О генри полное имя. Краткая биография О

Сканирование и spellcheck – Е. Кузьмина http://bookworm-e-library.blogspot.com/

Хотя О. Генри и не был почившим на чужбине изгнанником, жизнь и судьба этого автора самых веселых и беззаботных — по видимости — американских рассказов еще менее благополучна, чем судьба Брета Гарта.

Уильям Сидни Портер (таково было его настоящее имя) родился 11 сентября 1862 года в местечке Гринсборо (штат Северная Каролина), на юге США, в семье деревенского доктора.
В 1877 году 15-летний Уильям оставил школу, поступил на службу в аптекарский магазин и получил профессию фармацевта.
В 1882 году в двадцатилетнем возрасте он уехал в Техас, где близко наблюдал жизнь ковбоев и другого бродячего люда, населявшего эту мало еще освоенную в ту пору окраинную территорию США (отсюда герои и ситуации многих из его позднейших рассказов). Портер обосновался в городе Остине, получил в местном банке должность кассира и напечатал свои первые опыты, уже тогда показавшие несомненный дар юмориста.

В 1896 году внезапная ревизия в банке обнаружила нехватку пяти тысяч долларов, и Портер был привлечен к судебной ответственности. В панике он бежал за пределы США, в Гондурас, но смертельная болезнь жены заставила его возвратиться, и в 1898 году он был приговорен к пяти годам тюремного заключения.

(Некоторые из биографов полагают, что он был повинен только в халатности — отчетность в банке была поставлена плохо; другие считают, что он самовольно взял деньги на издание предпринятого им Юмористического еженедельника, рассчитывая быстро погасить недостачу, но не успел этого сделать.)

Писатель отбывал заключение в каторжной тюрьме в штате Огайо, где царил чудовищно жестокий режим. Каторжан изнуряли непосильным трудом, доводили до самоубийства, при малейшем протесте забивали до смерти. Знание аптечного дела обеспечило Портеру место в тюремной больнице. Жизнь его была спасена. Но он стал непременным свидетелем (а подчас и невольным участником) всех трагедий, происходивших в тюрьме. С этим мучительным жизненным опытом он вышел летом 1901 года на волю — срок приговора ему снизили за «хорошее поведение». Портеру было 39 лет. Молодость была позади.

Еще в тюрьме Портер принял решение стать профессиональным писателем. Он поселился в Нью-Йорке, наладил отношения с редакциями и вскоре, под псевдонимом О. Генри, завоевал популярность в самой широкой читательской аудитории.

Тогда же он принял второе решение — вычеркнуть тюремные годы из своей жизни и памяти и будущей писательской деятельности. Так он и сделал.
[О тюремных годах О. Генри стало известно из вышедшей после смерти писателя книги Эля Дженнингса, подружившегося с О. Генри еще в Гондурасе и позднее отбывавшего заключение в той же тюрьме (AI (Аlрhоnsо) Jennings. Through the Shadows with О. Henry. New York, 1921. Русский перевод: Эль Дженнингс. О. Генри на дне, 1926)].

Сейчас трудно решать, сколь велик был ущерб, причиненный писателю отречением от перенесенных страданий. Но бесспорно: оно наложило печать и на личность его, и на творчество. Внешне ущерб выражался в «уходе в подполье», стремлении держаться всегда в глубокой тени. Внутренне - в том, что он подчиняет свой творческий мир целому ряду запретов, «табу».

Литературная деятельность О. Генри продолжалась недолго. Подорванный болезнями и алкоголизмом, он скончался в нью-йоркской больнице 5 июня 1910 года. Некоторые из прибывших на панихиду писателей впервые увидели своего собрата только в гробу.

За восемь лет напряженной литературной работы в Нью-Йорке О. Генри написал около трех сотен рассказов. В 1903 году он заключил соглашение с издателями многотиражной нью-йоркской газеты «Уорлд» на пятьдесят два еженедельных воскресных рассказа с «поштучной» оплатой по сто долларов за рассказ. Пока длился контракт, он работал как на литературном конвейере, и не все, что сходило с конвейера, имело равную ценность. Известны другие характерные случаи из его писательской практики, когда, «не в ударе» и «на мели», О. Генри просит аванс под наспех набросанную, завязку рассказа и уже много позднее, под нажимом редакции, со свойственной ему изобретательностью завершает полузабытый сюжет.

При жизни О. Генри вышли в свет девять книг: повесть «Короли и капуста» (1904) и сборники рассказов «Четыре миллиона» (1906), «Сердце Запада» (1907), «Горящий светильник» (1907), «Голос большого города» (1908), «Милый жулик» (1908), «На выбор» (1909), «Дороги судьбы» (1909) и «Деловые люди» (1910). Посмертно вышли еще несколько сборников, в том числе разысканные почитателями О. Генри ранние юморески писателя.

Уже первая книга О. Генри, показала его своеобразное, сильное дарование, огромную наблюдательность, виртуозность повествования, проницательный насмешливый юмор. Сколь ни забавны похождения героев «Королей и капусты» в некой банановой республике в Центральной Америке (книга построена на подлинных впечатлениях О. Генри от годичного пребывания беглецом в Гондурасе), они не заслоняют того непреложного факта, что дельцы и политиканы в США распоряжаются и правами и национальным богатством латиноамериканских народов исходя из корыстных захватнических интересов.

В «Королях и капусте» определилась и характерная литературная манера О. Генри, его стремление к «игре» с читателем, самоирония, тяготение к пародийным приемам, без учета которых трудно правильно оценить и его достоинствами его недостатки.

Вся последующая литературная репутация О. Генри складывалась преимущественно как слава рассказчика-комика. В этом качестве он имеет сильные и слабые стороны.

Для огромного большинства рассказов О. Генри характерны динамизм и юмор.

Динамизм выражен в стремительном развитии сюжета, столкновении контрастных мотивов и парадоксальных концовках. Парадоксальность их усугубляется тем, что автор лукаво подводит читателя к как будто бы вытекающей из обстоятельств развязке, чтобы затем ошеломить его совсем нежданным финалом. Такое построение рассказа, хотя и имеющее предшественников в истории американской новеллы, тесно связано у современных читателей, с именем и славой О. Генри. Он отрабатывает свою технику до совершенства, но при этом, повторяясь, не уходит от штампа, что особенно сказалось позднее у подражателей и эпигонов писателя.

Юмор О. Генри — универсален. Он выражен и в ситуациях, и в характерах, и в прямой речи автора. Язык персонажей изобилует шутками и остротами, затейливость которых не всегда удается воспроизвести в переводе. И здесь тоже надо сказать, что эффект бывает неровен. При неудаче это — назойливость ходячего воскресного фельетона. Но в лучших своих образцах юмор О. Генри изящен и исполнен душевного такта.

В основном корпусе сочинений О. Генри прослеживаются два направления. Первое — плутовские и «приключенческие» рассказы, продолжающие уже сложившуюся традицию в американской литературе. Второе — их большинство — нью-йоркские городские рассказы, являющиеся несомненным открытием писателя и положившие в определенной мере начало американской урбанистической прозе XX века, включая «Манхэттен» Дос Пассоса.

В первого рода рассказах действуют плуты, ковбои, золотоискатели с Дальнего Запада, разного рода бродяги и искатели легкой наживы. Целая книга рассказов О. Генри — она называется «Милый жулик»— посвящена похождениям двух комбинаторов-аферистов, «облапошивающих» тупого американского обывателя. Сюжет дает повод О. Генри для бесчисленных комических ситуаций и сатирических блесток. Склонные к философствованию «милые жулики», оказывающиеся подчас жертвами еще более ловких пройдох, не раз дают меткие характеристики духу торгашества и бесчестной коммерции, проводниками которого они же и выступают.

Более условны по содержанию ковбойские циклы рассказов, которые держатся главным образом на повествовательном искусстве О. Генри. Если «дикий Запад» у Брета Гарта даже в его поздних рассказах дышит подлинностью наблюденной действительности, то театральные ковбои О. Генри ближе к позднейшим «вестернам» голливудского образца. И здесь встречаются точно подмеченные бытовые детали (вспомним, что молодой Портер прожил два года на скотоводческих ранчо в Техасе), но человеческий элемент, психологическая разработка характеров слишком часто приносятся в жертву занимательности сюжета.

Совсем иной мир, полный жизни и реального интереса, открывается читателю нью-йоркских рассказов О. Генри. Отшельничество писателя в годы его жизни в Нью-Йорке не мешало ему «анонимно» смешиваться с многоликой толпой, бродить вечерами по гигантскому городу, проникаясь его атмосферой и своеобразной неповторимой поэзией.

«Далеко внизу лежал город — фантастический пурпурный сон. Неравной высоты и формы дома были как изломанные очертания скал, окаймляющих глубокие и капризные потоки. Одни напоминали горы, другие выстроились длинными, ровными рядами, как базальтовые стены пустынных каньонов. Таков был фон чудесного, жестокого, ошеломляющего, волшебного, рокового, великого города. Но в этот фон были врезаны мириады блестящих параллелограммов, и кругов, и квадратов, через которые струился свет разных цветов. И из этой пурпурной и фиолетовой глубины возникали, как душа города, звуки, и запахи, и трепеты, из которых слагается его жизнь» («Поединок »).

Герои нью-йоркского цикла рассказов О. Генри — бесчисленные обитатели самого многолюдного американского города. В предисловии к сборнику «Четыре миллиона» автор полемически противопоставляет это заглавие «декларации некоего выдумщика, заявившего, что в Нью-Йорке не более четырехсот человек, достойных внимания». Речь идет здесь о миллионерах («четыреста богатейших семейств»), и хотя писателя живо интересует повседневная жизнь и судьба всех нью-йоркцев, от чистильщика сапог до миллионера включительно, он объявляет себя певцом малоимущего большинства. Мы не найдем у О. Генри индустриальных рабочих — этот класс населения остался вне сферы его социального опыта,— но он открыто отдает и сочувствие и симпатию обширной разнохарактерной прослойке своих нью-йоркских сограждан, работающих в мастерских, за прилавком, в конторах и постоянно находящихся на грани материальной необеспеченности, а порой нищеты. Мелкие служащие, клерки и секретарши, приказчики и продавщицы в лавках и универсальных больших магазинах, подручные и мастерицы из портновских, шляпных и иных заведений, официанты, шоферы и кебмены, репортеры, хористки, начинающие литераторы, артистическая богема из Гринич-Виллиджа и даже бродяги, ночующие на скамейках в Сентрал-парке и в Мэдисон-сквере,— тем или иным они родственны и близки ему самому, не всегда достаточно прочно обеспеченному газетчику.

О. Генри знает их нужды, заботы, мечты и иллюзии. Продавщица модных нарядов думает выйти замуж за миллионера. Клерк рассчитывает на быстрое продвижение по службе. Художник в своей мансарде надеется скоро создать шедевр, который принесет ему славу и деньги. Но как пробиться к этим миражам, как завладеть ими?

Драматичная жизнь гигантского города полна неожиданностей, и О. Генри демонстрирует их в изобразительной манере и в ритме комической киноленты первых лет кинематографа:

«Заворачиваешь за угол и попадаешь острием зонта в глаз старому знакомому из Кутни-Фоллс. Гуляешь в парке, хочешь сорвать гвоздику— и вдруг на тебя нападают бандиты, «скорая помощь» везет тебя в больницу, ты женишься на сиделке; разводишься... женишься на богатой наследнице... И все это в мгновение ока... Бродишь по улицам... На тебя роняют кирпич, лопается трос в лифте или твой банк... Судьба швыряет тебя из стороны в сторону» («Один час полной жизни»).

О. Генри знает, что его героям предстоит трудная и опасная борьба за успех. Приезжающим искать счастья в Нью-Йорк предстоят испытания, которые не всем могут оказаться под силу. «Папаша Никербокер (шуточная кличка Нью-Йорка) встретил их на пристани и двинул одного правой рукой в переносицу, а другого левой - по скуле, дав им таким образом понять, что бой начался». («Поединок »).
О. Генри также знает сомнения своих героев, их внезапный испуг, сознание бессилия, приступ отчаяния и, наконец, роковой неотвратимый момент, когда они признают себя побежденными в неравном бою. «Город — жизнерадостный малыш, а ты красная краска, которую он слизывает со своей любимой игрушки»,— подводит он итог в своей обычной полушутливой манере, в которой на этот раз ирония сильно разбавлена горечью.

Тут нужно сказать и о том, что ставится часто — и справедливо — в укор О. Генри - писателю. Школа воскресного рассказа в американской многотиражной, газете не прошла для него бесследно. Счастливые концовки под занавес («хэппи энд») в иных из его рассказов, сюжет и конфликт которых не требуют этого, богачи, бродящие по Нью-Йорку и жаждущие облагодетельствовать своих менее счастливых сограждан, продавщицы, не в мечтах, а на самом деле выходящие замуж за миллионеров,— все это действительно встречается у О. Генри и воспринимается как неверные ноты в его нью-йоркской симфонии.

Возникает вопрос, разделяет ли автор эти иллюзии или идет на уступки, платит дань тем условностям американского буржуазного мира, которые вынудили его уже в самом начале литературной карьеры умолчать, о сумрачных фактах своей биографии, представить свою жизнь более счастливой, чем она сложилась в действительности.

Косвенный, ответ на этот вопрос дает рассказ-притча «Шехерезада с Мэдисон-сквера», где процветающий портретист вдруг обретает странный талант воплощать на своем полотне тайные помыслы портретируемой модели. Теперь, говорит О. Генри, вглядевшись в портрет почтеннейшего банкира, вкладчики банка спешили забрать свои деньги. Очень скоро состоятельные заказчики объявили бойкот художнику, и вот он стал завсегдатаем нью-йоркской ночлежки.

Уже говорилось о сатирической проницательности О.Генри в «Королях и капусте», где он рисует произвол пришельцев из США в странах Латинской Америки, О том, что он достаточно ясно представляет себе социальную структуру общества, в котором живет, говорят два малоизвестных этюда —«Социальный треугольник» и «Костюм и шляпа в свете социологии», написанные О. Генри в середине 1900-х годов. В первом из них он рисует схему американского общества, каким его видит в действительности: могущественного миллионера как хозяина положения, прислуживающего ему политического дельца и их общую жертву, обманутого, темного бедняка. В другом он высмеивает либеральных профессоров-социологов, представляющих причуду некоего юного богача, участвующего в бейсбольной команде нью-йоркской окраины, как «торжество демократии» и даже начало «всеобщего братства людей». Сам писатель, как видно, не склонен поддаваться обману. Но в то же время не видит и выхода из тупика господствующих общественных отношений.

Время от времени он дает волю накопившейся сатирической злости. В «Дорогах, которые мы выбираем» глава маклерской фирмы с Уолл-стрита приравнивается писателем к потерявшему человеческий облик бандиту с большой дороги. В «Волшебном профиле» удивляющее всех тяготение скаредной старухи-богачки к случайно попавшейся ей на глаза бедной девушке объясняется тем, что черты лица девушки как две капли воды походят на женское изображение, вычеканенное на серебряном долларе.

В «Неоконченном рассказе» описан привидевшийся рассказчику Страшный суд, на котором ему надо держать ответ за содеянное. «Крылатый ангел-полисмен подлетел ко мне и взял меня за левое крыло. Совсем близко стояло несколько очень состоятельного вида духов, вызванных в суд. «Вы из этой шайки?»— спросил меня полисмен. «А кто они?» — ответил я вопросом. ...«Ну как же,— сказал он,— это люди, которые нанимали на работу девушек и платили им пять или шесть долларов в неделю. Вы из их шайки?» «Нет, ваше бессмертство,— ответил я.— Я всего-навсего поджег приют для сирот и убил слепого, чтобы воспользоваться его медяками».

Обозревая написанное О. Генри, можно назвать еще одну обширную социальную тему, очень близкую ему, но почти не затронутую. Это его родной Юг. Один из последних его рассказов, «Муниципальный отчет», неоспоримо показывает, сколь полно писатель воспринимает застой и гниение американского Юга — то, что стало позднее одним из центральных мотивов творчества Уильяма Фолкнера.

Лишь в самых редчайших случаях О. Генри предается отчаянию, не скрывая своего пессимизма. В открытой форме это один из ранних его рассказов «Туман в Сан-Антонио » и позднее «Меблированная комната» в сборнике «Четыре миллиона». В причудливой, «замаскированной» форме это «Дверь, не знающая покоя», рассказ, напечатанный им в 1904 году, но включенный в сборник «Всего понемножку» только посмертно.

Надо сказать, что О. Генри не оставался глухим к неблагополучию своей писательской деятельности.
«Я неудачник. У меня беспрестанное чувство, что следовало бы вернуться назад и начать все с начала. Но откуда, с какого момента? Мои рассказы? Они мне не нравятся. Мне тяжко, когда меня узнают в толпе или представляют кому-нибудь как знаменитого автора. Это выглядит как ярлык с дорогой ценой на грошовом товаре» . Так говорил он в минуты упадка духа одному из немногих своих близких друзей.

И в рассказе «Пригодился» читаем: «Если бы мне пожить еще чуточку, ну хоть тысячу лет, всего какую-нибудь тысячу лет, я подошел бы за это время к Поэзии, так что мог бы коснуться подола ее одежды».

Популярные сборники рассказов О. Генри иной раз дают обедненное представление о его писательском облике. Мы хотели бы здесь полнее познакомить читателя с его творческим миром и незаурядностью его дарования, которые обеспечили ему достаточно прочное место в американской литературе XX века.

C вебсайта российского Esquire - два рассказа О.Генри:

В 1903 году бывший кассир, аптекарь и заключенный Уильям Сидни Портер, взявший себе псевдоним О’Генри, заключил договор с газетой New York World, по которому он должен был каждое воскресенье давать туда по рассказу за гонорар в сто долларов. Cпустя более 100 лет Esquire публикует два его «стодолларовых» рассказа, ранее не публиковавшихся в России.

Биография О. Генри (Уи́льям Си́дни По́ртер) невероятно интересна.

Родился писатель 11.09.1862 года в семье врача в городе Гинсборо, штат Северная Каролина. Он рано лишился матери, и отец отдал ребенка на воспитание тетке, которая содержала небольшую частную школу.

С 16 лет О. Генри начал работать. Сначала в аптеке, потом на ранчо в Техасе, куда писатель был вынужден переехать из-за поставленного диагноза – туберкулез, потом бухгалтером, чертежником, кассиром и счетоводом в банке в техасском городе Остин.

Первые литературные опыты и тюремный срок

Биографы писателя считают, что писать О. Генри начал приблизительно в 1880 году, а в 1894 он стал издавать в Остине журнал «The Rolling Stone». Почти все рассказы и новеллы, опубликованные в журнале, принадлежали перу О. Генри.

В 1895 году журнал был закрыт, а писатель уволен из банка и обвинен в растрате 6 тысяч долларов. Скорее всего, он не был виноват (большую часть средств вернули владельцы банка и только 500 семья самого писателя), но был осужден и посажен в тюрьму на три года. Первый свой рассказ, опубликованный в 1899 году, он написал именно в тюрьме.

Псевдоним

В тюрьме писатель выбрал себе псевдоним. Причин подобного выбора он не объяснил, сказав только что буква «О» – самая простая буква алфавита, а «Генри» – случайное имя из колонки светской хроники.

Биографы писателя пытались найти другие версии выбора этого псевдонима. Одна из них сводится к тому, что псевдоним – сокращенное название тюрьмы, в которой писатель отбывал срок.

Активный период творчества

Активно писать и публиковаться О. Генри начал с 1904 года. К тому времени он уже перебрался в Нью-Йорк и стал сотрудничать с несколькими издательствами. Всего им был создан один роман и 12 сборников рассказов, куда вошли почти 300 произведений. Еще один сборник, «Постскриптум», вышел уже после смерти автора и включил в себя неизвестные ранее юмористические рассказы и фельетоны.

В 1904 году О. Генри был написан его единственный роман «Короли и капуста». Хотя некоторые специалисты считают, что признать его полноценным романом нельзя: это скорее сборник новелл, объединенных общим местом действия и общими героями.

Личная жизнь

Писатель был женат 2 раза. Первая жена умерла в 1897 году от туберкулеза. Второй раз О. Генри женился в 1907 году на своей давней поклоннице Салли Коулмен. От этого брака у писателя была дочь Маргарет Уорс Портер. Брак не был счастливым.

Если следовать краткой биографии О. Генри, умер писатель в 47 лет (1910 год) в Нью-Йорке, похоронен на одном из кладбищ Северной Каролины.

Другие варианты биографии

  • Большое количество рассказов автора экранизированы, но чаще всего режиссеры интерпретировали такое произведение, как «Вождь краснокожих». Интересно, что в одном из фильмов снялась совсем юная Мэрилин Монро .
  • Интересно, что писатель, скрываясь от преследования полиции и пытаясь снять с себя обвинения по сроку давности, целых полгода прожил в Гондурасе.
  • В тюрьме и без того хрупкое здоровье писателя было подорвано, хотя, отбывая наказание, он работал тюремным аптекарем и имел гораздо больше свободы, чем другие заключенные.
  • О. Генри настоящий мастер слова. Его рассказ «Дары волхвов» множество школьников используют при написании итогового сочинения по литературе в 11 классе. Его произведения полны смысла, не лишены иронии, его герои – реальные люди, со своими достоинствами и недостатками.

О. Генри . Настоящее имя Уильям Сидни Портер. Родился 11 сентября 1862 г. в Гринсборо, США, умер 05 июня 1910 года в Нью-Йорке, США. Известный американский писатель, прозаик, вошедший в мировую литературу, как «непревзойденный мастер короткого рассказа». Всего О. Генри написал 273 рассказа, полное собрание его произведений составляет 18 томов.

Находясь в каторжной тюрьме по обвинению в растрате, Уильям Портер, отбывая наказание, работал в лазарете (поскольку имел образование фармацевта, а тюремному госпиталю требовался ночной аптекарь). Ночные дежурства позволяли заниматься сочинительством, иногда ему даже удавалось переправлять свои рассказы на волю. Но он стыдился печататься под своей фамилией, поэтому решил взять псевдоним «О.Генри» , происхождение которого совсем не ясно.

Считается, что этот псевдоним – переделанная на английский лад фамилия французского фармацевта Этьена Осеана Анри, автора популярного в то время медицинского справочника, который был в тюремной аптеке.

Сам писатель о происхождении своего псевдонима говорил, что инициал «О.» выбран, потому что «О» - самая простая буква, а фамилия «Генри» взята из газеты. Одной из газет он сообщил, что «О.» расшифровывается как Оливер, и на самом деле, несколько рассказов он опубликовал там под именем Оливер Генри.

Интересный вариант расшифровки

псевдонима

Предложил учёный и писатель Гай Дэвенпорт: «О. Генри» - сокращение названия тюрьмы, где сидел писатель - Ohio Penitentiary.

Некоторые записывают этот псевдоним наподобие ирландской фамилии - О"Генри, что является ошибкой.

Страх быть разоблаченным преследовал его до конца жизни. Он боялся, что, каторжное прошлое станет известно, его перестанут печатать, и отгораживался от всех. Так исчез Уильям Сидней Портер, а вместо него появился писатель О.Генри .

Позднее жена поставила на его могилу серую гранитную глыбу с надписью: «Уильям Сидней Портер», вернув этим знаменитому писателю его настоящее имя.

Жизнь писателя во многом похожа на его остросюжетные новеллы. Уильям Сидни Портер лишился матери в трехлетнем возрасте, умершей от туберкулёза. Отец, похоронив жену, спился, бросил врачебную практику и вскоре его тоже не стало.

Мальчик попал под опеку своей тётки по отцу. После школы учился на фармацевта, пять лет работал в аптеке у дяди. Потом уехал в Техас, прожил два года на скотоводческом ранчо, общаясь с прототипами своих будущих литературных героев. Затем переехал в небольшой городок Остин, столицу Техаса, где перепробовал много профессий: был аптекарем, страховым агентом, продавцом в табачной лавке, чертежником, счетоводом, кассиром в местном банке. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник Роллинг Стоун, заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся.

Из банковской карьеры хорошего вышло мало. Портера вскоре обвинили в растрате 850 долларов. Освобожденный после предварительного следствия под залог, он поселился в Хьюстоне. Получив вызов в суд, уехал в Новый Орлеан, а затем в Гондурас, но через полгода вернулся домой из-за смертельной болезни жены. После ее смерти был арестован и приговорен к 5 годам тюрьмы по обвинению в растрате.

1898-1901 годы провел в каторжной тюрьме штата Огайо. Вышел досрочно за примерное поведение и хорошую работу в тюремной аптеке. Выходя из тюремных ворот, он произнёс фразу, которую цитируют, уже на протяжении столетия: "Тюрьмы могли бы оказать известную услугу обществу, если бы общество выбирало, кого туда сажать". В конце 1903 г. О. Генри подписал контракт с нью-йоркской газетой "World" на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа – по 100 долларов за штуку.

За 1904 год О. Генри напечатал 66 рассказов В этом же году вышел его единственный роман - «Короли и капуста». За 1905 год вышли еще 64 рассказа О.Генри . Бывало, сидя в редакции, он дописывал сразу два рассказа, а рядом его ждал редакционный художник, чтобы приступить к иллюстрациям. Всего за свою жизнь он написал 273 рассказа. Писатель скончался 5 июня 1910 г. в Нью-Йорке.

(настоящее имя - Уильям Сидни Портер)

(1862-1910) популярный американский юморист

Уильям Портер родился в семье деревенского доктора, который после смерти жены спился и бросил врачебную практику. 15-летний подросток оставил школу и поступил учеником в аптеку, потом получил диплом фармацевта. Но болезнь легких заставила его переехать в Техас на скотоводческое ранчо, где он общался с ковбоями и пестрым бродячим людом.

Поправившись, Уильям переехал в небольшой городок Остин, столицу штата Техас. Там он попробовал писать очерки и фельетоны, в 1894 г. стал издавать юмористический журнал и служил кассиром и бухгалтером в остинском банке. Там была обнаружена недостача 5 тысяч долларов, и, чтобы избежать судебной ответственности, Портер был вынужден бежать в Гондурас, за пределы юрисдикции судебных органов США. Но из-за смертельной болезни жены он был вынужден вернуться в США, где в 1898 г. его приговорили к пяти годам заключения. Три года он провел в каторжной тюрьме штата Огайо, в которой за неповиновение заключенных забивали насмерть, морили голодом и жестоко пытали. Его спасло мастерское знание аптекарского дела: он получил место аптекаря при тюремной больнице.

И все же его письма из тюрьмы говорят о страшном потрясении, которое он испытал. Из тюрьмы Портер переправил на волю и опубликовал три рассказа под псевдонимом О Генри. После тюрьмы он перебрался в Нью-Йорк, весь отдался напряженной литературной работе и всеми силами пытался скрыть свое прошлое. О Генри работает как конвейер, выпуская в год по сборнику, а то и по два сборника рассказов. Это была титаническая работа. Интересно, что после его смерти были опубликованы еще семь книг его новелл. О Генри скончался в нью-йоркской больнице на сорок восьмом году жизни. Ведя богемный образ жизни, страшно непрактичный в быту, без денег и без помощи друзей, он несколько месяцев провел совершенно больной в одиночестве в номере гостиницы.

Самая яркая черта таланта О Генри - искрометный юмор тонкого наблюдателя. Задорная манера повествования, умение найти забавное в самом, казалось бы, примелькавшемся явлении, шутки, каламбуры, остренькие насмешки и язвительные сатирические зарисовки - все это коренится в американском фольклоре. Непосредственным предшественником О Генри в жанре юмористического искусства был замечательный американский писатель старшего поколения - Брет Гарт. Но юмор О Генри - это юмор большого города, а не «деревенский». Его герои как бы предугадывают появление грустно-смешного чаплинского героя. Рассказы писателя пронизаны любовью к «маленькому американцу», в его новеллах отражены смешные и печальные судьбы бродяг и миллионеров, продавщиц и клерков, ковбоев и нищих художников, добропорядочных обывателей и жуликов. Читатель с напряжением следит за динамичным сюжетом, переходит от одного неожиданного поворота к другому, обманывается ложной развязкой и еще более поражается, а подчас и ошеломлен неожиданным результатом. Сюжет здесь - головоломная игра, в которую втянут читатель.

В лучших рассказах игра окрашена иронией, скептической усмешкой. Это особенно характерно для нью-йоркского цикла рассказов - в «Четырех миллионах» и «Горящем светильнике». Громадный город небоскребов и маленькие, ошеломленные мощью, богатством и блеском его конторские служащие, клерки и секретарши, официанты, шоферы, кэбмены, мастерицы швейных заведений, репортеры, хористки, начинающие писатели, артистическая богема - плохо обеспеченные или на грани нищеты, они все одержимы мечтой преуспеть. Но впереди у них только миражи. Жизнь в гигантском городе полна неожиданностей и драматических поворотов. И героям предстоит трудная и опасная борьба за существование. Власть социальных законов капиталистического города представляется его маленьким обитателям как власть случая. И автор, полный сочувствия, завершает судьбы своих героев трогательными концовками («Последний лист», «Дары волхвов», «Кому это нужно»). Здесь О Генри предстает сказочником, но многие из его рассказов все же демонстрируют лживость американской демократии. Так, повесть «Короли и капуста» показывает, как приехавшие из США хищные коммерсанты и политические авантюристы все прибирают к своим рукам в «банановой республике» (Гондурасе). Те же законы наживы действуют и в городе «четырех миллионов» - Нью-Йорке: «Неоконченный рассказ», «Волшебный профиль», «Меблированная комната».

О Генри мечтал написать большой роман и поведать миру правду о жизни, которую еще никто не написал. Он хотел пожить «еще хоть чуточку, ну хоть тысячу лет, всего какую-нибудь тысячу лет», чтобы подойти вплотную к Поэзии. «Ко мне отовсюду стекаются люди, с кораблей, из степей и лесов, с проезжих дорог, с чердаков и подвалов, и лепечут мне в страстных бессвязных речах все о том, что увидели и передумали». Но этой мечте не пришлось осуществиться.

О Генри был современником Марка Твена , Теодора Драйзера , Э. Синклера, Джека Лондона . Он не достиг их вершин в искусстве, но читателей всего мира покоряет обаяние, ум, наблюдательность и человечность этого веселого американца с невеселой судьбой.

11 сентября 2012 года исполняется 150 лет со дня рождения американского писателя О.Генри.

Прозаик, журналист, мастер жанра "короткого рассказа" О.Генри (О. Henry), настоящее имя Уильям Сидней Портер (William Sydney Porter), родился 11 сентября 1862 года в городе Гринсборо, штат Северная Каролина (США).

Отец Уильяма был врачом. В возрасте трех лет ребенок потерял мать и воспитывался своей тетей Эвелиной Портер, заведовавшей частной школой для девочек, где он и получил начальное образование.

В 1879-1881 годах Уильям работал в аптеке своего дяди, но из за проблем со здоровьем переехал на ранчо в Техас. Там он познакомился с Атолл Эстес, ставшей в 1887 году его женой.

В 1882 году Уильям Портер перебрался в город Остин , где работал аптекарем, банковским служащим и корреспондентом.

Первые литературные опыты Портера относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Уильям Портер начал издавать в Остине еженедельный юмористический журнал "Роллинг Стоун" (The Rolling Stone), почти полностью заполняя его собственными очерками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, Портер переехал с семьей в Хьюстон, где стал работать колумнистом, репортером и, по совместительству, карикатуристом в местной газете.

Проведенная аудиторская проверка в банке, где ранее работал Уильям Портер, обнаружила недостачу, он был обвинен в растрате и должен был предстать перед судом.

Зять Портера внес залог, чтобы освободить его от суда, но в 1896 году Уильям бежал от тюрьмы и через Новый Орлеан добрался до Гондураса.

В феврале 1897 года, узнав о смертельной болезни жены, он вернулся в Остин, где был сразу арестован. Суд отложили до смерти Атолл Эстес (25 июля 1897 года), после чего Портера приговорили к пяти годам с содержанием в Федеральной тюрьме Колумбус, штат Огайо (с 25 апреля 1898 года).

В тюрьме Уильям Портер работал в лазарете, ему предоставили отдельную комнату, где он имел возможность писать рассказы.

За первые два года тюремного срока в журналах Нью-Йорка появилось 14 его рассказов, опубликованных под различными псевдонимами (Oliver Henry, S.H. Peters, James L. Bliss, T.B. Dowd, Howard Clark). Писатель написал в тюрьме и свой первый рассказ под псевдонимом О.Генри - "Рождественский подарок Дика Свистуна", напечатанный в 1899 году в "Журнале МакКлюра" (McClure’s Magazine).

Существует несколько версий происхождения псевдонима О.Генри.

По одной из них, имя Генри было взято из колонки светских новостей в газете, а инициал "О" выбран писателем "как самая простая буква". Согласно другой версии, псевдоним был образован от имени французского фармацевта Этьена Осеана Анри (Etienne Ocean Henry), медицинский справочник которого был популярен в то время.

Весной 1902 года О.Генри переехал в Нью-Йорк.

В конце 1903 года он подписал контракт с нью йоркским изданием World на еженедельную сдачу короткого воскресного рассказа - по 100 долларов за рассказ, годовой заработок писателя равнялся доходам популярных американских романистов.

О.Генри работал в высоком темпе, одновременно писал рассказы и для других периодических изданий. Несмотря на это, по утверждению самого писателя , он не умел распоряжаться деньгами и имел много долгов.

В 1904 году вышел первый сборник О.Генри "Короли и капуста" (Cabbages and Kings) - цикл связанных общим сюжетом новелл. За ним последовали сборники рассказов: "Четыре миллиона" (The four million, 1906), "Горящий светильник" (The trimmed Lamp, 1907), "Сердце Запада" (Heart of the West, 1907), "Голос города" (The Voice of the City, 1908), "Благородный жулик" (The Gentle Grafter, 1908), "Пути судьбы" (Roads of Destiny, 1909), "Избранное" (Options, 1909), "Точные дела" (Strictly Business, 1910) и "Коловращение" (Whirligigs, 1910).

В 1907 году писатель женился на Саре Линдсей Колман и переехал с дочерью к жене в Эшвилл, штат Северная Каролина. Однако в 1909 году они расстались.

Писатель стремился к уединению, избегал светских приемов, не давал интервью.

Последние недели жизни О.Генри провел в одиночестве в гостиничном номере Нью-Йорка. Он сильно болел, много пил и уже не мог работать.

О.Генри - признанный мастер жанра "короткого рассказа" , им написано более 300 рассказов, полное собрание произведений составляет 18 томов. Герои О.Генри - миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные и другие. Для рассказов писателя характерен тонкий юмор и неожиданная развязка сюжета.

В 1918 году в честь писателя была учреждена ежегодная за лучший рассказ (O.Henry Award), которая вручается американским и канадским авторам. Рассказы издаются в сборнике The O.Henry Prize Stories. Победителями в разные годы становились Труман Капоте, Уильям Фолкнер, Фланнери О’Коннор, Джон Апдайк, Вуди Аллен, Стивен Кинг и другие.

По мотивам рассказов О.Генри снято несколько фильмов, среди которых советская картина "Великий утешитель" (1933), американский фильм "Вождь краснокожих и другие…" (O.Henry"s Full House, 1952), а также трилогия режиссера Леонида Гайдая "Деловые люди" (1963), в которую вошли короткометражные фильмы "Дороги, которые мы выбираем", "Родственные души", "Вождь краснокожих".