Распутин пожар смысл произведения. Распутин пожар анализ

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар» (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя - остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, - сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь - водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» - явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки - это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» - Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь - образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», - это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой - символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» - это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».

«Пожар» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Своеобразным продолжением «Прощания с Матёрой» стала повесть Распутина «Пожар » (1985). В 1977 году в беседе с корреспондентом «Литературной газеты» писатель говорил: «Я не мог не написать “Матёру”, как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью. Эта повесть в определённом смысле для меня рубеж в писательской работе. На Матёру уже вернуться нельзя — остров затопило. Очевидно, придётся вместе с жителями деревни, которые мне дороги, перебираться в новый посёлок и посмотреть, что станет с ними там». Посёлок Сосновка из «Пожара» и стал тем новым местом, где поселились жители затопленной деревни.

Пожар, во время которого горят склады, где хранятся продуктовые и промышленные товары, — сюжетный приём, усиливающий драматизм повествования и одновременно метафорический образ. Издревле силе огня противостояли сообща, всем миром. В свете огня от пожара в Сосновке мы обнаруживаем прямо противоположное: «архаровцы», как называет людей без совести Распутин, объединяются, но не затем, чтобы пожар потушить и хлеб с продуктами спасти, а чтобы добро растащить, и в первую очередь — водку и вещи.

Листвень в повести «Прощание с Матёрой», которым, по народному преданию, «крепится остров к речному дну, одной общей земле», вырубающиеся леса в «Пожаре» — явления, имеющие помимо прямого ещё и переносное значение. «Архаровцы» из Сосновки — это люди без корней, о таких в народе говорят «перекати-поле». Противопоставленный «архаровцам» герой «Пожара» — Иван Петрович Егоров, размышляя о жизни, приходит к заключению: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом». «Архаровцы» же лишены «подпорок».

Огонь — образ амбивалентный, одновременно с разрушением он таит в себе силу очищения. Пожар помог Ивану Петровичу преодолеть в себе «страшное разорение», осознать, что нельзя отдать родную землю во власть «архаровцев». Мы не знаем, как будут развиваться события в Сосновке, не знает этого и автор. Картина оживающей по весне природы, противопоставленная разрушительной силе «архаровцев», — это, с одной стороны, метафора неиссякаемой силы жизни, которую вновь ощущает в себе Егоров, а с другой — символ веры самого писателя в гармонию мироздания, разрушить которую человеку всё-таки не по силам.

Опубликованная в начале перестройки, повесть «Пожар» была прочитана как образ-символ Советской России, духовный кризис которой дошёл до предела. В этом контексте метафора «обновления» жизни истолковывается как призыв к общественным переменам в стране непостроенного коммунизма. Между тем последние рассказы Распутина пронизаны пафосом несогласия с идеологией уже нового, «постперестроечного», «посткоммунистического» времени. В их свете повесть «Пожар» — это образ-символ России, идущей и сегодня по пути разобщения «человеческого единства».

Почему не поднять голос против злодеев прошлого, знаменитых основоположников суеверия и фанатизма, тех, кто впервые схватил на алтаре нож, чтобы отдать на заклание строптивых, не желающих принять их воззрения?Григорий Распутин, известный «приближенец» последней царской семьи Романовых, родился в 1865 году в Иркутской области, хотя этот год рождения «великого старца», как его назовут в будущем, весьма сомнителен. В некоторых источниках эта дата варьируется с 1865 по 1971 год. К слову, Григорий Ефимович специально «наводил туман» по поводу своего возраста, дабы получить больший авторитет в глазах окружающих. Будучи юношей, Распутин часто болел, поэтому ради исцеления совершил паломничество в один из монастырей Свердловской области, где и увлекся религией. Распутин пожар анализ Кроме того, Григорий Ефимович побывал в Греции, Иерусалиме, общался с монахами и другими духовными людьми. В странствиях Распутин встречает свою будущую супругу Прасковью Дубровину, такую же странницу, как и Григорий. В 1890 году состоится свадьба, в браке Прасковья Федотовна подарит Распутину двух дочерей (Варвару и Матрену) и сына Димитрия.

В 1904 году Григорий Распутин переезжает в Петербург, где быстро приобрёл славу «божьего человека». Но пройдет еще пара лет, пока Григорий не «проявится» на фоне многочисленных юродивых и блаженных, обитающих в Петербурге.

Знакомство с Николаем II датируется 1905 годом, хотя императрица познакомилась с Распутиным намного раньше.

1907 год начинается с судебного разбирательства, главным фигурантом выступает Григорий Ефимович, на которого еще в 1903 году был написан донос, обвиняющий «старца» в лжеучениях.

Достаточно критично в Распутину относились и представители духовенства. Более того, в 1911 году по инициативе епископа Феофана, Александре Федоровне, жене императора, было официально объявлено порицание всяческих связей с Распутиным. А к концу 1911 года, учинив драку с епископом Гермогеном, Григорий Ефимович добровольно покидает столицу, отправившись в Иерусалим.

Вернувшись из паломничества, Распутин поселяется в с. Покровском, где в 1914 году на него было совершено покушение. Распутин пожар анализ В ходе расследования Григорий выразил свои подозрения в адрес иеромонаха Илиодора, но доказать свои предположения он не смог.

В декабре 1916 года Распутина жестоко убивают. Попытки злоумышленников отравить и застрелить «старца» были тщетны, но, выбравшись из подвала, где ему была уготована могила, Григорий Ефимович был настигнут убийцами, которые его и утопили в реке.

Расследованием пропажи Распутина занимался Васильев А.Т., чиновник судебного ведомства, который раскрыл преступление за два дня.

Страсти – враги покоя, но без них на этом свете не было бы ни искусства, ни наук, и каждым дремал бы нагим на куче своего навоза.

Краткое содержание "Пожара" Распутина должен знать каждый знаток отечественной литературы. Это одно из ключевых произведений автора. В нем остро ставятся проблемы современности. За счет этого роман вызвал большой интерес у читателей.

Место "Пожара" в творчестве Распутина

Краткое содержание "Пожара" Распутина дает полноценное представление о его творчество в 80-х годах. К тому времени он уже был хорошо известен, как автор повестей "Деньги для Марии", "Последний срок", "Живи и помни", культовой "Прощание с "Матерой".

Повесть "Пожар" он написал в 1985 году. На тот момент Распутин уже был признанным классиком отечественной так называемой деревенской прозы. Проблемы, которые он поднимал на страницах своих произведений, всегда находили живой отклик у читателей.

Сюжет повести

Краткое содержание "Пожара" Распутина начинается с описания событий, происходящих в марте месяце. Повествование при этом ведется от третьего лица. Оно наполнено большим количеством лирических отступлений, рассуждений, носящих публицистический характер.

В центре повествования водитель Иван Петрович. В завязке произведения он уставший возвращается с работы. Его встречает супруга Алена. Но тихому семейному вечеру не суждено сбыться в этот день. Они слышат крики: пожар.

Выясняется, что огнем объяты ОРСовские склады. Иван Петрович в суматохе собирается на пожар и берет с собой топор. Оказывается, пожар серьезный. Горят обе части склада. Одна - промышленная, вторая - продовольственная. Главный герой сразу отмечает для себя, что борьбу с огнем возглавляют два крайне ненадежных человека. Это Семен Кольцов и Афоня.

Борьба с огнем

Чтобы решить, как бороться с огнем, собирается начальство. Руководитель участка Водников умелый и экспрессивный человек. Он сильно ругается на подчиненных, но на него можно положиться. Не меньше мужчин в спасении складов от огня помогает Алена, которая выносит какие-то вещи.

При этом отрицательными персонажами и повести, и краткого содержания "Пожара" Распутина является бригада архаровцев. Это наемные рабочие, которые не живут в этих местах, заинтересованы только в своем заработке.

Отряд архаровцев

Валентин Распутин в "Пожаре", краткое содержание которого представлено в этой статье, описывает суть отряда архаровцев. Они носители лагерных понятий. Поэтому, когда главный герой пытается броситься в огонь, его отговаривают, потому что относятся к работе только как к обязанности и не готовы рисковать жизнью ради общего дела.

Из-за присущей ему принципиальности они и не любят Ивана Петровича. У Распутина в "Пожаре", содержание которого стоит знать каждому любителю его творчества, они олицетворяют мрачную сторону надвигающегося прогресса.

История Ивана Петровича

При этом сам Иван Петрович простой и искренний человек. Он родился в деревеньке Егоровка. В Великую Отечественную войну был танкистом.

Уже в мирное время стало известно о скором затоплении деревни. Здесь прослеживается прямая связь с другой повестью Распутина - "Прощание с Матерой". Об этом знает и Иван Петрович. Но в отличие от остальных не спешит уезжать. Только в крайности он переезжает в Сосновку, в которой и разворачиваются события повести.

Главный герой самоотверженно забегает в один из продовольственных складов. При этом замечает, как много здесь припасов, хотя всем всегда рассказывали, что провианта не хватает. Тут герой в кратком содержании рассказа "Пожар" Распутина начинает рассуждать, когда жизнь пошла наперекос. Он приходит к выводу, что все изменилось, когда начали вырубать лес. Это тупая работа, которая разрушает и природу вокруг, и самого человека.

Из-за нее в Сосновку приходит все больше легкомысленных людей, которые гонятся только за легкими деньгами. При этом растет преступность на селе. С подозрением начинают относиться ко всем добросовестным и честным людям.

Главными для Ивана Петровича остаются абсолютные ценности, которые он готов активно отстаивать.

Антипод главного героя

У Распутина в "Пожаре" в очень кратком содержании обязательно нужно упомянуть про антипода главного героя. Это Афоня Бронников. Он считает, что главное жить честно и не воровать. Подавать своим примером урок всем вокруг.

Распутин и его главный герой с этим категорически не согласны. Они считают, что с примером все уже опоздали.

На пожаре все преображаются, когда огонь подбирается к водке. Архаровцы и местные жители спасают ее, выстраиваясь цепочкой и умудряясь по ходу распивать. Только Иван Петрович пытается спасти растительное масло. В душе главного героя разворачивается настоящая психологическая драма.

Ему никто не помогает. Он с женой в ужасе наблюдает, как грабят остатки промтоварного склада.

Кстати, с супругой он вместе уже больше 30 лет. Она библиотекарь. "Пожар" - произведение Распутина, в котором автор осознанно идеализирует их отношения. По его словам, у них полное взаимопонимание.

Жизнь в Сосновке

Спасая провиант со склада, Иван Петрович размышляет о своем будущем в Сосновке. По его мнению, вся предстоящая жизнь потихоньку теряет всякий смысл. Для него в работе главное не достаток, как для Афони, а некое творческое начало. Но после того, как вокруг рушатся нравственные основы, у него опускаются руки.

У Распутина в "Пожаре", краткое содержание по главам описано в этой статье, приводится разговор главного героя с Афоней. Тот спрашивает, почему Иван Петрович собирается уезжать. Тот признается, что устал. Когда Афоня, начинает сокрушаться, на кого же теперь останется Егоровка. Иван Петрович поражает его своей уверенностью - Егоровка в каждом из нас.

Развязка повести

Со временем огонь усиливается. Муку в основном спасают. Но при этом практически все участники сильно напиваются. Кладовщица жалуется, что склады сильно разграблены. И не так много сгорело, сколько разошлось по рукам. Иван Петрович в полном бессилии теряет сознания.

Между пьяными архаровцами завязывается драка, результатом которой становятся два трупа. Наутро пепелище оцеплено. Все ждут приезда комиссии из центра, которая должна оценить ущерб и установить причины пожара. В растерянности Иван Петрович спрашивает у соседа Афони, что они будут делать дальше. На что тот его обнадеживает - остается только жить.

В финале повести Иван Петрович отправляется в весенний лес, там он ищет отдых и успокоение. Он чувствует, что природа вокруг просыпается. Он ждет, что именно она укажет ему путь, поможет заблудившемуся человеку.

Анализ повести Распутина

Многие исследователи отмечают, что Распутин в "Пожаре", анализ есть в этой статье, продолжает тему изучения жизни людей, ставших вынужденными переселенцами. Впервые он поднимает ее в повести "Прощание с Матерой". Это произведение, в каком-то роде, является его продолжением.

Персонажи этой повести переезжают из деревни в поселок городского типа. В нем они оказываются замкнутыми. Как в могиле живем, признается главный герой Иван Петрович.

Пожар позволяет автору и читателю наглядно увидеть, кто чего стоит. Помогает исследовать прошлое и настоящее героев произведения. Во время пожара люди выясняют, что в огне оказываются товары, которых они никогда не видели. И даже не подозревали, что они есть на их складах. Это дефицитные продукты питания, зарубежный трикотаж. Воспользовавшись неразберихой, некоторые начинают не спасать ценности из огня, а занимаются настоящим мародерством.

Социальная катастрофа

У Распутина пожар - очевидный символ социальной катастрофы, которая надвигается на Сосновку. Автор ищет объяснения этому явлению.

Одной из причин морального разложения общества является то, что в Сосновке никто не занят земледелием. Люди только заготавливают лес. То есть забирают у природы, ничего не предоставляя взамен. В поселке много приезжих, прибывших ненадолго на заработки. Поэтому он не развивается, выглядит неопрятно и неуютно. Повесть представляет собой психологию перерождения крестьянина-земледельца в иждивенца, который только уничтожает окружающую его природу.

Читателю передается острое беспокойство от того безжалостного уничтожения природы, которое происходит на страницах повести. Из-за большого объема работ, которые необходимо выполнить, требуется много рабочих рук. Поэтому набирают всех подряд, часто кого попало.

В Сосновке перемешиваются социальные слои. Слаженное общество распадается на глазах. Всего за два десятилетия в поселке меняется понятие нравственности. Приемлемым становится то, что раньше было не положено и не принято.

Яркая деталь - в Сосновке при домах даже нет палисадников. Все осознают, что это только временное жилье. Только главный герой Иван Петрович остается верен своим жизненным принципам. У него свои понятия о добре и зле. Он не только честно работает, но и переживает за упадок нравов и стремится изменить эту ситуацию. Но не находит практически никакой поддержки среди окружающих.

Он пытается помешать архаровцам установить власть, но они ему мстят, прокалывая шины у автомобиля. Постоянно делают мелкие пакости. То песок в карбюратор засыпят, то повредят тормозные шланги у прицепа, то балку, которая чуть не убивает главного героя.

В конце концов, Иван Петрович с супругой решают уезжать. Они хотят направиться на Дальний Восток. Там живет один из их сыновей. Но и тут главный герой не может покинуть Сосновку. Его начинает укорять Афоня, спрашивая, кто же останется, если уедут такие, как они. Иван Петрович не решается на этот шаг.

При этом стоит отметить, что в повести достаточно положительных персонажей. Это и супруга главного героя Алена, и старый дядя Хампо, и противоречивый начальник участка Борис Тимофеевич Водников.

Ключевым для понимания сути произведения остается символическое описание природы. Если в самом начале повести, когда на дворе март, она будто в оцепенении. То к концу произведения затихает перед грядущим расцветом. Шагая по весенней земле, Иван Петрович ожидает, что она выведет его на верный путь.

Сочинение

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле».

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

«Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!» — горячится в споре Иван Петрович.

Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились «архаровцы» (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: «…люди разбрелись всяк по себе еще раньше…»

Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято, стало положено и принято.

В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду — кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате — берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце — момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло наконец на верную дорогу».

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») Нравственная проблематика современной прозы Повесть «Пожар» Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» Жанровое своеобразие повести "Пожар" Распутина В.Г.