Слепой слепого поведет. "Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму

Давно хотелось обсудить эту картину нидерландского художника Питера Брейгеля.(1568г)

Не пугайтесь,что нет в ней привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".

Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посоха, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.

В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

И, наконец, самый последний нищий -падающий. "Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Чем дальше, тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это люди, однако перед зрителем предстают не символ и не аллегория, перед ними только реальный факт, но доведенный в существе своем до предела, до трагедии невиданной силы.

"Взгляд" последнего слепого завершает путь остальных - жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные Домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель — единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель этот (на которого вся надежда) может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина — это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.

Хотелось бы знать ваше мнение о картине и её содержании.

Питер Брейгель Старший,Притча о слепых, 1568,Музей Каподимонте, Неаполь

Не пугайтесь,что нет в картине привлекательности,зато заложен великий смысл.Она имеет различные названия"Притча о слепых","Слепые","Слепой ведёт зрячего".
Считается, что сюжет картины основан на библейской притчи о слепых: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму».

Библейское содержание притчи.

Когда фарисеи спросили, почему ученики Христа, нарушая религиозные традиции, не умывают рук своих, когда едят, Он ответил им: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека».
После того, как фарисеи обиделись на эти слова, Христос назвал их слепыми, ведущими слепых, объяснив, что «все, входящее в уста, проходит через чрево и извергается вон». «А исходящее из уст – из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства... хуления».

Отношение к творчеству Питера Брейгеля,голландского художника Эпохи Возрождения очень неоднозначное.Для одних исследователей он - философ, отвлеченный мыслитель, витающий где-то высоко над действительностью.
Другие считают главным в его творчестве то, что он создал концепцию трагического противостояния человека и мира, столь противоположную жизнерадостному духу итальянского Возрождения.
Третьи - что его творчество воплощает в себе народные традиции, выделяя в нем создание крестьянского жанра, за что художник и получил прозвище "Мужицкий".
Ближе познакомившись с его творчеством,вы сделаете свой собственный вывод.

Чтобы глубже понять замысел художника,вернёмся в то время,в эпоху,когда жил и творил Брейгель.

А действительность тогда была ужасной. Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела

О картине

На картине Брейгель изобразил шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперёд, держась друг за друга.Они связаны друг с другом,положенными на плечи руками. Идущий первым слепой поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму.
Следующий за ним слепой, падает на него. Третий, связанный со вторым посохом, тоже последует за своими предшественниками. Пятый и шестой ещё ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме следом за их спутником.

Присмотритесь к их лицам.Они наполнены ненавистью и злобой.Художник только хотел подчеркнуть,что пороки меняют лицо человека.Их движения неуверенны,потому что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому что падение это неизбежно. Эти нищие - не крестьяне и не горожане. Это просто люди,наверное и не важно какой эпохи.

Внимание зрителя привлекает не только вся процессия целиком, но и каждый ее участник в отдельности. Последние идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу. Но чем ближе к оврагу, тем уродливее и омерзительнее становятся их лица, тем резче и вместе с тем неувереннее движения, тем быстрее и стремительнее становится темп линий художника.

Посмотрите на самого последнего нищего-падающего. Взгляд пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

«У Брейгеля они подняты до степени общезначимости для всех времен и поколений, мы чувствуем себя сами перед его картиной как звенья этой мрачной цепи слепых, ведущих друг друга на погибель, в неумолимой солидарности судьбы»,говорят исследователи его творчества.

Это жизненный путь всех людей. Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка.

Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения.Лишь сухой безжизненный ствол дерева вторит изгибом своим движению падающего. Весь остальной мир спокоен и вечен - чистый мир природы, не тронутой злобой и алчностью.

Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Брейгель как бы вовлекает зрителя в происходящее. Ведь зритель - единственный зрячий свидетель, композиция сразу приводит его к финалу Он первым узнает о том, чего не знают слепые. И тогда зритель может прокричать тем, кого еще можно спасти: «Остановитесь! Человек, которому вы доверились, сам слепой. На горку вам надо, на горку!» И может быть, они услышат, ведь не глухие же они!

В «Слепых» П Брейгеля гораздо больше сострадания к заблудшим, чем это принято считать. И его картина - это не только иллюстрация к библии. И, тем более, не только констатация неотвратимого конца света.

Художник оставляет нам надежду. Он обращается к каждому из нас «Еще не поздно! Все зависит от тебя!» И в этом истинное содержание его послания к людям.
Картина Брейгеля является вечным предостережением, дабы они одумались, открыли глаза, не поддавались слепому фанатизму, способному обречь народ на гибель.

Http://maxpark.com/community/6782/content/1435823

Рецензии

Не будем говорить о чем здесь хотел сказать Питер Брейгель -ясно без всякой подсказки. Сдается мне, что он просто подхватил знамя поднятое Босхом и понес его дальше, показывая другим художникам что живопись- это не просто прямолинейный пересказ о виденном, а еще должна нести глубинный смысл что за этим стоит, дабы заставить человека не просто созерцать картину, но и думать о жизни: кто я в ней, зачем пришел?

Согласна с каждым вашим словом.Именно это я больше ценю в живописи голландцев.Они заставляют людей думать.Их картины будут актуальны всегда.Оригинал этой картины я видела в Неаполе,её состояние произвело неприятное впечатление. Давно не реставрирована,краски выцвели.

21:03 — REGNUM

Ярас Валюкенас, литовский публицист и режиссёр документальных фильмов, родился 8 сентября 1959 год в семье бывших советских ссыльных в гор. Темиртау (Казахстан). Отец родом из Каунаса, в 1948 году был арестован за связь с «лесными братьями» и распространение антисоветских листовок. Срок отбывал в Казахстане, там и остался. Мать со всей семьей была выслана в 1944 году из станицы Крымской Краснодарского края. В 2000 году отец получил литовское гражданство, в этом же году Ярас с семьей приехал в Литву. Валюкенас в республике получил известность как активный борец с тоталитарной системой, господствующей в Литве.

Я ненавижу этих людей. Все фальшиво, все — подделка. Только деньги имеют значение. Я знаю, что покину этот мир без сожалений. Уважения больше не существует, никто не выполняет своих обещаний .

Ален Делон

Ален Делон озвучил мысль, о которой стараются не говорить вслух, но которую разделяют многие в этом мире. Не надо обладать аналитическими или другими способностями, чтобы не заметить негативных перемен в современном обществе. Лицемерие, ложь и цинизм становятся уделом не только политиков, они затрагивают все общество, и особенно это касается Литвы — государства, которое по официальной статистике занимает лидирующие позиции по количеству самоубийств и эмиграции.

Не так давно в интернете я разместил короткий видеоролик, рассказывающий о событии 1983 года, которое случилось в Литве с девочкой Расой. Отец Расы случайно сенокосилкой отрезал обе ноги своей маленькой дочери. Об этой истории поведала свидетель тех событий, которую мы сняли на видео пару лет назад в Литве, на родине Расы. Меня поразили комментарии и письма, которые я получил. Мне писали, что не могли сдержать слез, просматривая это видео, все устали от злобы и ненависти, в которую погрузилась наша страна, люди с ностальгией вспоминают времена, когда люди просто были людьми, могли любить, сочувствовать чужому горю и безвозмездно помогать друг другу.

В этом видео мы хотели показать то, к чему приводит отсутствие согласия между людьми. Общественного согласия в Литве, как и в Евросоюзе, нет, людей пытаются объединить, используя внутренний страх и внешние угрозы. Это тупиковый путь, который неизбежно приведет к разрушению международного права, войне и диктатуре сильного. Современный мир уже стал жить по принципу: «сегодня умри ты, а я умру завтра ».

Все попытки литовских идеологов добиться согласия в обществе обречены на провал по одной лишь причине. Согласие невозможно в государстве, элиты которого генерируют ненависть, цинизм и вражду. Наше общество находится в окружении лицемерия и лжи. С одной стороны, людям говорят о важности международного права, с другой — власть поддерживает нарушение международного права. Политики на словах защищают демократические нормы, но на деле сами их грубо нарушают. О каком согласии в обществе может идти речь?

Литва уникальное и единственное в своем роде государство, в котором бывшая советская номенклатура отчаянно борется с собственным коммунистическим наследием. Бывшие стукачи КГБ (известно, что один из бывших руководителей Литвы В. Ландсбергис был многолетним информатором КГБ Лит. ССР — В.Ш.) рыщут в поисках агентов ФСБ и готовы обвинить любого инакомыслящего в работе на Кремль.

Литовские коллаборанты (так в Литве именуют коллаборационистов — В. Ш), работающие в интересах иностранных государств, объявляются патриотами, а те, кто пытается защитить интересы своей страны, попадают в списки врагов. Мы живем в государстве, в котором людей судят за звезды на могилах погибших советских солдат, а литовский премьер браво позирует на фоне таких же звёзд на флаге коммунистического Китая .

У нас судят советского офицера, исполнявшего свой воинский долг. Я имею в виду Юрия Меля, обвиняемого по делу о 13 января. И в то же время делают исключение и обходят стороной главнокомандующего Советской армией Михаила Горбачёва, без приказа которого ничего бы в Литве в 1991 г. не произошло. Упоминание о роли Горбачева в литовских событиях в уголовном деле 13 января отсутствует. Это далеко не полный перечень фактов лицемерия. Складывается такое мнение, что власть умышленно препятствует согласию в обществе, тем самым поощряя эмиграцию и суицид в Литве.

Что касается коллаборантов в Литве, то об этом я уже упоминал в некоторых своих статьях. Этой теме посвящен мой фильм на литовском языке. Напомню, что в 1991 году, когда я работал в Бурятии, женщина-экономист из моей группы, поздравляя меня с обретением Литвой независимости, сделала некоторые экономические расчёты будущего процветания литовского государства. За основу она взяла общую численность населения, которая к тому моменту составляла 3,7 миллиона человек, выгодное географическое положение и передовые на тот момент предприятия, оставшиеся в наследство от СССР. С её слов, Литва являлась единственным в мире государством, которое располагало такими богатствами на душу населения.

Немногим более трех с половиной миллионов человек, это население среднего европейского города. Найдите в мире еще такую страну, в которой на такое количество её граждан имелась бы своя атомная электростанция, выход в море с незамерзающем современным портом, крупнейший нефтеперерабатывающий комбинат и передовые отрасли машиностроения, включая химическую и легкую промышленность и высоко развитое сельское хозяйство. О выгодном географическом положении республики можно не говорить.

Я уверен в том, что если бы власть в Литве находилась в руках патриотов, то ситуация была бы совершенно иной. Возможно, скоро и в Литве найдутся экономисты, которые подсчитают ущерб, нанесенный правящими консерваторами и социал-демократами нашей стране. Из вышесказанного можно сделать единственный вывод. Подобное случилось только по причине отсутствия согласия в литовском обществе. Введение цензуры и репрессии со стороны литовских властей лишь усугубляют проблемы, и ситуация рано или поздно выйдет из-под контроля. Не вызывает сомнений, что этот процесс уже начался.

Какой же может быть выход из этой ситуации? Отвечая на подобные вопросы, я всегда стараюсь из опыта собственной жизни и общей истории. «Правда не бывает одна, одна бывает только истина, которая рождается в диалоге». Ключевым словом в этой мудрости является слово ДИАЛОГ. Уважение или просто понимание правды другого человека и ведет к образованию согласия в обществе. Если в государстве одна группа людей насильно пытается навязать свою правду всему обществу, то, как правило, это заканчивается эмиграцией, репрессиями и большой кровью, в своей истории мы это уже проходили.

Любая власть, если она работает в интересах другого государства или наднациональных структур, будет препятствовать созданию атмосферы согласия в обществе, используя для этого исторические и внутренние противоречия. Если люди любят свою страну и имеют общую цель, то они всегда найдут общие точки соприкосновения, даже несмотря на разногласия.

Как пример я привожу опыт собственной жизни, в которой меня окружали различные люди. Это были и фронтовики, и политзаключенные, и даже бывшие немецкие военнопленные. В сибирской ссылке у нас были все национальности: чеченцы, греки, немцы, русские, украинцы, корейцы, японцы и так далее, но мы вместе жили, общались, помогали друг другу. Я и сейчас поддерживаю связи с теми, кто еще жив.

Примером может послужить наша семья, в которой отец и его были на одной стороне правды, а все родные были на другой стороне. Несмотря на это, отец и мама всегда говорили, что то время было самое счастливое в их жизни.

Сегодня многие, особенно молодежь, забыли, какое горе пришлось пережить всем людям во время войны и массовых репрессий. Политики вновь начинают тревожить старые раны и разжигать ненависть между народами, используя при этом запугивание, а порой и открытые репрессии. Глядя на происходящие в Литве события, я утверждаю, что наше поколение, рожденное в конце 50-х годов, имело больше внутренней свободы, чем современное поколение в Литве. Все познается в сравнении, в связи с этим утверждением я хочу наглядно сравнить две эпохи , в которых многим из нас пришлось жить. В своих утверждениях постараюсь опираться только на конкретные факты и документы из жизни своей семьи. Не думаю, что они будут кардинально отличаться от судеб тысяч других семей в Литве.

Для сравнения я приведу некоторые факты. В 1955 году из Америки на свидание с моим отцом в Казахстан приезжала родная сестра моего деда. К этому времени политические заключенные КАРЛАГА уже могли без конвоя выходить на работу. В том же году по ее просьбе моего деда из ссылки в Красноярске перевели в Казахстан в Темиртау, и семья смогла соединиться. Тюремный срок отцу заменили вольным поселением.

На следующий год отец начал получать материальную помощь из Америки и продуктовые посылки от организации Красный Крест. В 1956 году в старом городе Темиртау был создан первый эстрадный ансамбль, состоящий из четверых политзаключенных, появилась танцевальная площадка в клубе строительного управления в старой части города. Музыканты исполняли модные танцевальные композиции известного американского оркестра под управлением Гленна Миллера.

В 1957 году на стройку в Темиртау приехали иностранцы из Болгарии и познакомились с творчеством оркестра. Они посещали танцевальные вечера, а некоторые стали участниками оркестра. Многие болгары плохо говорили на русском языке, и тогда же появляется первое название района в старой части города: «Тру-ля-ля». Район стал культовым, это название и сегодня знает каждый житель Темиртау.

В том же году отец знакомится с моей мамой, гречанкой по национальности, высланной в 1944 году со всей семьей из казачьей станицы Крымская Краснодарского края. В 1958 году они поженились, и уже на следующий год появился я. Мой год рождения ознаменовался протестными выступлениями рабочих в Темиртау, причиной которым явились болгары, точнее сказать, жилищное неравенство между иностранцами и местными рабочими. Все это, по рассказам моих родителей, не помешало отметить мое рождение. В этот день собрались гости со всего города, играла музыка и были танцы до утра.

Я не хочу оправдывать преступлений эпохи Сталина, эта эпоха прошла, всё надо помнить и не повторять ошибок прошлого. Большинство из нас родилось и жило в другую эпоху, в которой мы уже смогли простить друг друга, свободно мечтать, творить и верить в счастливое будущее. Сегодня этой веры у людей нет. Кто-то вновь желает вернуть нас в эпоху ненависти, лжи, недоверия и войн.

Сравнительный анализ

Можно ли в современной Литве представить себе жизнь людей, которые в 1950-х годах в городе ссыльных Темиртау открыто пропагандировали образ жизни другой страны (США — В.Ш.), с которой в то время шла холодная война? Эти люди исполняли джаз, одевались по западной моде. Фотографии из моего архива подтверждают это. Они открыто получали материальную помощь от родственников, живущих на Западе, имели постоянные связи с иностранцами, с которыми были связаны и вышеупомянутые массовые беспорядки в городе Темиртау.

Насколько я помню, рок-н-ролл и анекдоты всегда были неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы слушали по радио «Голос Америки» не ради пропаганды, нам было важно услышать новую западную музыку, которая звучала в перерывах. Отец говорил, что в их окружении стукачей было немало, но на это мало обращали внимания. Родителей никогда не вызывали в КГБ, и тем более не устраивали арестов и обысков. Более того, уже в 1962 году мы получили первую благоустроенную квартиру, и это в то время, когда еще многие фронтовики жили в коммунальных общежитиях.

А вот в «свободной» Литве, в лучших традициях сталинского НКВД, в 2015 г. в мой дом с обыском ворвалась полиция. В конце пятидесятых годов мы не могли себе представить, чтобы к нам ранним утром ворвалась бы милиция с требованием добровольно сдать оружие, взрывчатку и запрещенную литературу. Но в 2015 г. такие требования нам предъявила литовская полиция.

Сначала я даже подумал, что это была шутка. Жену не выпустили на работу и даже запретили позвонить, несколько часов длился обыск, полиция забрала все телефоны, компьютерную и другую цифровую технику, документы, некоторые вещи и уехала. В то время я был готов на самые радикальные меры, о чем известил прокурора. Хорошо, что близкие друзья помогли мне справиться с этим психологическим срывом. Особую травму мне нанесли литовские СМИ, которые начали мою травлю на телевидении и в прессе.

Это сильно ударило по моему здоровью, через несколько недель мне пришлось впервые в жизни обратиться к врачам, результатом стало получение инвалидности с 65% нетрудоспособности. Литовская власть фактически убила меня, убила цинично, лишив меня возможности нормальной жизни. Я разговаривал с некоторыми юристами, которые мне прямо заявили, что надо обжаловать действия полиции. Но я понял, что добиться справедливости в этом государстве не получится.

Сегодня я хорошо понимаю тех, кто решает добровольно покинуть этот мир (Литва по самоубийствам занимает лидирующие позиции в Европе — В.Ш.) или просто эмигрировать, и полностью разделяю мысли Алена Делона. Мир стал фальшивым, в котором только деньги имеют значение, а те ценности, которые совсем недавно являлись фундаментальными для Европы, уже не существуют.

Эпилог.

В этой жизни у каждого может быть своя правда, только истина может быть единой для всех

Истина рождается в диалоге. Чтобы это усвоить с детства, наверное, надо было жить в той эпохе и родится в такой семье, как моя. Мой отец участвовал в литовском сопротивлении советской власти, его брат Повилас, мой родной дядя, был в партизанском отряде «Железный волк» и погиб уже после ареста отца. Отец часто рассказывал, как Повилас со своим отрядом иногда навещал хутор, в котором жили его родные. Нередко Повилас с отцом выходили в город и просто гуляли, Повиласу нравилась мирная жизнь, но изменить ничего уже было нельзя. Он не мог оставить своих друзей и остался верен своей присяге, хотя у него была возможность уйти на Запад, его там уже ждали близкие люди. Фотография

По линии мамы три моих родных дяди принимали участие в войне в рядах Советской армии, двое погибли еще в начале войны, а дядя Илья прошел всю войну. После войны он приехал в Казахстан к своим родным и жил с нами до конца жизни. Дядя Илья тоже до конца своих дней остался верен своей присяге.

Историческая справка

Мой дед, Юозас Валюкенас первый раз был арестован в Каунасе в середине 1945 года и отправлен без предъявления обвинений в Воркуту. В 1946 году, уже по месту прибытия, он был осужден и приговорен к 6 годам специального поселения. В том же году он, не имея никаких документов, самовольно покинул место ссылки и более месяца самостоятельно добирался из Воркуты до Каунаса.

Дед часто вспоминал эту историю и рассказывал о множестве случайных людей, которые помогали ему в пути. Люди помогали продуктами питания, одеждой и даже деньгами, и это несмотря на то, что сами жили в труднейших условиях. Прошу заметить, что за все это время никто не сдал деда в милицию и не написал донос . Благодаря простым людям он сумел выжить и успешно добраться до Каунаса. Документально в Литве я не смог подтвердить эту информацию, но нашел её в базе данных жертв репрессий в СССР.

В 1949 году деда повторно выслали из Литвы, на этот раз с бабушкой, как членов семьи участника литовского сопротивления. Их сын — мой отец в 1948 году был арестован и приговорен к 10 годам лишения свободы, обвинение строилось на доносе одного или нескольких учеников каунасской гимназии, в которой учился мой отец. Кстати, в этой же гимназии, со слов отца, учился и Витаутас Ландсбергис. Документальной информации о стукачах я не нашел, но отец знал этих людей, о чем не раз говорил.

В 2004 году отец сказал, что не сможет жить в стране, в которой правят лицемерие и цинизм . Я уверен, что именно это послужило поводом в принятии им решения в том же году покинуть Литву окончательно. Известно, что республику покинуло много людей из числа бывших репрессированных. Об этом хорошо знает власть, предпочитая замалчивать этот факт. Власть не любит живых свидетелей того трагического времени и предпочитает делать все, что бы эти люди молчали.

О Расе и её ножках (Из книги В. Шведа «Неонацисты Литвы против России»)

Советскую действительность в Литве характеризуют следующий пример, о котором я расскажу. В 1983 г. году все советские газеты писали о трёхлетней литовской девочке Расите Прасцявичюте из литовского колхоза «Вадактай» Радвилишского района. Подвыпивший отец сенокосилкой отрезал ей обе ножки выше лодыжек. Ближайшая городская больница от колхоза находилась в 30 км, а ближайший аэродром (военный, сейчас на нем базируются истребители НАТО) в 70 км, в городе Шяуляе. Судьба девочки была, казалось бы, предопределена — инвалидная коляска на всю жизнь.

Но… Литовские врачи связались с советскими военными (их сегодня называют оккупантами) . По тревоге из Риги вылетел военный спецсамолёт Ту-134 . Он приземлился на Шяуляйском военном аэродроме. Диспетчеры «расчистили » внеплановому рейсу воздушный коридор до самой Москвы. Они знали — в салоне самолёта летит маленький пассажир, который не может опоздать.

Через 12 часов Раса и её отрезанные ножки уже были в операционной одной из больниц Москвы. Там за дело принялась бригада молодого микрохирурга грузина Рамази Датиашвили. Операция длилась 9 часов, но чудо произошло. После операции пришитые ножки Раситы стали теплеть. А теперь прикиньте, сколько может стоить подобное в современной Литве? И будет ли кто--нибудь для спасения сельской девочки поднимать в воздух военный самолёт НАТО с аэродрома в Шяуляе?

Дальнейшая судьба Расы оказалось непростой, хотя участие в её судьбе хотели принять люди из всех республик необъятного Союза. Расе писали, присылали игрушки, фрукты, деньги. После распада Союза для Расы началась другая жизнь. Но она уже уверенно стояла на своих ногах. В независимой Литве Раса окончила высшую сельскохозяйственную школу в Шяуляе и приобрела профессию администратора. Однако её знания не пригодились родине. Сегодня Раса живет и работает в Германии. Об этом она рассказала 9 сентября 2014 г. на телепередаче «Пусть говорят» у Андрея Малахова.

«Если слепой ведёт слепого - оба упадут в яму».

Эта цитата (как и фраза в заголовке) взята из Евангелия от Матфея. Как можно заметить, она актуальна и спустя 2000 лет. В своём контексте.

Я не собираюсь хаять Эмери. Как я уже говорил, я нисколько не сомневаюсь, что тренер он, наверно, хороший. Но прав был Шеф из Южного парка, когда говорил: «Всему своё время и место…». Так вот Эмери не угадал ни со временем, ни с местом. Надеюсь, у него всё ещё получится.

Рассуждать об ошибках уволенного испанца не имеет смысла, т.к. исправить их он уже не сможет. К тому же, выводы, которые я сформулировал после матча с «Анжи» кажутся мне верными и теперь. И повторять одно и то же, думаю, не стоит (кому надо, тот почитает).

Говоря о «слепых», я вовсе не имею ввиду Унаи. Нет, вовсе не он «слепой вожак». Слепы те, кто уже четвёртый-пятый-шестой раз ошибается с тренером, те, кто раз за разом привозит непонятных легионеров, приводит на работу в клуб сомнительных менеджеров. И вот от них и зависит, упадём ли мы в яму или наш путь будет прямым, без сучка и задоринки.

В период после Червиченко и до Карпина было модно говорить о неверном курсе в развитии клуба, о непонятных технических/финансовых/технических директорах, которые по тиху разваливали клуб. Карпин многое поменял, провёл «зачистку», выстроил более-менее прозрачную структуру клуба. Но вот в курсом по-прежнему не определились. То мы решаем растить молодёжь и даём тренеру немного с ними поработать (Григорьич, Царствие тебе Небесное), но при первых неудачах - убираем его; то решаем доверить команду тренеру без опыта, но с харизмой, даём ему поработать пару-тройку лет и снова убираем, несмотря на два вторых места; то приглашаем перспективного иностранного тренера, закупаем под него пачку легионеров и вскоре увольняем… И всё повторяется снова, снова и снова…

Нельзя идти «туда, не зная куда», надеясь попасть в светлое будущее.

Живём полумерами. Непонятна стратегия развития клуба на самом высшем уровне. Нельзя приглашать иностранного тренера с задачей сразу дать результат и при этом экономить на трансферах, нельзя доверить команду тупо бывшему игроку «Спартака» (будь то Черчесов, Карпин или Тихонов с Аленичевым), надеясь, что от этого команда заиграет в спартаковский футбол. Нужно определиться с философией и уже под неё приглашать тренеров, менеджеров, селекционеров и т.п. Нельзя идти «туда, не зная куда», надеясь попасть в светлое будущее. Правильно говорил Алёша Карамазов: «Не могу я вместо "всего" отдать пять копеек, а вместо "иди за Мной" ходить лишь к обедне».

Очевидных пути развития два: подобный «Анжи», «Зениту», «ПСЖ» и подобный «Барселоне», «Атлетику». Т.е., либо взять именитого тренера и много тратить, либо взять мудрого тренера и дать ему время. Никаких экспериментов. Опыт киевского «Динамо» показывает, к чему приводит приглашение на пост тренера бывших футболистов клуба. Традиции традициями, но победы не менее важны.

Романцев - не мессия и не панацея от всех бед, не гарантия побед!

Сейчас настал тот момент, когда нельзя ошибиться с тренером. Я глубоко убеждён, что им НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ Валерий Карпин. Хватит полумер, ностальгий и прочей сентиментальности. Пора уже признать, что таким, как 10-15 лет назад клуб уже не будет. Нужен тренер непременно качественный, подтверждавший своё качество титулами или заслугами, при этом активно практикующий. Не стоит надеяться на доброго «царя» - Олега Ивановича Романцева. Моё поколение болельщиков помнит, как его поносили на трибунах в начале века. Этим я хочу подчеркнуть лишь одно: Романцев - не мессия и не панацея от всех бед, не гарантия побед! Не стоит строить иллюзий. Он - величайший наш тренер, но, как я уже сказал, при череде неудач никакие его бывшие заслуги не уберегут его от гнева болельщиков. Ведь русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Сегодня ты «царь», а завтра - пошёл вон. Не стоит ОИРу искушать судьбу, пусть лучше мы его запомним великим победителем.

Ну а что, собственно, Карпин? Я сам писал о нём больше года назад. Ведь за годы его работы тоже было немало вопросов: пропускали много, первые таймы проваливали… Зато Карпин общался с болельщиками и язвил на пресс-конференциях. Потому и любили. Но не за игру, не за результаты. Он хороший малый, но сейчас не его время. Нам нужен другой.

Помните, как ЦСКА уволил Газзаева, взял Артура Жорже, и тот, по метким словам специалистов, «даже Березуцких научил играть в футбол». Жорже поставил им игру! Потом пришёл Газзаев со своей дисциплиной, и эта игра начала ещё и результат приносить. Вот нам нужен такой же мудрый дядька, который всё сломает и построит так, как надо. А уже потом может прийти Карпин и со своими способностями мотиватора выживать результат из играющей команды.

Победы и поражения забываются, даже самые мрачные. А вот даже одно слово, неловко брошенное не в нужном месте и не в нужное время, может аукаться ещё долгое и долгое время. Рафа Бенитес подтвердит.

Говорить о Дзюбе противно. Уж слишком много у него внимания. Он пока не добился ровным счётом ничего в футболе, также как и ничего не сделал для клуба, чтобы делать какие-то заявления (даже среди болельщиков) о тренерах, тренировках, кадровых решениях. Здесь стоит упомянуть всё ту же пресловутую фразу Шефа про время и место. Вот почему Аленичева болельщики поддержали, а Дзюбу сейчас осуждают. К тому же одно дело, когда заслуженный ветеран делает официальное заявление для прессы, а другое, когда молодой и вечно перспективный футболист с завышенным самомнением пинает уже уволенного тренера, который уже ничем ему не ответит. Не вовремя. И не к месту.

Всегда нужно оставаться человеком.

А вот к месту здесь будет вспомнить замечательнейшее стихотворение Омара Хаяма:

Не зли других и сам не злись

Мы гости в этом бренном мире.

И, если что не так - смирись!

Будь поумней и улыбнись.

Холодной думай головой.

Ведь в мире все закономерно:

Зло, излученное тобой,

К тебе вернется непременно.

Всегда нужно оставаться человеком. Надеюсь, это поймёт и Артём, и извинится за свои слова, избавится от высокомерия и напыщенности. Мы же тоже его простим. Ведь только дурак никогда не признаёт своих ошибок.

З.Ы. А Паршивлюк так и не поиграл у Эмери…