Мы ленивы и нелюбопытны. Мы ленивы и не любопытны
Депутат Госдумы Владимир Мединский продолжает развенчивать мифы о России в своей новой книге. Он уверен, что многие страшилки про русский народ надуманны и ложны.
Лариса КАФТАН
Мифы о России часто создаются одной фразой. Сказал: «Ленивы мы и нелюбопытны» — и вот ярлык: русские ленивы и нелюбознательны. Но стоит копнуть — и выясняется, что за каким-то выражением нет автора, которому приписывают фразу. Или автор есть, но имел он в виду что-то совсем другое, иногда прямо противоположное.
Депутат Госдумы профессор МГИМО Владимир МЕДИНСКИЙ, автор нескольких книг о мифах, придуманных о России и русских (среди них лень, пьянство, неопрятность, глупость), развенчивает очередные сказки о нас в готовящейся к печати книге «Скелеты из шкафа русской истории».
1. «ВЕСЕЛИЕ РУСИ ЕСТЬ ПИТИ»
Родную историю мы по большей части знаем плохо. Издалека всплывает что-то вроде «…Веселие Руси есть пити…» и прочее «гой-еси». Если мы ищем корни пьянства во временах Владимира Святого, как зафиксировали летописцы якобы его слова: «Веселие Руси есть пити, и нельзя без этого быти», — то все, приехали — всеобщая алкоголизация населения и полное вырождение русского народа не за горами.
В русском законодательстве нет никаких ограничений пьянства и не предусмотрены наказания для пьяниц. Ни в «Поучениях» Мономаха, ни в святоотеческой религиозной литературе, ни в других книгах Древней Руси нет осуждения этого порока, рассказов для детей о его вреде. Нигде нет упоминаний о пагубных последствиях пьянства.
Каждый год в пушкинский день пишу про него пост. Их десятки. Но самый лучший, мне кажется, тот, где я вам пытался сказать - А Пушкин мужик, не только поэт! Но сегодня про иное.
Рисунок Пушкина. И комментарий графолога приведу в конце поста.
Мой школьный друг математику ненавидел
. И не понимал. Когда учительница математики его стыдила, он неизменно отвечал: «Вот Пушкин был абсолютным нулём в математике, почему вы от меня-то чего требуете?» Учительница отвечала - так ты напиши стих похожий на стих Пушкина, я тебе всё прощу и двоек ставить никогда не буду!
«Написать-то стишок я могу, не пушкинский конечно. Но он был полный ноль в математике, а я же решаю немного задачек. Значит мне можно лишь немного знать математику и немного писать стихи - баланс!» Класс хохотал.
Сестра А. Пушкина О.С.Павлищева вспоминала: «Арифметика казалась для него недоступною, и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался слезами».
Лицейский друг Пушкина И.И. Пущин вспоминал впоследствии, что "...все профессора смотрели с благоговением на растущий талант Пушкина. В математическом классе вызвал его раз Карцов к доске и задал алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Карцов спросил его наконец: "Что ж вышло? Чему равняется икс?" Пушкин, улыбаясь, ответил: нулю! "Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи".
Сохранилась также следующая запись в дневнике А.С. Пушкина от 1 января 1834 года: "Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством? Доволен, потому что государь имел намерение меня отличить, а не сделать смешным, а по мне хоть в камер-пажи, только б не заставили меня учиться французским вокабулам и арифметике".
Пушкинисты подсчитали слова Пушкина:
Алгебра Геометрия Математика Физика Наука Любовь Любить
3 раза 3 раза 3 раза 1 раз 75 раз 630 раз 614 раз
Пушкинисты ещё написали сотни статей на темы:
Знал ли Пушкин о числах Фибоначчи?
Присутствует ли золотое сечение в стихах Пушкина?
Прослеживается ли в сказках математическое соответствие.
Пусть играются…
Таки в честь дня рождения поэта, я хочу огорчить своего одноклассника. Пушкин очень тепло относился к математике. Уже в первом томе "Современника", издаваемого Пушкиным, была напечатана статья князя П.Б. Козловского "Разбор парижского математического ежегодника на 1836 г.", а в третьем томе - статья по теории вероятностей "О надежде" того же автора.
Причём П.Б. Козловский написал математические статьи для "Современника" по заказу Пушкина.
Пушкин и Теория вероятности!!! Не сочетаемое и в моём мозгу.
В библиотеке А. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа (1749-1827) "Опыт философии теории вероятностей", вышедший в Париже в 1825 г. Пушкиноведы пишут - Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношения необходимости и случайности в историческом процессе.
Но на мой взгляд Степан Разин и Теория вероятности вещи не совместные!
И ещё незнаемое мною:
А.С. Грибоедов в 1826 г. просил прислать ему учебник по дифференциальному исчислению, а Гоголь в 1827 г. не только выписал "Ручную математическую энциклопедию" Перевощикова, но даже изучал ее.
Дипломат и писатель Грибоедов и диффуры! У вас есть знакомые, кто на досуге почитывает про диффуры? У меня нет…
И ещё крутое знание вам.
Весь интернет обожает цитировать, что А.С.Пушкин сказал: "Русский человек ленив и нелюбопытен." И цитату обрывают все. Даже умница дьякон Кураев тоже обрывает, а значит врёт мне и тебе . Нагло и уверено. Ведь 99% не полезут читать Александра Сергеевича - они его в школе «проходили».
Ах, как у нас либерасты и подпавшие под их влияние любят цитировать русских классиков, когда надо очередной раз «умыть» русского человека! И про «бунт, бессмысленный и беспощадный» напомнить, и о том, что «патриотизм - последнее прибежище негодяев», и про «свиное рыло» вставить… А просто почитать первоисточник?
Пушкин никогда не говорил, что русский человек ленив и нелюбопытен. В «Путешествие в Арзрум» Пушкин пишет: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны...»
Мы не пишем историй великих русских людей. В этом только мы ленивы по словам Пушкина. Обобщение либерастов показательно. Надо соврать чтобы ватников забрызгать сильнее...
Лучше бы полудурки почитали самого Пушкина… хоть иногда, там встречаются потрясающие мысли - «Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою ; что история ее требует другой мысли, другой формулы…»
Мы никогда не станем Европой в их европейском понимании! Пушкин таким образом умывает ВСЕХ западников , оппонентов славянофилов.
Как пишет Википедия:
Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века выступали за отмену крепостного права и признание необходимости развития России по западноевропейскому пути.
Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин (представители так называемого религиозного западничества), В. С. Соловьёв и Б. Н. Чичерин (либеральные западники), И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, позднее Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, П. В. Анненков (западники-социалисты), М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.; профессора истории, права и политической экономии — Т. Н. Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, П. Г. Редкий, И. К. Бабст, И. В. Вернадский и др. Идеи западников в той или иной степени разделяли писатели, поэты, публицисты — Н. А. Мельгунов, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, А. В. Дружинин, А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. Н. Майков, В. А. Милютин, Н. А. Некрасов, И. И. Панаев, А. Ф. Писемский, М. Е. Салтыков-Щедрин, но они часто пытались примирить западников и славянофилов, хотя с годами в их взглядах и творчестве прозападническое направление преобладало.
Цветник прямо… И половина имён из школьного учебника! Кто хвалит советское образование? Там СТРАННАЯ русофобская идеология зарыта.
Таки вот и нас учили в школе старательно западничеству! Ни в коем случае славянофильству или деревенщине. Вспомните уроки литературы и сосчитайте имена с одного полюса и с другого. Контраст страшный. Этот крен закладывали всю советскую власть в русскую голову... А теперь льют вёдрами "демократы". Не надо думать, что только сегодня русское образование гробят фурсенки и ливановы. Моя школьная училка со мной вместе в 70-е тоже участвовала в сём процессе. Под знаменем ленинского учения. Единственно верного!
И именно в последнее десятилетие жизни Пушкина западничество окончательно сформировалось и уже навсегда, до сегодня, до сегодняшних оккупантов в правительстве им. Гайдара. А Пушкин уже тогда всё понял!
Давайте повторю Пушкина:
«Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы…».
И никогда не смейте даже помыслить, что Пушкин что-то не понимал, математику например. Он понимал, что зарождается движение западников и Россия начнёт погибать именно от их рук, рук западников.
Меня часто спрашивают - а что ждать от страны, Путин сделает нас счастливыми ? Отвечаю: еще 300 лет ждать, так сказал Пушкин. Сказал 500 лет, 200 уже прошло…
Слушайте, перечитайте "Евгения Онегина, XXXIII строфу из VII главы этого романа в стихах. В нем делается попытка предсказания отдаленного будущего России:
Когда благому просвещенью
Отдвинем более границ,
Со временем (по расчисленью
Философических таблиц,
Лет чрез пятьсот
) дороги, верно,
У нас изменятся безмерно:
Шоссе Россию здесь и тут,
Соединив, пересекут.
Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды,
И заведет крещеный мир
На каждой станции трактир.
***
Трактир!!! Везде и всюду! Где же кружка?!!)))
«Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей».
А чтоб веселей было думать вброшу мысль из сегодняшней газеты:
Если активизировалась контрабанда антиквариата на ввоз в Россию , а не на вывоз, значит наши элитарии начали создавать родовые гнезда для себя здесь. А не там.
Ещё пару столетий подождём?
***
Графолог:
Если вглядеться с точки зрения художественности, гармоничности исполнения рисунков букв пушкинского письма, то оно вполне соответствует и как бы запечатлевает всю тонкость и художественность мысли великого поэта.
Подъемы и срывы линий и штрихов указывают на однородные явления и в его психике. Этот человек способен и на сумасбродные поступки, особенно если затронуто при этом его болезненное самолюбие. Язык его тогда может сделаться весьма и весьма острым, автор умеет оборвать собеседника, не считаясь с положением человека и вредом, наносимым себе. На все это указывает целый ряд приведенных данных в его почерке — неровность нажима, открытость букв, ясность окончаний: т. е. в переводе с графологического языка его неуравновешенность, порывистость, склонность открыто высказывать свои мнения и отсутствие расчетливости в отношениях, плюс к этому следует прибавить уверенность в начертаниях, что говорит и об его уверенности в себе, о самооценке и отчасти о славолюбии; этими штрихами Пушкин как бы подчеркивает свое "я".
Недавно троюродный брат отдал мне старые семейные фотографии.
- Знаю, что ты этим занимаешься. Отдаю тебе, потому что им-то ведь ничего не нужно, - кивнул он на внуков, которые играли на компьютере. – А ведь свои корни знать нужно.
Фотографии были на плотном картоне, пожелтевшие от времени. С каждой фотографии на меня смотрели мои родные и близкие…
У взрослых лица чаще всего серьёзные, напряжённые, и только дети на всех фотографиях непосредственны и милы…
На одном фото 1907 года двухлетняя Анна - будущая жена Алексея – брата моей бабушки. Удивительно было смотреть на эту малышку, ведь я-то её знала уже взрослой женщиной…
А вот на фото и Алексей – среди группы активистов по раскулачиванию.
- А ты что-то знаешь об этом времени из рассказов деда? – спрашиваю я Анатолия.
- Он же строгий был, почти ничего не рассказывал, да мы его и не расспрашивали.
Да, помню, Алексей был суров, немногословен, весь в мать - нашу прабабку Екатерину. Кроме него, в их большой семье характером пошли в неё ещё Анна и Василий. Все остальные - в прадеда Степана – добродушные и весёлые.
- Помню, как бабушка рассказывала о том, что во времена Гражданской войны, когда в городе были «белые», Алексею приходилось скрываться, - говорю я.
- Да, знаю, – отвечает Анатолий и показывает очередное фото. - А вот брат моей бабушки – лётчик. Погиб в начале войны…
Он называет фамилию.
- Ой, а со мной в классе учились Саша и Оля - брат и сестра с такой же фамилией, - говорю я.
- Это мои родственники.
- Надо же, - удивляюсь я.
В «Одноклассниках» пишу об этом Ольге.
Она отвечает:
- Жаль, что мы об этом раньше не знали…
Да, многого мы не знаем, и не узнаем никогда.
Помните, как написал Пушкин: «Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны».
Когда мы с родными собираемся вместе, то вспоминаем детские годы, истории из жизни матерей и отцов… Я по крупицам собираю всё и горюю: «Как мало нам рассказывали». Время было такое: нельзя было много говорить… Меньше знаешь, целЕе будешь…
Однажды дядя, который был в плену, сказал в одной из бесед в курилке: «И среди фашистов тоже были люди, помогали нам…». Быстро донесли… Снова арестовали…
Конечно, предстоит ещё работа в архивах, там сохранились документы, но рассказы-то всегда интереснее!
Поэтому, хочу сказать: «Почаще собирайтесь вместе, узнавайте истории своих родных, ведь жизнь каждого человека полна невероятных приключений… И ещё… Каждый из наших предков внёс какой-то вклад в историю страны. Каждый оставил след. И мы должны знать это и гордиться ими.
Сегодня в нашей стране в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина отмечается день русского языка. В этой связи предлагаю ознакомиться с речью Анатолия Фёдоровича Кони (1844-1927 гг.), которую он произнёс на торжественном заседании в Доме литераторов в 84-ю годовщину со дня смерти Пушкина 11 февраля 1921 г. Речь была опубликована в "Вестнике литературы" 1921 г. № 3.
Но сначала несколько слов о современности. Порой мне кажется наше общество окончательно порвало с литературным русским языком. Безусловно разговорный язык не является тем языком, на котором пишут книги. Но ведь и мат не является нормой устной речи. Хотя по факту слышишь его через раз, где бы не находился: в общественном транспорте, на производстве, на улице. Постоянное слышно использование жаргона, искажение, сокращение слов - и это взрослыми, не детьми. Удручает такое отношение к родному языку. Русская классика, судя по всему, в нынешнее время не востребована.
Я не случайно разместил новый логотип Екатеринбурга. На лицо деструктивное отношение к языку. Те кто его создавал - наплевал на правилам русского языка. Жаргонное слово "Екат" буквально сделали общеупотребительным. Но ведь есть и те, кто не позволяет себе из уважения, из любви к городу называть его "екатом". К тому же чаще логотип пишут на английском языке - город-то у нас "ойропеским", даром, что в Азии расположен. И на использование такого логотипа дала своё согласие администрация города. Там что, совершенно нет грамотных людей?
Возвращаясь к теме, А.Ф.Кони прочитал речь в день похорон и сейчас вы поймёте почему. И по сути он прав в том, что только к концу жизни человек даёт понимание, что он за птица. Какого полёта. Анатолий Фёдорович сравнивает вклад Пушкина в русский язык со значением Петром I для России. Впрочем, прочтите самостоятельно, думаю это будет и познавательно, и интересно.
Настоящее собрание присутствует при зарождении всенародных, всероссийских поминок по Пушкину, которые должны являться не мимолетным порывом чувства, не временным проявлением симпатии к погибшему так рано поэту, а чем-то хроническим, ежегодным, всероссийским, повторяемым с непреложностью известного нравственного закона, и представлять собой общепонятный и общесознаваемый праздник для всех мыслящих русских людей.
Может возникнуть вопрос - почему же будет праздноваться (в сущности эти поминки будут носить праздничный характер) его смерть, а не день его рождения? Ответ довольно прост. Да потому, что рождение не создает никакого определенного образа, с представлением о рождении не соединяется ничего конкретного, ничего такого, что бы выделяло этого ребенка из числа других (кроме случаев какого-нибудь уродства), а поэт, и в особенности такой поэт, как Пушкин, может сказать про себя словами другого поэта: "Мой образ вылит, еще резца последний взмах,- и гордо станет он в веках". Но это он может сказать перед концом своей жизни. Следовательно, смерть рисует поэта, смерть подводит ему известного рода итог. И наконец, - и это очень важно, - смерть гораздо сильнее ударяет по сердцам, чем рождение. Смерть соединяет всех тех, которые ценили умершего человека, в одном чувстве скорби, смерть заканчивает его существование и звучит как последний аккорд. Наконец, те, кто верует в загробное существование, знают, что оплакивать и вспоминать приходится не в день рождения, а в день смерти. Поэтому нужно праздновать именно день смерти Пушкина, а не день его рождения, и праздновать в том смысле, что с этого момента началось настоящее рождение русской литературы в его настоящем смысле, рождение русского языка в его настоящем объеме и красоте.
Пушкин сказал: "Мы ленивы и не любопытны" . Этим он хотел сказать, что в большинстве случаев у нас не существует вчерашнего дня. От этого завтрашний день такой неясный, туманный. Мы не знаем вчерашнего дня не только в нашей жизни, но и в жизни общественной, и то, что могло воспитать в нас чувство долга, что могло дать нам темные и светлые картины прошлого, все это исчезает в туманной дали. К этим словам можно прибавить еще и другое - мы не только ленивы и не любопытны, но еще и неблагодарны. И Пушкин все это испытал на себе. И долг русского общества вознаградить его за то, что он выстрадал, за то, что пережила его страдальческая тень.
Пушкин умер в разгар своего таланта, а между тем вокруг него уже возрастало равнодушие. В последние годы жизни Пушкина общество относилось к нему довольно холодно. Одни говорили, что он устарел. Это были люди, которые не дозрели до понимания Пушкина. Другие говорили, что Пушкин исписался. Это были люди, неспособные подняться до его духа. А затем кругом него кипела презренная клевета. Ведь он сам говорил перед смертью: "Пора, пора, покоя сердце просит" . И это уставшее, израненное сердце было увезено тайком, никому неведомо, и схоронено так, что над ним не плакали те, которые поняли, чего они лишились. Да кроме того, в это же время теснила его цензура. Он не мог уйти от этой цензуры, которую характеризовал "богомольной нашей дурой, слишком чопорной цензурой" . Эта цензура теснила его всячески. "Капитанскую дочку" он должен был печатать не под своим именем. "Медный всадник" был запрещен. Когда Пушкин умер, вышел его портрет-гравюра, под которым было написано: "Угас огонь на алтаре". Один такой портрет был подарен мне Гончаровым. По требованию цензуры полиция этот портрет конфисковала, и имевшие такой портрет старались заклеить его рамкой так, чтобы не было видно подписи. А сочинения Пушкина, разве они были распространены так, как следует? После его смерти вышло два неполных издания. А затем жена Пушкина, движимая известного рода корыстными побуждениями, выхлопотала у Александра II продление авторских прав с 30 лет до 50-ти , - та самая жена, о которой Пушкин рассказывал Смирновой, что по ночам, когда он хотел записать какие-нибудь пришедшие ему в голову стихи или мысль и зажигал при этом свечку, она тушила эту свечку и говорила: "Ночь дана для того, чтобы спать, а не писать стихи". Среди такой обстановки он ушел от нас.
Но и после того критика относилась к нему долгое время без правильной оценки. Когда сошел со сцены Белинский, она упоминала о Пушкине только с холодным уважением, а затем критики шестидесятых годов, искавшие в каждом писателе служения общественным вопросам и с этой точки зрения рассматривавшие его произведения, стали относиться к нему презрительно. Известный критик шестидесятых годов писал о нем - "миленький, маленький Пушкин" . При этом, конечно, забывались его заслуги именно общественные. Ведь нельзя отрицать, что Пушкин воспел свободу во всех ее видах, что Пушкин указал на язвы крепостного права, что Пушкин предвидел и проповедовал суд присяжных . И такое отношение продолжалось до восьмидесятых годов.
Но затем в обществе проснулось чувство любви и благодарности к Пушкину. День открытия ему памятника в Москве был действительно всенародным торжеством. Это было нечто такое, чего никто из участвовавших забыть не может. Тургенев, обращаясь к памятнику Пушкина, сказал: "Это памятник учителю", и все согласились с ним.
Значение Пушкина в русской литературе может быть сравнено со значением Петра Великого. Все культурные начинания в России восходят к Петру Великому. Какое бы литературное явление мы ни взяли, если мы начнем рассматривать его происхождение, мы найдем Пушкина. Мой уважаемый сосед, Н. А. Котляревский, говоря о Канте, называет его узловой станцией философии. Такой узловой станцией является Петр, такой узловой станцией литературы был Пушкин. Вот чем объясняется то начинание, для участия в котором Дом литераторов созвал всех служителей литературы и искусства и надеется на их содействие. В своих воспоминаниях Даль пишет, что, когда Пушкин умирал, он говорил ему: "Подымай же, подымай выше, идем выше, идем выше". И действительно, с тех пор Пушкин начал подниматься все выше и выше, и в настоящее время он поднялся в нашем сознании на огромную высоту. Будем же помогать этому, будем подымать его еще выше, насколько хватит сил.
Пушкин - наша гордость, наша слава. Еще в год его смерти Тютчев сказал о нем: "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" . А Островский на открытии памятника Пушкину, на обеде, встал и сказал, обращаясь ко всем литературным и ученым силам: "Господа, сегодня ведь на нашей улице праздник".
Пожелаем же, чтобы осуществились те предположения, о которых мы сегодня говорим, чтобы всякий, кто, подобно Пушкину, будет понимать жизнь, как возможность "мыслить и страдать" , мог бы сказать каждый год 29 января: "сегодня на нашей улице праздник", чтобы будущий Пимен, когда он будет писать летопись нашей жизни, упомянул, что этого числа "России сердце не забыло".
Примечания
- Цитата из "Путешествия в Арзрум" (1829).
- Цитаты из стихотворения "Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит" (1834) и (неточно) из сказки "Царь Никита и сорок его дочерей" (1822).
- По цензурному уставу 1828 года срок права наследования определялся в 25 лет со дня смерти автора. В 1862 году Н. Н. Пушкина-Ланская просила министра народного просвещения А. С. Норова закрепить за ней и за двумя сыновьями поэта пожизненное право пользоваться доходами с изданий. Вместо этого А. С. Норов увеличил срок наследования вдвое, т. е. до 50 лет.
- Имеется в виду статья Д. И. Писарева "Лирика Пушкина" (1865).
- Мнение Пушкина о необходимости суда присяжных А. Ф. Кони основывает на "Записках А. О. Смирновой".
- Цитата из стихотворения Ф. И. Тютчева "29 января 1837 г." (1837).
- Цитата из элегии "Безумных лет угасшее веселье" (1830).
Статьи в моём живом журнале о русском языке:
Наши предки, говоря современным языком, всегда стремились к экономической эффективности. Заметьте, это показатель правильности и оригинальности мышления, а не лени. Смекалистость, творчество и трудолюбие - это то, что досталось нам от наших предков. Поистине надо быть не только ослепленным и враждебно настроенным по отношению к России, написав следующее: "Национальным героем по-прежнему остается сказочный Емеля. Этот лежебока получил все, о чем мечтал, не вставая с печи - "по щучьему велению, по моему хотению", а не добыл упорным трудом, как герои немецких сказок" (Газета. ру, 21 марта 2006 г.).
"Ленивы мы и нелюбопытны"
Тут как бы в скобках замечу, что для русской культуры характерно иронично-критическое отношение к самим себе, своей истории и достижениям. С одной стороны, это неплохое качество, своеобразная гигиена души, благодаря которой делается прививка от зазнайства, спеси и мании величия. Но, как известно, лекарство от яда отличается дозой.
Самокритику не надо доводить до самобичевания. Сказал как-то Пушкин: "Мы ленивы и нелюбопытны" - и мы эти слова приняли как приговор. Да, поганый народец. Ленивый, нелюбопытный - ни тяги к знаниям тебе, ни ума. Этому печальному диагнозу вторит из-за границы мощная группа поддержки: "Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать?!" И мы все дружно, потупив глаза, шагаем. Они не клевещут, просто цитируют "наше все". Тут мы и повесили носы, сгорбились от стыда - лентяи. А еще припомнили и Емелю, и Ивана-дурака, и работу, которая "в лес не убежит"…
Ну, полно, господа, убиваться! Александр Сергеевич, конечно, "наше все", достояние отечественной и мировой культуры, но далеко не каждое его высказывание было историческим и объективным. Ведь он и с женой разговаривал, и с друзьями, и с детьми. Деловые переговоры вел с издателями, при этом раздражался непременно и спорил о гонорарах - кормилец большой семьи, куда деваться. О ком говорил Пушкин - "мы"? Кого имел в виду? Арина Родионовна оплошала или придирчивый цензор довел? Может быть, просто паршивое настроение случилось, и все вокруг стало "и кюхельбекерно, и тошно"?
Да нет, все проще. Сетовал Пушкин, что некому написать биографию Грибоедова. Вот цитата целиком: "Как жаль, что Грибоедов не оставил своих записок! Написать его биографию было бы делом его друзей; но замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…"
Вполне конкретная ситуация, а выводы из этих слов сделали сами знаете какие… Масштабные.
"Прощай, немытая Россия"
Здесь тоже автор хорошо известен: Лермонтов Михаил Юрьевич. Эта строка знаменитого стихотворения, рожденного поэтом в первой половине XIX века перед отъездом в ссылку на Кавказ, стала одним из аргументов и художественной метафорой "мифотворцев" в пользу подтверждения тезиса о грязи и неопрятности русских.
Как всегда в таких случаях не учитываются ни обстоятельства написания стихов, ни кому именно адресовал автор слово "немытая". Если заняться "скучным" анализом, быстро выясняется: это оскорбительно-дерзкое, экспрессивное определение лирический герой относит скорее к вполне конкретной, "официальной" России. То есть никак не ко всему русскому народу, а только к тем, кто обвинил и сослал поэта.
Но, как и водится, в этом никто не стал разбираться. И строки, в которых поэт признается в любви к Родине, проникновенно пишет о своих патриотических переживаниях, у нас практически не цитируются. А определение "немытая Россия" было подхвачено и приклеено ярлыком ко всем русским, ко всей стране.
М. Ю. Лермонтов. Акварель Е. Тремера.
"Прощай, немытая Россия…" - бросил в сердцах молодой офицер Лермонтов, уезжая из столицы на Кавказ. И мы до сих пор соглашаемся: "Да, мы такие, мужичье сиволапое, борода во щах, грязь под ногтями…"
Теперь это очередной аргумент в пользу традиционной русской нечистоплотности. "Вот видите? Даже патриот Лермонтов так полагал!" Итак, что есть Россия? Деревня. Лапотник-мужик.
Что есть мужик? Грязь, вонь, вши. Спят вповалку, не раздеваясь на полу. Совокупляются в грязной общей и единственной комнате в деревенской избе. Сальные волосы, всклоченные бороды.
Дырявая рубаха, подпоясанная веревкой, да рваные лапти. Зубов нет. Изо рта - вонь. Дети - засранцы - возятся где-то вперемешку со скотом. Вот вам - Святая Русь! Все: "Прощай, немытая Россия", гуд бай, май лав, гуд бай!..
Этот миф оказался настолько глубоко внедренным, что даже тогда, когда русский путешественник сталкивался с особенностями европейской "гигиены", у него не возникало соблазна уличить европейцев в нечистоплотности. В книгах, написанных русскими о Западе, есть много просто устрашающих описаний антисанитарии и грязи. Но нигде вы не найдете и тени сомнения по поводу чистоплотности европейцев в целом.
В свое время меня поразило описание, сделанное русским эмигрантом Борисом Завадским. Пять лет провел он в Северной Америке, с 1927 по 1932 год. Работал там и грузчиком, и поломойкой, слесарем, механиком, пекарем, и в числе прочего - ковбоем. Итак, конец рабочего дня…
"Джек вынес ведро, табуретку, большой таз, мыло и полотенце. Первый из подоспевших ковбоев насосом… накачал ведро воды, напился из него, наполнил таз, основательно вымыл в тазу руки и затем этой же, уже грязно-серой водой умыл свое пыльное лицо и вспотевшую шею. За ним подошел второй, потом сразу трое. Умывались все вместе, не меняя воду, вытирались общим мокрым и серым полотенцем. После ковбоев умылся Джек.
- Ну что же ты? - обратился он ко мне, приглашая последовать общему примеру.
Я выплеснул грязную воду, ополоснул таз и, наполнив его свежей водой, умылся. Взгляды окружающих, тяжелые и насмешливые, как бы говорили презрительно: "Эх ты, чистюля!".
Спать парню пришлось положив носовой платок на серую от грязи наволочку, не раздеваясь: тут так полагается. Стоит ли тратить время на то, чтобы снимать и надевать одежду? Во сне парень видел ковбоев, "умывающихся черной водой из грязного таза". Утром он достал зубную щетку и пасту, мыло и полотенце, пошел умываться и чистить зубы.
"Хозяин смотрел на меня неодобрительно. Будто я занимался колдовством.
- Ты чего это до работы умываться вздумал?.. Все равно сейчас вымажешься.
- А я тогда еще раз умоюсь.
- Вздумал! Это у нас не принято! Еще зубы чистить - подумаешь, лорд какой".
Представляю, какие далеко идущие выводы сделал бы иностранец, наблюдая такого рода сцены в России. И как долго его цитировали бы, в том числе сами русские. А вот у Завадского нет ни малейших попыток анализа и обобщения. И никто в США не цитирует его книгу, повторяя: "Видите! Видите, какая она грязная, эта наша дикая страна, отсталая от России - образца чистоплотности!" Кстати, нет ничего более далекого от реальности, чем ковбой из кино, символизирующий свободный дух Америки. Похоже, про них придумано просто все.