обл.) ...Лядов скромно отвел себе область миниатюры фортепианной и оркестровой и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного… … Музыкальный словарь

    Вальс - это замечательный танец, который вдохновлял многих поэтов на проникновенные строки.

    Танец в жизни людей присутствовал постоянно. С самых древних времен и вплоть до наших дней он является одним из способов самовыражения. Раньше танцы можно было лицезреть на сельских площадях или в пышных дворцовых залах. Некоторые из них навсегда сохранились в своей эпохе. Другие же успешно дошли до нашего времени. Вальс - это один из танцев, который не утратил свою популярность до сих пор.

    Зарождение вальса

    Этот чрезвычайно увлекательный и всегда юный танец живет на протяжении двух столетий и пользуется сумасшедшей популярностью. В Австрии, Германии и Чехии на различных праздниках крестьяне весело кружились парами. Walzen в переводе с немецкого означает "прокатывать". Отсюда и произошло название танца. Постепенно уходили характерные для народной пляски "притоптывания" и "подпрыгивания".

    Вальс - это один из танцев, который на рубеже 18-19 столетий стремительно распространялся по разным странам.

    Кто из композиторов писал вальсы?

    К жанру вальса обращались многие композиторы. Изначально данный танец завоевал Вену. Один из Иоганн Штраус написал около 447 пьес такого рода. Благодаря особую мягкость очертаний приобрел вальс. Музыка Фредерика Шопена наполнена широкой мелодической распевностью. Его танцы, написанные в этом жанре, отличаются нежностью и глубокой проникновенностью. Ф. Шопена по праву можно считать творцом поэтичных, лирических и блестящих концертных вальсов.

    Характерные черты вальса

    • трехдольный размер вальса;
    • лиризм;
    • пластичность;
    • изящество;
    • типичная ритмическая формула;
    • довольно быстрое движение;
    • фактурная формула аккомпанемента: бас и два аккорда;
    • простая мелодия, которая часто идет по звукам трезвучия;
    • полетность;
    • "взлетающая" мелодическая линия.

    Предшественники вальса

    В первую очередь это лендлер. Он представляет собой трехдольный австрийский и немецкий танец неторопливого движения.

    Лендлеры встречаются в творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта. Мелодия в этих танцах в основном простая. Движется ровными восьмыми нотами по звукам трезвучия.

    Позже появился вальцер как разновидность лендлера. В переводе с немецкого он означает "кружащийся".

    И собственно вальс появился в восемнадцатом веке как бальный вариант вальцера.

    Классика. Музыка. Вальс

    Много вальсов написал Франц Шуберт. Они у него напоминают лендлеры и вальцеры. Однако у композитора есть и изящные и легкие танцы в жанре вальса. У Франца Шуберта имеются также своеобразные "цепочки", которые могут включать до двадцати маленьких разных вальсиков.

    В 20-х годах 19 века появляется венский вальс. Он имеет уже более упорядоченную форму. Количество "звеньев" колеблется в пределах пяти. Они все звучат в единой тональности. Музыка начинается вступлением и заканчивается кодой. Такую форму придумали Йозеф Ланнер и Иоганн Штраус. Сын И. Штрауса использует излюбленную отцом пятичастную форму, но его вальсы превращаются в развернутые музыкальные поэмы.

    Фортепианные вальсы Фредерика Шопена представляют собой лирические миниатюры, которые рассказывают о переживаниях человеческой души. Всего их у композитора восемнадцать. Вальсы Фредерика Шопена разные по характеру. Есть тихие и напевные, а есть блестящие и виртуозные. Написаны они в форме рондо.

    Виды вальса

    1. Венский вальс. Чтобы правильно его танцевать, нужно следить за строгим и подтянутым корпусом. Красота данного танца состоит в меняющемся темпе и в чередующихся правых и левых поворотах. Несмотря на скорость кружения, движения выполняются плавно.
    2. Вальс-бостон. Это который окончательно был сформирован в Англии. На данный момент его считают самостоятельным танцем. В музыке английского вальса происходит смена ритма мелодии. Наряду с этим меняется движение партнеров, положение в паре, техника исполнения. Движения в этом танце волнообразные, мягкие и скользящие.
    3. Танго-вальс. Его еще называют аргентинский. В нем сочетаются элементы танго и вальса. Танцуется он на три четверти.

    Таким образом, вальс - это достаточно быстрого движения. Его размер - три четверти. К его характерным чертам можно отнести: плавность, "полетность", изящество, пластичность и лиризм. Он имеет типичную ритмическую и фактурную формулу. Мелодическая линия простая. К жанру вальса обращались многие композиторы. Это Шуберт, Штраус, Шопен, Глинка, Чайковский, Шостакович и многие другие.