Недоросль писатель. Д.И

Одна из знаменитых пьес Дениса Фонвизина «Недоросль» уже давно и прочно закрепилась в литературных кругах, как классицистическая комедия.

Занимаясь написание данного произведения, автор постарался выдержать основные нормы именно этого литературного направления. К слову сказать ими являются единство времени, места и всех действий, происходящих в данный момент, противопоставление одних персонажей другим, как правило большинство авторов противопоставляют положительных героев отрицательным. Более того, помимо противопоставления людей друг другу, автор показывает и то, что в одном человеке могут совмещаться как хорошие, так плохие качества. Так же интересным это произведение делает то, что автор выбирает некий иронический подход к разоблачению всех героев, и их внутреннего мира.

При этом справедливо будет заметить, что жанр данного произведения «Недоросль» – самая обычная и банальная комедия, а комедия, которая способна показать людям все их скрытые стороны и пороки, и постараться научить их правильно справляться с решением этих самых пороков самостоятельно.

Автор осмеивать своих персонажей, а над некоторыми откровенно насмехается. Причем ирония присутствует на протяжении всего произведения. Стоит отметить, что многие после прочтения данного произведения кардинально пересматривают свои взгляды на этот мир.

Жанр комедии Недоросль пьесы Фонвизина

Произведение писателя считается комедийным классицизмом. Здесь есть основные требования творческого развития – временное единение, место и развитие, описание как хороших, так и негативных героев, нотка иронии к демонстрации людских и социальных отрицательных качеств. Но все же, суть произведения – это не только комедия, а комедия, которая содержит себе и воспитательные черты характера. Писатель смеется над глупым Метрофаном. С иронией относится к Простаковой, слепо верующей в грамотность Вральмана. Честно говоря, не стесняется своих ухмылок над Скотининым, над тем, как он трепетно относится к поросятам и повестям об их знатном роде. Но так же писатель раскрывает и отрицательные черты – старые взгляды и неважное воспитание всех крепостных людей. Дидактический, поучительный взгляд в произведении максимально проявляет себя вразумительном разговоре Стародума при общении с дочерью, Правдиным, Милоном.

Но все же, при хорошем разборе анализа произведения и выделения главных черт жанра произведения, нужно подметить, то, что здесь ни как не вписывается сама трагичность комедии.

Взять даже самую смешную сцену, например, когда Митрофан начинает создавать свои ведения правописания, и провоцирует страх – поскольку молодой человек спустя какой-то промежуток времени становится главным всего села. Трагична и судьба крепостного класса, которых Простакова жестоко избивает и ругает (например, Еремеевна, которой оплачивает пощечиной). Именно из-за этого, большинство современных исследователей определяют жанр произведения писателя, как комедия, но в то же время и большая не поправимая трагедия, которая оставит след еще на многие века. Еще многие столетия будет обсуждения данного поведения персонажей.

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект Гоголя сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является поручик Пирогов, по сюжету повести представляющий приятеля романтика Пискарева.

  • Сочинение Любовь в повести Ася Тургенева

    Действие повести разворачивается за границей в Германии. Повествование ведется от лица главного героя Н.Н. В первых же строках мы узнаем из его уст, что был он молод, весел и здоров, ни в чем не нуждался и путешествовал без всякой цели

  • Анализ комедии Гоголя Ревизор

    Предметом для повествования в комедии «Ревизор» Гоголь выбрал жизнь чиновника в России. Писатель всячески подвергает сатире присущие этой жизни нравы.

  • Когда моя мама начинала работать у нее не было необходимого опыта. Учеба в высшем учебном заведении не дает практических знаний по исполнению определенных должностных обязанностей

    Тема добра и зла стара как мир. Издавна эти два кардинально противоположных понятия ведут борьбу за право восторжествовать друг над другом.

Около трех лет создавал Д.И. Фонвизин «Недоросль». Рассказ этот, вернее, комедийная пьеса посвящена проблематике воспитания дворян 18 века, дикости их поведения, особенно в провинции. В произведении представлено много слоев общества: от учителей-самозванцев и слуг до государственных мужей.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 1-го действия

Госпожа Простакова недовольна кафтаном, который сшил для ее сына Митрофана портной Тришка. Наряд готовится по поводу помолвки Скотинина, брата хозяйки, с Софьей. Девушка приходится племянницей Простакову. Она осталась сиротой после того, как ее дядя Стародум отправился в Сибирь и не вернулся. Радостная Софья сообщает, что получила письмо с известием о скором приезде родственника. Ей никто не верит, ведь она молилась об упокое его души. Простакова подозревает, что это письмо от влюбленного в девушку офицера. Все ждут учителя, чтобы тот прочитал известие, так как никто из господ не умеет этого делать. Появляется Правдин, который гостит у Простаковых. Он подтверждает, что в письме говорится о том, что Стародум честным трудом в Сибири сделал себе хорошее состояние и теперь Софья - его наследница. Госпожа Простакова немедленно решает выдать девушку замуж за Митрофанушку. Слуга сообщает, что в их деревне остановились солдаты.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 2-го действия

Между собой разговаривают офицер Милон и Правдин. Последний является членом наместничества. Он видит в округе много богатых невежд, которые бесчеловечно злоупотребляют данной им властью над людьми. Простаковы принадлежат как раз к таким. Милон рассказывает другу, что любит и любим одной девушкой, но уже полгода ничего о ней не слышал. После смерти матери ее забрала родня, которая, возможно, заставляет ее страдать.

Милон узнает вошедшую Софью. Девушка рассказывает о том, как переменила к ней отношение тетушка. Милон ревнует к Митрофану, но потом понимает, что поводов для этого нет. Софья надеется, что приезд дяди спасет ее. Скотинин говорит девушке, что Простакова вызвала его, чтобы их поженить. Софья говорит, что теперь она прочит ей Митрофана в женихи. Скотинин разозлен. Учитель Цыфиркин жалуется Милону на тупость недоросля.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 3-го действия

Приезжает Стародум. Он рассказывает, как однажды пытался подружиться с молодым графом. Когда началась война, Стародум воевал, а тот отсиживался за спиной отца. После войны Стародума обошли чинами и наградами, а графа повысили в звании. Он уехал в Петербург. Но там не нашел себе применения, так как понял, что все пекутся только о себе. Без чинов, но с чистой душой Стародум вернулся домой. Он сообщает Софье, что приехал за ней. Простаковой он говорит, что завтра увезет племянницу в Москву и выдаст замуж. Стародума ведут в комнату отдыхать. Учителя обсуждают тупого сынка барина. Мать заставляет его поучиться для вида, чтобы Стародум услышал его старательность.

Д. И. Фонвизин «Недоросль». Краткое содержание 4-го действия

Стародум поучает Софью в том, какой человек является по-настоящему знатным и богатым. Граф Честан из Москвы присылает ему письмо с просьбой присмотреться к его племяннику Милону. Софья и офицер сознаются дяде, что они давно влюблены друг в друга. Он благословляет детей. Скотинин просит у Стародума руки Софьи. Простаковы предлагают проверить знания их сына. Правдин задает ему вопросы. Ответы показывают, что за три года Митрофан ничему не научился. И ему, и Скотинину Стародум отказал. Простакова решает похитить девушку, чтобы затем выдать ее замуж за Митрофана насильно.

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»: краткое содержание 5-го действия

Правдин говорит Стародуму, что получил приказ охранять деревню и дом Простаковых, чтобы подвластные люди не пострадали от их бешенства. Слышится шум. Милон и Софья взволнованы: девушку едва удалось спасти от похищения. За нарушение закона Правдин может притянуть Простакову к суду. Она умоляет простить ее, стоя на коленях, но после помилования сразу же набрасывается на бедных слуг. Правдин берется и дальше опекать деревню и дом. Простакова в бешенстве от того, что власть теперь не в ее руках. Но даже Митрофан отказывается поддержать мать.

Комедия Фонвизина «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем в 1782 году, во времена правления Екатерины Второй. Эта пьеса, состоящая из 5 действий, в свое время стала настоящим прорывом и важным шагом в развитии не только русской драматургии, но и всей литературы в целом. Этап правления Екатерины II (Великой) ознаменовался в России господством расцвета науки и культуры, а идея просвещения дворянства как правящего класса, позаимствованная ею у французов, казалась слишком смелой. Известно, что сама императрица Государства Российского была женщиной весьма неглупой, вела увлекательные переписки с Вольтером и Дидро, а посему являлась ярой поборницей всех инновационных идей, существующих в мире, в числе которых, в те времена, было и образование. В какой-то степени она явилась продолжательницей идей Петра I, который и вовсе запретил дворянам-недорослям (подросткам) жениться и занимать государственные должности без образования. Данные реформы с трудом приживались в российском обществе, таким образом, Фонвизину, в комедии «Недоросль», удалось с тончайшей иронией изобразить все заблуждения и отрицательные моменты увлекательного исторического процесса образования и окультуривания дворянства.

«Недоросля» читать довольно непросто, так как написана пьеса в лучших традициях классицизма и с соблюдений всех литературных традиций той эпохи. Поэтому современному читателю, стиль повествования может показаться тяжелым для восприятия, но к тексту быстро привыкаешь, и затем просто наслаждаешься непревзойденным юмором произведения.

Пьеса делится на 5 действий, которые в свою очередь, разбиты на маленькие сцены – явления. Поскольку книга написана с соблюдением всех стилистических рамок классицизма, автор использует в тексте, так называемые, «говорящие» фамилии, на примитивном уровне разделяя персонажей на «плохих» и «хороших». Правдин, Милон, Стародум и Софья – положительные герои, а Скотинин, Простаков, Митрофан – отрицательные. Таким образом, Правдин, например, закономерно становится олицетворением морали, а Скотинин – фальши.

Глупая помещица Простакова вместе с сыном-недорослем Митрофанушкой – олицетворение целой эпохи, в которой идеалы и принципы дворянства зиждились на низких моральных устоях, жадности, необразованности и слепой власти, а не на вдумчивом и мудром правлении и хозяйствовании. Основная тема рассказа «Недоросль», к сожалению, остается актуальной и в наше время. Властью обладают не достойные, а изворотливые, не умные люди, а те, кто возвел хитрость и двоедушие в ранг искусства.

Меню статьи:

“Недоросль” – пьеса в пяти действиях, принадлежащая перу Дениса Ивановича Фонвизина. Культовое драматическое произведение XVIII века и один из наиболее ярких образцов классицизма. Оно вошло в школьную программу, неоднократно ставилось на театральных подмостках, получило экранное воплощение, а его строки разобрали на цитаты, которые сегодня живут автономно от первоисточника, став афоризмами русского языка.

Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”

Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.


Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.


Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.

К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.

В отчаянии Простакова пытается организовать похищение Софьи и насильно обвенчать ее с сыном. Однако и тут вероломная госпожа терпит фиаско – Милон спасает возлюбленную в ночь похищения.

Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.

Характеристика героев: положительные и отрицательные характеры

Как в любом классицистическом произведении, персонажи в “Недоросли” четко делятся на положительных и отрицательных.

Отрицательные герои:

  • госпожа Простакова – хозяйка деревни;
  • господин Простаков – муж ее;
  • Митрофанушка – сын Простаковых, недоросль;
  • Тарас Скотинин – брат Простаковых.

Положительные герои:

  • Софья – сирота, живет у Простаковых;
  • Стародум – дядя ее;
  • Милон – офицер, возлюбленный Софьи;
  • Правдин – государственный чиновник, приехавший проконтролировать дела в деревне Простаковых.

Второстепенные персонажи:

  • Цыфиркин – учитель арифметики;
  • Кутейкин – учитель, бывший семинарист;
  • Вральман – бывший кучер, выдает себя за учителя;
  • Еремевна – няня Митрофана.

Госпожа Простакова

Простакова – самый яркий отрицательный персонаж, да и вообще наиболее выдающееся действующее лицо пьесы. Она хозяйка деревни Простаковых и именно госпожа, полностью подавив слабовольного супруга, устанавливает барские порядки и принимает решения.

Вместе с тем она абсолютно невежественна, лишена манер, часто груба. Простакова, как и другие члены семейства, не умеет читать и презирает науку. Образованием Митрофанушки мать занимается только потому, что так положено в новосветском обществе, но истинной ценности знаний не понимает.

Помимо невежества, Простакова отличается жестокостью, лживостью, лицемерием, завистливостью.

Единственное существо, которое она любит, это ее сын Митрофанушка. Однако слепая несуразная любовь матери только портит чадо, превращая его в копию себя в мужском платье.

Господин Простаков

Фигуральный хозяин поместья Простаковых. На самом деле всем руководит его властная жена, которой он безумно боится и не смеет молвить слово. Простаков давно утратил собственное мнение и достоинство. Он даже не может сказать, хорош или плох кафтан, сшитый портным Тришкой для Митрофана, потому что боится произнести не то, что ожидает госпожа.

Митрофан

Сын Простаковых, недоросль. В семье его любовно называют Митрофанушкой. А, между тем, этому юноше уже пора выходить во взрослую жизнь, но он абсолютно не имеет о ней представления. Митрофан избалован материнской любовью, он капризен, жесток по отношению к прислуге и учителям, напыщен, ленив. Несмотря на многолетние занятия с учителями, юный барин беспросветно туп, он не выказывает ни малейшего стремления к учебе и знаниям.

А самое жуткое, что Митрофанушка жуткий эгоист, для него ничто не имеет значения, кроме собственных интересов. В конце пьесы он легко бросает маменьку, так безответно любившую его. Даже она для него пустое место.

Скотинин

Брат госпожи Простаковой. Самовлюбленный, ограниченный, невежественный, жестокий и алчный. Тарас Скотинин питает огромную страсть к свиньям, остальное мало интересует этого недалекого человека. У него нет представления о родственных связях, сердечной привязанности и любви. Расписывая, как хорошо заживется его будущей жене, Скотинин говорит лишь о том, что выделит ей лучшую светелку. В его системе координат именно в этом заключается супружеское счастье.

Софья

Положительный женский образ произведения. Очень воспитанная, добрая, кроткая и сострадательная девушка. Софья получила хорошее образование, она обладает пытливым умом и жаждой к знаниям. Даже в отравляющей атмосфере дома Простаковых девушка не уподобляется хозяевам, а продолжает вести тот образ жизни, который ей по душе – она много читает, размышляет, со всеми приветлива и вежлива.

Стародум

Дядя и опекун Софьи. Стародум – голос автора в пьесе. Его речи очень афористичны, он много рассуждает о жизни, добродетелях, уме, законе, правительстве, современном обществе, браке, любви и других насущных вопросах. Стародум невероятно мудр и благороден. Несмотря на то что он явно негативно относится к Простаковой и ей подобным, Стародум не позволяет себе опускаться до грубостей и неприкрытой критики,а что до легкого сарказма – его недалекие “родственники” распознать не могут.

Милон

Офицер, возлюбленный Софьи. Образ героя-защитника, идеального молодого мужчины, мужа. Он очень справедлив, не мирится с подлостью и ложью. Милон смел, причем, не только в бою, но и в своих речах. Он лишен тщеславия и низкомерной расчетливости. Все “женихи” Софьи говорили лишь о ее состоянии, Милон же ни разу не упомянул, что его суженая богата. Он искренне любил Софью еще до того, как у нее появилось наследство, а потому в своем выборе молодой человек руководствовался отнюдь не размером годового дохода невесты.

“Не хочу учиться, а хочу жениться”: проблема воспитания в повести

Ключевой проблемой произведения является тема провинциального дворянского воспитания и образования. Главный герой Митрофанушка получает образование только из-за того, что это модно и “так заведено”. На самом деле ни он, ни его невежественная матушка не понимают истинного назначения знаний. Они должны делать человека умнее, лучше, служить ему на протяжении жизни и приносить пользу обществу. Знания добываются трудом и никогда не могут быть насильно помещены в чью-либо голову.

Домашнее образование Митрофана – это пустышка, фикция, провинциальный театр. За несколько лет горе-ученик не овладел ни чтением, ни письмом. Шуточный тест, который устраивает Правдин, Митрофан с грохотом проваливает, но из-за своей глупости не может понять даже этого. Он называет слово дверь прилагательным, потому что ее дескать прилагают к проему, науку историю путает с историями, которые ему в изобилии рассказывает Вральман, а слово “география” Митрофанушка даже выговорить не может… слишком мудреное.

Чтобы показать гротескность образования Митрофана, Фонвизин вводит образ Вральмана, который учит “по-французски и всем наукам”. На самом деле Вральман (фамилия-то говорящая!) никакой не учитель, а бывший кучер Стародума. Он с легкостью обманывает несведущую Простакову и даже становится ее любимчиком, ведь исповедует собственную преподавательскую методику – не заставлять ученика ничего делать через силу. С таким рвением, как у Митрофана, учитель с учеником попросту лодырничают.

Рука об руку с получением знаний и навыков идет воспитание. За него по большей части отвечает госпожа Простакова. Она методично навязывает свою прогнившую мораль Митрофану, который (вот здесь он старателен!) отлично впитывает матушкины советы. Так, во время решения задачи на деление Простакова советует сыну ни с кем не делиться, а все забрать себе. Рассуждая о браке, матушка говорит лишь о достатке невесты, ни разу не упоминая о душевной привязанности и любви. Такие понятие как мужество, смелость, доблесть недорослю Митрофану не знакомы. Несмотря на то что он уже не малыш, его по-прежнему опекают во всем. Парнишка даже не может постоять за себя во время стычки с дядей, он тут же принимается звать маменьку, а с кулаками на обидчика бросается старая нянька Еремеевна.

Смысл названия: две стороны медали

У названия пьесы есть прямое и переносное значение.

Прямое значение названия
Недорослью в старину называли подростков, юношей, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу.

Переносное значение названия
Недорослью также именовали глупца, невежду, недалекого и необразованного человека, вне зависимости от его возраста. С легкой руки Фонвизина именно эта негативная коннотация и закрепилась за словом в современном русском языке.

Всякий человек перерождается из несовершеннолетнего юнца во взрослого мужчину. Это взросление, закон природы. Однако далеко не каждый превращается из темного недоросли-недоучки в образованную самодостаточную личность. Для такого преобразования нужно приложить усилия и упорство.

Место в литературе : Русская литература XVIII века → Русская драматургия XVIII века → Творчество Дениса Ивановича Фонвизина → 1782 год → Пьеса “Недоросль”.

“Недоросль” – пьеса Д. И. Фонвизина. Анализ произведения, главные герои

4.5 (90%) 2 votes

Бессмертная комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. Смелая сатира и правдиво описанная действительность — основные составляющие мастерства этого писателя. Спустя столетия то и дело в современном обществе всплывают горячие споры о главном герое пьесы Митрофанушке. Кто он: жертва неправильного воспитания или же яркий пример нравственного разложения общества?

Написанная Фонвизиным комедия «Бригадир», имевшая ошеломляющий успех в Петербурге, стала основой одного величайших мировых литературных памятников. После ее опубликования писатель более десяти лет не возвращался к драматургии, все больше и больше отдаваясь государственным вопросам и задачам. Однако мысль о создании новой книги будоражила воображение автора. Не будем скрывать, что, по мнению ученых, первая заметка, относящаяся к «Недорослю», была начата еще в 1770х годах, задолго до его выхода в свет.

После поездки во Францию в 1778г. у драматурга сложился точный замысел написания будущего произведения. Интересный факт — изначально Митрофанушка был Иванушкой, что само собой говорило о схожести двух комедий (Иваном был персонаж в «Бригадире»). В 1781 году пьеса была завершена. Само собой, постановка такого типа означала освещение одного из самых проблемных вопросов дворянского общества того времени. Однако, несмотря на риск, Фонвизин стал непосредственным «зачинщиком» литературного переворота. Премьера откладывалась из-за неприязни императрицы к какой бы то ни было сатире, но она все-таки состоялась 24 сентября 1782 года.

Жанр произведения

КОМЕДИЯ - вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта. Он имеет ряд признаков:

  1. не влечет смерть одного представителей из враждующих сторон;
  2. направлен на «ничего не несущие» цели;
  3. повествование живое и яркое.

Также в произведении Фонвизина очевидна сатирическая направленность. Это значит, что автор ставил себе задачу высмеять общественные пороки. Это попытка завуалировать жизненные проблемы под маской улыбки.

«Недоросль» — произведение, построенное по законам классицизма. Одна сюжетная линия, одно место действия, и все события происходят в течение суток. Однако данная концепция согласуется и с реализмом, о чем говорят отдельные предметы и места действий. Кроме того, действующие лица очень уж напоминают настоящих помещиков из глубинки, осмеянных и осужденных драматургом. Фонвизин добавил в классицизм нечто новое – беспощадный и острый юмор.

О чем произведение?

Сюжет комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» кружится вокруг семьи помещиков, которая полностью погрязла в безнравственности и самодурстве. Дети становились похожими грубых и ограниченных родителей, от чего страдало их представление о морали. Шестнадцатилетний Митрофанушка изо все сил пробует закончить обучение, но ему не хватает желания и способностей. Мать смотрит на это спустя рукава, ей безразлично, будет ли ее сын развиваться. Она предпочитает, чтобы все оставалось, как есть, всякий прогресс ей чужд.

Простаковы «приютили» дальнюю родственницу — сироту Софью, которая отличается от всей семьи не только взглядами на жизнь, но и благовоспитанностью. Софья — наследница большого поместья, «заглядывается» на которое и дядя Митрофанушки — Скотинин, который является большим охотником. Женитьба — единственный доступный способ завладеть хозяйством Софьи, поэтому окружающие ее родственники стараются склонить ее на выгодный брак.

Стародум — дядюшка Софьи, присылает племяннице письмо. Простакова жутко недовольна такой «выходкой» родственника, которого считали погибшим в Сибири. Свойственная ее натуре лживость и надменность проявляется в обвинении «обманного» письма, якобы «амурного». Неграмотные помещики вскоре узнают истинное содержание послания, прибегнув к помощи постояльца Правдина. Он открывает всей семье правду об оставленном сибирском наследстве, которое дает аж десять тысяч годового дохода.

Тут-то у Простаковой и созревает идея — выдать Софью за Митрофанушку, чтобы присвоить наследство себе. Однако в ее планы «врывается» офицер Милон, идущий через деревню с солдатами. Он встретился со старым другом Правдиным, который, как оказалось, является членом наместнического правления. В его планы входит наблюдение за помещиками, плохо обращающимися со своими людьми.

Милон говорит о своей давней любви к милой особе, которую перевезли в неизвестное место из-за кончины родственника. Внезапно он встречает Софью — она и есть та самая девушка. Героиня рассказывает о будущем замужестве с недорослем Митрофанушкой, от чего жених «вспыхивает», как искра, но потом постепенно «ослабевает» при подробном рассказе о «суженном».

Приехал дядя Софьи. Познакомившись с Милоном, он принимает выбор Софьи, при этом осведомившись о «правильности» ее решения. В тоже время имение Простаковых передано в государственную опеку из-за жестокого обращения с крестьянами. Ища поддержки, мать обнимает Митрофанушку. Но Сын не намерен был учтивым и вежливым, он грубит, отчего почтенная матрона падает в обморок. Очнувшись, она причитает: «Погибла я совсем». А Стародум, указывая на неё, говорит «Вот злонравия достойные плоды!».

Главные герои и их характеристика

Правдин, Софья, Стародум и Милон — представители, так называемого «нового» времени, эпохи Просвещения. Нравственные составляющие их души – ничто иное, как добро, любовь, тяга к знаниям и сострадание. Простаковы, Скотинин и Митрофан — представители «старого» дворянства, где процветают культ материального благополучия, грубость и невежество.

  • Недоросль Митрофан – юноша, чьи невежество, глупость и неспособность к адекватному анализу ситуации не позволяют ему стать деятельным и разумным представителем дворянского сообщества. «Не хочу учится, а хочу жениться» — жизненный девиз, который полностью отображает характер молодого человека, ничего не воспринимающего всерьез.
  • Софья — образованная, добрая девушка, которая становится белой вороной в обществе завистливых и алчных людей.
  • Простакова — хитрая, безалаберная, грубая женщина с множеством недостатков и отсутствием любви и уважения ко всему живому, кроме любимого сына Митрофанушки. Воспитание Простаковой — это лишь подтверждение стойкости консерватизма, который не дает развиваться русскому дворянству.
  • Стародум воспитывает «свою кровиночку» иным методом – Софья для него уже не маленький ребенок, а сформировавшийся член социума. Он дает девушке свободу выбора, тем самым учит ее правильным основам жизни. В нем Фонвизин изображает тот тип личности, который прошел через все «взлеты» и падения», став при этом не только «достойным родителем», но и несомненным примером для будущего поколения.
  • Скотинин — точно так же, как и все остальные, является примером «говорящей фамилии». Человек, чья внутренняя сущность более похожа на какой-то грубый, неотесанный скот, нежели на благовоспитанного человека.

Тема произведения

  • Воспитание «нового» дворянства – основная тема комедии. «Недоросль» — это своеобразный намек на «пропадающие» нравственные начала в людях, которые боятся преобразований. Помещики воспитывают отпрысков по старинке, не уделяя должного внимания их образованию. Но те, кого не учили, а лишь избаловали или запугали, не смогут взять на себя заботу ни о семье, ни о России.
  • Тема семьи. Семья – это социальный институт, от которого зависит развитие личности. Несмотря на грубость и неуважение Простаковой по отношению ко всем жителям, она лелеет любимого сына, который нисколько не ценит ни ее заботу, ни ее любовь. Такое поведение — типичный пример неблагодарности, которая является последствием избалованности и родительского обожания. Помещица не понимает, что сын видит ее обращение с другими людьми и повторяет именно его. Так, погода в доме определяет характер юноши и его недостатки. Фонвизин подчеркивает важность сохранения тепла, нежности и уважения в семье по отношению ко всем ее членам. Только тогда дети будут почтительными, а родители – достойными почтения.
  • Тема свободы выбора. «Новый» этап — это отношения Стародума с Софьей. Стародум дает ей свободу выбора, не ограничивая ее своими убеждениями, которые могут повлиять на ее мироощущение, тем самым воспитывая в ней идеал дворянского будущего.

Основные проблемы

  • Основная проблема произведения — последствия неправильного воспитания. Семейство Простаковых — семейное древо, которое своими корнями уходит в далекое прошлое дворянства. Этим и кичатся помещики, не понимая, что слава предков не прибавляет им достоинств. Но сословная гордость затуманила их разум, они не хотят двигаться вперед и добиваться новых достижений, думают, что все и всегда будет по-старому. Оттого они не осознают надобность образования, в их закрепощенном стереотипами мирке оно и вправду не нужно. Митрофанушка также будет сидеть всю жизнь в деревне и жить за счет труда своих крепостных.
  • Проблема крепостного права. Нравственное и интеллектуальное разложение дворянства при крепостном праве – абсолютно логичный итог несправедливой политики царя. Помещики совсем обленились, им не надо работать, чтобы себя обеспечивать. Все за них сделают управляющие и крестьяне. При таком общественном устройстве у дворян нет стимула трудиться и получать образование.
  • Проблема алчности. Жажда материального благополучия перекрывает доступ к морали. Простаковы зациклены на деньгах и власти, им не важно, будет ли их ребенок счастлив, для них счастье – синоним богатства.
  • Проблема невежества. Глупость лишает героев духовности, их мир слишком уж ограничен и привязан к материальной стороне жизни. Их не интересует ничего, кроме примитивных физических удовольствий, ведь ничего другого они и не знают вовсе. Фонвизин видел истинный «человеческий облик» лишь в том человеке, которого воспитали грамотные люди, а не недоучившиеся дьячки.

Идея комедии

Фонвизин был личностью , поэтому не принимал грубости, невежества и жестокости. Он исповедовал веру в то, что человек рождается «чистым листом», поэтому только воспитание и образование могут сделать его нравственным, добродетельным и умным гражданином, который принесет пользу отечеству. Таким образом, воспевание идеалов гуманизма — главная идея «Недоросля». Юноша, повинующийся зову добра, ума и справедливости, — вот истинный дворянин! Если же его воспитают в духе Простаковой, то он никогда не выйдет за тесные рамки своей ограниченности и не поймет красоты и многогранности мира, в котором живет. Он не сможет трудиться во благо общества и ничего значимого не оставит после себя.

В конце комедии автор говорит о торжестве «возмездия»: Простакова теряет поместье и уважение собственного сына, воспитанного в соответствии с ее духовными и физическими идеалами. Такова плата за неправильное воспитание и невежество.

Чему учит?

Комедия Дениса Фонвизина «Недоросль», прежде всего, учит уважению к ближним. Шестнадцатилетний юноша Митрофанушка совершенно не воспринимал заботу ни матери, ни дядюшки, он считал это само собой разумеющимся фактом: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил». Закономерным результатом грубого обращения в доме является финал, где сын отталкивает любящую мать.

Уроки комедии «Недоросль» на этом не заканчиваются. Не столько уважение, сколько незнание показывает людей в том положении, которое они тщательно пытаются скрыть. Глупость и невежество витают в комедии, как птица над гнездом, они обволакивают деревню, тем самым не отпуская жителей из собственных оков. Автор жестоко наказывает Простаковых за ограниченность, отнимая у них имение и саму возможность продолжать праздный образ жизни. Таким образом, учиться нужно всем, ведь даже самое устойчивое положение в обществе легко потерять, будучи необразованным человеком.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!