На чем играет пол маккартни. И что потом? Джон Хаммель рассказывает о гитарах Пола

Удивительно, но Джордж играл далеко не все соло Beatles. Сегодня я поделюсь с вами подборкой своих любимых соло от (Paul McCartney), которые он сыграл в составе этой легендарной команды.

Маккартни известен прежде всего своими интересными и в композициях Beatles и Wings. Но в душе он всегда оставался гитаристом.

Ведь гитара была его первым инструментом (если не считать трубу, которую ему подарил отец на четырнадцатилетие), и именно на гитаре Пол писал и пишет песни.

Как известно, основную часть сольных партий «Великолепной четверки» сыграл (George Harrison) — особенно во времена ранних Beatles — но Маккартни время от времени тоже брал на себя роль соло-гитариста. Как, впрочем, и ритм-гитарист (John Lennon) (да и (Eric Clapton) из Cream на одном всем известном мероприятии).

Поэтому сегодняшнюю статью я посвятил шести (да-да, именно шести) лучшим соло Маккартни из репертуара Beatles. Наслаждайтесь!

Шесть лучших соло Пола Маккартни:

  • 06. «Back in the USSR,» The Beatles, также известный как White Album (1968)

Во времена White Album дни ранних Beatles были, по сути, сочтены. Именно тогда Маккартни написал эту песню и сыграл на записи партию ударных. Так почему бы не сыграть и партию лид-гитары?

Соло следует мелодической линии, оно довольно простое, но очень эффектное. Также радует четкий и быстрый переменный штрих в последнем куплете.

  • 05. «Another Girl,» Help! (1965)

Это «соло» можно скорей назвать коллекцией необычных и живых вставок и . Сразу становится ясно, что Маккартни начинал именно как гитарист.

Особое внимание обратите на видео из Help!, в котором Харрисон держит черный Rickenbacker 325 Леннона и делает вид, будто играет соло-партии Маккартни, а сам Маккартни играет на басу.

  • 04. «Tomorrow Never Knows,» Revolver (1966)

В издании Барри Майлза (Barry Miles) Many Years From Now Маккартни говорит так: «Многие считают, что Джон был королем записи в обратном направлении и прочих странных звуковых эффектов, но некоторые из них придумал именно я. Единственная композиция, где я реализовал некоторые из них — это «Tomorrow Never Knows». Они отлично вписались в общий контекст песни.

«Мы потратили довольно много времени на сведение, пока не получили то, что нам действительно понравилось. Я думаю, это великое соло».

Ходит слух, что гитарные партии Маккартни в композиции «Tomorrow Never Knows» взяты из «Taxman». Но это всего лишь слух, не более.

  • 03. «The End,» Abbey Road (1969)

Долгий гитарный джем в «The End», финальной композиции с альбома Abbey Road (если не считать «Her Majesty») также можно внести в список лучших соло Харрисона и Леннона, ведь в его создание внесли вклад все три гитариста.

Начинает Маккартни, затем «эстафетная палочка» переходит к Харрисону, а после него — к Леннону и так далее. И если уж мы говорим о соло, то нужно отметить, что это единственная композиция Beatles, в которой (Ringo Starr) играет соло на ударных.

  • 02. «Good Morning Good Morning,» Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (1967)

Молодые фанаты Beatles часто очень разочаровываются, когда узнают, что это поразительное психоделическое, дерзкое и очень актуальное для того времени соло сыграно не Харрисоном, а именно Маккартни. К сожалению, видео не нашлось, поэтому прикрепляю аудиоролик.

T H E B E A T L E S B O O K № 1

Август 1963

Бас-гитара - Пол Маккартни

Джеймса Пола Маккартни часто считают самым старшим участником Битлз - но на самом деле он появился на свет 18 июня 1942 года и является самым молодым в группе. Леворукий бас-гитарист, плодовитый композитор-песенник, энергичный говорун и интересный собеседник… в списке его излюбленных хобби числится сочинение рассказов и наблюдение за птицами - орнитология.

Пол жизнерадостен, деловит, активен. Он выглядит выше остальных членов группы, но на самом деле его рост точно такой же, как у Джона Леннона и Джорджа Харрисона. Весит Пол 71,6 килограмма, он по-спортивному подтянут, а его голову венчает шапка темно-каштановых волос. Его орехового цвета глаза находятся в непрерывном движении (следствие наблюдения за птицами!).

В С Я К А Я В С Я Ч И Н А

Мать Пола, Мэри Маккартни, уже умерла. Но его отец, Джеймс Маккартни, оказывал помощь сыну в его увлечении музыкой. Около тридцати лет назад он возглавлял собственную группу Jim Mac’s Jazz Band.

Пол говорит: «Отец всегда поощрял мой интерес к музыке. Думаю, ему нравится наше звучание, но иногда он сетует на то, что мы слишком редко бываем дома. Он годами терпел мои музыкальные упражнения, и это показывает, какой он прекрасный человек».

«Хотел бы он быть еще кем-то, кроме музыканта?» «Ну конечно - он хотел бы стать умным и талантливым!»

Иногда жизненный путь Пола как левши можно выразить фразой «задом наперед». Его главные детские воспоминания связаны с манерой письма «справа налево» - от этой привычки он все-таки избавился. И от кручения педалей своего велосипеда «задом наперед» тоже, сейчас он делает это как положено!

Б Ы Л Р И Т М - Г И Т А Р И С Т О М

Первоначально Пол играл на «обыкновенной» гитаре - а как-то раз во время одной из поездок Битлз в Германию занял место пианиста. Он перешел на бас-гитару после смерти Стю Сатклиффа.

«В мое свободное время вы всегда можете застать меня за прослушиванием пластинок американских музыкантов, особенно в жанре ритм-энд-блюз, - говорит Пол. - Что-нибудь в исполнении Чака Джексона, The Miracles, Кетти Лестер, Литтл Ричарда или Марии Хендриксон из Raclets. Можете записать сюда же и Жюльетт Греко - она потрясающе выглядит и хорошо поет».

Н Е У М Е Л С Ч И Т А Т Ь

В школе Пол увлекался английской литературой, но не преуспел в географии и математике. Чувство безнадежности и отчаяния, возникавшее при необходимости решить арифметическую задачу, характерно для всех четырех битлов. Они всегда тянулись к более «художественным» предметам. И если Джон Леннон не любит стричься, то Пол старается уклониться от бритья. Как-то раз он сказал, что вместо крема для бритья воспользовался подвернувшейся под руку зубной пастой - и был завален жалобами фанатов, которые попытались последовать его примеру и обнаружили, что ничего у них не выходит!

Б О Л Ь Ш О Й Т Р А Н Ж И Р А

«Полагаю, я стал большим транжирой, - говорит Пол, на минутку делаясь серьезным. - Когда-нибудь я бы хотел купить дом и пригласить всех обмыть покупку, но деньги мгновенно расходятся на всякие мелочи вроде продуктов и одежды.

Я вроде как расслабляюсь во время еды. А то просто сплю или играю на гитаре. Фильмы? Да, я люблю кино. Хожу на кинокартины с участием Марлона Брандо, Бельмондо, Софи Лорен, Питера Селлерса. О, да - и с Жульетт Греко.

Эти хитовые пластинки дали нам многое. Однако мы всегда чувствовали, что однажды способны создать что-то значительное. Но это произошло так неожиданно.»

«Мы в неоплатном долгу перед нашим менеджером Брайаном Эпстайном, понимаете? Он великолепен. Умный и симпатичный… даже когда слишком давит на нас. Зови его хорошим парнем, папочка!»

Со времен учебы в Liverpool Institute High School Пол очень дружен с Джорджем Харрисоном. Для общения между собой они выработали прикольно-юморной стиль разговора, своего рода «хохмический» жаргон, услышав который впервые, вы будете огорошены и ничего не поймете. Он говорит, что научил Джорджа его первому гитарному аккорду.

Ж Е Н И Т Ь Б А

Можно быть совершенно уверенным в том, что Пол когда-нибудь женится. Он признается, что его привлекает семейная жизнь, но не связывает женитьбу с каким-то наиболее подходящим для этого возрастом. «Полагаю, это просто произойдет, и все», - говорит он. И оставляет это на волю случая.

«Я получаю около 70-ти странных писем в неделю, - говорит он. - И поверьте, многие из них очень, очень необычны. Я стараюсь отвечать по мере сил, но это требует времени. Надеюсь, мои поклонники это понимают. Ужасно разочаровывать их, но мы можем выкроить для ответов на письма только один день.»

Пол также поигрывает на ударных и на банджо, но не подлежит сомнению, что его главным увлечением является бас-гитара. Ему нравится смотреть, как действуют другие музыкальные инструменты… поэтому он понимает трудности их освоения.

«Сочинение песен очень важно для меня, - говорит он. - Мы занимаемся этим вместе с Джоном. Мы не испытываем нехватки в новых идеях. Удивляет то, что некоторые американцы проявляют интерес к процессу создания нашей музыки.»

Таков Пол Маккартни. Артистичный, амбициозный. А также большой специалист по наблюдению за птицами!

Эта неточность, как и в случае с Джорджем Харрисоном, исправлена в следующем номере журнала THE BEATLES BOOK.

Издание: "From Me To You №10", 2002

Конечно, его главным по жизни инструментом в первую очередь является бас-гитара, однако Маккартни отнюдь не чужд и шестиструнный инструмент. Вспомним, что свою рок-н-ролльную карьеру он начал играя на "обычной" гитаре. А после того, как во время исторической встречи с Джоном Ленноном он сразил его мастерским исполнением песни "Twenty Flight Rock", дорога в Битлз стала для него открыта. Разумеется, сначала была группа Quarry Men, с которой Пол Маккартни после нескольких репетиций дебютировал на сцене ливерпульского клуба New Clubmoor Hall 18 октября 1957 года. "Я пришел в группу, прежде всего, как ведущий гитарист, - рассказывает Маккартни в книге Тони Бэкона "The Bass Book/Complete Illustrated History Of Bass Guitars...", - потому что, я неплохо играл на гитаре. Правда, не на сцене. А когда очутился на сцене во время того, самого первого концерта, я полностью провалился. Я никогда прежде и не представлял себе, что такое нервы". Запутавшись в сольной парии "Guitar Boogie Shuffle", Маккартни принимает мужественное решение переключиться на ритм. В дальнейшем, как известно, Пол нашел себе в качестве соло-гитариста достойную замену - в лице Джорджа Харрисона - а сам на долгое время переквалифицировался в "ритмача". И лишь летом 1961 года, когда их "штатный" басист Стюарт Сатклифф покинул группу, Пол Маккартни взял на себя функции басиста. Так и прошагал (да еще как!) наш герой по битловским подмосткам с бас-гитарой, эпизодически обращаясь к гитарным партиям лишь в студии звукозаписи и очень редко на концертах. Но мог ли он добиться чего-либо путного в жизни, не умея путно играть на шестиструнном инструменте?

Первая гитара, которая стала собственностью Пола Маккартни, имела название Zenith, модель 17, и была изготовлена в Германии фирмой Framus. История появления этой акустической гитары такова. В июне 1956 года, на четырнадцатилетие, отец Пола Джим подарил своему сыну трубу. "Я имел обыкновение изредка играть на ней, - вспоминает Маккартни в книжке Барри Майлза "Paul McCartney: Many Years From Now", - потому что труба была тогда героическим инструментом. "Человек с Золотой Рукой" и все такое. Но я быстро понял - ты же не сможешь петь с трубой, торчащей из твоего рта". ("The Man With Golden Arm" - американский фильм 1955 года. Реж. Otto Preminger. Главного героя сыграл Фрэнк Синатра. -B.C.). Тем временем, Англию накрывала мощная волна скиффл-моды. Духовики в скиффл-группах были абсолютно ни к чему, и, попросив разрешение отца, юный трубач понес свой "героический инструмент" в магазин "Rushworth and Dreaper"s Music", где он и был в свое время куплен. Понес с целью обменять его на гитару. Вот так Пол Маккартни и стал обладателем своей первой гитары, Zenith, стоимостью в 15 фунтов стерлингов. "Я абсолютно не мог представить, как на ней играть. Я не понимал, что проблема состояла в том, что я был левшой. И это недоразумение продолжалось до тех пор, пока я не увидел фотографию Слима Уитмена, который так же был левшой, и я понял, что у меня гитара неправильно повернута". Сообразив это, Маккартни переставил струны "вверх тормашками". Но тут возникла другая проблема. Оказалось, что первая струна дребезжит в широкой прорези верхнего порожка, предназначенной для толстой шестой струны. Выход юный умелец нашел очень простой. Он аккуратно обточил спичку и "заполнил" ею лишний зазор. Позже Маккартни пошел еще дальше - установил маленький звукосниматель рядом с нижним порожком, а еще через некоторое время выбросил фаль-шпанель. Таким вот, "модифицированным" "Зенитом" Пол Маккартни пользовался до первой поездки Битлз в Гамбург. На этой гитаре Маккартни сочинил свои самые ранние песни, включая "When I"m 64". Она и сегодня висит в его домашней студии. Ее он демонстрировал в фильме "Антология", сыграв на ней кусочек "Twenty Flight Rock".

Следующая гитара появилась у Пола Маккартни в 1960 году. Rosetti Solid 7. Не цельнокорпусная, а полуакустическая, с отделкой, переходящей от черного цвета в красный, изготовленная в Голландии мастером Яном ван Эгмондом и переименованная "под себя" фирмой Rosetti, которая занималась импортом этих гитар в Великобританию. Гитара продавалась по цене около 20 фунтов, на ней были установлены звукосниматель и декоративная панель марки Royal. "Нам нужно было ехать играть в Гамбург, - рассказывает Пол Маккартни в интервью Тони Бэкону, - и я купил электрическую гитару Rosetti Solid 7 в Ливерпуле [в Hessy"s Music] прежде, чем мы туда отправились. Это была ужасная гитара. На самом деле, красивая деревяшка. Она была хорошо покрашена, но это была злополучная, дешевая гитара". Не ясно, какие очертания имела гитара, когда группа возвратилась в Ливерпуль, но, судя по фотографиям, головка грифа была заменена, белая фальшпанель выкинута, и на инструмент были поставлены три или четыре басовые струны (некоторые очевидно "заимствованные" у фортепьяно). В таком виде гитарой некоторое время попользовался временный басист Битлз Чес Ньюби (как и Маккартни - левша), рекрутированный из группы Blackjacks - на замену задержавшемуся в Гамбурге Стю Сатклиффу. Позже Маккартни забрал гитару опять в Гамбург, где она ему пригодилась. В одном из интервью 1964 года Пол вспоминал, что он не горел желанием избавиться от "Розетти". "Я был вынужден сделать это, потому что гитара разбилась, когда я однажды ее уронил. Я не сбрасывал ее полностью со счетов, но и не думал, что гитару стоило восстанавливать. У всех нас... было великолепное время, когда мы крушили гитары, прыгали на них! Немного безумно, я полагаю, но нам нужно было иногда выпускать нашу скрытую энергию, и то, что мы тогда делали, казалось вполне естественным!"

1960 год. Hofher Club 40. Пустотелая электрогитара (год изготовления неизвестен). После покупки гитары фирмы Rickenbacker, Лен-нон подарил или одолжил на время свой "Хофнер" Маккартни. Пол еще не расстался с Rosetti, но, наверняка уже пользовался Club 40, а не просто позировал с ним перед фотокамерой во время первой поездки Битлз в Гамбург. Струны-то на гитаре переставлены под левую руку! Где эта гитара нынче? Хороший вопрос!

1961 год. Hofher 500/1 (3/4 sized). Вот она, та самая бас-гитара в форме скрипки! Вскоре после того, как Битлз возвратились в Гамбург, чтобы отыграть контракт в клубе Тор Теп, в группе вместо Стюарта Сатклиффа появляется новый басист. "Никто не хотел играть бас, или никто не играл его в те дни, - вспоминает Пол Маккартни в "Many Years From Now". - Бас-гитара - это была такая штука, с которой толстые мальчики неуклюже двигались на сцене, и их просили стоять позади и играть... Так что я определенно не хотел делать это, но Стюарт ушел, и неуклюже двигаться с бас-гитарой стал я. Позже я стал вполне счастлив..." История умалчивает, переставлял ли Маккартни под себя струны на Hofner President"e Стюарта Сатклиффа, но почти точно не оставляет сомнения в том, что к этому времени переделанная Rosetti была окончательно разбита. В общем, наступил момент, когда позарез нужна была новая бас-гитара, и Пол Маккартни оказывается в гамбургском магазине Steinway Musichaus. "Я помню, как пришел туда, у них имелся этот бас, который стоил весьма дешево. Я не мог позволить себе Fender. Fender"ы даже тогда, кажется, стоили около 100 фунтов. А все, что я мог действительно позволить себе -это инструмент в районе 30 фунтов... Так, где-то за 30 фунтов я и присмотрел этот Hofner бас-скрипку. Это была гитара по мне, потому что я был левшой, и она в перевернутом виде смотрелась не так ненормально из-за своей симметричной формы. Если бы гитара была с "рогом", она плохо бы выглядела, "рог" был бы не на том месте. Так что, "скрипка" мне подходила. И этот инструмент стал моей основной бас-гитарой". Пол Маккартни использовал этот Hofner 500/1 на сцене и в студии (диске "With The Beatles") до того момента, когда фирма Hofner подарила ему новую, усовершенствованную модель. В 1964 году старый бас подвергся "реставрации" - было нанесено новое полистироловое покрытие с "солнечными" переходами, выполненное лондонской компанией Sound City, заменены звукосниматели и регуляторы. Играть бы на нем, да играть! АН, нет. Басовка отправилась в обоз во время гастролей 1964 года, а очень скоро вообще ушла в тень на фоне своего более видного сородича. Старушка вынырнула из небытия в сентябре 1968 года, без фальшпанели, в ролике "Revolution" на ТВ-шоу Дэвида Фроста. А дальше тривиальный случай. В начале января 1969 года исторический маккартниевский бас был украден. Очень вероятно, из Twickenham Studios, где Битлз снимали фильм "Let It Be".

1963 год. Знакомые все лица! Бас-гитара 1963 Hofher 500/1. В 1962 году г-н Вальтер Хофнер модернизировал свой "violin bass" и в 1963 году подарил обновленный экземпляр Полу Маккартни. Впервые эту "скрипку" народ увидел 4 октября в ТВ-шоу "Ready, Steady, Go!" Чем же новый инструмент отличается от старого? Вот основные различия: у новой модели гриф изготовлен не из трех, а из двух частей; каждая пара колков имеет общую площадку, а не индивидуальную; звукосниматели "staple-top" в отличие от "diamond logo", один из которых перемещен ближе к нижнему порожку; надпись фирмы на головке грифа не вертикальная, а горизонтальная; у корпуса более закругленная задняя часть; на грифе точечная инкрустация ладов завершается не 19-м, а 21-м ладом. Очень приметная маккартниевская басовка, наряду с Rickenbacker"oM Джона и Gretsch"eм Джорджа, навеки стала одной из составляющих визитной карточки Битлз. И хотя с 1965 года в студии Пол Маккартни частенько не брезговал бас-гитарой фирмы Rickenbacker, "скрипка" Hofner 500/1 звучит, начиная с песни "I Want To Hold Your Hand" и заканчивая альбомом "Let It Be", а также на некоторых сольных проектах Маккартни. В 1966 году Пол убрал с гитары фальшанель, а значительно позже присобачил на корпус над верхним звукоснимателем бирку с надписью BASS MAN. Вот в таком виде Hofner 500/1 и завершил свою славную битловскую карьеру - в последнем концерте, который группа сыграла на крыше здания штаб-квартиры Apple 30 января 1969 года. Спустя двадцать лет этот бас вновь был в работе. По просьбе Элвиса Костелло, записывающего вместе с Полом альбом "Flowers In The Dirt". Ну, а дальше, вернувшись к гастрольной жизни, Маккартни играет на "битловской" бас-гитаре во всех своих турне, сравнивая свой знаменитый инструмент со знаменитой тросточкой Чарли Чаплина. "Вы всегда ждете ее увидеть".

1964 год. Epiphone Texan FT-79, акустическая гитара (год изготовления неизвестен). Пол Маккартни купил этот инструмент в декабре и впервые использовал во время записи альбома "Help!", в том числе в песне "Yesterday". Пол до сих пор хранит эту гитару.

1964 год. 1962 Epiphone Casino. Примерно тогда же, когда Маккартни приобрел Epiphone Texan, он, по совету Джона Мейолла, обзавелся этой электрической, полуакустической гитарой. Зазвучала она в студии уже в следующем году. Пол исполнил на "Казино" сольные партии в таких, например, песнях Битлз, как "Ticket To Ride", "Drive My Car", а позже в "Taxman". На этой, ранней версии Epiphone Casino установлены головка грифа модели Gibson и механизм вибратора-струнодержателя системы Bigsby. Co временем Джон Леннон и Джордж Харрисон раскусили звучание "Казино" и тоже купили себе аналогичные гитары. Маккартни до сих пор играет на этом инструменте.

1965 год. 1964 Rickenbacker 4001S-LH. Бас-гитара (с "рогами"), с корпусом под левую руку, но с "правосторонней" головкой грифа. Когда в 1964 году глава фирмы Rickenbacker г-н Фрэнсиз Холл презентовал новые модели своих гитар Джону и Джорджу (модернизированные 325-я и 360-12-я, соответственно), он не мог обойти вниманием и Пола, придумав фактически для него эту бас-гитару. Это была первая "левосторонняя" Rick-бас-гитара, с очертаниями настолько новыми, что на ней, чтобы не переборщить, наверное, решили оставить "правостороннюю" головку грифа. Сын Холла Джон имел честь преподнести 1964 Rickenbacker 400IS-LH Полу Маккартни. "Я вручил бас лично Полу в доме, который Битлз арендовали, когда выступали в Hollywood Bowl (30 августа "65), а не во время самого шоу, - вспоминает Холл. - Эта вилла, "Curzon Terrace", я полагаю, находилась на Hollywood Hills. Помимо Битлз и их охраннников присутствовали Роджер Мактуинн, Питер Фонда и Джоан Баез". Джордж Харрисон вспоминает, что этот бас впервые использовался в песне "Think For Yourself (8 ноября 1965). Он был запасным инструментом во время концертов Битлз в конце 1965-го и в 1966 году. В студии звукозаписи, с весны 1966 года, когда группа записывала "Paperback Writer" и "Rain", Rickenbacker стал равноправным басом Маккартни, наряду с "Хофнером". Он использовал его очень часто, работая над диском "Revolver", в песнях "Penny Lane" и "Strawberry Fields Forever". Чтобы бас 1965 Rickenbacker 4001S-LH был по духу ближе к "Сержанту", Пол Маккартни перекрасил его в психоделические цвета (как поступили со своими гитарами Джордж Харрисон и Джон Леннон) и играл на нем в таком виде на альбоме "Sgt. Pepper" и в телевизионных промороликах вплоть до конца 1968 года. Как мы уже отмечали, Пол возродил свой Hofner на "Let It Be", а затем вновь вернулся к "Рику" - на "Abbey Road" - предварительно "отдраив" его до натуральной отделки. В последующее десятилетие Маккартни многократно пользовался этим "Рикенбэкером" на своих сольных альбомах и во время концертов. В 1975 году Пол отсылал бас-гитару на фирму Rickenbacker для замены на нем звукоснимателя.

1966 год. 1964 Fender Esquire. "Солнечная" отделка, один звукосниматель, год изготовления неизвестен. Пол Маккартни купил эту гитару из семейства "Telecaster" в период сессии "Revolver". Она звучит в песнях "Good Morning, Good Morning" и "Helter Skelter". По сведениям источников, "Эсквайр" и поныне хранится в гитарной коллекции Пола Маккартни. 1968 год. 1968 Fender Jazz Bass. Существовало мнение, что это был гостинец из "подарочной корзины", преподнесенной Битлз фирмой "Фендер". Однако позднее выяснилось, что в том комплекте (гитары и усилители) бас был правосторонний, и что с ним делал Маккартни - неизвестно. Зато "левый" бас можно, по крайней мере, увидеть на фотках, сделанных в студии Abbey Road. Впрочем, профессор музыки Мичиганского университета Уолтер Эверетт в своей книжке "The Beatles as Musicians (Vol. 1)" (OUP, 1999) пишет, что этот "Джаз-бас" звучит на пяти битловских треках: "Yer Blues", "Glass Onion", "While My Guitar Gently Weeps", Sun King" и " Mean Mr. Mustard". Эверетт также нахально предполагает, что эта правосторонняя модель использовалась Джоном Ленноном в песне "Helter Skelter" и Джорджем Харрисоном в "Back In The USSR".

1968 год. C.F. Martin D-28. Акустическая гитара (год изготовления неизвестен) из серии так называемых "Дредноутов". Этот приятно звучащий инструмент всплыл во время сессии "Белого Альбома" (это он звучит в песне "Blackbird"). Его можно не только услышать, но и увидеть в кадрах "Two Of Us" фильма "Let It Be". Вот, пожалуй, и все гитары, принадлежащие Полу Маккартни во времена Битлз.

Джеймс Пол Маккартни (James Paul McCartney) родился 18 июня 1942 года в ливерпульском районе Энфилд [в семье выходцев из Ирландии Джеймса Маккартни и Мэри Мохин]*. Позднее семья переехала в район Уоллэйси, затем в Спек, а в 55-ом обосновалась в районе Аллертон, всего в 2 милях от дома, где жил Джон Леннон.

По характеру маленький Пол был прямой противоположностью Джону Леннону. Со всеми он вел себя вежливо и тактично, хотя нельзя было назвать его пай-мальчиком. Как и Джон он был себе на уме и дорожил своей независимостью, которую, однако, утверждал не агрессивностью и бунтарством, а чисто дипломатическими средствами.

В начальной школе он был одним из лучших учеников и, окончив ее, легко поступил в среднюю школу для мальчиков с пышным названием "Ливерпульский институт".

Полу было 14 лет, когда случилась трагедия. У Мэри Маккартни обнаружили рак, и 31 октября 1956 года она умерла.

Первый в своей жизни музыкальный инструмент, трубу, Пол получил в подарок от дяди, когда ему было 12, но так его и не освоил. В 14 он попросил отца купить ему гитару. Пол был левша, но, как сам он утверждал много лет спустя, по-настоящему осознал себя таковым только исключительно через гитару. С того момента все остальное потеряло для Пола значение. Он мог играть сутки напролет, играть на крыльце, в ванной, в туалете, на школьном дворе.

Как многие сверстники, Пол старался не пропускать концерты скиффл-групп, часами слушал по ночам программы радиостанции "Radio Luxemburg". Он разучивал шлягеры Элвиса Пресли, Литтл Ричарда и подражал этим звездам довольно искусно. Тем не менее он не спешил примкнуть к какой-нибудь группе или образовать свою.

В школе одним из друзей Пола был Айвен Воэн. Айвен время от времени играл в группе Джона Леннона "The Quarry Men" и однажды, 6 июля 1957 года, позвал Пола на ее выступление. Там Леннон и Маккартни впервые встретились. Через неделю Джон пригласил Пола в свой ансамбль. К тому времени Пол уже начал сочинять свои собственные композиции, и теперь они вдвоем с Джоном придумывали оригинальные мелодии и аранжировки. К концу 1958 года в их авторском архиве насчитывалось уже около полусотни песен, включая ранние варианты "Love me do", "One After 909".

[Впрочем, в сочинительстве Джон Леннон признавал превосходство и первенство Маккартни. В одном из своих интервью он сказал: "Даже в самом начале мы обычно сочиняли порознь, потому что Пол всегда был на шаг впереди меня Как вступить в наследство если нет документов на дом . . Он всегда опережал меня на несколько аккордов, и в его песнях, как правило, было больше аккордов, чем в моих. Его отец играл на фортепиано, в их доме постоянно звучала джазовая или поп-классика, и Пол многое перенял у отца".]

[В 1960 году "The Quarry Men", претерпев незначительные изменения, становится "Битлз" (The Beatles) и начинает выступления в Германии.]

До 1961 года Пол, как и Джон, играл на ритм-гитаре, а бас-гитару брал в руки лишь в тех случаях, когда Стюарт Сатклифф не мог выйти на сцену. Постоянным бас-гитаристом Маккартни стал только летом 1961 года, когда Стюарт покинул группу.

[В 1962 г. вышел первый сингл "Битлз" "Love Me Do", поднявшийся на 17 место в английских музыкальных рейтингах. Это было началом триумфального шествия "Битлз" по всему миру. Альбомы и песни ливерпульской четверки завоевали сердца миллионов слушателей. Среди самых известных и популярных - песни "Let It Be", "Yesterday", "And I Love Her", "Yellow Submarine", "Help!".]

До 1966 года биография Пола Маккартни составляла единое целое с биографией "Битлз". Его дебют как самостоятельного композитора состоялся в конце 1966-го, когда он сочинил музыку к фильму "The Family Way". В дальнейшем Пол выступил автором основной идеи концептуального альбома "Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band" (1967), ему же принадлежала ведущая роль в создании фильма "Magical Mystery Tour" (1967), альбома "Abbey Road".

[В 1967 году Пол Маккартни познакомился с фотожурналисткой Линдой Истмен (род. 1942), которая 12 марта 1969 года стала его женой.]

Сольную карьеру Маккартни начал еще до распада квартета. В ноябре 69-го - марте 70 года он записал в домашней студии свой дебютный альбом "McCartney", который фирма "Apple"** выпустила 17 апреля 1970 года. Пол один исполнил все инструментальные партии, записав их методом многократного наложения. Лишь в вокальных партиях он воспользовался помощью жены Линды Истмен. Линда хоть и работала в рок-журналистике, обладала более чем скромными познаниями в музыке, и Полу пришлось приложить немало усилий, чтобы научить ее для начала хотя бы сносно играть на фортепиано и петь.

Год спустя, в мае 1971-го, Пол и Линда выпустили новый альбом "Ram", записанный в Нью-Йорке с участием ударника Денни Сейуэлла. Эта пластинка тоже имела крупный коммерческий успех. В те дни Маккартни отчетливо осознал, что ему тяжело и неуютно творить в одиночку, что он, как в воздухе, нуждается в атмосфере ансамбля, коллективного творчества. Летом 1971 года [после распада "Битлз"]*** он сформировал первый состав группы "Wings", куда вошли Линда, Денни Сейуэлл и гитарист Денни Лейн. С ними он записал и в декабре того же года выпустил альбом "Wild Life". Пластинку постигла судьба предыдущих: публика была в восторге, критики - метали громы и молнии. В самом начале 1972 года к ансамблю присоединился соло-гитарист Хенри МакКаллоу.

Маккартни не хотел, чтобы его воспринимали как бывшего участника "Битлз", и поэтому не исполнял ни одной старой песни. "Я не возвращаюсь, - сказал он в интервью, - я все начинаю заново..."

Он не ошибся в своих ожиданиях: гастроли, коллективная работа вернули ему душевное равновесие. Вышедший 23 марта 1973 года сингл "My Love" возглавил национальный хит-парад США и впервые не был обруган в прессе.

При всем том отношения в группе складывались непросто. Денни Сейуэлл и Хенри МакКаллоу все чаще высказывали Полу неудовольствие исполнительским уровнем Линды, предлагая взять вместо нее более опытного пианиста. Конфликт назревал и привел к тому, что Сейуэлл и МакКаллоу покинули группу в самый неподходящий момент.

Альбом "Band On The Run" появился 30 ноября 1973 года и стал лучшей пластинкой Маккартни после распада "Битлз".

9 сентября 1975 года группа отправилась в большое гастрольное турне, продолжавшееся с перерывами тринадцать месяцев.

[Сольная карьера Пола Маккартни была намного более успешной, чем у остальных "экс-битлов" - на протяжении 70-80-х годов его произведения неизменно оказывались в числе самых популярных. За 12 лет девять его синглов и семь альбомов занимали первые места в чартах. Общий тираж пластинок Маккартни к 1979 году составил более 100 миллионов экземпляров.]

В октябре 1979 года издатели "Книги рекордов Гиннесса" наградили Маккартни "Родиевым диском" как самого популярного музыканта и композитора-песенника всех времен и как обладателя наибольшего количества "золотых" пластинок****.

[Были в биографии Маккартни и весьма неприятные моменты. В Японии ему пришлось пережить арест за привоз марихуаны. К счастью, вместо семи лет одиночного заключения, грозивших ему по закону, Пол провел в тюрьме всего восемь дней, после чего уединился и самоизолировался вместе с Линдой на ферме в Кенте. Правда, длилось это очень недолго.]

С 1980 года Маккартни со своей группой выпустили альбомы "McCartney 2" (1980), "The McCartney Interview" (1981), "Tug of War" (1982), "Pipes of Peace" (1983), "Give My Regards To Broad Street" (1984).

[В 1981 году Пол Маккартни перешел на сольные концерты, а также выступал в дуэтах с молодыми исполнителями (Майклом Джексоном, Стиви Уандером).]

В 1986 году Пол впервые за три с лишним года выпустил диск, полностью составленный из новых композиций, "Press To Play". В тот же самый период Маккартни создавал совершенно другой, иного класса и уровня альбом. Он работал над ним три года, а одну из песен начал записывать даже в 1984 году. Альбом назывался "Flowers In The Dirt" и вышел в июле 1989-го. В записи участвовали Elvis Costello, Dave Gilmour, Trevor Horn. Пресса поначалу признала пластинку лучшей из всех у Маккартни, однако со временем заметила, что она все-таки несколько уступает альбому "Band On The Run".

26 сентября 1989 года началось кругосветное гастрольное турне, первое после 1976 года; оно открылось концертом в Осло и продолжалось до весны 1990-го. Как и пятнадцать лет назад, в ходе гастролей был записан тройной концертный альбом.

[В середине 1990-х годов композитор взялся за сочинение "серьезной" музыки для симфонических оркестров. Новую волну интереса к легендарному ансамблю породил выпуск "Антологии "Битлз", подготовленной Маккартни. Подтверждением огромной популярности исполнителя стал альбом "Flaming Pie" (1997) разошедшийся огромным тиражем.

11 марта 1997 года Пол Маккартни стал сэром Полом, получив из рук королевы одну из высших наград Великобритании - орден Подвязки.

Пол Маккартни является на сегодняшний день самым богатым музыкантом Великобритании, первым в истории британской поп-музыки став миллиардером. Согласно сообщению информационное агентство Reuters, его состояние на начало 2001 года составило 713 млн. фунтов стерлингов или 1,02 млрд. долларов. Таким образом Пол Маккартни оставил далеко позади себя таких знаменитых британских музыкантв как Мик Джаггер и Элтон Джон, которые занимают в списке самых богатых людей страны шестую и седьмую строчки - у них примерно по 150 млн. фунтов. Большую часть состояния Маккартни составляют авторские отчисления за песни "Битлз", в том числе написанные лично им. Обладая столь значительным состоянием Маккартни активно занимается благотворительностью, жертвуя значительные средства на программы охраны природы, борьбы с алкоголизмом, другие гуманитарные проекты.

Помимо музыки Пол Маккартни увлекается еще и живописью - она является его хобби на протяжении уже почти 20 лет. Маккартни не считает себя мастером в этой области и предпочитает писать для себя и друзей, а не для широкой публики. Тем не менее в последние годы в Германии и США состоялись две его выставки. Среди представленных работ много портретов (в том числе, изображение ныне покойной жены Линды и королевы Великобритании), есть пейзажи, сценические зарисовки.]