Неизвестные факты об известных писателях. Лев Толстой

Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.

Ламберсексуал (от англ. lumberjack - «лесоруб») - брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода - это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих .

Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди - те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий - духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)

Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды - и то лишь, если начальство было благосклонно.

«Вместе с тем Его Величество изволил повелеть: не допускать никаких странностей и в усах, и в бакенбардах, наблюдая, чтобы первые были не ниже рта, а последние, ежели не сведены с усами, то также не ниже рта, выбривая их на щеках против оного».

Распоряжение о форме прически. Приказ по военному ведомству

Исаак Левитан. Картина Валентина Серова. 1893. Третьяковская галерея

Архип Куинджи. Картина Ивана Крамского. 1872. Третьяковская галерея

Марк Антокольский. Картина Ивана Крамского. 1876. Русский музей

Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля» . Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.

Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду - причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии - писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо - наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.

Лев Толстой. Картина Ивана Крамского. 1873. Третьяковская галерея

Алексей Плещеев. Картина Николая Ярошенко. 1887. Харьковский художественный музей

Василий Верещагин. Картина Ивана Крамского. 1883. Третьяковская галерея

В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.

Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.

Аполлон Майков. Картина Василия Перова. 1872. Третьяковская галерея

Владимир Соловьев. Картина Николая Ярошенко. 1892. Третьяковская галерея

Всеволод Гаршин. Картина Ильи Репина. 1884. Метрополитен-музей

Позиция государства относительно бород смягчилась в

Великий князь Михаил Николаевич в наряде атамана запорожских казаков XVII века на костюмированном балу. 1903.

В XXI веке бородачи снова в тренде.

Да простят меня женщины, но сегодня будем говорить не о женских слабостях и дамских штучках. Обратим свой взор на мужчин. Потому что терпение кончилось, душа горит. Будем развенчивать их наивную уверенность в собственной неотразимости. Речь пойдет о бороде.

Такое ощущение, что современные мужчины Ульяновска без бороды «и ни туды, и ни сюды». Бородачей стало так много, что иногда кажется, что ты попала в местность, далекую от цивилизации. И нет там ни бритвы, ни ножниц. Бороды отрастили артисты (не для роли) и футболисты, соседи и друзья, мои коллеги и телеведущие спортивного канала. Прямо эпидемия какая-то! Приводят при этом два убойных (на их взгляд) довода. Первый: «А мне нравится!» Второй: «А моей девушке нравится!».

Ну насчет девушек поговорим позже, а для начала попытаемся выяснить, что может нравиться в этом слегка подстриженном кустике волос, загораживающем пол-лица, причем иногда весьма симпатичного.

Вырвал клок - плати штраф

Самые образованные представители сильного пола призывают нас обратиться к истории. Надо же, даже у этой растительности есть своя история! Ну, конечно, мужики постарались, чего только в свое оправдание не придумаешь! Причем в своем историческом экскурсе они пропускают Древний Египет, где все мужчины брили бороду, только фараон (в знак о владения землей) носил... искусственную - из шерсти или срезанных волос, перевитых золотыми нитями, да еще и подвязывал ее к подбородку шнурком.

Не вспоминают и Александра Македонского, который приказывал своим солдатам сбривать бороду, а то вдруг вражеский воин схватит за нее в ходе сражения. Железная логика. Забывают мужчины и про времена Римской империи, когда бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности.

Не любят бородачи вспоминать и Петра I, который ввел обязательное бритье бороды в 1699 году - сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сия процедура шла вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина и достойного человека. Конечно, возмущались и протестовали. После чего в 1705 году вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам. А всем остальным разрешалось только за специальную плату. Хочешь носить бороду - плати. К примеру, 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне, 60 рублей - мелкие и средние купцы, посадские люди, 30 рублей - слуги, извозчики и ямщики.

С крестьян налог не брали, но каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. А спустя 10 лет эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. Отменили плату за бороду лишь в 1772 году. Думаю, если бы такой указ существовал в наши дни, то 90 процентов нынешних мужчин начали бы бриться.

Зато как же греют душу другие исторические факты. В период царствования Ярослава Мудрого был установлен штраф за вырванные из бороды волосы. Вырвал у соседа клок - уплати в государственную казну 12 гривен. А во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр - им выщипывали бороду.

Ну а в конце XVII века борода стала пропуском в рай. Патриарх Адриан писал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех, кто «скоблился», отлучали от церкви. Ведь согласно Священному Писанию, человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в царствие небесное.

Крошки, сосульки, пыль

Еще ни один мужчина внятно не объяснил мне, зачем ему борода. Многие думают, что для привлечения внимания со стороны женского пола. Мол, женщины любят такие мужские черты, как уверенность в себе, мужество и храбрость. И якобы именно борода придает мужественность и уверенность мужчины в себе. Грубейшая ошибка. Все упомянутые качества проявляются только в истинно мужских поступках. А когда вместо поступков одна борода - зачем такой мужчина нужен?

Почему-то бородатые мужчины считают, что они воспринимаются как более взрослые, уважаемые и даже высокостатусные. Научного объяснения этому нет. Так что очередной приступ самолюбования.

До сих пор неизвестно, нравятся ли женщинам бороды. Это не я сказала. Это пишут мужчины-«исследователи». Ребята! Да что там может нравиться? Ничего эстетического в растительности на лице я не нахожу. К тому же крошки застревают, пыль оседает, сосульки висят, возраст не определяется. Не у всех и на голове то шикарные волосы растут, с бородой - та же история. На иного глянешь и вздохнешь: где ж ты, милый, куски бороденки-то растерял?

Наверное, зимой с бородой теплее. Но вопрос на засыпку. Вы целовались с бородатым мужчиной? Нет? И не пробуйте. Пока в его бороде к цели поцелуя пробьешься, ничего уже не хочется. Если женщина утверждает, что ей нравится бородатый любимый или муж, значит, она просто считает себя мудрой. Правду и под пытками (бородой, конечно) не скажет, а то ведь мужчина, уверенный в своей неотразимости, расстроится и разлюбит.

Погонотрофия не поможет

Кстати, процесс отращивания бороды носит специальный термин «погонотрофия». Можно пощеголять термином: отрастить бородищу и рассказывать окружающим, что вы специалист по погонотрофии. Тогда уж равняйтесь на «чемпионов». Самая длинная борода в 1927 году принадлежала норвежцу Хансу Лангсету - она выросла до 5,33 метра. В 2008 году его попытался обогнать индийский бородач Сваран Сингх, но остановился на 2,3 метра. Для любителей бить рекорды сообщаю: исследования показали, что если бы мужчины навсегда выбросили бритвы, то их бороды могли бы отрасти до восьмиметровой длины. Дерзайте.

В общем, посоветовались мы тут женским коллективом и решили: вся эта «мода» - от элементарной лени. Сама неоднократно слышала стоны бреющихся родственнников - опять бриться, опять скрести лицо. Я вам еще факты приведу, чтобы совсем этот ритуал возненавидели. Мужская борода состоит из

30 000 волосков. Чтобы держать всю эту растительность под контролем, надо бриться каждый божий день, делая по 100 - 600 взмахов бритвой за один сеанс. А за всю жизнь на бритье тратится от 900 до

3 000 часов. Представляете, сколько времени отнято от других - любимых мужских дел!

И не надо кивать бородой на великие примеры. Мол, Карл Маркс и Чарльз Дарвин, Клод Моне и Джузеппе Верди, Лев Толстой и Эрнст Хемингуэй носили бороды! Вот когда будете писать, как Толстой, или рисовать, как Моне, тогда отнесемся благосклонно к вашей слабости. А пока вашим бородам как-то ближе русские пословицы. Например, борода не в честь, а усы и у кошки есть. Борода-то с ворота, а ума-то с прикалиток. Особенно вот эта: бородой в люди не выйдешь. Никакая погонотрофия не поможет.

Анна ГРИГОРЬЕВА

Император Австрии Франц-Иосиф Лев Толстой, германский император Вильгельм I — Пушкин (Кеннеди), Александр III (Карл Гольштейн): Берти кобургский и его жена Александра датская во время встречи в 17 сентября 1884 года в Скерневцах. Так сочинялась история 19 века советским союзом писателей по итогам второй мировой войны. Наше всё.

03

На фотографии Kaiser von Österreich mit seinen Brüdern Beschreibung Franz Joseph in Galauniform eines k.u.k. Feldmarschalls in deutscher Adjustierung mit seinen Brüdern Karl Ludwig, dahinter stehend Ludwig Viktor und Ferdinand Maximilian.
Vermerk auf der Rückseite: Vertrieb durch Victor Angerer.
Autor Angerer, Ludwig Technik Albuminabzug
Datierung um 1862

На фотографии Император Австрии Лев Толстый Франц Иосиф со своими братьями.

04

Солнце прусской поэзии Пушкин Кларк Кеннеди в изгнании Лондоне, как все наши новые русские. Это у них уже историческая традиция: чуть что и сразу бежать в Лондон щепетильный. Там уже на четверть бывший наш народ.

05

Франц Иосиф и Лев Толстой.

06


2. Franz Joseph I., Kaiser von Österreich (1830 — 1916)
3. Ludwig Viktor, Erzherzog von Österreich (1842 — 1919)
4. Maximilian I., Kaiser von Mexiko (1832 — 1867)

Да, тут у нас появляется император Мексики Максимилиан I!

07

08

А почему, скажите, у Льва Толстого так мало фотографий? Да, потому что нашкодил в своё время!

09

Шантрапа-братва и в Австрии рвань. Это они типа анператоры?
Datierung um 1862
Franz Joseph I., Kaiser von Österreich (1830 — 1916)
Karl Ludwig, Erzherzog von Österreich (1833 — 1896)
Ludwig Viktor, Erzherzog von Österreich (1842 — 1919)
Maximilian I., Kaiser von Mexiko (1832 — 1867)
Schlagworte Familie, Gruppenbild, Habsburg, Österreichisch-Ungarische Monarchie

А это их бабушки, матери и жены.

10

Дама справа похожа на императрицу Марию Александровну, мать Александра III/

11

А это пособие для литераторов: как надо переводить, чтобы все прусские казаки Эльстона стали русскими евреями Гогенцоллерна?

12

Комедианты ГабсбургAbbildung des Ludwig Viktor, Ehzg von Österreich als Harlekin kostümiert mit einer Gruppe Aristokraten. Körperschaft Angerer, L.&V., Atelier

13
Bildnis in Oberstinhaberuniform der Kaiserjäger. Original-Fotografie von Ludwig (Hoffotograf) und Viktor (Fotograf) Angerer in Wien. Körperschaft Angerer, L.&V., Atelier
Technik Fotografie. Datierung 1879

1848-1849, Л. Толстой

14
Толстой отрок и Франц Иосиф.

15

И про Толстого и про ФИ пишут, что они любили вставать очень рано. Это их отличительная характеристика. И еще про ФИ пишут, что у него была жена Елизавета Браварская, с которой он жил недолго. (Видимо в Европе у него была одна жена). А в России, став уже известным писателем он встретил Софью Толстую, как пишут "первую и единственную".Толстой умер в Ноябре 1910 года. А ФИ — в 1916 году.

Кинохроника Толстого и его смерть. На "смертном одре" очень похож на Франца Иосифа.
И самое главное — за какие заслуги его так пышно хоронят??
За Войну и Мир??

16

18

Quelle: Internationales Freimaurer-Lexikon von Eugen Lennhoff und Oskar Posner (1932)
Graf, Größter nationaler Dichter Rußlands, . 1799, t 1837 im Duell, der Schöpfer des Romans "Eugen Onegin", der Tragodie "Boris Godunow" und vieler anderer bedeutender Werke, war kurz vor dem Verbot der russischen Freimaurerei, 1822, Mitglied der Loge "Ovid" in Kischinew.
.
Источник: Интернациональная лексика от Евгения Ленхофа/Ленгова и Оскара Поснера: до запрета русских масонов Пушкин был членом масонской ложи "Овид" . Фото было сделано предположительно в Штуттгарте.

PuschkinAus Freimaurer-Wiki

Источник: Международный масонский лексикон Евгений Lennhoff и Оскар Познер (1932)
Граф, Крупнейший Национальный Поэт России, . 1799, т в 1837 году на дуэли, создатель романа "Евгений Онегин", трагедии "Борис Годунов" и многих других интересных произведений, был незадолго до запрещения русского масонства в 1822 году, член ложи "Овидий" в Кишиневе.
(перевод машинный)

Это Пушкин, который типа никогда не был за границей. Надо полагать, что Англия, Германия и Китай, в которых Пушкин "отметился" при своей жизни, для гусских никогда не были заграницей.

19

20

Напомню, что национальностей в начале 20 века у гусских не было, вместо национальности у гусских было вероисповедание (принадлежность к организованным партийным группировкам николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии) 1853-1953 гг.

Что у прусских евреев-казаков красной гвардии называлось "государствами" и "державами", объяснили сами же донские евреи-казаки, красногвардейцы в своем письме кайзеру Вильгельму от 1917 года. См. роман Шолохова: "Тихий Дон" о мирной жизни прусских евреев-казаков красной армии в оккупированной ими Ростовской области.
У них Ростовская область была государством и державой. Государствам и державами у казаков в 1917-м году назывались такие же точно области, как и Ростовская. Завтра захватят блаженный Урюпинск и объявят его империей, а очередного еврея-казака старой красной (прусской) гвардии объявят кайзером, королем, царем и государем-императором. А потом будут лапшу на уши вешать всей красной (прусской) гвардией евреев-казаков о своих империях и государях-императорах красной (прусской) еврейско-казацкой национальности вероисповедания.

Если Пушкин был Кларком Кеннеди, почему бы ему не стать Вильгельмом Гогенцоллерном, германским императором николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии Эльстона (Юсуповых), задним числом? Бумага всё стерпит. Потомки разберутся.

Пушкин - германский император Вильгельм Гогенцоллерн, Горчаков - канцлер германской империи Сумарокова (Юсуповых) Бисмарк, Левий Толстый - стал Францем-Иосифом, Александр III - Берти Ротшильдом кобургским государем императором той же самой германской империи Эльстона (Юсуповых). Николай 2-й стал Георгом 5-м кобургским, Лайонелем Ротшильдом, Мария Фёдоровна стала Александрой кобургской, в девичестве Эмма Луиза Ротшильд, на белом пароходе «Мальборо» увозя с собой всю элиту николаевских евреев-казаков старой красной (прусской) гвардии. Какая романтическая история.

21

Моё первое знакомство с Толстым состоялось очень рано – когда мне читали сказку «Три медведя». Свои ощущения помню смутно. Кажется, я не восприняла историю всерьёз – очень уж глупо вели себя медведи. А девочка-героиня и вовсе вызывала недоумение. Зачем было лезть в медвежий дом и валяться на хозяйских кроватях? Но авторы сказок отнюдь не всегда бывают логичны.

Позднее бабушка прочитала мне «Кавказского пленника». Эта история произвела на меня огромное впечатление. Я полюбила её даже больше моих любимых волшебных сказок. И когда болела, всегда просила почитать «про Дину» – ту девочку-подростка, спасительницу главного героя. Как-то сложилась её судьба? Толстой ничего об этом не говорит. Вероятно, отец насильно выдал её замуж, и она стала тенью и прислугой мужа.

Очень люблю мемуары старшей дочки Льва Толстого – Татьяны. С какой искренней любовью она вспоминала Ясную Поляну, отца и мать, братьев и друзей дома! Но что-то тревожное порой мелькало между строк. Частые роды и болезни матери. Неоднозначные отношения между членами семьи. Присутствие тёмных духов в доме. Например, в памяти осталась странная игра, когда Лев Николаевич хватал детей и прятался в дальний угол от таинственного незнакомца. В другом месте Таня рассказывает о своём ночном похищении существом, похожим на волка. Что это? Богатое воображение ребёнка? Или девочка действительно видела неких сущностей, обитавших в яснополянской усадьбе?

Несколько лет назад мне в руки попала книга Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая». Книгу я прочла взахлёб. Кое-что мне было уже известно, а иное стало откровением. Немного напрягло название книги. Никакого рая в Ясной Поляне никогда не было. И быть не могло.

Соня Толстая лишилась невинности в дорожной карете на пути в Ясную Поляну. Позднее граф написал в дневнике: «что-то болезненное». Он был груб с молодой женой, совершенно её не чувствовал, но считал происходящее естественным. Был уверен, что семейное счастье досталось ей слишком просто.
Так началась семейная жизнь Льва Толстого. Тяжёлая для него и порой невыносимая для его жены Сонечки. Она всю жизнь не могла простить ему измены с крестьянками и первую брачную ночь, а он ей – зажатость и холодность. С этого эпизода начались их взаимные упрёки и раздражение.

Почему же её отец, врач, не подготовил дочь к тому, что её ждёт? Так было не принято. Наверное, накануне свадьбы с ней говорила только мать. А что она могла сказать? Неопределённость вроде: «Тебя ждёт то, что может испугать и потрясти. Но это удел всех женщин». И Соня смирилась. А недовольство росло. Молодая жена часто закатывала графу истерики. Неукротимый Лев злился. Хотя отчасти сам был в этом виноват. Почему он не был тактичен с ней? Почему не стремился сделать близость более приятной для неё? Мне кажется, наслаждения она не испытывала, только отвращение к мужу в интимные минуты.
Выходя замуж, Соня Берс ещё не знала, что одевает на свою девичью шейку ярмо постоянных беременностей, болезней, хозяйства, а также тяжёлого характера мужа и переписки его работ. Больше всех она любила своего последнего ребёнка, Ванечку. После его смерти Софья Андреевна так и не оправилась.

«Войну и мир» я прочитала ещё в школе. Отвращения не испытала, восторга – тем более. Сильнее всего меня удивило, что Толстой любил Наташу Ростову. Не верю. Или это – любовь садиста. Взять хотя бы жуткое преображение девушки в конце. Разве может нравиться любовь Пьера и Наташи? Трудно себе представить, что люди, которые живут, как эта парочка, счастливы. Особенно не может быть счастлива Наташа, если то, что написал о ней автор вначале, – правда. Неужели романтической и одухотворённой натуре интересны грязные пелёнки? Любовь к детям – понимаю, любовь к их экскрементам – нет. Превратив Наташу в самку, Толстой уничтожил её душу.

«Анна Каренина» – роман о ещё одной женщине, которую убил Лев Толстой. За то, что она посмела искать большего, чем могли ей дать её мужчины. За то, что вышла из образа, который был для автора эталоном. Благословенный патриархальный идеал. Но в конце жизни писатель бросил этот идеал в лицо своей глубоко несчастной жене. Не потому ли Софья Андреевна кинулась в пруд? Желание швырнуть куда-нибудь своё тело, чтобы освободить душу. Под поезд, в пруд – неважно. Только это иллюзия свободы. Унижение перед тираном превращает женщину в животное, которое ничего кроме презрения у него не вызывает. Подлинная свобода – понять это и уважать себя. Недаром во второй половине жизни Софья Андреевна увлеклась музыкой и композитором. Это было её освобождение. Роман был платонический, но Толстой зверски ревновал. Понимал, что теряет бразды правления.

«Воскресение» – путь к освобождению обольщённой и униженной девушки. Была такая и в судьбе самого писателя – простая крестьянка Глаша. Его тётка – старая дева – вышвырнула её на улицу. Но сестра неукротимого Льва оказалась не такой ханжой и приютила её у себя. О чём думала бедная девушка? Вспоминала ли своего растлителя? Можно себе представить её чувства. Но автору было мало унизить девушку блудом. Он пишет роман, где называет её Катюшей, помещает в публичный дом, чтобы её унижали другие мужчины, и вешает на неё чужое преступление. Главная героиня могла бы возненавидеть такого автора.

Уже в зрелые годы Толстой пишет скандальную «Крейцерову сонату». Пишет в порыве ревности, ибо жена посмела увлечься композитором Танеевым. Эта повесть – разгул страстей и плевок в лицо Софье Андреевне. Главный герой Позднышев убивает жену за измену с музыкантом. Причём автор даже не удосужился дать жене имя.

Старшая дочь Толстого вспоминает, что отец был невысокого мнения о женщинах, презирал и насмехался над ними. В семейном кругу это называли «женофобией». В то же время его очень влекло к женщине – как к самке. И он считал воровкой ту, которая нарядом провоцирует вожделение.
Лев Толстой видел в женщине орудие похоти или инкубатор для вынашивания потомства, но вот главного – души – не разглядел. И этого жена так и не смогла ему простить – о чём неоднократно писала в дневниках и жаловалась сестре.
В последние годы жизни с мужем Софья Андреевна страдала тяжёлой формой истерии, а то и похуже. Некоторые проявления её характера больше смахивали на паранойю. Отношения с младшей дочерью Александрой напоминали военные действия. Но вот что удивительно. После смерти Льва Николаевича его жена успокоилась и примирилась с дочерью. Вот уж верно говорят: «Муж и жена – одна сатана».

В час смерти Толстого некоему прозорливому старцу на Валааме было видение: за писателем гнались бесы и мешали ему прорваться к церкви, а потом схватили его за бороду и увлекли в пучину. Символично и то, что в поздние годы жизни самым близким Толстому человеком стал его редактор по фамилии Чертков. Этот интриган делал всё, чтобы поссорить писателя с семьёй.

Однажды я увидела Толстого внутренним взором. Это был старик с мудрыми глазами и синей бородой. Он задумчиво смотрел на меня. А рядом стоял его демон и улыбался…