Проблема веры в пьесе на дне. Вера в человека и ее воплощение в произведении горького "на дне"

Апр 22 2010

В произведениях литературы XVIII в., даже в шедеврах Фонвизина, герои выступают с заранее сложившимися характерами, остающимися неизменными на всем протяжении действия в произведении. Это и было проявлением рационалистического, метафизического метода мышления, свойственного людям той эпохи. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев. Правда, налет рационализма чувствуется, например, в изображении Чацкого. Однако грибоедовский герой воспринимается нами как реальная в свете его биографии, достаточно подробно освещенной в репликах персонажей комедий. Мы знаем, каким он был в доме Фамусова в юношеские годы, что произошло с ним в три последующие года, в течение которых сформировалась его личность. Происходят изменения в характере Софьи, в характере Горича, менее, впрочем, заметные. Можно сконструировать и биографию Молчалина. Утверждая принцип развития, как основу реализма, Грибоедов, естественно, должен был показать и те жизненные факторы, которые определяют изменения, происходящие в характере человека, обусловливают процесс формирования его личности. Драматург раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала. В этом сила его реализма. Молчалин стал молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни.

Писатели XVIII в. понимали значение общественной среды и стремились к ее изображению. Дидро учит драматургов тому, «как заключить в тесные пределы драматического произведения все, что относится к общественному положению человека». Но нередко общественная среда выступала в их произведениях в своей рационализированной форме, как некая абстрактно понятая среда. Грибоедов в своей продуманно конкретизирует изображение общественной среды, стремясь к ее точной социальной характеристике, к воспроизведению местного колорита, быта, обстановки. Он запечатлевает самые существенные стороны изображаемой действительности. Быт и нравы фамусовского общества раскрываются не только в их общей помещичье-крепостнической сущности, но и как быт и нравы московского дворянского общества. «На всех московских есть какой-то отпечаток»,- замечает Фамусов. И этот отпечаток освещен Грибоедовым.

Но не ограничивается показом нравов барского общества. В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского народа. И в этом отношении он близок к писателям-декабристам, которые в своих произведениях стремились к воспроизведению национального характера русского народа, к применению в национально-исторического принципа изображения действительности. Однако национальный характер понимался ими романтически, отвлеченно, как нечто, присущее данной нации во

все времена ее исторического бытия. Грибоедов же идет дальше декабристов. Он стремится раскрыть проявление национальных черт русского народа в определенную историческую эпоху, а именно в свете событий 1812 года.

Давая конкретно-историческое изображение общественной среды и ее воздействия на личность человека, Грибоедов должен был задуматься и над вопросом о том, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие его характера. Писатель подчеркивает роль воспитания и просвещения в формировании личности своих героев. Особенности воспитания наложили свой отпечаток на Софью. Влияние воспитания определяет мировоззрение Чацкого. Как и Пушкин в первой главе романа «Евгений Онегин», Грибоедов подробно, настолько это было возможно в комедии, останавливается на особенностях воспитания дворянской молодежи.

Таким образом, в «Горе от ума» мы сталкиваемся с новым, полностью сложившимся в Пушкина, методом художественного отображения действительности. Этот метод характеризуется показом всех явлений и событий в их взаимной обусловленности, подчеркиванием роли объективной действительности - общественной среды, жизненных обстоятельств, воспитания. В соответствии с передовыми идеями материалистической мысли XVIII-начала XIX в. жизненные столкновения и характеры людей показаны в «Горе от ума» в тесной связи с общественными нравами.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Быт и нравы фамусовского общества в комедии Грибоедова в «Горе от ума» . Литературные сочинения!

/ / / Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Всех представителей «века минувшего» Грибоедов обличил в образ Павла Фамусова. Он был известным и почитаемым барином. К числу его единодумцев можно отнести супругов Тугоуховских, супругов Горичей, старуху Хлестову и, конечно же, гордость Фамусова – полковника Скалозуба. Этих людей объединял один взгляд на жизнь. Главное для них – богатство, карьера, положение в обществе. Они были ярыми сторонниками крепостного права. У них нет ни каких моральных принципов, продать или обменять крепостного на собаку для них нормальное дело. Люди, достигшие высокого чина, являются эталоном для таких людей.

Кроме того, представителей фамусовского общества объединяет пренебрежительное отношение к делам. К примеру, Фамусов был «управляющим в казенном месте», но за все время, он только единожды занялся делами и то, по настоянию . Он небрежно подписывает какие-то бумаги, даже не читая их.

Также, представителей фамусовского общества объединяет страсть ко всему иностранному, а точнее французскому. Для них французское общество – эталон жизни. Они свято верят в то, что иностранная культура сможет их спасти. Но, к сожалению, заимствование языка, традиций и обычаев, манеры поведения, ставит таких людей в очень комичное положение, хотя они этого и не замечают.

И так, основными чертами представителей фамусовского общества являются алчность, жажда власти, эгоизм. Даже в общении друг с другом они распускают сплетни, лицемерят друг другу, сквернословят. Основное их занятие – развлечение. Больше всего они боятся прихода чего-то нового, боятся изменений. Фамусов даже выступает против образования, сравнивая его с чумой.

Единственная цель в жизни таких людей – это продвижение по карьерной лестнице. Карьера - главный смысл их жизни. Именно по этому, Фамусов хвалит Скалозуба, ставит его в пример другим, и презирает Чацкого, хотя видит в нем потенциал для хорошей карьеры.

Можно сказать, что для фамусовского общества оно само для себя было идеалом, ведь только в нем чтились традиции дворянства, богатство и признание.

В комедии «Горе от ума» Грибоедов открыл нам утопичность фамусовского общества и показал, куда оно может привести Россию.

Коллекция сочинений: Быт и нравы барской Москвы. Фамусовская Москва

А. С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и воспитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский , душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостниковпомещиков, чиновников, взяточников. Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии "Горе от ума". В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысяч две родовых,

Тот и жених.

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно", он считает, что нужно служить "делу, а не лицам". Чацкий уважает таких молодых людей, которые "не торопятся записаться в полки шутов". Ярким примером такого "шута" является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать "всем людям без изъятья". Еще отец учил его угождать всем:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, "не разбираясь в средствах". Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит "по должности". Чацкий с горечью говорит: "Молчалины блаженствуют на свете!" Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. Если Фамусов считает: "подписано, так с плеч долой", то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа."

Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чиныи награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли:

Довольно счастлив и в товарищах моих -

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки",- так характеризует его Грибоедов. Скалозуб - враг просвещения и науки. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, "а книги сохранят так: для больших оказий". Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. "Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений", - говорит Фамусов. А богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев...

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это "пустое, рабское, слепое подражанье". Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ.

Хотя по языку нас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого - полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. "Чуть свет - уж на ногах! И я у ваших ног", - говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Достоинствами, наконец,

Он будущему тестю равный.

Человек – неизменная часть общества, его главный элемент. В сложном механизме жизни ему всегда приходится подчинять личные мотивы и интересы общественным рамкам, которые оберегают его, и, одновременно, становятся причиной духовной несвободы. Ограничения и стандарты, выдвигаемые окружением, подчас не могут обуздать силу человеческого характера, его стремление к познанию мира и самовыражению. Поэтому конфликты между личностью и коллективом нашли отражение во многих произведениях русской литературы. Одно из таких произведений – драма М. Горького «На дне». Действие происходит в ночлежке для нищих, где собрались люди самого разного толка, однако все они отвергнуты социумом. У каждого из них – собственная жизненная трагедия, в основе которой лежат простые человеческие слабости.

  1. Однажды отвергнутый обществом, оказавшийся на «социальном дне» человек уже не в силах подняться, справиться с превратностями судьбы. Так считает один из обитателей ночлежки – Бубнов. Жизнь для него потеряла свою значимость: владевший когда-то красильной мастерской, герой в одночасье теряет всё. Сброшенный «на дно», потерявший веру в людей и правду, переживший предательство жены, теперь он убежден в том, что в мире все подчинено жестоким и непреложным законам, которым бессмысленно сопротивляться. Мысль выбраться из ночлежки, изменить привычный ход вещей и начать новую жизнь кажется Бубнову абсурдной. « Все люди на земле - лишние…» — отмечает герой. Покинутый окружением, он озлоблен на социум и не способен на веру и прощение.
  2. «Человек всё может – лишь бы захотел», — уверен другой герой пьесы, новый постоялец ночлежки, странник Лука, вступающий в условный конфликт с идейными утверждениями Бубнова. Лука – загадочный старец, почти блаженный, неизвестно откуда взявшийся и куда направляющийся. О его судьбе не знает никто, однако, по словам проповедника, на его долю выпало много горя и трудностей. Однако праведник уверен, что с внешней уродливостью, жестокостью жизни и общества можно справиться, достаточно верить в человека, вселять в него надежду, пусть порой и обманчивую. «Не всегда правдой душу вылечишь» — убежден старец, утешающий героев ночлежки. Отвергнутый обществом, как и прочие действующие лица пьесы, Лука продолжает верить в обитателей «дна», в высокое предназначение каждого из них.
  3. Несмотря на кажущуюся обреченность жизни, некоторые из героев не теряют веры в светлое будущее, мечтают подняться со дна социального на лучшую жизненную ступень. Васька Пепел – бунтующий образ в пьесе. Его отец был вором, и сам он привык к подобному ремеслу с детства. В отличие от других действующих лиц, Пепел отвергнут обществом изначально, как потерянный человек, судьба которого предопределена и заранее известна. Он стремится изменить самого себя, тем самым доказав коллективу, что его доля может быть лучшей, а сам он может стать честным и порядочным гражданином. Он любит Наташу, мечтает увести ее из ночлежки, где она вынуждена терпеть побои сестры, и переехать в Сибирь, где никто не узнает о его прошлом, а, значит, не станет судить за былые ошибки.
  4. «Человек – это звучит гордо!» — утверждает свою горькую правду еще один постоялец ночлежки, бывший телеграфист Сатин. Он убежден в том, что человеческая жизнь дорого стоит, поэтому каждый нуждается в сочувствии. Сатин, как и Лука, сострадателен к ближним, готов помочь нуждающимся. Однако пребывание на социальном «дне» делает его безразличным к жизни в целом. Он не видит смысла в действии, поэтому осознанно губит себя. Когда-то отправленный в тюрьму за убийство, а теперь обитающий в ночлежке, он не хочет измениться, поскольку считает существование «на дне» естественным ходом существования. Он отвергает общество, в котором больше не видит правды. Правда, по его мнению, – в самом человеке, однако, и до этого Сатину нет никакого дела. Сломленный обстоятельствами, он отказывается бороться, оставаясь безразличным к своей дальнейшей судьбе.
  5. Обреченные на гибель герои пьесы неизбежно идут ко дну. Их связывает общность судеб и положение, в котором они находятся, трагичность окружающего мира, отвергнувшего каждого из постояльцев ночлежки по разным причинам. Актер, в прошлом успешно выступающий на сцене, теперь беспробудно пьет. Он мечтает вылечиться от алкоголизма и вернуться на подмостки, постоянно цитирует знаменитые литературные отрывки. Однако осознание собственной слабости, забвение общества, невозможность выбраться из нищеты толкают героя на самоубийство. «Истину в вине» ищут и другие персонажи драмы: Андрей Митрич Клещ, слесарь, оказался на дне из-за болезни жены. С ее смертью он ждет облегчения от груза ответственности, однако теряет работу, ещё больше озлобившись на людей и потеряв последнюю цель существования, бездельничает вместе с Сатиным. Герои не в состоянии найти правильный путь, изгнанные из коллектива на социальное «дно», они гибнут там, лишенные надежды на будущее.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вера в человека и ее воплощение в произведении М. Горького «На дне» Основной вопрос, поставленный в произведении, Горький сформулировал так: что лучше – истина или сострадание? Что нужнее людям? А, может быть, нам нужна вера? Вера в нас самих Один из героев произведения М. Горького «На дне» - Лука – разделяет общество на две группы: люди и «человеки». К человекам он относит Сатина (которому не нужна ложь во имя спасения), а к людям – таких как Пепел и Настя. «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Не всегда правдой душу вылечишь»… Но разве можно вылечить душу человека ложью? Солгав, можно лишь ненадолго заглушить боль, вселить надежду в сердце человека. Но рано или поздно человек узнает правду, его надежды окажутся обманутыми что тогда? Лука сам приводит такой пример: человек, живший надеждой отыскать праведную землю и узнавший, что ее нет, совершает самоубийство, т.к. не в силах вынести такой удар. Бубнов говорит: «По-моему – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» Но не из-за этого ли у людей, живших в ночлежке Костылева, вместо души было лишь серое дно (отсюда и название произведения – на дне жизни, на дне человеческой души)? Актера считали алкоголиком, и ему никто не говорил, никто не лгал, что он сможет вылечиться.

И он жил своей обычной жизнью до прихода Луки, который рассказывает ему про больницу, тем самым, вселяя надежду в душу актера.

Не появился бы Лука, актер жил бы своей правдой («У каждого правда своя».) и в данном случае ложь не вылечивает его душу, а приводит к самоубийству. Перед тем, как уйти, Лука говорит Сатину (только Сатину!): «Понять хочется дела-то человеческие»… Среди всех живущих в ночлежке понял Луку именно Сатин, несмотря на то, что их взгляды на жизнь и на Человека были абсолютно различными.

В конце произведения Сатин даже защищает Луку: «Клещ: Правды он Не любил, старик-то… Очень против восставал… Так и надо! Верно, какая тут правда? И без нее дышать нечем… Сатин: Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет… Я понимаю старика… да! Он врал… но это из жалости к вам, черт вас возьми …Я знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто-то сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» Сатин говорит, что он понимает Луку, понимает, зачем он лгал им. Когда Барон ответил ему на это: «Прекрасно сказано! Я согласен! Ты говоришь… Как порядочный человек!», на что Сатин произнес: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди говорят как шулера?» Этой фразой Горький подчеркивает отношение к жизни Сатина и отношение к жизни других постояльцев.

Сатин, азартный игрок, шулер, относится к жизни серьезно, а остальные… Остальные просто играют в жизнь.

Играют точно так же, как в карты – стараясь обмануть друг друга и завершить игру своей победой… Но может ли выиграть честным способом шулер? Нет, не всегда… Для этого им и нужна ложь. Им нужна ложь, и они не верят ни в Человека, ни Человеку.

Жизнь для них – обман, иллюзия, игра… И они – игроки, «люди», не «человеки». А способны ли «люди» верить «человекам».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Без имени - нет человека". (По пьесе М.Горького "На дне")
Единственный лишь светлый образ - это Лука, но и у него в жизнине все так безгрешно у него нет паспорта. Нет паспорта нет имени. Имя должнозвучать гордо. Имя определяет человека. Оно..

Человек – высшая ценность Все во имя человека: Человек как самоценность
Человек мера всех вещей Все для блага человека.. Р В Насыров.. Человек высшая ценность Все во имя человека..

Споры о человеке в пьесе М. Горького "На дне"
Слова Человек это звучит гордо! становились нередкоплакатными надписями, почти такими же распространенными, как СлаваКПСС а сам монолог Сатина дети.. В центре ее - не толькочеловеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о.. Уже всамом начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она - свободная женщина, аНастя - мечтами о великом чувстве..

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы.. нравственные качества настоящего.. судьба человека..

Философия символического мира человека, человек в мире культуры
Использование знаков (символов) вполне возможно и по отношению к мнимым предметам, к тем представлениям людей, которые возникают у них благодаря.. Что касается языка научного познания, то он также формируется под воздействием.. Язык для них посредник. Благодаря языку осуществляется коммуникация между людьми. Еще одна тема философии языка..

Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению - к подлогу.. Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с.. Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я..

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных.. Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть..

Расшифровка значений ВЪРА, ВеРА, ВЬРА, ВЕРА
На сайте сайт читайте: "расшифровка значений въра, вера, вьра, вера"

Обратная связь в системе восприятия человека человеком
На сайте сайт читайте: "обратная связь в системе восприятия человека человеком"

Место экономических отношений в системе общественных взаимодействий. Роль человека в экономике. Модели человека в экономике
Место экономических отношений в системе общественных взаимодействий роль.. предмет экономической теории метод экономической теории любое..

0.065