Описание картины портрет сына. Василий Тропинин

Портрет Арсения Тропинина, сына художника (ок. 1818), Государственная Третьяковская галерея, Москва

Арсений был единственным сыном Тропинина. Свободу он получил -пятью годами позже отца, когда ему было двадцать лет. Есть сведения, что Арсений продолжил дело Тропинина и тоже стал художником. Их связывали теплые отношения -после смерти Анны Ивановны Тропининой Арсений Васильевич нежно опекал старого живописца, стараясь как можно уютнее устроить его жизнь. На этом проникновенном портрете мальчику около десяти лет. Портрет принадлежит к ряду "детских" работ Тропинина. Он, с одной стороны, исполнен в "доромантической" стилистике, отличающей раннее творчество Тропинина, а с другой, несет на себе все приметы того, условно говоря, "просветительского" отношения к детству, которое всегда было характерно для художника. Апологеты эпохи Просвещения исповедовали культ "натуры", в каждом ребенке видя еще "не испорченный" цивилизацией и неправильным воспитанием "чистый лист бумаги". Они утверждали - те письмена, что будут на нем начертаны, полностью зависят от устройства общества. Тем самым как бы задавался путь его реформирования.

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Портрет сына» способствует развитию исследовательских и творческих навыков учащихся, умению описывать внешность человека, знакомит с портретным жанром. Сочинение пишется в 7 классе средней школы.

Сочинение по картине «Портрет сына». 7 класс

Василий Андреевич Тропинин родился в 1776 году в семье крепостных. Учился на бесплатных курсах в Санкт-Петербурге, но профессиональным художником не стал, потому что оставался крепостным. До 1821 года жил на Украине, исполняя обязанности управляющего имением.

Тропинин постоянно рисовал, развивал свой художественный талант. В основном он писал портреты своих близких, людей из окружения. В 1807 году Василий Андреевич женился. Вскоре у него родился сын Арсений. В 1823 году художник получил свободу и в том же году выставил на суд зрителей .

Тропинин получил звание профессионального художника, а уже через год стал академиком. Умер В.А. в 1857 году признанным художником, мастером портрета.

Одним из лучших портретов В.А. Тропинина считается «Портрет сына», написанный в 1818 году. Художнику нравилось рисовать детей, им было создано около двадцати образов подростков. Но особой прелестью полон портрет сына художника Арсения.

На картине мы видим миловидного мальчика, изображенного погрудно. Арсений сидит вполоборота к зрителю, а его большие миндалевидные глаза устремлены куда-то вдаль. Портрет выполнен в теплой золотисто-коричневой цветовой гамме. Кажется, весь мир любуется мальчиком: его выразительными глазами; пухлыми губами; вьющимися, залитыми солнцем, светло-русыми волосами; нежным румянцем на щеках.

Художнику удалось запечатлеть краткий миг спокойной безмятежности ребенка. Арсений серьезен, но, кажется, еще одна секунда - и мальчик сорвется с места и побежит по своим неотложным мальчишечьим делам.

С особой тщательностью художник выписывает одежду мальчика, ведь она помогает еще полнее раскрыть его образ. Ворот пестрой рубашки с аккуратно подшитым белым воротничком широко распахнут. Поверх рубашки надет пиджак из плотной, прочной ткани. Одежда основательна, но слегка небрежна.

Чувствуется, что Арсений, такой серьезный на картине, любит побегать и поиграть с ребятами. Белый воротничок оттеняет лицо мальчика, наполняя его дополнительным светом. Созданный художником портрет сына хорошо передает чарующий образ детства, раскрывает хрупкий внутренний мир ребенка.

В своем творчестве многие художники уделяли внимание в написании детских образов. Одной из лучших работ считается картина Тропинина портрет сына Арсения или ее еще называют Голова мальчика созданная в 1818 году Детей художник любил писать и им было создано более двадцати образов подростков.

Если кратко Василий Тропинин - мастер романтического и реалистического портрета. Практически все работы художника изысканы, неярки и написаны в золотистой цветовой гамме, напоминающей валерную живопись XVIII века. Изображение ребенка было для него особо привлекательным. Многие детские портреты написаны в виде жанровой сценки. Рядом с детьми или подростками художник рисует собачку, птичку, игрушку или музыкальный инструмент.

Возможно, поэтому портреты Тропинина близки традициям XVIII в, когда в искусстве царила сентиментальность. Философы называли ум малыша "белой доской", считая, что пороки общества возникают только от плохого воспитания. Они признавали уникальный мир ребенка, напряжение его духовной жизни.

Именно таким и представлен хрупкий внутренний мир Арсения, портрет был заслуженно признан одним из наиболее поэтичных произведений живописи I пол. XIX в. Полотно поражает искренностью и эмоциональностью, хотя его колорит практически ограничивается песочно-коричневыми тонами. Через краску и лессировку можно заметить розоватый тон грунта.

Арсений практически не позирует, он смотрит немного в сторону, мальчик одет опрятно, но несколько небрежно. Возможно, отец оторвал его от интересных занятий или игры, так как у него распахнут ворот, да и мысли его вероятно еще блуждают там, где он был совсем недавно. В изображении отсутствует репрезентативность, которая выражена в некоторой фрагментарности композиции. Голова мальчика нарисована на всей поверхности холста, но таким образом, она становится ближе к нам.

Несомненно, что Тропинин писал портрет сына Арсения, находясь в состоянии необычного творческого озарения. Лицо подростка освещено приглушенным светом и выражает детскую удивительную легкость. Художник использует теплые золотисто-коричневые тона. Вьющиеся волосы немного взлохмачены. Внимание ребенка что-то отвлекло, он повернул голову, вздернул брови и стал сосредоточен. Особо поражает не по-детски задумчивый взгляд Арсения. Может быть, его еще привлекает игра, но он не хочет ослушаться отца и поэтому сидит спокойно. В его облике мы видим благородство и внутреннюю красоту.

Вся картина наполнена гармонией и отражает отцовскую нежность. Тропинин сумел с огромной любовью передать внутренний мир мальчика, поэтому портрет получился полный очарования.

В настоящее время картина «Портрет сына» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Ее размер 40,4 на 32 см масло, холст

Портрет сына

Передо мной картина В.А. Тропинина «Портрет сына». Как любящий отец, художник выбрал для написания картины очень теплые и светлые тона. Лицо мальчика изображено очень искусно, такое ощущение, что художник, перед тем как написать картину, наизусть выучил малейшую деталь во внешности сына. Огромные карие глаза малыша смотрят в сторону, но в них столько тепла и нежности, что можно сделать вывод - с отцом они товарищи.

В золотых кудрях ребенка играет свет и на некоторых даже, он остановился и ласкает их своим теплом. Взгляд у мальчика серьезный, но и в то же время игривый, такое ощущение, что ему уже не терпится встать и побежать на улицу играть со своими друзьями. Плотно сжатые пухлые губки ребенка говорят о том, что он уже немного устал, но к делу относится серьезно, старается изо всех сил.

Еще одна деталь, которая бросается в глаза - это одежда в которую одет мальчик. Неспроста на нем рубашка с открытым горлом - художник, безусловно, горд за своего красавца сына, и хотел навсегда запечатлеть его черты лица, тонкую длинную шею и золотые кудрявые волосы. Этот холст полон детства и олицетворяет собой невинность, спокойствие и озорство. Но и в то же время художнику удалось передать на картину все те эмоции и чувства, которые он чувствовал во время ее написания - это отцовская любовь, гордость и нежность.

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье, 6 класс (описание)
  • Сочинение по картине Рембрандта Возвращение блудного сына (описание)

    Рембрандт изобразил библейский сюжет на холсте, переживая в своей жизни духовное перерождение и поиски своего «Я»

  • Богданов-Бельский Н.П.

    Описание картин Богданова-Бельского

  • Сочинение по картине Пластова Сенокос, 6 и 5 класс (описание)

    Лето - это замечательная пора года, время отдыхать, веселиться и радоваться солнышку. Но в деревне - это время работы и труда. Ведь именно на лето, приходится самая тяжелая работа.

  • Сочинение по картине Хруцкого Цветы и плоды 5 и 3 класс (описание)

    На картине И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды» мы видим идеальное сочетание цветов и форм. Картина заряжает нас летним настроением, причем на картине изображены дары природы от поздней весны до ранней осени.

Василий Тропинин был крепостным, поэтому не имел не только отчества, но и фамилии: Васька, Васютка, –– и всё. Родился он в Новгородской губернии, рос смышленым, и барин, граф Миних, отдал его в губернское училище постигать грамоту. Мальчик учился прилежно, но через два года его возвратили в имение и сделали «казачком» –– натирать господскую обувь, бегать по поручениям и заменять при надобности лакея. Потом Миних отдал его в качестве приданого своей младшей дочери, которая вышла замуж за генерала Моркова и уехала в Могилево-Подольск.
Помещики в Могилево-Подольске важничали, если имели у себя «ученых поваров», но у Моркова такого повара не было, поэтому он решил отправить Василия в Петербург, чтобы выучился кондитерскому искусству.

В Петербурге в ту пору Академия художеств объявила набор учеников. Василий страстно любил рисовать. У Миниха разрисовывал стены девичьей яркими цветочками, и это нравилось девушкам, да и граф был приятно удивлен. А в поместье Моркова иногда копировал картины, развешенные в парадных комнатах.
Крепостных в Академию не брали, но крепостники обходили этот параграф. И когда Василий рискнул попросить разрешения у Моркова, тот согласился, приписав в письме: «Если не оправдаешь средств, затраченных на твое обучение, будешь возмещать».
И Тропинин успевал выпекать торты, украшая их Аполлонами и Дианами, делать конфеты и заниматься живописью. Его талант и упорство были необыкновенны, –– Тропинин стал одним из лучших учеников Академии, получая за свои работы первые номера и медали.
Но Морков отозвал его.

Снова генеральская усадьба. Кухня, прислуживание за столом, и живопись, которой можно отдать свободный час. Василий Тропинин писал заказные портреты помещиков, а для души –– крестьян в их редкие счастливые минуты. Кисть его постепенно набирала силу, портреты наполнялись живой кровью и плотью. О Тропинине заговорили в округе, художник становился известным. Но горько было жить, затянутым в лакейскую ливрею! От нее избавил лишь случай, когда в усадьбу Моркова заглянул какой-то ученый иностранец и генерал решил похвастаться своим художником. Увидев работы Тропинина, иностранец был поражен! Но еще больше его поразило, когда за обедом Василий Андреевич вышел с накрахмаленной салфеткой, перекинутой через руку. Недолго думая, иностранец подал Тропинину стул, смутив и сконфузив хозяина. С тех пор Василий Андреевич не служил за столом. А генерал Морков, когда-то предпочитавший Тропинина-кондитера Тропинину-художнику, стал вдруг ревностным ценителем искусства своего крепостного. За порчу картин Тропинина взыскивал даже с дочерей. Более того, стал заботиться о его здоровье.

Заказы сыпались на Василия Андреевича один за другим. От усталости он порой засыпал за работой. Но не парадные портреты помещиков стали главной его заслугой, его славой, а портреты крепостных. Российское общество после победы над Наполеоном повернулось наконец лицом к своему народу, приветствуя жизненную правду изображения и сюжета. Тропининские сюжеты были незамысловаты, зато исполнены горячей любви к своей натуре и веры в высокое предназначение искусства.
В 1818 году художник написал портрет своего сына Арсения при утреннем освещении. (Отец на сеансах старательно подбирал краски, а сын рвался на улицу).
«Портрет сына» Василий Андреевич выставил в Москве, когда поехал в первопрестольную с генералом Морковым. И сразу стало понятно, что это один из шедевров русской живописи первой половины XIX века. Никто никогда не писал так портретов: бесхитростно, простодушно, но при этом соблюдая точные правила живописи. Ценители таланта Тропинина потребовали у Моркова освободить художника. Судьба Василия Андреевича стала предметом разговора даже в высоких кругах. Был момент, когда граф Дмитриев, выиграв у Моркова в карты большую сумму, предложил ему простить карточный долг, если тот даст Тропинину вольную.
Дальше оставлять художника крепостным было нельзя, вокруг Моркова росло отчуждение. И он решился. Освобождение своего крепостного он обставил очень торжественно. В Пасху, когда православные, христосуясь, целуются и дарят друг другу пасхальное яичко, Морков вручил Тропинину вольную, по которой, согласно закону, отпускалась и супруга художника. Но сына Арсения Морков не отпустил. (Семья воссоединилась только через пять лет, когда умер старый граф, а его наследники не решились продолжать постыдное издевательство над известным теперь уже всей России художником).

И все равно Тропинин был рад! Его уже не продадут, как живописца Григория Озерова за две тысячи рублей ассигнациями. Его работы не затеряются в глубокой провинции. Правду изрек архитектор Баженов: «Хотя появились прямые и великого духа российские художники, оказавшие свои дарования, но цену им не многие знают, и сии розы от терний зависти либо невежества глохнут». Такая участь Василию Андреевичу уже не грозила.