Распутин пожар анализ. Сочинение Распутин B

В повести «Пожар» в образе Ивана Петровича Егорова В. Рас-путин воплотил народный характер крестьянина-правдолюбца, радетеля справедливости, у которого болит душа при виде раз-рушения веками складывающейся деревенской общинной нрав-ственности. Этот образ продолжает ряд созданных ранее В. Рас-путиным характеров, типологически объединенных понимани-ем ответственности каждого перед обществом за прошлое и бу-дущее. Образ Ивана Петровича преемственно связан с образами старухи Анны из «Последнего срока», Дарьи из «Прощания с Матёрой». Он стоит в одном ряду с шукшинскими «болеющим за жизнь» героями. Событийная основа повести предельно про-ста: в леспромхозовском поселке Сосновка загорелись склады. Кто спасает из пожара народное добро, а кто тянет, что можно, к себе. То, как ведут себя люди в экстремальной ситуации, слу-жит толчком к тягостным размышлениям героя повести шофера Ивана Петровича Егорова.

Иван Петрович мучительно, напряженно ищет ответы на во-просы, которые подбрасывает ему окружающая действительность. Почему все «перевернулось с ног на голову, и то, за что держа-лись еще недавно всем миром, что было общим неписаным за-коном, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность, и чуть ли не в предательство?» «…Было не по-ложено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитает-ся за ловкость и доблесть».

Иван Петрович видит причины многих бед в том, что разру-шены вековые обычаи русского народа. Бывшие крестьяне пере-стали землю пахать, перестали ее и любить. Они способны только брать, безобразно вырубая окружающий лес. Эти люди утратили чувство общности, артельности, заставлявшее их прежде жить по законам высокой нравственности. Они живут как временщики.

В. Распутин, для которого основная функция литературы — учительство, проповедничество, преподносит нравственные про-блемы в форме раздумий Ивана Петровича. Материал с сайта

С гражданской прямотой и бескомпромиссностью он подни-мает самые насущные и животрепещущие вопросы предперестроечного времени, затрагивает такие болевые точки, которые определяют дальнейшее духовное развитие человека. Открытым публицистическим пафосом характеризуются размышления пи-сателя о нравственных основах и законах человеческого бытия. В «Пожаре» наряду с событийным движением и, пожалуй, более значимым является движение авторской публицистической мыс-ли. Голос героя слит с голосом писателя и неотделим от него. Публицистический накал выводит рассуждения как бы поверх действия. Они иногда слишком прямолинейны, сконструированны, откровенно патетичны, что не может не нарушать художественную гармонию. В. Распутин создал народный харак-тер, ищущий некую конечную формулу бытия, в которой были бы сопряжены бесценный опыт, мудрость поколений и воля, свободный выбор личности, природный и социальный мир, окружающий человека, и космос его души.

Сочинение

Повесть «Пожар» опубликована в 1985 году. В этой повести автор как бы продолжает рассмотрение жизни переселившихся после затопления острова людей из повести «Прощание с Матерой». Людей переселяли в поселок городского типа (Сосновка). Главный герой повести Иван Петрович Егоров чувствует себя истощенным нравственно и физически: «как в могиле».

Ситуация с пожаром в повести позволяет автору исследовать настоящее и прошлое. Горят склады, товары, которых люди не видели на прилавках (колбасы, японские тряпки, красная рыба, мотоцикл «Урал», сахар, мука). Часть народа, пользуясь неразберихой, растаскивает, что может. В повести пожар является символом катастрофы для социальной атмосферы в Сосновке. Распутин пытается объяснить это ретроспективным анализом. В Сосновке земледельческими работами не занимаются, заготавливают лес, причем не обеспечивая его воспроизводство. Леса надолго не хватит. Поэтому и за поселком не следят. Он «неуютный и неопрятный», грязь намешивалась техникой «до черно-сметанной пены». Повесть вскрывает перерождение психологии земледельца, хлебороба в психологию уничтожающего природу иждивенца.

«Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!» — горячится в споре Иван Петрович.

Читатель ощущает острое беспокойство от картины безжалостного покорения природы. Большой объем работ требует большого количества рабочих рук, часто каких попало. Писатель описывает пласт «лишних», равнодушных ко всему людей, от которых в жизни разлад.

К ним добавились «архаровцы» (бригада оргнабора), которые нагло давили на всех. И местные жители растерялись перед этой злой силой. Автор через размышления Ивана Петровича разъясняет ситуацию: «…люди разбрелись всяк по себе еще раньше…»

Социальные слои в Сосновке перемешались. Происходит распад «общего и слаженного существования». За двадцать лет жизни в новом поселке изменилась нравственность. Что «было не положено, не принято, стало положено и принято.

В Сосновке даже палисадников у домов нет, потому что все равно это временное жилье. Иван Петрович остался верен прежним принципам, нормам добра и зла. Он честно работает, пе реживает за упадок нравов. И оказывается в положении инородного тела. Попытки Ивана Петровича помешать шайке Девятого вершить власть кончаются местью шайки. То проколют шины у его автомобиля, то насыплют песок в карбюратор, то изрубят тормозные шланги к прицепу, то выбьют стойку из-под балки, которая чуть не убьет Ивана Петровича.

Приходится Ивану Петровичу собираться с женой Аленой уезжать на Дальний Восток к одному из сыновей. Укоризненно спрашивает его Афоня Бронников: «Ты уедешь, я уеду — кто останется?.. Эх! Неужто так и бросим?! Обчистим до ниточки и бросим! И нате — берите, кому не лень!» Так и не сможет уехать Иван Петрович.

В повести много положительных персонажей: жена Ивана Петровича Алена, старый дядя Миша Хампо, Афоня Бронников, начальник участка леспромхоза Борис Тимофеевич Водников. Символичны описания природы. В начале повести (март) она вялая, оцепенелая. В конце — момент затишья, перед расцветом. Шагающего по весенней земле Ивана Петровича «будто вынесло наконец на верную дорогу».

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») Нравственная проблематика современной прозы Повесть «Пожар» Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» Жанровое своеобразие повести "Пожар" Распутина В.Г.

Нравственная проблематика - это круг вопросов. связанных с изменением личности под воздействием внешних обстоятельств. Где же в ситуации выбора единственный критерий, помогающий отличить нравственное от безнравственного? А критерий только один - это совесть. Извечный человеческий закон, которому следовали люди всегда, боялись его нарушить, страшились греха.

И если человек решает, что лучше вечно страдать, чем поступить против своей совести, то такой человек достоин уважения.

По такому нравственному закону живёт главный герой повести Валентина Распутина "Пожар" Иван ПЕтрович Егоров. Егоров из деревни Егоровка. .. Совпадение имени и топонима не случайно. Деревня уже 20 лет как затоплена в результате строительства плотины и электростанции на реке Ангаре. Но сердце бывшего фронтовика осталось там, в родной деревне, где люди жили в согласии, трудились на земле, свято хранили нравственные законы, поступали всегда по совести. Шофёр леспромхоза - человек честный, совестливый.

Жить по совести всегда трудно, особенно тогда, когда видишь, что одинок в борьбе за правду, что никому и ни до чего дела нет, что ты бессилен противостоять разрушительной стихии зла.

В посёлке Сосновка, неуютном и неопрятном, не городского и не деревенского, и бивуачного типа, - хозяйничают "архаровцы" - бригада оргнабора, пришлые люди, бывшие уголовники, шабашники, любители лёгкой наживы и длинных рублей. Все попытки Егорова противостоять их бесчинствам кончаются для него неудачей. Предчувствие жестокой мести "архаровцев", оскорбительность вынужденного общения с ними, боль за поруганную землю побуждают Ивана Петровича искать новое место жительства. Давно уже в душе героя живёт разлад с самим собой, давно на душе муторно и угарно, он чувствует непреодолимую нравственную усталость. Душа горит от несправедливости и боли. В леспромхозе царят беспорядки: приписки, авральщина, очковтирательство, разгильдяйство, пьянство, воровство, хищническое отношение к природе и земле.

Совесть не позволяет Егорову молчать, не может он следовать совету Афони Бронникова:"Что ты, Иван Петрович, кипятишься? Кому ты что докажешь? Наше дело - жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару". Не может Егоров молчать, но и бороться в одиночку устал. Вот и уезжает...

А тут пожар. Загорелись леспромхозовские склады. Ринулся Иван Петрович спасать народное добро. Пожар высветил многое. В первую очередь то, по какую сторону добра и зла находятся люди, какой нравственный выбор сделали они в своей жизни. Одни самоотверженно сражаются с огнём, не думая о себе. Это Егоров и его жена Алёна, Афоня Бронников, Семён Кольцов, Тепляков, Миша Хампо. Другие стараются урвать побольше для себя, растаскивают товар, вынесенный из огня, перекидывают, как гранаты, бутылки водки за забор, тут же выпивают горячее зелье, набивают карманы какими-то коробочками, скорее всего с ювелирными украшениями. Это архаровцы во главе с бригадиром Сашкой Девятым, уголовник без имени по прозвищу Соня, кладовщица Клавка Стригунова, однорукий Савелий.

А заканчивается всё страшной трагедией - убийством. Семидесятилетний Миша Хампо, честный и бескорыстный сторож, пытается помешать архаровцу Соне, который перекидывает через забор свёрток с цветными тряпками - японскими кофточками. Пожилой человек настигает вора и подминает под себя. Кто-то бьёт и сторожа, и грабителя, не разбирая, колотушкой по головам, пока не забивает насмерть. Так и хочется крикнуть во весь голос:"Люди! Опомнитесь! Что вы делаете? Где ваша совесть?"

Уедет ли Егоров из посёлка Сосновка? Прямого ответа писатель не даёт. В конце повести герой видит себя как бы со стороны: "...идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом, и вот зайдёт он сейчас за перелесок и скроется навсегда".

Думаю. что Иван Петрович останется в посёлке, потому что теперь чувствует надёжную поддержку подавляющего большинства тружеников, многие из которых до пожара уже было смирились с безобразием, царящим вокруг.

Обновлено: 2017-10-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вид урока: урок художественного восприятия.

Форма урока: урок-беседа.

Методы обучения:

  • словесные (эвристическая беседа),
  • наглядные (презентация),
  • проблемный.

Оборудование:

  • Компьютер (или мультимедийный проектор),
  • Толковый словарь русского языка (С. И. Ожегов) – 2 экземпляра, карточки с толкованием понятий БЕЗДУХОВНЫЙ и БЕЗДУШНЫЙ .

Цели урока:

  1. На примере литературного материала выделить общечеловеческие ценности.
  2. Разграничить понятия бездушный и бездуховный .
  3. Анализ отдельных эпизодов повести “Пожар”.
  4. Практика работы со словарными статьями.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (положительные установки, настрой на урок).

2. Актуализация новой темы.

Слово учителя:

Сегодня на уроке мы познакомимся с повестью Валентина Распутина “Пожар”. В ходе работы постараемся понять идейный смысл произведения, уяснить авторскую позицию и составить собственное отношение к поставленной автором проблеме.

В качества эпиграфа к нашему уроку сегодня я выбрала слова самого автора повести “Пожар” Валентина Распутина.

(эпиграф появляется на слайде)

Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих. (В. Распутин)

Перепишите эпиграф в тетради, оставив место для темы урока, и ответьте на следующий вопрос.

Как вы думаете, являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ ?

(Могут быть различные варианты ответов.)

Слово учителя:

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо дать толкование понятиям.

Скажите, где можно найти определение данных слов?

(В толковом словаре.)

Давайте обратимся за разъяснением к Толковому словарю русского языка под редакцией С. И. Ожегова.

Задание 2-м ученикам:

Найдите в словаре толкование понятий БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ.

Задание классу:

Возьмите карточки с распечаткой словарных статей, найдите искомые понятия.

Итак, давайте посмотрим, какое толкование дает Толковый словарь Ожегова.

Бездуховный – лишенный интеллектуального, духовного содержания.

Бездушный –

1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям, бессердечный.

2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.

Как вы думаете, почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности ?

(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный – окружающим.)

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

На этот вопрос мы с вами постараемся ответить с вами, анализируя повесть В. Распутина “Пожар”.

Этот вопрос будет проблемным вопросом нашего урока.

Вопрос открывается на доске.

Запишите тему урока:

Тема человеческой души в повести В. Распутина “Пожар”.

3. Основная часть.

I. Современная литература.

Слово учителя:

Повесть Валентина Распутина “Пожар” была написана в 1985 году. В это время советских авторов наиболее интересовал духовный кризис современной России. Писатели уже в то время ощущали трагическую атмосферу бездуховности в обществе. Перед ними стояли извечные российские вопросы:

  • Что с нами происходит? (Поставил Шукшин.)
  • Что делать?
  • Кто виноват?

Если на первый и второй вопросы писатели пытались дать ответы, то на третий ответа серьезного нет.

Отвечая на первый вопрос, авторы показывали негативные примеры из жизни, состояние современного для них советского общества. Размышления над этим вопросом, то есть прямые размышления автора или его героя о злободневных проблемах жизни, придают произведениям публицистическую окраску. Зачастую автор напрямую беседовал с читателем.

Также в современной литературе часто соседствуют образы-картины и прямые размышления, что не очень хорошо. Заметна тревожная, порой трагическая атмосфера, тональность безысходности, в которой живут и которую ощущают герои.

Все это прослеживается и в повести “Пожар”.

II. Работа с текстом.

Обратим внимание на название повести.

Что такое пожар?

(Уничтожение, превращение в пепел.)

Да, действительно, сюжет повести завязан на пожаре, который уничтожал, превращал в пепел орсовские склады поселка Сосновки.

Давайте зачитаем этот эпизод. (Либо текст, либо карточки с текстом) .

“Загорелось, по всему судя, с угла или где-то возле угла, от которого склады расходились на стороны: продовольственные – в длинный конец и промышленные – в короткий. И те и другие стояли каждая сторона под одной собственной связью. И построение было так, и занялось в таком месте, чтобы, загоревшись, сгореть без остатка. Что до постройки, до того, чтоб с самого начала подумать о возможности огня, - русский человек и всегда-то умен был задним умом, и всегда-то устраивался он так, чтоб удобно было жить и пользоваться, а не как способней и легче уберечься и спастись. А тут. Когда ставился поселок наскоро, и тем более много не размышляли: спасаясь от воды, кто думает об огне? Но что касается угла, где загорелось, здесь кто-то или, уж верно, злой случай, если не кто-то, умен был умом далеко не задним”.

Что стало причиной пожара?

(Безответственность, бесхозяйственность.)

Но на пожаре горят не только склады, горят человеческие души.

Люди теряют человеческий облик, а главное, что эти люди – деревенские жители, люди земли.

Главный герой Иван Петрович Егоров был родом из деревни Егоровки (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит имя). Оттуда уходил на фронт, там женился и растил троих детей. Их село затопили, а жителей переселили в Сосновку (обращается внимание учащихся на то, что в основе названия деревни лежит сырье).

“Неуютный и неопрятный, и не городского и не деревенского, а бивуачного типа был этот поселок, словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду и отдохнуть, да так и застряли. Но застряли в ожидании – когда же последует команда двигаться дальше, и потому – не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето перелетовать, а потом и зиму перезимовать. Дети между тем рождались, вырастали и сами к этой поре заводили детей, рядом с жилым становищем разрослось и другое, в которое откочевали навеки, а это – все как остановка, все как временное пристанище, откуда не сегодня завтра сниматься. И, слыша по ночам работу электростанции, круглосуточно постукивающей машины, чудилось Ивану Петровичу, что это поселок, не глуша мотора, держит себя в постоянной готовности”.

Почему герой чувствовал себя в новой деревне неуютно? Найдите ключевые слова.

(Неуютный, неприятный, кочевники, временность, ожидание и т. д.)

Теперь у героя не было дома, места на земле, а лишь временное жилье. Жители Сосновки чувствуют себя гостями, у них чемоданное настроение. Изменилась и психология: землю не обихаживают, не берегут. Появилось отчуждение между людьми.

Поселок разорен, улицы разбиты, тайгу изуродовали: подлесок уничтожен техникой (нет будущего ). Уничтожают люди и сами себя:

“…недавно директор школы Юрий Андреевич… взялся подсчитать, сколько в шести деревнях, слившихся в Сосновку, погибло народу за войну и сколько его сгинуло не своей смертью за последние четыре года. Не своей смертью – это значит пьяная стрельба, поножовщина, утонувшие и замерзшие, задавленные на лесосеках по своему ли, по чужому ли недогляду. И разница вышла небольшая. Иван Петрович ахнул, когда услышал: вот те и мирное время!”

Живут в поселке и архаровцы Давайте посмотрим, какое толкование этому слову дает Толковый словарь Ожегова.

Зачитывают учащиеся, работающие со словарем:

Архаровец – буян, головорез.

Они “явились сразу как организованная в одно сила со своими законами и старшинством”.

Как вы думаете, почему архаровцы прижились в Сосновке, почему имели такую власть?

(Люди давно уже разбрелись каждый по себе. Никто не хочет видеть и понимать, что делается вокруг.)

Люди становятся бездушными или бездуховными?

(Бездушными.)

На пожаре люди не столько спасают все, сколько воруют. Совестливых героев, таких как Егоров, осталось всего несколько человек. Автор дает понять, что только они могут спасти жизнь

Распутин выводит свою формулу жизни.

(Человеческая жизнь строится на доме и семье, работе, людях, земле.)

И если рухнет хоть одно из этих бревен, развалится вся жизнь.

Почему односельчане Егорова (то есть Россия 70-х годов, жизнь в Сосновке – это метафора.) теряют свою душу?

(Нет чувства дома, бесприютность; оторвали от земли.)

Но в современной человеческой жизни добро и зло перемешались. “Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло – в силу”. В новом мире хороший человек – это не душевный , то есть тот, кто “способен чувствовать, как свое собственное, чужое страдание”, а тот, “кто не делает зла…и ничему не мешает ”.

Главный герой принимает решение уехать. Как вы думаете, почему?

(Не может смириться с бездушием.)

Финал у повести открытый. Пожар потушили. Егоров хочет навсегда уехать. Разговорился с приятелем, а тот спрашивает: “На кого ты оставишь все это?” и герой отвечает, что, может, он и останется.

Но он уходит из Сосновки по лесной дороге. Идет человек, потерявший свой дом. Все перемешалось: добро и зло. Кажется, что он сейчас повернет и исчезнет навсегда.

И неизвестно, вернется ли он в поселок.

Скорее всего нет.

Как вы думаете, какую идею хотел донести до читателя автор?

(Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность.)

4. Выводы.

Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу.

Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?

(Люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)

Сегодня на уроке мы затронули с вами одну из самых важных и самых трудных тем современной литературы – тему человеческой души. Валентин Распутин дает нам свой рецепт от бездушия.

Со времени создания повести прошло более тридцати лет, актуальна ли сегодня тема бездушия?

(Различные варианты ответов.)

5. Домашнее задание.

Напишите небольшое эссе на тему “Бездушие сегодня: актуальность темы”.

Сюжет повести строится вокруг пожара, произошедшего на складе в посёлке Сосновка. Чрезвычайное происшествие раскрывает характер каждого местного жителя, заставляет показать, кто и на что способен в экстремальной ситуации.

Главный герой повести – Иван Петрович Егоров. Его фамилия происходит от названия деревни Егоровка, в которой он родился. В военные годы Иван Петрович был танкистом и мечтал вернуться домой. Однако и после войны его ждало расставание с родной деревней. Населённый пункт подлежал затоплению.

Егоров был вынужден переехать в новый посёлок Сосновка, который и стала местом действия повести. Несмотря на то, что на новом месте Ивану Петровичу не нравится, переезжать в город он не намерен. Так поступил его брат Гошка, который впоследствии спился. В моральном падении брата Егоров винит именно жизнь в городе.

Главный герой замечает, что мир вокруг значительно изменился. Когда-то Сосновка была вполне пригодным для жизни населённым пунктом. Местные жители помогали друг другу. Люди работали не для собственной наживы, а ради коллективного блага. Однако с появлением «лёгких» сельчан, архаровцев, всё изменилось. Новые жители не нуждались в хозяйстве. Они зарабатывали деньги только на еду и алкоголь. В Сосновке растёт преступность, провоцируемая пьяными дебоширами.

Сложившаяся ситуация огорчает Ивана Петровича. Главный герой продолжает жить в мире социалистических ценностей. Он привык к тому, что авторитет этих ценностей непререкаем. Никаких других идеалов и быть не может. Тем не менее, находятся люди, которые доказывают, что несокрушимые жизненные принципы тоже можно сокрушить. Доживать Ивану Петровичу придётся совсем в другом мире, где уже никто не верит в торжество всеобщего счастья. Главный герой с ужасом наблюдает за тем, что во время пожара каждый житель деревни стремится к тому, чтобы украсть вещи из горящего склада. Каждый пытается воспользоваться трагедией. Наибольшее усердие проявляют при спасении водки, которую немедленно распивают.

Иван Петрович презирает разрушение в любой форме. Он отрицательно относится к вырубке леса, считая такую работу бездушной. Всякое уничтожение Егоров воспринимает, как покушение на единственно правильную для него систему ценностей.

Другие персонажи

Алёна – жена главного героя. Автор идеализирует отношения супругов. Егоровы счастливы в браке уже более тридцати лет. За эти годы они воспитали троих детей, которые уже давно живу отдельно от родителей. Алёна становится частью самого Ивана Петровича. Она полностью разделяет его идеалы и мечты.

Афоня Бронников – земляк главного героя, также переехавший когда-то в Сосновку из Егоровки. Афоня тоже является приверженцем старых идеалов. Однако Бронникова «разложение» общества беспокоит значительно меньше, чем Егорова. Афоня считает, что каждый отвечает за себя. Сам он живёт честно, работает и никого не обманывает. Этого вполне достаточно для того, чтобы чувствовать себя счастливым. Невозможно требовать от других уважения к своим ценностям, не стоит «загонять палкой в свою отару». Единственный способ повлиять на поведение окружающих – показать личный пример. Автор не соглашается со своим героем. Устами Егорова он говорит о том, что подавать пример слишком поздно.

Одним из хранителей прежних обычаев в повести выступает дядя Миша Хампо. Этого жителя Сосновки все любят и уважают. Хампо парализован с детских лет. Однако, несмотря на серьёзные нарушения речи и неработоспособную руку, дядя Миша был женат и много трудился. В труд Хампо автор вложил символический смысл: герой работал сторожем за скромную плату, являясь тем самым хранителем традиций. Хампо вынужден приспосабливаться к новой реальности. Он не борется с ней, не пытается её переделывать, никому не навязывает уходящие идеалы. Недееспособность дяди Миши указывает на то, что прежние ценности уже успели потерять свою силу. Смерть Хампо была случайной и негероической. Он не погиб, спасая кого-то или что-то на пожаре. Его просто убили пьяные архаровцы.

Главная идея

Несмотря на то, что люди, подобные Егорову, верят в существование абсолютных идеалов, единых для всего человечества, ценностей, общих для всех, не существует. Ценности могут быть присущи только определённой группе лиц на ограниченный период времени. В этом приходится убеждаться и персонажам, и самому автору повести.

Анализ произведения

В 1985 году написал свою повесть Валентин Распутин. «Пожар» (краткое содержание повести только резюмирует общую идею произведения, до конца не раскрывая его сути), «Прощание с матёрой» и некоторые другие повести писателя посвящены борьбе двух миров – нового и уходящего. «Прощание с Матёрой» – это противостояние между маленькой, наполненной традициями и приданиями, вселенной старшего, дореволюционного поколения и новой атеистической реальностью молодого поколения. В повести «Пожар» друг другу противопоставлены две системы ценностей.

Описанные в произведении населённые пункты и сам пожар несут символический смысл, став миниатюрой целой страны и происходящих в ней событий. Егоровка – это мир, в котором родились и были воспитаны некоторые жители Сосновки. Здесь выросли Иван Петрович и Афоня – честные труженики, привыкшие работать на «голом энтузиазме», не желающие ничего для себя. Эти люди привыкли делиться последним. Им чужды эгоизм и жажда наживы. Как и в некоторых других своих произведения, автор противопоставляет жизнь в деревне жизни в городе. Иван Петрович уверен, только в деревне человек способен сохранить нравственную чистоту и духовные ценности, привитые в детстве. Город портит даже очень хороших людей. В огромном населённом пункте, где люди не знают другу друга, можно, почувствовав свободу, забыть те правила и традиции, несоблюдение которых так заметно в деревне.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием повести , изображающей историю о вынужденном переселении из деревни, которая должна быть затоплена из-за строительства дамбы.

В повести показано отношение старых людей к смерти, как к естественному и ожидаемому событию, завершающему этапу земного пути и переходу в вечность.

Егоровка была уничтожена. Жители разъехались. Иван Петрович и некоторые его земляки переехали в Сосновку, которая некоторое время напоминает затопленный населённый пункт. Однако очень скоро, после приезда носителей иной системы ценностей, которые Иван Петрович считает антиценностями, посёлок начинает перерождаться. Архаровцы устанавливают свои собственные порядки. Их пример становится более заразительным, чем пример Егорова. Работать ради лучшей жизни для следующих поколений – слишком абстрактное счастье. Жители Сосновки быстро переходят на новую систему идеалов.

Пожар символизирует окончательный переход на новую ступень развития. Распутин приписывает ему антропоморфные качества: огонь с жадностью набрасывается на вещи, ненасытно пожирая их одну за другой. Чрезвычайное происшествие как будто подталкивает людей к преступной деятельности. Огонь согласен списать воровство. Немногочисленные борцы за социалистические ценности продолжают сопротивляться новому. Ни автор, ни его герои не подозревают о том, что всего через несколько лет в стране разразится ещё больший пожар. Он заставит сделать окончательный выбор: признать новые идеалы и жить дальше, или отстаивать старые принципы и погибнуть.

4.7 (93.33%) 3 votes