Роль случая в жизни и судьбе человека в рассказе Л. Н

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам. Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба.

Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель.

Герои «Метели» уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже «жизнь за него отдать», батюшка согласился венчать... И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на «собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней. Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на и супружескую жизнь. Они не могут даже найти 1фуг друга.

Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина. А метель это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни.

Повести Белкина, несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для поэта, пронизаны насквозь любовью к человеку. Кроме того, в этих произведениях автор очень доступно показал расхождение между природой человека и ролью, навязанной ему обществом и социальным положением.

Взять хотя бы Барышню-крестьянку. В основе произведения взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Для того чтобы как-то познакомиться с молодым Берестовым, слава об уме и красоте которого разошлась по всей округе, Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, нарядилась крестьянской девушкой и отправилась рано поутру в лес будто бы за грибами. На самом деле была хорошо известна привычка недавно появившегося в тех краях обольстителя девичьих сердец ездить утром на охоту. Войдя в лес, Лиза, затеявшая эту шутку, несказанно волновалась, сердце ее сильно билось, само не зная почему... Как девушка и предполагала, Алексей Берестов вскоре появился. Здесь, в лесу, между молодыми людьми завязался разговор, который послужил началом их большой любви.

Алексею все нравилось в крестьянской девушке, он был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Лиза тоже была покорена красотой, обаянием и благородством молодого человека. Они начали встречаться, и со временем мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили. Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться не взаимное примирение, а Алексей, как ни привязан был к милой Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. Несмотря на то, что счастье было так близко, оно, в то же время, было и очень далеко. И виною всему условности, предрассудки героев.

Отчаяние Алексея достигло предела после того, как отец его стал настаивать на женитьбе. Тем более, что девушка, которую сватал отец, совсем ему не понравилась, хоть и была одного с ним сословия. Перед молодым человеком встала проблема выбора либо согласиться с требованиями отца и жить в богатстве, либо жениться на крестьянке без отцовского благословения и добывать средства на жизнь своим трудом. Долго думать Алексею не пришлось: благородство и сила любви к крестьянской девушке были так сильны, что решение тут же пришло жениться на Акулине, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия. Не медля ни минуты, Алексей написал Акулине письмо, в котором предлагал ей свою руку и сердце. Положив письмо в дупло, как они и договорились, молодой Берестов лег спать весьма довольный собою. Вскоре последовала и развязка Алексей узнает, что Акулина на самом деле не Акулина, а Лиза. Его возлюбленная не крестьянка, а такая же, как и он, дворянка.

Главный герой повести Алексей Берестов стал выше предрассудков или сказать точнее готов был стать, готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский статут и которые никак не мирились с его внутренним миром, его моралью и сознанием. Отрицание этих предрассудков, изобличение их, добрый взгляд на жизнь и человека в этом, мне кажется, заключена основная идея повести Барышня-крестьянка.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Роль случайности в повести А. С. Пушкина . И в закладках появилось готовое сочинение.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Тема Судьбы в романах Пушкина

Капитанская дочка


История проходит через

Дом человека, через его частную жизнь.

Ю.М.Лотман


Восстание дворян на Сенатской площади в С.-Петербурге.

14 декабря 1825. Это событие стало наивысшим моментом декабристского движения и началом его конца. После разгрома восстания, А.С.Пушкин предпринимает попытки переосмыслить происходящие события и их роль в судьбе дворян, среди которых были его друзья. В 30 годах XIX века Пушкин наиболее часто обращается к теме восстаний и задумывается об их влиянии на судьбы не человечества вообще, а отдельно взятой личности. Этому способствовали ряд произошедших в те годы событий: французская революция 1830 года, холерные бунты в России, восстания военных поселений в Новгороде и Старой Руси.

И именно в это время судьба как бы подсказала Пушкину неожиданный сюжет, который, казалось, помогал решению проблемы, так остро поставленной восстанием, потерпевшим поражение. 17 февраля 1832 года Пушкину доставили подарок Николая I «книгу» - многотомное «Полное собрание законов Российской империи», - присланную в помощь его занятиям историей Петра I. В двадцатом томе поэт обнаружил множество материалов, связанных с восстанием Пугачева: манифесты Екатерины II, ее именные указы, «наставления», а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств дел пленных мятежников – Пугачева и его товарищей. Среди этих официальных документов особое внимание Пушкина привлекла «Сентенция 1775 года января 10. О наказании смертною казнею изменника, бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников. С присоединением объявления прощаемом преступником». 1

В «Сентенции» довольно подробно рассказывалось о ходе восстания и его участниках. Там-то и обнаружил Пушкин неожиданное и взволновавшее его сообщение о дворянине, перешедшем на сторону Пугачева.

Мысль, интересовавшая Пушкина, была подтверждена историческим фактором – дворянин из «хорошего», то есть родового дворянства перешел на сторону Пугачева и участвовал в народном восстании. Тогда-то и возник замысел исторического произведения (повести? романа?) о дворянине – пугачевце.

Первый план не стал основой задуманного произведения – явно не доставало фактического материала. Пушкин вновь вернулся к замыслу о дворянине – пугачевце и в 1833 году составил новый план.

В первых числах февраля 1833 года Пушкин обращается с просьбой к военному министру А.И.Чернышеву разрешить ему познакомиться в архивах военного министерства с документами второй половины XVIII века. Первые материалы из канцелярии Чернышева Пушкин получил в конце февраля. Изучение их позволило внести существенные изменения в замысел романа о дворянине пугачевце.

К 22 мая он уже закончил ее черновой вариант. В июле Пушкин попросил разрешение выехать в Казанскую и Оренбургскую губернии, мотивируя свою просьбу желанием ознакомиться с местами, которые должны быть описаны в подготавливаемом им романе. 7 августа поездка была разрешена, И Пушкин получил четырехмесячный отпуск. 18 августа он выехал в Петербург. 1 октября, после посещения Казанской и Оренбургской губернии, Пушкин прибыл в Болдино, где и завершил свою работу над «Историей Пугачева».

Но и после этого Пушкин не приступил к написанию романа. Только через год, в октябре-ноябре 1834 года, или даже 1834-1835 годах, Пушкин записывает новый план романа.

В этом плане совершенно снята проблема перехода дворянина-офицера на сторону Пугачева. За ним сохранилась лишь функция свидетеля. Некоторые из названных в плане событий уже довольно близки к «Капитанской дочке».

Композиция романа построена исключительно симметрично. Сначала Маша оказывается в беде: суровые законы крестьянской революции губят ее семью и угрожают ее счастью. Гринев отправляется к крестьянскому царю и спасает свою невесту. Затем Гринев оказывается в беде, причина которой на сей раз кроется в законах дворянской государственности. Маша отправляется к дворянской царице и спасает жизнь жениха. Но интересна во всем этом роль случая, судьбы!

C того времени как Гринев попадает на службу в Оренбург, жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссийской истории и превращается в великолепный набор случайностей и зеркально повторяющихся эпизодов, которые заставляют вспомнить как о поэтике В. Скота, так и о законах построения русской волшебной сказки. В открытом поле Гриневскую кибитку случайно застигает снежный буран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который выводит заблудившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается будущим Пугачевым. Столь же случайно сцепление всех последующих встреч Гринева и поворотов его судьбы.

Попав в Белгородскую крепость в 40 верстах от Оренбурга, он влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронева, 18-летнюю Машу и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным; ранен; в письме к родителям просит благословения на брак с бесприданницей; получив строгий отказ, прибывает в отчаянии. (Естественно, Маша, в конце концов, поселится у родителей Гринева, а Швабрин перейдя на сторону Пугачева, сыграет в судьбе героя злого гения).

Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельевича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, после бурана пожертвованные ему Петрушей от чистого сердца и милует барчука за минуту до смерти. (Зеркальное повторение эпизода с тулупчиком), мало того отпускает на все четыре стороны.

Отправившись в Оренбург, дабы поторопить освобождение белгородской крепости, Гринев случайно узнает, что Маша, спрятанная белгородской попадьей, теперь в руках предателя Швабрина. Петр Андреевич пытается уговорить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, он самостоятельно отправляется в пугачевское логово. Попадает в засаду и случайно остается жив.

Причем Гринев случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот прибывает в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белогородову не удается «попытать» дворянина.

Пугачев тронут рассказом о девушке насильно удерживаемой Швабриным; отправляется вместе с героем в Белогородскую крепость, и даже узнав, что Маша-дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает поженить и готов принять на себя обязанности посаженного отца (так случайно сбывается сон Гринева, который привиделся ему сразу после бурана).

Отпущенные Пугачевым, Гринев, Маша, Савельевич попадают в засаду правительственных войск (сюжетная вариация на тему эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к месту службы до бурана, проиграл сто рублей « на бильярде». Отправив Машу в отцовское имение, Петруша остается в отряде после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина и не может отвести от себя обвинение, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском селе; случайно не узнает царицу и простодушно рассказывает обо всем. Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова. Случайно Гринев присутствует на казни Пугачева. Случайно эти записки попадают в руки «издателя», под маской которой скрывается сам Пушкин.

Тема судьбы прослеживается, как мне кажется, следующим образом:

Во-первых, стечение случайных обстоятельств в жизни героев

Во-вторых, судьба представлена, как некая стихия, природная или историческая, здесь эту роль природной судьбы выполняет метель.

Метель (метель)- смятение, мятеж, смута; волнения переживания, испуг, страх.

Эта самая метель у Пушкина – прозаика - и станет судьбоносной для Петра Гринева. Это та самая метель, которая показывает читателю, что в данный момент мир находится в состоянии метели, ясно одно: заблудившемуся путнику не миновать беды. Что или кто там виднеется в дали? Божий храм, как в повести «Метель»? Нет … «волк или человек», «пень или волк».

Пушкинский мотив в метели как литературная традиция появляется «в произведениях писателей XIX, XX веков. (Блок «Двенадцать», Булгаков «Белая гвардия», Пастернак «Доктор Живаго»).

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали… «Что там в поле?»

«Кто не знает? Пень иль волк?».

Пушкин «Бесы» 1

В-третьих, немало важна роль вещего сна- предсказателя судьбы.

Сон Петра Гринева (глава Вожатый)- вещий, пророческий сон весь трагизм дальнейших событий. «Мужик с черной бородой» размахивающий топором,- предвестник кровавых расправ Пугачева, и тот же мужик, ласково зовущий под свое благословение,- быть может, добрый знак для самого Гринева.

Пугачев сыграл спасительную роль в судьбе Гринева, проявляя «государеву» милость так же, как Екатерина II проявила милость к его дальнейшей судьбе. Пугачев тоже вовлечен в тот круг добра, о котором постоянно напоминает автор романа.

Светлая вера Пушкина в добродетель человека способствовала тому, что Пугачев в романе показан противоречиво, несколько идеализированно. Поступки его непредсказуемы: добро и зло, злодеяние и милость. Мы можем себе задать вопрос! «Почему, жестоко расправившись с комендантом крепости, его женой, со всеми, кто не присягнул «государю», Пугачев проявляет явную благосклонность к Гриневу?».

Мятежника в офицере поразила смелость, верность дому, его страстное желание защитить возлюбленную, пусть даже ценой собственной смерти, его подверженность сердечному влечению, а не рассудку - все те качества, которых не было у самого Пугачева.

Из метели появится Пугачев, мятежный характер раскрыт в романе: метель положила определенную трагическую предрешимость судьбы.

Таким образом, судьба Гринева соотнесена с изображаемыми историческими событиями: подавление пугачевского бунта в России. Характер героя дается через призму восприятия или фигуры Пугачева от их первой встречи в дороге во время бурана и до последнего кивка головой Гриневу с Лобного места на красной площади.

Пугачев играет в судьбе Гринева и его любимой Маши Мироновой огромную роль, не однажды спасая обоих от смерти. Великодушное отношение Пугачева к Гриневу не может не расположить доброго и отзывчивого молодого человека. «Ты мой благодетель»- говорит Гринев в минуту эмоционального порыва. Но в основе отношения Петра Гринева к Пугачеву лежит не благодарность, а бескорыстная искренняя симпатия (впрочем, взаимная). И Гренев, классический враг Пугачева, не может не признать его обаяние: «Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему». 1

Пушкин видит роковую неизбежность борьбы, понимает историческую обоснованность крестьянского восстания, отказывается видеть в его руководителях «злодеев». Но он не видит пути, который от идей и действий любого из борющихся лагерей вел бы к тому обществу человечности, братства и вдохновения, туманные контуры которого возникли в его сознании.

В «Капитанской дочке» Пугачев наделен достаточной властью, чтобы самостоятельно и вопреки своим сподвижникам спасти и Гринева и Машу Миронову. Пушкин начинает ценить в историческом деятеле способность проявить человеческую самостоятельность, не раствориться в поддерживающей его государственной бюрократии, законах, политической игре. Прямое, без последующих звеньев, обращение Маши к Екатерине II, доступность и человечность, который не ставить между жизнью и собой мертвой фикции закона, независимость Пугачева от мнения своих «пьяниц», которые «не пощадили бы бедную девушку», обеспечивают счастливые развязки человеческих судеб.

«Гринев - не рупор идей Пушкина. Он русский дворянин, человек XVII века, с печатью своей эпохи на челе. Но в нем есть нечто, что привлекает к нему симпатию автора и читателей: он не укладывается в рамки дворянской этики своего времени, для этого он слишком человечен. Ни в одном из современных ему лагерей он не растворяется полностью. В нем видны черты более высокой, более гуманной человеческой организации, выходящей за пределы его времени» 1 . Отсвет пушкинской мечты о подлинно человеческих общественных отношениях падает на Гринева. В этом глубокое отличие Гринева от Швабрина, который без остатка умещается в игре социальных сил своего времени. Гринев у пугачевцев на подозрении как дворянин и заступник за дочь врага, у правительства – как друг Пугачева. Он не «пришелся» ни к одному лагерю. Швабрин - к обоим: дворянин со всеми дворянскими предрассудками (дуэль), с чисто сословным презрением к достоинству другого человека, он становится слугой Пугачева. Швабрин морально ниже, чем рядовой дворянин Зурин, который, воспитанный в кругу сословных представлений, не чувствует их бесчеловечность, но служит тому, в справедливость чего верить. Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы подняться над «жестоким веком», а сохранить в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.

Таким образом, в романе «Капитанская дочь» Пушкин показывает как бы стихия, случайность, сон, не вмешивались в судьбу - человек сам творец своей судьбы.


1Макагоренко – Пушкин – Москва 1995 c.15

1 Пушкин собрание сочинения. Москва – 1949 c.560

1 Пушкин собрание сочинения. Москва-1949.c.569

1 Макагоренко – Пушкин в школе 1995 г. Москва.c.


Заключение


В реферате на примерах четырех разножанровых произведений мы видим абсолютно разную роль судьбы.

В первом произведении роль судьбы наказующая, ее играет петушок.

Во втором судьба-рок, от нее нельзя уйти.

В третьем роль судьбы играет метель, которая против воли героев.

И в четвертом судьба-стихия-история.

Все определения слова судьбы были использованы Александром Сергеевичем.

Таким образом, в разножанровых произведениях проследив проблему роли судьбы в жизни отдельного человека, государства, общества, я еще раз прихожу к выводу о гениальности великого русского писателя. Его литературное наследие – это целое «философское учение», послание мудреца, пророка нам ныне живущим, тем, кто жил раньше, и тем, кто будет жить в XXI веке. В связи с этим в заключение хотелось бы, привести слова из эссе Сергея Залыгина:

«…» Он (Пушкин) – это самое светлое и разумное среди всего того, что обязано людям бессмертие, и не он, а мы виноваты в том, что столь безрассудно, столь варварски к этому обещанию отнеслись, вот и знаем сегодня – а будет ли у нас завтра? Он, знал, мы – не знаем.

Мы виноваты перед ним, а не только «они» - его современники. Мы!

«…» Пушкин даже гибелью своей высказал нам истину, а мы?

Поняли его? Услышали? Вняли? И не запоздаем его понять?


Золотой петушок.


Сказки - это детский жанр, но особенность сказок Пушкина, в том что они имеют глубокий философский смысл. И возвращаясь к сказкам снова и снова, мы открываем новые философские грани.

Все сказки Пушкина, так или иначе касаются темы судьбы. Герои сказок искушают свою судьбу: невежественная старуха пытается стать «владычицей морской», но жадность возвращает ее к «разбитому корыту». Злая мачеха пытается избавиться от доброй царевны и в итоге «лопается от злости». Злые завистники попытаются разлучить царя Салтана с сыном Гвидоном, но тяжелая судьба еще больше закаляет Гвидона, и в конце концов воссоединит отца с сыном. Но наиболее яркой сказкой о превратностях судьбы является сказка о «Золотом петушке».

Сказку о «Золотом петушке» можно отнести к жанру волшебных сказок. Она создана в 1834 году во время пребывания А.С.Пушкина в Болдино. С 1824 по 1834 «фольклорные» опыты Пушкина развиваются как два самостоятельных течения: с литературной и фольклорной стилевой основой. Представляется необходимым отметить, что Пушкин любил фольклорные сказки с детства, слушая рассказы няни.

В основе сюжета сказки о «Золотом петушке» поучительное повествование о царе Дадоне, который в молодости наделал много грехов.

« Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело» 1

И теперь на старости лет ему пришлось расплачиваться. Но Дадон пытается избежать своей участи и обращается за помощью к мудрецу-звездочету. Тот соглашается помочь Дадону, дав ему золотого петушка, но берет с царя обещание исполнить любую просьбу.

Некоторое время Дадон «царствовал лежа на боку» 2

И соседи присмирели

Воевать уже не смели.

Но однажды страшный шум разбудил царя. Золотой петушок предвещал с востока беду. Государь принимает решение отправить туда войско, возглавляемое старшим сыном. Время идет, вестей нет, а петушок опять устраивает переполох, Дадону ничего не остается, как отправить на восток младшего сына. Как и в русских народных сказках, автор использует магическое число «3» и петушок в третий раз «волнуется на спице». Судьба заставляет Дадона отправиться в путь. Царь жестоко наказан за свое прошлое смертью своих сыновей.

…Что за страшная картина!

Перед ним его два сына,

Без Шлемов и без лат,

Оба мертвые лежат,

Меч вонзивши друг во друга.

Но скорбь его по сыновьям не была долгой, как только он увидел Шамаханскую царицу.

Околдован, восхищен,

Пировал у ней Дадон.

Введя эту сцену Пушкин хотел подчеркнуть, что Дадон не только плохой отец, но и равнодушный, безжалостный человек.

Не придав тела земле, переступив через смерть, Дадон думает только о себе. В этой сцене мы сталкиваемся с таким понятием, как кощунство.

Дадон стар, а рядом с ним молодая царица, подарившая ему вторую молодость, Царь забывает о данном мудрецу слове.

Удивительно правдоподобно распоряжается судьба, когда у нее чего-то просишь, она обязательно возьмет себе что-то взамен. Дадон на старости лет просил покоя, но взамен отказался отдать то, что ему не принадлежит. В этом проявляется его неблагодарность. Пушкин как бы говорить: или спокойная старость, или беспокойная молодость, всего сразу быть не может. Нарушив незыблемое царское слово, отказав мудрецу, оставив себе Шамаханскую царицу (символ молодости), Дадон наказан.

… Петушок спорхнул со спицы;

К колеснице полетел

И царю на темя сел,

Встрепенулся, клюнул в темя

И взвелся… и в тоже время

С колесницы пал Дадон.

Таким образом, читая сказку Пушкина, мы понимаем их глубокий философский смысл, который заключается в том, что нельзя играть с судьбой.

Эта сказка заканчивает цикл сказок А.С.Пушкина, и поэтому в ней звучат пророческие строки:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Жизненный урок дает Александр Сергеевич Пушкин. Обращаясь к жанру сказок, он учитывает их жанровую особенность-поучительность, и то, что сказка «кладесь народной мудрости», и то, что этот жанр доступен и взрослым, и детям.


1 Пушкин избранные сочинения 1949- Москва с.367

2 Пушкин избранные сочинения 1949-Мосва с.369


    Введение

    «Тема судьбы в произведениях А.С.Пушкина»

Глава I «Золотой петушок»

Глава II «Вещий Олег»

Глава III «Метель»

Глава IV «Капитанская дочка»

    Заключение

    Приложение

    Список литературы

Литература

    А.С.Пушкин «Избранные сочинения» - 1949г. Москва.

    В. Коровин «Лелеющие душу гуманность» - 1982г. Москва.

    Г.Макагоренко «А.С.Пушкин» - 1985г. Москва.

    Ю.М.Лотман «Пушкин» - 1999г. Санкт-Петербург.

    Б.Сушков «Прав судьбы закон» - «В мире литературы» - 1989г. Москва

    А.Г.Кутузов – «В мире литературы» - 1999г. Москва.

«Метель»


Повесть «Метель» входит в цикл повестей, автором которых Пушкин указывает некого Белкина. Таинственность и случайность составляют атмосферу этой пушкинской повести. Все здесь необычно и загадочно, хотя повествуется у самой, что ни на есть прозаической жизни. Тайна сохраняется до последней страниц повести, до последних ее слов. В неведении и непосредственные участники истории – жених, невеста, неожиданно обвенчана и ставшая замужней, «женатый жених», родители. В прозу деревенско-поместной действительности вторгся случай, но он же, как в последствии оказалось, все разрешил ко всеобщему удовольствию.

Итак, «жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р***». Были у него жена и дочь, семнадцатилетняя Марья Гавриловна, «стройная, бледная» девица, считавшаяся богатой невестой. По соседству жил бедный армейский прапорщик Владимер. Естественно, они были друг в друга влюблены. Тут все складывается так, как обычно в романтических повестях, а часто и в тогдашней жизни. И дальше все идет обычным порядком: родители оказались жестокими и «запретили дочери о нем и думать», затем следует рассказ о непременной переписке, о свиданиях, о клятвах в вечной любви, о сетованиях на судьбу и о различных предположениях. «Переписываясь и разговаривая таким образом, они (что весьма естественно) дошли до следующего рассуждения: если мы друг без друга дышать не можем, а воле жестоких родителей препятствуют нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее?» И так, план действий не без колебаний и надежд избран. Повествование о влюбленных развертывается в рамках строгой и сухой логики. Кажущаяся логичность поведения влюбленных все время подвергается сомнению, скрывающему книжность, игрушечность ситуаций, намерений и самих персонажей. Любовные волнения предстают в двух противоречащих друг другу ракурсах: влюбленные относятся к своим чувствам серьезно, как и их родители (иначе зачем им негодовать на «взаимную склонность»), но и рассказчик подчеркивает как раз незрелость чувств. 1

Марью Гавриловну не оставляют мечты о тайном венчании и родительском прощении. Она и Владимир надеются «бросится потом к ногам родителей». Но дальше в судьбу влюбленных вмешивается метель. «На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием», «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу». 2 Родители и природа оказывается, словно в заговоре против обручения Марьи Гавриловны с Владимиром.

Та же метель уклоняет и Владимира от правильной дороги. Против Владимира, как и Марьи Гавриловны, словно восстает сама матушка-природа: началось бессмысленное блуждание. Строгий план обернулся хаосом. Случай взял верх. Метель отодвинула от Владимира Жадрино не на пять, а на десять верст, и время приблизилось к рассвету. Наконец Владимир добрался до церкви и до двора священника. Но Марья Гавриловна уже была обвенчана с другим. Случай разрушил «разумные» предначертания героев. Он вмешался в судьбу двух юных беспомощных влюбленных и разъединил их навсегда.

Владимир геройски погибает, Гаврила Гаврилович через несколько лет скончается, так и не узнав правды о побеге и тайном венчании. Марья Гавриловна станет «наследницей всего имения». И вокруг богатой невесты закрутятся женихи. Ее по-прежнему не оставляет романтические воспоминания. И теперь они осеняют все, что хранит память о Владимире: «она берегла все, что могло его напомнить: книги им некогда прочитанные, его рисунки, ноты и стихи, им переписанные для нее». Книжный романтизм, условность, навеянная литературой, становится формой переживаний: «Память его казалась священной для Маши», «несколько месяцев уже спустя, нашед имя его в списке отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия». 1

Но душа Марьи Гавриловны не умерла, и героиня жаждет счастья, как бы ни дорога была ей любовь Владимира и воспоминаний о нем, как бы ни сдерживала она чувства обетом верности. Весь тон повествования проникнут предчувствием близких перемен, касаемых участи героини. Но вот «в ее замке» явился «раненый гусарский полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с интересной бледностью…». Бурмин – рыцарь. Он посещает замок своей печальной дамы. Именно такого героя и ждала героиня. Он был в меру умен, опытен, прост и свободен в обращении. Герои тянутся друг к другу. И более всего их связывает тайна. Потрясенная случившимся, гибелью Владимира, перенесшая болезнь, героиня повзрослела и, хотя по-прежнему живет романтическими представлениями, уже не может не поверять рассудком ни своего чувства, ни отношения к Бурмину.

Исчез безоглядный свободный порыв чувства, но Марья Гавриловна приобрела взамен умение владеть собой. За ним таится нечто новое. За хитростью скрыта жажда счастья, полнота чувств, испытываемых юной душой и овладевшей ею. Влюбленность перерастает в любовь. Героиня полюбила Бурмина. И женское сердце Марьи Гавриловны подсказывает ей (как и опытному Бурмину), что они созданы друг для друга.

Однако ирония Пушкина не исчезает. Итог пространного объяснения Бурмина прост: «Я женат!». Настает ненужное объяснение. Бурмин-гусар говорит о «преступной проказе», о жестокой шутке и жестоком отмщении. В молодости Бурмина отличали ветреность, лихачество, гусарская удаль. Его ветреность чуть не стала непреодолимым препятствием к счастью героев. Оказывается, он тайно обвенчан с незнакомкой. Ею оказалась Марья Гавриловна. Спадает покров еще с одной тайны, преподнесенной жизнью. Незнаемая Бурминым жена – рядом.

Перед началом рассказа Бурмина Марья Гавриловна воскликнула: «Как это странно!». Однако странно ли?

На первый взгляд – да, странно. Но только на первый. Своевременная метель, удачный случай. Но случай ли только? Все, казалось бы, подвержено в повести случайности: метель разъединяет влюбленных и соединяет супругов. Случайно заблудился Владимир, случайно очутился в незнакомой стороне Бурмин. Случайно обвенчалась Марья Гавриловна с заезжим гусаром и столь же случайно не стала женой Владимира. Случайно опоздал Владимир и случайно подшутил над провинциалкой гусар Бурмин. Не слишком ли много случайностей? Из-за досадного и нелепого случая из жизни Марьи Гавриловны уходит Владимир и случайно входит в ее судьбу Бурмин. Какое-то господство случайностей в повести! Их так много, что невольно приходишь к мысли, что через случайность просвечивает закономерность и неизбежность. Странное происшествие оправдывается характерами героев. Владимир неопытен, не в меру самодеян и опьянен пылким воображением. Марья Гавриловна живет книжными представлениями, к тому же, отважившись на отчаянный шаг, она слишком потрясена. Бурмин в ту пору – легкомысленный, беспечный, «ужасный повеса», не задумывающийся над содеянным. Нечаянная встреча Марьи Гавриловны и Бурмина предстает случайным стечением обстоятельств. Случай становится выражением объективных законов жизни. И в ней обнаруживается более глубокая правда. Бедному ли армейскому офицеру Владимиру, которого родители Марьи Гавриловны «принимали хуже, нежели отставного заседателя», пристало жениться на богатой наследнице Марьи Гавриловны? Нет. Гораздо естественнее, если законным браком соединятся гусарский полковник Бурмин и состоятельная барышня. Такова правда

Похожие рефераты:

Даже самые мелкие части в произведении должны быть между собою согласованы и образовывать художественное единство. Объединяет же все части произведения между собой тема, или предмет сочинения.

А. С. Пушкина очень интересовала роль случайности и предопределенности в жизни человека. Он верил в рок, знал, что существуют фатальные обстоятельства, которые неподвластны воле человека и его планам.

Собственная жизнь не раз давала ему повод задуматься о том, от каких странных мелочей зависит судьба. Многие произведения Пушкина полны раздумий о непостижимой игре, которую ведет с человеком Создатель. В повести «Метель» автор выводит подчеркнуто обычных людей, не блещущих умом, талантом, силой духа, и показывает, как причудливо может сложиться жизнь, если вмешается необъяснимая и непредвиденная случайность.

Герои «Метели» уездная мечтательная и сентиментальная барышня и бедный прапорщик, находящийся в отпуске. Они влюблены друг в друга, родители против, и вот Маша и Владимир, по классическим канонам жанра романа, решают бежать и тайно обвенчаться. Все спланировано и рассчитано, верные слуги готовы помочь, друзья жениха соглашаются стать свидетелями и даже «жизнь за него отдать», батюшка согласился венчать... И ничего не получилось! Вмешался случай, судьба рассудила по-своему. Поднялась метель, закружила в поле жениха, и он опоздал на «собственную свадьбу. И эта же метель привела к деревенской церкви проезжего офицера Бурмина, который и оказался под венцом с незнакомой барышней.

Ему это казалось шуткой, проказой, и только потом он осознал, что шутить с судьбой опасно! Два незнакомых друг другу чело-река соединены узами брака, но не могут надеяться на Любовь и супружескую жизнь.

Они не могут даже найти 1фуг друга. Судьба вмешалась еще раз, дав возможность героям встретиться по-настоящему и полюбить друг друга. Это невероятный союз, который начался свадьбой, а продолжился через несколько лет знакомством, может быть счастливым, по мнению Пушкина.

А метель это символ судьбы, того непонятного, причудливого и своенравного игрока, который держит в руках карты нашей жизни. Повести Белкина, несмотря на то, что были написаны Болдинской осенью 1830 года, в дни не самые радостные и светлые для поэта, пронизаны насквозь любовью к человеку. Кроме того, в этих произведениях автор очень доступно показал расхождение между природой человека и ролью, навязанной ему обществом и социальным положением. Взять хотя бы Барышню-крестьянку.

В основе произведения взаимоотношения двух молодых людей: Лизы Муромцевой и Алексея Берестова. Для того чтобы как-то познакомиться с молодым Берестовым, слава об уме и красоте которого разошлась по всей округе, Лиза, дочь Григория Ивановича Муромцева, первейшего недруга старшего Берестова, нарядилась крестьянской девушкой и отправилась рано поутру в лес будто бы за грибами.

На самом деле была хорошо известна привычка недавно появившегося в тех краях обольстителя девичьих сердец ездить утром на охоту. Войдя в лес, Лиза, затеявшая эту шутку, несказанно волновалась, сердце ее сильно билось, само не зная почему... Как девушка и предполагала, Алексей Берестов вскоре появился. Здесь, в лесу, между молодыми людьми завязался разговор, который послужил началом их большой любви. Алексею все нравилось в крестьянской девушке, он был в восхищении, целый день думал он о новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение. Лиза тоже была покорена красотой, обаянием и благородством молодого человека. Они начали встречаться, и со временем мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили.

Лиза ведала, какая ненависть существовала между их отцами, и не смела надеяться не взаимное примирение, а Алексей, как ни привязан был к милой Акулине, все помнил расстояние, существующее между им и бедной крестьянкою. Несмотря на то, что счастье было так близко, оно, в то же время, было и очень далеко. И виною всему условности, предрассудки героев. Отчаяние Алексея достигло предела после того, как отец его стал настаивать на женитьбе. Тем более, что девушка, которую сватал отец, совсем ему не понравилась, хоть и была одного с ним сословия. Перед молодым человеком встала проблема выбора либо согласиться с требованиями отца и жить в богатстве, либо жениться на крестьянке без отцовского благословения и добывать средства на жизнь своим трудом. Долго думать Алексею не пришлось: благородство и сила любви к крестьянской девушке были так сильны, что решение тут же пришло жениться на Акулине, и чем более думал он о сем решительном поступке, тем более находил в нем благоразумия.

Не медля ни минуты, Алексей написал Акулине письмо, в котором предлагал ей свою руку и сердце. Положив письмо в дупло, как они и договорились, молодой Берестов лег спать весьма довольный собою. Вскоре последовала и развязка Алексей узнает, что Акулина на самом деле не Акулина, а Лиза. Его возлюбленная не крестьянка, а такая же, как и он, дворянка. Главный герой повести Алексей Берестов стал выше предрассудков или сказать точнее готов был стать, готов был переступить через условности, которые ему навязывал его дворянский статут и которые никак не мирились с его внутренним миром, его моралью и сознанием.

Отрицание этих предрассудков, изобличение их, добрый взгляд на жизнь и человека в этом, мне кажется, заключена основная идея повести Барышня-крестьянка.

1. Влияние природных явлений на судьбы людей.
2. Последствия случайных событий.
3. Роль случая в развитии действия.

Нечаянный случай всех нас изумил.
А. С. Пушкин

Случай в жизни нередко играет роковую роль. Иногда он меняет положение вещей и ход событий в противоположном направлении. Кому-то он дает шанс начать жизнь с чистого листа, а кого-то, наоборот, лишает последней надежды. Такое неуловимое явление достаточно сложно описать, потому не знаешь, кто управляет случаем и заставляет события развиваться по тому или иному сценарию. Ведь если такое можно было бы предсказать, то случай не играл бы такой роковой роли в судьбе и жизни человека. К подобному феномену обращался А. С. Пушкин в «Повестях Белкина».

Самым неожиданным и наполненным различными случайными событиями является произведение «Метель». С первых строк текста он все словно берет в свои руки. Удивительные вещи происходят практически со всеми героями повести.

Большую роль в произведении играет метель. Она предупреждает главную героиню о том, что та совершает плохой поступок, что не стоит полагаться на волю случая и вручать свою жизнь и судьбу прекрасной, но опасной природной стихии. «На дворе была мятель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием». Для Владимира метель тоже стала своеобразным поворотным моментом в жизни. Она взяла на себя роль вершителя судеб, поэтому на знакомой дороге молодой человек не мог ориентироваться: «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилося с землею».

С одной стороны, такое природное явление сыграло злую шутку с главными героями. На Марьи Гавриловне отразилось болезненным состоянием — недомоганием. Но вот жизнь Владимира оно повернуло совершенно в другое русло. Никто ведь не знает: оказался бы на войне молодой человек, если бы он был женат. Погиб ли он от ран, если бы попал на другую, а не эту войну. Писатель не дает ответы на эти вопросы. В центре его внимания другой образ — Марьи Гавриловны, потому что события, которые произошли в 1812 году, дали девушке шанс найти своего мужа.

После смерти отца она осталась единственной наследницей. Но деньги не делают человека счастливым. У девушки не было в жизни счастья. Она оставалась верна своему мужу, но сама не знала, кто он такой. И господин случай снова взял власть в свои руки. Он словно хотел оправдаться за тот поступок, который совершил раньше. Так он приводит в дом Марии ее мужа — Бурмина.

Такие подарки судьбы можно рассматривать по-разному. Нам не известно, чем один молодой человек отличался от другого. Они оба искренне любили девушку. Но поведение Владимира показывает, что он, возможно, не стал бы хорошим мужем. Молодой человек так и не появился в доме Марьи Гавриловны и не выяснил, почему девушки не оказалось в церкви. Ведь если он ее любил, то должен был поговорить с ней, прежде чем разорвать отношения. Родители, видя муки дочери, решили «...объявить ему неожиданное счастие: согласие на брак. Но каково было изумление ненарадовских помещиков, когда в ответ на их приглашение получили они от него полусумасшедшее письмо! Он объявлял им, что ноги его не будет никогда в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою». Вспомним, что он долго уговаривал Марью Гавриловну на то, чтобы она согласилась на тайное венчание. Почему же он, зная, что девушка решилась на отчаянный шаг, не стал даже выяснять причины ее отсутствия в условленном месте. При таком рассмотрении произведения именно случай отвел от Марии большую беду и привел к ней такого человека, с которым она действительно смогла быть счастлива.

В своей небольшой повести А. С. Пушкин показывает разные оттенки случая. Он не осуждает и не восхваляет такое явление. Произведение становится иллюстративным материалом для его видения этого феномена. А решить, какова его роль, он оставляет нам и показывает, что нельзя однозначно и резко судить о том, что удается узнать. Нужно внимательно рассмотреть все оттенки и только потом высказывать свои суждения.

Своеобразным баловнем судьбы в повести «Метель» становится Бурмин. Случай два раза сталкивает его с Марьей Гавриловной, и два раза он ставится для гусарского полковника судьбоносным. Свою роль в жизни этого человека сыграла та же метель. Она заставила его задержаться в пути, но не приносила спокойствия. Кажется, она звала его куда-то туда, где он будет счастлив. Когда же он оказался случайно у церкви, то не отдавал себе отчета в своих действиях, им руководило легкомыслие: «Непонятная, непростительная ветренность...». Потом он сел в кибитку и вот четыре года женат, сам не зная на ком. Но при этом Бурмин не может найти место венчания, так как слуга давно умер.

Полковник честен в своих поступках: он говорит Марье Гавриловне, что любит ее, но не может взять в жены. Но в этот раз случай ему преподносит новый неожиданный и приятный сюрприз. Из тысячи мест он приехал в отпуск после ранения именно в свое поместье, которое располагалось неподалеку от дома девушки. Этими словами рассказчик подчеркивает то, что они, возможно, могли встретиться, но неизвестно, когда бы это произошло. Ведь если он жил недалеко от поместья Марьи Гавриловны, то их пути могли пересечься и раньше. Но случай распорядился иначе. Он заставил обоих молодых возлюбленных пройти через испытания, словно проверяя их чувства на прочность, а души — на честность. Ведь Бурмин очень раскаивался, что так жестоко подшутил над той девушкой. И возможно, именно такое раскаяние дало шанс: облик возлюбленной и жены воплотились в одном образе.

«"Боже мой, боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?"

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...»

В «Повестях Белкина» автор рассказывает, что не только случай может управлять судьбами людей. Они сами могут оказывать влияние на ход развития событий. Такова роль случая в повести «Выстрел». Он предоставляет Сильвио возможность показать на деле свое сверхестественное искусство, если бы он вызвал на дуэль оскорбившего его офицера. Но Сильвио не делает этого, потому что его жизнь посвящена другой идее. Но вскоре судьба вознаграждает за терпеливое ожидание: «Однажды подали ему пакет, с которого он сорвал печать с видом величайшего нетерпения». И именно этот случай приоткрыл рассказчику тайну поведения хорошего стрелка. Сильвио рассказывает об одном происшествии, которое имело место в полку. К ним в тот момент определился «молодой человек богатой и знатной фамилии». Именно он повлиял на жизнь Сильвио и смог изменить ее так, что стрелок замкнулся в себе и только упражнялся в своем искусстве, в котором достиг совершенства.

Следующий случайный эпизод в повести происходит с рассказчиком, который смог разгадать тайну образа Сильвио. Сначала в дело вступают домашние обстоятельства, которые вынуждают его «поселиться в бедной деревеньке Н** уезда». Но судьба предоставляет ему шанс узнать о том, что произошло в последнюю встречу Сильвио с тем человеком, который нанес ему обиду. Так перед нами раскрывается тайна еще одной семьи: «Таким образом узнал я конец повести, коей начало некогда так поразило меня. С героем оной уже я не встречался. Сказывают, что Сильвио, во время возмущения Александра Ипсиланти, предводительствовал отрядом этеристов и был убит в сражении под Скулянами». Рассказчику больше не предоставляется случай встретиться с главным героем. О его дальнейшей судьбе он знает понаслышке. Но мы понимает, что именно случайные встречи становятся ниточкой, которая позволяет связать воедино события всей повести. Так в этом произведении случай не только оказывает определенное влияние на жизнь и судьбу главных героев, но и играет значительную роль в развитии действия.

Пушкин весьма объективно относится к такому понятию, как случай. Он показывает не только его положительные моменты, но и отрицательные влияния. При этом он обращается не к абстрактным и сверхестественным понятиям. В каждом конкретном примере случай словно материализуется. Он появляется перед нами либо в определенном образе (метели), либо в облике человека (Сильвио). При этом происшествие может и меняет жизнь человека, но делает это весьма мягко. Он становится словно провидцем, который ведет своего героя к лучшей доле и приводит героя к тому, чтобы тот наконец после множества испытаний обретает счастье.

В «Повестях Белкина» А. С. Пушкин представляет нам живую природу каждого отдельного человека. При этом он показывает, что именно случай может привнести в жизнь много важных и приятных впечатлений, которые позволяют персонажам открывать новый удивительный мир и благосклонно принимать подарки и уроки судьбы.