Шаховской александр. Значение в Краткой биографической энциклопедии

Шаховской Александр Александрович (1777-1846), князь, драматург, член Российской Академии и литературного общества «Беседа любителей русского слова». В лицейский период Пушкин разделял отрицательное отношение к Шаховскому литературного общества «Арзамас», что отразилось в эпиграмме «Угрюмых тройка есть певцов» (1815) и критической заметке «Мои мысли о Шаховском» (1815).
В 1818 году Пушкин - частый посетитель салона А. А. Шаховского, где встречался с А. С. Грибоедовым, П. А. Катениным, И. А. Крыловым, Н. И. Гнедичем. Поэт читал ему главы «Руслана и Людмилы» и лирику. Шаховскому принадлежит сценарное воплощение пушкинских произведений.

Использованы материалы кн.: Пушкин А.С. Сочинения в 5 т. М., ИД Синергия, 1999.

Шаховской Александр Александрович (24.04. 1777-22.01.1846), князь, писатель, театральный деятель. Родился в поместье Беззаботы Смоленской губ. Окончил Благородный пансион при Московском университете (1792). Служил в Преображенском полку (1793-1802). С 1810 - член Российской Академии наук. В 1811-15 - член «Беседы любителей русского слова». Руководил драматической труппой и театральным училищем в Петербурге (1802-26; с перерывами); среди его учеников - Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин и др. Шаховской написал более 100 пьес, среди которых много водевилей, а также вольных переводов и сценических переделок произведений европейских авторов. Прозаическая пьеса Шаховского «Новый Стерн» (пост. 1805, опубл. 1807), направленная против сентиментализма, сыграла значительную роль в обновлении русской литературы в н. XIX в. В основе сюжетов его более поздних произведений - эпизоды русской истории («Казак-стихотворец», пост. 1812; «Ломоносов, или Рекрут-стихотворец», опубл. 1816; «Иван Сусанин», 1815; «Крестьяне, или Встреча незваных», опубл. 1815, посвящена Отечественной войне 1812), жизни дворянства (трилогия «Полубарские затеи, или Домашний театр», пост. 1808; «Пустодомы», опубл. 1820, и др.). Особым успехом пользовалась пьеса «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815) - панорама жизни современного дворянства; в образе одного из героев - сочинителя плаксивых баллад - легко угадывался В. А. Жуковский, что вызвало бурю полемических откликов (в т. ч. А. С. Пушкина), но вместе с тем и одностороннюю оценку всего творчества Шаховского. В 20-е Шаховской сблизился с кругом А. С. Грибоедова, П. А. Катенина. К этому времени относятся его переделки в романтическом духе романов В. Скотта, драм У. Шекспира. Шаховскому принадлежит также драма «Хризомания» (пост. 1836) - переделка «Пиковой дамы» Пушкина. Пьесы Шаховского, отмеченные занимательностью интриги, ориентацией на просторечие, имели важное значение для формирования русской национальной комедии. Меткий афористичный стих Шаховского (с применением разностопного ямба) предвещал творческие достижения Грибоедова, который учел опыт Шаховского не только в написанном вместе с ним и Н. И. Хмельницким водевиле «Своя семья, или Замужняя невеста» (1818), но и в комедии «Горе от ума».

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Соч. СПб., 1898;

Комедии. Стихотворения. Л., 1961.

Здесь читайте:

Шаховские , русский княжеский род, происходит от смоленских князей (Рюриковичей).

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) поэт.

Шаховской (князь Александр Александрович) - драматург (1777 - 1846). Учился в благородном пансионе при Московском университете. В 1793 г. явился на службу сержантом в Преображенский полк, в который был записан уже при рождении. В 1796 г., познакомившись с Дмитревским, Ш. поставил на сцену первую свою одноактную комедию: "Женская шутка". Это произведение, до нас не сохранившееся, и, по отзыву самого автора, очень слабое, имело, однако, выдающийся успех, так как было наполнено нравившимися тогда двусмысленными шутками. Ш. вошел в большой свет, стал "цеховым забавником" и, если бы не встреча с Ксавье де Местром (см.), он, может быть, совсем отстал бы от литературы. Под влиянием де Местра он решился посвятить себя театру. В 1802 г. он был назначен "репертуарным членом". Командированный театральной дирекцией за границу, Ш. побывал во Франции и Германии, видел некоторых известных актеров и писателей, а затем уже выступил как руководитель театра и как драматург. Первый его дебют (комедия "Коварный") в 1804 г. оказался совсем не удачным: пьесу ошикали. Зато второе произведение этого периода - комедия "Новый Стерн", направленная против Карамзина и его последователей - имело громадный, хотя и очень недолговечный успех, так как этой комедией (1804) Ш. заявил себя противником чрезмерного подражания иностранцам. Он примкнул к А.С. Шишкову и в 1811 г. вступил в "Беседу любителей Русского слова", в которой читал свою "ироикомическую" поэму: "Расхищенные шубы". За это время им написаны оперы "Любовное зелье", "Беглец от своей невесты" (1806), "Русалка", оперетка "Все дело в окошках" (1807), комедии "Полубарская затея" и "Ссора, или Два соседа" (1808), переведены трагедии Вольтера "Заира" и "Китайский сирота" (1809). Благодаря известности, доставленной ему этими пьесами, а также и близости к шишковцам, Ш. был выбран в 1810 г. в члены российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъема, большой успех имела комедия Ш. "Казак-стихотворец", не лишенная вообще некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814). Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии "Липецкие воды" (1815), в которой, под именем Фиалкина, "молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью", представлен, может быть, Жуковский. Арзамазцы отомстили Ш. рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов "Беседы", поддерживавших Ш. В 1818 г. Ш., вследствие несогласий с директором театров, вышел в отставку, но для театра продолжал работать, и в 1821 г., при новом директоре, опять поступил на службу, от которой окончательно уволен в 1826 г. И позже, однако, Ш. остался постоянным поставщиком комедий, водевилей, пословиц, опер, драм, трагедий, интермедий и т. п. Всего за период 1820-х - 1840-х годов им написано около 60 пьес, пользовавшихся порой очень выдающимся, хотя и непрочным, успехом. Под конец жизни Ш. принялся за свои мемуары, которые представляют немало интересных данных для русской истории первых десятилетий XIX века. См. Р. Зотов "Князь А.А. Шаховской" ("Репертуар и Пантеон", 1846, том IV); П. Смирнов "Воспоминания о князе А.А. Шаховском" (там же, 1847, том I), Е.М. Гаршин "Один из забытых писателей" ("Исторический Вестник", 1883, Љ 7); А.А. Ярцев "Князь А.А. Шаховской" ("Ежегодник Императорских Театров", 1894 - 95). А. Б-ин.

Князь Александр Александрович Шаховской (1777-1846) - русский драматург и театральный деятель из рода Шаховских, который почти четверть века (в 1802-26 гг.) фактически руководил театрами Петербурга. Член репертуарной комиссии императорских театров, режиссер, педагог, критик. Член литературного общества «Беседа любителей русского слова» с 1811 года. Пушкин писал о нём в «Евгении Онегине»:
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой.

Творческий путь
Князь А. Шаховской был весьма образованным человеком своего времени. Учился в Благородном пансионе при Московском университете, который окончил в 1792 году. С 1802 по 1826 год фактически руководил театрами Петербурга. Своей главной задачей считал помощь «мудрому правительству» в борьбе с «безрассудными нововведениями».
За свою жизнь написал более ста произведений (комедии, водевили, дивертисменты, оперы и пр.), большинство из которых до сих пор не опубликовано.
С 1810 года член Российской академии. В 1812 г., в момент общего патриотического подъёма, большой успех имела комедия Шаховского «Казак-стихотворец», не лишенная некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене. Шаховской принял участие в событиях этого времени и как ополченец, командуя тульской дружиной. Партизанская война дала ему материал для патриотической оперы-водевиля «Крестьяне или встреча незваных» (1814).
Его патриотизм выразился также в нападках на русских романтиков в комедии «Липецкие воды» (1815), в которой, под именем Фиалкина, «молодого человека с растрепанными чувствами и измятой наружностью», представлен, может быть, Жуковский. Арзамасцы отомстили Шаховскому рядом язвительных эпиграмм и статей, которые, выражая новые литературные стремления, были сильнее усилий староверов «Беседы», поддерживавших Шаховского.
В 1818 году в первый раз вышел в отставку в связи с конфликтом с директором Императорских театров. В 1821 году, при новом директоре, вернулся на службу и окончательно покинул ее в 1826 году. Выйдя на пенсию, принялся за написание мемуаров. Был также выдающимся театральным педагогом. Среди учеников: Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин.А. М. Каратыгина-Колосова, И. И. Сосницкий, Я. Г. Брянский, М. И. Вальберхова, Н. О. Дюр, его сестра Л. О. Дюрова, А. Е. Асенкова, А. Н. Рамазанов, сёстры Надежда Аполлоновна и Мария Аполлоновна из артистической семьи Азаревичей и др.
В 1811 он организовал «Молодую труппу», выступавшую с комедийным репертуаром. В состав этой труппы входили его воспитанники. Среди наиболее известных пьес Шаховского - «Новый Стерн» (1805), «Урок кокеткам, или Липецкие воды» (1815), «Пустодомы» (1819) - одни из самых репертуарных пьес первой четверти XIX века.
Как отмечала «Театральная энциклопедия»,
Из пёстрого, неравноценного в художественном отношении литературного наследия Шаховского наибольший интерес представляют его комедии. Шаховской преодолел однообразие распространённого в то время александрийского стиха, ввел разностопный ямб, простую «грубую» речь, его стих обладал меткостью, афористичностью. Достижения Шаховского в области языка были развиты Грибоедовым. Как режиссёр и театральный педагог Шаховской добивался общей слаженности спектакля, стремился пробудить в актёре не только ответственность за исполнение своей роли, но и внимание к игре партнёров. В романтические «волшебные представления» он широко вводил музыку, танцы, различные зрелищные эффекты.

Семья
Драматург проживал в гражданском браке с актрисой Александринского театра Екатериной Ивановной Ежовой. В то время гражданские браки не признавались юридически и требовали особого мужества. Не раз Шаховской просил Ежову стать его законной супругой, но она неизменно отвечала: «Лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней» .

Творческое наследие
Наследие огромно: более 110 пьес, переводы Буало, Юнга, Т. Тассо, Вольтера; совместный с П. А. Катениным, А. А. Жандром и А. И. Чепеговым перевод «Горациев» (1817), переделки для сцены произведений А. С. Пушкина, Шекспира, В.Скотта.
Стихотворения:
«Расхищенные шубы» - поэма (1811)
«Москва и Париж в 1812 и 1814 гг.» поэма, Спб., 1830)
Пьесы:
«Женская шутка» (1795), первая комедия, позже уничтоженная
«Коварный» (1804) - комедия, провалилась
«Новый Стерн» (1805),
«Любовное зелье» (опера, 1806)
«Беглец от своей невесты» (опера, 1806),
«Русалка» (либретто к опере Катерино Кавоса), 1807
«Все дело в окошках» (оперетта, 1807)
«Домашний театр, или Полубарские затеи» (комедия, 1808); продолжение - пьесы: «Чванство Транжирина, или Следствие полубарских затей» (1822), «Бедовый маскарад, или Европейство Транжирина» (1832); роль Транжирина исполнял М. С. Щепкин.
«Ссора, или Два соседа» (комедия, 1808)
«Заира» - перевод трагедии Вольтера и (1809).
«Китайский сирота» - перевод трагедии Вольтера и (1809).
«Дебора, или Торжество веры» (1810; совместно с Л. Н. Неваховичем),
«Казак-стихотворец» - признается первым русским водевилем
«Крестьяне, или Встреча незваных» - патриотический водевиль (1814), музыка С. Титова
«Ломоносов, или Рекрут-стихотворец» (1814)
«Иван Сусанин» - либретто оперы, музыка К. Кавоса
«Урок кокеткам, или Липецкие воды» - (1815, Ольгин - И. И. Сосницкий)
Положительные герои оказываются и патриотами, а приверженцы иностранного, модного, нового - лицемерами и злословами. Рассчитывая на сильный театральный эффект, Ш. вводит в проходных ролях, известных современников (В. А. Жуковского, С. С. Уварова, В. Л. Пушкина). Скандал вокруг комедии привел к Образованию «Арзамаса», который, борясь с Шаховским, предопределил довольно одностороннее восприятие его позиций (активно участвовали в борьбе Д. Н. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин).
«Фин» - трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
«Керим-Гирей, крымский хан» - трагедия по эпизодам поэм Пушкина (1817)
«Не любо - не слушай, а лгать не мешай» (1818)
«Пустодомы» (1819, Радугин - И. И. Сосницкий)
«Какаду, или Следствие урока кокеткам» (1820) - комедия
«Тетушка, или Она не так глупа» (1821)
«Иванго» (переделка В. Скотта «Айвенго»), 1821;
«Буря», переделка Шекспира (1821)
«Таинственный Карло», переделка В. Скотта (1822)
«Король и пастух» - перевод, 1822
«Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» (1822/1823, в роли Ренальд - П. С. Мочалов
«Урок женатым» (1823)
«Своя семья, или Замужняя невеста» совместно с А.Грибоедовым и Н.Хмельницким
«Благородный театр»
«Аристофан, или Представление комедии „Всадники“» (1825), постановка в Малом театре 1826 г., Аристофан - П. С. Мочалов
«Ворожея»
«Бенефициант» - водевиль
«Любовная почта»
«Откупщик Бражкин, или Продажа села»
комедия «Ты и Вы»
«Судьба Неджиля, или Все беды для несчастного», переделка В. Скотта (1824)
«Сокол кн. Ярослава Тверского. Русская историческая быль» (1823). Мнение Грибоедова о пьесе:
«…у Ш.[аховского] прежние погремушки, только имя новое, он вообразил себе, что перешел в романтики» .
«Сицилиец» - переделка пьесы Мольера
«Фальстаф», переделка Шекспира (1825).
«Юрий Милославский» (по одноименному роману М. Н Загоскина, 1832/1834)
«Батюшкины дочки, или Нашла коса на камень» (1826/1827, в роли Неизвестного - Мочалов)
«Фингал и Роксана» (Фингал - П. С. Мочалов)
«Меркурий на часах» (1827),
«Девкалионов потоп, или Меркурий предъявитель» (1829)
«Романный маскарад» (1829),
«Двумужница, или Зачем пойдешь, то и найдешь» (1830)
«Каламбурист и журналист» (1832)
«Женихи чужих невест»
«Смольяне в 1611 г.» - драма, переделка для сцены романов М. Н. Загоскина (1830, 1832)
«Хризомания» (переделка для театра «Пиковой дамы» А. С. Пушкина 1836).
Проза:
роман «в духе В. Скотта» «Жизнь Александра Пронского»,
цикл повестей «Русский Декамерон» (некоторые переделаны в пьесы),
автобиографический рассказ «Три женитьбы вопреки рассудку»,
повесть «Маруся, Малороссийская Сафо»,
статьи по истории и теории театра

Шаховской Александр Александрович родился 24.IV(5.V).1777 г. в поместье Беззаботы Смоленской губернии в дворянской семье - драматург.

Образование получил в Московском благородном пансионе, по окончании которого поступил на службу в Преображенский полк.

С 1810 - член Российской академии в Петербурге .

В 1811 - 15 Александр Александрович состоял в обществе «Беседа любителей русского слова».

В войну 1812 вступил в Тверское ополчение, был назначен командиром казачьего полка, преследовавшего отступавшую французскую армию до Смоленска.

С 1795 начал драматургическую деятельность. Первым произведением Шаховского была комедия в стихах «Женская шутка». Ее постановка в Эрмитаже вызвала интерес зрителей.

В 1800 он причислен к столичному театральному ведомству.

С 1802 по 1803 он находился в Париже и Германии, изучал сценическую жизнь и режиссуру. По возвращении из-за границы работал режиссером в столичном театре. С 1802 - 1826 (с небольшими перерывами) фактически возглавлял петербургскую драматическую труппу. В числе учеников Шаховского были Е. С. Семенова, Я. Г. Брянский, И. И. Сосницкий.

В 1805 была впервые поставлена на сцене Малого театра в Петербурге прозаическая комедия Александра Александровича «Новый Стерн» (опубликованная в 1807), в которой едко высмеивалась слащавая слезливость сентименталистов. Написана она в жанре драматической пародии на целое литературное направление, на чувствительные повести и сентиментальные путешествия. Драматург называл сентиментальные произведения «маленькими книжонками... из университетской лавки» (журналы сентиментального направления печатались в Московской университетской типографии). Удар, нанесенный Шаховским, был настолько сильным, что сентименталисты, особенно Шаликов, не могли уже оправиться. Шаликов с горечью сетовал: «Критика Стерна в книгах сноснее, чем Стерн на сцене» («Аглая», 1808, № 1, с. 110). Пьеса сыграла огромную роль в литературной борьбе начала XIX в. и вызвала яростные, долго не умолкавшие споры в печати. Большой успех на сцене имела комическая опера Шаховского «Беглец от своей невесты» и написанная в это же время пьеса «Полубарские затеи, или Домашний театр».

В 1811 печатает значительную часть (без 4-й песни) поэмы «Расхищенные шубы». Это насквозь полемическое произведение, направленное против многочисленных врагов Шаховского. В нем содержались резкие полемические выпады против Карамзина . Драматург искусно пародирует стихи последнего (в печатный текст они не вошли). В этом же году публикует и оперу-водевиль «Казак-стихотворец».

В 1814 поставил на сцене свои новые пьесы:

В 1815 он создает пьесы:

«Желтый Карло»,

«Урок кокеткам, или Липецкие воды»,

«Иван Сусанин» (одна из лучших пьес драматурга),

«Карачун» и другие.

В пьесе «Урок кокеткам» нарисована широкая картина жизни русского дворянского общества в год окончания Отечественной войны. Верность обычаям исконной русской старины, неприятие всего нового, проникающего с Запада,- таковы идеи, исповедуемые положительными героями комедии. В пьесе нарисована карикатурная фигура сентиментального поэта- балладника Фиалкина, в котором зрители без труда узнали В. А. Жуковского . Пьеса вызвала целую бурю. На нее откликнулись многие поэты и критики, в том числе А. Пушкин и В. Жуковский, А. Бестужев , К. Рылеев и многие другие. В 1818 написал (совместно с А. С. Грибоедовым и Н. И. Хмельницким) водевиль «Своя семья, или Замужняя невеста».

В 1820 Шаховской А.А. поставил пьесы:

«Какаду, или Следствие урока кокеткам»,

«Актер на родине»,

«Игнаша-дурачок»,

«Адвокат»,

«Новая суматоха»,

«Ворожея».

В 1821 буквально наводнил сцену своими пьесами:

«Ивангой...»,

«Женщина-лунатик»,

«Бакалавр Саламанкский»,

«Феникс»,

«Женщина-полковник»,

«Живые картины»,

«Тетушка».

В последующие годы пьесы Александра Александровича появлялись одна за другой, но успеха среди зрителей не имели. К числу лучших его пьес этой поры относится комедия «Аристофан, или Представление комедии «Всадники» (поставленная в 1825, издана в 1828).

В 1826 недовольный взыскательной петербургской публикой, Шаховской переехал в Москву , где и провел последние двадцать лет жизни, принимая активное участие в постановках новых пьес на сцене Московского театра, давая актерам полезные советы.

Шаховским Александром Александровичем всего создано и переделано свыше 100 пьес.

Перевел много пьес западноевропейских драматургов, среди них трагедию Вольтера «Китайский сирота». Шаховской- автор «Постановлений и правил внутреннего управления императорской театральной дирекцией» (1825). Этот устав действовал в своих отдельных частях до 1917.

Изображая в пьесах дворянский быт своего времени, он выступал против мотовства, безделья, безалаберности в быту, галломании, космополитизма русского консервативного дворянства. Он писал также басни, стихи, повести.

Пьесы Александра Александровича отличались занимательностью интриги, памфлетной остротой, непринужденностью и легкостью языка. Деятельность Шаховского А.А. в области театра сыграла значительную роль в развитии русской режиссуры. Он содействовал подъему общей культуры спектакля, воспитывая в актерах умение, заботиться не об отдельных эффектах своей роли, а об общем ходе действия, об успехе всей пьесы, о правилах и нормах сценического искусства. Многие его пьесы до сих пор не опубликованы. Неизвестна и судьба архива, завещанного им П. М. Бакуниной.

Шаховской (князь) Александр Александрович родился 5 мая 1777 года в имении своего отца, сельце Беззаботах (Ельницкого уезда, Смоленской губернии), где и провел свои детские годы. Отец - князь Александр Иванович Шаховский был камергером короля польского Станислава-Августа. Восьмилетним мальчиком Шаховской был привезен в Москву и отдан в Благородный Пансион, где - по одним данным - "не обучился ничему порядочно", по другим - "не вынес ничего", кроме посредственного знания французского языка.

В 1796 году, по окончании курса в Пансионе, отправился в Петербург на службу в Преображенский полк, куда - по обычаю того времени - еще десятилетним мальчиком был записан сержантом.

В 1802 году Шаховской оставил военную службу в чине штабс-капитана. Недостаток средств и связей, а также далеко не изящная наружность, доставили немало неприятных минут молодому князю, любившему являться в большом свете и вести рассеянную и шумную жизнь в кругу светской молодежи. С другой стороны, те же обстоятельства заставили Шаховского обратить особенное внимание на свои способности, выгодно выделявшие его из толпы сверстников и создававшие ему некоторый успех. Юноша решил развивать в себе поэтическое дарование, которое он, по его собственным словам, унаследовал от матери, заронившей в его душу "искру творческого огня" и лелеявшей мечту видеть в своем сыне поэта.

Одобрительный отзыв писателя Эмина о плодах еще юношеской музы Шаховского и успех его мадригалов, альбомных и т.п. стихов доставили рано молодому поэту некоторую известность. Любовь к развлечениям не исключала в нем стремление к самообразованию. Он не зарывал своего таланта в землю, но в то же время не позволял себе, в погоне за легко приобретаемой славой, спуститься до уровня салонного сочинителя мадригалов. Он скоро почувствовал, в чем его истинное дарованье. Последнему способствовали и самые обстоятельства.

По словам Ф.Ф.Вигеля, к театру еще с малолетства стремились все помышления Шаховского, пребывание в Москве могло лишь усилить эти стремления, а в Петербурге они получили реальное осуществление. Близкое знакомство с семьей балетмейстера Вальберха, с сыновьями писателя Княжнина и через них с артистом Дмитревским и другими скоро открыли Шаховскому доступ в закулисный мир и окончательно склонили его на путь драматического писателя.

Еще в 1795 году зрители Эрмитажного театра вызывали Шаховского, как автора веселой комедии: "Женская шутка". Это произведение, до нас не сохранившееся, и, по отзыву самого автора, очень слабое, имело, однако, выдающийся успех, так как было наполнено нравившимися тогда двусмысленными шутками. Сам император Павел удостоил молодого драматурга своим вниманием. Шаховской вошел в большой свет, стал "цеховым забавником" и, если бы не встреча с Ксавье де Местром, он, может быть, совсем отстал бы от литературы. Под влиянием де Местра он решился посвятить себя театру.

"Женская шутка", введя Шаховского в еще больший круг выдающихся театральных деятелей, доставила ему знакомство и с директором театров А.Л.Нарышкиным, который и предложил князю занять место члена репертуарной части. Расставшись с военной службой, он, вскоре по получении новой должности (1802), отправился в командировку за границу для ангажемента французской труппы. За успешное выполнение этого поручения, давшего ему прекрасный случай изучить постановку театрального дела за границей, Шаховской был пожалован званием камер-юнкера.

С возвращением из командировки начинается период самой кипучей и плодотворной деятельности Шаховского на пользу русского театра, которому он служил различными способами, и благодаря своему необычайному трудолюбию, энергии и пониманию дела стал главным представителем "русской Талии" в течение первой четверти XIX века.

Он писал пьесы самого разнообразного содержание и характера, писал теоретические статьи о театральном искусстве, входил в полемику по поводу тех или других пьес, брал на себя обязанности режиссера, выступал в качестве преподавателя драматического искусства, организатора труппы актеров. Он выискивал и проводил на сцену молодые таланты и т. д.

Разнообразная и притом страстная деятельность этой энергичной, горячо любившей свое дело, но самолюбивой (порой, до мелочности) и раздражительной натуры привлекала к себе общее внимание, но в то же время создавала Шаховскому немало завистников и врагов. Справедливо сказано в одном воспоминании, что "едва ли у кого из наших писателей было столько врагов, как у князя Шаховского". Действительно, в литературе и литературной среде его постоянно преследовал рой эпиграмм и ядовитых насмешек, злых отзывов о его пьесах, контр-интриг и т. п. В обществе ходили о нем всевозможные сплетни и россказни, в которых затрагивалась и частная жизнь писателя.

В 1804 году, вернувшись из заграничной командировки, Шаховский выступил перед публикой пятиактной комедией "Коварный". Но она не имела успеха: пьесу ошикали. Зато представленная вскоре его комедия "Новый Стерн" доставила автору шумный (пусть и недолговечный) успех, но вызвала и шумное негодование со стороны последователей сентиментализма, которых Шаховской жестоко осмеял в своей комедии.

Карамзинисты увидели в "Новом Стерне" небывалое по жестокости осмеяние предмета их почитания. Люди, не сочувствовавшие карамзинским нововведениям, нашли в Шаховском смелого собрата, и литературная распря между двумя противоположными направлениями приняла еще более острый характер. Окрестив князя "Шутовским", карамзинисты осыпали его градом насмешек и эпиграмм, на которые он до поры до времени воздержался отвечать.

Вслед за "Новым Стерном" быстро стали появляться на сцене и в печати одно за другим новые произведение Шаховского. В период с 1804 по 1812 год он успел поставить длинный ряд комедий, трагедий, драм переводных и оригинальных, прологов и опер. Оперы "Любовное зелье", "Беглец от своей невесты" (1806), "Русалка", оперетка "Все дело в окошках" (1807), комедии "Полубарская затея" и "Ссора, или Два соседа" (1808), переведенные трагедии Вольтера "Заира" и "Китайский сирота" (1809), доставили ему известности и деятельность его была увенчана Российской Академией, избравшей его в свои члены.

В 1811 году Шаховский примкнул к А.С. Шишкову и вступил в "Беседу любителей Русского слова". После чего отомстил своим неумеренным противникам карамзинистам "герои-комической" поэмой "Расхищенные шубы".

В 1812 году, в момент общего патриотического подъема, большой успех имела комедия Шаховского "Казак-стихотворец", не лишенная вообще некоторых достоинств, вследствие которых она долго продержалась на сцене.

Последняя пьеса была поставлена под нависшими тучами тревожного 1812 года. Лишь только грянул гром Отечественной войны и "музы должны были сокрыться", Шаховской оставил литературную и театральную деятельность и, движимый патриотическим чувством, стал в ряды бойцов за отечество. Он принял начальство над одним из полков тверского ополчения, поступившего вскоре под команду Винценгероде. После захвата Винценгероде в плен, Шаховской вместе с прочими начальниками двинулся к Москве и первый со своим отрядом вошел в Кремль, едва французы оставили столицу. В Москве, вплоть до приезда графа Ростопчина, Шаховской занимался приведением полуразрушенной столицы в возможный порядок. Дальнейшая его военная служба, продолжавшаяся несколько месяцев, не ознаменована ничем примечательным.

В конце 1813 года Шаховской вернулся в Петербург, снова отдался своему излюбленному театральному делу, и уже в следующем году была играна новая его опера-водевиль: "Крестьяне или встреча незваных", имевшая шумный успех: перед зрителями проходили ярко освещенные сцены партизанских схваток из только что оконченной войны, которые, конечно, не могли не произвести сильного впечатление на современников.

В том же году была поставлена его опера-водевиль "Ломоносов", которая, равно как и некоторые другие пьесы Шаховского, прошла с меньшим успехом. Но в 1815 году постановка комедии Шаховского "Урок кокеткам или Липецкие воды" ознаменовалась в нашей литературе еще большим оживлением, чем то, какое было вызвано появлением "Нового Стерна".

Эта новая комедия, направленная против романтизма, в частности против Жуковского, надолго взволновала наши литературные партии. Друзья Шаховского превозносили его как остроумнейшего драматурга. Его противники (коих у князя было больше, чем друзей), как только могли, издевались над "брюхастым стиходеем". Против Шаховского были почти все передовые наши литераторы, особенно кружок писателей, составлявших "Арзамас", косвенным виновником образования коего был до некоторой степени сам Шаховской (внешним поводом к образованию Арзамасского общества послужило "Видение в какой-то ограде" Д. Н. Блудова, написанное им в ответ на "Липецкие воды").

"На российском Парнасе началась страшная война", в которой одним из самых ярых бойцов против Шаховского и застрельщиком был Д.В.Дашков, напечатавший в "Сыне Отечества" (1815 г., ч. 25, ? 42) злое "Письмо к новейшему Аристофану", где выставил Шаховского человеком в высшей степени недоброжелательным к молодым талантам, интриганом, завистником и т. д. В "Письме" этом, несмотря на крайнюю резкость, было, впрочем, немало и правды.

Вся последующая деятельность Шаховского, как драматурга, текла уже более ровным и весьма обильным потоком, не вызывавшим уже более никаких из ряда вон выдающихся толков и споров в нашей литературе. Особенно плодовитой была писательская деятельность Шаховского после выхода его в отставку, в 1819 году, вследствие раздора с бывшим тогда директором театров Тюфякиным.

Впрочем, в отставке он пробыл недолго: в 1824 году он вновь был приглашен на службу в театральную дирекцию. Между прочим, Шаховской на этот раз принимал самое близкое участие в разработке новых штатов Императорских театров, результатом которой были "Постановления и правила внутреннего управления Императорской театральной дирекцией", в течение более полувека сохранявшие свою силу.

В 1826 году были произведены перемены в составе театральной дирекции, и Шаховской Высочайшим указом был в числе прочих уволен от службы. С этого момента закончилось навсегда официальное служение князя на пользу русского театра, но вообще театральная деятельность Шаховского прекратилась лишь со смертью его, последовавшей 22-го января 1846 года.

Всего за период 1820-х - 1840-х годов им написано около 60 пьес, пользовавшихся порой очень выдающимся, хотя и непрочным, успехом. Под конец жизни Шаховской принялся за свои мемуары, которые представляют немало интересных данных для русской истории первых десятилетий XIX века.

Деятельность его не раз в продолжение этих 20 лет меняла свое место: он жил то в Москве, то в Петербурге, то опять в Москве. О последних годах жизни Шаховского сохранилось мало сведений. Силы его угасали, заметно угасали и творчество, и прежняя энергия, и интерес к делу. Шаховской все чаще и чаще оставляет столицы и уезжает для отдыха в Харьковскую губернию, где у него было небольшое, доставшееся (после многолетнего судебного процесса) по наследству, имение Рогань.

Умер Шаховской на 68-ом году жизни в Москве, похоронен там же на кладбище Новодевичьего монастыря.

След в истории

Само собой разумеется, что в многолетней деятельности такого страстного и плодовитого писателя не могло не быть ошибок, промахов, увлечений и заблуждений, которые в свое время подвергались частым нападкам и преследованиям. Вместе с тем, деятельность эта не могла протекать на таком длинном протяжении времени в одном определенном русле: она искала порой новых путей, меняла не раз свое направление и размеры, что, конечно, находилось в зависимости как от склада характера и убеждений Шаховского, так и от обстоятельств той эпохи и состояние нашего театрального дела.

Шаховской не был человеком глубокого ума, но он был и выше посредственности и отнюдь не держался рутины в близком его сердцу деле. Он начал литературное поприще строгим классиком, переводчиком и подражателем французских писателей, теоретические взгляды его на драму проводились, отстаивались и применялись на практике (в оценке драматических произведений) редакцией "Драматического Вестника", основанного по мысли Шаховского и редактированного, при близком его участии, Д. И. Языковым. Но скоро Шаховской мало-помалу начал делать уступки новым веяниям (например, введение вольных стихов вместо александрийских ) и даже перешел на сторону драмы романтической, заимствуя сюжеты из источников романтических, обращаясь к Шекспиру, В. Скотту, Пушкину. Но, испробовав свои силы в том и другом направлении, Шаховской , однако, не удовлетворялся подражанием чужим образцам и готовым шаблонам. Он мечтал о создании "своего собственного (т. е. национального) театра на обширном и прочном фундаменте".

Он боролся с теми или другими господствовавшими течениями в нашей драматической литературе, которые казались ему выходящими из чужеземных, вредных для нас источников, и в этой борьбе хотел пробиться на истинный путь. Он обращался в своих опытах к историческим и бытовым сюжетам, к преданиям старины и произведениям народного творчества. И трудами своими, как бы слабы они ни казались с современной точки зрения, Шаховской немало сделал для своих благих целей: "шумный рой" его комедий сближал зрителей и читателей с действительностью и, как бы то ни было, развивал в обществе интерес к театру и театральные вкусы. Его труды, в качестве официального и частного преподавателя драматического искусства и руководителя, дали нам ряд первоклассных артистов. Наконец, немалую пользу принес Шаховской как режиссер Императорских театров и организатор "молодых трупп".

Словом, деятельность Шаховского - весьма заметная страница в истории русского театра, которую нельзя пройти без внимания. Правда, изумительная плодовитости Шаховского не произвела пьес, которые могли бы надолго пережить их автора. Виной тому многие обстоятельства, из которых главное - спешность работ его, объясняемая некоторыми условиями тогдашнего театра. Шаховскому прямо-таки некогда было вдумываться в свои сюжеты, что, при не выдающейся глубине его комического таланта, не могло служить залогом долговечности его пьес. Их временный шумный успех объясняется отличным знанием Шаховским сцены, уменьем прикрывать внутреннюю слабость своих пьес блестящей обстановкой, его версификаторской ловкостью и уменьем влагать в уста действующих лиц плавную, живую речь.

Скорому забвению пьес Шаховского способствовала и манера его выводить на сцену живых лиц: со смертью последних или с ослаблением интереса к ним современников, забывалась и самая пьеса.

Театральная деятельность князя, в узком значении этого слова, также имела немало слабых сторон: Шаховскому не были чужды пристрастие, партийность, увлечение и, кроме того, он нередко расставлял за кулисами сети интриг, в которые, впрочем, и сам часто попадался. Вот причина, почему этот добродушный и в сущности добрый и несомненно полезный для русского театра человек не избегал порой тяжких обвинений, преследований, насмешек и даже издевательств.

Биография Шаховского еще не вполне разработана, а деятельность его ждет еще беспристрастной и должной оценки. Полного собрание сочинений книг Шаховского, или хотя бы его драматических произведений, не имеется. Да и вообще полностью были напечатаны лишь очень немногие его пьесы.