Описание картины репина бурлаки на волге. Дальнейшая судьба картины

Бурлаки на волге

«Бурлаки на Волге» - это самое популярное творение автора, прославившееся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

На картине изображены рабочие, выполняющие свою профессиональную обязанность. Казалось бы, ничего грустного в описанном нет, однако должность бурлаков сама по себе является крайне тяжелой, и по своему внешнему виду со стороны приравнивает людей к машинам или вовсе к животным. Картина Репина написана пастельными цветами, а людские силуэты имеют нечеткие границы и как бы смазаны, что тоже добавляет произведению гнетущую атмосферу.

Автор был хорошо ознакомлен с бурлаками, а именно – полотно в своем готовом виде появилось на свет спустя три года после изучения автором тонкостей данной профессии, а потому ему удалось детально передать состояние людей, опираясь не только на собственное воображение.

Впечатление от картины заставляет думать о том, что здравомыслящий человек мог выбрать изображенную профессию лишь от полнейшей нищеты и безысходности. Палящее солнце, отображающееся от воды и создающее этим настоящую парилку, подранные одежды от впивающегося в тело каната, философское спокойствие, граничащее с отчаянием…

Все это невообразимо тяжело выдержать, отчего к участникам происходящего на картине невольно появляется уважение. У каждого из изображенных, несмотря на общее физическое состояние полное локальной усталостью, есть свой характер. Кто-то уже полностью отдался едва не предсмертному унынию, кто-то продолжает казаться яро устремленным вдаль. Среди всех особенно сильно выделяется один персонаж, подкуривающий сигарету и выглядящий на фоне остальных наиболее спокойным.

Некоторым может показаться, что автор хотел изобразить эгоизм, однако если учитывать лояльное отношение остальных рабочих, можно прийти к другому выводу. Никто из бурлаков не пытается помешать курящему – участники пытки продолжают упорно преодолевать речное течение и тащить за собой корабль, понимая и смиряясь с тем, что мужчине нужно немного времени на перерыв.

Следует сказать, что картина Репина «Бурлаки на Волге» действительно достойна мирового обсуждения. Творение позволяет любому смотрящему на него внутренне развиваться, анализировать и составлять свое собственное понимание происходящего, вспоминать о истории всевозможных стран и просто искренне, по-человечески сожалеть.

  • Сочинение по картине Первая зелень Остроухова

    На картине, мы видим обычный пейзаж, присущий для любой деревни или пригорода. Природа, запечатленная художником, не отличается особыми красками, она слегка тусклая и невзрачная.

  • Сочинение по картине Ромадина Вербы в половодье, 5 класс (описание)

    На картине я вижу весенний день. Много воды и неба. Вербы цветут. Я думаю, что это первые «цветы» в ту весну. Видно, что ещё прохладно. Ещё никаких насекомых нет, даже птицы спрятались.

  • Сочинение по картине Фельдмана Родина 9 класс

    Картина Фельдмана притягивает взгляд. Здесь настолько одухотворенный солдат. У него такой взгляд, наполненный чувством каким-то хорошим… Мне очень нравится картина

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.

  • Сочинение Описание картины Ужин трактористов Пластова

    Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

Художник: Илья Ефимович Репин


Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см

Описание картины «Бурлаки на Волге» И.Репина

Художник: Илья Ефимович Репин
Название картины: «Бурлаки на Волге»
Картина написана: 1872-1873 г.
Холст, масло.
Размер: 131,5 × 281 см

Для каждого из произведений И. Репина характерна своеобразная история, ведь он писал их по несколько лет. Тщательно продумывалась экспозиция, сюжет, обстановка, делалось множество эскизов. Художник рисовал акварельные этюды, на которых воплощал изначальный замысел, но на картинах появлялись совершенно другие сюжеты.

Не исключением стал холст «Бурлаки на Волге», который Репин создал на пороге своего тридцатилетия, ставший впоследствии визитной карточкой мастера. Замысел возник совершенно случайно, как и все гениальные вещи.

На Усть-Ижоре Репин оказался в 1868 году. Он приехал туда для зарисовки этюдов к своим академическим сюжетам. По берегу водоема гуляли дамы в пышных нарядах и франтоватые господа, но на самой воде почерневшая от солнца ватага бурлаков в изодранных лохмотьях тащила баржу. Их изможденный, уставший вид, угрюмые лица и сверкающие от злости и безысходности глаза поразили художника настолько, что он не мог думать ни о чем другом.

Бурлаки стали его наваждением. Он рисовал эскизы этих людей, поднимающихся на берег, рисовал отдельно баржу, рисовал множество вариаций сюжета, пока, наконец не пришел к единой концепции картины. После этого он общался со многими бурлаками, наблюдал за ними, запоминая походку и черты лица. Первым порывом было обличение эксплуатации людей, но потом он нашел то, что заставит задуматься многих – непосильный труд человека и игру на контрастах.

Присмотритесь к природе Волги – янтарный песок, крупицы которого искрятся на солнце, чистейшее голубое небо с почти незаметными облаками, кристально синяя прозрачная вода. Эта красота меркнет перед лицом одиннадцати серо-коричневых, даже землистых мужчин, которые тянут огромную белую баржу с людьми. Их одежда давно уже перестала быть таковой – это лохмотья, насквозь пропитанные потом, прогнившие лапти и портянки. Их лица уже не лица – это лишь глаза и стиснутые губы, которые отражают тяжелый и низкооплачиваемый труд. Их ноги вязнут в воде и песке от непосильной тяжести баржи, а Волга еще будет тянуться тысячу километров.

Говорят, что бурлаки пели, но герои Репина молчат, они не в силах произнести ни слова, а могут лишь «тянуть лямку». Во всех учебниках по искусству и книгах советских времен написано, что «Бурлаки на Волге» - это стон русского народа. На самом деле это молчание от усталости, когда люди не в силах говорить. Каждый из них – это личность со своей судьбой, о которой рассказывает историю как сам художник, так и картина. Каждый бурлак индивидуален, у него свой характер, внутренний мир, психология и отношение к жизни.

Первыми идут, те, кого называли «коренниками», то есть уже не первый год таскающими баржи, они набрались опыта и знают все броды реки. Первым идет Канин, расстриженный священник, рядом с ним – заросший бурлак, с бородой, скрывающим лицо. Голова Ильки, идущего позади попа, повязана тряпкой, а в его глазах читается не усталость, а дикий обезумевший гнев. Озлобленный бурлак с люлькой в зубах словно понимает, что ничего, кроме баржи, у него в жизни не будет. Деревенский паренек в красной рубахе – Ларька, единственный, кто с удивлением рассматривает окрестности.

Самый яркий из всех образов одиннадцати мужчин – это Канин. Репин, называя его «вершиной бурлацкой эпопеи», долго накапливал материал для образа, срисовывая у кого-то манеру держать лямку, а у кого-то – выражение лица. В нем есть ум, причем живой и древний, есть мудрость и сила. Репин, что редко бывает с художником, испытывал восторг от этого образа. Канин – это неформальный глава артели, который много повидал на своем веку.

Молодой Ларька отражает духовную сущность расстриженного попа. Это сама юность, которая отличается пытливостью, непокорностью и желанием жить. Если сравнивать его с Каниным, то деревенский парень – это антипод бурлака, его кривое зеркало. Художник противопоставил молодость житейской мудрости, детскую чистоту – выносливости, а хрупкость – силе и мужественности.

Смысловая нагрузка каждого образа из ватаги бурлаков индивидуальна. Они покоряются своей судьбе, в других видны явные черты протеста и злобы, а третьи – невозмутимы и простодушны. Фигура Канина, тем не менее, самая яркая, ведь олицетворяет весь сплав черт каждого из них. На первый взгляд этот коренастый мужчина такой же, как и все остальные, но если присмотреться к нему, то кажется, что ему известно все, о чем только мечтают остальные – лучшая жизнь.

Композиционно полотно удлинено в ширину – такое прием дает возможность Репину расположить фигуры тружеников вдоль берега, подобрав самые типичные и драматичные образы. На первом плане картины – главный герой, середину композиции составляют образы, которые его раскрывают. Задний план картины – это сама белая баржа с двумя нечеткими фигурами. Как известно, машина эта – теплоходная, но для экономии топлива использовали в то время бурлацкий труд. На мачте судна развивается флаг Российской империи, бездушность которой и критиковал художник.

Ритмика полотна состоит из склоненных и поднятых голов и фигур людей – так глубже чувствуется и раскрывается характер их судьбы. Напряженность «Бурлаков на Волге» просматривается в позе их тел, натянутости лямки и тяжести баржи.

Картина была впервые выставлена в 1873 году. Она мгновенно стала культовой – образы бурлаков заставляли проснуться человеческую совесть и осознать, что вся империя построена на костях. К Репину пришла известность, но он стал своего рода диссидентом своего времени, а ректор заведения, где он учился, говорил, что это полотно опровергает всю ценность искусства.

Если вспомнить, что до этого рисовали пейзажи, портреты деятелей искусства, иллюстрации к литературным произведениям и итальянские сценки, сразу станет понятно, что использование народных образов было моветон.

Когда картина оказалась на выставке в Вене, то посетители удивлялись, что в Росси практикуется такой труд, но само бурлачество было упразднено лишь в начале 20 века.

«Бурлаки на Волге» - одна из самых известных картин великого русского художника Ильи Репина (1844-1930). Картина была создана в период 1870-1873 гг. Искусствоведы определяют жанр данной картины, как натурализм с элементами критического реализма.

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI — начала XX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи бечевы речное судно против течения. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивания расшивы с места после подъёма якоря.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста. В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил: «...бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!»

Первое впечатление от полотна - группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге - одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним - и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся с пониманием, что ему сейчас нужно чуть передохнуть.

Центральный персонаж шагает со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему - главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время - осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

С многочисленной критикой на работу Репина отозвался тогдашний публицист Алексей Суворин. Не смотря на это многие коллеги и люди того времени приняли картину восторженно, например Крамской и Стасов. Тем не менее на всемирной выставке картине была присвоена только бронзовая медаль.Полотно очень понравилось великому князю Владимиру Александровичу, который купил ее за три тысячи рублей.

Основное полотно имеет размеры 131,5 см на 281 см, картина находится в Русском Музее в городе Санкт Петербург, меньшее полотно "Бурлаки,идущие вброд", 1872 размер 62 см на 97 см находится в Третьяковской галерее.

1. Бечевник

Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков

Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.


3.Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово(не так уж и мало - всю Москву на извозчике,то есть такси). За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


4.«Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5.Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька.Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.

6.«Халтурщики»

В каждой артели попадались и просто нерадивые.При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других

.

7. «Надзиратель»

Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной

Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.


9-10. Расшива и флаг

Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно,и иногда поднимали вверх ногами, как здесь.


11 и 13. Лоцман и водолив

Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века. Были и женские артели.

Не так много найдётся тех, кому не знакома картина "Бурлаки на Волге" великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина. Её образы стали хрестоматийными. Сегодня уже трудно представить, какой значительный резонанс вызвало это грандиозное полотно в разных кругах российского общества, после того как было ему представлено на обозрение. Картина "Бурлаки на Волге" была первым крупным произведением автора, вышедшего после окончания Петербургской академии художеств на путь самостоятельного творчества. Успех её был ошеломительным по своему диапазону. Картина в равной степени вызывала и бурный восторг, и гневное негодование. И обе стороны находили для своих эмоций довольно веские аргументы.

"Бурлаки на Волге"

Это произведение никого не оставляло равнодушным. Что хотел сказать русскому обществу своим полотном "Бурлаки на Волге" автор картины? Отголоски споров на эту тему не утихают и по сей день. Консервативная часть русского социума объявила репинских "Бурлаков" "величайшей профанацией искусства" и не жалела уничижительных эпитетов в критических публикациях в прессе, посвящённых событиям художественной жизни. Но прогрессивная часть общества была поражена глубиной и мощью представленного публике произведения. Но и те, и другие единодушно признавали, что картина "Бурлаки на Волге" Ильи Репина - это новое слово в русском искусстве. Только одну часть зрителей прорыв в сторону от традиционного академизма радовал, а другую возмущал. Следует отметить, что разрыв с традициями академизма у Репина произошёл только на тематическом уровне, он мощно развернул общественное внимание от ортодоксальных библейских сюжетов к повседневному бытию русского народа.

Но никто не мог оспаривать значения "Бурлаков" в плане достижений классической школы русского реализма. Работа над полотном в общей сложности заняла около трёх лет. Мы видим сейчас окончательный вариант картины. Он достался автору нелегко, ему пришлось сделать сотни этюдов и перебрать десятки вариантов, прежде чем прийти к окончательному композиционному решению. Илья Репин совершил путешествие по Волге от Твери до Саратова в поисках прототипов для своих персонажей. Он жил среди них, общался с ними и писал многочисленные этюды. Помимо всего прочего, на полотне мы видим ещё и портреты конкретных людей с очень непростой судьбой. Но за невозможно не заметить и обобщённый символический образ русского народа. Многим и по сей день интересно - будет ли он всегда покорно тянуть свою лямку или когда-нибудь опрокинет эту баржу кверху дном?

Судьба произведения

Это была первая большая удача молодого живописца Ильи Репина. Судьба картины сложилась счастливо. Она стала одним из самых значительных произведений в истории русской живописи. Если попробовать наугад назвать любое знаковое произведение эпохи, то велика вероятность, что это будет именно картина "Бурлаки на Волге". Фото её обычно украшает альбомы и рекламные материалы Государственного Русского музея, где и сегодня она занимает почетное место в постоянной экспозиции.

cтатьи о Царицыне

Представьте себе, что вам нужно пройти пешком вдоль Волги. Но не вдоль набережной, а пару тысяч километров, от Астрахани до Нижнего Новгорода. И не просто пройти, а уложиться в определённый срок, тащить всё это время тяжёлый груз и спать по ночам 2-3 часа. А ведь именно такой была когда-то жизнь человека, которого называли бурлаком. Наверное, всем известна картина Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Репин запечатлел бурлаков в пору "расцвета" этой профессии, накануне времён, когда паровой двигатель начнёт постепенно отправлять её в историю. Между тем, бурлаки – это не просто безмолвные рабочие, тащившие из года в год свою лямку. У бурлаков было много особенностей, свой быт и своя организация труда, свои словечки и термины, целая особая жизнь. На всём пространстве Волги - от Астрахани до Рыбинска, не минуя, естественно, и Царицын - ходили эти люди.

Во времена предшествующие паровому двигателю, движение судов по Волге производилось за счёт паруса, гребцов и бурлаков. Суда ("расшивы"), идущие вниз, как правило, приводились в движение гребцами, а при попутном ветре – парусами. Однако, при обратном движении – против течения, вверх по реке, гребцы не справлялись. В древние времена, при невозможности грести или идти под парусом, гребцы выходили на берег и тянули судно лямкой (было несколько разных способов, например, с помощью закидных якорей), однако к XVIII-XIX веку оформился целый отдельный вид деятельности – бурлачество. Описание особенностей колоссального труда этих людей дано в т.6 книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (СПб., 1901). Приводим его здесь.

Труд по проводу судов вверх по Волге выпадал на долю целой армии рабочих, называемых бурлаками. На каждую тысячу пудов отправляемого вверх груза требовалось, в среднем, приблизительно 3,5 человека. Бурлачеством занимались главным образом прибрежные жители Волги и её притоков. В цветущую пору бурлачества, в первой половине XIX века и в особенности перед введением пароходства, армия волжских бурлаков достигала 300 тысяч человек. Бурлаки представляли собой собранные в отдельные артели общества, с особой внутренней организацией, со специальным распределением занятий между членами.

Репин. Бурлаки на Волге, 1872. Один из эскизов к картине

Из всей артели выделялся водолив , начальник над бурлаками, представитель на судне хозяина товара (кладчика); ему доверялся груз, состоявший на его ответственности; у него хранились документы рабочих и деньги на харчи бурлакам; он должен был, сверх того, быть плотником, чтобы делать на судне починки, если таковые понадобятся.

Бурлаки на Волге. Раскрашенная открытка начала XX века


Далее из артели выделялся лоцман («дядя» или «букашник» – на народном языке), на обязанности которого лежало управление судном во время пути. Он должен был обладать большой опытностью и искусством и в совершенстве знать фарватер реки, чтобы не посадить судно на мель.

Бурлаки. Волга, начало XX века


Для ведения хозяйства артели и представительства её интересов выбиралось особое лицо, именуемое десятником . Из остальных рядовых бурлаков выделялся, так называемый, шишка , обыкновенно самый сильный из всех бурлаков, шедший впереди лямки. В хвосте лямки шли двое косных , которые должны были «ссаривать» (сбрасывать) бичеву с деревьев и вообще устранять преграды, встречаемые бичевой на пути. Самый молодой из артели, обыкновенно мальчик 11-12 лет, был кашеваром , на обязанности которого лежало приготовление бурлакам пищи.

Не факт, что на фото - бурлаки, но вполне возможно

По положению в артели бурлаки разделялись на коренных , взятых на весь путь и заподряженных ещё зимой, с задатком, и на добавочных , нанятых временно, без срока и без задатка, на место больных, неявившихся или бежавших, вообще после нагрузки судна.

Привал бурлаков. Ещё один репинский эскиз

Дорогу свою по Волге бурлаки называли «путиной » и разделяли путины на дальние и короткие . Дальними считались путины от Астрахани до Нижнего Новгорода и до Рыбинска. На дорогу от Астрахани до Нижнего требовалось 70-75 дней. Обыкновенно требовалось, чтобы бурлаки пришли в Нижний к Ильину дню.

Бурлачки - это не жёны бурлаков. Да, были и женские артели

Все путины делились на «перемены ». Переменами назывались пространства плёса, вёрст в 25, на которые делилась вся Волга. Перемены из года в год всегда оставались на одном и том же месте. Всех перемен от Астрахани до Нижнего было 57. Перемены были весьма неравны по своему протяжению и не следует, конечно, думать, чтобы бурлаки бессменно тянули лямку на всём расстоянии, они должны были меняться. Эти общеизвестные перемены имели особенное значение благодаря тому обстоятельству, что, по преданию, во время путешествия Екатерины II на этих местах были остановки для смены людей. Эти перемены и теперь ещё (1901 г. – Р.Ш.) прочно живут в памяти народной и даже продолжают иметь значение для плывущих по Волге всех возможных судов, плотов и пароходов.

Заработок бурлаков колебался в больших пределах: лоцманы получали от Астрахани до Нижнего от 30 до 120 рублей, водоливы – 50-60 рублей, а рядовые бурлаки 28-40 рублей. Труд бурлака был чрезвычайно тяжёл. Надо было иметь очень крепкое здоровье и особенно крепкую грудь, чтобы вынести все тяжести дальней путины: от ступания с усилием по мягкому, рассыпающемуся песку, у бурлаков на ногах растягивались жилы, камни портили ноги, от сильного налегания на лямку грудью развивались проблемы с лёгкими, а от постоянного наклона головы к ней всё время приливала кровь, отчего у бурлаков портились глаза. Тяжесть пути в значительной степени зависела также от противного (встречного – Р.Ш.) ветра и низкой воды. При низкой воде суда приходилось перегружать, а противный ветер не давал двигаться вперёд. То и другое сильно задерживало бурлаков в пути и, чтобы поспеть к сроку в Нижний, они должны были употреблять невероятные усилия и спать не более 2-3 часов в сутки. Недаром сложилась бурлацкая пословица: «Волга ину пору мать, а ину – мачеха».

С середины XIX века бурлаки начинают постепенно уходить в историю: суда всё больше оснащаются паровыми двигателями и всё меньше нуждаются в силе бурлаков.