Откуда кентавры и минотавр в древней греции. Миф, увековеченный в искусстве и памяти народа

Минотавр Минотавр

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МИНОТАВР

(Μινώταυρος), в греческой мифологии чудовище-человекобык по имени Астерий («звёздный»), жившее на Крите. Рождён Пасифаей (дочерью Гелиоса), женой царя Миноса, от быка, посланного на Крит Посейдоном, или самого Посейдона. Был помещён в подземный лабиринт, построенный Дедалом, куда ему приносили в жертву (ежегодно или раз в несколько лет) семь юношей и девушек, посылаемых афинянами в качестве подати Ми-носу и в виде искупления за убийство сына Миноса в Аттике. Афинский царевич Тесей добровольно отправился на Крит в числе предназначенных на съедение М., убил чудовище и с помощью нити влюблённой в него царской дочери Ариадны выбрался из лабиринта (Apollod. Ill I, 3-4; epit. I 7; Diod. IV 6, 1; Hyg. Fab. 40-42).
В мифе нашли выражение древние космические и зооморфные представления о М. (он звёздный или солнечный бык, внук Гелиоса и, может быть, сын Зевса), его связь с морем (он сын Посейдона) и с подземным миром (М. в лабиринте - ипостась Зевса Лабрандского, см. в ст. Зевс ). Черты героической мифологии отразились в сюжете убийства М. Тесеем.
Лит.: Лосев А. Ф., Античная мифология в её историческом развитии, М., 1957, с. 206-35.
А. Л.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Минотавр

Чудовище, полубык-получеловек, рожденный женой критского царя Миноса Пасифаей от связи со священным быком бога Посейдона, любовь к которому ей в наказание внушила Афродита. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления Минотавра по семь юношей и девушек. Афинский герой Тесей убил Минотавра.

// Н.А. Кун: ПУТЕШЕСТВИЕ ТЕСЕЯ НА КРИТ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

Фрагмент росписи краснофигурного килика.
Около 480 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Слева — Афина.
Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Айсона».
Около 420 до н. э.
Мадрид.
Национальный археологический музей.




Синонимы :

Смотреть что такое "Минотавр" в других словарях:

    - (греч., от соб. им. Минос, и tauros бык). Баснословное чудовище, получеловек и полубык, принадлежавшее Миносу, который держал его в лабиринте и кормил мясом юношей и дев, получаемых в дань. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Минотавр - Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика художника Айсона. Тесей вытаскивает из лабиринта убитого им Минотавра, слева Афина. Ок. 420 до н.э. Национальный археологический музей. Мадрид. МИНОТАВР, в греческой мифологии чудовище (полубык… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Минотавр - Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика художника Айсона. Тесей вытаскивает из лабиринта убитого им Минотавра, слева Афина. Ок. 420 до н.э. Национальный археологический музей. Мадрид. Минотавр. Фрагмент росписи краснофигурного килика… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    минотавр - а, м. Minotaure <лат. <, гр. minotauros. В древнегреческой мифологии чудовище с телом человека и головой быка, которое Минос держал в лабиринте и кормил преступниками. Обязывает вас договор отдавать Минотору всякой год семь юношей и сем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    МИНОТАВР, в греческой мифологии чудовище (полубык получеловек), рожденное женой критского царя Миноса Пасифаей от быка Посейдона или самого Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт, построенный Дедалом, и потребовал, чтобы афиняне постоянно … Современная энциклопедия

    В греческой мифологии чудовище, полубык получеловек, рожденный женой критского царя Миноса от связи со священным быком бога Посейдона. Минос заключил Минотавра в лабиринт и обязал подвластные ему Афины доставлять периодически для кормления… … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 вымышленное существо (334) чудовище (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (Minwtauroz, бык Миноса) по греч. преданию чудовище, стелом человека и головой быка, происшедшее от неестественной любвиПаcифаи, жены царя Миноса, к посланному Посейдоном быку. Минос скрывалего в построенном Дедалом Кносском лабиринте, куда ему… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Бой Тесея с Минотавром. Иллюстрация из книги 1898 г. У этого термина существуют и другие значения, см. Минотавр (значения). Минота … Википедия

    Минотавр - (греч. Minotauros) чудовище (человек с бычьей головой), рожденное от преступной связи жены критского царя Миноса Пасифаи и быка, посланного Посейдоном (или же самого Посейдона в образе быка). М. жил в построенном для него Дедалом подземном… … Античный мир. Словарь-справочник.

Имя: Минотавр (Minotaur)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: чудовище с телом человека и головой быка

Семейное положение: не женат

Минотавр: история персонажа

Персонаж древнегреческой мифологии, монстр с человеческим телом и бычьей головой. Родился у Пасифаи, супруги критского царя , после того как та вступила в интимную связь с быком. Царь Минос поселил чудовище в Кносском лабиринте. Минотавра кормили человечиной, отправляя к нему в лабиринт преступников. Раз в девять лет также приходила партия юношей и девушек из Афин, которых отдавали на растерзание чудовищу. Убит сыном афинского царя . Имя «Минотавр» означает «бык Миноса».

История происхождения

Есть несколько трактовок образа Минотавра и его возможного происхождения. Историк Владимир Борухович указывает на сходство Минотавра с богами Древнего Египта, которые также изображались в виде людей с головами животных. Другая похожая версия гласит, что образ Минотавра в Древней Греции - это вариация на тему финикийского божества по имени Молох, которое тоже выглядело как бык и человек в одном теле. Этому божеству приносили в жертву детей. Убийство Минотавра символизирует ликвидацию культа Молоха.


Древнегреческий философ рационалистически толкует миф и считает, что в образе Минотавра воплотилась память о некогда взаправду существовавшем человеке. Якобы у царя Миноса был лютый начальник стражи по имени Тавр, и тот принимал участие в боях, которые устраивали в Лабиринте с пленниками развлечения ради. Позже этот Тавр был убит афинянином Тесеем во время боя в гавани.

Английская писательница Мэри Рено создала роман «Тесей» на основе мифов Древней Греции. В этой литературной версии истории появления образа Минотавра в миф преобразилась взаправду существовавшая на острове Крит традиция «бычьей пляски» - вида жертвоприношения. На критских фресках якобы можно увидеть изображения «бычьей пляски».


В греческой мифологии много персонажей, во внешнем облике которых сочетаются человеческие и звериные черты. Минотавра иногда путают с кентавром, однако это разные персонажи. Кентавр - это существо с человеческим торсом, который «растет» из тела коня, мифологизированный образ всадника. У Минотавра голова быка «сидит» на человеческом теле. Еще один звероподобный персонаж - фавн. Человек с козлиными ногами, рогами и бородой, покровитель пастухов и скотоводов.

Легенда о Минотавре

Бог морей (либо, как вариант, громовержец ) послал царю острова Крит Миносу белого быка, чтобы царь принес того в жертву богам. Бык так понравился Миносу, что царю стало жалко убивать роскошное животное. В жертву был принесен обычный бык. Боги отомстили Миносу: жена царя, Пасифая, воспылала к быку страстью и возлегла со зверем. Чтобы привлечь внимание быка, царица ложилась в деревянную корову, которую изготовили специально с этой целью. От этого противоестественного союза и родился Минотавр.


Чудовищный сын Пасифаи демонстрировал характер зверя и на человека походил мало. Минотавр жил в Лабиринте, выстроенном для него, и на обед предпочитал людей. Минотавру отдавали преступников. Раз в девять лет на Крит приходил корабль из Афин, который нес на борту четырнадцать юношей и девушек. Афины таким образом платили Криту дань. Этих молодых людей бросали на растерзание Минотавру.

Однажды с группой молодежи из Афин прибыл сын афинского царя Тесей. Юноша решил положить конец выплатам чудовищной дани и расправиться с Минотавром. Дочь Миноса влюбилась в Тесея и дала тому клубок ниток. Афинский герой привязал конец нити у входа и разматывал клубок, пока пробирался по лабиринту, а затем по этой нити Ариадны вышел обратно вместе со спасенными соплеменниками. В лабиринте Тесею удалось убить Минотавра голыми руками или, по другой версии, мечом.


Экранизации

Образ Минотавра появляется в кино и мультфильмах, созданных по мотивам греческих мифов, но персонаж обычно предстает там в облике монстра, противника героев - без реплик и осмысленной роли в сюжете.

В приключенческом фильме «Синдбад и Минотавр», вышедшем в 2011 году в Австралии, царь Минос превращается в капитана пиратов Миноса, который хранит небывалое сокровище - голову Колосса Родосского, отлитую из чистого золота. Главный герой хочет добыть это сокровище, но для этого Синдбаду придется столкнуться с чудовищем Минотавром, которое охраняет лабиринт Миноса.


В том же 2011 году вышел американский фэнтезийный боевик «Война богов: Бессмертные». Фильм снят по мотивам древнегреческих мифов о Тесее и Минотавре и о Войнах Титанов. Мифологические сюжеты в сценарии претерпели сильные изменения. Для начала, главный герой Тесей в фильме - не сын афинского царя, а простой крестьянский юноша. Герой противостоит деспотическому царю Гипериону. Этот царь в одном из эпизодов посылает против Тесея чудовищного Минотавра, которого герой побеждает.

В 2006 году вышел фильм ужасов «Минотавр» с английским актером в роли Тео - главного героя, который становится в сценарии на место Тесея. Афины в сюжете заменены неким поселением, жители которого убили наследника критского царя и теперь обречены платить дань юношами и девушками, которых приносят в жертву Минотавру.


Тео - сын старейшины этого поселения и находится в привилегированном положении по отношению к остальным молодым людям. «Попасть под раздачу» герою не грозит, отец бережет героя. Тео, однако, сам тайно пробирается на корабль, который везет к Минотавру очередную партию жертв, потому что в предыдущую партию попала невеста Тео. Герой хочет сразиться с Минотавром и вернуть невесту, пока та еще жива.

Анимационное воплощение Минотавра можно увидеть в советском мультипликационном фильме «Лабиринт. Подвиги Тесея», вышедшем в 1971 году.


Минотавры как народ присутствуют в книгах и фильмах серии «Хроники Нарнии». Это гуманоидного типа существа с человеческим телом и бычьей головой. Состоят на службе у Белой Колдуньи. В фильме «Лев, Колдунья и волшебный шкаф» (2005) фигурирует минотавр Отмин, которого играет актер Шейн Ранги. В «Принце Каспиане» (2008) и «Покорителе зари» (2010) тоже есть персонажи из народа минотавров. Всех этих второстепенных героев, хоть они и представляют «разных» минотавров, играет один и тот же актер.

Цитаты

«Построю лабиринт, в котором смогу затеряться с тем, кто захочет меня найти, - кто это сказал и о чем?»

( , «Шлем ужаса: Креатифф о Тесее и Минотавре»)

В греческих легендах Минотавром называли ужасное чудовище с телом человека и головой быка. Это существо обитало в огромном дворце со множеством запутанных коридоров - Лабиринте, на острове Крит. Правил Критом царь Минос. Он был богат и могуществен, но его жизнь омрачало страшное горе - сын Миноса, Андрогей, был убит афинянами. За это Минос потребовал от жителей Афин зловещую дань. Каждые девять лет они должны были присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Там их запирали в Лабиринте, и жестокий Минотавр расправлялся с ними.

Греческий герой Тесей прибыл в Афины как раз в тот момент, когда корабль с черными траурными парусами отправлялся на Крит. Весь город был погружен в глубокую скорбь по юным жертвам Минотавра. Мужественный Тесей решил вступить в бой с этим чудовищем. Он поклялся освободить молодых афинян или погибнуть вместе с ними. Отец Тесея - старый Эгей - пытался отговорить сына от этой опасной затеи, но Тесей был непреклонен. Он пообещал отцу, что в случае счастливой победы над Минотавром вернется в Афины под белыми парусами.

Корабль благополучно подошел к берегам Крита, и юных афинян отвели к Миносу. Дочь царя - прекрасная Ариадна - с первого взгляда влюбилась в Тесея и решила помочь ему победить Минотавра. Накануне битвы она дала Тесею острый меч и клубок ниток. Когда Тесея вместе с другими юношами и девушками отвели в Лабиринт, он привязал конец клубка у входа. Блуждая по многочисленным коридорам Лабиринта, Тесей постепенно разматывал клубок. И вот наконец из темноты раздался рев Минотавра. Наклонив голову с громадными острыми рогами, он бросился на Тесея. Завязалась жестокая битва. Минотавр был силен и полон ярости, но Тесею все-таки удалось победить его.

Убив чудовище, Тесей по нитке клубка, который дала ему Ариадна, вышел из Лабиринта и вывел всех молодых афинян. Опасаясь гнева Миноса, Тесей быстро снарядил корабль и отправился в обратный путь. Влюбленная Ариадна последовала за ним. Однако во время путешествия спящему Тесею явился бог Дионис. Он сказал, что боги назначили Ариадну ему в жены, и повелел Тесею оставить возлюбленную на берегу. Тесей не посмел ослушаться Диониса и продолжал дальнейший путь без Ариадны. Наконец вдали показались родные берега. Но взволнованный Тесей позабыл обещание, данное отцу, - заменить черные паруса на белые. В ожидании сына Эгей вглядывался в морскую даль, стоя на высокой скале. Когда он увидел черные паруса на корабле, то в отчаянии бросился со скалы в воду и погиб. С тех пор море, в котором Эгей нашел свою смерть, называется Эгейским.

Администрация проекта сайт просит помощи в поиске автора данного материала и его первоисточника, поскольку данная статья поступила в редакцию без этой очень нужной нам информации.

Минотавр – бык Миноса, царя Крита, по легенде, был получеловеком полубуйволом, о котором вспоминают в основном в связи с мифами о подвигах Тесея. Хотя существуют изображения Минотавра, относящиеся к архаичному периоду в истории Древней Греции, первые упоминания о нем в дошедших до нас античных источниках сделаны Аполлодором и Плутархом.

История Минотавра, изложенная Аполлодором в «Библиотеке», такова: Астерий, правитель Крита, взял в жены дочь финикийского царя Европу и усыновил ее детей – Сарпедона, Радамантия и Миноса, сыновей Зевса. Повзрослевшие братья поссорились на почве любви к юному Милету, сыну Аполлона и Арии. Началась война, в результате которой Миносу удалось изгнать братьев и захватить власть на всем Крите. Чтобы закрепить свою победу, Минос пытается заслужить покровительство богов. Он просит Посейдона прислать из морских глубин быка, обещая принести его в жертву богам. Посейдон выполняет просьбу, но Минос приносит в жертву другого быка. Разгневанный нарушением данного ему обещания, Посейдон наделяет быка свирепым нравом и вселяет в жену Миноса Пасифаю любовную страсть к быку. Пасифая просит Дедала, афинянина, сосланного на Крит за убийство, придумать способ, позволивший бы ей утолить свою страсть. Дедал вырезает из дерева полую фигуру коровы, накрывает ее шкурой жертвенного животного и помещает Парсифаю внутрь фигуры. От совокупления с быком Пасифая рождает Астерия, которого прозвали Минотавром.

Минотавр – существо с туловищем человека и головой быка. По совету оракулов Минос заключает его в Лабиринт, здание, построенное Дедалом таким образом, что попавший в него уже не может выбраться оттуда.

Спустя время другой потомок Миноса – Андрогей отправляется на Панафинские игры, где побеждает всех соперников. Царь Эгей посылает его убить Марафонского быка, который сеет смерть и разрушения во всей марафонской долине. Андрогей находит быка, привезенного Геркулесом с Крита (это один из его двенадцати подвигов), но гибнет в поединке с ним. (По другой версии, Андрогея убивают завистливые соперники по Панафинским играм.) Прознав о смерти сына, Минос со своим флотом нападает на Афины и захватывает Мегару, предместье Афин, но, не будучи в силах покорить Афины, просит Зевса отомстить афинянам за смерть сына. Город охватывает страшная эпидемия чумы. Горожане просят совета у оракула, и тот отвечает, что единственный способ изгнать чуму – выполнить требования Миноса, какими бы они ни оказались. Минос приказывает ежегодно в виде жертвы Минотавру присылать на Крит семь юношей и семь девушек. Волей жребия или по собственному желанию в третью партию попадает Тесей, сын царя Аттики Эгея. По прибытии на Крит в него влюбляется дочь Миноса Ариадна и обещает ему помощь, если он возьмет ее в жены и увезет в Афины. Тесей клянется исполнить просьбу. По совету Дедала Ариадна дает Тесею клубок нити, конец которой он привязывает у входа в Лабиринт. Тесей распутывает клубок в течение своего пути внутри здания ловушки. В середине Лабиринта он находит спящего Минотавра и забивает его до смерти кулаками. На обратном пути, который он находит держась за распутанную нить, Тесей освобождает других пленников, которых вместе с Ариадной выводит к морю, где они строят корабль, на котором отправляются в Афины.

Не все древние авторы соглашаются с версией Аполлодора. Диодор Сицилийский и Плутарх в «Тесее» утверждают, что афиняне были дважды обязаны посылать жертву Минотавру каждые десять лет в течение всей его жизни. Ссылаясь на Гелланика, Плутарх добавляет, что Минос специально приезжал в Афины выбирать жертвы, которые, по разным сведениям, затем либо погибали от рогов Минотавра, либо были обречены до самой смерти бродить по Лабиринту в поисках выхода. Более того, не все греческие авторы соглашаются с версией о смерти Минотавра. Тот же Плутарх пишет о том, что пленникам было запрещено брать с собой на Крит какое бы то ни было оружие, однако, судя по изображению на греческой амфоре, Тесей, удерживая быка за рога, пронзает его мечом. На золотом украшении из Коринфа, датируемом VII веком н. э., возможно древнейшем изображении этой мифологической сцены, Тесей также пронзает Минотавра мечом в грудь, придерживая его за ухо. Аналогичная сцена запечатлена и на щите, относящемся примерно к этому же времени.

Необычная интерпретация сцены смерти Минотавра изображена на амфоре, хранящейся в музее Базеля (ок. 660 до н. э.). На ней Тесей и Ариадна бросают камни в человека быка, который, вопреки традиции, выглядит не как человек с бычьей головой, а как бык – с человеческой головой. В этом Тесею и Ариадне помогают афинские пленники.

Особый интерес к мифу о Минотавре, видимо, питали этруски. При раскопках в Этрурии (современная Тоскана) найдены многочисленные изображения мифологических сцен, относящиеся к довольно широкому временному диапазону. Этруски нередко своеобразно переиначивали смысл греческих мифов и легенд. Например, сидящий на спине Минотавра триумфатор с луком в левой руке, изображенный на кастелланском зеркале, – не Тесей, а Геркулес (Геракл). На другом предмете – этрусской черной вазе из Лувра – снова изображен Геркулес с львиной шкурой на плечах, который бьет Минотавра дубинкой.

В древности не существовало единого мнения по поводу внешности Минотавра. Аполлодор считает, что у него было туловище человека и голова быка. С ним соглашается Диодор. Однако на черной амфоре из Вульчи Минотавр изображен с хвостом и пятнистой, как у леопарда, шкурой. Римские авторы, похоже, имели еще более расплывчатое представление о Минотавре, чем греки. Павсаний затрудняется сказать, кем был Минотавр – человеком или зверем. Катулл просто именует его «диким чудовищем», а Вергилий – «гибридным потомком с двойственной природой». Для Овидия Минотавр – «чудовище с двойственной сутью» (в «Метаморфозах») и «получеловек полубык» (в «Героидах»). В неопределенном образе получеловека полубыка Минотавр перешел и в искусство средневековой Европы.

Как часть героического мифа о Тесее, легенда о Минотавре не избежала внесения в нее различных деталей, связанных с вмешательством в их судьбу богини Афины. На греческих вазах нередко можно видеть сцены, на которых Афина подбадривает героя, когда тот вонзает меч в чудовище, или вытаскивает его из ворот Лабиринта.

Ссылаясь на Филохора, Плутарх приводит версию легенды, изложенную якобы самими жителями Крита. Они утверждали, что Минотавром на самом деле был полководец царя Миноса по имени Тавр. В награду за победу в Играх, которые Минос устроил в память о своем сыне Андрогее, Тавр получил в рабство молодых афинских пленников, которых содержали в неприступной критской темнице, известной как Лабиринт. Будучи от природы человеком грубым, Тавр обращается с ними с крайней жестокостью. Однако на третьих Играх в честь Андрогея Тесей значительно превзошел всех остальных участников, включая Тавра. За свою атлетическую доблесть Тесей снискал любовь Ариадны. Минос также был доволен победой афинянина, поскольку недолюбливал влиятельного Тавра за его жестокий характер, к тому же царь подозревал его в связи со своей женой Пасифаей. Миносу пришлось вернуть афинских пленников на родину и отменить наложенное им на Афины обязательство.

В искусстве Древнего Рима были широко распространены мозаики, изображавшие Лабиринт. Такие мозаики сохранились во многих уголках бывшей Римской империи – в Помпеях, Кремоне, Бриндизи, Неапафосе (Италия), Экс ан Провансе (Франция), Сусе (Тунис), Кормероде (Швейцария), Зальцбурге (Австрия) и т. д. На всех этих изображениях Минотавр – центральная фигура. На мозаичному полу дворца в Помпеях Тесей и Минотавр схватились в смертельном поединке на глазах у испуганных девушек пленниц. На зальцбургской мозаике Тесей в развевающемся плаще хватает Минотавра за правый рог, в свободной руке он держит дубинку, готовый обрушить ее на спину чудовища. На мозаике в Камероде изображены также и птицы, – возможно, намек на Дедала и Икара, которые ускользнули из Лабиринта, куда их заточил Минос, при помощи самодельных крыльев. На мозаике в Сусе изображен побежденный Минотавр. Тесей и молодые афиняне отплывают от ворот Лабиринта, над которыми написаны слова: «Заключенный сюда погибнет».

Хотя изображения Минотавра и Лабиринта в римских виллах едва ли имели какое то символическое значение и служили исключительно для украшения, мозаики в склепах и на саркофагах отражают веру римлян в загробную жизнь. На оборотной стороне греческих монет, изображавших Лабиринт, нередко можно увидеть не только голову быка, но и лица богинь Де метры и Персефоны. Таким образом, еще в Древней Греции Лабиринт считался символом подземного царства, а Минотавр – олицетворением самой смерти.

В средние века и эпоху Возрождения Минотавр продолжал оставаться популярным персонажем церковных мозаик, иллюстраций к манускриптам, хрестоматиям и энциклопедиям, комментариев к античным трудам, в поэзии, искусстве. Жилище Минотавра рассматривалось как символ мирских удовольствий. На мозаике в церкви Сан Савино в Пьяченце Лабиринт символизирует мир, широкий на входе и узкий на выходе. Избалованному удовольствиями жизни человеку нелегко найти свой путь к спасению. Гвидо Пизанский идет еще дальше в своих комментариях к «Аду» Данте. По его мнению, Минотавр был потомком Пасифаи и Тавра, придворного царя Миноса, и символизирует Дьявола, а Лабиринт является символом мира заблуждений (labor – «ошибка» и intus – «внутри»). Как Дьявол овладевает душами, когда люди становятся на неверную дорогу, так и Минотавр пожирает молодых афинян, когда они попадают в его жилище. Как Ариадна помогла Тесею выбраться из Лабиринта, так и Иисус Христос выводит заблудшие души к свету вечной жизни. Иными словами, поединок Тесея с Минотавром и освобождение юных пленников символизируют борьбу Господа и сатаны за человеческие души.

Такое понимание образа Минотавра было близко и поэзии Боккаччо. В «Генеалогии богов» он утверждает, что из союза души (Пасифая – дочь солнца) и плотских удовольствий происходит порок звериной ярости, олицетворяет которую Минотавр. В средневековье было принято изображать Минотавра напоминающим кентавра – с человеческой головой и торсом быка. Это, видимо, связано с нечеткостью его описания у Овидия и Вергилия. Исидор Севильский упоминает о Минотавре в статье о кентавре в своей «Этимологии». В виде кентавра он изображен и на мозаике в соборе Сан Микеле в Павии, и на большинстве иллюстраций к «Аду» Данте. Представляет интерес отрывок из перевода работ Орозия, сделанного королем Альфредом, где говорится, что Минотавр – получеловек полулев.

Безусловно, лучшим литературным памятником Минотавру стал «Ад» Данте, в котором чудовище охраняет «жестоких» в седьмом круге. Данте не называет прямо Минотавра и говорит о нем как о «несчастье Крита», «твари» и «зверском гневе». Во время путешествия по аду сопровождающий Данте Вергилий дразнит Минотавра напоминанием о его смерти от руки Тесея. Взбешенное словами поэта чудовище начинает метаться в слепой ярости, и странники спешно минуют его. У Данте Минотавр – жертва собственных страстей, он не может забыть свое поражение, предрешившее его вечную судьбу.

В «Легенде о доброй женщине» Джефри Чосера (XIV век) изложена еще одна вариация древнего мифа: Тесей берет с собой в Лабиринт куски воска и смолы, которые бросает в пасть Минотавра, чтобы склеить его зубы. Этот эпизод аллегорически растолковывает Гвидо Пизанский. По его мнению, воск и смола символизируют самопожертвование Христа во имя спасения человечества от Сатаны.

В эпоху позднего средневековья история Минотавра продолжала интересовать художников и исследователей и в несколько меньшей степени поэтов и писателей. В изданиях «Метаморфоз» и геральдических сборниках XVI и XVII веков можно встретить немало гравюр, изображающих Минотавра. В комментариях Джорджа Сандиса к трудам Овидия (1632) Лабиринт – это мир, в котором живет человек, Минотавр символизирует чувственные наслаждения, а Ариадна – искреннюю любовь.

Исследователи XVIII века пытались увидеть в мифах отражение реальных исторических событий. Так, Дидро в «Энциклопедии» (1765) пишет о том, что чудовищный образ Минотавра следует понимать как осуждение измены Пасифаи с царедворцем Миноса Тавром, а победа Тесея над Минотавром – аллегория на итог борьбы царя Миноса с афинянами.

Мраморная статуя скульптора Антонио Кановы «Тесей триумфатор» (1781–1782) символизирует победу ума и красоты над животным началом. Вдохновленный фресками Помпеи, Канова изваял Тесея сидящим на безжизненном теле чудовища с бычьей головой. Прекрасное, мускулистое тело Тесея, спокойное выражение его лица контрастируют с грузным телом и бычьей головой его противника.

На полотне Постава Моро «Афиняне в лабиринте Минотавра» (1855) Тесея вообще нет. На одном из набросков Моро изобразил Минотавра, сжимающего в своих руках жертву и попирающего ногой гору безжизненных тел, однако в итоге художник отказался от этого замысла и изобразил не менее драматическую сцену: юные афиняне слышат шаги приближающегося чудовища – девушки в ужасе прижимаются друг к другу, юноши испуганно прислушиваются, один из них, стоя на коленях, указывает рукой по направлению к коридору, по которому приближается напоминающее кентавра существо с головой и руками человека и туловищем быка.

Моро в какой то степени предвосхитил отношение к Минотавру, сформировавшееся в XX веке. Минотавр был вырван из привычного круга подвигов Тесея и загадок Лабиринта. Сравнительная мифология, труды Дарвина и Фрейда заставили по новому взглянуть на это существо, на человечность в звере и звериную жестокость в человеке. Такую перемену можно заметить, например, на полотне Джорджа Уоттса «Минотавр». Под впечатлением газетной статьи об уличной проституции художник решил аллегорически изобразить разрушение невинности грубостью. Минотавр глядит вдаль со стены своей цитадели. В руке он сжимает раздавленное тело лебедя. Впрочем, хотя смысл аллегории довольно прозрачен, Минотавр едва ли выглядит как чудовище. Скорее как существо, в котором человеческие ум и сознание борются с темными инстинктами.

С тех пор как было установлено, насколько сильное влияние оказала на греческую культуру минойская цивилизация, возникновение мифа о Минотавре стали связывать с владычеством минойцев на море. Джексон Найт считает, что легенда о полубыке получеловеке Минотавре возникла из рассказов афинских юношей, отвозивших на Крит дань (некоторые из них, возможно, сами были данью). Они рассказывали о культуре, которую едва ли понимали: о необычном дворце и ритуалах, жрецах в бычьих масках и танце лабиринта. Найт считает, что Минотавр – плод фантазии греков, мифологический образ жрецов с бычьими головами масками.

С этой точкой зрения не соглашается Мартин Нильсон, который указывает на то, что, хотя попытки связать легенду о Минотавре с критским культом быка выглядят логичными, не существует никаких доказательств того, что этого культа придерживались и минойцы. На Крите поединки с быком были обычным развлечением, а не сакральной церемонией. Нильсон считает, что на формирование мифа повлияли изображения полулюдей полуживотных.

Критские фрески, изображающие прыжки через быка, видимо, могут служить подтверждением того, что миф о Минотавре является отражением минойско го обычая выставлять в противники пленникам гладиаторам быка. Такой поединок обычно плохо заканчивался для пленника, а быка приносили в жертву, убивая двусторонним топором – «лабрисом» (возможно, отсюда происходит слово «лабиринт»).

Наиболее значительным вкладом в художественный образ Минотавра в XX веке можно считать серию гравюр и набросков, выполненных Пикассо между 1933 и 1937 годами. Для сюрреалистов Минотавр был символом конфликта сил сознания и подсознания. Пикассо сделал эскиз для обложки первого номера журнала «Минотавр». На каждом из последующих номеров, выходящих до 1939 года, изображался Минотавр, каким его представляли Дали, Магритт, Макс Эрнст, Ривера и другие. Минотавр Пикассо переменчив: на одном рисунке он – олицетворение темного и жестокого в человеке, на другом – игривое жизнерадостное животное. В изображениях смерти Минотавра Пикассо соединяет испанскую корриду с критским ритуалом. На гравюре «Минотавр на арене» обнаженная девушка на глазах у безразличной публики пронзает спину чудовища мечом. На рисунке «Смерть Минотавра» истекающий кровью на пустой арене человек бык, приподняв голову, с тоской смотрит на небо. Завершает серию изображение искупления Минотавра, заставляющее вспомнить финал истории царя Эдипа: слепого, дряхлого зверя ведет за поводок маленькая девочка с букетом цветов.

В этих и других рисунках Пикассо не просто переосмысливает миф о Минотавре, а превращает его в трагического героя. Художнику, как никому другому, удалось воспользоваться многогранностью этого образа для отражения различных состояний человеческой души. Противоречивый образ, в котором слились воедино несовместимые понятия: звериная жестокость и человечность, гнев и страдание, смерть и необычайная жизнеспособность, – пожалуй, один из лучших символов сознания человека XX столетия

Минотавр - древнегреческое чудовище с телом человека и головой быка, пожалуй, является одним из наиболее известных мифологических существ. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, исполнял роль наказания за грехи Афинян перед критским царём Миносом. И каждый год в его лабиринте должны были безнадёжно плутать 7 юношей и 7 девушек, обречённые на страшную смерть.

Легенда об ужасающем минотавре была подробно изложена Аполлодором, и гласит она следующим образом: в результате «гражданской войны», произошедшей на Крите, царь Минос сверг всех своих братьев и захватил единоличную власть на острове. Дабы закрепить свою победу, Миносу требовалось заслужить покровительство божественных сил. Для этого он попросил у Посейдона, послать на землю из морских глубин быка, чтобы потом принести его в жертву во славу Богов. Однако Минос схитрил, он оставил быка себе, а в жертву принёс самого обычного бычка. Посейдон, разозлившись на предательство нового правителя, наделил «морского» быка свирепым нравом, а на жену Миноса, Пасифаю, насылает проклятье, которое заключается в непреодолимой любовной страсти к этому быку. Не в силах сопротивляться неестественному влечению, Пасифая просит мастера Делала, который был сослан на остров за убийство, придумать какой-нибудь способ, чтобы утолить свою животную страсть. Мастер помог царице, и после, у неё рождается необычный ребёнок, которого назвали Минотавр. Минотавр родился с головой быка и туловищем человека. По совету оракулов Минос заключает его в лабиринт, который соорудил всё тот же Дедал. Лабиринт был построен настолько хитрым образом, что попавший в него, уже не сможет вернуться обратно.

На съедение чудовищу афиняне каждые девять лет вынуждены были отправлять семь юношей и семь девушек. Когда Тесею выпал жребий стать жертвой ненасытного Минотавра, он решил избавить родину от подобной повинности. Дочь критского царя Ариадна, влюбившаяся в героя, дала ему волшебный клубок ниток. Если конец нити привязать к двери дворца, клубок сам катится к центру лабиринта, где находился Минотавр. Воспользовавшись путеводной нитью, Тесей нашел спящее чудовище. убил Минотавра и сумел благополучно найти обратный путь в сплетении ходов лабиринта.

Миф о противоборстве Тесея с Минотавром относится к числу наиболее популярных историй античного мира, вдохновлявших скульпторов и художников на создание бессмертных творений. Известно множество старинных ваз с изображением поединка, созданы многочисленные поэмы, роман и даже балеты.

Минотавр, в древнегреческой мифологии, чудовище с телом человека и головой быка, жившее в лабиринте на острове Крит. Минотавр, настоящее имя которого было Астерий, родился от Пасифаи, жены Миноса. Его отцом был бык, вышедший из моря, а по другой версии - сам Посейдон. Минос спрятал сына в подземном лабиринте, сооруженном Дедалом. Лабиринт был настолько сложным, что ни один вошедший туда человек не смог бы найти выход.

Минос подозревал афинского царя Эгея в убийстве одного из своих сыновей и, чтобы отомстить, попросил Юпитера наслать на Афины чуму. Афиняне обратились за советом к оракулу, который сказал им, что эпидемия прекратится только в том случае, если они будут каждый год посылать на Крит на съедение Минотавру семь юношей и семь девушек.

Царевич Тесей решил спасти афинян от страшного жертвоприношения и уничтожить Минотавра. Он заменил собой одного из молодых людей, отправлявшихся на Крит. Там герою помогла влюбленная в него Ариадна, дочь Миноса. Она дала Тесею нить, которая должна была помочь выйти из лабиринта. Тесей вошел в лабиринт и победил Минотавра.

Минотавр

Легенда о минотавре начинается с проступка, царя острова Крита Миноса. Он вместо того, чтобы принести жертву богу Посейдону оставил быка себе. Разгневанный Посейдон заколдовал жену Миноса, и она совершило ужасное прелюбодеяние с быком. Из этой связи и родился страшный полубык получеловек названный Минотавром.

Сбежавший из Греции архитектор Дедал - построил знамениты лабиринт в котором и поселили Минотавра. Афины, которые провинились перед критским царем - во избежание войны, должны были поставлять каждый год 14 юношей и девушек для питания Минотавра.

Девушек и юношей из Афин увозил траурный корабль с черными парусами. Однаждый греческий герой Тесей, сын правителя Афин Эгея, спросил у отца об этом корабле и узнав страшную причину черных парусов, вознамерился убить Минотавра. Упросив отца отпустить его вместо одного из юношей, предназначенного для скормления, он договорился с ним, что если он победит чудовище, то паруса на судне будут белыми, если же нет - тогда остануться черными.

На Крите, перед тем как попасть на обед к Минотавру, Тесей очаровал дочь Миноса Ариадну. Влюбившаяся девушка перед входом в лабиринт дала Тесею клубок ниток, которые он разматывал когда продвигался все глубже и глубже в лабиринт. В страшном бою герой победил чудовище, и вернулся по нити Ариадны к выходу. В обратный путь он отправился уже вместе с Ариадной.

Однако Ариадна должна была стать женой одного из богов и Тесей совсем не входил в их планы. Дионисий, а именно его женой должна была стать Ариадна, потребовал от Тесея чтобы он оставил её. но Тесей был упрям и не послушал. Разгневавшись боги наслали на него проклятие, которое заставило его забыть об обещании данном отцу, он забыл сменить паруса с черного цвета на белый.

Отец, увидев галлеру с черными парусами, бросился в море, которое назвали Эгейским.

Источники: www.onelegend.ru, godsbay.ru, krit.info, bobfilm.net, animalspace.net

Смертоносный Василиск

Василиск — огромный змей, известный также как «король змей », живущий не одну сотню лет. Очень...

Священный бык египтян

Апис - священный бык египтян. Бог плодородия Мемфиса. Этот культ имеет очень глубокие корни, связанные с животноводством, ...

Ясон и аргонавты

История "Ясон и Аргонавты" начинается с царя Кретея, основателя города Иолк в Фессалии, который по-сле своей кончины...

Атомная подводная станция

ЦКБ МТ “Рубин” выполнена проработка технического облика подводной автономной атомной газоперекачивающей станции для подводных магистральных газопроводов, проложенных от...