Образ молодого поколения в драме А. Н


А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, её характеры, типажи, судьбы.
Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.
Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Стоит отметить, что одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона

В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это её гнетет, но Катерина терпит, ᴨᴏᴛому что считает это своим долгом и божьим промыслом.
В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.
Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. По этой причине важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю»

В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой

В её голове прочно ᴄᴫᴏжился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.
Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Важно учесть, что их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. По этой причине героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.
На основании выше сказанного приходим к выводу, что обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, ᴨᴏᴛому что они соответствуют её внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. По этой причине свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.
Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют её внутренним представлениям о жизни. По этой причине с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протесᴛᴏʙать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.
Так, героиня ᴨᴏᴛакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.
У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к её несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого

В данном плане очень важен эпизод с ключом

В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о её измене, её некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.
Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не в силах пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, её желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. По этой причине её никогда не постигнет участь Катерины.
В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, ᴨᴏᴛому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

Страница 1 из 1



Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство

Твір по літературі: Мовна характеристика персонажа. Фамусов і його суспільство У комедії "Горе від розуму" Грибоєдов зобразив життя Росії після Вітчизняної війни 1812 року. Близький по своїх поглядах до декабристів, Грибоєдов показав зіткнення двох таборів у російському громадському житті: передового декабристського й старого кріпосницького століття, "століття нинішнього" і "століття минулого". Зображуючи "століття минулий", Грибоєдов вивів на сцену целую юрбу мешканців дворянської Москви. Це багаті й знатні дворяни - "тузи", як гордо вони кличуть себе. Вони славляться не...


Сравнительная характеристика Устины и панночки

Сочинение сравнение по повести М. Вовчка «Институтка». «Институтка» - это первая в украинской литературе социальная повесть, глубоко реалистическое произведение о взаимоотношениях между крепостными и господами. Писательница показала невыносимое положение крестьян, что является следствием жестокости и бездушности крепостников, изобразила нарастание народного гнева, мораль господ и трудового народа, залог тогдашнего образования. В повести Марко Вовчок противопоставила образы девушки Устины и молодой госпожи. Название произведения наталкивает нас на мысль, что главный герой - просвещенная помещица. «И что же то за хорошая из лица была! Кажется, и не срисовать такой красоты!» - это впечатление от внешности панночки. Но это эгоистический человек, который ощущается, например, в сцене отбора институткой наймички. Этим контрастом между внешним и внутренним видом панночки автор изобразил разногласие между опрятностью, внешней культурой подавляющего большинства дворян и их мерзким нутром....


Нетрадиционная характеристика Пузыря в комедии «Хозяин»

В украинской литературе основоположником социальной комедии стал Карпенко-Карый, создав целый ряд комедий, которые «сатирой страшной» клеймили эксплуататоров, мошенников, деморализованных чиновников. Из восемнадцати созданных драматургом пьес сатирическая комедия «Хозяин» считается одной из наилучших. Пьеса была написана в 1900 году и впервые поставлена в Киеве в 1901 году. В роли главного героя Пузыря выступал сам Карпенко-Карый, который как можно лучше сумел воплотить на сцене созданный им образ капиталиста-землевладельца. Это, безусловно, великое творческое достижение известного драматурга, который с большой силой реализма разоблачил капиталистические методы наживы и эксплуатации. Об экономическом положении Терентия Гавриловича Пузыря мы узнаем частично еще из комедии «Сто тысяч». Это о нем Герасим Мошна сказал: «Мужва репаная! Давно лизала господам руки, шапку снимала, а теперь разжилась, кумпанию с господами водит и сейчас морду пиндючит перед своим братом»....


Сравнительная характеристика онегина и печорина

Сочинения по литературе: Сравнительная характеристика онегина и печорина (Передовые люди XIX века)Жизнь моя, ты откуда идешь и куда? Отчего мне мой путь столь неясен и таен? Для чего я не ведаю цели труда? Почему я влеченьям своим не хозяин? Песо Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал в своей статье "Евгений Онегин" это произведение "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русской жизни: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа -- Пушкин хорошо изучил жизнь всех слоев общества начала XIX века. В годы создания романа Пушкину пришлось много пережить, потерять многих друзей, испытать горечь от гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". На широком фоне русских картин жизни показана драматическая судьба лучших людей, передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. Без Онегина был бы невозможен "Герой нашего времени" Лермонтова, потому что реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XIX века. Пушкин воплотил в образе Онегина многие из тех черт, которые потом развернуты в отдельных персонажах Лермонтова, Тургенева, Герцена, Гончарова. Евгений Онегин и Печорин очень похожи по характеру, оба они из светской среды, получили хорошее воспитание, они стоят на более высокой ступени развития, отсюда их тоска, хандра и неудовлетворенность. Все это свойственно душам более тонким и более развитым. Пушкин пишет об Онегине: "Хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена". Светское общество, в котором вращался Онегин, а позднее и Печорин, испортило их. Оно не требовало знаний, достаточно было поверхностного образования, важнее было знание французского языка и хороших манер. Евгений, как все, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Свои лучшие годы он тратит, как большинство людей его круга, на балы, театры и любовные увлечения. Такой же образ жизни ведет и Печорин. Очень скоро оба начинают понимать, что эта жизнь пуста, что за "внешней мишурой" не стоит ничего, в свете царит скука, клевета, зависть, люди тратят внутренние силы души на сплетни и злобу. Мелкая суета, пустопорожние разговоры "необходимых глупцов", душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего "содержания Праздность, отсутствие высоких интересов опошляют их существование. День похож на день, трудиться незачем, впечатлений мало, поэтому самые умные и лучшие заболевают ностальгией. Своей Родины и народа они по существу не знают. Онегин "хотел писать, но труд упорный ему был тошен...", в книгах он тоже не нашел. ответа на свои вопросы. Онегин умен и мог бы приносить пользу обществу, но отсутствие потребности в труде является причиной того, что он не находит себе занятия по душе. От этого он и страдает, понимая, что верхний слой общества живет за счет рабского труда крепостных. Крепостное право было позором царской России. Онегин в деревне попытался облегчить положение своих крепостных крестьян ("...ярем он барщины старинной оброком легким заменил..."), за что был осужден соседями, которые считали его чудаком и опасным "вольнодумцем". Печорина также многие не понимают. Для того, чтобы глубже раскрыть характер своего героя, Лермонтов помещает его в самые различные социальные сферы, сталкивает с самыми разнообразными людьми. Когда вышло в свет отдельное издание "Героя нашего времени", то стало ясно, что до Лермонтова русского реалистического романа не было. Белинский указал, что "Княжна Мери" - одна из главных повестей в романе. В этой повести Печорин рассказывает о самом себе, раскрывает свою душу. Здесь сильнее всего проявились особенности "Героя нашего времени" как психологического романа. В дневнике Печорина мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему слабости и пороки: Здесь дана разгадка его характера и объяснение его поступков. Печорин - жертва своего тяжелого времени. Характер Печорина сложен и противоречив. Он говорит о себе; "Во мне два человека: один живет, в полном смысле этого слова, - другой мыслит и судит его". В образе Печорина видны черты характера самого автора, но Лермонтов был шире и глубже своего героя. Печорин тесно связан с передовой общественной мыслью, но он причисляет себя к жалким потомкам, которые скитаются по земле без убежд...


Образ и характеристика Сони Мармеладовой и ее взаимосвязь с образом Раскольникова

Раскольников и Соня Мармеладова. В 1860 г. Добролюбов в статье «Черты для характеристики русского простонародья» писал о двух разрядах натур - «одни с преобладанием эгоизма, стремящегося наложить свое влияние на других, а другие с избытком преданности, побуждающим отрекаться от своих интересов в пользу других». Критик чрезвычайно проницательно наметил противопоставление, которое стало основным в композиции «Преступления и наказания». Речь идет о Раскольникове и Соне Мармеладовой, но не только о них. То, что Добролюбов назвал «избытков преданности» и самоотречением, есть, по мнению писателя, свойство народного характера с его вечными чертами: смирением и всепрощением. И как бы ни ошибался Достоевский в неизменности и постоянстве этих качеств, все же сам по себе принцип анализа и оценки идей и поступков натур «первого разряда» «с преобладанием эгоизма» с точки зрения морального кодекса народных масс есть важнейший этический и эстетический принцип Достоевского. ...

Урок 38. Город Калинов и его обитатели. Д. I-IV

Цель урока: проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.
Ход урока


II. Беседа

Назовите основных героев пьесы, их общественное положение. В драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Какой принцип положен автором в систему действующих лиц пьесы?

Попробуйте дать определения именам и фамилиям действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой, Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха). Тихон, Катерина, Кулигин и другие.

Где и когда разворачиваются события?
IV. Слово учителя

С первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского - драматурга. Первое действие проходит летним вечером в общественном саду на берегу Волги. Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите картину Левитана «Вечер. Золотой плес». Вот что увидели бы вы, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы: сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке. Тишина и покой.

Обратите внимание на слова Кулигина: «Чудеса! Наглядеться не могу». Кулигин не только любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, «какая красота в природе разлита». Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.


IV. Работа с текстом пьесы

О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?
Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.


Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)
Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?


V. Слово учителя

Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.


Домашнее задание

1. Заполнить таблицы (по вариантам):

Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»

Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Урок 39. Образ Катерины. Ее душевная трагедия. Д. II-V

Цель: проанализировать образ героини; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания
II Беседа по тексту д. II - IV

Какими событиями наполнена жизнь героини?

Какую роль сыграл каждый персонаж в судьбе Катерины?

(Катерина очень немногословна. Характер ее поведения говорит об уверенности в себе, о само достаточности. Ей незачем самоутверждаться за счет других. Все мысли Катерины сосредоточены на любви к Борису, это чувство захватило ее целиком, ни о чем другом она ни думать, ни говорить не в состоянии.)

Как характеризует Катерину ее стиль общения? Какие стороны характера Катерины раскрываются в разговоре с Варварой?

(В этом разговоре Катерина впервые признается в любви к Борису. В нем раскрывается сила чувства Катерины, глубина ее душевной драмы, внутренняя сила, решительность ее характера. («Такая уж я зародилась, горячая»), показана готовность отстоять свою независимость, хотя бы ценой гибели («...уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой... в окно выброшусь, в Волгу кинусь...»). Этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.)

Д. II, явл. 3, 4, 5 «Проводы Тихона». Как ведут себя герои в этой сцене, как это их характеризует?

Какое значение эта сцена имеет в развитии событий?

(В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.)

Как ведет себя Тихон перед отъездом из дома?

(Чтобы понять душевное состояние Тихона перед отъездом, нужно ясно представить себе его положение в доме матери, его желание хотя бы на две недели освободиться от опеки. С чувством облегчения произносит Тихон свою реплику: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Мать требует, чтобы он дал наказ Катерине, как жить без него. Тихон понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену.

Когда наставления Кабанихи становятся совсем оскорбительными, Тихон пытается возразить против издевательства над Катериной, но мать непреклонна, и он тихо, сконфузившись, как бы извиняясь перед женой, произносит: «Не заглядывайся на парней!» Цель Кабанихи - привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину.)

Д. II, явл. 10. Монолог с ключом.

Попытаемся понять, почему Катерина полюбила Бориса? Ответ найдем в статье Добролюбова «В этой страсти заключается для нее вся жизнь; вся сила ее натуры, все ее живые стремления сливаются здесь. К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих ее, к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

Какие чувства испытывает Катерина, как эти чувства отражаются в ее речи? Каково значение сцены?

(Здесь раскрывается победа естественного чувства Катерины над догмами домостроя. Речь героини полна коротких, отрывистых вопросительных и восклицательных предложений, повторов, сравнений передающих напряжение чувств Катерины.

После взволнованного вступления идут горькие раздумья Катерины о жизни в неволе. Речь становится более сдержанной, уравновешенной. Катерина оспаривает первоначальное решение - бросить ключ: «Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то!.. Да ведь он сам не захотел». Эта часть монолога сопровождается ремарками: подумав, молчание, задумывается, задумчиво смотрит на ключ, характеризующих состояние Катерины.

Заканчивается монолог сильным порывом чувств: «Мне хоть умереть, да увидеть его...».)
Задание.

Д. III, явл. 6-8. Сопоставьте картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте вывод.

(Эти картины показаны на основе контраста. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. «Катерина любит, готовая искупить эту свою первую страстную любовь смертью, а Варвара только «гуляет», - говорила исполнительница роли Катерины, артистка Малого театра П. А. Стрепетова. Контрастность душевного состояния героев - в ремарках автора. Слова Варвары сопровождаются ремарками «зевая», «зевает, потом целует холодно, как давно знакомого», «зевает а потягивается». Катерина «тихо сходит по тропинке, ... потупив глаза в землю», обращается к Борису «с испугом, но не поднимая глаз», «поднимает глаза и смотрит на Бориса», «кидается ему на шею». Как и в сцене с ключом, автор показывает эволюцию душевного состояния Катерины - от растерянности к утверждению права на любовь.)

Д. IV, явл. 3. О чем узнаем из разговора Варвары и Бориса?

(Катерина после приезда мужа «просто сама не своя сделалась... Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!».)
Задание.

Д. IV, явл. 4, 5. Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в развитии действия, как мотивируется сцена покаяния Катерины.

(Надвигается гроза, которая, по мнению калиновцев, нам в наказание посылается Мрачный колорит усиливается и сценой действия - вместо панорамы Волги - узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина «вбегает» на сцену, «хватает Варвару за руку и держит крепко!» Ее отрывистые реплики передают крайнее потрясение. Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Раньше она была защищена сознанием своей правоты. Теперь она безоружна. А ласка мужа, перед которым она чувствует себя виноватой, для нее - пытка. Когда же в толпе появляется Борис, Катерина как бы прося защиты, «приклоняется к Варваре».)

Снова слышны пророчества: «Уже ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет...» Как и в д. I, появляется сумасшедшая барыня; но в д. I ее пророчества имели обобщенный характер («Что, красавицы? Что тут делаете?.. Все в смоле будете кипеть неутолимой!..»), то в д. IV барыня обращается непосредственно к Катерине: «Что прячешься! Нечего прятаться!..» Ее слова сопровождаются ударами грома.

В чем разница в душевном состоянии Катерины в д. I и д. IV?

(Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни: Д. I «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь», Д. IV «Ах! Умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы - сцене всенародного покаяния Катерины.)
Задание.

Прочитайте явл. 6. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

(Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

(Если бы Катерина скрыла свой «грех» научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом.)

Чем объясняется и мотивируется раскаяние героини?

(Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу». На возражение Варвары: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. да и что хорошего!» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни, И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)
III Анализ действия V

1. Краткий пересказ действия V.

Пояснение для учителя.

Если есть возможность заслушайте две сценические трактовки образа Катерины в исполнении П. А. Стрепетовой и М. Н. Ермоловой, и попросите учащихся высказать свои суждения о том, какая из этих трактовок более соответствует образу, созданному Островским (см. доп.материал).


2. Беседа.

Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему? Давайте представим, что Катерина имела возможность обратиться к современному специалисту-психологу. Какие рекомендации она бы получила?

Александром Николаевичем была освещена важнейшая и особенно актуальная в то время проблема человеческого достоинства. В аргументы, позволяющие считать ее таковой, приводятся весьма убедительные. Автор доказывает, что его пьеса действительно важна хотя бы тем, что вопросы, затронутые в ней, продолжают волновать спустя много лет и нынешнее поколение. К драме обращаются, ее изучают и анализируют, а интерес к ней не ослабевает до сих пор.

В 50-60-е годы 19-го века особое внимание писателей и поэтов привлекали следующие три темы: появление разночинной интеллигенции, крепостное право и положение женщины в обществе и семье. Кроме того, была еще одна тема - тирания денег, самодурства и старозаветного авторитета в среде купечества, под гнетом которой находились все члены семей, а особенно женщины. А. Н. Островский в своей драме "Гроза" поставил задачу обличения духовной и экономической тирании в так называемом "темном царстве".

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - самая важная в этом произведении. Следует отметить, что в пьесе очень мало персонажей, о которых можно было бы говорить: "Это достойный человек". Большинство действующих лиц - либо безусловно отрицательные герои, либо невыразительные, нейтральные. Дикой и Кабаниха - истуканы, лишенные элементарных человеческих чувств; Борис и Тихон - бесхребетные, способные лишь подчиняться существа; Кудряш и Варвара - бесшабашные, тянущиеся к минутным удовольствиям люди, неспособные к серьезным переживаниям и размышлениям. Лишь Кулигин, чудаковатый изобретатель, и главная героиня Катерина выбиваются из данного ряда. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" кратко может быть описана как противостояние этих двух героев обществу.

Изобретатель Кулигин

Кулигин - довольно привлекательный человек, обладающий немалыми талантами, острым умом, поэтической душой, стремлением бескорыстно служить людям. Он честен и добр. Не случайно именно ему Островский доверяет оценку отсталого, ограниченного, самодовольного калиновского общества, не признающего остальной мир. Однако Кулигин хотя и вызывает симпатию, все же неспособен постоять за себя, поэтому спокойно сносит грубость, бесконечные насмешки и оскорбления. Это образованный, просвещенный человек, но эти лучшие качества в Калинове считаются лишь блажью. Изобретателя пренебрежительно именуют алхимиком. Он жаждет всеобщего блага, хочет установить громоотвод, часы в городе, но косное общество не желает принимать никаких новшеств. Кабаниха, являющаяся воплощением патриархального мира, не сядет на поезд, даже если весь мир уже давно пользуется железной дорогой. Дикой никогда не поймет, что молния на самом деле - электричество. Он даже такого слова не знает. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза", эпиграфом к которой может служить реплика Кулигина "Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!", благодаря введению этого персонажа получает более глубокое освещение.

Кулигин, видя все пороки общества, молчит. Протестует лишь Катерина. Несмотря на свою слабость, это все-таки сильная натура. Сюжетную основу пьесы составляет трагический конфликт между укладом жизни и настоящим чувством главной героини. Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" раскрывается на контрасте "темного царства" и "луча" - Катерины.

"Темное царство" и его жертвы

Обитатели Калинова разделены на две группы. Одну из них составляют представители "темного царства", олицетворяющие власть. Это Кабаниха и Дикой. К другой принадлежат Кулигин, Катерина, Кудряш, Тихон, Борис и Варвара. Они являются жертвами "темного царства", ощущающими его жестокую силу, но выражающие протест против нее по-разному. Через их действия или бездействие раскрывается проблема человеческого достоинства в драме "Гроза". План Островского был показать с разных сторон влияние "темного царства" с его удушающей атмосферой.

Характер Катерины

Интересами и сильно выделяется на фоне среды, в которой она невольно оказалась. Причина жизненной драмы заключается именно в ее особом, исключительном характере.

Эта девушка - натура мечтательная и поэтическая. Она воспитана матерью, которая ее баловала, любила. Ежедневные занятия героини в детстве составляли уход за цветами, посещение церкви, вышивание, прогулки, рассказы богомолок и странниц. Под влиянием этого образа жизни и сложился девушки. Иногда она погружалась в сны наяву, сказочные грезы. Речь Катерины эмоциональная, образная. И вот эта поэтически настроенная и впечатлительная девушка после замужества попадает в дом Кабановой, в атмосферу назойливой опеки и ханжества. Атмосфера этого мира холодная и бездушная. Естественно, конфликт между светлым миром Катерины и обстановкой этого "темного царства" завершается трагически.

Взаимоотношения Катерины и Тихона

Положение осложняется еще и тем, что она вышла замуж за человека, которого не могла любить и не знала, хотя изо всех сил стремилась стать Тихону верной и любящей женой. Попытки героини сблизиться с мужем разбиваются о его недалекость, рабскую приниженность и грубость. Он с детства привык подчиняться во всем матери, боится сказать ей слово поперек. Тихон безропотно переносит самодурство Кабанихи, не смея ей возражать и протестовать. Его единственное желание - хотя бы ненадолго вырваться из-под опеки этой женщины, загулять, запить. Этот безвольный мужчина, являясь одной из многочисленных жертв "темного царства", не только не мог хоть как-то помочь Катерине, но и просто по-человечески понять ее, поскольку внутренний мир героини слишком высок, сложен и недоступен для него. Он не мог предугадать драму, назревавшую в сердце его жены.

Катерина и Борис

Племянник Дикого, Борис, - это тоже жертва ханжеской, темной среды. По своим внутренним качествам он находится значительно выше "благодетелей", окружающих его. Полученное им в столице образование в коммерческой академии развило его культурные потребности и взгляды, поэтому данному персонажу трудно выжить в среде Диких и Кабановых. Проблема человеческого достоинства в пьесе "Гроза" встает и перед этим героем. Однако у него недостает характера, чтобы вырваться из-под их тирании. Он единственный, кто сумел понять Катерину, но был не в силах ей помочь: у него не хватает решимости сражаться за любовь девушки, поэтому он советует ей смириться, покориться судьбе и покидает ее, предчувствуя гибель Катерины. Неспособность бороться за счастье обрекла Бориса и Тихона на то, чтобы не жить, а мучиться. Лишь Катерина сумела бросить вызов этой тирании. Проблема человеческого достоинства в пьесе таким образом, это и проблема характера. Только сильные люди могут бросить вызов "темному царству". К ним относилась только главная героиня.

Мнение Добролюбова

Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" была раскрыта в статье Добролюбова, который назвал Катерину "лучом света в темном царстве". Смерть одаренной молодой женщины, сильной, страстной натуры осветила на миг спящее "царство", как луч солнца на фоне мрачных темных туч. Самоубийство Катерины Добролюбов рассматривает как вызов не только Диким и Кабановым, но и всему укладу жизни в мрачной, деспотической феодально-крепостной стране.

Неизбежный финал

Это был неизбежный финал, несмотря на то что главная героиня так чтила Бога. Катерине Кабановой было проще уйти из этой жизни, чем терпеть упреки свекрови, сплетни и угрызения совести. Она признала себя виновной прилюдно, поскольку не умела лгать. Самоубийство и публичное покаяние следует расценивать как поступки, которые возвысили ее человеческое достоинство.

Катерину могли презирать, унижать, даже бить, но она никогда не унижалась, не совершала недостойных, низких поступков, они лишь шли вразрез с моралью этого общества. Хотя какая может быть мораль у столь ограниченных, тупых людей? Проблема человеческого достоинства в драме "Гроза" - это проблема трагического выбора между тем, чтобы смириться или бросить вызов обществу. Протест при этом грозит тяжелыми последствиями, вплоть до необходимости лишиться жизни.

«Урок Островский Снегурочка» - В пьесе Островского два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта. Однако, в отличие от своих гениальных предшественников, Островский создал сказку-драму. Фольклорные источники «Снегурочки». Римский-Корсаков. «Снегурочка» и русский национальный театр. Молитва русская и мудрость, мудрость пророка».

«Свои люди сочтемся» - Юлий Айхенвальд. Сам отец Островского, Николай Федорович, не был коренным москвичом. Липочка, мечтающая о женихе "из благородных": "Ничего и потолще, был бы собою не мал. Большов наивнее, но крупнее. "Я считаю, на Руси три трагедии: "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор".

«Пьеса «Бесприданница»» - «Бесприданница». Образ Паратова Ю. Олеша восхищался фамилиями героев Островского. Отношения Ларисы и Паратова напоминают отношения хищника и жертвы. В конце пьесы к Ларисе приходит прозрение. Но по сути характеров Катерина и Лариса, скорее, антиподы. Катерина. Стать богатой содержанкой?.. Образ Ларисы.

«Пьеса Островского «Гроза»» - С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»? «Самодуры русской жизни». В центре города- Базарная площадь, неподалеку старая церковь. Путешествие по Волге. Смысл названия драмы «Гроза». В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе. Катерина. А.Н.Островский "Гроза".

«Пьеса Гроза» - Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. С.Шевырев. Мотивная организация драмы. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза». Система образов драмы. Гроза. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. А как же вы в афишке пропустили грозу? А.Н.Островский.

«Пьеса Островского «Бесприданница»» - Проблемные вопросы. Навыки изложения своих мыслей. Жених Ларисы. Выстрел Карандышева. Приобретение навыков анализа текста. Любовь для Ларисы. Стихотворные строки. Романс. Нужна ли Лариса Паратову. Что же за человек Паратов. Островский. Цыганская песня. Каков Карандышев. Тайна пьесы Островского. Печальная песня о бесприданнице.

О чем мы узнаем из диалогов героев о Диком и Кабанихе?

Как относятся к купцам Кудряш, Шапкин, Кулигин? В чем разница в их жизненных позициях?

Задание.

Нарисуйте портрет Дикого, расскажите о его отношениях к домочадцам и жителям города, дайте его речевую характеристику.

(Дикой - дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басоватым голосом… или Дикой - маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками; этот жалкий в сущности чело век способен приводить в трепет окружающих.)

На чем же основано самодурство таких людей как Дикой?

(На власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой откровенно обсчитывает мужиков. Дикой сознает силу - это сила денежного мешка. Поэтому он так дорожит каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства. Дикой грубо набрасывается на Бориса, и он вынужден сносить оскорбления: ведь он получит наследство лишь в том случае, если будет почтителен. И Дикой прекрасно понимает, что Борис зависит от него, и откровенно над ним куражится. Материальная зависимость - вот основа взаимоотношений героев пьесы.)

Какова же жизненная позиция Кулигина?

(Кулигин с болью говорит о «жестоких нравах города, но советует «угождать как-нибудь» самодурам Он не борец, а мечтатель его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его речи, эмоциональной, но старомодной. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания» («Насущность хлеба», «малую благостыню», «несть конца мучениям» и т. д.). Архаичны и художественные вкусы Кулигина. Литература ХIХ века - Пушкин, Гоголь, Лермонтов, - прошла мимо него. Он остался верен Ломоносову и Державину.)

Где происходит действие II (явл. 1.)? Кто действующие лица, их роль?

(Комната в доме Кабановых. Окна закрыты ставнями, полумрак; от лампад, висящих перед иконами, струится мерцание, по стенам стоят сундуки с хозяйским добром В этой мрачной комнате особенно выразительно звучит монолог Феклуши.)

Кто такая Феклуша? Ваше первое впечатление о ней?

О чем она сообщает Глаше? С каким героем ее можно противопоставить?

(По ходу развития действия Кулигин и Феклуша не вступают в открытую борьбу, но изображены в пьесе как антиподы.)

О чем рассказывает Феклуша в д. II, явл. 1?

Итак, если Кулигин несет в общество культуру, то Феклуша - тьму, невежество. Ее нелепые рассказы создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх.

Как речь Феклуши отражает ее характер?

(Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремится расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Этот привычный тон она сохраняет, даже обращаясь к служанке Глаше. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».)

Перечитаем рассказ Феклуши о «неправедных землях», сохраняя особенности ее речи.

Д. III, явл. 1. Разговоры Кабанихи с Феклушей. Что нового дает этот разговор для характеристики этих героев?

(Они скорбят о конце доброго старого времени, осуждают новые по рядки. Автор показывает, насколько они невежественны. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о том, что наступают «последние времена» и даже «время-то стало в умаление приходить». Действительно, патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Над ними собирается гроза.)

Д. III, явл. 2. Что нового узнаем о характере Дикого?

(Никто не может угодить ему, только Кабаниха может «разговорить», т. к. грубость на грубость («Ты не очень-то горло распускай... а я тебе дорога...»).)

Д. III, явл. 3. Теплый летний вечер, и снова из уст Кулигина слышим рассказ о правах Калинова. Зачитайте монолог, сделайте вывод.

Задание.

Опишите Марфу Игнатьевну Кабанову

(Высокая, грузная старуха, носит темное, старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно.)

А каков ее душевный облик? Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

Кто дает ей первую характеристику?(явл. 3). Оправдывается ли эта характеристика в явл. 5?

На каких основах должна, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

(Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха искренне убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень-то нынче старших уважают», Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то...». Все это придает фигуре Кабанихи монументальность. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины.)

Каковы особенности речи Кабанихи, как они связаны с жизненной позицией и характером Кабанихи?

(Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы («Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?» «Чужая душа - потемки»). Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов, словосочетания («...кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «...что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…»).

Как относится к Кабанихе и ее поучениям Тихон, Варвара, Катерина? В чем проявляется их отношение?

(Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям. Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремится убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер, и только реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинное отношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!» «Нашла место наставления читать»). Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. И только Катерина открыто заявляет о своем человеческом достоинстве. («Да хоть и к слову‚ за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»)

Таким образом, уже в первых явлениях перед нами раскрываются острые столкновения героев, которые складываются в единый конфликт самодуров и их жертв. Монолог Кулигина выводит нас за пределы личных взаимоотношений действующих лиц и придает этому конфликту широкое общественное звучание.

Д. IV явл. 1,2. Вновь картины дикого невежества темного царства.

(Если раньше они связаны были с рассказами Феклуши, то теперь Островский показывает целую толпу горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Характерны и разговоры горожан о Литве, которая «на нас с неба упала», и их суеверный страх перед грозой, и настороженное отношение к словам Кулигина, и та покорность, с которой они исполняют приказания Дикого.)

Как горожане выражают свое отношение к Дикому?

(Во время разговора дикого и Кулигина толпа явно сочувствует Дикому, зло и тупо смеется над Кулигиным.)

Каковы взаимоотношения Дикого и Кулигина?

(Кулигин выступает как просветитель. Он уговаривает Дикого принести пользу городу, просит у него денег на солнечные часы и громоотвод, но в ответ дикой напоминает Кулигину, что тот червяк: «Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Ему нравится показывать свою силу, нравится куражиться над беззащитным. Дикой, как и Кабаниха, цепко держится за старые порядки.)

Задание.

Зачитайте этот эпизод и сделайте вывод о развитости и самостоятельности мышления жителей города.

Явл. 6. Каковы взаимоотношения между Варварой, Тихоном и Катериной?

Явл. 7. В каких сценах и эпизодах содержится, по-вашему, завязка драмы? В чем ее своеобразие?

Какое значение имеет монолог Катерины в начале явл. 7?

Что мы узнаем о жизни Катерины в доме родителей?

Как сказалось на речи Катерины влияние народной поэзии и церковной литературы?

В чем сущность Катерины? Как раскрывается внутренняя борьба Катерины в диалоге с Варварой? Как постепенное нарастание внутренней тревоги отражается на ее речи?

V. Слово учителя

Завязка «Грозы» определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что завязкой является решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Обе точки зрения отражают любовную коллизию драмы. Но сущность драмы нельзя сводить к любовной интриге. В основе конфликта лежит столкновение самодуров и их жертв. «Гроза» с первых явлений вводит читателя и зрителя в обстановку напряженной борьбы. Мы застаем героев в тот момент, когда противоречия между ними достигли уже значительной остроты.

Речь Катерины соответствует облику женщины из народа. В основе ее речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Влияние на речь Катерины церкви, духовных стихов («храмы золотые», «кипарисом пахнет», «лукавый шепчет»). Через речь видим двойное влияние на характер Катерины: 1) от песенного народного творчества - порыв к свободе, счастью, свету; 2) от церкви - самоотречение, смирение. Уже в языке отражается глубокое противоречие, составляющее сущность душевной трагедии Катерины. Привыкшая с детства к независимости, Катерина стремится отстоять свою свободу, но считает свои мечты и стремления греховными. Душевное состояние героини отражено в ее речи. Вспоминая родной дом, Катерина говорит спокойно, неторопливо. Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе - речь ее становится тревожной, порывистой. («Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться...»). Мрачные пророчества сумасшедшей барыни, которых Катерина слышит подтверждение своих предчувствий близкой смерти, картины грозы усиливают драматизм ситуации...

На следующем уроке мы посвятим нашу беседу этой героине.

Домашнее задание

1. Заполнить таблицы (по вариантам):

Таблица для Варианта 1 «Образ города Калинова (изображение в пьесе)»

Таблица для Варианта II «Город Калинов глазами героев пьесы»

2. Индивидуальное задание. Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.