Примеры писем в древней руси. Что творилось на руси до призвания рюрика

Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». Но что было до прихода Рюрика, говорится редко. Но это не значит, что Русская земля пребывала в состоянии анархии или хаоса.

До «призвания»

Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.

Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.

Гардарики

В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода, там упоминаются Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитывал у славян до 4000 городов!

Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец утверждавший, что на могильном столбе русы всегда писали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом.

Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».

Государство Словена и Руса

По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель.

В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом.

Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока.

Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена. Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа.

Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию.

Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Карамзин и Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.

Черняховская культура

Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой.

Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых территорий. Эти протогосударственные образования историки объединяют под понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет.

Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.

Кий

Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий.
Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334».

Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего».

Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство.

Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».

Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей.

Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».

В последнее десятилетие в исторической науке наметилась интересная область исследования - расшифровка тайных надписей на предметах старины, древних камнях, иконах и пр.

Ярким исследователем в данной области является доктор философских наук, академик РАЕН В. А. Чудинов. Валерий Алексеевич расшифровал несколько тысяч древних надписей.

В блогосфере частенько встречаю заносчивые высказывания о расшифровках Чудинова. «Некоторые романтики в очертаниях облаков и солнечных пятнах пытаются увидеть нужное им изображение…».

Весьма уверенным в себе людям и невдомёк, что подобными работами занимаются многие исследователи во всем мире, что этим знанием пользовался наш Александр Сергеевич Пушкин, венецианский купец Марко Поло, художник Альбрехт Дюрер. Обнаружена тайнопись в диалогах Платона об Атлантиде.

В глубокой древности тайнопись считалась одним из 64-х искусств, которым следует владеть как мужчинам, так и женщинам. Сведения о способах шифрованного письма можно обнаружить уже в документах древних цивилизаций Индии, Египта, Месопотамии. Среди самых простых — иероглифическое письмо, написание знаков не по порядку, а вразброс по некоторому правилу. Классический шифр Цезаря описан во всех учебниках по криптографии. Не доверяя гонцам, Юлий Цезарь шифровал свои депеши, используя способ, впоследствии получивший название шифра прямой замены. В своих письмах он заменял каждую A на D, каждую B на E, и т. д. И его послание мог дешифровать только тот, кто знал правило «смещения на 3».

Способов сокрытия информации человечеством было создано множество. На возражения оппонентов Чудинов исследователь не обижается. Слишком неожиданной оказалась ситуация и для него. Не вдруг и не сразу он опубликовал результаты своих изысканий.

Поскольку серьезные работы сопровождаются в первую очередь здравым смыслом и обеспечивают научную достоверность, то вот первый ответ скептикам. Одно-два совпадения, когда черточка или складка похожа на букву, допускаются теорией вероятности. Но три-четыре совпадения, или когда «тени» или «точки» складываются в осмысленное слово, говорят уже о закономерности.

Невозможно найти слово там, где его нет. А их уже найдены многие тысячи.

Вот сегодня на трамваях размещают рекламу магазина «СпецОдежда», где вместо буквы «О» - пуговица, которую мы в этом контексте интерпретируем как букву. Так и древние люди использовали изображение любого предмета для обозначения буквы или слога.

Известный французский шифровальщик Россиньоль создал доктрину о том, что «стойкость шифра должна обеспечить секретность в течение срока выполнения приказа. Дипломатический шифр должен сопротивляться несанкционированному прочтению несколько десятков лет». Стойкость религиозных шифров на Руси составила многие века, и это уже заслуга не Россиньоля.

Тайнописью пользовалась вся Русь от Государя до иконного богомаза.

Русские летописцы прятали слова в затейливых буквенных орнаментах, в которых литеры как бы приклеивали друг к другу. В древних летописях встречаются тексты, вплетенные в художественные миниатюры.

Кроме работ В. Чудинова по прочтению орнаментов и древних шифрованных записей известны и другие источники и исследователи.

Московский скульптор Владимир Буйначев непредвзято присмотрелся к "Слову о полку Игореве" и обнаружил в нём тайнопись, причём не простую и стереотипную, а многосложную, разноплановую и в высшей степени оригинальную.

Царская тайнопись в Звенигороде.

В 1667 году в честь приезда в Москву Вселенских Патриархов государев пушечных и колокольных дел мастер Александр Григорьев отлил самый знаменитый колокол Саввино-Сторожевского монастыря, что под Звенигородом — Большой Благовестный — весом в 2125 пудов (около 34 тонн). Колокол обладал необычайно глубоким и красивым звоном, кто слышал, говорил - равного ему в России не было. По внешней стороне колокола шли надписи в девять рядов: верхние шесть на старославянском языке, а нижние три — тайнописи, состоящие из 425 знаков. Текст предположительно составлен лично царем Алексеем Михайловичем. Расшифровками тайнописей были заняты русские и советские историки в период с XVIII по XX век. Оказалось, что кодовые таблицы данного шифра оригинальны и нигде более не встречаются .

В 1941 году все колокола Саввино-Сторожевского монастыря были сняты на переплавку. Не избежал этой участи и Большой Благовест. Более того, при снятии с колокольни, он упал и разбился. От него остался лишь осколок «языка» весом 700 кг, который сейчас выставлен на обозрение. Большой Благовест изображен на гербе Звенигорода.

Ну, как? Не пора ли заменить снисходительные ухмылки на заинтересованность.

Стремление к тайнописи.

В прошлом веке мальчишки и девчонки увлекались чтением, включая конечно. катаевский «Кортик» и детективы про Шерлока Холмса, а там этой тайнописи с Мудрой литореей и пляшущими человечками на все классные школьные уроки хватало.

Тем, кто сегодня не читает книги такое понять трудно. Цифровые коммуникации им заменили все.

Нужда в шифровании появилась с момента появления самой письменности.

Все кто, так или иначе, связан или наслышан о шифровании письма знаком с термином Стеганография - это наука о скрытой передаче информации путем сохранения в тайне самого факта передачи. Прошу обратить внимание на отличие от криптографии, которая шифрует только сообщение. Стеганография идет еще дальше - она скрывает сам факт существования сообщения .

Соответствующими приемами пользовались революционеры в Российской Империи, когда писали молоком между строк, оставил сообщения о технологиях с воском по письму (а не наоборот) древнегреческий историк Геродот, в древнем Китае сообщения писали, естественно, на полосках шелка. Затем их скатывали в шарики и покрывали воском. Далее гонец глотал эти шарики и направлялся прямиком к адресату. Обратный путь также вполне понятен. Рабам наносили надписи на бритые головы, и ждали, пока восстановится прическа. И снова обривали голову курьера на месте доставки сообщения. При раскопках шумерских глиняных табличек были обнаружены многослойные, в которых одна запись покрывалась слоем глины, а на этом уже верхнем слое вновь писали.

На поприще сокрытия информации впечатляющих успехов добились в Спарте. Там не только развивалась теория. Оттуда до нас дошли и первые шифровальные устройства. За шесть веков до рождества Христова хитроумные греки изобрели «сциталлу» - первое устройство реализующие шифр перестановки. На цилиндр определенного диаметра по спирали наматывался ремень, на который наносили буквы вдоль оси цилиндра. В развернутом виде на ремне был на первый взгляд хаотичный набор букв. Для дешифровки необходимо было знать первоначальный диаметр цилиндра.

Великий Архимед решил задачу дешифровки сообщений. Очередная эврика Архимеда была наматывание на конус перехваченных у противника ремней-телеграмм. Сдвигая вверх и вниз наматываемый на конус ремень, находили нужный диаметр и считывали сообщение. Причем здесь стеганография? А притом, что уже тогда понимали - нужно не только скрывать сообщение, но и, на всякий случай, шифровать его.

На Руси широко применялась иная разновидность сокрытия информации - тахиграфия. Изменяли начертания букв. Буквы могли не дописать или наоборот дополнить новыми элементами, повернуть, изменить размер.

Переходя к современности, хотелось бы отметить такой стеганографический метод, как запись внутри вареного яйца. Адресат, получив вареные яйца, очищал скорлупу и читал сообщение. Интересно, а как это записывалось? Ответ когда-то читал то ли в «Занимательной химии» то ли «Занимательной физике».

В период Великой Отечественной войны на оккупированных немцами территориях СССР используя сохранившиеся колокольни, разведчики сообщали сведения колокольным звоном. Это вполне заменяло радиосвязь, поскольку на зорях звоны распространяются на десятки километров.

В советские времена в детском фильме «Судьба барабанщика» всем показали, как пользоваться симпатическими чернилами. Тут уже потребовались средства проявки сделанных записей, поскольку текст после написания сразу исчезал.

Говорить о современных цифровых технологиях сокрытия информации, думаю, уже нет нужды, ибо даже в интернете сегодня предлагаются программы, для так сказать домашнего употребления.

Открытия В. Чудинова.

На сотнях священных предметов как христианской, так и дохристианской эпох выявлена тайнопись, исполненная сакральными рунами. Дешифровка обнаруженных священных текстов прямо-таки взрывает господствующие ныне представления об истории христианства и русского ведизма.

Так, расшифровка тайнописи на папской крипте катакомб св. Каллиста заставила Чудинова сделать вывод: «Ранние христиане почитали не только Деву Марию, как родившую Спаса, но и богиню Макошь, в чьем храме на самом деле жила Мария, служа там жрицей. Отголоски события мы находим в Новом Завете. Там говорится о намерении юной Марии стать монахиней.

Прочитанные древние тексты сообщают, что христианство должно было появиться только как развитие славянского ведизма, а не какой-либо иной веры!

Исследования священных камней волхвов и христианских икон датируемых до XIV в. позволили установить факт, что насаждением русского православного христианства занимались сами волхвы, рассматривавшие его как развитие и исполнение пророчеств русского ведизма - Правь славили, отсюда и Православие !

Выходит вовсе не случайно, волхвы приходили приветствовать рождение младенца Христа. Об этом опять нам поведал Новый Завет, крошечку завуалировав славянских кудесников под неких восточных владык.

Такое открытие настолько революционно, что сегодня просто не знают, что с ним делать. Вернее не знают, что на этом фоне делать с сегодняшними знаниями и на всякий случай прочтения Чудинова на памятниках истории либо замалчивают, либо объявляют глупостями.

Сами по себе открытия - результат научных изысканий историка, а вовсе не религиозные утверждения.

Не исследование солнечных пятен, а дешифровка скрытых записей предков вот чем занят профессор Чудинов.

Здесь мы соприкоснулись с религиозно-философским вопросом, требующим отдельного широкого рассмотрения. А у нас напомню, речь идет только о дешифровке древних текстов и скрытых надписей.

Надписи на стенах храма.

Коптские монахини выцарапали 1500 лет назад на стенах древнеегипетского храма множество надписей. Сегодня этот вандализм служит ценнейшим источником по религиозной истории Египта.

Историк Вестерфелд представила доклад с первыми результатами исследования на ежегодном собрании Американского исследовательского центра в Египте .

По словам Вестерфелд, подобная находка беспрецедентна. «Эта коллекция эпиграфических данных, оставленных женским монашеским орденом, фактически не имеет в Египте аналогов .

Вот любопытно, за рубежом подобным исследованиям зеленая улица, там они «беспрецедентны» и «не имеют аналогов», а нашим открытиям как всегда - полный тормоз, и издевки про «солнечные пятна».

Зачем уничтожали колокола и храмы.

Всем гражданам России известен факт из истории страны, когда массово разрушались храмы, сбрасывались и уничтожались колокола, сжигались иконы. И сегодняв державе множество церковных руин. Даже во времена т.н. Монголо-татарского ига беспрепятственно строились храмы по всей Руси, достаточно взглянуть на даты их основания.

Конечно, новая власть после 1917 года решала задачу замены государственной идеологии на свою. Но к этому вандализму имеет отношение и царь Пётр, уничтожавший колокола. Тогда это объявлялось необходимостью переплавлять колокола на пушки. Но у нас есть все основания этим объяснениям поверить не полностью.

Любой студент металлургического вуза скажет: «Сплав колокольной бронзы абсолютно не подходит для бронзы пушечной, а значит переливать из одного в другое, лишено практического смысла. Колокольная бронза должна звенеть, а ствол пушки должен иметь механическую прочность. Эти качества в одном сплаве не реализуемы. Колокольная бронза содержит около 20% олова, а традиционная пушечная - в два раза меньше».

Выходит, что при царе Петре и при Советской власти уничтожали древности для чего-то иного. Объявленные Петром I и коммунистическими вождями причины были лишь прикрытием для истинной не афишируемой причины. Один говорил про пушки, другие заявляли о борьбе с религией, а вместе делали общее черное дело.

Неудачи с пушками, отлитыми по советам западных спецов из колокольной бронзы, Пётр относил к нерадивости своих бояр. Советская власть переливала колокола на украшения. Малиновые звоны московских сорока сóроков пошли на скульптуры метро и барельефы административных зданий.

Вместе со старинными иконами, фресками разрушаемых храмов и колоколами Россия теряла свою историю, записанную тайнописью предков. Вот главная причина.

Разрушители, войдя в раж, уже не могли остановиться, пока не довели своё мракобесие чуть ли не до конца. Современный новодел храмов и колоколов, теперь не содержит древней тайнописи. Наверно для кого-то она была весьма опасной.

Слава Богу, уцелело записанное методом стеганографии. Вот эти записи теперь и читают ученые. На сохранившихся старинных иконах и предметах утвари В. Чудинов обнаружил надписи, сообщающие о мастерских, где эти предметы были изготовлены. А мастерские назывались простенько, но со вкусом - мастерская храма Велеса, храма Рода, храма Макоши, храма Дыя и т.д. Как вам православные иконы made in Язычество.

Вот и ответ на вопрос, почему уничтожали церкви. Уничтожали не храмы, а в первую очередь древние надписи вместе с фресками, иконами, колоколами. Уничтожалась древняя русская история. Ношение старинных ладанок и нательных крестов, передаваемых в поколениях, объявлялось пережитками и преследовалось. Эти семейные реликвии тоже сотворили древние ремесленники в уже перечисленных как бы языческих храмах. Вот что открыл Чудинов, прочитав тайнописи ремесленников времен ведичества. Этим открывшимся знаниям сегодня отказывают явно не по научным соображениям.

Заключение.

Задача сокрытия информации от посторонних существовала с незапамятных времен. И, как видим, началось все это задолго до рождения Валерия Алексеевича Чудинова. Сегодня его работы можно читать как исторические детективы.

Фактов прочтения зашифрованных надписей настолько много, что их следует изучать, а не отвергать. Исследователи разбираются в тех старославянских и древнерусских книгах, которые прозападными людьми считаются подделками. Работы в этом направлении позволяют выяснить, как эти книги были потеряны или специально уничтожены.

Труды в данной области позволили В. Чудинову не только прочитать скрытые надписи на старинных церковных иконах и древних камнях, но проследить путь перемещения известной книги волхвов «Велесовой Книги» многие века назад. И эта Книга тоже, разумеется, объявлена подделкой.

Ничего удивительного, таков ещё один метод сокрытия информации от нежелательного распространения.

Мы с вами дорогой читатель видим, что тайные надписи на предметах старины существуют объективно. А, коль скоро существуют послания предков, наша задача как потомков, адресованные нам письмена прочесть.

И как теперь относиться к бодрым заявлениям типа «не было у славян письменности», если эту «отсутствующую письменность» даже шифровать умели, а те шифровки находят по всей Европе и даже в латинской Италии? Вот список известных на сегодня Древнерусских тайнописей , а вот только два примера «Чуждых письмён».
Пример первый.

Древнерусская тайнопись на основе греческой азбуки.

16 216

Чобитько П.П. Азбуковник древнерусского письма. Устав, полуустав, скоропись, вязь. СПб. – Москва, 2008.

После того как к 1710 г. Петр I окончательно утвердил гражданский шрифт, письмо в России стало преподаваться в основном по западным образцам и методикам. Начиная с XIX века в России почти не издавалось пособий по древнерусскому письму. Со временем были утрачены правила и принципы написания древнерусской буквы ширококонечным пером. <…>

Предлагаемое издание «Азбуковника» появилось на основе многолетнего в различных вузах. За последние годы количество часов в учебных программах по шрифту резко сократилось, и становится все труднее понять и освоить эту важную область русской письменной культуры. Наши мастера органически вплетали СЛОВО в Архитектуру, в интерьеры храмов и жилищ в виде мозаик, росписей, резьбы на камне и дереве. Своим декором вязь опоясывала колокола, посуду, ее использовали в шитье плащаниц, церковного убранства, ювелирных изделий, иконописи.

Сегодня восстанавливаются храмы, памятники архитектуры, реставрируются иконостасы, иконы, активно развивается декоративно-прикладное искусство, и современному мастеру трудно обойтись без соответствующего руководства или пособия.

Если древнерусский язык в минимальных дозах преподается на кафедрах филологии, то древнерусское письмо не изучается нигде, даже в духовных семинариях и в Духовной Академии. На сегодняшний день практически нет преподавателей по этому предмету и нет учебных заведений, где бы этот курс преподавался. Все современные прописи по древнерусскому и церковнославянскому письму не соответствуют своему названию, так как не дают представления о том, как должна быть написана буква, и тем самым умаляют сам процесс письма. НЕДОПУСТИМО ПИСАТЬ ДРЕВНЕРУССКУЮ БУКВУ ШАРИКОВОЙ РУЧКОЙ, которая омертвляет живое тело буквы, искажает правила ее написания, лишает букву ее истинного образа.

На Международных Рождественских чтениях к Москве неоднократно ставилась задача по воссозданию условии преподавании церковнославянского языка и письма и подготовке преподавателей и наставников по этим предметам. Для этого нужны также пособия, которые могли бы использоваться не только в православных школах и гимназиях, но и в общеобразовательных заведениях. По церковнославянскому языку уже зарекомендовали себя «Буквица славянская» Н.П.Саблиной, «Православная культура России» Б.Пивоварова. Этот «Азбуковник» является первым пособием по основам древнерусского письма и предназначен для практических занятий школьников и студентов по изучению основных форм древнерусскою письма – устава и полуустава.

Скачать djvu: YaDisk 21,5 Mb - 300 dpi - 115с. цветные иллюстрации, оглавление Скачать pdf: YaDisk 45,7 Mb - 300 dpi - 115 c., цветные иллюстрации, оглавление Источник: http://www.docme.ru/doc/61492/chobit._ko-p.-p.---azbukovnik---2008

Азбука. Устав – 2 . Тропарь равноапп. Кириллу и Мефодию – 6.

  • Как работать с Азбуковником – 8

Введение – 10

  • Примечания – 12
  • Литература – 13
  1. Рабочее место. Инструменты – 14
  2. Наблюдение за буквой – 16
  3. Через упражнение к навыку – 16
  4. Копирование букв – 17
  5. Деятельность учителя или наставники – 18
  6. Правила для ученика – 18

Надстрочные знаки и титло – 20. О засечках – 21. Размещение текста на листе – 21. Схема построения элементов устава – 22. Схема построения элементов полуустава – 23. Устав – 26

Аз 26. АБВ 27. Есть 28. ГДЕ 29. Зело 30. ЖSЗ 31. Како 32. IИК 33. Мыслите 34. ЛМН 35. Рцы 36. ОПР 37. Твердо 38. СТОу 39. Ферть 40. УФХ 41. Цы 42. WѾЦ 43. Червь 44. ЧШЩ 45. Ъ 46. ЪЬЫ 47. Ю 48. ЮѢЯ 49. Кси 50. Ѯ Ѫ Ѧ 51. Vжица 52. V Ѱ Ѳ 53.

Азбучная молитва из книги В.Кулина 1885 – 54. Полуустав – 56

Аз 58. АБВ 59. Есть 60. ГДЕ 61. Зело 62. ЖSЗ 63. Како 64. IИК 65. Мыслите 66. ЛМН 67. Рцы 68. ОПР 69. Твердо 70. СТОу 71. Ферть 72. УФХ 73. Цы 74. WѾЦ 75. Червь 76. ЧШЩ 77. Ъ 78. ЪЬЫ 79. Кси 80. Ѯ Ѫ Ѧ 81. Ю 82. ЮѢЯ 83. Vжица 84. V Ѱ Ѳ 85.

Азбучная молитва Константина Преславского IX в – 86. Копирование как метод изучения древнерусского письма – 88. Словарь – 103. Благодарность 110

«Согласно Славяно-Арийским Ведам, основу письменной грамоты славяно-арийских народов составляли четыре формы письма, от которых в дальнейшем произошли все остальные виды азбук и алфавитов.

а) Санскрит(samckrit) - самостоятельный скрытный жреческий язык.
Форма языка санскрита, которую передавали в танце на храмовой горе
специальные танцовщицы, так и называлась - деванагарн (ныне это просто шрифт санскрита);
б) футарк; в) славянские руны, руны Боянова гимна; г) сибирская (хакаская) рунница и т.д.

2. Да’арийские Тьраги (утвержденный сияющий путь) - иероглифическое (идеограммное) начертание передаваемых образов. Читались по всем четырём направлениям.

3. Рассенское образно-зеркальное письмо (молвицы).

Данную письменность ныне называют этрусскими (тирренскими) письменами, которые легли в основу древнефиникийского алфавита, на базе которого было создано позднее упрощённое греческое письмо и латынь.
Русский ученый П.П.Орешкин в своей книге о дешифровке древних языков «Вавилонский феномен» также отмечает эту весьма своеобразную особенность расенского письма (зеркальность), перед которой оказалась бесильной современная лингвистика с ее капитулянтским лозунгом: «этрусское не читается». Орешкин именует эту совокупность хитроумных, по его мнению, приёмов «каверз-системой» древних расенов и даёт свои рекомендации по их преодолению. Но расенское письмо, как мы видим из его именования, есть органичный синтез образного наполнения букв и слов, а также способов по выявлению этого образного наполнения.
Данная особенность в той или иной мере свойственна всем формам письменности Расичей (славянская «двукорядь»), т.к. является важнейшим проявлением ведического воззрения, согласно которому все делится, вновь соединяется, не может существовать без своего собственного отражения.

Самое распространённое письмо среди славянских народов древности («пракириллица» или «руны Рода» по В.Чудинову). Оно использовалось и жрецами, и при заключении вaжныx межродовых и междержавных договоров. Одной из форм святорусской Буквицы являлось известное нам полуруническое письмо, которым была написана «Велесова книга». «Влесовица» (название условное) типологически старше кириллицы, пишет лингвист В.Чудинов, представляя собой знаковую систему, промежуточную между слоговым письмом и алфавитом. В тексте «Велесовой книги» обнаружена такая фонетическая особенность, как «цоканье», т.е. замена Ч на Ц. Это встречается очень широко в новгородских берестяных грамотах и до сих пор отличает новгородский говор».

Формой Буквицы являлось и письмо «словени», в котором, как и в санскрите, использовались еще словесные структуры «тха», «бха» и т.д. Но «словени» был слишком громоздкой системой письма для повседневного общения, поэтому в последствии появилась упрощенная форма «словени» -объемная, всеохватная древлесловенская Буквица, состоящая из 49 знаков-образов (основных), где запись передавала не только графему составляемого слова, но и его образный смысл.
«Появившаяся в IX в. «кириллица» была специально создана (на основе Буквицы - мое.) с использованием македонского диалекта древнеболгарского языка для нужд христианской церкви как язык книжно-литературный (старославянский). Впоследствии под влиянием живой речи постепенно впитывал местные языковые особенности... Эти позднейшие региональные разновидности принято называть церковнославянским языком болгарской, сербской, русской и т.д.
редакцией или изводом».(Г.Хабургаев. Старославянский язык). Т.о., мы видим, чем, по мнению славистов, являлись старославянский и церковнославянский и где, когда и в каких кругах они были в употреблении. Древнерусский язык (светский упрощенный вариант Буквицы) дожил до петровской языковой реформы.

5. Глаголица - торговые письмена, а в последствии они стали использоваться для записи сказаний и христианских книг.

6. Словенское народное письмо (черты и резы) - для передачи кратких сообщений на бытовом уровне.

7. Воеводское (воинское) письмо - тайные шифры.

8. Княжеское письмо - у каждого правителя своё.

9. Узелковое письмо и т.д.

Писали в те времена на табличках из дерева, глины, металла, а также на пергаменте, ткани, бересте, папирусе. Процарапывали металлическим и костяными заостренными стержнями (писало) на камнях, штукатурке, деревянных строениях. В 2000 году в Новгороде была найдена книга, состоящая из деревянных страниц - аналог «Влесовой книги». Ей дали название «Новгородская Псалтирь», т.к. она включала известные тексты трех псалмов царя Давида. Эта книга была создана на рубеже X и XI веков и является самой древней книгой славянского мира из признанных официальной наукой.

« Появление нового источника сведений о событиях тысячелетней давности всегда похоже на чудо. Ведь трудно поверить, что за несколько веков изучения письменного наследия наших предков от внимания ученых могло ускользнуть нечто существенное, было замечено, оценено по достоинству, пример, памятники русской руники. Да и хотели ли замечать? Ведь наличие той же руники противоречит позиции косной официальной науки, доказывающей, что славяне до крещения были молодым племенем, а не народом с древней культурой («Возвращение русской руники». В. Тороп).

Очередной первоклассной находкой отечественных историков стал докириллический текст, получивший условное название «пространная редакция Боянова гимна». Текст, состоящий из 61-й строки, довольно сильно пострадал от времени. Лежащий в его основе протограф удалось восстановить, и он получил собственное название — Ладожский документ.

В 1812 году Державин опубликовал два рунических отрывка из собрания петербургского коллекционера Сулакадзева. До нашего времени тайна обнародованных отрывков оставалась неразгаданной. И только сейчас выясняется, что вырванные Державиным из пропасти забвения строки являются не фальшивками, как уверяли нас столько лет горе-ученые, а уникальными памятниками докириллического письма.

Ладожский документ позволяет сделать важный вывод. Русская руника имела довольно широкое хождение и использовалась не только в кругу жрецов для записи таких священных текстов, как «Патриарси» (Влесова книга). Ладога и Новгород, конечно же, не были на Руси какими-то уникальными центрами распространения грамотности. Знаки русской руники обнаружены на древностях IX—X веков из Белой Вежи, Старой Рязани, Гродно. Текст из державинского архива — сохранившееся свидетельство письменной традиции, бытовавшей некогда повсеместно…

Общность сведений обоих рунических памятников говорит о многом. Удревление исторической традиции, положенной в их основу до начала XIX века (дата сулакадзееской копии), делает саму мысль о фальсификации «Патриарси» (Миролюбовым - наше) смехотворной. Во времена Сулакадзева практически все сведения, содержащиеся в «Патриарси», были науке неизвестны. Христианские летописцы писали о славянах-язычниках примерно то же самое, что и сегодня: «....л^ивяту зверским образом, жувуше скотски, и у Биваку друг друга, ядуще все нечистое, и брака у мн ж^Бываша...».

Авторы «Патриарси» так же вступались за честь славянского народа. На одной из её дощечек читаем: «Аскольд — темный воин и только от греков просвещен, что никаких русов нет, а есть одни варвары. Этому можно только смеяться, так как киммерийцы были нашими предками, а они Рим потрясли и греков разгоняли как напуганных поросят». Ладожский документ заканчивается описанием страдающей Руси. О том же самом говорится и в «Патриарси»: «Русь сто крат разбита с севера до юга». Но в «Патриарси» мы находим продолжение мысли, оборвавшейся в документе на полуслове: «троекратно Русь падшая восстанет».

Как актуально это древнее пророчество в наши дни! Державин показал пример успешного противостояния разрушению нашей памяти. До последних своих дней великий сын русского народа боролся за спасение русской руники и в конечном итоге победил. Чудом уцелевшие страницы открывают нам славянскую цивилизацию, не менее древнюю и не менее богатую, нежели цивилизация любого иного народа».

Современный русский язык основан на старославянском, который, в свою очередь, раньше использовался как для письменности, так и для речи. До наших дней сохранилось множество свитков и росписей.

Культура Древней Руси: письменность

Множество ученых утверждают, что до девятого века не было никакой письменности и в помине. Это значит, что во времена Киевской Руси письменности не существовало как таковой.

Однако данное предположение является ошибочным, ведь если взглянуть на историю других развитых стран и государств, можно увидеть, что у каждого сильного государства существовала своя письменность. Поскольку также входила в ряд довольно-таки сильных стран, то и письменность так же была для Руси необходима.

Другой группой ученых-исследователей было доказано, что письменность была, и такой вывод был подкреплен рядом исторических документов и фактов: Храбр писал сказания «О письменах». Также «в Житиях Мефодия и Константина» упоминается о наличии у восточных славян письменности. В качестве доказательства еще приводят записи Ибн Фадлана.

Так когда появилась письменность на Руси? Ответ на этот вопрос до сих пор является спорным. Но основным аргументом для общества, подтверждающим возникновение письменности на Руси, являются договоры между Русью и Византией, которые были написаны в 911 и 945 годах.

Кирилл и Мефодий: огромный вклад в славянскую письменность

Вклад славянских просветителей неоценим. Именно с началом их работы, у появился свой алфавит, который был гораздо проще по своему произношению и написанию, чем прежний вариант языка.

Известно, что просветители со своими учениками не проповедовали у восточнославянских народов, однако исследователи говорят о том, что, возможно, Мефодий и Кирилл ставили перед собой такую цель. Приобщение к своим взглядам позволило бы не только расширить круг своих интересов, но и упростило бы внедрение в восточнославянскую культуру упрощенного языка.

В десятом веке книги и жития великих просветителей попали на территорию Руси, где стали пользоваться настоящим успехом. Именно этому моменту исследователи приписывают возникновение письменности на Руси, славянской азбуки.

Русь с момента появления своей языковой азбуки

Несмотря на все эти факты, некоторые исследователи пытаются доказать то, что азбука просветителей появилась еще во времена Киевской Руси, то есть еще до крещения, когда Русь была языческой землей. Несмотря на то, что большая часть исторических документов написана кириллицей, есть бумаги, которые содержат в себе информацию, написанную глаголицей. Исследователи говорят о том, что, вероятно, глаголица так же использовалась в Древней Руси именно в период девятого-десятого веков - до принятия Русью христианства.

Совсем недавно это предположение было доказано. Учеными-исследователями был найден документ, который содержал в себе записи некого попа Упиря. В свою очередь, Упирь писал о том, что в 1044 году на Руси использовалась глаголица, однако славянский народ воспринимал ее как труд просветителя Кирилла и стал называть «кириллицей».

Трудно сказать, насколько сильно отличалась в то время культура Древней Руси. Возникновение письменности на Руси, как принято считать, началось именно с момента широкого распространения книг просветителей, несмотря на факты, говорящие о том, что письменность была важным элементом для языческой Руси.

Быстрое развитие славянской письменности: крещение языческой земли

Быстрый темп развития письменности восточнославянских народов начался после крещения Руси, когда появилась письменность на Руси. В 988 году, когда князь Владимир принял христианство на Руси, детей, которые считались социальной элитой, стали обучать по буквенным книгам. Именно в это же время появляются церковные книги в письменном виде, надписи на цилиндровых замках, также присутствовали письменные выражения, которые кузнецы выбивали по заказу, на мечах. На княжеских печатях появляются тексты.

Также, важно отметить, что существуют легенды о монетах с надписями, которые использовали князья Владимир, Святополк и Ярослав.

А 1030 года широкое использование приобретают берестяные грамоты.

Первые письменные записи: берестяные грамоты и книги

Первыми письменными записями стали записи на берестяных грамотах. Подобная грамота представляет собой письменную запись на небольшом фрагменте березовой коры.

Уникальность их в том, что на сегодняшний день они отлично сохранились. Для исследователей такая находка имеет очень большое значение: кроме того, что благодаря этим грамотам можно узнать особенности славянского языка, письмена на березовой коре способны рассказать о важных событиях, которые происходили в период одиннадцатого-пятнадцатого веков. Подобные записи стали важным элементом для изучения истории Древней Руси.

Кроме славянской культуры, берестяные грамоты использовались и среди культур других стран.

На данный момент в архивах множество берестяных документов, авторами которых являются старообрядцы. Кроме этого, с появлением берестовой «бумаги», люди научили расслаивать березовую кору. Это открытие было толчком для написания книг на Славянская письменность на Руси стала все больше развиваться.

Находка для исследователей и историков

Первые письмена, сделанные на берестовой бумаге, которые были найдены в России, находились в городе Великий Новгород. Все, кто изучал историю, знают, что этот город имел немаловажное значение для развития Руси.

Новый этап в развитии письменности: перевод как главное достижение

Огромное влияние на письменность на Руси оказали южные славяне.

При князе Владимире на Руси стали переводить книги и документы с южнославянского языка. А при князе Ярославе Мудром стал развиваться литературный язык, благодаря которому появился такой литературный жанр, как церковная литература.

Огромное значение для древнерусского языка имело умение переводить тексты с иностранных языков. Первыми переводами (книг), которые приходили с западноевропейской стороны, стали переводы с греческого. Именно греческий язык во многом изменил культуру русского языка. Многие заимствованные слова все больше и больше использовались в литературных произведениях, даже в тех же церковных писаниях.

Именно на этом этапе стала меняться культура Руси, письменность которой все больше усложнялась.

Реформы Петра Великого: на пути к простому языку

С приходом Петра I, который реформировал все структуры русского народа, даже в культуру языка были внесены существенные поправки. Появление письменности на Руси в древности сразу усложнило и без того сложный В 1708 году Петр Великий ввел так называемый «гражданский шрифт». Уже в 1710 году Петр Первый лично пересмотрел каждую букву русского языка, после чего была создана новая азбука. Азбука отличалась своей упрощенностью и удобством в использовании. Российский правитель хотел упростить русский язык. Многие буквы были просто исключены из алфавита, за счет чего упростилась не только разговорная речь, но и письменная.

Существенные изменения в 18 веке: введение новых символов

Главным изменением в этот период стало введение такой буквы, как «и краткое». Данная буква была введена в 1735 году. Уже в 1797 Карамзин использовал новый знак для обозначения звука «йо».

Уже к концу 18 века буква «ять» потеряла свое значение, потому как ее звучание совпало со звучанием «э». Именно в это время букву «ять» перестали использовать. Вскоре она так же перестала быть частью русского алфавита.

Последний этап развития русского языка: небольшие изменения

Заключительной реформой, которая изменила письменность на Руси, стала реформа 1917 года, которая продолжалась вплоть до 1918. Она подразумевала исключение всех букв, звучание которых было либо слишком похожим, либо и вовсе повторялось. Именно благодаря этой реформе на сегодняшний день твердый знак (Ъ) является разделительным, а мягкий (Ь) стал разделительным при обозначении мягкого согласного звука.

Важно отметить, что данная реформа вызвала огромное недовольство со стороны многих выдающихся литературных деятелей. Например, Иван Бунин сильно критиковал данное изменение в родном языке.