Самые страшные кладбища и могилы – фото, реальные истории, легенды, поверья.

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

В Краснодарском крае найдены тайные захоронения людей, которые в свое время конфликтовали с депутатом Заксобрания от «Единой России» Сергеем Зириновым

Это фото сделано летом 2011 года на анапском пляже «Золотая Бухта». Депутата кубанского Заксобрания Сергея Зиринова (крайний слева) президенту РФ (ныне премьер) представила мэр Анапы Татьяна Евсикова (вторая справа)

Сейчас депутат находится под стражей, хотя и по другому делу. В Анапе задержаны его охрана и водитель, прошли обыски у анапских криминальных авторитетов. После ареста депутата Зиринова один из руководителей местной полиции подался в бега. Маховик расследования только раскручивается, но уже сейчас понятно: в Анапе, как и в кубанской станице Кущевской, на плечах ЧОПа создана бизнес-империя, а ее король нашел доступ к высшим эшелонам власти.

Похоронная правда

Чтобы увидеть могилы, едем от поселка Варваровка в сторону Новороссийска. За рулем - опальный майор милиции Алексей Дымовский, в свое время записавший нашумевшее видеообращение к Путину. Ровно через километр после Варваровки сворачиваем с трассы влево и движемся вдоль лесополосы. Земля всюду разрыта, а лесополоса почти вся вырублена: после некоторых убийств прошло более десятка лет, и чтобы отыскать захоронения, Следственному комитету вместе с ФСБ пришлось попотеть.

…На дне неглубокой ямы - утрамбованный участок земли. «Тут лежали тела», - заключает бывший майор. Рядом - большой кусок полиэтилена со следами буроватой жидкости. Откапываем несколько пуговиц с надписью «Levinson». Одна из них упакована в закрытый полиэтиленовый пакетик, куда обычно кладут вещдоки. Метров через пять встречается похожая яма, но гораздо меньшего размера: в ней мог лежать ребенок. После Кущевки я как житель Кубани не удивляюсь ничему.

Сколько всего найдено тел, пока неизвестно. Но уже опознаны двое: Виталий Садовничий и его гражданская жена Ольга Иванькина (в черепах обнаружены следы пулевых ранений). По одной из версий, это убийство может быть связано с анапским санаторием «Малая Бухта». В начале двухтысячных Садовничий служил там главным бухгалтером. Затем «король» Анапы Сергей Зиринов помог Садовничему стать гендиректором санатория.

Позднее Сергей Зиринов якобы захотел убрать Виталия Садовничего с директорской должности, но тот уйти отказался. В 2002 году он подал заявление в анапскую милицию, где подробно описал, кто и как ему угрожает. Вскоре после этого Виталий Садовничий и Ольга Иванькина исчезли.

Милиция завела разыскное дело. Там фигурировали сведения о том, что у супругов при себе якобы были большие деньги, которые позволили им уехать за границу. Лишь теперь, спустя 11 лет, стала известна страшная правда. Впрочем, санаторий «Малая Бухта» - мизерная часть бизнес-империи, которая за минувшее десятилетие выстроена в Анапе при помощи Зиринова. Помешать ему пытались многие...

Аресты без правил

Сейчас правоохранительные органы ищут захоронения по всему Анапскому району. Толчком к началу масштабного расследования послужило покушение на Николая Нестеренко - заместителя атамана Анапского городского казачьего общества. 22 февраля Нестеренко получил два ранения, а его водитель Виктор Жук был убит. Зам городского атамана боролся против добычи «олимпийского» песка на анапском шельфе, застройки дюн в пригороде Анапы, захвата территорий в заповеднике Утриш. Следует вспомнить и недавнюю историю с рекой Анапка. Городская администрация отдала часть речного берега в аренду местному предпринимателю Ашоту Асланяну под строительство отеля. Но огородить природоохранную территорию забором не позволил Нестеренко. Это противоречило интересам Зиринова, поскольку Асланян, скажем так, хорошо с ним знаком.

Нестеренко возглавляет фирму «На Крепостной», которая объединяет Казачий рынок Анапы, охранное предприятие и ряд других компаний. Анапское казачье общество и местная армянская диаспора - два экономических клана, которые противостоят друг другу. Армянская группа считается более мощной, к тому же за ней стоит депутат Зиринов.

Вскоре после покушения на Нестеренко был задержан охранник Зиринова Амар Сулоев. Сейчас следствие проверяет, причастен ли задержанный к подготовке киллера и не он ли раздобыл оружие для покушения. Задержан и водитель Зиринова по кличке Химик, и начальник зириновской охраны, бывший работник спецслужб Андрей Мирошников. Кто из них показывает оперативникам захоронения, неизвестно: этого человека возят, надев ему на голову спецназовскую маску.

6 и 7 апреля прошли обыски в доме Амбарцума Айрияна по кличке Ампар. В Анапе это очень авторитетный человек. Предположительно через него единоросс Зиринов держал связь с главным российским авторитетом Асланом Усояном по кличке Дед Хасан (16 января застрелен в Москве). По некоторым сведениям, сейчас Айриян может скрываться на территории Объединенных Арабских Эмиратов.

Когда начались задержания, Зиринов вернулся из ОАЭ, где якобы отдыхал. Прямо из краснодарского аэропорта его увезли в следственный изолятор ФСБ. По моим сведениям, при обыске в доме Зиринова был изъят ноутбук, в котором обнаружили аудиофайлы - прослушку телефонных разговоров Нестеренко. В одном из разговоров он говорит о том, что Зиринова пора поставить на место. Вскоре после этого разговора происходит покушение на Нестеренко.

В ходе следствия выяснилось, что о прослушке как минимум знал начальник уголовного розыска Анапы Игорь Нехаенко. Более того, за Николаем Нестеренко велась профессиональная слежка. Когда следствие взялось за Зиринова вплотную, начальник угрозыска Нехаенко пропал. «Сейчас он объявлен в розыск, по кубанским отделениям полиции разослана ориентировка», - утверждает Алексей Дымовский. Официально информация пока не подтверждена. Известно лишь то, что Нехаенко отсутствует на работе.

Собственный президент

Примечательно, что Зиринов формально собственности не имеет или почти не имеет. Кое-где (например, в анапской телекомпании «39 канал») в учредителях ходит Борис Макаровский. В Анапе он считается надежным помощником Зиринова. В день ареста депутата «люди в масках» провели на «39 канале» масштабный обыск. Бориса Макаровского связывают и с анапским 3D-кинотеатром «Мир Кино». О номинальных владельцах десятков ресторанов, кафе, магазинов промолчим, как и о главном анапском универмаге и ряде аквапарков. А вот пятизвездочный отель «Валентина» возглавляет некая Светлана Старостина. Пляж-отелем «Золотая Бухта» руководит Андроник Хачатурян. Вся Анапа обсуждает слухи о том, что летом здесь отдыхает председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев. Во время его отдыха, как рассказывают местные, пляж «Золотой Бухты» берется под охрану и закрывается.

Впрочем, это всего лишь слухи, и я не удивлюсь, если они распущены с подачи самого Зиринова. Но вот встреча депутата-единоросса с бывшим президентом, а ныне премьер-министром Дмитрием Медведевым, скорее всего, мимолетная и наверняка единственная, документально подтверждена хотя бы фотографией, которую мы публикуем. В тот день Медведев с семьей прилетел на вертолете из Сочи в Анапу. Его встречали кубанский губернатор Ткачев и бывший мэр Анапы Евсикова с полной свитой. С их благословения Зиринова скорее всего и подвели к президенту.

Власть охраны

Вместе с Дымовским едем в анапский район Высокий Берег, находим улицу Таманскую и дом депутата Зиринова. Не дом, а крепость: за каменным забором большие квадратные строения с широкими темными окнами и узенькими окошками-бойницами. На входе - каменная будка охраны. Объясняю охраннику в черной рубашке: «Хотим у Сергея Андреевича комментарий взять». Охранник вежлив: «Его нет». Уже через час мне звонят с незнакомого номера. Женщина представляется помощницей депутата Зиринова и просит о встрече в Анапе. Быстро работают. Зиринов вообще все делал быстро…

Карьеру начинал в конце 90-х. Его авторитетный дядя Николай Испирян был широко известен в Анапе. В 1997 году дядю вместе с семьей расстреляли бандиты. Пять дней спустя в автокатастрофе погиб его наследник, и «свято место» унаследовал Сергей Зиринов.

В 2002 году он избрался депутатом Законодательного собрания Краснодарского края. К 2007 году уже состоял в «Единой России» и стал депутатом вновь, в 2012-м - еще раз. Сейчас он - зампредседателя краевого Комитета по культуре и информационной политике. На днях Зиринову пришло очередное приглашение на сессию регионального парламента.

Все эти годы Сергей Зиринов был связан с частным охранным предприятием «ВАН», что «доброжелатели» расшифровывают как «Вся Анапа наша».

Анапа - крупный всероссийский курорт, деньги и должности тут более масштабные, чем в кубанской станице Кущевской. Но есть у Анапы и Кущевки ряд общих черт, по которым можно составить представление о кубанской жизни. Во-первых, за официальными органами власти стоит теневой хозяин, который «разруливает» местные проблемы: Сергей Цапок в Кущевской и Сергей Зиринов в Анапе. При этом «хозяин» входит и в научную, если можно так сказать, элиту: Цапок был кандидатом социологических наук, а Зиринов - кандидат экономических. Как и Цапок в свое время, Зиринов - депутат от «Единой России». И если Цапка сфотографировали на инаугурации Медведева, то Зиринова - непосредственно с экс-президентом.

Во-вторых, и там и тут есть предприятия, обеспечивающие финансовый ресурс для деятельности теневой власти. В Кущевской это было аграрное предприятие «Артекс-Агро», а в Анапе - десятки ресторанов, магазинов, кафе, крупные отели и аквапарки (курортная специфика). В-третьих, наряду с правоохранительными органами обязательно существует некий ЧОП, который с ними срастается и в ряде случаев их просто подменяет: «Центурион» в Кущевке и «ВАН» в Анапе. И если в кущевской милиции цапков прикрывал Александр Ходыч, то о делах анапской полиции может многое рассказать начальник угрозыска Игорь Нехаенко. Когда его найдут.

В 1524 году московский князь Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству основал на западе Москвы, в Лужниках, прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее - в Литву, Новодевичий женский монастырь. Он стал одним из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей.

Из истории монастыря
В 1922 году монастырь закрыли, вместо него появился Музей раскрепощения женщин, а потом - Историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В настоящее время памятник старины вновь стал действующим. На его территории покоятся поэт Алексей Плещеев, создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, ученый Сергей Соловьев и его сын - философ Владимир Соловьев, историк граф Уваров, командующий Юго-Западным фронтом с 1916 года генерал Брусилов, отец Александра Герцена, директор Департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий - Александр Тургенев, сыгравший не последнюю роль в судьбе Пушкина… А три года назад одной из последних здесь была похоронена первая настоятельница монастыря матушка Серафима.


Памятник скульптору Меркурову самый «задумчивый» на кладбище.

К началу XX века территория монастырского некрополя была полностью заполнена, и в 1889 году ее впервые расширили - за южной стеной монастыря появилось кладбище, официально открытое в 1904 году, а после Октябрьской революции названное в народе «Новодевичье». Кладбище курировал Хамовнический райсовет, и оно постепенно превратилось в место погребения рядовых москвичей. Но уже спустя 10 лет по решению ВЦИК привилегией покоиться здесь пользовались лишь «лица с общественным положением» - актеры и писатели, военные и ученые, адвокаты и политработники. Кладбище вновь стало элитарным, и быть похороненным на нем каждый считал за честь. В 30-е годы, в период яростного уничтожения монастырских некрополей, на Новодевичье кладбище перенесли останки и памятники ряда выдающихся деятелей культуры, науки, военачальников. В середине 50-х кладбище расширили еще дальше к югу - образовалась Новая территория, а после очередного расширения в конце 70-х - и Новейшая. Теперь площадь кладбища составляет более 7,5 га, на которых нашли свой последний приют тела 26 000 погребенных. Могилы большинства из них украшают надгробия, имеющие высокую художественную ценность, - работы скульпторов Шадра, Андреева, Коненкова, Мухиной, Меркурова, Аникушина, Вучетича, Кербеля.

Старая территория
У жителей близлежащих домов очень популярна мистическая история о женщине, которая отпросилась с работы, чтобы навестить могилу близкого родственника на Новодевичьем кладбище. Пока она покупала цветы и ехала через всю Москву, сгустились сумерки. Она, показав документ, пошла на могилу… и заблудилась. Ей навстречу попался гражданин. Она спросила у него дорогу. Он объяснил, но путано. Она попросила его проводить ее к могиле: «Уже темновато, а я покойников боюсь». Он любезно повел ее по дорожкам и тупикам и вдруг, через плечо, спросил: «А вы не сможете мне объяснить, почему люди нас боятся?»
Профессиональный экскурсовод Александр Яковлев.
- Люди сочиняют эти истории от неведения, - рассказывает профессиональный кладбищенский экскурсовод (!) Александр Яковлев. - Раньше под кладбища выделялось особое место, которое обязательно освящалось, огораживалось, а в заборе делалась калитка для живых людей (ворота издавна предназначались только для выноса покойников). А выдающиеся деятели СССР, будучи атеистами, похоронены не внутри территории Новодевичьего монастыря, а рядом, на не освященном церковью участке. Однако и мистики у нас хватает…

Самый мистический погост - могила Гоголя.
Как известно, частые продолжительные обмороки вызывали у Гоголя в его болезненном сознании страх быть принятым за умершего и оказаться заживо погребенным. Как христианин, искренне верующий в бессмертие души, Гоголь не боялся умереть. Может быть, поэтому он отказывался следовать советам врачей, не принимал лекарства, изнурял себя ограничениями в пище… Консилиум врачей, поставив диагноз «менингит», решил лечить Гоголя насильно. Но в ночь с 20 на 21 февраля (по старому стилю) 1852 года писатель скончался. Последними его словами были «Как сладко умирать!..» Он просил похоронить его только при наличии явных признаков разложения, появления которых никто, разумеется, дожидаться не стал. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931 году, в связи с решением властей ликвидировать этот некрополь, останки писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Сохранилось описание вскрытия могилы и гроба Гоголя. Все присутствовавшие были поражены: Гоголь лежал в гробу… на боку! При этом голова писателя отсутствовала, а обшивка гроба изнутри была расцарапана… Естественно, что по Москве сразу поползли слухи о том, что Гоголь был захоронен в состоянии летаргического сна, а проснувшись, пытался освободиться и переворачивался в гробу. Что же касается отсутствующего черепа, то тут всё было ещё более странно. Предполагали, что череп писателя был похищен из гробницы по заказу какого-то коллекционера. Назывались даже имена, но эти обвинения ничем не подтверждались. Потом пошёл слух, что череп писателя каким-то образом оказался в Италии. Согласно поверью, этот череп везли из России на поезде. А в пути весь железнодорожный состав… бесследно исчез, буквально растворился в воздухе. И якобы даже в наше время призрак этого поезда один раз в год появляется на перегоне между Харьковом и Полтавой. Некоторые люди до сих пор уверены, что это была месть потревоженных писателем «потусторонних сил», может быть, его знаменитого Вия. А вот что об этом писал И.С. Тургенев: «С тех пор, как я себя помню, ничего не произвело на меня такого впечатления, как смерть Гоголя… Это страшная смерть - историческое событие, понятное не сразу: это тайна, тяжелая, грозная тайна…, но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает…»
Однако эти слухи были опровергнуты скульптором Аникушиным, который рассказал, что при изготовлении посмертной маски специальным раствором заливается все лицо, и, если даже человек был в летаргическом сне, он задохнется. Крышка гроба под воздействием времени и тяжести земли прогибается, и череп может самопроизвольно развернуться в другую сторону.

Летом «Новодевичье» особо посещаемо.
Однако мистика действительно имеет отношение к останкам великого писателя, и одна такая тайна не раскрыта до сих пор. В 1931 году в Москве переносили останки знаменитых россиян вместе с гранитными саркофагами (в том числе Хомякова и Языкова) из некрополя Свято-Даниловского монастыря, где был образован приемник для несовершеннолетних правонарушителей, на Новодевичье кладбище. При вскрытии гроба Н. В. Гоголя выяснилось, что череп автора «Мертвых душ» отсутствует! «Могилу Гоголя вскрывали почти целый день, - вспоминал в своем труде «Перенесение праха Гоголя» участник перезахоронения писатель Владимир Лидин (ныне он покоится с Гоголем по соседству). - Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения… Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. К вечеру был обнаружен боковой придел склепа, через который в основной склеп в свое время был вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались сумерки, когда могила была наконец вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами, ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось. Правда, при начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку… А останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки на высоких каблуках, приблизительно 4 - 5 сантиметров, это дает основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. На следующее утро останки были перевезены на простой телеге, под дождем на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле…».
Кому и зачем понадобился череп Гоголя? По одной из версий, череп драматурга был выкраден по заказу фаната русского театра, основателя ныне действующего театрального музея, купца Алексея Александровича Бахрушина, в коллекции которого, по слухам, уже хранился череп артиста Щепкина. В 1909 году при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация его могилы, и Бахрушин якобы подбил на это кощунство двух сторожей монастырского некрополя. Однако официального подтверждения эта версия так и не получила, как, впрочем, и слухи о том, что писатели, присутствовавшие при перезахоронении праха Гоголя, взяли на память по «сувениру»: Владимир Лидин - кусок сюртука (в качестве закладки для домашнего томика «Мертвых душ»), Всеволод Иванов - обломок ребра писателя, Малышкин - фольгу из гроба, а директор кладбища, комсомолец Аракчеев якобы присвоил себе башмаки, снятые с трупа.

Памятник А. П. Чехову точно соответствует росту писателя.
Похороненный напротив Антон Павлович Чехов скончался от туберкулеза 2 (15) июля 1904 года в немецком курортном городе Баден-Вейлере. В Москву тело перевезли в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц, спустя несколько дней и похоронили рядом с могилой его отца Павла Георгиевича. Позднее здесь же похоронили жену писателя - актрису МХАТа, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Точно соответствующий, по мнению реставраторов, росту писателя памятник (работа архитектора Брыловского) венчают 3 копья (одни исследователи считают, что это символ «Трех сестер», другие отождествляют копья с тремя столпами жизни - Вера, Надежда, Любовь, присущими Чехову). У подножия памятника сохранилась скандинавская метка - древнее графическое изображение христианского креста…
Скульптор Вера Мухина (она же автор «Рабочего и колхозницы»), а также ее супруг хирург Замков тоже похоронены на Старой территории кладбища. На памятнике Замкова - надпись: «Я отдал людям все». Когда умерла Мухина, ученица Веры Ильиничны - Зелинская написала на ее памятнике:»…И я тоже».

Мхатовская аллея.
Чуть дальше - знаменитая «мхатовская аллея». Здесь покоятся старейшины театрального искусства, многие из которых уже давно забыты. За одними могилами следят творческие союзы, за другими - оставшиеся в живых родственники. По постановлению правительства Москвы, выпущенному в 1995 г., могилы должны убирать только родственники. А что делать, если таковых не имеется? Могила известного режиссера-сказочника Птушко давно находится в неприглядном виде. Меж тем у кинематографистов хватает средств на проведение многочисленных форумов, в то время как разовая стоимость уборки могилы стоит всего 100 руб., а полное восстановление - 1400. Именно над такими заброшенными могилами добровольно взял шефство актер театра «Современник» Авангард Леонтьев. Почти каждую неделю он приходит навестить ставшие ему родными погосты. На многих из них благодаря этому человеку уже появились скромные гранитные плиты, три из которых (в том числе на могиле одного из создателей МХАТа - непрофессионального актера Александра Артема) финансово поддержал Олег Табаков.

Могила Юрия Никулина круглый год утопает в цветах.
На похоронах Юрия Никулина было очень много артистов, людей, которые лично знали его, а огромную толпу почитателей его таланта отсекла охрана еще при входе на кладбище. В композиции памятника запечатлена и любимица Никулина - первая собака породы ризеншнауцер, которую артист привез в СССР из-за рубежа. После каждого дня рождения артиста 19 декабря могила буквально утопает в цветах! Любят сюда захаживать и иностранцы, а вот к «соседу» Борису Брунову часто приходит жена и близкая родня…


- Разговаривать об умерших родственниках здесь не принято. Если, конечно, сами гости не разговорятся, - рассказывает экскурсовод Александр Яковлев. - Тут как-то ко мне женщина подошла и спрашивает: «А вы папу моего помните?» Я ей: «Нет, простите…» Оказалось, что я физически не мог его помнить - это один из 26 бакинских комиссаров, погибших в годы гражданской войны…

Вандалы на «аллее Аллилуевых»
ПО иронии судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, маршал артиллерии Яковлев, академики Тарле, Туполев, Ландау, врачи Зеленин, Коган, Виноградов, Юдин, артисты Русланова, Дикий, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой.

Аллея Аллилуевых. Когда-то здесь плакал сам Сталин.
Каждый, кто впервые посещает Новодевичье кладбище, непременно приходит на могилу жены Сталина - Надежды Аллилуевой. Над последнем приютом этой женщины, унесшей с собой в могилу тайну рокового выстрела, возвышается памятник с не менее трагичной судьбой. Бюст Аллилуевой скульптор Шадр сделал из итальянского белого мрамора, сильно подверженного воздействиям непогоды. Чтобы сохранить подлинник, его приобрела для своей коллекции Третьяковская галерея, а для надгробия заказали копию скульптору Цигалю. В середине 70-х какой-то вандал «уронил» памятник, отбил у статуи кусочек носа, а с постамента исчезли две чугунные розы… Памятник реставрировали и поместили в пластиковый куб, как шутят местные жители, «пуленепробиваемый» (После этого, единственного на Новодевичьем, акта вандализма вход на кладбище перестал быть свободным. Теперь сюда приходят лишь те, кто имеет на руках удостоверение о родственном захоронении. Для всех прочих предусмотрены ежедневные экскурсии за дополнительную мзду - 100 рублей. - Прим. авт.).
Говорят, после похорон Надежды Аллилуевой на ее могилу по ночам часто приезжал «поплакать» и сам Сталин. Сподвижники вождя, боясь огласки этой его «слабости», а также вероятных покушений на жизнь отца народов, даже выгнали из собственной мастерской, располагавшейся в колокольне Новодевичьего монастыря, известного художника Владимира Татлина, автора модели «Летатлин». Лишь в 1953 году художник возвратился на старую половину кладбища - уже навсегда…

Одна из самых посещаемых могил - Никиты Хрущева.
Не зарастает тропа и к могиле Хрущева. Памятник со временем покрылся патиной - специальной пленкой. Скульптор Эрнст Неизвестный при помощи черно-белого цвета и ломаных линий хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры покойного. Сейчас могилу навещают дочь Никиты Сергеевича Рада и внук-тезка.
Не менее посещаема могила Василия Шукшина. Памятник скульпторы Елагина и Жутовский выполнили в виде куба (вечности) и проходящей сквозь него стрелы без наконечника - символ оборвавшейся жизни. Сначала тело хотели захоронить на родине писателя в Сибири, мать требовала останки сына перевезти в село Сростки, Моссовет выделил место на Введенском кладбище, но еще целая плеяда известных людей - Михалков, Шолохов, Кобзон, Фурцева, Косыгин настаивали на Новодевичьем… И наконец свой вердикт в пользу Новодевичьего вынес Леонид Брежнев, находящийся в тот момент в ГДР: «Я очень люблю «Калину красную» и «Печки-лавочки». Похоронить Шукшина следует на Новодевичьем».
Еще одна достопримечательность кладбища - единственный уцелевший склеп - могила старшего брата композитора Петра Чайковского, инженера-путейца Николая Ильича.

Памятник клоуну Дурову. Самый крупный на кладбище.
Рядом покоятся знаменитый дрессировщик Дуров и его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская, которая до своей кончины была художественным руководителем «уголку зверей». Клоуна Дурова скульптор Шадр изобразил в расцвете сил вместе с его напарницей обезьянкой Нюшей. Это один из самых крупных памятников (1940).

Памятник Леониду Когану в виде крипичного ключа.
Напротив - могила выдающегося скрипача, единственного советского музыканта, кто удостоился великой чести играть на скрипке Паганини, Леонида Когана с памятником в виде скрипичного ключа работы Юрия Орехова. Могилу часто навещает сын.

Долина Царей, Египет. Тадж-Махал, Агра. Индия. Гробница царя Пакаля, Паленке, Мексика. Эти названия известны всем. Но менее «популярные» грандиозные погребальные комплексы тысячи лет встречаются по всему миру. Согласно мнению ученых традиционного толка – эти комплексы являются местом упокоения древних правителей. Но могло ли у них быть более серьезное, возможно, внеземное предназначение?

Так почему в древности было построено такое множество великолепных гробниц?

Север Перу. 1987 год. Археолог Вальтер Альва обнаружил так называемую гробницу «Правителя Сипана». Эта гробница (нетронутая и без признаков разграбления), считается одной из самых богатых гробниц в мире. «Правитель Сипана» был одним из царей культуры моче, властвовавший в Ломбайеке, прибрежном регионе Перу. В гробнице нашли золото, серебро, ткани, украшения и прочие предметы. Перуанские археологи иногда называют ее «Южноамериканской гробницей Тутанхамона». Объекты, найденные в этой гробнице, были очень необычными. В погребальной камере было множество предметов: керамическая посуда, утварь из золота, серебра и меди, а также украшения из перьев. Некоторые исследователи считают, что они должны были сопровождать и охранять «Правителя Сипана» в ином мире. Некоторые археологи предполагают, что часть его слуг, жен и приближенных лиц были намеренно умерщвлены, а их тела помещены в гробницу для его сопровождения в иной мир, что весьма напоминает древнеегипетские ритуалы.


Как мы видим, «Правитель Сипана» был похоронен не один, а вместе с другими людьми. Делая логическое умозаключение и учитывая тот факт, что и в других культурах делали нечто подобное, мы понимаем, что эти люди верили, что загробный мир является вполне физическим местом. Они считали, что там ему понадобятся эти помощники. Они верили, что он, возможно, захочет там вновь увидеться со своими родственниками и наиболее приближенными советниками. Среди удивительных богатств, лежавших рядом с «Правителем Сипана» были необычные статуэтки, которые некоторые исследователи считают доказательством существования инопланетян: помимо слуг и различных предметов, там были найдены необычные антропоморфные статуэтки, похожие, по мнению некоторых, на внеземные существа. Это существа с крупными выпуклыми глазами, непохожие на обычных людей…

Итак, в Сипане существует гробница, в которой, получается, представлены инопланетяне, антропоморфные существа, наполовину животные, наполовину люди. Эти существа выглядят не как обычные люди, а как «классические» инопланетяне. В гробнице «Правителя Сипана» есть несколько интереснейших предметов, которые никак невозможно соотнести с вещами, бытовавшими в те времена в «земном» обиходе. Возможно, эти существа вместе со своими артефактами помогали человеку на пути в иной мир, например, обратно в космос или на небеса. Последователи теории «Правителя Сипана» считают, что он был не простым смертным, а получеловеком – полубогом.

Интереснее всего то, что у него на лице золотая маска, а тело по большей части защищено медными доспехами. Таким образом, мы видим человека, чье мертвое тело должно напоминать нечто иное - сияющее существо, божественное существо, каким он был когда-то и будет после смерти, как считается, вновь ставшее таким существом. Возможно ли, что найденные в гробнице статуэтки действительно представляют инопланетное происхождение этого древнего правителя? И если это так, возможно ли, что это гробница, как и гробница в Египте, действительно является звездным порталом? Адепты подобной теории на этот вопрос, отвечают, разумеется, утвердительно. Они уверены, что доказательство этому можно найти, изучая выполненные в виде лодок гробы и необычные погребальные ритуалы древних представителей племени Тораджей.

Юг острова Сулавеси. Индонезия. Здесь находятся могильные пещеры Тана Тораджа, место, где проводятся сложные погребальные ритуалы, берущие начало около 3000 года до н.э. Тораджи верят, что смерть- это постепенное продвижение к иному миру. Многие культуры верят в загробную жизнь, в то, что после смерти тела что-то продолжает существовать. Тораджи, жители Индонезии, в этом плане очень интересны и необычны, поскольку большинство проводимых ими ритуалов посвящены не жизни, а смерти. У них удивительные ритуалы: когда кто-нибудь умирает, они устраивают пышную трапезу и роскошное торжество в честь покойного. Люди племени тораджа кладут своих мертвых в гробы необычной формы, напоминающие модель космического корабля. Потом они заносят их в пещеры. Они верят, что, в конце концов, мертвые возвращаются к звездам, и что они, ныне живущие, тоже вернутся к звездам.


Слово «тораджа» в переводе означает «верхние люди». Тораджа верят, что их предки прибыли со звезд на «небесных кораблях». Их украшенные гробы выполнены в форме лодки, напоминающей, как считается, «небесные корабли», на которых их предки прибыли на Землю. Деревянная кукла, называемая тау-тау, вырезается в форме мертвого человека, выставляется у входа, чтобы представлять усопшего и охранять его останки. Эти куклы - красивая иллюстрация, с помощью которой они хотят показать, что когда человек умирает, он по-прежнему может смотреть на людей сверху, ведь сам факт смерти еще не означает, что все кончено. Смерть человека означает, что он переходит на следующий этап существования и эта идея присутствует не только в этой культуре, но и во всех древних цивилизациях и даже в современном обществе. Люди племени Тораджа верят в богов, которые сошли с неба, оставили после себя определенные знания, а после этого исчезли. Они искренне верят, что делая то, что делали их предки, когда эти существа были здесь, они тоже смогут присоединиться к этим божественным существам, когда-то прибывшим сюда, и, следовательно, после смерти смогут воссоединиться с ними, уже в месте пребывания этих богов.

Эти верования не отличаются от тех, которые существуют и в других местах. Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что древние пришельцы, посетившие Землю несколько тысяч лет назад, вдохновили наших предков на создание гробов в виде лодок, напоминающих их космические корабли? И если это так, может ли наличие этих гробов в виде лодки доказать, что наши предки готовились к путешествию к звездам? Кое-кто верит, что бесспорное доказательство находится в месте таинственных захоронений в Ирландии, где Звездные карты указывают не только на то место, откуда прибыли древние пришельцы, но и на те места, куда мертвые должны хотеть вернуться.

Олдкасл. Ирландия. Среди развалин кладбища времен каменного века находится 5000-летняя гробница, чей диаметр - около 35 метров. Она названа по имени легендарного короля - поэта Оллама Фодла. В гробнице Оллама Фодла видна связь между Землей и Небесами. Некоторые считают, что это обсерватория. Но логично предположить, что это был храм, место поклонения, связывавшее Землю с Небесами. Некоторые ученые говорят, что астрономические символы, вырезанные на каменных стенах, возможно, сделаны внеземными существами.


В Оллам Фодла находится необычайно точная астрономическая карта. Остается лишь удивляться, как древние люди создали ее, не обладая никакими познаниями в астрономии. Однако, согласно местным легендам, они получили определенную помощь: знаниями по этой теме их снабдили не кто иные, как сияющие существа, сошедшие с небес.

В гробнице Оллам Фодла находятся уникальные и странные звездные карты. Следует задаться вопросом, не карты ли это, указывающие инопланетным гостям обратную дорогу домой, к звездам. Могли ли инопланетяне, как утверждают некоторые ученые, обучить наших предков искусству строительства того, что называется «небесной обсерваторией»? И если это так, могло ли это кладбище служить своего рода «зоной ожидания», местом, где инопланетяне наблюдали, предсказывали движение небесных тел, подготавливая свое возвращение к звездам? Возможно, ответ на эти вопросы можно найти, изучая древние погребальные сооружения в Японии.

Сакаи. Япония. Здесь, в городе, расположенном в 400 км к юго-западу от Токио, находится «Дайсен-кофун», один из сорока древних могильных комплексов, лежащих в радиусе 10 км. Это сооружение, длина которого вдвое превышает длину пирамиды Хеопса, является одной из крупнейших гробниц в мире. Она создана в пятом веке нашей эры и считается местом упокоения Нинтоку, 16-го императора Японии. Среди всех сооружений, составляющих гробницу, или кофун, самыми загадочными являются та, чья форма напоминает замочную скважину. Однако определить эту форму можно лишь смотря сверху. Тот факт, что они выполнены в форме замочной скважины, и то, что это можно увидать лишь глядя сверху, является ясным указанием Богов, говорящих: «Смотрите сюда». Это было своего рода обращение к звездам со стороны тех, кто находится в гробнице. Может быть, эти гробницы предназначены для инопланетных богов, чтобы те могли найти обратную дорогу к звездам, с которых они прибыли?

Провинция Шэньси. Китай. В 1974 году крестьяне, рывшие колодец у города Сиань, нашли нечто удивительное - тщательно изваянную глиняную статую солдата в натуральную величину и в боевом облачении. В ходе начавшихся раскопок были обнаружены тысячи подобных статуй, получивших название Терракотовой армии. У каждого из солдат было удивительно реалистическое выражение лица. Простоявшие в земле более двух тысяч лет, эти статуи были частью гигантского мавзолея, построенного для первого китайского императора династии Цинь Шихуанди. Гробница Цинь Шихуанди - экстраординарное сооружение. Там было обнаружено более 8000 терракотовых солдат, 520 коней и 130 боевых колесниц. Большинство из них по-прежнему находится в земле.


Цинь Шихуанди был первым императором Китая: он создал династию Цинь в 221 году до нашей эры. Многие основанные им социальные институты продолжали действовать в течение всей эпохи власти императоров в Китае. Цинь Шихуанди завоевал и объединил Китай, построил Великую Китайскую стену и создал единый монетный стандарт и правовую систему Китая. Кроме того, он был одержим идеей найти секрет вечной жизни. Этот император искал острова, на которых есть бессмертие. А еще он с одержимостью искал утраченные знания. Он стремился уже при жизни стать равным богам…

По приказу Цинь Шихуанди более 700 тысяч рабочих в течение 30 лет строили состоящий из четырех уровней подземный город, который стал бы для него местом упокоения. В центре этого древнего комплекса находится величайшая загадка Китая. Сама гробница занимает очень большую площадь, а раскопаны были лишь немногие прилегающие к ней участки. Археологи считают, что под этим центральным курганом расположена камера, в которой находятся останки императора. Весь комплекс и по сей день еще не раскопан из-за высокого содержания в нем ртути, опасной для жизни. Считают, что внутри находится точная модель Вселенной в миниатюре. Потолок выполняет роль неба, а жемчужины изображают звезды. На полу камеры расположены реки Китая, а вместо воды в этих реках течет ртуть, используемая в измерительных приборах, электронике и автомобилях (ртуть - это жидкий металл). Археологи обнаружили ртуть в Египте в гробнице 1500 года до н.э.!

Некоторые исследователи считают, что наличие там ртути указывает на существование в античном мире технологии, подобной современной. Наличие ртути в этих гробницах явление необычное. Ртуть сама по себе - не самое полезное для человека вещество, применяемое разве что в высокотехнологичных приборах. Возможно, она присутствовала в технике, используемой инопланетянами на этой планете. Действовал ли первый император Китая под влиянием внеземных гостей, строя этот монумент? Может ли ртуть, обнаруженная в гробнице, быть свидетельством наличия в Китае инопланетной технологии несколько тысяч лет назад, предназначенной не только для того, чтобы с ее помощью хоронить мертвых, но и для того, чтобы отправлять инопланетян обратно в космос. Возможно, новые данные будут найдены в ходе внимательного изучения таинственных могильных курганов, разбросанных по всему миру.

Кенджу. Южная Корея. Здесь, недалеко от побережья Японского моря, лежат руины Чхонмачхона, гробницы «Небесного коня». Они были обнаружены в 1973 году и ученые полагают, что эта гробница в форме кургана была построена в 5-м веке для царя из династии Силла, правившей в Корее около тысячи лет. Главной достопримечательностью этой гробницы является так называемый «небесный конь» и поэтому ее часто называют гробницей «небесного коня». У этого коня восемь ног, охваченных пламенем. Ясно, что это не настоящий, встречающийся в природе конь. Он скорее кажется гибридом коня и дракона, летящим по воздуху. Возможно, он символизирует путешествие души, или же он несет душу в загробную жизнь. Большинство историков утверждает, что изображение этого коня указывает не только на важную роль коня в культуре Древней Кореи, но и на веру царя в мир духов. У адептов теории «древних пришельцев» есть другое более глубокое толкование. Они верят, что изображение крылатого коня показывает, как умерший вельможа переносится в другой далекий мир.


У жителей Тибета и у монголов тоже есть подобные легенды о крылатых конях и эти кони, очевидно, являются неким аналогом виман, описанных на санскрите, летающих машин, «Колесниц бога», о которых говорил Эрих фон Даникен. Их часто изображают в виде этого коня, привычного средства передвижения для людей той эпохи. Только эти кони могли летать: это были летающие аппараты. Присмотревшись к нему внимательно, мы увидим, что он похож на дракона, поскольку из его ног исходит огонь, а сами ноги не так уж и напоминают ноги. Они больше похожи на какой-то вид крыльев. Необходимо помнить, что древним людям не были известны космические корабли, и поэтому то, что они видели в небесах, лучше всего было описать как коня с восьмью ногами, сошедшего с небес. Возможно ли, что так называемый «Небесный конь» Чхонмачхона действительно символизирует металлический аппарат инопланетян, как считают приверженцы теории полеоконтакта? И если это так, доказывает ли это теория о том, что древние гробницы на самом деле являлись порталами в другие, инопланетные миры? Возможно, новые сведения можно найти, изучая таинственные рисунки в другом могильном кургане, находящимся в 8000 км оттуда.

Долина реки Бойн. Ирландия. Здесь, в 50 км к северу от Дублина, находится Ньюгрейндж, древний могильный курган, датируемый 3200-м годом до н.э., очень похожий на курган, обнаруженный в Южной Корее. Среди всех древних курганов, найденных в этом районе, он сохранился в наилучшем виде. Ньюгрейндж был одним из крупнейших созданных человеком сооружений на время его постройки. Ему 5000 лет, а может и больше и, таким образом, он старше пирамиды Хеопса. Это грандиозное сооружение, созданное крайне развитой культурой, раз они смогли его построить.


Внутренний коридор Ньюгрейнджа выстроен с удивительной точностью: его структура позволяет проводить точные вычисления солнечного года. Он сориентирован по дню Зимнего солнцестояния таким образом, что в день Зимнего солнцестояния, и только в этот день, солнечные лучи проходят напрямую через коридор к самой гробнице и освещают ее внутреннюю камеру. Внутренняя камера покрыта загадочными мегалитическими символами, смысл которых до сих пор не ясен. Они подтверждают удивительный уровень развития этой культуры. Мы не знаем, что именно этот курган означал для древних людей, но можем представить, как в день Зимнего солнцестояния здесь устраивали празднество, а жрецы и жрицы заходили во внутреннюю камеру гробницы, чтобы наблюдать это ежегодно повторяющееся чудо. Зимнее солнцестояние символизирует, главным образом, смерть солнца. В этот день солнце находится в самой низкой точке над горизонтом, а потом наступает новое рождение и новая жизнь. Что лучшее объясняет смысл гробницы и идею путешествовать в иной мир, чем смерть, последующее воскрешение и возобновление цикла?

Возможно ли, что ориентировка Ньюгрейнджа по небесным объектам была задумана, как символ путешествия к загробной жизни, как считают некоторые приверженцы теории инопланетного вмешательства? Мы постоянно используем термин «спиральная галактика». Возникает вопрос, не связаны ли некоторые из этих спиралей каким-то образом с межгалактическим путешествием. В соответствии с тем, что мы знаем о верованиях строителей Ньюгрейнджа и, главным образом, об их верованиях относительно путешествий мертвых, мы понимаем, что речь идет о космическом путешествии.

При рассмотрении знаменитых могильных курганов, разбросанных по всему миру, этих курганов круглой формы, сама их форма наводит на мысль о летающих тарелках или об НЛО, а строения в виде спирали нередко использовались, как символы путешествия во времени, а именно так инопланетяне, вероятно, и попадали на Землю. Могут ли сотни могильных курганов, существующих на Земле, сообщаться между собой посредством какой-либо внеземной связи? И если это так, возможно ли, что инопланетяне использовали эти курганы как порталы для межгалактических путешествий, как предполагают сторонники теории палеоконтакта? Возможно, эти нереальные (на первый взгляд) идеи не так сложно представить себе, как кажется, особенно, если учесть, что подобные явления происходят в наше время в юго-западном регионе Северной Америки.

Округ Сьерра. Штат Нью-Мексика. 2010 год. Три, два, один, пуск! Авиакомпания «Селестис Инкорпорейтед» осуществляет один из первых личных космических полетов, оказывая новые похоронные услуги уникального свойства. Эта компания отправляет в космос прах умерших. Среди них, создатель сериала «Звездный путь» Джин Родденберри, символ 60-х годов Тимоти Лири и даже астронавт Гордон Купер, участник программы НАСА «Меркурий». «Селестис» арендует камеры на конвенционных ракетах, выводящих на орбиту Земли спутники и другие объекты. Они берут семь граммов пепла и запускают их в космос в миниатюрных контейнерах. Это невероятное достижение, так как на данный момент у нас есть возможность отправить в космос прах умерших. Стоит задаться вопросом, не воссоздание ли это древней идеи использования лодок или каких-нибудь других символов, с помощью которых царей и фараонов готовили к возвращению на небеса.

Но почему люди хотят отправить своих усопших в космос? Является ли это воплощением неосознанного стремления человека вернуться к звездам после смерти? Можно ли связать это каким-то образом с существованием уже сотни лет верой людей в рай, в утопический мир, находящийся где-то далеко, за пределами нашего мира? Интересно, что это происходит именно с теми людьми, которые обладали каким-то предвидением, которые хотели повести человечество в космос, повести его на поиски открытий, чтобы попытаться узнать, нет ли там других живых созданий. Интересно, что в будущем нам предстоит встречаться с этим все чаще и чаще, и мы станем ближе к образу мыслей наших предков. Возможно, когда-нибудь людям удастся отправить в космос целое тело, с целью восстановления связи с нашими предками. Мы сделаны из звездного материала, а вся Вселенная состоит из звездной пыли. Поэтому вполне естественно, что некоторые люди хотят, чтобы их прах отправили обратно в космос. В античном мире люди считали себя бессмертными душами, на короткое время оказавшимися в человеческом теле. Возможно, эти реинкарнации происходят снова и снова. Считалось, что какая-то часть личности продолжает существовать вне физического мира и гробница, в определенном смысле, является бессмертным домом для этой части личности человека.

Возможно ли, как считают некоторые исследователи, что люди уже давно пытаются связаться со своими внеземными источниками? И если это так, могли ли древние гробницы, существующие по всему миру, быть построены для того, чтобы легче было совершать путешествие в космос, даже после смерти? Сложно сказать, что думали наши предки, глядя в ночное небо: может быть, они чувствовали свою ничтожность рядом с его величием, может быть, задумывались о том, чем являются звезды на небе. Возможно, поэтому у них возникла мифология о богах, богинях и других существах, живущих в небесном мире над нами. Может быть, именно поэтому многие их древние храмы ориентированы по небесным телам.

Одной из самых мистических личностей в русской литературе является Н. В. Гоголь. Он был при жизни скрытным человеком и унес с собою множество тайн. Зато оставил гениальные произведения, в которых сплетаются фантастика и реальность, прекрасное и отталкивающее, смешное и трагичное.

Здесь летают ведьмы на метле, влюбляются друг в друга парубки и панночки, принимает напыщенный вид мнимый ревизор, Вий поднимает налитые свинцом веки и убегает от А писатель неожиданно прощается с нами, оставляя в восхищении и недоумении. Сегодня мы поговорим о последней его шараде, оставленной потомкам, - тайне могилы Гоголя.

Детство писателя

Гоголь появился на свет в Полтавской губернии 1 марта 1809 года. До него в семье уже рождалось двое мертвых мальчиков, поэтому о рождении третьего родители молились Николаю Чудотворцу и назвали первенца в его честь. Гоголь был болезненным ребенком, над ним много тряслись и любили больше других детей.

От матери ему передались религиозность и склонность к предчувствиям. От отца - мнительность и любовь к театру. Мальчика влекли тайны, страшные истории, вещие сны.

В 10 лет его с младшим братом Иваном отправили в Полтавское училище. Но обучение длилось недолго. Брат умер, что сильно потрясло маленького Николая. Его перевели в Нежинскую гимназию. Среди сверстников мальчик отличался любовью к розыгрышам и скрытностью, за что его называли Таинственный Карло. Так рос писатель Гоголь. Его творчество и личная жизнь во многом определились первыми детскими впечатлениями.

Художественный мир Гоголя - творение сумасшедшего гения?

Произведения писателя удивляют своей фантасмагоричностью. На их страницах оживают ужасающие колдуны ("Страшная месть"), восстают по ночам ведьмы во главе с чудищем Вием. Но вместе с нечистью ожидают нас и карикатурные картины на современное общество. Приезжает в город новый ревизор, покупаются Чичиковым мертвые души, показывается русская жизнь с предельной честностью. А рядом - абсурд "Невского проспекта" и знаменитого "Носа". Как родились в голове писателя Николая Васильевича Гоголя эти образы?

Исследователи творчества до сих пор теряются в догадках. Много теорий связано с сумасшествием писателя. Известно, что он страдал от болезненных состояний, во время которых наблюдались перепады настроения, крайнее отчаяние, обмороки. Возможно, нарушенное мышление и побудило Гоголя написать столь яркие, необычные произведения? Ведь после перенесенных страданий наступали периоды творческого вдохновения.

Однако психиатры, изучавшие творчество Гоголя, не находят признаков помешательства. По их мнению, страдал писатель от депрессии. Безысходная печаль, особая чувствительность свойственны многим гениальным личностям. Именно это помогает им глубже осознавать окружающую реальность, показывать ее с неожиданных сторон, поражая читателя.

Писатель был застенчивым и закрытым человеком. К тому же он обладал хорошим чувством юмора и обожал розыгрыши. Все это породило множество легенд о нем. Так, излишняя религиозность заставляет предположить, что Гоголь мог состоять в секте.

Еще больше толков вызывает тот факт, что писатель не был женат. Есть предание, что в 1840-х годах он делал предложение графине А. М. Вильегорской, но получил отказ. Ходила молва и о платонической любви Николая Васильевича к замужней даме А. О. Смирновой-Россет. Но все это слухи. Как и разговоры о гомосексуальных склонностях Гоголя, от которых он якобы пытался избавиться с помощью аскез и молитв.

Много вопросов вызывает смерть писателя. Мрачные мысли и предчувствия одолевали его после окончания второго тома "Мертвых душ" в 1852 г. В те дни он общался с духовником Матвеем Константиновским. Последний убеждал Гоголя отказаться от греховной литературной деятельности и уделять больше времени духовным исканиям.

За неделю до Великого поста писатель подвергает себя жесточайшей аскезе. Он почти не ест и не спит, что негативно отражается на здоровье. В ночь на он сжигает в камине бумаги (предположительно - второй том "Мертвых душ"). С 18 февраля Гоголь не встает с постели и готовится к смерти. 20 февраля врачи принимают решение начать принудительное лечение. Утром 21 февраля писатель умирает.

Причины смерти

Как умер писатель Гоголь, гадают до сих пор. Ему было всего 42 года. Несмотря на плохое самочувствие в последнее время, такого исхода никто не ожидал. Точный диагноз врачи не смогли поставить. Все это породило множество слухов. Рассмотрим некоторые их них:

  1. Самоубийство. Перед кончиной Гоголь по собственной воле отказался от еды и вместо сна молился. Он сознательно готовился к смерти, запретил лечить себя, не слушал увещеваний друзей. Возможно, он ушел из жизни по собственной воле? Однако для человека религиозного, боящегося ада и дьявола, это не представляется возможным.
  2. Психическая болезнь. Возможно, причиной такого поведения Гоголя стало помутнение рассудка? Незадолго до трагических событий скончалась Екатерина Хомякова, сестра близкого друга писателя, к которой он был привязан. 8-9 февраля Николаю Васильевичу приснилась собственная смерть. Все это могло пошатнуть его неустойчивую психику и привести к излишне суровому аскетизму, последствия которого оказались ужасающими.
  3. Неправильное лечение. Гоголю долго не могли поставить диагноз, подозревая то кишечный тиф, то воспаление желудка. Наконец, консилиум лекарей постановил, что у больного менингит, и подверг его недопустимым при таком диагнозе кровопусканиям, теплым ваннам, холодным обливаниям. Все это подорвало и так ослабленный долгим воздержанием от пищи организм. Писатель скончался от сердечной недостаточности.
  4. Отравление. По другим источникам, врачи могли спровоцировать интоксикацию организма, троекратно выписав Гоголю каломель. Это было вызвано тем, что к писателю приглашали разных специалистов, которые не знали о других назначениях. В результате больной скончался от передозировки.

Похороны

Как бы то ни было, но 24 февраля состоялось погребение. Оно было общественным, хотя друзья писателя возражали против этого. Могила Гоголя первоначально находилась в Москве на территории Свято-Даниловского монастыря. Гроб принесли сюда на руках после отпевания в церкви мученицы Титианы.

По воспоминаниям очевидцев, на месте, где находится могила Гоголя, внезапно появился черный кот. Это вызвало много толков. Поползли предположения, что душа писателя переселилась в мистическое животное. После погребения кот бесследно исчез.

Николай Васильевич запретил ставить памятник на своей могиле, поэтому был установлен крест с цитатой из Библии: "Горьким словом моим посмеюся". Его основой стал гранитный камень, привезенный из Крыма К. Аксаковым ("Голгофа"). В 1909 году, в честь столетия со дня рождения писателя, могилу реставрировали. Была установлена чугунная ограда, а также саркофаг.

Вскрытие могилы Гоголя

В 1930 году Даниловский монастырь был закрыт. На его месте решено было устроить приемник-распределитель для несовершеннолетних преступников. Кладбище срочно реконструировали. В 1931 году могилы таких выдающихся людей, как Гоголь, Хомяков, Языков и др., были вскрыты и перенесены на Новодевичье кладбище.

Происходило это в присутствии представителей культурной интеллигенции. Согласно воспоминаниям писателя В. Лидина, на место, где похоронили Гоголя, они прибыли 31 мая. Работы заняли весь день, так как гроб находился глубоко и вставлен в склеп через специальное боковое отверстие. Останки обнаружили с наступлением сумерек, поэтому не было сделано никаких фотографий. В архивах НКВД хранится акт вскрытия, в котором не содержится ничего необычного.

Однако, согласно слухам, это было сделано для того, чтобы не поднимать шум. Картина, открывшаяся присутствующим, потрясла всех. По Москве немедленно поползла страшная молва. Что же увидели люди, присутствовавшие на Даниловском кладбище в тот день?

Похороненный заживо

В устных беседах В. Лидин рассказывал, что в могиле Гоголь лежал, повернув К тому же обшивка гроба была исцарапана изнутри. Все это послужило поводом для ужасных предположений. Что, если писатель впал в летаргический сон и его похоронили живым? Возможно, очнувшись, он пытался выбраться из могилы?

Интерес подогревал тот факт, что Гоголь страдал тофефобией - страхом быть погребенным заживо. В 1839 году в Риме он перенес тяжелейшую малярию, что привело к поражению мозга. С тех пор у писателя наблюдались обмороки, переходящие в длительный сон. Он очень боялся, что в таком состоянии его примут за мертвого и похоронят раньше времени. Поэтому перестал спать в постели, предпочитая дремать полусидя на диване или в кресле.

В своем завещании Гоголь приказывал не хоронить его до появления явных признаков смерти. Так возможно ли, что воля писателя не была выполнена? Правда ли, что Гоголь перевернулся в могиле? Специалисты уверяют, что это невозможно. В качестве доказательств они указывают на следующие факты:

  • Смерть Гоголя была зафиксирована пятью лучшими врачами того времени.
  • Николай Рамазанов, снимавший с великого тезки знал о его страхах. В своих воспоминаниях он констатирует: писатель, к сожалению, спал вечным сном.
  • Череп мог быть повернут из-за смещения крышки гроба, что нередко случается с течением времени, либо во время переноски на руках к месту захоронения.
  • Разглядеть царапины на истлевшей за 80 лет обивке было невозможно. Это слишком большой срок.
  • Устные рассказы В. Лидина противоречат его письменным воспоминаниям. Ведь, согласно последним, тело Гоголя было найдено без черепа. В гробу лежал только скелет в сюртуке.

Легенда о пропавшем черепе

Об обезглавленном теле Гоголя, кроме В. Лидина, упоминают присутствовавшие при вскрытии археолог А. Смирнов, а также В. Иванов. Но стоит ли верить им? Ведь историк М. Барановская, стоявшая рядом с ними, видела не только череп, но и сохранившиеся на нем светло-каштановые волосы. А литератор С. Соловьев не разглядел ни гроба, ни праха, зато обнаружил в склепе вентиляционные трубы на случай, если умерший воскреснет и ему понадобится чем-то дышать.

Тем не менее история о пропавшем черепе была настолько "в духе" автора Вия, что получила свое развитие. Согласно легенде, в 1909 году, во время реставрации могилы Гоголя, коллекционер А. Бахрушин уговорил монахов Даниловского монастыря выкрасть голову писателя. За хорошее вознаграждение они отпилили череп, и он занял свое место в театральном музее нового хозяина.

Тот хранил его тайно, в саквояже патологоанатома, среди медицинских инструментов. Уйдя из жизни в 1929 году, Бахрушин унес с собой тайну местонахождения черепа Гоголя. Впрочем, могла ли история великого фантасмагорика, которым являлся Николай Васильевич, закончиться на этом? Безусловно, ей было придумано продолжение, достойное пера самого мастера.

Поезд-призрак

Однажды к Бахрушину пришел внучатый племянник Гоголя, лейтенант флота Яновский. Он прослышал про украденный череп и, угрожая заряженным оружием, потребовал вернуть его семье. Бахрушин отдал реликвию. Яновский решил похоронить череп в Италии, которую Гоголь очень любил и считал вторым домом.

В 1911 году в Севастополь прибыли корабли из Рима. Их целью было забрать останки соотечественников, погибших в период Крымской кампании. Яновский уговорил капитана одного из судов, Боргозе, захватить с собою ларец с черепом и передать русскому послу в Италии. Тот должен был захоронить его по православному обряду.

Однако Боргозе не успел встретиться с послом и отправился в очередное плавание, оставив необычный ларец в своем доме. Младший брат капитана, студент Римского университета, обнаружил череп и задумал попугать друзей. Ему предстояла поездка в веселой компании через самый длинный туннель того времени на Римском экспрессе. Молодой повеса прихватил череп с собой. Перед тем как поезд въехал в толщу гор, он открыл ларец.

Тут же состав окутал необычный туман, среди присутствующих началась паника. Боргозе-младший и еще один пассажир на полном ходу спрыгнули с поезда. Остальные испарились вместе с Римским экспрессом и черепом Гоголя. Поиски состава не увенчались успехом, тоннель поспешили замуровать. Но в последующие годы поезд видели в разных странах, в том числе на Полтаве, родине писателя, и в Крыму.

Возможно ли, что там, где похоронили Гоголя, находится лишь его прах? В то время как дух писателя странствует по миру в призрачном поезде, так и не обретя покоя?

Последнее пристанище

Сам Гоголь хотел быть упокоенным с миром. Поэтому оставим легенды любителям фантастики и перенесемся на Новодевичье кладбище, где были перезахоронены останки писателя 1 июня 1931 года. Известно, что перед очередным погребением почитателями таланта Николая Васильевича были выкрадены "на память" куски сюртука, обувь и даже кости усопшего. В. Лидин признавался, что лично он взял частичку от одежды и поместил ее в переплет "Мертвых душ" первого издания. Все это, конечно, ужасно.

Вместе с гробом на Новодевичьем кладбище были перевезены оградка и камень "Голгофа", служивший основой для креста. Сам крест на новом месте устанавливать не стали, так как советская власть была далека от религии. Где он теперь, неизвестно. Более того, в 1952 году на месте могилы был поставлен бюст Гоголя работы Н. В. Томского. Это было сделано вопреки завещанию писателя, который, как человек верующий, призывал не почитать его прах, а молиться о душе.

Голгофу отправили в мастерскую гранильщиков. Там камень нашла вдова Михаила Булгакова. Ее муж считал себя учеником Гоголя. В трудные минуты он часто ходил к его памятнику и повторял: "Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью". Женщина решила установить камень на могиле Булгакова, чтобы и после смерти Гоголь незримо оберегал его.

В 2009 году, к 200-летнему юбилею Николая Васильевича, было решено вернуть месту его захоронения первоначальный вид. Памятник демонтировали и передали в Исторический музей. Черный камень с бронзовым крестом вновь установили на могиле Гоголя на Новодевичьем кладбище. Как найти это место, чтобы почтить память великого писателя? Могила находится в старой части кладбища. С центральной аллеи следует свернуть направо и найти 12-й ряд, участок № 2.

Могила Гоголя, как, впрочем, и его творчество, таят в себе множество тайн. Разгадать их все вряд ли удастся, да и нужно ли? Своим близким писатель оставил завет: не скорбеть о нем, не связывать его с прахом, который грызут черви, не беспокоиться о месте захоронения. Он хотел увековечить себя не в гранитном памятнике, а в своем творчестве.