Русская народная сказка " Снегурочка". Открытый урок

Однако печень весьма притязательный продукт, его необходимо и выбрать правильно, и приготовить до такой степени, чтоб ни сырой, ни пересушенной она не оказалась. А еще печень нужно умело сочетать с другими продуктами, соусами, гарнирами, некоторые блюда из нее подаются холодными, а другие - горячими. Все эти тонкости положено знать, если вы действительно интересуетесь, как приготовить печень правильно.

Полезные свойства печени

Печень относится к категории субпродуктов. В отличие от мяса и рыбы, фруктов и овощей, злаковых и молочных продуктов субпродукты часто не столь активно включены в наш рацион, а напрасно. Каждый из них содержит высокое количество необходимых организму белков, а также полезных витаминов и минералов. Периодическое употребление субпродуктов позитивно сказывается на нашем самочувствии. Печень, пожалуй, оказывается самым популярным субпродуктом. В пище употребляется и куриная, и свиная, и говяжья, и баранья печень, а также печень такой рыбы как треска. И если последняя является едва ли не деликатесным продуктом, но остальная заслуживает места на ежедневном обеденном столе. Важно лишь знать, как приготовить печень правильно, чтобы извлечь из продукта максимум пользы. Какими же полезными качествами наделена печень?

В любой печени содержится разнообразие белков - это в частности аминокислоты триптофан, лизин и метионин. Также из такого продукта как печень наш организм может получить следующие микроэлементы:

  • железо - для нормальной выработки гемоглобина;
  • медь - для преодоления воспалительных процессов;
  • кальций - необходим для здоровья зубов и костей, а также участвует в профилактике тромбообразования и отложения холестериновых бляшек;
  • магний и натрий - для хорошего функционирования сердца;
  • фосфор - влияние на умственную и мышечную деятельность;
  • цинк - необходим для формирования костей, заживления ран у больных диабетом или людей с нарушением кровообращения.

В печени также вырабатывается особое вещество гепарин. Оно положительно влияет на свёртываемость крови и необходимо для профилактики тромбоза. Употребление печени особенно рекомендуется пожилым людям, а также детям и беременным женщинам.

Особое внимание следует уделить отдельным разновидностям печени:

  • печень трески - источник не только витамина А, но и D (полезна для детей и беременных женщин), а также витаминов С и В12 (полезна людям с заболеваниями сердечнососудистой и нервной системы); содержание йода, калия, цинка, кальция и фосфора обеспечит едоку крепкий иммунитет, здоровье костей и суставов, низкий уровень холестерина в крови;
  • печень минтая - в ней больше содержится витамина А и наиценнейшего рыбьего жира, она особенно полезны ослабленным людям и курильщикам, поскольку её употребление способствует укреплению органов дыхания и предупреждает воспалительные процессы;
  • куриная печень - наиболее часто используется в приготовлении теплых салатов, ее влияние на здоровье полезно при переутомлении, хронической усталости, слабом зрении, болезнях легких, в период восстановления после родов;
  • свиная и говяжья печень - источник незаменимых белков, необходимых жиров, витаминов, ферментов, минералов; говяжья считается более полезной для укрепления иммунитета, поддержания гемоглобина в норме, обеспечения профилактики болезней почек, центральной нервной системы, сердца; печень способствует восстановлению тканей, органов и систем, поскольку насыщена витаминами А и группы В.

Как выбрать хорошую печень?

Печень - ценнейший источник полезных веществ, однако большинство из них могут быть практически на нуле, если выбрать некачественный продукт, хранить и готовить его неподобающим образом. Как приготовить печень оказывается второстепенным вопросом, если приобрели вы некачественный, не свежий или от старого животного продукт. Вкус печени достаточно сильно зависит от возраста животного, например, более вкусной считается именно телячья печень или печень молодого ягненка. Печень взрослого барана отличается достаточно выраженным душком.

Итак, к хорошей печени выдвигаются следующие требования:

  • гладкая и ровная, влажная и блестящая поверхность,
  • упругая и мягкая консистенция,
  • светло-коричневый или светло-бордовый цвет (чем темнее печень, тем взрослее был ее обладатель),
  • очищенная от кровеносных сосудов, лимфатических узлов, прожилок и пленок,
  • отсутствие подсохших мест, кровяных сгустков, царапин, других повреждений,
  • отсутствие зеленоватых или желтоватых пятен, что обычно указывают на повреждение желчного пузыря при забое животного, такая печень будет горчить,
  • приятный, слегка сладковатый и точно не подкисший запах,
  • замороженная печень должна быть покрыта ровной тонкой ледяной корочкой, а не содержать.

Куриная печень отличается коричневым цветом с бордовым оттенком.

Говяжья печень обладает цветом спелой черешни, а если ее проткнуть острием, выступит алая кровь.

Телячья печень может быть как коричневого, так и насыщенного красного цвета, но обязательно без серого налета.

Тонкости приготовления печени

Как приготовить печень сочно и аппетитно? Здесь существует масса секретов. Печень - очень нежный продукт, усердное приготовление которого на огне чревато тем, что превратится он в подобие подошвы.

Начало приготовления печени заключается в ее очищении от пленок и крупных сосудов. Особое внимание уделите устранению пленки с поверхности говяжьей, свиной или бараньей печени. Чтобы облегчить процесс, опустите охлажденный продукт в емкость с теплой водой на 2 минуты. Затем на срезе пленку нужно подцепить ножом и аккуратным, плавным движением стянуть. В идеале разрывов и повреждений образоваться не должно.

Больше всего ценится такая печень, которая приготовлена нежной, тающей во рту. Существует несколько секретов, как добиться этого эффекта:

  • порежьте печень на порционные куски и присыпьте небольшим количеством соды, спустя час промойте водой и готовьте далее по рецепту;
  • печень одним куском или порционными замочите в холодном коровьем молоке или сыворотке на час;
  • поместите ломтики печени в пищевую пленку или целлофановый пакет и аккуратно отбейте молоточком;
  • если у вас минимум времени, чтобы приготовить печень , но добиться ее мягкости хочется, приварите ее в течение нескольких минут в солоноватой воде.

Таким образом обработанную печень впоследствии можно подвергать любой кулинарной обработке. Чаще всего печень зажаривают одну или с овощами, перемалывают в фарш и выпекают оладьи или блины для печеночного торта. Также известны рецепты печеночной колбасы (со специями в кишке по аналогии с домашней колбасой из фарша), а количество теплых салатов с печенью в составе сложно перечислить. К печени подают интересные соусы (часто на основе сметаны), ее саму превращают в паштет. Не очень популярны, но всё же известны рецепты супов с потрохами и печенью в том числе.

Как приготовить печень на сковороде? Жареная печень - это самый быстрый, но и несколько сложный процесс с ней. Главное здесь - не пересушить печень, это очень нежный продукт, который не хочется есть и сырым, и в то же время пережаренным. На самом деле жарить печень проще простого. Перед тем, как отправлять ее на раскаленную сковородку, можно печень замариновать и обвалять в муке или кунжуте. 3 минуты жарки печени на одной стороне, затем - на другой, и блюдо готово! Если печень разделана на крупные куски, то возможно время приготовления с трех минут увеличится до пяти. Главный показатель готовности печени - выделение прозрачного сока, а не крови при протыкании ножом или вилкой.

Как приготовить печень в духовке? В духовке печень тушится, это также весьма популярный способ ее приготовления. Поместите котелок сначала на открытый огонь, когда жир в нем раскалится, опустите печень и овощи, если они выступают компонентами блюда. Спустя 2-3 минуты пребывания котелка на огне переместите его в раскаленную духовку, предварительно сдобрив блюдо специями и соусом, если таковой предполагается. Если вы готовите в духовке свиную печень, то непременно уделите время ее обжарке, иначе сохранится горьковатость. Крайне важно, добавлять соль к печени в конце приготовления, в противном случае не удивляйтесь ее жесткости. Самый простой рецепт тушеной печени предполагает использование небольшого количества подслащенной воды - это сделает печень мягкой и нежной. В общей сложности блюдо должно потомиться в духовке 10 минут, не более.

Если вы запекаете печень в духовке одним куском, используйте для этого фольгу. Оберните печень фольгой и непременно положите к ней несколько тонких ломтиков сала. Именно оно обеспечит печени сочность, потому что время тушения займет до 30 минут. Чтобы запеченная в фольге печень получилась интересной на вкус, замаринуйте ее в специях.

Как приготовить печень со специями? Особое внимание следует уделить перечню приправ, идеально подходящих для приготовления печени. Печень тушат с такими специями как смесь перцев, мускатный орех, сушеный имбирь, корица, карри и молотая гвоздика. В процессе тушения очень уместно будет добавить молоко, сметану, томатную пасту и даже коньяк. Для маринования печени используют толченый чеснок, тертый корень имбиря, соевый соус, бальзамический уксус, то же молоко или небольшое количество коньяка.

Как приготовить из печени паштет или колбасу? Отличительной чертой этих блюд является то, что печень для дальнейшей обработки отваривают. В первые минуты варки печень теряет свою жесткость, но спустя дальнейшее время ее ткани уплотняются. Перемолотая вареная печень, что интересно, отлично впитывает жир, а значит в сочетании со сливочным маслом, смальцем, подливками становится отличным компонентом для паштетов, колбас, консервов, начинок в выпечку (блины, пирожки).

5 необычных блюд из печени

Разнообразие блюд из печени поражает, и каждая хозяйка может выбрать что-нибудь соответствующее поводу, содержимому холодильника, вкусовым предпочтениям близких и гостей. Как приготовить печень оригинально? Это нечто большее, чем правильно обжаренная на сковороде печень или даже печеночный торт. Это замысловатые салаты с ней, жаркое и паштеты.

Теплый салат с куриной печенью

Вам понадобится : 300 грамм куриной печени, 200 грамм салата Айсберг, 200 грамм ржаного хлеба, 2 зубчика чеснока, 8 ст.л. оливкового масла, 1 ст.л. бальзамического уксуса, ½ ст.л. горчицы, соль и перец по вкусу.

Рецепт :

  • листья салата ополоснуть и разорвать на части, выложить в блюдо для подачи;
  • печень промыть, очистить и обжарить на раскаленной сковороде в оливковом масле с добавлением перца и соли;
  • выдавить чеснок через пресс, натереть им разрезанный на ломтики хлеб, затем порезать ломтики кубиками и обжарить, также на раскаленной сковороде и в оливковом масле;
  • для соуса смешать 3 ст.л. оливкового масла, 1 ст.л. бальзамика и ½ ст.л. горчицы;
  • в блюдо с листьями салата выложить печень, сверху сухарики и полить соусом;
  • подавать к столу сразу, раскладывая в порционные тарелки, перемешивать.

Теплый салат с печенью и грушей

Вам понадобится : 400 грамм салатных листьев, 300 грамм печени куриной, 10 крупных виноградин без косточек, 1 твердая груша, 2 ст.л. растительного масла, 1 ст.л. кедровых орешков, соль и специи.

Рецепт :

  • печень промыть и зачистить, разрезать на ломтики, обжарить на раскаленном масле по три минуты с каждой стороны;
  • грушу очистить от кожицы, нарезать ломтиками по ½ см и добавить к печени в сковороду; добавить специи, жарить еще 1-2 минуты;
  • салат вымыть и порвать на части, выстелить им салатник;
  • сверху выложить печень с грушей, украсить половинками винограда и кедровыми орешками;
  • подавать к столу теплым.

Праздничный салат с печенью трески

Вам понадобится : 120 грамм консервированной печени трески, 1 банка консервированной кукурузы, 2-3 картофелины, 1-2 свежих огурца, 1 помидор, 4 листа салата, 100 грамм майонеза, 1 ч.л. бальзамического или виноградного уксуса, соль и перец по вкусу.

Рецепт :

  • картофель отварить в мундире, охладить, очистить, разрезать на продолговатые дольки;
  • смешать картофель с консервированной кукурузой и измельченными листьями салата, заправить майонезом, уксусом, солью, перцем; выложить горкой на плоское блюдо;
  • нарезать помидоры и огурцы дольками, перемешать, сбрызнуть бальзамиком, посолить, поперчить; выложить вокруг горки из картофеля, кукурузы и салата;
  • печень трески извлечь из банки, нарезать тонкими ломтиками и расположить их аккуратно сверху образовавшегося салата;
  • тут же подавать к столу.

Нежный паштет из телячьей печени

Вам понадобится : 500 грамм телячьей печени, 1 луковица, 2 морковки, 100 грамм сливочного масла, 4 ст. л. растительного масла, зелень укропа и петрушки, мускатный орех, соль и перец по вкусу.

Рецепт :

  • печень очистить от пленок, разделать на куски среднего размера;
  • на сковороде раскалить растительное масло, обжарить в нем печень до готовности; остудить;
  • отдельно обжарить измельченный лук и морковь; остудить;
  • печень и овощи, а также рубленую зелень дважды пропустить через мясорубку или измельчить в пюре блендером;
  • сливочное масло растопить, добавить в получившийся фарш, тщательно вымешать, заправить специями;
  • готовый паштет охладить в течение часа и подавать к столу; можно украсить зеленью.

В качестве альтернативы вместо процесса жарки печени можете применить варку. Для этого подготовленные ломтики печени отправьте в кипяток на 5-7 минут.

Тушеная печень ягненка

Вам понадобится : 500 грамм печени ягненка или барашка, 1-2 луковицы, 150-200 грамм сметаны, растительное масло для жарки, мука для панировки, соль и специи по вкусу. Рецепт :

  • печень промыть и очистить от прожилок, выдержать в молоке;
  • печень порезать на небольшие кусочки, обвалять в муке;
  • лук почистить и порезать полукольцами;
  • печень обвалять в муке и обжарить на раскаленной сковороде;
  • в отдельной сковороде обжарить лук;
  • в сковороду с печенью влить сметану, разбавленную 100 граммами прохладной воды, добавить лук, довести до кипения, посолить, поперчить и упаривать под крышкой в течение 10-15 минут; поливка должна загустеть, если этого не происходит, добавьте немного муки;
  • подавайте к столу горячей, в качестве гарнира отлично подойдет картофельное пюре или отварной рис.

Русская народная сказка " Снегурочка". Открытый урок

, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа» 16 г. Балаково, Саратовская область

Статья отнесена к разделу:

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

    учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;

    Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;

    игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;

    письмо – пожелание;

    Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;

    проект “Рукотворная книга”;

    диск с заданиями к уроку;

    диск с мультфильмом;

    карточки для логопедической разминки;

    репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;

    словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;

    шапки – маски;

    планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость!

Как вы думаете,кто это? (Это домовёнок Кузька)

А что он прячет в своём волшебном сундучке? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

А сейчас вспомним наше домашнее задание.

Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. (Мне больше понравилась первая сказка…)

А что думает …? (Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

Конкурс художественного творчества

- Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

Какая это сказка? Докажите. (Авторская)

А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

4.Работа “Поисковой группы”

В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

    Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.

    Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.

    Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

А что хочет добавить о сказках …?

Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

со – ста - ри – лись

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ СЛАЙД 1)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Какая главная мысль 1 части?

Подберите к ней заголовок. (“Дед и баба сделали Снегурочку”)

Это интересная мысль, ….

А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Как вы понимаете его значение?

Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

Что значить “лелеять”? (Объясни …)

А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?(1- 2 ответа)

Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Как ты считаешь,… ?

А что хочет сказать… ?

Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

Как Снегурочка обращается к своим близким?

Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

Подбери заголовок к 3части. (“Растаяла Снегурочка”)

Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ СЛАЙД 2)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

Назовите главных героев сказки.

Кто вам понравился?

Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

Где можно увидеть или услышать Снегурку?

Я хочу сказать вот о чём…

А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов”

Какой ты представляешь себе Снегурочку?

Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ СЛАЙД 3)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Снегурочка”

13.Рефлексия.

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

Над какой сказкой мы работали?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”

На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывают активность мысли, формируют способность отстаивать свою точку зрения, проводят работу по развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русская народная сказка " Снегурочка". Открытый урок

Образцова Людмила Николаевна , учитель начальных классов МОУ «Средняя школа» №16 г. Балаково, Саратовская область

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;
  • Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;
  • игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;
  • письмо – пожелание;
  • “Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;
  • проект “Рукотворная книга”;
  • диск с заданиями к уроку;
  • диск с мультфильмом;
  • карточки для логопедической разминки;
  • репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;
  • словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;
  • шапки – маски;
  • планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость!

Как вы думаете,кто это? (Это домовёнок Кузька)

А что он прячет в своём волшебном сундучке? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

А сейчас вспомним наше домашнее задание.

Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. (Мне больше понравилась первая сказка…)

А что думает …? (Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

“Конкурс художественного творчества”

- Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

4.Работа “Поисковой группы”

В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

А что хочет добавить о сказках …?

Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ СЛАЙД 1)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Какая главная мысль 1 части?

Подберите к ней заголовок. (“Дед и баба сделали Снегурочку”)

Это интересная мысль, ….

А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания – “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Как вы понимаете его значение?

Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

Что значить “лелеять”? (Объясни …)

А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?(1- 2 ответа)

Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Как ты считаешь,… ?

А что хочет сказать… ?

Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

Как Снегурочка обращается к своим близким?

Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

Подбери заголовок к 3части. (“Растаяла Снегурочка”)

Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ СЛАЙД 2)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

Назовите главных героев сказки.

Кто вам понравился?

Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

Где можно увидеть или услышать Снегурку?

Я хочу сказать вот о чём…

А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов”

Какой ты представляешь себе Снегурочку?

Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ СЛАЙД 3)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликационного фильма “Снегурочка”

13.Рефлексия.

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

Над какой сказкой мы работали?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”


Цели урока: познакомить с русской народной сказкой, развивать навыки беглого выразительного чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать творческие способности (артистизм, умение перевоплащаться), вырабатывать активность мысли, формировать способность отстаивать свою точку зрения, проводить работу по развитию речи.

Оборудование:

  • учебник Л. А Ефросинина “Литературное чтение”,2 класс;
  • Л. А Ефросинина. Рабочая тетрадь №1для учащихся 2 класса;
  • игрушка - домовёнок Кузя; сундучок со сказками;
  • письмо – пожелание;
  • “Книжки – малышки”, рисунки к сказкам;
  • проект “Рукотворная книга”;
  • диск с заданиями к уроку;
  • диск с мультфильмом;
  • карточки для логопедической разминки;
  • репродукция картины В. М. Васнецова “Снегурочка”;
  • словарь С. Ожегова, словарь “снежных слов”;
  • шапки – маски;
  • планшеты со стихами Е.Благининой “Снегурка”;

1.Организация класса.

2.Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в удивительную страну, где живут ваши любимые знакомые сказки. Наша встреча пройдёт в форме урока открытых мыслей. У нас сегодня загадочный гость!

Как вы думаете,кто это? (Это домовёнок Кузька)

А что он прячет в своём волшебном сундучке? (Письмо). Прочитаем пожелание – напутствие.

На уроке мы познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”, будем выразительно читать, задавать вопросы и отвечать на них, находить в тексте нужные отрывки, думать, делать выводы, подводить итоги. В конце урока все наши работы соберём в “Рукотворную книгу”

3.Проверка домашнего задания.

А сейчас вспомним наше домашнее задание.

Какую сказку вы читали дома? (“Девочка Снегурочка”)

Какое интересное творческое задание вы выполняли самостоятельно? (Составляли свою сказку о Снегурочке.)

Сейчас мы прослушаем ваши сказки и попробуем их оценить.

Творческое задание (2 человека читают сказки из “Книжек – малышек”)

Какая из сказок вам понравилась больше? Объясните своё предпочтение. (Мне больше понравилась первая сказка…)

А что думает …? (Обе сказки интересны, но представлены по – разному).

Вывод: Мне очень понравилась мысль … о том, что одну и ту же сказку можно пересказать и представить по – разному.

“Конкурс художественного творчества”

Давайте посмотрим, какие замечательные рисунки выполнили наши ребята к сказке В. Даля “Девочка Снегурочка”

Чьи работы тебе понравились, …? Почему?

А что думает по этому поводу …? (Каждый внёс в рисунок что – то своё интересное, необычное.

Вывод: Страна сказок необъятна. Каждый из вас может стать её неповторимым участником.

А сегодня нам предстоит познакомимся с русской народной сказкой “Снегурочка”.

4.Работа “Поисковой группы”

В нашем классе продолжает работу “Поисковая группа”. Ребята выполнили задание опережающего характера. Они расскажут о том, как в нашей жизни появились сказки.

Вступительное слово о сказках.

  1. Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.
    Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.
  2. Мы с затаённым дыханием слушаем удивительные истории о хитрой лисе, глупом волке, о мудрых волшебниках и героях. В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.
  3. Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

А что хочет добавить о сказках …?

Недавно я узнал, что сказка…(ответ ученика)

Вывод: Сказка и сейчас живёт в народе. Её охотно слушают и взрослые и дети.

5.Логопедическая разминка.

В народе любили трудолюбивых, добрых, отзывчивых людей.

Вот к таким простым людям мы сейчас отправимся в гости.

Прочитаем длинные и трудные слова, которые встретятся при чтении сказки:

6. Первичное чтение и проверка восприятия.

А теперь вам предстоит послушать, как прочитают русскую народную сказку “Снегурочка” наши любители чтения (5 человек).

А вы внимательно слушайте, для того, чтобы справиться с тестовым заданием.

Тест. – Почему растаяла Снегурочка? (ИКТ)

*Она была из снега, а снег боится огня.

*Она хотела превратиться в студёный ручеёк.

*Она обиделась на дедушку и бабушку.

А какое ваше мнение?

Вывод: Мне хочется вас похвалить за то, что вы внимательно слушали сказку и справились с заданием.

7. Повторное чтение и работа над содержанием.

А сейчас мы прочитаем сказку ещё раз, чтобы ответить на вопросы.

Начнём с первой части (“тихое чтение”)

а) – Прочитайте, как начинается сказка.

Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

б) Выборочное чтение.

Найдите то место, где говорится, как в доме деда и бабы появилась Снегурочка.

Прочитайте описание внешнего вида Снегурочки.

*Физминутка

Нынче радость детворе –
Много снегу на дворе,
Впереди сугроб огромный
Развалился вдоль и вширь –
Это снежный богатырь.
Обходить его мы стали –
И Снегурку увидали.

в) Работа с репродукцией В. М. Васнецова “Снегурочка”

Рассмотрите, как изобразил Снегурочку известный русский художник В. М. Васнецов в 1899 году.

Художник был очарован русской зимой. На лесной заснеженной опушке появляется юная красавица – Снегурочка. Обратите внимание на её парчовую шубку и шапочку. Они оторочены мехом. А какие серебристые краски. Они напоминают поблескивание снежного наста и мягкость выпавшего снега. Снегурочка! Застенчивая, трепетная, робкая.

Боярышня! Живая!

В тулупчике, в сапожках, в рукавичках.

Какая главная мысль 1 части?

Подберите к ней заголовок. (“Дед и баба сделали Снегурочку”)

Это интересная мысль, ….

А что думает об этом …?

г) Чтение второй части “по цепочке”

Словарная работа.

Ребята, чтобы вам всё было понятно в сказке, я объясню значение

словосочетания “сафьяновые сапожки” - это сапоги, сделанные из козловой кожи высшего качества. (Заблаговременно)

А когда вы читали эту часть, вам встретилось словосочетание “атласная лента”.

Как вы понимаете его значение?

Кто может ответить на этот вопрос?

Атласная лента – это лента из гладкой, блестящей кожи (По словарю С. Ожегова читают дети)

А сейчас отправимся к тайнам живого слова.

Что значить “лелеять”? (Объясни …)

А кто думает иначе?

Лелеять – нежить, холить, заботливо ухаживать.

Почему дед и баба стали лелеять Снегурочку?(1- 2 ответа)

Кто из них прав? Докажите свой выбор.

(Вот мы и открыли тайны некоторых слов)

Какой стала Снегурочка с приходом весны?

Как ты считаешь,… ?

А что хочет сказать… ?

Прочитайте слова, которые говорят о ласковом отношении деда и бабы к Снегурочке.

Как Снегурочка обращается к своим близким?

Что самое главное в этой части? (“Снегурочка боится огня”)

д) Чтение третьей части (“ про себя” с последующим заданием)

Найдите и прочитайте отрывок, который к ней подходит.

Подбери заголовок к 3части. (“Растаяла Снегурочка”)

Прочитайте план к сказке на доске. (ИКТ)

Вывод: Нашу сказку мы записали кратко в виде плана. Запомните его для дальнейшей работы.

8.Чтение по ролям отрывка из сказки

Представьте, что мы выбираем артистов на роль, которые хорошо разбираются в характере, речи, поведении героя. Артист должен хорошо исполнить свою роль.

следующих учеников…

(Ребята в масках – шапочках читают 3 часть сказки в лицах.)

Какое мнение сложилось у вас о работе наших артистов?

Какой исполнитель тебе понравился больше? Почему?

9.Обобщение.

Назовите главных героев сказки.

Кто вам понравился?

Нравится ли вам конец сказки? (Очень жаль Снегурочку)

Проблемный вопрос.

Как вы думаете, что могло бы быть со Снегурочкой, если бы она не прыгнула через костёр? (2 -3 ответа)

(Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

10.Работа “Читального зала”

О Снегурочке написано не только в сказках, но и в стихах.

Сейчас мы поработаем в “читальном зале” и прочитаем стихотворение Е. Благининой “Снегурка”.

Где можно увидеть или услышать Снегурку?

Я хочу сказать вот о чём…

А я хочу ещё добавить…

11.Работа в ТПО с использованием словаря “зимних слов”

Какой ты представляешь себе Снегурочку?

Найди прилагательные, которые подойдут для описания Снегурочки.

Снегурочка (какая?) беленькая, кругленькая, светлая, искристая, нежная, румяная. (ИКТ)

12. “.Наш кинозал” - просмотр отрывка из мультипликацион –ного фильма “Снегурочка”

* - я всё хорошо запомнил.

* - мне было интересно, но я работал медленно

* - вопросы для меня оказались трудными

14.Итог урока.

Над какой сказкой мы работали?

Какой вид работы вам больше всего понравился?

15.Выставление и комментирование оценок.

Сегодня я осталась довольна вашей работой на уроке.

За отличное чтение стихотворения – напутствия, за правильное выполнение тестового задания и за работу на уроке получает оценку…

За грамотное выполнение творческого задания, за участие в конкурсе художественного творчества оценка…

За большую работу и подготовку материала к уроку получают оценку участники “Поисковой группы”…

За правильное, беглое, выразительное чтение сказки, за работу на уроке получают оценку…

За артистизм, умение перевоплащаться при чтении отрывка по ролям, грамотные ответы на уроке оценка…

За чтение стихотворения Е. Благининой “Снегурка”, выборочное чтение, умение оценивать свою работу оценка…

16.Дифференцированное домашнее задание.

*Пересказать сказку по плану.

*В ТПО, с.66 выполнить задание 4.

*В ТПО, с.77 сравнить рисунки, раскрасить иллюстрации к сказкам.

17.Составление “Рукотворной книги”

город Астана

школа-лицей №1

учитель начальных классов

Сакун Елена Валентиновна

Тема: «Стихи о зиме». Е.Благинина «Снегурка»

Цель: 1.приобщать детей к замечательному искусству-чтению стихов;

2.воспитывать у учащихся духовную потребность в стихах;

развивать устную речь учащихся;

3.воспитывать любовь к зимнему времени года

Ход урока.

1)Слайд1

Cамая чистая радость-радость общения с природой.

(А. Толстой).

2)Корректурная проба. Вычеркните все буквы П,Р,О,Т,С

ПРСОООЗПРР

ПРРТТТИОО

ПРСССТМТТ

СССТТТАООТ (3 мин)

3.Составьте Ассоциации с существительным «Зима»

Слайд 2(3 мин)

4.Ребята,вы не так много слов знаете о зиме.Поиграем в игру « Зимнее словосочетание» (3мин)

Учащимся показывается карточка со словом, их задача придумать «зимнее» словосочетание.

    Мороз (трескучий, сильный);

    Снежинка (многогранная, искристая);

    Метель (снежная, южная);

    Лед (крепкий, скользкий);

    Снег (блестящий, скрипучий).

    Сугроб (высокий, пушистый)

    Снегирь (красногрудый, шустрый) Какие слова вы добавили к вашим ассоциациям.? Запишите их.

У нас необычный урок.Мы свами будем работать в группах.Каждая группа будет иметь свое название.и.1 группа будет –группа С.Есенина,2 группа Афанасия Фета,3 группа Н.Некрасова,4группа-Ф.Тютчева,5 группа – А.С.Пушкина.

Как вы думаете,почему я выбрала именно этих поэтов.

Правильно.Эти поэты писали очень много стихотворений о природе,зиме.

У вас было домашнее задание.Вы должны были выбрать стих.о зиме и выучить.

Кто готов?Оценивать вы будете сами.У каждого из вас круги.Зеленые круги оценят ваши ответы на отлично.,желтые –хорошо,красные удовлетворительно.

С чем ассоциируются эти три цвета? (2 мин)

5. От каждой группы по 1 чел. –чтение стихов о природе. (10 мин)

^ Выбор лучшего чтеца. Вы не просто слушаете,а находите сходство с картинами.

6.Новая тема.

Мы сегодня познакомимся со стихотворением о зиме Е.Благининой Снегурка. Слайд 3
. СнегуркаЕ. Благинина. Читает учитель.

Ребята,скажите а на какой праздник приглашают Снегурочку. Что это за праздник?.(3мин)

7.Физминутка (1 мин)

8.Повторное чтение –глазами.

Какой вы представили снегурку?
5. Словарная работа. В стих. какие непонятные слова встретились
Янтарь,парча,душегрейка (5 мин)

5. Работа над выразительностью чтения.

Выразительное чтение.Оценивание (5мин)

Хоровое чтение.

    Работа по слайду « Зимний день».В заключении нашего урока посмотрите слайд (2мин)

    Пятистишие.Синквейн (5мин)

1.Зима 2 прил

    3 глагола

  1. Предложение

    Резерв.Работа со снежинками. Итоги работы команд.Рефлексия Понравился ли вам урок?Показ карточек.

    Д.З. Выучить стихотворение наизусть (по выбору).