Обзор аудиокассет золотой эры аудио. Возвращение аудиокассеты: повторим ли реванш винила

В последнее время я стал замечать, что современные музыканты всё чаще выпускают новые альбомы не только на популярных цифровых платформах, дисках, виниле, флешках и даже спиннерах , но и на старых-добрых аудиокассетах.

Неожиданное возвращение давно забытого формата оказалось переполненным интересной статистикой и удивительными фактами. Делюсь ими с вами.

О каком возвращении вообще речь

В 2010 году компания Sony перестала выпускать культовые кассетные плееры Walkman , а само понятие cassete player исчезло из Оксфордского словаря в 2011 году.

Но в 2014 году случилось нечто странное и ошеломляющее - американская компания National Audio Company выпустила и продала более 10 миллионов аудиокассет.

Этот год стал самым успешным для компании с момента её основания в 1969 году. Но не только в США отметили такой неожиданный рост продаж.

В 2007 году в Великобритании было продано всего 205 000 кассет, но в 2015 году их было продано уже 2,1 млн штук - больше, чем за последние 20 лет.

Хронология возвращения

Эпицентр современной кассетной лихорадки оказался в Калифорнии.

В 2007 году Шон Борман и Ли Рикард основали звукозаписывающую компанию Burger Records , быстро ставшую центром местной независимой музыкальной сцены. Им удалось сплотить вокруг себя более 1000 исполнителей и несколько фестивалей.

Изначально они решили выпускать музыку на кассетах, потому что никто другой этим больше не занимался, а для начинающих музыкантов и их поклонников это могло стать отличным и, главное, недорогим способом распространения и прослушивания записей.

Себестоимость одной кассеты находилась в районе $2, тогда как в магазине они продавались по $5 - такая цена всех устраивала.

Успех независимого лейбла не остался незамеченным. В 2015 году к Burger Records обратились парни из Green Day для перевыпуска культового альбома Dookie от 1994 года.

Шон Борман не мог поверить своим глазам и ушам: этот альбом ему включал на аудиокассете ещё его отец, а тут сама группа пришла к нему с таким важным делом.

Но то был уже гребень волны. Популярность к аудиокассетам вернулась чуть-чуть раньше.

Начиная с 2013 года многие музыкальные ритейлеры практиковали так называемые Cassete Store Days для особых ценителей, где люди могли купить редкие записи. До 2014 года эти дни кассетных распродаж не представляли особого интереса для широкой публики, но всё изменилось с выходом саундтрека к первым «Защитникам Галактики».

Интересный маркетинговый ход, напрямую связанный с музыкальной коллекцией одного из героев фильма, возымел плоды. В 2014 году было продано 11 500 копий саундтрека и около 5 000 копий в 2015 году.

Это запустило цепную ностальгическую реакцию . Крупные музыкальные лейблы начали переиздавать не только старые релизы популярных исполнителей, но и выпускать новые. Джастин Бибер, Eminem, Twenty One Pilots, Канье Уест и другие стали издаваться на кассетах.

Один из альбомов Нелли Фуртадо вообще вышел только на кассетах. Группа Metallica перевыпустила 7-трековое демо 1982 года “No Life ‘Til Leather” тиражом 10 000 экземпляров с воссозданной заново рукописной обложкой барабанщика группы Ларса Ульриха.

Возвращение аудиокассет на рынок официально состоялось. Правда, у современных кассет есть одно важное отличие от кассет далёкого прошлого: новые релизы крупных музыкантов содержат коды для загрузки цифровых версий альбомов.

Кто и зачем стал покупать кассеты

Прежде всего это были поклонники малоизвестных независимых местных групп. Музыканты не могли заказывать большие тиражи кассет, поэтому партии от 100 до 1000 штук оседали в руках немногочисленных фанатов.

Внезапно вернувшийся интерес мейджор-лейблов к аудиокассетам изрядно разозлил некоторых особо фанатичных ценителей и защитников инди-сцены, потому что, по их мнению, привёл поколение молодёжи, не способной оценить всю прелесть подобных релизов.

Треки нельзя переключить. Сменить исполнителя тоже нельзя. Как этим вообще можно пользоваться?

Но когда эмоции поутихли, стало понятно, что на волне хайпа кассеты стали покупать как современные пользователи стриминговых сервисов, узнавшие, что музыка бывает не только в цифровом формате, так и люди возрастом до 35 лет, у многих из которых до сих пор на ходу старые автомобили с кассетными магнитолами.

Что об этом думают зачинщики переворота

Стив Степп, основатель National Audio Company, считает неоспоримой заслугу крупных лейблов, но само по себе возвращение аудиокассет на рынок - однозначной победой независимой сцены.

Начиная с 2006 до 2012 года его компания отмечала постепенный и устойчивый рост интереса к аудиокассетам, но не предполагала, что он станет таким ошеломляющим к 2014-2015 году.

Ретро-революция.

Вот, что произошло, по его мнению. И Степп видит большое и яркое будущее для аудиокассет, потому что люди, которые снова начали их покупать, уже были знакомы с миром цифрового аудио, но предпочли аналоговый звук.

По словам Ли Рикарда, одного из основателей Burger Records, музыка, записанная на кассеты, звучит и ощущается совершенно иначе.

Аудиокассеты компактны, удобны для коллекционирования, часто содержат уникальные обложки, а стоят дешевле чашки кофе. Нет ничего лучше прямой покупки кассет у местных начинающих музыкантов для их поддержки.

«Мы - старая школа. Мы аналоговые. Нам нравится трогать всякие штучки. Чувствовать их. Мы чувствительны и принимаем всё близко к сердцу. При переводе в двоичный код теряется слишком много всего, что невозможно описать простыми словами. Компьютер понимает только нули и единицы. Всё остальное - теряется».

Лет пятнадцать-двадцать назад вряд ли кто мог представить, что продажи виниловых пластинок превысят продажи компакт дисков. Производители массовой Hi-Fi-техники имели максимум одну модель проигрывателя в продуктовой линейке, да и то весьма условную по качеству. Теперь винил на коне, все изменилось, а я попробую предвосхитить реинкарнацию еще одного массового, но забытого формата, и рассказать, что такое компакт-кассеты, почему они тоже имеют шанс на возрождение и кто еще продолжает их производить на третьей от Солнца планете.

Небольшая преамбула

Я, вообще-то, далеко не самый возрастной аудиофил. Катушечного магнитофона в моем детстве не было, осознанный период заболевания музыкой случился с покупкой двухкассетной приставки Нота МП-220С. Потом я опробовал деку Technics у моего соседа. Наступили 90-е, и лет пять я, будучи работающим студентом, покупал себе то, чего не было в 80-е - хорошие кассеты. Записывал их где только можно, сменил десяток носимых плееров, начав с самого дешевого Walkman, дошел до ультратонкого алюминиевого Panasonic с автореверсом и аккумулятором. Именно тогда, видимо, у меня и сформировалась любовь к этим черным прямоугольным картриджам с пленкой, на которые можно записывать как целые альбомы, так и сборники, где одна сторона может быть роком, а вторая попсой. А перед выходом из дома надо крепко подумать, какую кассету вставить в плеер, а какую положить в карман или рюкзак. Теперь у меня в системе есть Nakamichi Dragon и я могу вам сказать, что кассеты - это вполне себе аудиофильно. Впрочем, давайте по порядку.

Исторический экскурс

К началу 60-х годов виниловые пластинки были практически единственным доступным средством доставки контента до массового потребителя. Катушечные магнитофоны стоили существенно дороже, а лента на катушках не очень удобна в использовании. Минусы обоих форматов (громоздкость аппаратов для их проигрывания, чувствительность к вибрациям и т.д.) существенно ограничивали использование в автомобилях и вообще вне дома.

Представленная Philips в 1963-1964 годах компакт-кассета, несмотря на заметно худшие характеристики, имела ряд существенных достоинств. Во-первых, это был жесткий стандарт (количество дорожек, скорость движения ленты), гарантировавший возможность воспроизведения на любых проигрывателях, а во-вторых, компактность и удобство использования. Взять в руки футляр с кассетой, вставить кассету, нажать кнопку Play и услышать музыку - занимало ровно несколько секунд, в то время как заправка ленты с катушки в лентопротяжный механизм была далеко не самым простым занятием, особенно учитывая вариативность этих самых лентопротяжных механизмов.

Чем платили потребители за удобство использования? Заметно упрощенными физическими характеристиками. Так, например, ширина ленты бытового катушечника - 6,35 мм, а ширина ленты в кассете - 3,8 мм. Почему это важно? Чем шире пленка, тем больше места для записи канала, тем больше места между каналами для уменьшения взаимопроникновения. Скорость пленки в кассете - 4,76 см/сек, скорость ленты в катушечном магнитофоне - 9, 19, 38 и, может быть, даже 78 см/сек, а чем больше скорость, тем больше магнитных частиц участвует в записи одинакового по времени фрагмента музыки. Ну и вишенкой на торте для владельцев хороших катушечных магнитофонов служит возможность записи (не во всех моделях, разумеется) двух каналов на всю ширину пленки. То есть еще больше информации и еще меньше crosstalk между каналами.

Немного о конструкции кассеты

Чем же изобретатели кассеты улучшали ее характеристики? Давайте для начала разберем ее (буквально) и посмотрим, что там внутри.


Кассета Maxell XLII, разобранная автором

Корпус приличной кассеты делается из плотного пластика, его задача - гасить вибрации и улучшать стабильность движения пленки. Обычно половины корпуса собираются с помощью маленьких винтов, хотя есть кассеты и заклеенные, и на защелках.

A. Перед магнитной пленкой всегда есть ракорд - полимерная пленка без нанесения магнитных частиц, иногда с разнообразными символами (и которая иногда по совместительству может выполнять очистку головки).

B. Специальная подушечка на металлической пластине, которая обеспечивает более плотный прижим ленты к головке.

C. Прозрачный рифленый вкладыш нужен для обеспечения равномерной намотки пленки на бобинку и уменьшения шума от вибрации при перемотке и воспроизведении.

D. Подающие и принимающие ролики для уменьшения усилия на разрыв при начале/конце перемотки и обеспечивающие плавную работу кассеты.

E. Сама пленка.

F. Пластиковые бобинки. Пленка защелкивается в них специальными замками.

G. Круглые прорези в нише корпуса кассеты, в которые входит вал и ролик лентопротяжного механизма.

H. Прорези для стирающей головки в большинстве кассетных механизмов.

K. Ниша для воспроизводящей или записывающей и воспроизводящей головок.

Из интересных технических решений стоит отметить автоматическую систему выбора типа ленты (полтора-два десятка лет после внедрения формата это приходилось делать вручную):


На корпусе кассеты сверху, кроме защитного выламываемого язычка, придумали делать прорези рядом с ним для типа II и ближе к центру для типа IV. А в кассетных деках начали размещать датчики, которые активировали различные режимы подмагничивания. Корпус без прорезей однозначно идентифицировался как тип I. Где же тип III, спросит наблюдательный читатель, и где для него прорезь? Все дело в том, что к моменту изобретения этой системы маркировки третий тип ленты практически перестали производить

Типы кассет, точнее, лент в них

Теперь немного о ленте, точнее, ее типах, потому что именно улучшение формулы магнитного слоя ленты помогло кассете в итоге стать весьма серьезным форматом, качество воспроизведения с которого, при надлежащем состоянии записывающего и воспроизводящего устройства, может сильно удивить.

Первый тип, он же Type I - в основном это формулы различных оксидов железа, появившиеся сразу и совершенствовавшиеся до последних лет кассетной эры. Рабочая лошадка для всех применений - от записи интервью до музыки. В последнем случае требовались гораздо большие энергетические уровни записи, и инженеры придумывали нестандартные решения, например, наносили рабочий слой два раза, добавляли к оксиду железа различные добавки, пытались выравнивать магнитные частицы магнитным полем в момент нанесения и так далее.

Второй тип, он же Type II - поиски новых решений для записи музыки привели к изобретению пленки на базе диоксида хрома компанией DuPont; первым выпуск «хромовой пленки» наладила BASF, после чего DuPont продала эксклюзивные права на производство пленки на базе CrO2 в Японии компании Sony, что заставило остальных японцев (TDK-Maxell-Fuji) искать альтернативное решение. И оно было найдено - с применением частиц кобальта.

Третий тип, он же Type III - выпускался недолго в середине 70-х, практически эксклюзивно компанией Sony. В этой пленке слой оксида железа был покрыт вторым слоем оксида хрома. Формула называлась FeCr, но не прижилась, и в начале 80-х с переключателей типов пленки Type III пропал полностью. Впрочем, до сих пор можно найти на аукционах кассеты третьего типа.

Четвертый тип, он же Type IV - на базе частиц чистого металла (Metal Powder или Pure Metal), наносимого прямо на пленку, давал потрясающие результаты, но пленка этого типа потребовала совершенно новых головок, способных стирать и записывать такую пленку. Так появилось новое поколение головок - сендастовых, аморфных и так далее, которые были сделаны из магнитного материала, иногда использовались специальные вставки из сплавов, такие головки обеспечивали более мощное магнитное поле и могли нормально писать и стирать пленку четвертого типа.

Каждая компания, производившая ленту, экспериментировала с составами, способами нанесения на основу, количеством слоев и т.д. В полет фантазии инженеров вмешивались патентные ограничения, поэтому довольно быстро, несмотря на попытки жесткой стандартизации параметров лент всех четырех типов (международным органом IEC, поэтому иногда пишут IEC Type I), на кассетных деках начали появляться сначала регуляторы тонкой подстройки тока подмагничивания (Fine BIAS tuning), а потом и полноценные системы калибровки под конкретную ленту, как ручные, так и автоматические. Серьезные системы калибровки встречаются в основном во флагманских деках, как правило, трехголовочных, где есть сквозной канал и можно сделать калибровку быстро и точно.


Слева направо: Maxell UR (Type I), Maxell XLII (Type II), TDK MA (Type IV), TDK SA-X (Type II), TDK-D (Type I)

Таким образом, где-то к середине-концу 80-х годов пленка в кассетах, несмотря на гораздо меньшие размеры, чем на катушках, по своим магнитным характеристикам существенно продвинулась вперед. Так, например, инженеры TDK, создавшие свою легендарную формулу Avylin, впоследствии улучшенную и получившую название «Super Avylin» (кассеты TDK серии SA), декларировали уменьшение магнитных частиц за 15 лет в 10 раз, и, несмотря на десятикратное уменьшение, каждая частица была способна удержать в два раза больше энергии. На этом хватит теории, перейдем к главному вопросу.

Так где же сегодня купить кассеты?

Совершенно точно не в ближайшем магазине. И, скорее всего, не в ближайшем салоне Hi-Fi-техники. Но абсолютно точно - на любом более-менее специализированном интернет-аукционе или форуме по продаже Hi-Fi-техники. Ибо, к счастью, кассет было выпущено огромное количество. Настолько огромное, что даже сейчас нет никаких проблем купить практически любую кассету, любого года издания в состоянии NOS (New Old Stock) - запечатанную в оригинальную пленку и, скорее всего, хранившуюся в нужных условиях. Условия довольно простые: не влажно, не холодно и не горячо. Холодильник не обязателен, но 10 лет в неотапливаемом гараже могут убить любую, даже самую дорогую кассету. Именно поэтому покупка б.у. записанных кассет с рук на Авито или Мешке - это лотерея еще та. Моя личная коробка с кассетами (штук 200) довольно долго лежала у отца в гараже (неотапливаемом). В итоге большую часть кассет использовать нельзя, несмотря на то, что в основном я покупал хром и металл. Сыпется пленка, скрипят корпуса. Также стоит избегать до сих пор встречающихся старых китайских подделок 80-х годов самых популярных кассет, как TDK D и SA, Sony EF и HF, Maxell UR и LN. Бывают они в классическом китайском стиле (с измененными буквами или шрифтом), а бывают вполне приличные, отличающиеся цветом или микроскопическими деталями.


Слева - подделка, справа - настоящая TDK SA-C90 середины 70-х годов. Отличия: у настоящей кассеты рифленый корпус, черные винты, бОльшее окошко для ленты и качественная полиграфия

Но если речь о запечатанной кассете, особенно если она продается человеком вместе с еще парой сотен других марок и моделей кассет, то, скорее всего, это из коллекции. К тому же с большой долей вероятности пленка и корпус кассеты будут в нормальном состоянии и можно будет записать без опасений за головку вашего магнитофона и качество записи.

Места где купить с доставкой: Avito.ru, Meshok.net, Ebay, японские Yahoo, можно посмотреть на локальных форумах и торговых площадках. Б.у. кассеты встречаются на развалах, но, как я уже писал выше, это лотерея. Если вы купили кассету с целью записи на нее - не лишним будет перед записью перемотать ее полностью туда-сюда и только потом уже пытаться записать. Исходя из моего скромного опыта, не стоит ждать феерических результатов от кассет неизвестных производителей, которых всегда было огромное количество - особенно в СССР в эпоху глобального дефицита всего и всея. Золотая середина (для записи музыки и опять же сугубо мое личное мнение) это TDK SA, TDK SA-X, Maxell XLII, Maxell XLII-S, Sony UX, Sony UX-PRO - хромовые кассеты, среднего класса, не топовые и даже сейчас относительно недорогие. Их можно купить примерно за 500-700 рублей за штуку в запечатанном состоянии (в зависимости от года выпуска и времени).


Иногда и такие выгодные находки встречаются в магазинах распродаж. Но это совершенно точно не российская история, в последнее время таких предложений нет даже в США - все уже раскупили

Кстати о времени

Точнее - о длине ленты. Мировой рынок кассет выпускал массово три-четыре типа кассет по времени записи: C-46, C-60, C-90, C-120. Однако ближе к закату кассет, когда на них начали копировать CD, получили распространение кассеты C-74. Кроме этого, довольно часто встречаются демокассеты по 10-15 минут (особенно японские, для их домашнего рынка) и еще куча вариаций. Что покупать - решать в любом случае вам, но тут есть один нюанс. Время воспроизведения напрямую зависит от длины пленки, а длина пленки при фиксированных размерах корпуса напрямую коррелирует с толщиной пленки. Ну а толщина пленки зависит ровно от двух параметров - толщины полимерного базового слоя и толщины напыления рабочего слоя.


Кассета TDK D180, 1982 год. Ходили бурные дебаты на тему того, фейк это или не фейк, но на YouTube есть ролик с распаковкой и проигрыванием такой кассеты

Поэтому, несмотря на то, что отдельные японские умельцы смогли сделать кассеты C-150 (Maxell) и даже C-180 (TDK), они не прижились - слишком тонкая была пленка (малейшая неисправность ЛПМ магнитофона - и она порвалась) и слишком сложно было обеспечить хорошее качество записи. Поэтому кассеты с длиной пленки больше чем на час с каждой стороны (С-120) получили крайне ограниченное распространение. Лично я ни разу таких не видел.

Также стоит отметить, что ровно по причине того, что пленка в C-60 толще, чем в С-90, многие более опытные товарищи предпочитают записывать действительно качественную музыку именно на шестидесятиминутки. С-46 имеет такую же толщину, что и С-60 (с точки зрения качества записи разницы не будет, просто намотано меньше пленки).

Ну хорошо, а что делать, если я не хочу старую кассету?

Тут все пока печально, но есть неплохой повод для оптимизма. Начну с того, что ВСЕ гранды прошлого давно не производят пленку. Мощные японские бренды (TDK-Maxell) прошли через череду слияний и поглощений, и сейчас Maxell чего только не выпускает (точнее, чего только не выпускают под брендом Maxell) - от автомобильных аккумуляторов и пальчиковых батареек до наушников. Впрочем, на американском сайте Maxell можно найти упоминание об аудиокассетах UR60 и UR90, но, как писали на одном из уважаемых западных аудиофорумов, это как раз старые нераспроданные запасы конца 90-х. TDK тоже прошла через ряд поглощений и перепродаж; бренд лепят и на батарейки, и на наушники, а в Штатах и на медицинское оборудование. Fuji (а точнее, ее кассетный подбренд Axia) тоже канул в небытие. Немецкая BASF была слита с AGFA, и теперь концерн занимается тоже медициной и химией, но никак не лентами. Так причем здесь повод для оптимизма?

Во-первых, в США есть компания National Audio Company, которая производит новые кассеты, используя старые запасы пленки. На сайте представлены кассеты первого и второго типов, однако буквально пару недель назад ребята объявили, что, к сожалению, запасы хромовой пленки подходят к концу.


Кассеты у них выглядят и вполовину не так круто, как какие-нибудь дорогие Sony Metal Master или даже те же Maxell XLII, но вам шашечки или ехать?

Несмотря на скромный внешний вид, NAC производит три разных серии кассет для бытовой записи музыки - одну модель для студийной записи (как раз тот самый хром, пленка к которым уже заканчивается) и одну модель для записи речи для журналистов. Хромовая Studio Master может прилично поразить стоимостью - 50 долларов за одну кассету С-90. С одной стороны, вроде скоро их не останется. С другой - не исключено, что это небольшое лукавство, потому что у них на сайте указаны количества, которые они еще могут произвести: 24 000 штук C-90 и 18 000 штук C-60, что более чем неплохо. Обычные AudioPro, как на картинке выше, стоят 13 долларов за C-90, что, впрочем, тоже немало.

Во-вторых, в Европе есть голландская De Bandjesfabriek, выпускавшая в золотые годы сотни тысяч кассет, сократившая обороты к 2000-м до 2-3 тысяч в год. Но в последнее время продажи опять растут, в 2014-2015 годах объемы поднялись до 20-30 тысяч кассет в год - в основном для продажи уже записанных студийно альбомов. Однако и они выпускают кассеты с пленкой, оставшейся из старых запасов. И это большая проблема: пленка на складах National Audio Company и De Bandjesfabriek не пополняется. Мотать кассеты в корпус дело нехитрое, но что делать?


С-60 от голландской De Bandjesfabriek

Наконец, в апреле 2018 года голландцы аккуратно, через свой Facebook, объявили о производстве тестовой партии кассет FOX C-60 из новой пленки! Учитывая то, что пленку, насколько я знаю, для бытовой аудиозаписи сейчас делает только один в мире производитель, угадать ее происхождение было несложно. Французы (или Mulann Industries), не первый год делающие пленку для катушечных магнитофонов, наконец-то решились попробовать сделать пленку под кассеты. Вот то самое видео, где ребята из Банджесфабрик заправляют первую партию новой пленки Recording the Masters в кассеты (заодно можно и посмотреть, как это все делается):

Мне стало интересно и я начал следить за дальнейшем развитием событий. Список ссылок на статьи об этих кассетах я дам в конце, а пока просуммирую сухие факты, которые удалось вычленить из различных источников:

FOX - расшифровывается как Ferric OXide, но это не совсем обычный оксид железа, это то, что называется Super Ferric, то есть эта пленка - первого типа, но сделана на базе «студийных рецептов» и способна держать где-то +4-6 дБ при записи, что является хорошим показателем даже для хромовых пленок.

Однако делать хромовую пленку в ближайших планах у RtM нет, как и металлическую четвертого типа, потому что нет сырья (поставщики частиц диоксида хрома в Корее и Китае их не устраивают по стабильности качества).

Пленка от RtM для кассет в текущей реализации достаточно толстая, максимальная продолжительность кассеты - 60 минут.

Не совсем понятно, в каких корпусах она будет поставляться на рынок, пока она корпусируется в простые прозрачные, которые, по отзывам, весьма тихие, но после красивых корпусов флагманов 80-х годов это, конечно, стыд и позор

Тем не менее все отмечают очень хорошее качество сборки и компонентов: все, что нужно, смазано, штифты металлические и т.д.

Сроки выхода на рынок готовых изделий пока неясны, как и цена. Впрочем, я думаю, что розница в 10 евро вполне реальна, что нормально для хорошей кассеты, пусть и всего 60-минутной.


Первый тираж RtM FOX C-60. Апрель 2018 года. Скриншот из видео выше

Эпилог

В заключение хочу сказать, что верю в кассетный ренессанс, несмотря на то, что сейчас нет ни одной приличной производящейся кассетной деки ( и с USB-выходами к приличным я отнести не могу). Но уже не первый год в разных городах проводят Cassette Store Day, цены на б.у. приличные кассетные деки растут на всех площадках, и даже в России все чаще и чаще инди-музыканты начинают выпускать альбомы на кассетах. Да - небольшими тиражами (20-50 штук), да - это скорее сувенир, чем реальный носитель, но, возвращаясь к началу статьи, всего 15 лет назад винил для массового потребителя был абсолютно ненужным и непонятным форматом. А сегодня - растет спрос даже не на старые пластинки, а на станки и автоматизированные линии по печати новых пластинок. И появление источника новой пленки - это очень важный шаг для этого ренессанса.

Корпуса, полиграфия и прочие упаковочно-маркетинговые материалы сейчас не составляют никакой проблемы, а вот пленка, как показала практика, оказалась крепким орешком. Физические ограничения, накладываемые размерами корпуса кассеты, заставили химиков и технологов из Mulann поработать над адаптацией отработанной технологии производства пленки для катушек, но это уже произошло. И пусть корпус так себе, и пусть всего 60 минут, но ведь это - только начало. И я верю, что очень скоро мы увидим новые достойные кассеты.

И напоследок, кассета, которую многие считают лучшей из когда-либо произведенных в мире (но это не точно, а скорее повод к очередному holywar в комментариях):


TDK MA-XG, -1986 год. Алюминиево-магниевая рама корпуса, пленка Type IV, двойное напыление и так далее. Очень увесистая штука, весьма монолитная на ощупь

Уже никого не удивляет, что продажи грампластинок растут на десятки процентов в год, а проигрыватели для них снова стоят на витринах всех крупных магазинов электроники. Сможет ли повторить реванш винила ещё один сверхпопулярный в прошлом столетии аналоговый аудионоситель – компакт-кассета?

Вы наверняка удивитесь, но продажи аудиокассет тоже набирают обороты, пусть и несравнимые с показателями винила. К сожалению, этот процесс никак не отражается в официальной статистике, в которой просто отсутствуют данные по таким носителям, ведь звукозаписывающие мейджоры их давно не производят.

Между тем выпуском кассет вовсю занимаются независимые исполнители и группы, продающие их на концертах, а также разнообразные мелкие лейблы. К примеру, американская фирма Burger Record с 2007 по 2012 год продала более 200 000 аудиокассет с записью. При этом в 2012 году вышло около 200 наименований записей на кассетах, каждая тиражом от 250 до 2000 экземпляров, и практически все они были распроданы.

Осенью 2013 года компакт-кассете исполнилось 50 лет: она была представлена компанией Philips в августе 1963 года, а с 1983 по 1991 год оставалась самым продаваемым носителем записанной музыки, пока ей на смену не пришёл CD. Кому же она нужна сегодня – и, самое главное, почему?

На протяжении всей своей долгой жизни компакт-кассета была дешёвой альтернативой грампластинке. Предзаписанные кассеты обычно не могли похвастаться ни высоким качеством записи, ни даже качественной плёнкой: они массово тиражировались на скоростных дупликаторах и стоили в несколько раз меньше винила. Их слушали в карманных плеерах, в автомобилях, в портативных магнитолах-«бумбоксах» и домашних стереосистемах – и не особенно заботились об их сохранности.

Несколько особняком существовал иной мир – с дорогими «металлическими» кассетами типа IV и деками класса hi-end вроде Nakamichi Dragon. Записи, сделанные на такой плёнке и таком оборудовании, уже могли на равных конкурировать по качеству с винилом и катушками, но это был довольно узкий рынок для состоятельных аудиофилов и энтузиастов.

В СССР компакт-кассете вообще выпала совершенно особая миссия – открыть поколению семидесятых–восьмидесятых окно в зарубежную музыку во всём её многообразии. И хотя из-за неповоротливости отечественной промышленности «бобинники» низкого класса умудрились дотянуть до самой кончины Союза, кассетные магнитофоны всё-таки стали самыми массовыми звуковоспроизводящими устройствами восьмидесятых–девяностых. Качественные катушечники были при этом доступны немногим, а на проигрыватели пластинок зачастую было просто нечего поставить.

Пиратское копирование зарубежной музыки на кассеты приобрело огромные масштабы, при этом авторские права каких-нибудь «Киссов» советскую власть нисколько не заботили, тем более что им вообще приписывали какую-нибудь «пропаганду фашизма» (ну совсем как сейчас) – и для граждан их официально не существовало. При этом народ вовсю менялся кассетами, переписывал их друг у друга, и можно смело провести аналогию с MP3 и торрентами: компакт-кассета в позднем СССР выполняла точно такую же функцию.

Конечно, по качеству звучания кассета серьёзно уступает грампластинке, которая сегодня позиционируется как элитарный продукт. Но вместе с тем это такой же ностальгический аналоговый артефакт из прошлого, только более доступный. Именно в этом кроется разгадка нарастающей популярности кассет, в частности у американских независимых исполнителей, работающих в жанрах lo-fi, панк-рок и хеви-метал. Для них это не просто необычный винтажный носитель, но и свидетель времени расцвета жанров, культурный символ.

Многие группы, выпускающие сегодня альбомы на аудиокассетах, прикладывают к ним и код для скачивания той же записи в цифровом формате. При этом, по данным лейбла Bruised Tongue, используется примерно 70% кодов на каждую сотню проданных кассет; это может означать как то, что весь альбом отправляется в помойку, так и то, что покупатель слушает только кассету. А может, кто-то вообще слушает только цифровой вариант, а кассету приобрёл лишь в качестве некоего артефакта от любимой группы, который к тому же выполняет роль физического носителя её музыки.

Производство сотни компакт-кассет с записью обходится сегодня в десять раз дешевле такого же тиража винила, и это без затрат на печать конвертов. Вкладыши и наклейки для кассет можно отпечатать на любом принтере, и это не будет выглядеть аляповато, в отличие от пластинок. Конечно, CD-R – это ещё более доступный вариант, но его ценность слишком девальвировалась: если вы вытряхиваете из любого журнала по два-три бесплатных CD, кому будет интересен диск, скажем, за 1 000 рублей? То есть для независимых групп винил – это слишком дорого, а CD-R – слишком дёшево. А кассета – прекрасная «золотая середина», к тому же вполне эстетически привлекательная и символичная.

Ещё один момент, о котором мало кто вспоминает, но который важен для исполнителей, мыслящих именно альбомами, а не сборниками песен. Дело в том, что, в отличие от грампластинки, CD и тем более файловых форматов хранения музыки, в кассете максимально затруднён переход от одного трека к другому. Чтобы послушать композицию в середине альбома, вам не просто придётся перемотать кассету почти до конца стороны, но и помучиться, отыскивая начало нужной песни. Во времена расцвета формата существовали системы поиска треков по паузам, но они применялись далеко не во всех деках, магнитолах и тем более плеерах, а сегодня не используются вовсе. Так что кассета как бы предлагает вам прослушать альбом подряд и целиком, не отвлекаясь на другие дела и не пропуская треки, а это может быть принципиально важно для некоторых музыкантов.

К сожалению, с оборудованием для воспроизведения кассет и с компакт-кассетами для самостоятельной записи дела обстоят сегодня весьма печально. Выпуск переносных магнитол с кассетной панелью более или менее пристойного качества прекратился примерно к концу девяностых, стационарные деки прожили немногим дольше, почти дотянув до середины двухтысячных. За те немногочисленные кассетники под известными брендами, что сейчас можно найти в магазинах, инженерам восьмидесятых было бы бесконечно стыдно: это предельно упрощённые механизмы с минимумом функций и сомнительным ресурсом.

То же самое касается и кассет. Выпуск плёнок и корпусов приличного качества давно прекращён, а в продаже можно найти лишь претерпевшие дополнительные упрощения модели класса low-end. Более того, под когда-то популярными названиями TDK D, Maxell UR и Sony HF/EF сейчас скрываются изделия, не имеющие практически ничего общего со своими однофамильцами из недавнего прошлого.

Энтузиасты домашней звукозаписи стараются разыскать на аукционах и барахолках кассеты более высокого класса – но их, разумеется, не становится больше, а плёнка со временем стареет и теряет свои свойства. Если на сегодня ещё можно найти, к примеру, неиспользованные хромовые экземпляры из «золотого века» аудиокассет середины–конца восьмидесятых, то совсем скоро они будут представлять ценность только для коллекционеров.

Увы, хорошая кассета и магнитофон – это весьма сложные и дорогие в производстве вещи, а при нынешнем микроскопическом спросе уже никто не будет всерьёз заниматься восстановлением их серийного выпуска. А того, что выпускается сейчас, вполне достаточно для нужд оригиналов и всех тех, кто не прочь предаться ностальгии, послушав записи, сделанные в детстве.

Так что реванша аудиокассеты не будет, и винил так и продолжит носить почётный титул единственного аналогового носителя из прошлого века, который востребован в веке XXI.

Откопал тут остатки своей коллекции магнитофонных кассет и решил сделать фотоподборку для тех, кому интересно вспомнить данную тему. Все представленные ниже модели, кроме одной, относятся к массовым сериям с «феррумной» лентой (с рабочим слоем на основе Fe 2 O 3 , она же «Type I», она же «Normal»). Это те кассеты, которыми пользовалось большинство в 80-ых и 90-ых годах прошлого века. Эстеты с их хромом, металлом и прочими накамичами, конечно, презрительно скривят губы… Ну и ладно. Этот материал не для них.

Экспонаты представлены в приблизительном хронологическом порядке — от более старых к более новым. Чтобы открыть фотографию в более высоком разрешении, кликните по ней.

Итак, приступим!

1. TDK D 90 . Образец середины восьмидесятых. Хорошее звучание, строгий дизайн, типичный для того времени.

2. TDK D 90 . Более старый, чем предыдущий, вариант. Я вообще не уверен на 100%, что это оригинальная TDKшная кассета. Хотя каких-то существенных претензий к ней нет, типичный такой середнячок.

3. Maxell LN 90 . Ещё один середнячок середины восьмидесятых. Аскетичный внешний вид. В девяностых много раз встречал кассеты производства некого «MaxWell». Вот думаю, это были подделки по Maxell или просто похожее название?

4. Denon DX1/90 . Хорошая лента, но особых подробностей не помню.

5. SKC LX 90 . Модель второй половины восьмидесятых. Запомнилась симпатичным дизайном обложки с разноцветными фигурками. Звучание довольно неплохое.

6. BASF Ferro Extra I 90 . Классический BASF образца второй половины восьмидесятых. Высокое качество звука, солидный внешний вид.

7. GoldStar HD 90 . Вполне годные кассеты с неплохими характеристиками. Кстати, загадка. Ну-ка, кто вспомнит, куда подевался бренд GoldStar? В википедию не подсматривать!

8. Sony UCX-S 90 . Единственная хромовая лента в данной подборке. Производства где-то середины восьмидесятых, точнее не скажу. Хорошая кассета, но ничем особенным не запомнилась.

9. Sony EF 90 . Модель из, наверное, самой популярной линейки Sony — EF. Вторая половина восьмидесятых. Достойная вещь.

10. Sony Super EF 90 . Продолжение линейки EF, первая половина девяностых. Замечательные по всем параметрам кассеты.

11. Sony HF 90 . Почти то же самое, что EF. Модный в девяностых прозрачный дизайн корпуса.

12. BASF Ferro Extra I 90 . Обновленная версия Ferro Extra в прозрачном корпусе образца первой половины девяностых. Звучание на уровне лучших аналогов того времени.

13. SKC LX 90 . Версия LX середины девяностых. Опять же, общий тренд — прозрачный корпус. Параметры хорошие.

14. Konica XR-I 90 . Единственная модель от данного производителя, которую мне довелось использовать. Дизайнеры постарались на славу, а вот инженеры подкачали — лента имеет заметный завал АЧХ на высоких частотах, что делает звучание менее детальным.

15. TDK D 90 . Продолжение линейки D, середина девяностых. Качество звука на уровне лучших аналогов, выглядит симпатично.

16. LG HP 90 . Кассета начала нулевых. Звучание хорошее, дизайн без изысков. К концу девяностых почти все производители даже не первого эшелона научились делать ленты с приличными характеристиками. Кстати! Кто не знает ответ на вопрос из пункта 7 и честно не полез в википедию, этот пункт — подсказка.

Вместо заключения

Какие из представленных кассет лучшие по совокупности параметров по моему мнению? Если выбирать претендентов трёх разных производителей и исключить хромовую соньку как представителя более высокой весовой категории, то расклад выглядит так:

Третье место достаётся последней версии BASF Ferro Extra I 90 (номер 12).
На втором месте — самая свежая из версий TDK D 90 (номер 15).
И, наконец, первое место занимает Sony Super EF 90 (номер 10). Наверное, это мой фаворит из феррумных лент вообще.

ОБЗОР АУДИОКАССЕТ ЗОЛОТОЙ ЭРЫ АУДИО

Писать статью про аудиокассеты - занятие неблагодарное. Если в месяц на сайт заходит 3000 человек, то из них увлекаются возможно один-двое. Кроме того, пробовать разные пленки - увлекательное занятие для аудиофила, и спрашивается, зачем портить радость, рассказывая, «кто в детективе садовник»? И все же я считаю такую статью полезной, потому что кассетная запись по сей день находит новых адептов, и новым «кассетоманам» стоит заранее знать, на что обращать внимание. Написать эту статью я решил после того, как мой знакомый владелец деки Nakamichi Dr-3 радостно сообщил, что «купил хромовых TDK-SA на всю жизнь». Будет солить, наверное.

Для начала оговоримся, что есть кассетные деки, для которых тип ленты почти не имеет значения. Деки с калибраторами, ручными или автоматическими, подстраиваются под любую кассету, и способны одинаково хорошо писать и на ленту IV типа «металл», и на ленту I типа «нормал». Но каков процент владельцев дек с калибраторами от общего числа аудиофилов, по сей день практикующих кассетную запись? Думаю, небольшой.

Второй вопрос - что мы собираемся на кассету писать? Многие используют деку для «облагораживания» цифры. Действительно, и субъективно приятнее на слух. Деку можно использовать таким образом, но подумайте вот о чем - стоит ли гонять аппарат, разменявший четвертый десяток лет, ради едва заметного смягчения цифрового звучания? Не лучше ли приберечь его для записей, которые будут звучать на порядок лучше любой цифры и раскроют потенциал кассетной деки в полную силу? Я говорю о записях с винила и с катушечных мастер лент.

К слову, раз уж я упомянул такую запись - даю вам возможность послушать ее прямо здесь и сейчас. На странице выложен видеоролик о моей системе. Четвертый фрагмент в ролике - джазовая запись, сделанная на кассету That"s CDIV с катушечного магнитофона. Воспроизводится кассета декой Nakamichi Tri-Tracer.

С катушками - понятно, а зачем писать пластинки, если можно их просто слушать? Согласитесь, многие альбомы содержат всего 2-3 хороших песни, и приятнее сделать с них сборник, чем слушать полностью. Есть редкие пластинки, которые трудно купить, но можно взять на день у знакомого. Современные технологии позволяют использовать для записи винила цифровые рекордеры типа , и хотя результат в формате получается очень достойным, старая добрая кассета на хорошей деке звучит приятнее.



Пользоваться подобными кассетами в наши дни имеет смысл только в том случае, если в стародавние времена на них были сделаны ценные записи. Удивительно, но вопреки поверью об ухудшении записи со временем, бытовавшему в кассетную эру, с записью на таких кассетах ничего не происходит даже спустя 30 с лишним лет.

Абсолютно лучшая из всех существующих кассета с I типом ленты!

Absolutely ideal for digital!

Еще более "absolutely ideal for digital"!

"Золотой Макселл" - мечта меломанов СССР.

Такой "Макселл" в СССР, наверняка, стали бы называть "черным Макселлом", но к моменту выпуска этих кассет начались "веселые девяностые" и стало не до музыки.

Хорошая кассета, похожая на Sony XR, но чуть уступающая ей в прозрачности.

Хорошая кассета с IV типом ленты и едва ли не самая распространенная на сегодняшнем рынке.

Превосходные кассеты для записи винила и мастер лент.

Исключительная кассета, пригодная для записи самых звонких пластинок.

Еще один образец кассеты внешний вид которой превосходит качество пленки.

Мягкие кассеты, похожие на TDK MA, но лучше передающие ВЧ.

Эта кассета выглядит лучше, чем звучит, но звучит в принципе не плохо.

Прекрасная мягкая кассета, идеально подходящая для записи умеренно-звонких пластинок.

Холодное звучание кассеты не понравилось настолько, что не оставил у себя ни одной штуки.

Кассеты, на которые во времена СССР писались самые лучшие альбомы, сейчас, при использовании хорошей деки, почему-то оказались непригодными.

Кассета настолько понравилась, что на нее записаны с мастер-ленты два очень хороших и редких альбома.

Параметры ленты похожи на Maxell MX, но корпус - загляденье!

Идеальные кассеты для записи с катушечных мастер-лент.

SONY METAL MASTER - если уж писать на такую кассету пластинку, то не дешевле 200 долларов, потому что сама кассета стоит почти 100.

Очень хорошая кассета, но выглядит круче, чем пишется. Не потому что пишется плохо, а потому что выглядит круто запредельно!

Ничего не знаю про эти кассеты, но по качеству пленки они превосходят все, что мне попадалось.

Необычные кассеты II типа ленты, требующие установки селектора на IV тип. Очень натуральное звучание без малейшего окрашивания.

TDK DS-X - модификация TDK AR - более продвинутый корпус и почти такая же пленка, разве что не так явно задирающая уровень ВЧ.

Кассеты, предназначенные для дек первого поколения, у которых нет переключения на IV тип ленты - металл. Лента в этих кассетах хромовая с металлическими вкраплениями - этакий "полуметалл". Кассеты предполагают включение SX позиции (хром), и на деках первого поколения позволяют получить исключительный результат.

TRIAD FX - лента I типа с добавлением кобальта. Идеальна для записи цифры обычного разрешения - компакт-дисков и loseless файлов.

Почему нам больше нравится звук 192/24 - в нём меньше артефактов в информационной части того, что мы слышим. Весь слышимый спектр делится на две составляющих: энергетическая до 4-5 кГц и информационная - всё, что выше. Попробуйте убрать фильтром всё, что выше 4 кГц, и Вы перестанете различать многие звуки "С"и"Ц", "Ш"и"Щ" и вполне возможно, что не отличите многие другие согласные. Напрочь пропадёт артикуляция и, как следствие - понимание слышимого. Трансформаторный ЦАП лучше всего аппроксимирует прямоугольный импульс в синус близкий по форме к оригиналу. Но лучше всего с исправлением цифрового звука справляется хороший магнитофон.

Звук 192/24 комфортнее воспринимается слухом, потому что в нем меньше артефактов в информационной части того, что мы слышим. Весь слышимый спектр делится на две составляющих: энергетическая до 4-5 кГц и информационная - всё, что выше. Попробуйте убрать фильтром всё, что выше 4 кГц, и Вы перестанете различать многие звуки "С"и"Ц", "Ш"и"Щ" и вполне возможно, что не отличите многие другие согласные. Напрочь пропадёт артикуляция и, как следствие - понимание слышимого.
Прогресс не стоит на месте, и появился формат, значительно превышающий возможности 192/24 – DSD и его модификация с возмодностью редактировании DSDIFF.
Формат DSD (англ. Direct Stream Digital) - однобитный аудиоформат, разработанный компаниями Sony и Philips, в котором используется кодирование плотностно-импульсной модуляцией (англ. Pulse Density Modulation (PDM), разновидность сигма-дельта-модуляции) и применяется для хранения звукозаписей на оптическом носителе SACD. Изначально предполагался как архивный формат звукозаписывающей компании Sony Music для перевода музыкального архива в цифровой формат.
Аналоговый звуковой сигнал конвертируется в цифровой с помощью дельта-сигма модуляции при частоте дискретизации 2 822,4 кГц (в 64 раза больше, чем у CD Audio), но с разрешением всего 1 бит, в отличие от используемых в формате CD 16 бит при частоте 44,1 кГц. Преобразование, при котором отсчёты аналогового сигнала берутся с частотой, многократно превышающей верхнюю граничную частоту сигнала называется передискретизацией (англ. oversampling).
Избыточность дискретизации имеет большое значение для уменьшения шума квантования, являющегося продуктом процесса квантования. При равномерном законе распределения спектра шума квантования его модуль спектральной плотности мощности уменьшается благодаря увеличению частоты Найквиста при передискретизации, то есть шум распределяется на более широкую полосу частот. При этом мощность шума в частотном диапазоне, занимаемом полезным сигналом, уменьшается пропорционально повышению частоты дискретизации. Таким образом, отношение сигнал/шум увеличивается, когда частота дискретизации становится больше. Передискретизация позволяет избежать необходимости предварительного фильтрования и сохраняет гармоники в их первоначальном состоянии (хотя они могут оказаться задавленными шумом квантования, особенно на высоких частотах). Фазовая характеристика становится более схожей с высокочастотной характеристикой аналоговых систем.
Чтобы иметь меньший уровень шумов в пределах частотного диапазона полезного сигнала применяется технология формированием шума (англ. noise shaping), которая перемещает шумы за пределы слышимого диапазона. Затем одноразрядные импульсы записываются напрямую на носитель.
Положительное изменение амплитуды будет представлено всеми «1». Отрицательное - всеми «0». Нулевая точка будет представлена сменой двоичного числа. Поскольку значение амплитуды аналогового сигнала в каждый момент представлено в виде плотности импульсов, этот метод иногда называют плотностно-импульсной модуляцией Pulse Density Modulation (PDM).

Преимущества формата
превосходные частотные и фазовые характеристики;
помехоустойчивость;
более простая коммутация;
снижение влияния ошибок;
возможность усовершенствования без ущерба для совместимости носителей.
однобитный формат DSD не нуждается в кадровой структуре и не требует многоразрядных шин, что дает несколько важных технических преимуществ:
нет необходимости создания буфера для хранения многоразрядного слова. Поскольку система одноразрядная, нет также необходимости усложнять её синхронизацией;
эффекты задержек отсчётов (джиттер) незначительны, поскольку задержка нескольких отсчётов при передискретизации оказывает на аудиосигнал минимальное влияние, так как даже при самой высокой частоте сигнала составляет малую часть периода; в многоразрядных системах задержка на один отсчёт будет равняться уже половине периода высокочастотных компонентов сигнала.
блоки обработки и микросхемы имеют меньше соединений и могут использовать последовательный интерфейс.
DSD способен обеспечить динамический диапазон 120 дБ от 20 Гц до 20 кГц. Значительное повышение уровня шума происходит за границей слышимого диапазона свыше 20 кГц

По вопросам записей мастер лент пишите по адресу [email protected] со ссылкой на сайт Есть возможность заказать и сделать практически любую запись. Ниже приводится список того, что в данный момент есть в наличии.

AВВА The Best 2LP 1992 46:05 / 46:54
Argent All Together Now 1972 42:08 15 ips
Argent Ring Of Hands 1970 42:45 15 ips
The Beatles For Sale 1964 35:32 15 ips
The Beatles Please, Please Me 1963 33:06:00 15 ips
The Beatles With The Beatles 1963 34:12:00 15 ips
The Beatles White Album A+B 1968 46:20 15 ips
The Beatles White Album C+D 1968 47:10 15 ips
The Beatles Abbey Road 1969 47:29 15 ips
The Beatles Rubber Soul 1965 36:16 15 ips
The Beatles Revolver 1966 34:54 15 ips
The Beatles Sgt. Pepper"s Lonely Clab Band 1967 39:21 15 ips
Black Sabbath Paranoid 1970 41:50:00 15 ips
Black Sabbath Black Sabbath 1970 39:18:00 15 ips
Black Sabbath Sabbotage 1975 43:20:00 15 ips
Black Sabbath Vol.4 1972 43:26:00 15 ips
BUDGIE Budgie 1971 40:57:00 15 ips
BIRTH CONTROL Operation 1971 46:48 15 ips
BIRTH CONTROL Titanic 1978 42:10:00 15 ips
BIRTH CONTROL Count on Dracula 1980 38:49:00 15 ips
BIRTH CONTROL Increase 1977 40:08:00 15 ips
Creedance Cosmo"s Factory 1970 43:08 15 ips
Charlie Byrd The Guitar Artisty 1960 41:24 15 ips
Gentle Giant Gentle Giant 1970 37:10 15 ips
Deep Purple In Rock 1970 43:37 15 ips
Deep Purple Fireball 1971 40:33 15 ips
Deep Purple Machine Head 1972 37:25 15 ips
Deep Purple Who Do We Think We Are 1973 34:42 15 ips
Deep Purple Burn 1974 42:26 15 ips
Deep Purple Stormbringer 1974 36:44 15 ips
Deep Purple Come Taste The Band 1975 37:16 15 ips
Duke Ellington Blues In Orbit 1960 46:00 15 ips
Duke Ellington BERLIN 65 + PARIS 67 1965/67 51:36 15 ips
Duke Ellington & Orchestra Jazz at the Plaza VOL II 1958 46:47 15 ips
Diana Krall The Very Best Of Diana Krall 2LP 2007 39:15/38:45 15 ips
Dire Straits Brothers In Arms 1985 55:37:00 15 ips
Emerson, Lake & Palmer Brain Salad Surgery 1973 43:00 15 ips
Eagles Hell Freezes Over 2LP 1994 36:15/38:20 15 ips
FANTASY Paint a picture 1973 45:50 15 ips
Chris Isaak Wicked Game 1985 45:56 15 ips
FRUUPP Future Legends 1973 40:20 15 ips
FRUUPP "The prince of heavens" 1974 43:20 15 ips
Gerry Mulligan What Is There To Say ? 1958 42:00 15ips
Jean Michell Jarre Equinoxel 1978 39:20 15 ips
Jethro Tull Aqualung 1971 43:43 15 ips
Jethro Tull Songs From The World 1977 41:47:00 15 ips
Jesus Christ SuperStar A+B 1970 43:56 15 ips
Jesus Christ SuperStar C+D 1970 43:12 15 ips
JOE BONAMASSA Dust Bowl 2LP 2011 31:50/31:15 15 ips
KraftWerk Radio Activity 1975 37:48 15 ips
King Krimson Lizard 1970 42:44 15 ips
Led Zeppelin I 1969 44:59 15 ips
Led Zeppelin II 1969 41:32 15 ips
Led Zeppelin III 1970 43:45 15 ips
Led Zeppelin IV 1971 42:37 15 ips
Led Zeppelin Houses Of The Holy 1973 45:17 15 ips
LIVIN BLUES Out of the Blue 1995 52:45 15 ips
METAL CHURCH Metal church 1984 42:13 15 ips
MOTLEY CRUE Too fast for Love 1982 34:10 15 ips
Miles Davis Jazz at the Plaza VOL I 1958 40:27 15 ips
Miles Davis Sketches Of Spain 1960 41:56 15 ips
Miles Davis Kind Of Blue 1959 46:30 15 ips
Milt Jackson, Joe Pass, Ray Broun The Big 3 1975 44:30 15 ips
Oscar Peterson Soul Espanol 1966 38:30 15 ips
MOTLEY CRUE Shout At The Devil 1983 35:02 15ips
JUDAS PRIEST Sad Wings of Destiny 1976 39:48 15ips
Pink Floyd Meddle 1971 47:02 15 ips
Pink Floyd Dark Side Of The Moon 1973 43:00 15 ips
Pink Floyd Wish You Were Here 1975 44:28 15 ips
Pink Floyd Animals 1977 41:51 15 ips
Pink Floyd The Wall A+B 1979 41:56 15 ips
Pink Floyd The Wall C+D 1979 42:06 15 ips
Pink Floyd A Momentary Lapse Of Reason 1987 51:35 15ips
Procol Harum Procols Nineth 1975 39:21 15ips
PACIFIC GAS& ELECTRIC PACIFIC GAS& ELECTRIC 1971 38:55 15ips
Queen I 1973 39:00 15 ips
Queen II 1974 40:54 15 ips
Queen Sheer Heart Attack 1974 42:00:00 15 ips
Queen A Night At The Opera 1975 43:54 15 ips
Queen A Day At The Races 1976 44:18:00 15 ips
Queen Jazz 1976 44:45:00 15ips
Queen News Of The World 1978 39:30 15ips
Queen The Game 1980 35:45 15 ips
Queen Innuendo 1991 54:00 15 ips
Roger Waters Amused To Death A+B 1992 38:03 15ips
Roger Waters Amused To Death C+D 1992 35:00 15ips
SKIN ALLEY Skin Alley 1969 41:54 15ips
SKIN ALLEY To Pagham and beyond 1970 43:06 15ips
SAVOY BROWN Let it Ride 1992 41:22 15ips
SAVOY BROWN Voodoo Moon 2011 45:49 15ips
SAVOY BROWN Shake Down 1967 41:10 15ips
Solar Project Aquarmada 2014 50:00 15ips
Stan Getz& Astrud Gilberto Getz Au Go Go 1964 43:53 15 ips
Stan Getz With Laurindo Almeida 1963 32:38 15 ips
Stan Getz Stan Getz & Bill Evans 1964 43:49 15 ips
Stan Getz Stan`s Party 1980 51:32 15ips
Sonny Rollins Saxophone Collosus 1958 41:00 15 ips
The Doors Morrison Hotel 1970 37:53 15ips
Uriah Heep Look At Yourself 1971 41:35 15ips
Yes Close To The Edge 1972 37:55 15 ips
W.A.S.P WASP 1984 38:28 15 ips
The John Dummer Blues Band Blue 1972 35:35 15 ips
The Best Of Led Zeppelin EARLY DAYS Volume One 1999 2LP 1999 38:00/41:00 15 ips
The Best Of Italo Disco Dance Music Hits 2LP 1987 47:11/46:35 15ips
Clark Terry & Freddie Hubbard & Oscar Peterson The Alternate Blues 1980 44:52 15ips
The Jonah Jones Quartet Swinin On Broadway 1957 31:00:00 15ips
The Dave Brubeck Quartet Time Out 1959 38:35:00 15ips
Bill Evans Quiet Now: Never Let Me Go 1980 44:20:00 15ips
Bill Evans Trio Portrait In Jazz 1959 42:50:00 15ips
Eric bibb & Needded Time Good stuff 1997 56:28:00 15ips
John Campbell Howlin Mercy 1993 55:33:00 15ips
John Campbell One Believer 1991 46:20:00 15ips
Iron Maiden Seventh Son Of A Seventh Son 1988 44:10:00 15ips
Enigma MCMXC a.D. 1996 40:25:00 15ips
Dao Dezi (Deep Forest) Dao Dezi 1994 42:40 15ips
Glenn Gould & Yehudi Menuhin (Bach, Beethoven, Schoenberg) 1965/1966 48:12:00 15ips
Igor Stravinsky Petroushka 1990 33:58:00 15ips
Igor Stravinsky Le Sacre Du Printemps - The Rite Of Spring 1990 31:38:00 15ips
F. Chopin Piano Concertos №1 (K. Zimerman) 1999 45:58:00 15ips
Chopin/ Hiroko Nakamura,London Symphony Orch Piano Concertos №1 in E minor, Op.11 1984 40:52 15ips
Chopin/ Hiroko Nakamura,London Symphony Orch Piano Concertos №2 in F minor, Op.21 1984 31:32 15ips
W. A. Mozart, (Vladimir Ashkenazy) Piano Concertos Nos.25 & 27 , 1980 46:33:00 15ips
J. S. Bach &Philharmonia Slavonica, Karel Brazda Brandenburgische Konzerte NOS. 1 - 3 BWV 1976/1977 45:03 15ips
J. S. Bach &Philharmonia Slavonica, Karel Brazda Brandenburgisches Konzert Nr.3 G-Dur BWV 1976/1977 43:56 15ips
В.Высоцкий Концерт в Торонто" 12 апреля 1979" 2LP 1979 44:35/44:50 15ips
В.Высоцкий "Натянутый канат" 1977 39:45:00 15ips
В.Высоцкий " Мы вращаем землю" 2LP 1988 33:08/ 39:35 15ips
Машина Времени Time Machine / Abbey Road 2006 55:12:00 15ips
"Александр Розенбаум-Ретро
Александр Розенбаум Лучшее-Ретро 2LP 1989 46:20/46:45 15ips
Давид Тухманов "По волне мой памяти" 1975 42:27:00 15ips
В. Ободзинский Только "Да" / Мне снится море 2LP 1979 46:55/44:25 15ips
М. Кристалинская Нежность / Ты не печалься 2LP 1980 33:23/33:38 15ips
Э, Пьеха Лучшее 1982 41:45:00 15ips
Бабкины Внуки 1945- 2015 2015 36:21:00 15ips
Бабкины Внуки " Не для меня " 2015 39:45:00 15ips
ВИА «Песняры» № 1 1980 45:21:00 15ips
ВИА «Песняры» № 2 1980 45:51:00 15ips
ВИА «Цветы» Лучшее 1981 45:53:00 15ips
ВИА «Веселые ребята» № 1 1980 48:23 15ips
ВИА «Веселые ребята» № 2 1989 45:53 15ips
КИНО (Виктор Цой) " Группа Крови " 1988 47:35 15ips
DISCO HITS 1 1989 45:53:00 15ips
DISCO HITS 2 1989 48:06:00 15ips
DISCO HITS 3 1989 45:35:00 15ips
DISCO HITS 4 1989 46:19:00 15ips