Обитатели затерянных миров.

На самом деле всё гораздо проще. Дело в том, что неандертальцы вероятно не вымерли полностью, хотя и были вытеснены с территорий компактного проживания кроманьонцев. Некоторые ученые криптозоологи предполагают, что неандертальцы сегодня известны в качестве реликтовых гоминид, которых часто называют "снежными людьми", "йети", "бигфутами", "троглодитами" и т. д., причем, как и в древности, сегодня они проживают во всех уголках земли. Визуальные контакты этих человекообразных монстров с людьми очень часты, их видят и сталкиваются с ними постоянно. На Африканском континенте проживают целые племена волосатых людей, почти лишенных речи, которые хорошо известны местным жителям. В штате Теннесси, в предгорьях Аппалачей, местные жители даже подкармливают "бигфутов". Очень много данных о них приходит с Азиатско-Тихоокеанского региона и Индо-Китая.

В основном "йети" воруют пищу, забираясь по ночам на плантации, в сады и огороды. Но имеются случаи похищений "снежными людьми" человеческих женщин и детей. В Кашмире, в районе Наранг, "ванманас" (обезьянолюди) часто воруют молодых девушек для создания семьи. Причем, после того как девушки подвергнутся сексуальному насилию, они сильно меняются психически. После этого они не покидают своего насильника, и даже, будучи возвращенными в родной дом, норовят сбежать обратно к своему сожителю в лес или пещеру. То что у "снежных людей" развиты психосенсорные адаптации, замечено давно. Имеются случаи похищений даже взрослых мужчин.

Реликтовых гоминид неоднократно ловили, но как правило, благодаря своей недюженной силе, как говорили очевидцы - "стальным мышцам", им удавалось бежать. Некоторых просто отпускали. По многочисленным описаниям контактов с реликтовыми гоминидами мы имеем более детальные описания того, кто такие неандертальцы и каково бывает от них потомство при скрещивании с человеком.

Фото загадочного экспоната, демонстрировавшегося на ярмарке в г. Бурганёф
во Франции несколько лет назад. Российские и французские гоминологи
считают его настоящим замороженным трупом "снежного человека"
.

В настоящее время гоминология под давлением официальных научных кругов возведена в ранг ненаучных дисциплин и отнесена к разряду криптозоологии , т. е. околонаучной фантастики. На все серьезные исследования, связанные со "снежными людьми", наложено негласное табу, или же в ход идет дезинформация и дискредитация темы. Было бы глупо думать, что до сих пор не поймано и всесторонне не исследовано ни одно такое существо. Конечно же поймано и исследовано. Есть основания подозревать, что после проведения всех засекреченных анализов выяснились такие детали, которые не следует предавать широкой огласке. Возможно это связано с тем, что обнародование научных результатов может обострить расовые противоречия между народами, поскольку теория происхождения рас получит объяснение, и отнюдь не в пользу их равенства. Если выяснится, и более того - будет научно обосновано, что человеческая раса неоднородна и среди неё имеются этносы, одни из которых генетически близки к неандертальским типам, а другие нет, то потомки неандертальцев конечно же будут пытаться всеми силами скрывать результаты исследований, которые выявляют их подлинное происхождение. Они будут заинтересованы в поддержании мифа о том, что все люди произошли от человекоподобных обезьян в результате эволюции и что эти обезьяны не сохранили свою популяцию в прежнем виде. Именно поэтому все "экспонаты" замороженных трупов "снежных людей" быстро исчезают после своего появления на публике, а порой бесследно пропадают и сами их владельцы. Есть основания полагать, что не кроманьонский, а именно неандерталоидный тип человека, т. е. дальние потомки смешанных с кроманьонцами неандертальцев, захватили основную массу руководящих постов в науке и политике и фильтруют информацию во всех сферах научного знания.

Советский антрополог проф. Б. Ф. Поршнев подробно описал случай с поимкой и содержанием реликтового гоминида женского пола, имевший место в Абхазии. В своей книге "Борьба за троглодитов" ученый писал:

"Дата и место её поимки темны. Согласно одному варианту, её поймали в горных лесах Заадан, согласно другому - близ морского побережья нынешнего Очамчирского района или еще южнее - в нынешней Аджарии... Возможно, её перепродавали, прежде чем она оказалась в собственности владетельного князя Д. М. Ачба в Зааданских лесах. Потом пленница попала к его вассалу Х. Челокуа. Еще позже её получил в подарок приезжавший в гости дворянин Эдги Генаба, который отвез её связанную в свою усадьбу в селении Тхина, что на реке Мокви, в 78 км от Сухуми...

Кожа абнауаю была черной или темно-серой, всё тело её с головы до ног, и особенно в нижней части, было покрыто черно-рыжеватыми волосами, они были местами длиной в ширину ладони, но не очень густы. У ступней волосы почти исчезали. Ладони были вовсе без волос. На лице они были совсем редкие, небольшие. Зато на голове, как папаха, возвышалась беспорядочная, свалявшаяся копна совершенно черных, жестких, блестящих волос, гривой спускавшихся на плечи и спину.

Как все абнауаю (так абхазы называли этих реликтовых гоминид, - прим. авт .), Зана не имела человеческой речи... Могла лишь бормотать, издавать нечленораздельные звуки, а в раздражении - невнятные выкрики. Слух у неё был острый, шла на свое имя, выполняла кое-какие команды хозяина, побаивалась его окриков.

Абнауаю была очень рослая, массивная, широкая. Непомерно большие груди. Высокий толстый зад. Мускулистые руки и ноги, но голень от колена до лодыжки была странной формы - без всякого утолщения посредине. Пальцы на руках были толще и длиннее человеческих. На ногах пальцы обладали способностью широко раздвигаться... особенно отодвигался большой палец.

Самое главное, чему Зану удалось научить: она могла высекать огонь из кремня на трут-лишайник и раздувать - это было похоже на врожденное стуканье камнем о камень. Но дальше этого трудовое воспитание, в сущности, не пошло. Её лишь выдрессировали выполнять несложные приказы словом или жестом: вертеть ручные жернова, принести дрова или воду из источника в кувшине, снести на водяную мельницу к реке и принести оттуда мешки, снять хозяину сапоги. Вот и всё… Как видно, Зана не стала человеком.

Но она стала матерью людей, и это - удивительнейшая сторона её истории. Важная для генетики. Неоднократно неандерталка беременела от различных мужчин и рожала. Рожала без всякой помощи. Несла полоскать новорожденного в воде, хотя бы и ледяной. Но метисы не выдерживали этого лесного омовения и погибали. Позже люди начали вовремя отнимать у Заны новорожденных и выкармливать их.

И вот четырежды совершилось чудо: два сына и две дочери Заны выросли людьми - полноценными людьми с речью и разумом, правда, обладавшими физическими и душевными странностями, но всё же вполне способными к труду и общественной жизни. Старший сын имел имя Джанда, старшая дочь - Коджанар, вторая дочь - Гамаса (умерла сорок лет назад), младший сын Хвит (умер в 1954 г.). Все они, в свою очередь, имели потомство, расселившееся по разным местам Абхазии. Двоих из внуков Заны - сына и дочь Хвита от его второго брака с русской - я навестил в 1964 году в г. Ткварчели, где они работают на руднике. Молва утверждает, что отцом Гамасы и Хвита был сам Эдги Генаба. Но их записали при переписи под другой фамилией. Показательно, что Зану похоронили на родовом кладбище семьи Генаба, что этих двух её младших детей растила жена Эдги Генаба.

Многие жители тех мест хорошо помнят и описывают Гамасу и Хвита. Оба они были людьми могучего сложения, с темноватой кожей и другими некоторыми как бы негроидными признаками. Но они почти ничего не унаследовали от Заны из неандертальских черт: доминантным оказался комплекс человеческих признаков, он подавил другую линию наследственности. Это ни в коем случае не были гибриды. Хвита, умершего в возрасте 65-70 лет, односельчане описывают как человека лишь с небольшими отклонениями от нормы. При темной коже и больших губах волосы в отличие от негроидной расы были прямые, жесткие. Голова мала по отношению к размерам тела. Хвит сверх меры был наделен физической силой, но нравом несговорчивым, драчливым, буйным. В результате стычек с односельчанами у Хвита была отсечена правая рука. Однако и левой ему хватало, чтобы косить, справляться с колхозной работой, даже лазать на деревья. Он обладал высоким голосом и хорошо пел. Дважды был женат, оставил троих детей. В старости переселился из сельской местности в Ткварчели, где и умер, а похоронить его привезли обратно в Тхину и погребли близ могилы матери Заны.

Гамаса, по рассказам, тоже, как и брат, была вдвое сильнее людей. Кожа у неё была очень темная, тело волосатое. Лицо было безволосым, однако вокруг рта пробивалась растительность. Гамаса прожила лет до шестидесяти.

С первого моего взгляда на внука и внучку Заны - Шаликуа и Тайю - врезалось впечатление незначительной темноватости кожи, очень смягченной негроидности облика. У Шаликуа необычайно сильные челюстные мышцы, за ним слава: может держать в зубах стул с сидящим человеком и при этом танцевать. Шаликуа наделен даром подражать голосам всех диких и домашних животных".


Прямые потомки Заны: 1 - дочь Наталья; 2, 3, 4 - внуки - Раиса, Шалико,
Татьяна (дети Хвита); 5 - правнук Роберт (сын Раисы)

В этом описании весьма интересны антропологические подробности потомства Заны от людей. Несмотря на уверения проф. Поршнева о том, что дети и внуки Заны были якобы не гибридами и почти ничем не отличались от людей, мы видим, что они унаследовали признаки, которые сам же ученый называет "негроидными". К тому же налицо различные психо-физические аномалии, они едва-едва были способны к общественно полезному труду. В то же время процесс сапиентации (очеловечения) по мере удаления поколений от Заны прогрессирует.

40 лет назад в работах известного уфолога Ф.Ю. Зигеля возникла удивительная идея о том, что жизнь была занесена на Землю в виде информационных форм-голограмм, воздействовавших в определенном направлении на земную эволюцию. Эта удивительная гипотеза дала новый импульс криптобиологии (от греч. «криптос» - скрытый).

Зарождение криптобиологии

Эта отрасль биологии занимается поиском мифических существ, встречающихся в неподтвержденных экспедиционных отчетах, городских легендах и прочих нетрадиционных источниках информации.
Задача криптобиологии - извлечь рациональные зерна из мифов, преданий и, расшифровав, передать объекты либо в сферу деятельности зоологии и ботаники, либо оставить их мифологии. Особенно важны эти данные для биологии, если «следы» существ сохранились только в мифах. Криптобиология - наука пограничная, на стыке разных дисциплин. Пока трудно очертить всю сферу ее деятельности, но можно наметить основные направления.

Криптопалеонтология - одно из направлений криптобиологии - часто использует научные данные, свидетельствующие, что многие живые существа вполне могли бы выдержать эволюционный марафон в сотни миллионов лет и дожить до наших дней. Собственно говоря, наш мир полон таких живых ископаемых, как насекомые, земноводные и некоторые рыбы.

В последнее время криптозоологи неожиданно получили мощную теоретическую поддержку от эволюционистов-генетиков, всерьез заговоривших о «параллельной биосфере», необычных видах мутагенеза и наличии среди нас самых настоящих «космических пришельцев».

Затерянные миры

Интерес к загадочным «допотопным» животным и растениям, сохранившимся до наших дней, возник еще в начале прошлого века и был в значительной мере связан с появлением таких научно-художественных книг, как «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, «Затерянный мир» Артура Конана Дойла, «Плутония» и «Земля Санникова» Владимира Обручева.

Основой для этих первых «криптобиологических» произведений послужили экспедиции в труднодоступные районы Южной Америки, Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии. Например, сюжет «Затерянного мира» Конану Дойлу подсказал его друг майор Фоссет, много путешествовавший в верховьях Амазонки. Там его экспедиция встретила много удивительных животных и растений - 19-метровую анаконду, гигантского черного ягуара и «лесных людей», живущих как в каменном веке.

Прототипом самого «затерянного мира» послужило плато Рорайма на стыке Бразилии, Венесуэлы и Гайаны. Флора и фауна этого недоступного места среди океана джунглей вызывали много споров, пока в середине прошлого века туда не попали первые экспедиции альпинистов-биологов и картографов. На плато действительно нашли уникальные разновидности растений и мелких животных, но вот динозавров там не оказалось, как и троглодитов.

В 1982 году известный французский зоолог бельгийского происхождения Бернар Эйвельманс организовал собрание любителей криптобиологии. На этом представительном форуме профессиональных ученых и энтузиастов поиска неведомых животных было принято решение о создании Международного общества криптозоологии. С тех пор штаб-квартира данной организации находится в США, под эгидой Смитсоновского института и Американского музея естествознания.

Артефакты юрского периода

Под влиянием криптобиологии появилось целое направление в литературе (особенно в научно-фантастической). Вспомним хотя бы весьма нашумевшие художественные книги «Воспоминания о будущем», «Челюсти», «Кинг-Конг», «Легенда о динозаврах», «Парк юрского периода».

Выдающийся писатель и палеонтолог Иван Ефремов создал в романе «На краю Ойкумены» незабываемый образ ископаемого африканского монстра гишу - помесь гиены и льва. Еще более необычна реконструкция писателем зловещей легенды о чрезвычайно опасном червеобразном существе Олгой-Хорхой.

Это легендарное существо, чем-то напоминающее безголового толстого червя, якобы обитает в безлюдных пустынях Монголии и убивает своих жертв мощным электрическим разрядом.

Сам Ефремов так рассказывал об этом «криптозоологическом феномене»: «Во время своих путешествий по Монгольской пустыне Гоби я встречал много людей, рассказывавших мне о страшном червяке, обитающем в самых недоступных, безводных и песчаных уголках гобийской пустыни. Это легенда, но она настолько распространена среди гобийцев, что в самых различных районах загадочный червяк описывается везде одинаково и с большими подробностями: следует думать, что в основе легенды есть правда. По-видимому, в самом деле в пустыне Гоби живет еще неизвестное науке странное существо, возможно, пережиток древнего, вымершего населения Земли».

Однако следует признать, что ни электрочервь, ни морской змей, ни даже плезиозавр Несси из одноименного шотландского озера не могут сравниться по популярности с реликтовым гоминидом, известным каждому просто как снежный человек.

Реликтовый гоминид

В нашей стране еще в 1950-х годах была образована комиссия по реликтовому гоминиду при Президиуме Академии наук СССР под председательством СВ. Обручева. Позже эстафету поисков снежного человека принял московский семинар по реликтовому гоминиду при Дарвиновском музее, созданный усилиями профессора Б.Ф. Поршнева. Существует и Всероссийское общество криптозоологов, которое вместе с Обществом по изучению тайн и загадок Земли проводит регулярные заседания и ежегодные симпозиумы, привлекающие внимание СМИ. К сожалению, в этих организациях много энтузиастов, но мало людей науки, тем более специалистов-криптозоологов.

Самые первые сведения о реликтовых гоминидах в России дошли до нас еще со Средневековья. Это описание секретаря арабского посольства Ахмеда ибн Фадлана загадочных существ большого роста, покрытых шерстью и закутанных в шкуры. Эти странные аборигены встречались в то время в лесах Мордовии и Чувашии.

В настоящее время в методике поиска и исследований гоминида и других загадочных существ произошел качественный скачок, связанный с повсеместным распространением мобильных телефонов со встроенными камерами. Теперь вместо традиционных устных рассказов, часто напоминающих обыкновенные городские легенды, очевидцы чего-либо необычного могут представить качественные фотографии или даже «мобильные видеофильмы».

Любопытно, что пока это вызывает обратный эффект. Так, хотя из СМИ практически полностью исчезли традиционные рисунки-реконструкции, их место так и не заняли достоверные «видеомобильные» материалы. Скептики считают, что этот факт последних десятилетий говорит о многом.

Надо заметить, что сегодня на стыке криптозоологии и фольклористики возникла очень любопытная ситуация со своеобразной «сказочной» наукой - демонологией (от слова «демон»). Путем анализа древних текстов и легенд разных народов исследователи пытаются узнать, были ли в их основе реальные персонажи. Например, из некоторых работ следует, что в основе легенд о леших, домовых, русалках и водяных могут лежать факты встреч с реальными существами. Это могут быть и реликтовые гоминиды, и необычные мутанты, и вообще «продукты» теневой биосферы.

Так, из легенд и мифов можно почерпнуть подробные сведения о внешнем виде человекообразных существ. Этими вопросами занимается гоминология - раздел приматологии, изучающий грань между зоологией и антропологией. Сюда же входит и инфернология - своеобразная дисциплина по изучению всяческих духов, вурдалаков, оборотней и прочей «нечисти».

Так что лежит в основе феномена снежного человека? Если подобные существа - не реликтовые обезьяны, а известны факты, когда йети знали и осознанно использовали некоторый минимум нашего словарного запаса, то кто они?

Сегодня наиболее популярны следующие гипотезы о природе феномена снежного человека: это дожившие до нашего времени неандертальцы (а возможно, даже еще более древние гоминиды), продукт каких-то необычных мутаций, аномального межвидового скрещивания или боковая ветвь панспермии.

Демоны тератологии

Криптобиология может граничить и с очень необычными направлениями «неакадемических исследований». Ярким примером является криптотератология - наука о неординарных физиологических аномалиях животных. Криптотератологи изучают легенды о василисках, грифонах и кентаврах, сопоставляя их с генетическими аномалиями двухголовых телят и птиц, двухвостыми ящерицами и горбатыми рыбами. Часто криптотератологические мифы основываются и на необычной окраске существ. Например, изредка встречаются беспигментные особи: альбиносы или, наоборот, темные до черного - меланисты.

Василиск

Развивается и радиационная криптотератология, получившая обширное поле для деятельности в Чернобыльской зоне отчуждения.

Много нового в криптобиологию принесла и криптоботаника, изучающая неизвестные науке растения - криптиды. Своеобразным символом криптоботаники может служить знаменитый цветок папоротника, который якобы расцветает над кладами в ночь на Ивана Купалу. Кроме того, в народных сказаниях можно встретить такие легендарные растения, как разрыв-трава и татарский овен, или агнец скифский. При этом поиск растительных артефактов затрудняет то, что многие растения несут народные названия, встречающиеся в мифах, легендах и преданиях.

Иногда криптобиологи участвуют и в конференциях, которые организуют эниологи и уфологи, изучающие экстрасенсорное целительство, биолокацию, неопознанные летающие объекты, полтергейст, телекинез и ясновидение.

Олег АРСЕНОВ

Более длинными руками, малой длиной шеи и массивной нижней челюстью , относительно короткими бёдрами , с густым волосяным покровом по всему телу - чёрного, рыжего, белого или седого цвета. Лица тёмного цвета. На голове волосы длиннее, чем на теле. Усы и борода очень редкие и короткие. Хорошо лазают по деревьям. Высказывались предположения, что горные популяции снежных людей живут в пещерах, лесные строят гнёзда на ветках деревьев. Карл Линней обозначил его как Homo troglodytes (человек пещерный). «Очевидцы» [ ] описывали встречи с экземплярами различного роста, от среднего человеческого до 3 м и более.

Рисунок снежного человека.

Представления о снежном человеке и его различных местных аналогах весьма интересны с точки зрения этнографии . Образ огромного страшного человека может отражать прирождённые страхи перед темнотой, неизвестностью, отношения с мистическими силами у разных народов. Вполне возможно, что в некоторых случаях за снежных людей принимались люди с неестественным волосяным покровом или одичавшие люди.

Существование

Большинство современных учёных скептически относятся к возможности существования снежного человека.

Мне, по крайней мере, неизвестны законы природы, налагавшие бы прямой запрет на существование в горах Центральной Азии реликтового гоминоида - «обезьяночеловека», или просто крупной человекообразной обезьяны. С вечными снегами он, надо полагать, вопреки своему названию не связан никак (кроме того, что иногда оставляет там следы), а обитать должен в поясе горных лесов, где вполне достаточно и пищи, и укрытий. Ясно, что любые сообщения о североамериканских «бигфутах» можно со спокойной совестью выкидывать не читая (ибо своих видов приматов на том континенте нет и никогда не было, а чтобы пройти туда из Азии через приполярную Берингию, как это сделали люди, надо хотя бы обладать огнём), но вот в Гималаях или на Памире - почему бы и нет? Есть даже вполне правдоподобные кандидаты на эту роль, например, мегантроп - очень крупная (около двух метров ростом) ископаемая обезьяна из Южной Азии, обладавшая рядом «человеческих» черт, которые сближают её с африканскими австралопитеками, прямыми предками гоминид […]

Итак, допускаю ли я (как зоолог-профессионал) принципиальную возможность существования реликтового гоминоида? - ответ: «Да». Верю ли я в его существование? - ответ: «Нет». А поскольку речь тут зашла не о «знаю/не знаю», а о «верю/не верю», я позволю себе высказать на сей счет вполне субъективное суждение, основанное личном опыте: […] там, где единожды ступила нога профессионала, ни одно животное крупнее крысы не имеет ни единого шанса остаться «неизвестным науке». Ну, а поскольку к концу двадцатого столетия мест, где та нога профессионала не ступала бы вовсе, почитай, уже не осталось (по крайней мере на суше) - выводы делайте сами…

В настоящее время нет ни одного представителя вида, живущего в неволе, ни одного скелета или шкуры . Тем не менее якобы имеются волосы, отпечатки следов и несколько десятков фотографий, видеозаписей (плохого качества) и аудиозаписей. Достоверность этих свидетельств под сомнением. Долгое время одним из наиболее убедительных доказательств считался короткий фильм, снятый Роджером Паттерсоном и Бобом Гимлином в 1967 году в Северной Калифорнии. На плёнке, как утверждалось, запечатлена самка снежного человека . Однако в 2002 году, после смерти Рэя Уоллеса, для которого была сделана эта съёмка, появились свидетельства его родственников и знакомых, рассказавших (впрочем, без предъявления каких-либо вещественных доказательств), что вся история с «американским йети» была от начала и до конца сфальсифицирована; сорокасантиметровые «следы йети» делались искусственными формами, а киносъёмка - постановочный эпизод с человеком в специально сшитом костюме обезьяны.

Однако следует заметить, что фильм Паттерсона вызвал неподдельный интерес исследователей телеканала National Geographic Channel. В рубрике «Реальность или фантастика» (эфир в декабре 2010 года), была сделана попытка изучить и исследовать фильм Паттерсона с точки зрения возможности его фальсификации. В качестве экспертов были привлечены опытные гримёры, высокий актёр, имитирующий походку, специалисты по спецэффектам и учёные. Оценивался внешний вид существа в фильме, его шерсть, прилегающая к мускулам, пропорции конечностей, динамика движения, учитывалось расстояние съемки и т. д. В итоге, по единодушному мнению привлечённых экспертов, даже на современном уровне развития медиа-индустрии и видеоэффектов, не говоря уже об уровне 1967 года, практически невозможно добиться такой степени реалистичности сюжета о снежном человеке [ ] .

На канале Discovery в сериале Best Evidence (эпизод «Bigfoot», 2007) дан более взвешенный и критичный, научный взгляд на проблему существования снежного человека. Воспроизведены в лабораторных условиях основные элементы походки «Патти» и эксперты склонились к мнению, что это человек в костюме.

С другой стороны, от энтузиастов этой темы можно слышать обвинения в адрес «официальной науки» в том, что её представители просто отмахиваются от имеющихся доказательств. Вот характерный текст такого рода:

На самом деле те, кто говорит «нет оснований», просто не хотят даже ознакомиться с тем, что «нарыто» исследователями-энтузиастами. «Тому в истории мы тьму примеров слышим». Я приведу только два. Когда канадец Рене Дахинден в конце 1971 года привёз нам копию фильма, снятого Паттерсоном в 1967 году, я лично подошёл однажды к тогдашнему директору Института антропологии МГУ В. П. Якимову и предложил показать фильм ему и сотрудникам института, он буквально выставил вперёд руки, как бы отшатываясь от предложения, и сказал; «Нет! Не надо!» Но это не мешало ему заявлять, что нет оснований…
А когда на международном симпозиуме, на котором он (Якимов) председательствовал, профессор Астанин вышел на трибуну, чтобы представить присутствующим материалы анатомического исследования кисти йети из монастыря Пангбоче (Тибет), Якимов не дал ему говорить и согнал с трибуны в нарушение демократических традиций подобных форумов - под протестующие возгласы участников… В итоге некоторые из них покинули заседание симпозиума.
И недавний пример: когда я приехал из США после пятинедельного там «расследования» событий на ферме Картеров осенью 2004 г., где по словам хозяйки обитал клан бигфутов, и предложил выступить и рассказать о результатах в отделе антропологии Института этнологии РАН, его зав. С. Васильев уклонился под предлогом занятости другими вопросами.
В то же время, когда поднялся шум в прессе о существовании «снежного человека» в горах Шории (юг Кемеровской обл.), то тот же Васильев ничтоже сумняшеся заявил: «Увы, мы не располагаем данными о существовании человекоподобных, где бы то ни было в мире»…
И. Д. Бурцев , канд. ист. наук, Директор Международного центра гоминологии, Москва.

Большое внимание теме снежного человека уделял советский учёный Б. Ф. Поршнев .

Генетические исследования

В 2013 году опубликован доклад профессора генетики Оксфордского университета Брайана Сайкса . Согласно анализам двух образцов волос - из западного района Гималаев и из Бутана - выяснилось, что образцы ДНК полностью идентичны ДНК древнего полярного медведя, который существовал более 40 тысяч лет назад и находился в тесном родстве с бурым медведем .

В 2014 году было опубликовано ещё одно исследование, в котором 36 образцов предполагаемых йети были секвенированы. 34 образца принадлежали хорошо известным животным (коровы, лошади, еноты, люди, олени, волки, малайский тапир), два образца из Ладакха и Бутана оказались ближе всего к вымершему 40 тыс. лет назад подвиду белого медведя (Ursus maritimus ) .

Комиссия Академии наук по изучению вопроса о «снежном человеке»

Общество криптозоологов

Версии

Йети на почтовой марке Киргизии. 2016 г.

Российский биолог Владимир Витальев в 2004 году выдвинул предположение, что йети являются одичавшими олигофренами .

Противники версии существования снежного человека, к которым можно отнести большинство профессиональных биологов и антропологов [ ] , указывают на отсутствие однозначных подтверждений (живых особей или их останков, качественных фотографий и видеозаписей) и возможность произвольного толкования имеющихся свидетельств. Часты ссылки на известный биологический факт: длительное существование популяции требует минимальной численности порядка сотен особей, жизнедеятельность которых, по мнению критиков, просто не может быть незаметной и не оставляющей многочисленных следов. Выдвигаемые объяснения свидетельств в целом сводятся к следующему набору версий:

…на Памире самый опасный зверь - медведь, которого, как доказал Э. М. Мурзаев, центральноазиатские народы называли «снежным человеком» и, подобно народам Сибири, приписывали ему сознание даже выше, чем у человека. Впрочем, его человеком не считали … и во II в. до н. э. путаницы из-за буквального перевода метафоры не возникло .

Данная версия отчасти совпадает с приведёнными выше результатами генетической экспертизы, а небогатые тибетцы сами опровергать столь надёжный источник заработка не станут ни при каких обстоятельствах.

См. также

Примечания

  1. Мигдал А. Б. От догадки до истины // Химия и жизнь . - 1979. - № 12 .
  2. Еськов К. Ю. «Криптуха, сэр!» // Компьютерра . - 13.03.2007. - № 10 (678) . - С. 36-39 .
  3. Фильм Паттерсона Архивировано 8 декабря 2011 года.
  4. Поршнев Б. Ф. Современное состояние вопроса о реликтовых гоминоидах . - М.:ВИНИТИ , 1963
  5. Hill, Matthew (27 December 2011). «Tracing the origins of a "yeti’s finger" ». BBC News Online.
  6. Jennifer Cockerell. Has the Yeti mystery been solved? New research finds «Bigfoot» DNA matches rare polar bear (неопр.) . The Independent (17 октября 2013). Проверено 17 октября 2013.
  7. Bryan C. Sykes, Rhettman A. Mullis, Christophe Hagenmuller, Terry W. Melton, Michel Sartori Genetic analysis of hair samples attributed to yeti, bigfoot and other anomalous primates Proc. R. Soc B 2014 281, 20140161, published 2 July 2014