«Пословица-всем делам помощница!» Сценарий игры-викторины для родителей.

Костюк София, Безродных Диана, Кадыров Иван

Проблема: современные дети плохо знают пословицы русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена народная мудрость... Поэтому мы решили провести проект «Пословица недаром молвится…».

Цель проекта:

1. Уточнить смысл и значение пословиц;

2. Научиться применять пословицы в речи;

3. Создать сборник наших любимых пословиц.

Задачи проекта:

Выяснить, что такое пословицы?

Откуда они взялись?

Какие бывают пословицы?

Чему они нас учат?

Основополагающие вопросы:

Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Обо всем ли есть пословицы?

Гипотеза: у пословиц есть ответ на все случаи жизни.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор 3 «Б» класс

Научное общество учащихся начальных классов «Ядро»

ТЕМА:

Пословица - всем делам помощница

Групповая проектная работа 3 «б» класса:

Костюк София, Безродных Диана, Кадыров Иван.

Научный руководитель: Полтавская Ю.В.

2014

  1. Введение …………………………………………………….. 3
  2. Пословица недаром молвится ………………………………4
  3. Заключение …………………………………………………. 7
  4. Список литературы ………………………………………….8
  5. Приложение ………………………………………………….9

ВВЕДЕНИЕ

Проблема: современные дети плохо знают пословицы русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена народная мудрость... Поэтому мы решили провести проект «Пословица недаром молвится…».

Цель проекта:

1. Уточнить смысл и значение пословиц;

2. Научиться применять пословицы в речи;

3. Создать сборник наших любимых пословиц.

Задачи проекта:

  • Выяснить, что такое пословицы?
  • Откуда они взялись?
  • Какие бывают пословицы?
  • Чему они нас учат?

Основополагающие вопросы:

Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Обо всем ли есть пословицы?

Гипотеза: у пословиц есть ответ на все случаи жизни.

1.Пословица недаром молвится

Ход исследования: мы воспользовались научно-популярной литературой, провели опрос среди родителей. Сделали вывод.

Что такое пословица?

  • Жанр фольклора
  • Краткое изречение с поучительным смыслом
  • Пословица- «ходячая, житейская» философия народа
  • В пословицах отражаются многовековые наблюдения, трудовой опыт народа.

Оказывается любимые пословицы у родителей:

«Без труда не вытащищь и рыбку из пруда» - 34%

«Делу – время, потехе – час» - 25%

«Семь раз отмерь, один раз отрежь» - 22%

«Поспешишь – людей насмешишь» - 11%

«Один в поле не воин» - 8%

Существуют различные пословицы.

Пословицы о дружбе.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Дружбу помни, а зло забывай
  • Один за всех, и все за одного.
  • Один в поле не воин.

Пословицы о труде.

  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Труд украшает человека.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Пословицы об учении.

  • Ученье – свет, а не ученье – тьма.
  • Век живи – век учись.
  • Учение – путь к умению.
  • Ученье – лучшее богатство.
  • Азбука – к мудрости ступенька.

Пословицы о здоровье.

  • Здоровье дороже богатства.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Двигайся больше, проживёшь дольше.
  • Здоровье не купишь.

Пословицы о Родине.

  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха.
  • В своём доме и стены помогают.
  • Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.
  • Нет в мире краше Родины нашей.

Пословицы разных народов.

  • «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.
  • Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.
  • Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».
  • Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».
  • «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».
  • Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».
  • «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский , а бенгалец : «Кто много говорит, начинает врать».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом мы узнали:

  • Что такое пословица.
  • На какие темы бывают пословицы.
  • Какими пословицами пользуются другие народы.
  • Как использовать в речи пословицы.
  • Изготовили сборник любимых пословиц.

Мы выяснили:

  • Пословицы необходимы в нашем общении, они украшают нашу речь;
  • Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. В. Даль «Пословицы русского народа» М., «Худ. литература», 1989.
  2. В.П. Фелицина «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»
  3. Интернет-ресурсы
  4. Краткий словарь литературоведческих терминов.
  5. Советский энциклопедический словарь.

Приложение 1.

Людмила Макеева
«Пословица-всем делам помощница!» Сценарий игры-викторины для родителей

«Что за роскошь, что за смысл, какой толк

в каждой пословице нашей , что за золото!»

Пушкин А. С.

Сегодня мы поговорим только об одном направлении устного народного творчества – о пословицах .

Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах – народный ум , народная, правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует , поучает, наставляет, предупреждает.

Что характерно для пословицы ?

* краткость (лаконичность)

* связь с речью (существует только в речи)

* устойчивость

* широкая употребляемость

Действительно, пословицы – это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину , быть честным и трудолюбивым. Они порицают лень, невежество и другие отрицательные качества человека.

Используя пословицы в речи , мы делаем её образной , красочной, выразительной. Я очень люблю пословицы за их меткость , красочность, выразительность. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу и гордость за него.

Русский народ создал пословицы , отражающие все стороны нашей жизни. Есть пословицы и о самих пословицах . Как приятно осознавать, что культура русского народа жива, что мудрые изречения наших предков не забыты, они дошли до наших времён и благодаря им русский язык стал более выразительным и образным. А своё отношение к пословицам люди выражали в них самих :

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка .

Без пословицы не проживёшь .

Пословица всем делам помощница .

Пословица недаром молвится .

Старая пословица век не сломится .

С пословицей не поспоришь .

Пословица – мудрость народа .

Пословицы недаром молвятся ,

Без них прожить никак нельзя

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится

Ведь с ней и горе и беда.

И наша речь красна пословицей :

Давайте вспомним их друзья.

«Разминка» .

Командам предлагаются карточки с пословицами , поговорками, в которых допущена ошибка. Нужно найти ошибку и исправить

1. Два сапога – тара.

2. Ус хорошо, а два – лучше.

3. Трус своей лени боится.

4. Один в золе не воин.

5. Первый клин – комом.

6. Сашу маслом не испортишь.

7. Мы сами с ушами.

8. В здоровом теле здоровый пух.

1. Игра «Отгадай пословицу »

Коса – камень. Нашла коса на камень.

Шило – мешок. Шила в мешке не утаишь.

Яблочко – яблоня. Яблочко от яблони недалеко падает.

Дело – мастер. Дело мастера боится.

Дружба – служба. Дружба дружбой, а служба службой.

2. «К нам приехал, иностранец»

К нам в гости приехал иностранец. Он плохо говорит по-русски. Ему очень понравились русские пословицы , он их быстро выучил, но всё перепутал. Помогите сказать правильно .

Что с возу упало, того не вырубишь топором. то пропало – что написано пером

Не плюй в колодец, вылетит не поймаешь. пригодится воды напиться –слово не

Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра. не сиди на печи – то, что можно сделать

Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся. он и лоб побьёт и богу не помолится –

была бы шея

Один в поле – семеро с ложкой. не воин – один с сошкой

Чай пить – щепки летят.

3. «Магические числа» .

Существует много пословиц , где встречаются числа.

Назовите пословицы с числами .

На экране числа ОДИН, ДВА, СЕМЬ, СТО

Один с сошкой, семеро с ложкой.

Семеро одного не ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сто голов – сто умов.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семь бед – один ответ.

Одной рукой узла не завяжешь.

Один за всех, и все за одного.

Для друга и семь вёрст не околица

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

4. «Отгадай пословицу по первому слову » .

На экране появляется первое слово, дети должны назвать пословицу целиком .

Язык… (до Киева доведёт)

Слово … (не воробей, вылетит, не поймаешь)

Искру… (туши до пожара, беду отводи до удара.)

Не дорог… (подарок, дорога любовь) .

Готовь … (сани летом, а телегу зимой) .

Не в свои …. (сани не садись) .

Жизнь. (дана на добрые дела ) .

Гусь… (свинье не товарищ)

5. «Пословицы – перевёртыши » .

На экране пословицы – перевёртыши , нужно назвать правильно.

Новый враг хуже старых двух. Старый друг, лучше новых двух.

Всё плохо, что плохо начинается. Всё хорошо, что хорошо кончается.

6. «Ошибка» .

Пословицы написаны с ошибками , необходимо ошибку исправить.

Долог день до вечера, коли кушать нечего. Долог день до вечера, коли делать нечего .

Знает Мурка, чьё мясо съела. Знает Васька, чьё мясо съел.

Деньгами горю не поможешь . Слезами горю не поможешь .

Сам кашу пересолил, сам и расхлёбывай.

Кашу маслом не измажешь. Кашу маслом не испортишь.

Не говори «ура» пока не перепрыгнешь. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.

Не спеши ногами, торопись делом.

Кончил дело, отдыхай смело. Кончил дело, гуляй смело.

7. «Загадочный кубик» .

На каждой стороне кубика изображения животных. Игроки команд должны назвать пословицы , в которых упоминается животное. На кубике картинки с изображением : волка, свинья, зайца, мышка, рыбка, конь.

волк --- Сколько волка не корми всё равно в лес смотрит.

свинья---Свинья везде грязь найдёт.

зайцы---За 2 зайцами погонишься, ни 1 не поймаешь.

мышка--- Отольются кошке, мышкины слёзы.

рыбка--- Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

конь--- Дарёному коню в зубы не смотрят.

8. «Развлекательный» .

Для вас, уважаемые «веселые тесты-пословицы » . Вы должны выбрать свои варианты ответов.

Гусь свинье…

Друг, товарищ и брат;

Не спонсор;

Не товарищ;

Крыльев не привяжет.

После драки…

Все к мамам бегут;

Кулаками не машут;

Жалобу не пишут;

Никому не страшно.

Один в поле…

Не воет;

Не воин;

Америку не откроет;

Сам себе ботаник.

Не буди лихо пока…

Оно тихо;

Сторож спит;

Рак на горе не свиснет;

Бесплатный сыр бывает…

В гостях;

В мышеловке;

Под прилавком;

В грязной луже.

Любишь кататься, люби и…

Стиральный порошок;

Милиционеров;

Саночки возить;

Таксисту платить.

Не плюй в колодец…

Козленочком станешь;

Пригодится воды напиться;

Не сдашь экзамен;

Вылетит – не поймаешь.

Семь раз отмерь…

Коли делать нечего ;

Один отрежь;

Один раз выкинь;

И никуда не пойдешь.

9. «Скрестить шпаги» .

Ваша задача – быстро и правильно ответить на мои вопросы. Ведущий поочередно задает им вопросы.

1. У кого глаза велики? (у страха)

2. Чем горю не поможешь ? (слезами)

3. На какой роток не накинешь платок? (на чужой)

4. Куда надо влезть, чтобы рыбку съесть? (в воду)

5. Кого по осени считают? (цыплят)

6. Чем не кормят соловья? (баснями)

7. В какие сани не следует садиться? (не в свои)

8. Что надо беречь смолоду? (честь)

10. «Смысл пословицы » .

Подобрать подходящую фразу. На экране появляются фразы.

Семь раз отмерь, один отрежь.

а) Если отрезать не правильно, то не следует винить ножницы.

б) Прежде чем что-то сделать , надо подумать.

в) Продавец отмерил 7 метров ткани и отрезал.

Куй железо, пока горячо.

а) Кузнец куёт горячее железо.

б) Кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот который торопится.

в) Если есть благоприятная возможность для дела , надо её сразу использовать.

11. «Шифровки»

Догадайтесь, что в них написано. После каждого слога вставлены 2 буквы.

Слокевоке неке вокерокебейке, выкелекетитке – неке пойкемакеешьке.

Нечу спечушичу ячузычукомчу, точурочуписьчу дечуломчу.

12. «Угадай» .

По очереди читают первые слова и называют пословицу .

Любишь… кататься –люби и саночки возить.

Горбатого… могила исправит.

Дарёному… коню в зубы не смотрят.

Жизнь… прожить не поле перейти дана на добрые дела .

Мал… золотник, да дорог.

Не было бы… счастья, да несчастье помогло .

Не в свои… сани не садись.

Первый… блин комом.

Рыбак… рыбака видит издалека.

Один… в поле не воин и др.

Конец – всему делу венец.

Тема: «Пословица - всем делам помощница» (внеклассное мероприятие)

Цели: Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.

Форма проведения : устный журнал

Оборудование: Плакат с пословицами, «Книга пословиц», тексты на столах в каждой группе; карточки с пословицами в конвертах; игра «Ромашка», книги с пословицами; русский костюм; музыкальное сопровождение.

Подготовительный этап: Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает конверт с пословицами. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу мероприятия.

Ход мероприятия

Вводная часть

(Звучит народная мелодия)

Учитель: Сегодня у нас необычное мероприятие - мы будем говорить о том, что люди часто употребляют в речи. От этого их речь становиться яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с караваем.

Здесь и красные девицы,

Добры молодцы кругом-

Все уселись за столом.

Будет вам всем здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Ведь изба красна не углами, а пирогами.

Угощает гостей и детей

2. Объявление темы

В. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Пословица недаром молвиться.

Старая пословица не сломиться.

Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Пословицы.

Правильно, и тема нашего мероприятия: «Пословица – всем делам помощница»

3. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У.: Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Что за Роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!»

Пословица-это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

В пословицах-народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

Пословица советует, научает, наставляет, предупреждает.

А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Дети: Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки…

У.: Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу –«Книгу пословиц» (Воспитатель демонстрирует книгу «Пословицы русского народа», составленную Далем)

Но сегодня мы будем работать по книге меньшего объема, в которой будет 5 страниц.

(Названия страниц вывешены на доске.)

4. Основная часть. «Книга пословиц»

У.: И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница-тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

«ЧТЕНИЕ-ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ»

1. Чтение «по цепочке»

У.: Вот мы с вами сейчас почитаем.

Каждая группа читает «по цепочке свой текст. Дети сомостоятельно оценивают работу каждого.

В.: Кто читал хорошо без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов

2.Подбор пословиц о чтении

У.: Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме и объясните их.

Дети подбирают подходящие пословицы из конверта.

* Книга для ума-что теплый дождик для всходов.

*Книга поможет в труде, выручит в беде.

*Кто много читает, тот много знает.

*Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

*Хорошая книга-лучший друг.

*Грамоте учиться вперед пригодиться.

3.Игра «Ромашка»

На доске ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений

У.: Сейчас мы с вами поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Воспитатель читает отрывки

*«Мороз» (Е. Благинина)

* «Детство» (И. Суриков)

* «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. Пушкин)

* «Серая шейка » (-Сибиряк)

* «Корзина с еловыми шишками» (К. Паустовский)

* «Не ветер бушует над бором» (Н. Некрасов)

* «Летучий корабль» (Русская народная сказка)

Какая книга здесь лишня и почему?

Дети: Сказку «Летучий корабль » создал народ, а остальные-авторские.

«ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК ТРУДОМ»

1.Подбор пословиц

У. В.: Это вторая страница нашей «Книги пословиц». Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Дети: О труде.

У. В.: Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

Без труда ничего не деется.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Птица крепнет в полете, а человек в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в трудах.

2.Чтение стихотворения

У. В.: Давайте послушаем стихотворение.

Читает подготовленный ученик.

Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож,

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба-

Все это создано трудом,

А не, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд-это учеба, хорошие, крепкие знания. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Загадки о пословицах

Загадки загадывает каждая группа

Вот на краешке с опаской

Он железо красит краской

У него в руках ведро

Сам расписан он пестро. (Маляр)

Ночью, в полдень, на рассвете

Службу он несет в секрете

На тропе, на берегу,

Преграждая путь врагу. (Пограничник)

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт)

Кто в дни болезней всех полезней,

И лечит нас от всех болезней. (Доктор)

«ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК -- ДРУЖБОЙ»

1. Подбор пословиц

У. В.: Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

Д.: О Дружбе.

У.: Давайте найдем пословицы о дружбе.

* Человек без друга – что земля без воды.

* Друга ищи, а нашел – береги.

* Друзья познаются в беде.

* Старый друг лучше новых двух.

* Не тот друг, кто медком помажет, а кто правду скажет.

* Друга на деньги не купишь.

2. Игра «Отгадай пословицу»

У.: Вот мы и проверим, как вы умеете дружно работать. Каждой группе я даю по карточке со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами из пословицы.

Коса-камень

Д. Нашла коса на камень.

Шило-мешок

Д. Шила в мешке не утаишь

Язык-дело

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело-мастер

Д. Дело мастера боится

Труд-лень

Д. Труд человека кормит, а лень-портит.

5 Физкультминутка-музыкальная пауза

Дети исполняют белорусскую народную песню «Кума, мая кумачка…»

«ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА »

1. Подбор пословиц

У.: Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

Д.: О Родине.

У.: Прочитайте и объясните их смысл.

* Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

* Родина-мать, умей за нее постоять.

* Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

* На чужой сторонушке рад своей воронушке.

* Своя земля и в горсти мила.

* Жить –Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

2. Чтение стихотворений

Если скажут слово «Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот,

У реки Березка-скромница

И ромашковый бугор.

А другим, наверно вспомниться

Свой родно, красивый двор,

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина у всех бывает разная,

Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У.: Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

Д.: Беларусь

У.: А что значит малая Родина?

Д.: Это то место, где мы родились.

Звучит гимн Беларуси в исполнении детей.

4.Викторина.

У.: А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

Д. Как на крыльях летать.

В. Поздно встанешь…

Д. Мало сделаешь.

В. Мир освещается солнцем…

Д. А человек знанием.

В. Не красна изба углами…

Д. Красна пирогами.

В. Что одному не под силу. То…

Д. Легко коллективу.

В. Делаешь наспех…

Д. Сделаешь на смех.

5. Творческая работа.

В. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

Что посеешь, то и пожнешь.

Д. О сельском труде.

Осень –перемен восемь.

Сентябрь холоден, да сыт.

Новый год – к весне оборот

Д. О временах года.

Группа 2

Мир не без добрых людей.

Где смелость там и победа.

Д. О мире

Трус таракана посчитает за великана .

Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

Группа 3.

Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

Солнышка садится – лентяй веселится, солнышко всходит.

Д. О лени.

Сам погибай, а товарища выручай.

Один за всех, все за одного.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Один в поле не воин.

У.: И вот мы открываем последнюю страницу нашей «Книги пословиц»

«КОНЧИЛ ДЕЛО-ГУЛЯЙ СМЕЛО»

У. В.: Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д.: Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У.: А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: «Кончил дело –гуляй смело».

Сценку разыгрывают подготовительные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко.

Недовольно ли учиться?

Не пора ли по ли порезвиться?

Нет, ясное солнышко, нет.

Теперь мне гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, милая, гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Недовольно ли учиться?

Не пора ли порезвиться?

Нет, кисонька, нет

Теперь гулянье не впрок,

Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетрадь в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

Дети поют белорусскую народную песню «Саука ды Грышка» Итог мероприятия.

У.. Ребята, правильно поступил мальчик?

У.. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали.

Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.

ГУО «Пластокский УПК ДС-БШ ЛЮбанскогорайона»

ПОСЛОВИЦА-

ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА

(устный журнал)

Учитель: Черкас

Ольга Николаевна

Калтабаева Клара Смадьяровна,
Астраханская область, п. Прикаспийский,
воспитатель МБОУ «СОШ п.Прикаспийский»

«Пословица — всем делам помощница»

Ведущий : Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки. Сегодня мы поговорим о пословицах – одним из жанров русского народного фольклора. Пословицы возникли с далёких незапамятных времён, как только люди научились говорить и общаться друг с другом.

С тех пор они по жизни всегда с человеком: советуют, поучают, предупреждают, наставляют. Недаром говорят: «Пословица недаром молвится». В этом мы убедимся на нашем устном журнале «Пословица – всем делам помощница».

Говорят, «без пословицы не проживёшь». На свете, наверное, нет человека, который хоть раз не использовал пословицы в своей речи. Пословицы делают нашу речь богатой, образной, яркой, выразительной.

Люди с уважением относятся к пословицам, ведь это наша культура и история.

I страница: « С книгой жить — век не тужить»

Ведущий: Книги – наши верные, мудрые друзья и добрые советчики. Живут они с нами в шкафах и на полках. Стоит только протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны. Нашим замечательным друзьям мы посвящаем эти пословицы:

1. Книга – зеркало жизни.

2. Книга поможет в труде, выручит в беде.

3. Хорошая книга – лучший друг.

4. Кто много читает, тот много знает.

5. Прочел новую книгу – встретился с новым другом.

6. С книгой жить – век не тужить.

Ведущий:

У меня корзина здесь, Поспешите угадать,

В ней вещей не перечесть, Что в ней и откуда?

Вес её полпуда.

Задание №1: определить принадлежность того или иного предмета и назвать сказку.

Воспитатель первой квалификационной категории Зикункова Е.Н.

Цель: развивать речевую активность детей через малые фольклорные формы.

Задачи:

  1. Познакомить детей с одним из разделов русского фольклора-пословицами и поговорками.
  2. Учить детей понимать смысл пословиц и поговорок, заучивать их.
  3. Развивать речь и мышление детей.
  4. Закреплять умения работы в команде.

Оборудование: коробка- посылка, книга «Пословицы и поговорки» , разрезные картинки с изображением пословиц.

Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц.

Ход занятия.

Воспитатель: - Горе тому, у кого беспорядок в дому. Давайте посмотрим, все ли игрушки в нашей группе на своих местах, порядок ли?

Дети: Порядок!

Воспитатель: Вот и хорошо!

(Раздается стук в дверь)

Воспитатель: Слышите, кто-то стучится к нам? Посмотрим, кто там?

Воспитатель подходит к двери и вносит в группу посылку.

Ребята, почтальон принес посылку. Интересно, нам ли она адресована? Как же проверить? (ответы детей) . Как называется наш город, детский сад, группа?

Воспитатель читает адрес д/с и название группы. Все убеждаются, что посылка доставлена по адресу. Воспитатель открывает посылку, не показывая содержания детям. Предлагает догадаться, отгадав загадку:

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Всем понятным языком.

Дети: Книга!!!

Воспитатель: Правильно, это книга. А как мы узнаем, о чём она?

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Старый друг лучше новых двух.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем я читала? Правильно, это книга о пословицах и поговорках. Пословицы очень часто употребляем в речи мы, взрослые. Вы уже слышали одну, когда мы наводили порядок в группе:

«Кончил дело- гуляй смело» . Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Закончив работу, можно спокойно отдыхать.

Воспитатель: В жизни на каждый случай есть меткое слово-пословица. Например, о людях, которые всегда торопятся и делают дела некачественно народ сложил пословицу: «Поспешишь- людей насмешишь» . А есть люди очень медленные, нерасторопные, они всегда отстают от других, про них говорят: «Семеро одного не ждут» .

Воспитатель: Людям неумным и ленивым от пословиц не скрыться. Но пословицы не только подмечают недостатки, но и учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. Кто знает такие пословицы?

(Заслушиваются ответы детей)

Воспитатель читает из книги:

Друга ищи, а найдешь, береги.

Друг познается в беде.

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Дружные сороки и гуся утащат.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Воспитатель: О пословицах и поговорках народная мудрость тоже сложила пословицы и поговорки. Например,

  • «Пословица не даром молвится»
  • «Пословица всем делам помощница»
  • «Пословица ввек не сломится»
  • «У каждого Егорки свои поговорки» .

Воспитатель: А теперь, ребята, я прочитаю вам одну очень важную для вас пословицу. Давайте попробуем разобраться в ней с помощью картинки.

(Воспитатель читает пословицу, дети рассматривают картинку)

Воспитатель: Что изображено на картинке? (ответы детей) . Подумайте и скажите, какую пословицу можно сложить по этой картинке? (Ответы)

Народ сочинил про эту ситуацию такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь» . К чему она призывает?

Дети: Нельзя браться сразу за несколько дел. Ни одно дело сделать не успеешь.

Воспитатель: А вот похожая пословица: «За все берется, да ничего не удается»

Ребята, запомните эти пословицы. Они вам пригодятся в жизни. Прежде чем

браться за очередное дело, нужно закончить с первым, а не делать одновременно, ведь вы не сможете справиться с ними.

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка «Буратино»

Воспитатель: Ребята, а сейчас разберем смысл другой пословицы: «Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону» .

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Дети: Она рассказывает о человеке, который не собирается браться за работу.

Воспитатель: Как вы думаете, эта пословица хвалит или высмеивает таких людей?

Дети: Высмеивает!!!

Воспитатель: Каких людей высмеивают в пословице?

Дети: Ленивых!

Воспитатель: Послушайте еще одну пословицу: «Мал золотник, да дорог» . О чем она?

Дети: Про небольшой по величине, но ценный по другим свойствам предмет.

Воспитатель: Правильно, а еще так говорят про того, кто ростом мал или молод, но имеет много положительных качеств.

Когда я вынимала книгу из посылки, то заметила, что там лежит еще кое-что (достает 3 конверта с разрезными картинками) .

Слушайте задание: сложите картинку, и вы узнаете, какая пословица спряталась в них?

Дети делятся на 3 команды и работают за столами. Они выясняют и озвучивают следующие пословицы:

  • «Поспешишь- людей насмешишь»
  • «Без труда не вытащить и рыбку из пруда»
  • «Скучен день до вечера, если делать нечего»

Воспитатель: Молодцы! Давайте поблагодарим друг друга за работу в командах. А к нашей ситуации подходит пословица, которая прозвучала в начале занятия. Кто вспомнит?

Дети: «Сделал дело- гуляй смело»