Русский бытовой романс первой половины XIX века. История романса Подумаем над темой

Расцвет романса как жанра начался во второй половине XVIII в. Особенно популярным жанр становится во Франции, России и Германии.

К XIX веку складываются уже национальные школы романса: австрийская и немецкая, французская и русская. В это время становится популярным объединять романсы в вокальные циклы: Ф. Шуберт «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» на стихи В. Мюллера, являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной». Известен также сборник Ф. Шуберта «Лебединая песня», многие романсы из которого приобрели всемирную известность.

В русской художественной культуре романс представляет собой явление уникальное, т.к. он стал национальным музыкальным жанром по сути сразу после проникновения в Россию из стран Западной Европы в середине XVIII в. Причём он ассимилировался на нашей национальной почве из западноевропейской арии и русской лирической песни, вобрав в себя всё лучшее этих жанров.

Важный вклад в развитие русского романса внесли композиторы А. Алябьев, А. Гурилёв и А. Варламов.

Александр Александрович Алябьев (1787-1851)


А. Алябьев является автором около 200 романсов, самый известный из них - «Соловей» на стихи А. Дельвига.

А. Алябьев родился в г. Тобольске в дворянской семье. Принимал участие в Отечественной войне 1812 г. и заграничных походах русской армии в 1813-14 гг. Участвовал во взятии Дрездена, организованном партизаном и поэтом Денисом Давыдовым. При взятии Дрездена был ранен. Принимал участие в сражении под Лейпцигом, боях на Рейне и взятии Парижа. Имеет награды. В чине подполковника вышел в отставку с мундиром и полным пенсионом. Проживал в Москве и Петербурге. Музыка была его увлечением. Он интересовался музыкой народов России, записал кавказские, башкирские, киргизские, туркменские, татарские народные песни. Кроме всемирно известного «Соловья», лучшими произведениями Алябьева можно назвать романсы на стихи Пушкина «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», а также «Вечерний звон» (стихи И. Козлова), «Дубрава шумит» (стихи В. Жуковского), «Жаль мне и грустно» (стихи И. Аксакова), «Кудри» (стихи А. Дельвига), «Нищая» (стихи Беранже), «Пахитос» (стихи И. Мятлева).

Александр Львович Гурилёв 1803-1858)


Родился в семье крепостного музыканта графа В. Г. Орлова. Первые уроки музыки получил от отца. Играл в крепостном оркестре и в квартете князя Голицына. Получив вместе с отцом вольную, стал известен как композитор, пианист и педагог. Пишет романсы на стихи А. Кольцова, И. Макарова, которые быстро приобретают популярность.

Наиболее известные романсы Гурилёва: «Однозвучно гремит колокольчик», «Оправдание», «И скучно, и грустно», «Зимний вечер», «Вам не понять моей печали», «Разлука» и другие. Его романс на слова Щербины «После битвы» приобрёл особую популярность во время Крымской войны. Он был переработан и стал народной песней «Раскинулось море широко».

Вокальная лирика была основным жанром его творчества. Романсы А. Гурилёва проникнуты тонким лиризмом и русской народной песенной традицией.

Александр Егорович Варламов (1801-1848)


Происходил из молдавских дворян. Родился в семье мелкого чиновника, отставного поручика. Способности к музыке проявились у него в раннемдетстве: он играл по слуху на скрипке и гитаре. В возрасте десяти лет его отдали в придворную певческую капеллу в Петербурге. Способный мальчик заинтересовал Д. С. Бортнянского – композитора и директора капеллы. Он стал заниматься с ним, о чём Варламов всегда вспоминал с благодарностью.

Варламов работал учителем пения в русско-посольской церкви в Голландии, но вскоре вернулся на родину и с 1829 г. жил в Петербурге, где познакомился с М. И. Глинкой, бывал у него на музыкальных вечерах. Служил помощником капельмейстера московских императорских театров. Выступал и как певец-исполнитель, и постепенно его романсы и песни стали популярными. Самые известные романсы Варламова: «Ах, ты, время-времечко», «Горные вершины», «Тяжело, не стало силы», «Вдоль по улице метелица метёт», «Песня разбойника», «Вверх по Волге», «Белеет парус одинокий».

Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)


А. Верстовский. Гравюра Карла Гампельна

Родился в Тамбовской губернии. Музыкой занимался самостоятельно. Служил инспектором музыки, инспектором репертуара императорских московских театров, управляющим конторой Дирекции императорских московских театров. Писал оперы (большой популярностью пользовалась его опера «Аскольдова могила» по роману М. Загоскина), водевили, а также баллады и романсы. Самые известные его романсы: «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина). Создал новый жанр – балладу. Его лучшими балладами считаются «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)


Будущий композитор родился в селе Новоспасском Смоленской губернии, в семье отставного капитана. Музыкой занимался с детства. Учился в Благородном пансионе при Петербургском университете, где его гувернёром был будущий декабрист В. Кюхельбекер. Здесь же он познакомился с А. Пушкиным, с которым дружил до кончины поэта.

После окончания пансиона активно занимается музыкой. Посещает Италию, Германию. В Милане он останавливается на некоторое время и там знакомится с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, совершенствует своё мастерство. В его планах создание русской национальной оперы, тему которой посоветовал ему В. Жуковский – Иван Сусанин. Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 г. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. М.И. Глинка был признан русским национальным композитором. В дальнейшем были другие сочинения, ставшие известными, но мы остановимся на романсах.

Глинка написал более 20 романсов и песен, почти все они известны, но самыми популярными до сих пор остаются «Я здесь, Инезилья», «Сомнение», «Попутная песня», «Признание», "Жаворонок", «Я помню чудное мгновенье» и др. История создания романса «Я помню чудное мгновенье» известна каждому школьнику, мы не будем здесь её повторять, а вот о том, что «Патриотическая песня» М. Глинки в период с 1991 по 2000 г. была официальным гимном Российской Федерации, напомнить можно.

Авторами музыки романсов в XIX в. были многие музыканты: А. Даргомыжский, А. Дюбюк, А. Рубинштейн, Ц. Кюи (он был также автором исследования о русском романсе), П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, П. Булахов, С. Рахманинов, Н. Харито (автор известного романса «Отцвели уж давно хризантемы в саду»).

Традиции русского романса в XX в. продолжили Б. Прозоровский, Н. Метнер . Но самыми известными современными авторами романсов были Г.В. Свиридов и Г.Ф. Пономаренко.

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998)


Г. Свиридов родился в г. Фатеже Курской области в семье служащих. Рано остался без отца. В детстве очень увлекался сначала литературой, а затем и музыкой. Его первым музыкальным инструментом была балалайка. Учился в музыкальной школе, а затем в музыкальном техникуме. В Ленинградской консерватории был учеником Д. Шостаковича.

Он создал 6 романсов на стихи А. Пушкина, 7 романсов на стихи М. Лермонтова, 13 романсов на стихи А. Блока, романсы на стихи У. Шекспира, Р. Бернса, Ф. Тютчева, С. Есенина.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921-1996)


Родился в Черниговской области (Украина) в крестьянской семье. С 5 лет научился играть на баяне у своего дяди – М.Т. Пономаренко, который не только сам играл, но и изготавливал баяны.

Самостоятельно изучил нотную грамоту, и в 6 лет уже играл на всех поселковых праздниках.

Во время службы участвовал в Ансамбле песни и пляски погранвойск НКВД УССР. После демобилизации был принят баянистом в Оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова. С 1972 г. жил в Краснодарском крае. Им написаны 5 оперетт, духовная хоровая музыка «Всенощное бдение», концерты для баяна с оркестром, квартеты, пьесы для оркестра народных инструментов, оратории для смешанного хора с оркестром, произведения для домры, баяна, музыка к спектаклям драматического театра, к фильмам, множество песен. Особенно известны его романсы на стихи С. Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Я по первому снегу бреду», «Я покинул родимый дом», «Отговорила роща золотая» и др.

После революции 1917 г. романс насильственно был изъят из художественной жизни страны и назван «буржуазным» явлением. Если классические романсы Алябьева, Глинки и др. композиторов ещё звучали на концертах, то бытовой романс полностью был «загнан в подполье». И лишь с начала 60-х годов он постепенно стал возрождаться.

Русскому классическому романсу уже более 300 лет, а концертные залы во время исполнения романсов всегда полны. Проходят международные фестивали романса. Жанр романса продолжает жить и развиваться, радуя своих поклонников.

Романс - термин вполне определенный. В Испании (на родине этого жанра) так назывались особого рода сочинения, предназначенные преимущественно для сольного исполнения под звуковое сопровождение виолы или гитары. В основе романса, как правило, лежит небольшое лирическое стихотворение любовного жанра.

Истоки русского романса

В Россию этот жанр был привезен из Франции аристократами второй половины XVIII века и сразу же был принят плодородной почвой советской поэзии. Однако русские романсы, список которых известен сегодня каждому любителю классической песни, начали зарождаться несколько позже, когда испанская оболочка стала наполняться подлинно российскими чувствами и мелодиями.

В ткань новой песни органично вплетались традиции народного творчества, которое пока еще было представлено исключительно анонимными авторами. Романсы перепевались, переходя из уст в уста, переделывались и «шлифовались» строки. К началу XIX века стали появляться первые собиратели песен, движимые идеей сохранить старинные русские романсы (список их к тому времени уже был достаточно велик).

Нередко эти энтузиасты дополняли собранные тексты, придавая строкам глубину и поэтическую силу. Сами собиратели были людьми академически образованными, а потому, отправляясь в фольклорные экспедиции, преследовали далеко не только эстетические, но и научные цели.

Эволюция жанра

Начиная с рубежа XVIII-XIX веков, художественное содержание романсовой лирики становилось все более наполненным глубокими личными чувствами. Индивидуальный мир героя получил возможность для яркого, искреннего выражения. Сочетание же высокого слога с простой и живой русской лексикой сделало романс поистине народным и доступным как для дворянина, так и для его крестьянина.

Вокальный жанр окончательно переродился и к середине XIX века стал неотъемлемой частью светского вечера в рамках любимого всеми барышнями «томного» домашнего музицирования. Появились и первые романсов. Список, составлявший их песенный репертуар, заключал в себе все больше авторских произведений.

Наиболее известными в первой половине XIX века были такие прославленные композиторы, как А. Алябьев, и А. Гурилёв, сыгравшие неоценимую роль в становлении русского романса и его популяризации.

Городской и цыганский романсы

Городской романс впитал в себя наибольшее количество фольклорных мотивов России XIX-XX веков. Будучи авторской, такая песня по свободе своего бытования напоминала и отличалась характерными для него чертами:

  • магией деталей;
  • четко очерченными образами;
  • ступенчатой композицией;
  • мощной рефлексией главного героя;
  • образом постоянно ускользающей любви.

Характерными чертами городского романса с музыкальной точки зрения являются гармоническое построение композиции с минорными тонами, а также присущая ему секвенция.

Цыганский романс родился как дань русских композиторов и поэтов в любимой многими одноименной манере исполнения. Основой его явилась обыкновенная лирическая песня. Однако в тексты ее и мелодию вписывались характерные художественные обороты и приемы, которые были в ходу у цыган. Узнать такой романс сегодня немудрено. Его основной темой, как правило, является любовное переживание в различных градациях (от нежности до плотской страсти), а наиболее приметная деталь - «зелёные глаза».

Жестокий и казачий романсы

Академического определения этим терминам не существует. Однако же их характерные черты описаны в литературе достаточно полно. Особенностью жестокого романса является весьма органичное сочетание принципов баллады, лирической песни и романса. К индивидуальным чертам его относят обилие основных сюжетов, отличающихся только причинами трагедии. Результатом же всей истории обыкновенно бывает смерть в виде убийства, самоубийства или от душевных терзаний.

Родиной казачьего романса является Дон, подаривший любителям народной поэзии легендарную песню неизвестного автора «Не для меня придет весна…». Истории также неизвестно точное авторство большинства высокохудожественных произведений, которые можно охарактеризовать как «классические русские романсы». Список их включает такие песни, как: «Дорогой длинною», «Только раз», «Эх, друг гитара», «Вернись», «Мы только знакомы» и прочие, написанные в первой трети XX века.

Русские романсы: список и их авторы

По одной из основных версий, русские романсы, список которых был приведен выше, принадлежат перу популярнейших в начале минувшего века авторов-песенников: Бориса Фомина, Самуила Покрасса, Юлия Хайта и других.

Самым преданным ценителем классического романса в XX веке стал Валерий Агафонов, который первым заявил о высокой ценности уходящего от советского слушателя культурного багажа. Русские романсы, список которых составлял Агафонов, своим возрождением на новой почве были обязаны возвращению на Родину их легендарных исполнителей - Александра Вертинского и Аллы Баяновой.


5 место

«Я помню чудное мгновенье...»

«Я помню чудное мгновенье...» - одно из самых известных стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, написано в 1825 году и адресовано Анне Керн. Значительную лепту в популяризацию данных строк внес знаменитый русский композитор Михаил Иванович Глинка, который в 1840 году, вдохновленной красотой своей возлюбленной - Екатерины (по иронии судьбы оказавшейся дочерью Анны Керн), написал на данные стихи музыку, что дало романсу новый импульс и позволило получить известность в широких кругах.

4 место

«Соловей»

Романс «Соловей» - написан в 1820-ые годы известным русским поэтом и издателем - бароном Антоном Антоновичем Дельвигом и популярным композитором, пианистом и дирижёром - Александром Александровичем Алябьевым. Небывалая популярность романса обуславливается в первую очередь тем, что стихи и музыка были написаны в жанре русских песен, что дало повод воспринимать его как народную песню. В наше время «Соловей» является одним из самых известных русских романсов, занимающих почетное место в копилке классики российской культуры.

3 место

В. Чуевский
«Гори, гори, моя звезда»

Романс «Гори, гори, моя звезда» - был написан в 1846 году студентом МГУ Владимиром Чуевским и известным композитором Петром Булаховым (на фото ) к 700-летию Москвы. Наибольшую популярность романс обрел во время Первой мировой войны, однако насладиться в полной мере патриотическими мотивами народ не успел, т.к. после революции большевики, окрестив романс белогвардейским, запретили его к исполнению, но уже к концу 1950-х запрет сняли, правда лишив Чуевского и Булахова авторства, записав в создатели песни народ, что в свою очередь породило в СССР множество легенд о истинных авторах романса.

2 место

«Вечерний звон»

Романс «Вечерний звон» был написан в середине 20-ых годов XIX столетия известным русским поэтом и переводчиком эпохи романтизма Иваном Ивановичем Козловым и композитором Александром Александровичем Алябьевым. Как ни странно, но один из самых известных и широко любимых в народе романсов, считающийся русским народным, таковы на самом деле не является, дело в том, что Иван Козлов просто перевел на русский язык песню ирландского поэта Томаса Мура - «Those evening Bells». За все время своего существования текст романса сменил множество музыкальных сопровождений, однако наиболее любимым и популярным до сих пор является классическая его версия.

1 место

«Очи чёрные»

«Очи чёрные» - один из самых известных русских романсов не только в России, но и в мире. Написан в первой половине XIX века украинским поэтом и писателем - Евгением Павловичем Гребёнкой, как посвящение для будущей супруги - Растенберг Марии Васильевне. Как романс стихотворение «Черные очи» стал популярным лишь в 1880-ых годах. Изначально исполнялся на музыку вальса немецкого композитора Флориана Германа, однако наибольшую популярность обрел благодаря музыке итальянского композитора - Феррари. Самым известным исполнителем, до сих пор, является легендарный певец Федор Шаляпин, который, включив его в свой репертуар, возвел романс до мировой славы.

Отдельной строкой:

Отличная новость для все любителей слушать музыку в Вконтакте! Теперь, для того, чтобы сохранить понравившейся трек на своем компьютере не нужно бегать по всему интернету в поисках каких-то программ, достаточно просто зайти на musicsig.ru, скачать с сайта специальное приложение, установить и наслаждаться легкостью скачивания любимой песни в один клик.

Романсом в старину называли песню на родном языке, в отличие от книжной литературы, писавшейся на латыни. Как жанр он возник в средневековой Испании, его расцвет пришелся на XVI-XVII века. Там романс был лиро-эпическим стихотворением, написанным восьмистопным хореем. В ту пору произошло деление романсов по тематике на любовные, сатирические, шуточные. Из Испании романс перекочевал в Англию и во Францию. Англичане называли романсами и большие рыцарские поэмы, а французы - лирические любовные песни.

В качестве небольшого лирического стихотворения напевного характера на любовную тему романс проник в начале XIX века в Россию и получил здесь широкое распространение.

В отличие от французского русский романс не включал в себя фольклорную песню. Различие между ней и жанром романса всегда сохраняется. И песня, и романс - небольшие лирические произведения смешанного литературно-музыкального жанра. Но песня может быть написана на фольклорный текст без автора, а романс пишется только на литературный текст, созданный поэтом.

Романс может существовать отдельно и как музыкальное произведение без слов, и как литературный текст, не положенный на музыку. Есть и другие различия: песня часто имеет припев, романс обычно лишен рефрена 1 . Однако при всех различиях песня и романс содержат в себе много общего: строфическое строение, как правило, рифмованный стих. Но главное, им присущ напевный стих, наиболее приспособленный для пения.

Русский стих разделяется по интонации на три типа: декламационный, ораторский («Погиб Поэт! - невольник чести...»), говорной, разговорный («Мой дядя самых честных правил...») и напевный, мелодический («На заре ты ее не буди...»). Романс использует напевный, мелодический стих, способный создать одно, непрерывно развивающееся, длящееся во времени мелодическое движение, подобное тому, которое выдерживает Пушкин в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье...»).

Содержание романса составляет счастливая или несчастная любовь. Глубокий подтекст человеческих отношений, переживаний романс доверяет угадывать читателю, в душе которого «дописывается» или «допевается» то, что хотел, но не сказал автор-поэт и что подразумевал, но не выразил композитор, если слова романса положены на музыку. Отсюда понятно, что текст часто состоит из привычных и встречающихся в поэзии выражений. Намеренной простоте содержания соответствует простота, ясность композиции.

В России романс первоначально возникает в дворянской столичной, а затем и в провинциальной среде. Он специально приспособлен для узкого круга лиц, которые посещают салоны и собираются на вечера. Там создается теплая домашняя атмосфера, и это способствует изъявлениям сердечных чувств.

Первые романсы носили преимущественно салонный характер, им была свойственна искусственность и самих переживаний, и их выражения. Но с течением времени романсы стали проще, любовные чувства стали передавать открыто и более ясно. Этому стремлению к естественности способствовали Дельвиг, Пушкин, Лермонтов, на слова которых крупнейшими композиторами были написаны романсы. Этот союз гениального слова и гениальной музыки принес свои плоды. Романс не только широко распространился в образованных слоях общества, но и стал достоянием разночинцев, мещан, простого люда, которые ценили в нем глубину чувства, искренность и сердечность. Романс был обращен к каждому человеку, который испытывал горячую и сильную любовь или разочаровался в любви. Вечное чувство в его многообразии и конфликтах, волнующее и заставляющее страдать человеческое сердце, оставаясь содержанием романса, противостоит холодности, равнодушию и отчужденности, которые человек часто ощущает в реальной жизни.

Даже горечь любовной разлуки смягчается воспоминанием о прежней любви, о связанном с ней счастье и теплоте былых отношений. Романс закрепляет памятный момент в истории отношений и в судьбе людей, так или иначе отделяющий их от суетного мира и уносящий в царство вечных истин, в царство подлинно человеческих ценностей.

Широкое распространение романса в разных слоях общества в России вызвало и появление его разновидностей: «усадебный» (лучшие образцы такого романса создали А. Фет, А. Майков, Н. Огарев, А. К. Толстой), «городской» романс, который проник в город в разночинную среду (Я. Полонский). Герои таких романсов - небогатые люди, их чувства часто сдержанны. Особая разновидность - мещанский, или «жестокий», романс. Он отличался крайне напряженными страстями, надрывом, преувеличенными и доведенными до крайности интонациями.

К «жестокому» близок и «цыганский» романс, с культом вольной, не знающей границ любовной страсти. Такие произведения создавались не столько самими цыганами, сколько замечательными русскими поэтами (Ап. Григорьев, Я. Полонский, А. Блок).

Жанр романса - заметная страница в судьбе русской лирики и русского стиха. В простой литературно-музыкальной форме запечатлено сильное и глубокое вечное чувство любви, которое всегда наполняло высоким содержанием душу русского человека, возвышало и облагораживало ее.

Подумаем над темой

Ольга Сергеевна Дзюбинская, составившая сборник «Русский романс», пишет в предисловии к нему: «Будет жаль, если мы не вспомним и не возродим полузабытое прошлое - семейные вечера, где читались стихи, где звучали старые романсы и народные, безымянные песни.

Сколько мудрости в этих песнях, таких простых, чистых, грустных... Или - веселых, как дорожные бубенчики... Они о любви и разлуке, о доброте, о печалях и невзгодах, об одиночестве; в них - и слабый лучик надежды, и преодоление беды, и красота ранней весны и тихой осени, и покорность судьбе, и дерзкий вызов жизни, и мужественное устремление вперед. Как многоцветен этот мир песен и романсов, вобравших в себя чуть ли не все аспекты человеческой жизни, многие варианты характеров, ситуаций, взаимоотношений! И встает за этим многообразием образ Родины, образ России.

Песни о высоких чувствах, «теснящих грудь», о горестных раздумьях и добрых предчувствиях - наше духовное богатство... Это неоценимое песенное богатство - защита от бездуховности, от очерствелости, озлобления, эгоизма, всепроникающего практицизма. Защита от одиночества, распространенной беды нашего времени, от безысходности, настигающей порой слабого, уставшего от политики, шума, телевизионных шоу, разговоров о бизнесе...

Потребность в музыке, лирической песне, романсе сейчас не иссякла,- и, вопреки бытующему мнению, духовная жажда у молодых ничуть не меньше, чем у старшего поколения.

В последнее время репертуар домашних вечеров обогатился поэзией XX века - песнями и романсами на стихи Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Гумилева, Н. Заболоцкого. Еще А. Вертинский пел романсы на слова А. Ахматовой и И. Анненского. Многие песни и романсы на слова этих поэтов мы услышали в фильмах С. Ростоцкого и Э. Рязанова, например: «Доживем до понедельника» («В этой роще березовой...» Н. Заболоцкого), «Белое солнце пустыни» («Ваше благородие, госпожа разлука...» Б. Окуджавы), «Неуловимые мстители» («Поле, русское поле...» Инны Гофф), «Белорусский вокзал» («Здесь птицы не поют...» Б. Окуджавы), «Дни Турбиных» («Целую ночь соловей нам насвистывал...» М. Матусовского).

Как преобразятся наши редкие семейные праздники, когда, собравшись в день свадьбы или именин, друзья и знакомые смогут порадовать друг друга знанием песен и романсов...»

1 Рефрен - повторяющаяся строфа стихотворения, песни.

Поразмышляем о прочитанном

  1. Что называли романсом в старину? Какие произведения называли романсом англичане и французы?
  2. Когда проник романс в Россию?
  3. Чем отличается романс от песни? Каковы свойства романса? Что значит романс «допевается» или «дописывается» каждым слушателем?
  4. В какой среде возник русский романс? Каковы разновидности русского романса?
  5. Познакомьтесь с романсами и песнями разных авторов. Подумайте, что выражает каждый из них. Прослушайте исполнение одного из романсов. Подготовьте краткий рассказ об авторе литературного текста, если сможете - о композиторе. Как известно, многие композиторы создавали музыку на слова произведений поэтов XIX и XX веков.

Какую музыку слушали в начале ХХ века? Сколько выручали за концерт устроители и какие песни заставляли плакать Николая II? Arzamas собрал музыку того времени и коротко рассказал об исполнителях

Подготовила Ксения Обуховская

Певица Анастасия Дмитриевна Вяльцева в салоне личного железнодорожного вагона, оборудованного для гастрольных поездок по русской провинции. Санкт-Петербург,
начало 1910-х годов
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства

Варя Панина. «Как хорошо», 1905 год

Варвара Панина, цыганка по происхождению, начинала свою карьеру в петербургских и московских ресторанах. В 1902 году она впервые выступила на сцене петербургского Благородного собрания и с тех пор больше не покидала эстраду. Ее голосом, сильным низким контральто, восхищались Лев Толстой, Куприн, Чехов и Блок, а художник Константин Коровин сравнивал Панину с Шаляпиным.

Михаил Вавич. «Грусть и тоска безысходная», 1912 год Михаил Вавич, выходец из одесской дворянской семьи, стал известен публике после роли виконта Каскада в оперетте «Веселая вдова» Ференца Легара. Впоследствии Вавич был замечен меценатом Тумпаковым, который уговорил его переехать в Москву. В 1907 году артист поразил звукозаписывающие фирмы своим исполнением романса «Очи черные», пластинки и ноты с его портретом расходились громадными тиражами. Яркая внешность Вавича также не осталась без внимания — в период эмиграции он снимался в голливудских фильмах, например в «Двух аравийских рыцарях».

Юрий Морфесси. «Маруся отравилась», 1913 год Юрий Морфесси родился в Афинах, но уже в семилетнем возрасте переехал вместе с семьей в Одессу. Начинал карьеру в Одесском оперном театре, а затем в Петербурге, где выступал в опереттах. Там он знакомится с Федором Шаляпиным. В Петербурге Морфесси становится известным, в 1915 году он выступает перед императорской семьей на яхте «Полярная звезда». В 1917 году, вернувшись в Петроград с гастролей по Дальнему Востоку, Морфесси, напуганный революцией, уезжает в Одессу и открывает Дом артиста, в котором выступают такие звезды эстрады начала века, как Надежда Плевицкая, Иза Кремер, Александр Вертинский и Леонид Утесов. В 1920-е годы Морфесси эмигрирует в Париж. Во время Второй мировой войны вступает в югославский Русский корпус Корпус русских эмигрантов, которые воевали на стороне Третьего рейха против Народно-освободительной армии Югославии во время Второй мировой войны. и дает концерты для участников антикоммунистического Русского освободительного движения Правое движение, которое ставило своей задачей свергнуть большевистский режим в России. .

Мария Эмская. «Белой акации гроздья душистые», 1910 год Мария Александровна Эмская в свое время была знаменитой концертной певицей. В ее репертуар входили как оперные арии, так и цыганские романсы и шансонетки. В начале века Эмская ставила рекорды по количеству грамзаписей: у нее их насчитывалось 405.

Надежда Плевицкая. «Чайка», 1908 год Надежда Плевицкая, урожденная Винникова, начала свою карьеру в Курске, в хоре Свято-Троицкого женского монастыря, где два года жила в качестве послушницы. Крестьянская девушка не умела читать, но обладала удивительно чистым голосом и абсолютным слухом, которые в итоге и привели ее к славе в Москве. Говорят, что пение Надежды Плевицкой заставляло плакать даже императора Николая II. После революции Плевицкая эмигрировала во Францию со своим вторым мужем, белым генералом Скоблиным, продолжала выступать и записываться. Скоблин был дружен с РОВС Русский общевоинский союз, созданный генерал-лейтенантом бароном Петром Врангелем. Объединял белую эмиграцию во всех странах мира. и белой эмиграцией, которые очень беспокоили руководителей ОГПУ. Осенью 1930 года в Париж приехал агент ИНО Иностранный отдел ОГПУ по борьбе с контрреволюцией. Создан в 1920 году. Ковальский с целью завербовать Плевицкую и Скоблина для работы в НКВД, что ему с успехом удалось — Ковальский предложил обедневшим супругам ежемесячную плату в 200 долларов. В основном Плевицкая и Скоблин доставали информацию о планах РОВС на случай войны с СССР. В 1937 году супругам поручили похитить главу РОВС Евгения Миллера, который в то время пребывал в Париже. Операция провалилась, а новость об участии Плевицкой в похищении потрясла весь эмигрантский мир. Французский суд приговорил ее к 20 годам в женской колонии, Скоблин же успел бежать в Испанию.

Иза Кремер. «Мадам Лулу», 1915 год Изабелла Кремер родилась в Бельцах (современная Молдавия) и с самого детства начала писать и исполнять песни как на русском, так и на идиш — Кремер стала первой эстрадной исполнительницей, которая пела на этом языке. Собрав последние деньги, родители отправили еще юную Изу обучаться вокалу в Милан. Спустя два года артистку позвали в Одессу — исполнять партию Мими в опере Пуччини «Богема». Успех в Москве и Петербурге не заставил себя ждать. После революции артистка эмигрирует во Францию и дает концерты по всему миру.

Анастасия Вяльцева. «Все говорят», 1905 год Анастасия Вяльцева прошла нелегкий путь от горничной в гостинице до самой богатой артистки России начала века. Выручка устроителей ее выступлений доходила до 20 тысяч рублей за концерт (для сравнения: месячный оклад учителя в то время составлял 45 рублей). Первый успех Вяльцевой принесла роль молодой цыганки в оперетте-мюзикле «Цыганские песни в лицах» (1893). После громкого успеха в петербургском Малом театре Вяльцева отправилась на гастроли. Вскоре артистку полюбила вся Россия, а ее пластинки начали расходиться с небывалым успехом.

Владимир Сабинин. «Гори, гори, моя звезда», 1915 год Владимир Сабинин рано начал петь в оперетте, но прославился как автор и исполнитель романсов. Его пластинки выходили на фирмах «Граммофон» и «Экстрафон» и пользовались необычайной популярностью в 1910-е годы. Сабинину принадлежит заслуга в возрождении старого русского романса Петра Булахова «Гори, гори, моя звезда», который был записан в его интерпретации в 1914 году. С тех пор романс не выходил из репертуара русских артистов (в разное время его исполняли Иза Кремер, Федор Шаляпин, Анна Герман, Борис Штоколов). Сабинин был крайне патриотичным человеком — он пошел добровольцем на Первую мировую войну и отказался эмигрировать после революции. Жизнь артиста кончилась трагически — по одной из версий, в 1930 году, исполняя роль Германа в опере Чайковского «Пиковая дама», в сцене самоубийства героя Сабинин застрелился по-настоящему.