Персонаж царевна лягушка описание. Характеристика царевны-лягушки и краткая история персонажа

8 декабря 2016

Русские народные сказки испокон веков считались самыми полезными для детей, они учат отличать добро от зла, хорошее от плохого. Именно они прививают любовь к литературе с самого раннего детства. В данной работе будет рассмотрена характеристика Василисы Премудрой - одного из самых любимых детьми представителей данного жанра.

Почему выбран образ лягушки?

Как оказалось, наша героиня находится в столь непривлекательном образе в наказание за свою гордыню. Характеристика Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка» будет неполной, если рассматривать ее с одной стороны. Важно отметить и плохие стороны героини, которыми она обладала до превращения.

Василиса вознесла себя на пьедестал, оказавшись выше своего злого, но очень мудрого отца Кощея Бессмертного, олицетворяющего иерархию. Своим поведением и гордыней она вынудила Кощея превратить ее в самое низшее и безобразное существо.

Жизнь в лягушачьей шкуре

Характеристика Василисы Премудрой сильно меняется после перевоплощения ее в лягушку. Только побывав на самом дне, она начинает понимать свою истинную роль жены, преданной и заботливой хранительницы очага.

Она перевоплощается не только внешне, но и духовно. Ее гордость ушла, стоило только ей полюбить Ивана-Царевича. Сейчас она отдавала себя полностью только одному человеку.

Видео по теме

Основная мысль

О чем повествует сказка «Царевна-лягушка»? Характеристика Василисы Премудрой и других героев на самом деле очень глубока. Каждый может интерпретировать ее по-своему. Но основная мысль такова: не судите человека по его наружности, внешности, обратите внимание на дела и поступки. Несмотря на то что девушка находилась в лягушачьей шкуре, благодаря своему терпению, чудесам и красоте, она смогла преодолеть все царские испытания и прошла их с честью, опередив других невест.

Героиня все-таки вернулась в царство своего отца за неповиновение, она сняла лягушачью шкуру во время последнего испытания, а Иван-Царевич ее сжег. Зачем он так поступил? Ему надоели издевки старших братьев.

Конечно, наш герой отправился в долгое и опасное приключение, чтобы вызволить свою возлюбленную из рук коварного Кощея. Ивану приходится несладко, его ждет много тяжелых испытаний.

Добрая и поучительная сказка «Царевна-лягушка» отличается высоким уровнем мастерства сказителей. Дети ценят в ней и идеальных героев, и захватывающий сюжет противостояния двух противоположных сил, и добрый конец. Здесь есть где развернуться. Сказка учит ценить в людях внутренние качества. Во время чтения происходит саморазвитие личности. Эта история занимает достойное место среди русских народных сказок.

Источник: fb.ru

Актуально

Очень важная и неотъемлемая часть нашей жизни - это волшебные русские народные сказки. Они учат отличать зло от добра, ценить в людях хорошие качества. Каждая имеет свой отдельный сюжет, но все без исключения поучительны.

Русские сказки всегда заканчиваются тем, что добро торжествует над злом. У каждого народа есть свои положительные и наша задача - характеристика Царевны-лягушки. Она является одним из самых любимых персонажей детей. Василиса Премудрая - это олицетворение женственности, ума, доброты и заботы. Полная характеристика Царевны-лягушки, которую мы предоставим в данной работе, включает в себя и описание образа героини.

Внешность

Образ прекрасной девушки встает перед нашим взором, когда автор описывает само совершенство божественного творения. Характеристика Царевны-лягушки, как и любого другого героя, должна начинаться с описания внешности. Предлагаем к этому и приступить. Множество образов прекрасных невест есть в русских народных сказках, почему же Царевна-лягушка так сильно запоминается? Она надолго остается в нашей памяти именно потому, что предстает в образе не человеческом. Она трудолюбива, мудра и заботлива. Автор делает акцент на ее внутренних качествах, тем самым показывая, что главное в человеке - не обертка, а внутренний мир.

Наша героиня внутри прекрасна, а снаружи ужасна. Характеристика Царевны-лягушки на этом не заканчивается, важным элементом является и то, какие качества свойственны персонажу.

Внутренний мир

Василиса Премудрая по своей натуре очень проста, но и величественна. Она гордится собой, но не выставляет этого напоказ. Ее сердце наполнено до краев любовью и заботой, иногда возникает ощущение, что оно у нее бездонное. Она готова жертвовать собой ради блага других людей, а это очень важное качество, свойственное малому количеству представителей нашего мира.

Как же в полной мере дать характеристику героине из сказки «Царевна Лягушка»? Очень яркая и разносторонняя натура - вот что на самом деле кроется под лягушачьей шкурой.

Роль

Характеристика Царевны-лягушки нами кратко рассмотрена, но остается еще один очень важный вопрос. Зачем ввели этот образ в русские народные сказки?

Как показалось бы на первый взгляд, сказки пишутся для детей, чтобы они на примере придуманных персонажей учились видеть в людях положительные и отрицательные моменты. Но раньше они писались для взрослых. Образ Василисы Премудрой повествует о том, что жена должна во всем и всегда помогать своему мужу. Всегда быть готовой его поддержать, какая бы беда ни случилась.

Фантазия русского народа сотворила множество различных плохих и хороших образов, но именно Царевна-лягушка - это идеал русской женщины. С помощью сказок мы узнаем еще и то, какие качества ценились на Руси. Доброта, порядочность, умелые руки, ум - все это в полной мере отражается в образе нашей героини. Часто мучает вопрос: "Почему выбран именно образ лягушки?" Все на самом деле очень просто. В сказках часто встречается прием антитезы или противопоставления. Так и здесь Василиса - это имя возвышенное и утонченное, а лягушка - это приземленное и безобразное существо.

Русские народные сказки учат, что главное в человеке - это не внешность, а его внутренний мир и поступки. Нужно быть добрым, помогать другим людям, трудолюбивым. Всеми этими качествами обладает Царевна-лягушка, характеристика которой представлена ниже.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Внешний вид героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно дать и описание ее внешности. Большую часть повествования героиня находится в облике лягушки. Это подчеркивает мораль сказки: главное в человеке - это не красота, а его внутренний мир, трудолюбие, ум. Если вспомнить, в сказках у Василисы есть два добавления к имени: Премудрая и Прекрасная. В случае с царевной-лягушкой был выбран первый вариант. То есть, в этой сказке главный упор делается на то, что человек должен ценить в первую очередь ум.

Когда же она превращается в девушку, то ее внешность становится такой, какая была у всех русских красавиц: статная, со стройным станом, длинной косой. Но все-таки большее внимание уделяется поступкам царевны.

Внутренний мир героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно рассказать и о характере персонажа. Главная героиня добра, умна и именно благодаря своей мудрости и смекалке она справляется с царскими заданиями. В то же время царевна имеет склонность к артистизму. Появляется она на пиру в коробчонке в сопровождении грома и молний. Там же демонстрирует фокусы.

Но делает это, скорее, не для привлечения внимания, а как насмешку над ленивыми и глупыми невестами братьев. Василиса Премудрая является идеалом русской красавицы - красивая и мудрая, готовая всегда и во всем помогать мужу.

Василиса и Иван-царевич

Можно кратко написать характеристику героев "Царевны-лягушки". Царь показан как умный человек, который понимает, что за красивой внешностью может быть ленивый и глупый человек. А Иван-царевич показан как человек, которому важно мнение общества. Ведь поэтому он был расстроен, что его невестой должна стать некрасивая лягушка. И когда он увидел Василису, то поспешил сжечь лягушачью кожу. И это показывает, что ему была важнее внешность, чем внутренний мир невесты. Но во время поиска Кощея Иван становится храбрее и учится ценить ум и смекалку.

Характеристика Царевны-лягушки из сказки "Царевна-лягушка" показывает, что человек должен уметь ценить внутренний мир ближнего, его готовность помогать другим, смелость и сообразительность. На примере Ивана-царевича показано, как взгляды человека могут меняться, он учится ценить важные вещи.

Василиса Премудрая является воплощением представлений о русской девушке. В ней соединены красота, ум и доброта. Ведь благодаря своей мудрости она располагает к себе царевича. А Иван-царевич - пример того, что человек, который умеет ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту, находит счастье.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

140055, МО, г.о.Котельники, мкр. Белая Дача, д.8 тел/факс 559-96-00, 559-86-09

УРОК

по литературе в __5 б___ классе

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

(тема урока)

Учитель : Кабанова Елена Николаевна

Подпись

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Оборудование: доска, портреты писателей

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вступительная беседа
  3. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке
  4. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова
  5. Беседа обобщающего характера
  6. Заключительное слово учителя
  7. Домашнее задание

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы:

1. Понравилась ли вам сказка?

2. К какому виду сказок она относится?

3. Какие особенности народной сказки можете назвать?

4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

5. Почему Василису называют Премудрой?

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.

ЧТЕНИЕ ЭПИЗОДА «СВАТОВСТВО ЦАРЕВИЧЕЙ».

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве...; ...Где стрела упадет, там и сватайтесь; ...Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь... испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.

Обобщающие вопросы:

Что вы поняли, читая этот эпизод?

Какие они - наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай - потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это

сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй - «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

«Василиса Премудрая... пьет... остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного - косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей... чего не допьют - в рукав льют, чего не доедят - в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.

Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера .

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя .

Василиса Премудрая - образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки - быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина - Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая - обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание . Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

О.В.Романова

«__»_______________ 20___ г.