От чего умер актер даль. Олег Даль: биография, личная жизнь, жена, дети, причина смерти — фото

Первого апреля 1973 года Олег "зашился", и следующие два года, по словам Лизы Даль, были годами счастья и работы. Даль вернулся в "Современник", сыграл четыре новые роли, в том числе знаменитого сэра Эгьючика. В кино осуществил "вековую мечту каждого советского артиста" - сыграл советского разведчика в телефильме "Вариант "Омега" (который в актерских кругах сразу переиначили на "Вариант Олега"). Съемки закончились в 1974-м, но премьера по непонятным причинам отодвинулась почти на год. Зато с этим фильмом артист, десять лет будучи невыездным, съездил-таки за границу на фестиваль "Злата Прага". Выпустили, благодетели…
Но в 1976 году - на дне рождения Виктора Шкловского нарушен "сухой закон". В марте следует увольнение из "Современника" за нарушение трудовой дисциплины. Не умея нормально существовать в ненормальной для него атмосфере, Даль опять бросил свою судьбу в пике.
"ПОШЛИ мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…" - пел Высоцкий в "Песне Акына" на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена - Даль и Высоцкий - рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица "Плохой хороший человек", поставленном по чеховской "Дуэли". Это был "актерский дуплет", идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: "Высоцкий - слабый в своей силе, и Даль - сильный в своей слабости".
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: "Сначала уйдет Володя, потом - я".
В мае он провел у Высоцкого три дня, "без отрыва слушая его стихи". Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: "Мне снился Володя. Он меня зовет". А своему врачу сказал: "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". Январем 81-го датировано и стихотворение "Сейчас я вспоминаю…" с посвящением "В. Высоцкому. Брату".
3 марта 1981 года. Даль на съемках в Киеве. В гостинице он ужинает с партнером по фильму Леонидом Марковым, затем уходит в номер с мрачной шуткой - "Пойду к себе умирать". Похоже, что Олег, сознательно влив в себя критическую дозу водки, понимал: очередная "вшитая "торпеда" среагирует на нее резким скачком давления. Сосуды не выдержали, и Олег Даль скончался от внутреннего кровотечения. Похоже на то, что его уход был вполне сознательным.
Олег Даль умер в 1981 году. Хоронить знаменитого актера оказалось негде. Новодевичье кладбище отказалось принять актера, ссылаясь на то, что все места давно "разобраны". Не нашлось местечка и на Ваганьковском кладбище. Тогда руководство театра обратилось в Союз кинематографистов. Те пошли выше. Директору Ваганькова дали указания во чтобы то ни стало пристроить могилу актера на центральной аллее кладбища.
В итоге по решению комиссии ВТО Даля решили положить в могилу к балерине императорского театра Любови Рославлевой. Умерла она в 1904 году, могила находилась в центральной части кладбища. Конечно, за такой срок это захоронение приобрело неприглядный вид, ведь за ней много лет никто не ухаживал, - вспоминает Владимир Борисович. - Когда рабочие копали землю, то наткнулись на красный саркофаг покойницы. Доставать и сжигать гроб не решились, сочли это кощунством. В итоге яму для гроба Даля вырыли чуть подальше, а мраморную надгробную плиту с именем актера установили рядом с крестом балерины на пустой земле. Все это обнесли оградой, вот только настоящая-то могилка в ограду не влезла! Холмик прикрыли еловыми ветками, чтобы хоть народ не наступал.

Можно купить фильмы с участием актера:


1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ {купить VHS}
1963 ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС {купить VHS}
1967 ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША {купить DVD} {купить VHS}
1967 ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА {купить VHS}
1970 КОРОЛЬ ЛИР {купить VHS} {купить VHS}
1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА {купить VHS}
1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

11:16, 2 марта 2011 3 марта 1981 года, то есть 30 лет назад, умер Олег Даль – один из самых известных советских актеров, который за свою яркую карьеру так и не получил ни одного звания. «Я артист инородный», – говорил он про себя. Он умер в 39 лет, для близких эта смерть не была неожиданной: Даль ждал ее и часто о ней говорил. Эдвард Радзинский однажды заметил, что актер был болен одной из самых трагических болезней – манией совершенства – и умер именно от нее.Последний в прославленном роду Олег Даль – в пятом поколении правнук знаменитого составителя толкового словаря Владимира Ивановича Даля , правда, сам он не знал об этом: только после смерти актера была проведена экспертиза, подтвердившая родство. Не оставив после себя детей, Олег Даль стал последним представителем этого прославленного рода.Отец Даля был железнодорожником, мать – учительницей, и они мечтали о простом советском будущем для своего ребенка, о профессии врача, шофера или хотя бы библиотекаря. Ребенок же хотел быть героем, летчиком, но однажды, играя в баскетбол, надорвал сердечную мышцу и мечтать о небесах с таким здоровьем уже не мог. От отчаяния его спасла новая мечта – стать актером, ведь в кино он мог сыграть и летчика, и Печорина , историей которого зачитывался еще в школе. И уже тут впервые проявилась его болезнь безупречности: Даль картавил и понимал, что с этим изъяном может не пройти творческий конкурс в театральный вуз, стать посмешищем, опозориться. Он принял решение исправить речь. Его упорство даже родителей заставило смириться с решением сына и пожелать ему удачи на вступительных экзаменах.Для творческого конкурса Олег Даль выбрал монолог Ноздрева из «Мертвых душ» Гоголя и отрывок из поэмы «Мцыри» своего любимого Лермонтова . Изображая Ноздрева, Даль был так нелеп, что, услышав хохот приемной комиссии, половина училища сбежалась к дверям аудитории. Даля спас его максимализм: он почувствовал, что экзамен, скорее всего, провален, но решил во что бы то ни стало доказать, что умеет быть разным и, дождавшись, пока смех утихнет, начал читать «Мцыри». Комиссия была покорена, Даля зачислили на первый курс Высшего театрального училища имени Щепкина . Служебный роман Сразу после учебы Олег Даль был зачислен в труппу «Современника» . Отношения с этим театром стали одной из самых драматических вех в судьбе актера. Он уходил, возвращался, снова уходил и опять возвращался… И все из-за того, что во времена застоя «Современник», как и многие другие театры, был вынужден включать в свой репертуар идеологические спектакли, участвовать в которых Даль не хотел.– Он не признавал компромиссов, – вспоминал Владимир Мотыль. – Начинались конфликты с партнерами, руководством, нервные срывы… Тем не менее актер отдал «Современнику» 13 лет своей жизни. Именно в стенах этого театра он встретил свою первую жену – актрису Нину Дорошину. Она была старше его на семь лет и любила Олега Ефремова. Даль укорял себя за то, что уводит женщину у своего кумира, но ничего поделать не мог. Их брак продлился менее суток: на свадьбе Дорошина села на колени к Ефремову и услышала от него: «А любишь ты все-таки именно меня». Даль был свидетелем этого объяснения и сбежал с собственной свадьбы.Второй женой Даля тоже стала актриса «Современника» Татьяна Лаврова . Они прожили вместе два года, а потом неожиданно расстались. Актер, который вообще не отличался многословием, о причине развода говорил коротко: «Она злая».Уйдя из «Современника», Олег Даль пытался устроиться во МХАТ и даже начал активно репетировать там одну из ролей, но пьеса ему разонравилась, и он был вынужден порвать с этим театром.Зато, вернувшись в «Современник», актер полностью отдался новым ролям и на одном из спектаклей даже проявил профессиональный героизм: играя в «На дне» , он угодил ногой в щель. Боль была такой, что пришлось вызывать скорую, но Даль доиграл спектакль, хоть врачи не верили в то, что он сможет пошевелить ногой. На следующей день актеру сделали операцию, во время которой он просил позвонить в театр и узнать, будет ли вечером репетиция.Очередной уход из «Современника» Олег Даль объяснял тем, что театр живет ради почестей и званий, а он хочет жить ради искусства.Актер рассуждал:– Я прошел разные стадии своего развития в «Современнике», пока не произошло вполне естественное, на мой взгляд, отторжение одного организма от другого. Один разложился на почести и звания – и умер, другой – органически не переварил все это – продолжает жить.Именно в «Современнике» Олег Даль начал пить.Его друзья вспоминали, что прикладываться к стакану он стал потому, что от постоянного высокого напряжения все горело внутри, и другого способа расслабиться у актера не было. Впрочем, даже пить он старался красиво и советовал знакомым взять бутылочку портвейна, 200 грамм колбасы и идти в Русский музей - созерцать любимую картину.«Да вас знать никто не знает!» Стремление к безупречности мешало Далю и в кино. Сниматься он начал рано и сразу стал одним из самых востребованных актеров. Владимир Мотыль вспоминал, что уже в 25 лет Олег Даль, приходя на встречу с режиссерами, вел себя так, словно роль ему не нужна:– Он не пытался понравиться. Я бы даже сказал: напротив, он эпатировал не только своим пренебрежительным тоном, но и ярко-малиновым пиджаком. Позже я понял: все это было от отчаяния.И чем известнее становился актер, тем больше в нем появлялось этого отчаяния: предложений было много, но среди них не было по-настоящему интересных ролей. Ситуация усугубилась после его участия в картине «Земля Санникова» . Эту роль он не любил: во время съемок интересный сценарий превращался в дешевое зрелище с песнями, и актер не раз пытался покинуть съемочную площадку. Его уговорили доиграть до конца, но отношения с режиссерами были навсегда испорчены.Работать с ним было сложно. Так, например, Даль мог отказаться выходить на площадку только потому, что… топорщится его костюм. Именно это произошло на съемках картины Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» , где Даль играл коронованную особу – самого элегантного человека в Европе. Костюм же был сделан из того, что нашли и совсем не отличался элегантностью.Он отказывался сниматься даже у Гайдая и Рязанова, объясняя это коротко: «Не по пути!» Рязанов звал его на роль Лукашина в «Иронию судьбы», а Гайдай предлагал сыграть Хлестакова в картине «Инкогнито из Петербурга» . Звали актера и в «Экипаж» Александра Митты. Даль даже принял предложение, а потом отказался от роли; он поступал так всегда, если хотя бы немного сомневался в успехе фильма. Устав от своенравного актера, «Мосфильм» решил усмирить Даля и издал негласный указ – не снимать его в течение трех лет. Началась травля. Он, гордый и независимый, был вынужден унижаться перед чиновниками и умолять утвердить его на роль. В ответ слышал: «Кто вы такой? Вы думаете, что вы артист? Да вас знать никто не знает!»Именно в это время Даль писал в своих дневниках:– Какая же сволочь правит искусством! Нет, неверно, искусства остается все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, такая же лживая и жадная сволочь…«Усталый мудрый мальчик» Зато именно на съемочной площадке Олег Даль познакомился со своей третьей и последней женой Елизаветой Апраксиной . Прожитые с актером годы, несмотря на его пристрастие к алкоголю, она считала самым счастливым временем в своей жизни.Они встретились на съемках фильма «Король Лир» . Апраксина работала монтажером, Даль играл Шута. Их общение началось с того, что девушка пригласила всю съемочную группу в ресторан на свой день рождения. Пришел и Даль. Напился. Ей пришлось тащить его в номер. Шел дождь, актер внезапно протрезвел и начал петь про дожди, из-за чего сразу показался Апраксиной интересным и неожиданным.– Выглядел он очень забавно, – вспоминала она. – Для роли ему выбрили голову, а отросшие волосики выкрасили в желтый цвет. Круглая желтая головка на тонкой шее, синие глаза и совершенно нематериальная фигура: в нем было скорее теловычитание, чем телосложение. Его хотелось обнять и согреть – усталого мудрого мальчика с добрыми глазами.Свадьбы у них не было: просто расписались и выпили шампанского в кафе-мороженое. На свидетельстве о браке Даль размашисто написал: «Олег+Лиза = Любовь».…И началась семейная жизнь, в которой актер продолжал стремиться к совершенству. Его жена вспоминала, что он был предельно аккуратен, не любил, если что-то лежит не на своих местах, и всех в доме приучил к порядку. Причем ему не нужно было ничего говорить: одно только его рвение к чистоте оказывалось заразным.Даль сразу определил для себя, что его дом будет принадлежать только ему, и закрыл его от всех. Он никому не позволял вмешиваться в свою семейную жизнь, оберегая ее даже от друзей, а от назойливых поклонниц иногда убегал вплавь по Москве-реке. Женских приставаний он не переносил и даже мечтал о бронированной двери и бронепоезде.В минуты запоя актер совершенно не контролировал себя. Он пытался бороться с этим, сдерживаться, но все равно срывался. Елизавета Даль рассказывала:– В Горьком на гастролях у него начался тяжелый запой, такое, знаете, недопитое состояние, когда человек совершенно озверевший. Было очень жарко, я лежала в номере в одном купальнике. Он водил ножом по моему животу и говорил: «Ну и что! Мне наплевать, я все равно жить не собираюсь». Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже. Я не спала, мучилась, пряталась, когда он приходил домой в хлам пьяный.Когда сил терпеть постоянные запои не осталось, жена и теща дали ему 25 рублей на дорогу и попросили уехать. Он спокойно оделся, побрился, попросил разрешение оставить себе ключ от квартиры и ушел, а через несколько дней позвонил домой и объявил о том, что закодировался. Жена не поверила, тогда он пришел и продемонстрировал шрам от зашитой «торпеды». Вместе с Далем в тот день бороться со своей алкогольной зависимостью начал и его друг Владимир Высоцкий …– Последние десять лет, что мы прожили, он периодически запивал, когда у него кончался срок, потом опять подшивался и не пил годами, – рассказывала жена Олега Даля. – Предложить ему зашиться было невозможно, на это должен был решиться он сам. Говорил так: «Три дня не выпускай меня из квартиры, буду плакать, просить – не слушай. Через три дня едем к врачу». Он никогда не устраивал пьянок дома – если хотел выпить, уходил. Терпеть не мог пьяных актерских компаний.«Пойду к себе умирать» Олег Даль предчувствовал смерть. Незадолго до нее он пришел к астрологу и задал два вопроса: один касался смерти, другой – детей. Ему казалось, что у него где-то есть незаконный сын. Актер боялся умереть, не оставив того, кто бы мог продолжить его род.После смерти Высоцкого Олег Даль стал говорить о том, что будет следующим. Однажды он спросил актера Анатолия Ромашина : «Толя, ты живешь возле Ваганьковского кладбища? Я скоро там буду».Смерть Даля многие его друзья до сих пор называют самоубийством. Актер умер в Киеве, в гостиничном номере. Накануне вечером он сказал друзьям: «Пойду к себе умирать». На эту фразу никто не обратил внимания, а Даль поднялся в номер, открыл бутылку водки… Он знал, что пить ему нельзя (в очередной раз был закодирован), но все равно влил в себя смертельную порцию алкоголя.В своем дневнике он постоянно писал о безысходности, конфликте с реальностью, невозможности достичь совершенства…Похоронили актера действительно на Ваганьковском кладбище. Денег в семье не было, и друзья в складчину купили самый дешевый гроб, из которого торчали нитки. Обожавшая его теща, попросила в завещании развеять ее прах над могилой зятя. Елизавета Даль выполнила эту просьбу и поражалась тому, что даже сильные дожди долгое время не могли смыть прах с могилы. Юлия Шершакова Текст: krinitsa

Фото: От чего умер олег даль

Content parser : contentSearchYahoo | Images parser : imagesMail |
Total Parsers :2
Memory used : 1.2MB of 3.75MB
Render time : 4.073 sec., Version : 3.2

Когда 25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребёнок - худенький Олежечка - его мама была счастливей всех на свете. Но началась война, и ей вместе с крохотным сыном и старшей дочерью пришлось спешно покинуть родное подмосковное Люблино.

Сестра Олега, Ираида Крылова: "Проводница впихнула нас, народу полно, негде ни присесть, ни расположиться. Олег там уже хрипит, потому что пока бежали, переворачивался несколько раз. Маме уступили место, она попыталась его перепеленать и смотрит в ужасе - он уже вниз головой был. Как она его тащила, когда он рыдал и плакал…"

После войны семья Далей вернулась в Люблино. Ещё долго маленький Олег засыпал с трудом - ему всё чудилось, что самолёты летят бомбить город. И тогда мама читала ему "Буря мглою небо кроет…" Мама вообще обожала своего сына и гордилась его успехами - и когда он пел солистом в хоре Дунаевского, и когда играл негритёнка-Снежка в драматическом кружке, и когда научился играть сначала на пианино, потом на гитаре. И сочинения писал самые лучшие в школе. А после окончания учёбы неожиданно заявил родителям, что хочет стать актёром. Ради этого он даже самостоятельно избавился от дефекта речи (Олег с детства сильно картавил). И поступил, сразив педагогов "Щепки" блистательным прочтением лермонтовского "Мцыри".

Талантливый Даль, ещё будучи студентом, начал сниматься в кино, затем играл в Малом театре. И в "Современник" своего кумира Олега Ефремова пришёл уже большой звездой. Именно там он встретил свою большую любовь, ставшую и его первой женой, - актрису Нину Дорошину. 22-летний Олег влюбился в неё так сильно, что перестал замечать всё вокруг, в том числе и то, что сама Нина, как и все актрисы "Современника", была влюблена в Ефремова. Но даже несмотря на сумасшедшую влюблённость, так и не смог простить ей того, что Ефремов увел её прямо с их свадьбы. Брак развалился, по сути, даже не начавшись. Отныне актёр посвящал себя театру, который, впрочем, не сильно баловал его. Но зато когда ему доверили роль Васьки Пепла из горьковского "На дне", он играл с таким надрывом, что именно на него сбегалась посмотреть чуть ли не вся Москва.

Затем у Олега был второй брак. И тоже неудачный. Даль мучительно хотел семью, детей, а его вторая супруга, актриса Татьяна Лаврова, хотела только одного - играть в театре. Именно театр она любила больше всего на свете… Но, в конце концов, нашлась та самая женщина, которая подарила Далю долгожданный уют, семейный покой - ею стала Елизавета Эйхенбаум, третья жена актёра. Она ездила с ним на съёмки, готовила еду, стирала. В общем, обеспечивала крепкий семейный тыл. Только Олег - вечно ищущий, неугомонный, противоречивый - успокоиться не мог. И виной тому были работа в театре и кино. Он уходил из "Современника" и снова возвращался - потому как постоянно конфликтовал с коллегами, но жить без театра всё-таки не мог. И ещё метался в поисках своего кинорежиссёра. И если вдруг всё совпадало - и сценарий, и режиссёр, то Даль, одетый в вызывающе броский вишнёвый пиджак, мог бросить режиссёру: "Роль, вроде бы, неплохая. Если сойдёмся в позициях, может быть и соглашусь". Так, например, было на пробах к фильму "Женя, Женечка и "Катюша" (1967). Правда, режиссёр Владимир Мотыль с трудом сумел отстоять кандидатуру талантливого, но такого "неудобного" актёра на худсовете ("В нём нет стихийного обаяния", "В его облике не хватает русского национального начала", - утверждали чиновники). И отстоял не зря: роль Жени Колышкина по сей день остаётся одной из лучших в фильмографии Даля.

Потом была картина "Земля Санникова" (1973), которую сам Даль очень не любил - ему не дали спеть песню "Есть только миг", отдав её Олегу Анофриеву. Был фильм "Отпуск в сентябре" (1979), в котором Даль мечтал сняться. Он считал, что роль Зилова - его и только его, что Вампилов и писал её чуть ли не с него. Снялся. Только недолюбливавшие актёра чиновники положили фильм на полку на долгие восемь лет. Были и огромная стопка сценариев, которые Даль отверг по причине казавшейся ему неинтересности. Среди них ставшие легендарными "Безымянная звезда", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Экипаж". За отказ сняться в "Экипаже" актёр вообще попал в немилость чиновников "Мосфильма". Об этом Олег Иванович очень зло написал в своём дневнике: "Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня".

Последним фильмом для Даля стал "Незваный друг" (1980) Леонида Марягина. Вспоминает Марягин: "За два месяца, по-моему, до трагической гибели Олега он прислал мне письмо. Письмо такое печальное, с просьбой подумать и поискать какую-то работу, может быть, в Питере что-то есть или что-то в других телевизионных объединениях. В общем, крик душевный. А на полях письма нарисованы такие следы рукой Олега. Затем смотрю, нарисован Зилов в кепке. Но по этим полям следы вели к нарисованной аккуратненько могилке…"

В последние годы своей жизни Олег Иванович служил в Малом театре. И свой единственный спектакль в нём, как ему казалось, провалил с треском. Вечером он писал объяснительную записку, хотя никто не просил: "Ввод был мной провален и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок - позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас - мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы". Для него это была трагедия.

Но настоящая трагедия случилась в Киеве, куда Даль приехал на пробы на два дня. Именно поэтому и не взял с собой жену Лизу, которая за ним постоянно присматривала. Переболевший пневмонией, такой худой, что без рентгена все ребра были видны, бородатый (так нужно было для проб) - именно таким Лиза его и видела в последний раз…

Валентин Гафт: "Подошёл к нему художник в Киеве: "Я очень хочу нарисовать ваш портрет, когда это можно сделать?" Он сказал: "У вас в распоряжении один день". Вечером он пошёл на ужин. И дочка одного из артистов, когда они были за столом, вдруг сказала: "Папа, у Олега на лице печать смерти". Не знаю, правда или нет, но он рассказывал, что Олег остался ночевать, не поехал в гостиницу. Утром встал, выпили кофе-чай, и уезжая он сказал не "до свидания", а "прощай". Пришёл в гостиничный номер свой, закрылся. Что там произошло, неизвестно. Говорят какой-то таблеткой подавился, или что… Но когда сломали дверь, потому что ему надо было на пробы, а его не было, уже его не было..."

Олег Даль умер 3 марта 1981 года. "Вечёрка" и "Московский комсомолец" дали два чёрных квадратика - и всё. Потому что он не был не то что народным, даже заслуженным. Зато на площади перед Малым театром собралась огромная толпа, чтобы проститься - нет, не с заслуженным или народным - а просто с любимым артистом.

Талантливый актер Олег Иванович Даль умер во время командировки в Киев 3 марта 1981 года на сороковом году жизни. У него были проблемы с сердцем, несмотря на это Даль злоупотреблял спиртным, часто ссорился с режиссерами. Похоронен артист на Ваганьковском кладбище. Он сыграл десятки ролей в кино и театре, был трижды женат, детей у него не было.

Олег Даль умер на 40-м году жизни, по причине больного сердца. Несмотря на слабое здоровье, актёр не следовал рекомендациям врачей и вел «активный» образ жизни, работая на износ. Смерть настигла его 3 марта 1981 г. во время рабочей командировки в гостинице Киева.

Дата и причина смерти

Снижение частоты съёмок, частые перепалки с режиссёрами, обострившиеся к концу 70-х гг. стали причиной того, что Олег Даль пристрастился к алкоголю. Пагубная привычка стала причиной обострения старых заболеваний (ещё в школьном возрасте были проблемы с сердцем).

Артист скончался 3 марта 1981 г. во время творческой командировки в Киев. Приехав сюда для проб в фильме «Яблоко на ладони» Николая Рашеева, и остановившись в гостинице «Ника», был обнаружен в своём номере мертвым. Подробности смерти не распространялись, однако, в те времена высказывалось 2 предположения:

  • Версия общественности заключалась, в том, что сердце артиста остановилось после злоупотребления алкоголем, хотя это было противопоказано «вшитой противоалкогольной капсулой».
  • По версии вдовы, причиной смерти Олега Даля стало очередное обострение сердечного заболевания.

Где похоронен Даль

Рисунок 1. Могила Олега и Елизаветы Даль

Похороны артиста проходили в Москве 7 марта 1981 г. Проститься с одним из талантливейших артистов эпохи пришли друзья, близкие и поклонники творчества. После церемонии прощания Олег Даль похоронен на 12-м участке Ваганьковского кладбища.

На панихиде друзья вспоминали последние дни артиста, отмечая что он предчувствовал гибель ещё за несколько лет. В частности, И. Дмитриев, снимавшийся с ним в «Приключениях принца Флоризеля» (1979), отмечал, что разговоры о смерти возникали у того довольно часто.

Коллега рассказывал, что в Вильнюсе, увидев траурную церемонию с возницей в старинном цилиндре и красивыми фонарями, Даль сказал: «Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе».

Краткая биография

Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 г. в Люблино, в годы, когда район Москвы ещё являлся подмосковным городом. Успешно снимался в кино, выступал на ведущих сценах московских театров, искал себя в качестве режиссёра, писал стихи, эссе, рисовал. Как писал он о себе в дневнике: «Так я жил, умирал и страдал. Забираясь на свой этаж».

Детство, юность, учеба

Тяготы разразившейся после рождения мальчика войны и продолжительная оккупация стали причиной возникновения серьёзных проблем со здоровьем. Уже в школьном возрасте, ребёнок вынужден бросить занятия в секции баскетбола из-за проблем с сердцем.

Олег устремил внимание на творчество и начал заниматься в школьных драматических кружках, позже перешёл в театральную студию Центрального дома детей железнодорожников. Завершив обучение в «десятилетке», в 1959 г, несмотря на картавость и сопротивление родителей, поступил в Щепкинское.

Уже на втором курсе получил приглашение выступать в КВН, годом позже дебютировал в кино, снявшись в картине А. Зархи «Мой младший брат» (1962).

Популярность Олега Даля

Рисунок 2. «Земля Санникова»

Первой значимой ролью стала работа в картине «Женя, Женечка и «Катюша» (1967). Хотя советское руководство и признало фильм «вредным», разрешив его показ лишь в небольших кинотеатрах страны. Однако после огромного количества положительных отзывов населения и высшего командного состава Северного и Балтийского флотов, кино попало на большие экраны. С этого момента имя Олега Даля стало известно по всему Советскому Союзу.

Исполнением роли Евгения Соболевского в «Хронике пикирующего бомбардировщика» (1967) ещё более укрепило популярность артиста. Но наивысшее признание получила роль Крестовского в «Земле Санникова» (1973), хотя самому артисту она никогда не нравилась.

Кроме работы в кино, Олег Даль успешно выступал на театральной сцене. Несмотря на неоднократные столкновения с режиссёрами и постановщиками из-за собственного представления внутренней творческой «кухни», актёр пользовался успехом.

Друзья, знакомые

Рисунок 3. О. Даль и В. Высоцкий

В конце 70-х гг. Олег Даль близко общался с актером и исполнителем собственных песен . Летом, 1980 г, на похоронах Владимира Семёновича выглядел очень плохо и повторял: «Ну вот, теперь моя очередь». В следующий день рождения друга, актёр проснулся и сказал супруге, Елизавете: «Мне снился Володя. Он меня зовёт».

После этого, мысли о смерти возникали всё чаще, что подтверждалось записями в автобиографическом дневнике: «Стал думать, часто думать о смерти. Удручает никчёмность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать всё, о чем думал и думаю. Главное – сделать!»

В студенческие годы познакомился и общался на протяжении всей жизни с однокурсниками по Щепкинскому училищу. В группе с Олегом Далем учились:

  • М. Кононов;
  • В. Павлов;
  • В. Соломин.

Личная жизнь

Первой избранницей Олега Даля стала актриса «Современника» Нина Дорошина, но брак просуществовал недолго, из-за тяжёлого характера мужа распался. Со второй женой, коллегой по творческому цеху Татьяной Лавровой, артист не прожил и года.

Лишь с 1969 г. встретил женщину, которая смогла его «приручить». Третьей супругой стала Лиза Эйхенбаум, работавшая на монтаже. Пара смогла удержать чувства друг к другу более 10 лет, а последние переломные годы жизни Олега жена окружила его ещё большей заботой и любовью.

Ни от одного брака детей у Олега Даля так и не появилось.

Фильмография

Рисунок 4. В роли Иванушки-дурачка

В фильмографии Олега Даля насчитывается 59 работ разнопланового жанра, многие из которых внесены в золотой резерв советского кинематографа. Из всего списка можно отметить несколько наиболее известных.

Многочисленные роли, частые смены театральных коллективов и постоянные поиски интересных ролей – «Современник», «На малой Бронной», МХАТ. Актёр отличается от коллег желанием добиться неповторимости и требовательностью к партнёрам. Этот взрослый, с детским выражением лица человек всю жизнь находился в поиске совершенства и добился её в последней работе. Фильм «Отпуск в сентябре» (1979) крики называют пиком творчества мастера.

Видео об Олеге Дале

«Как уходили кумиры. Олег Даль». Документальный проект телеканала ДТВ

Олег Иванович Даль родился перед самым началом войны, 25 мая 1941 года, в подмосковном городке Люблино, который сегодня входит в территорию столицы. Кроме самого Олега в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича и учительницы Павлы Петровны была дочь Ираида.

В школьные годы мальчик начал заниматься баскетболом, но очень скоро оставил эти занятия из-за обнаружившихся проблем с сердцем. После этого его увлечениями стали поэзия, литература и живопись. Как и любой мальчишка, выросший в военные годы, он мечтал о героической профессии летчика или моряка. Но детским мечтам не суждено было сбыться из-за упомянутых проблем со здоровьем. После прочтения произведения "Герой нашего времени" Даль загорелся идеей стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть Печорина. И спустя 15 лет его мечта сбудется.


В 1959 году после окончания средней школы Олег Даль принимает решение поступить в театральное училище. Родители выступают резко против такого решения сына. Первым их доводом была нестабильность актерской профессии и, соответственно, зарплаты, а вторым - то, что Олег с детства картавил.

И тем не менее, он пошел сдавать вступительный экзамен. Для него подготовил монолог Ноздрева из Гоголевских "Мертвых душ" и отрывок из "Мцыри" любимого Лермонтова. После успешной сдачи экзамена талантливый юноша был зачислен на курс Н. Анненкова Щепкинского театрального училища. Его однокурсниками стали и .

Фильмы

В журнале "Юность" была напечатана повесть "Звездный билет", написанная , которую в 1961 году решил экранизировать режиссер Александр Зархи. После отбора среди студентов театральных училищ были отобраны несколько десятков человек и начались пробы, по итогам которых на роль в фильме был отобран Олег Даль (которому досталась роль Алика Крамера). Летом 1961 года начались натурные съемки в Таллине. Так на телеэкранах появился фильм "Мой младший брат".


После выхода фильма на Даля обратили свое внимание сразу два именитых режиссера: Леонид Агранович и . Агранович даже доверил молодому актеру главную роль в своем фильме под названием "Человек, который сомневается". Сюжет фильма был детективно-психологическим. В его основу легли следующие события: после убийства школьницы следственные органы арестовывают невиновного знакомого убитой Бориса Дуленко (которого и исполнил Даль).


Олег Даль в фильме "Человек, который сомневается"

В 1963 году, когда этот фильм вышел на экраны, Даль как раз закончил обучение в театральном училище. На его дипломном спектакле присутствовала актриса театра "Современник" , которая была настолько впечатлена работой Даля, что пригласила его на работу к себе в театр. Пройдя двухэтапный конкурс молодой актер был зачислен в труппу. Но это не принесло большого прорыва. На протяжении нескольких лет Олег Даль исполнял в "Современнике" исключительно роли второго плана.

Следующей телевизионной работой Даля стал фильм "Первый троллейбус", снятый на Одесской киностудии. Картина вышла на экраны в 1964 году и была весьма тепло принята публикой за счет легкого и жизнерадостного сюжета.


Олег Даль в фильме "Первый троллейбус"

В течении последующих пары лет у Олега были всего две незначительные работы в кино (фильмы "Строится мост" и "От семи до двенадцати"). В 1966 его заметил режиссер "Ленфильма" Владимир Мотыль. Даль, рекомендованный Мотылю его коллегами, сразу попал в представляемый режиссером образ главного героя фильма "Женя, Женечка и "катюша"". Картина была принята общественными руководителями отрицательно и, несмотря на широкий успех у зрителей, была растиражирована очень малым количеством копий.


Олег Даль в фильме "Женя, Женечка и "катюша"

Тем не менее все эти проблемы никак не отразились на растущей популярности Олега Даля. Его следующей работой стал фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика", в которой он исполнил роль летчика по имени Евгений Соболевский. Эта картина принесла актеру всероссийскую известность. Таким образом конец шестидесятых годов стал пиковым в карьере Даля как в кинематографе, так и в театре. В "Современнике", куда он вернулся после длительного перерыва, ему доверили первую значительную роль. Ей стала роль Васьки Пепла в пьесе "На дне".

В 1968-1969 годах Даль попадает в поле зрения таких известных кинорежиссеров, как Надежда Кошеверова и Григорий Козинцев. Именно Козинцев ввел Даля в своего "Короля Лира" на роль Шута, которая впоследствии стала одной из самых ярких в копилке актера. Этот фильм, который вышел на экраны в 1971 году, завоевал несколько международных премий на фестивалях в Чикаго, Милане и Тегеране.


Олег Даль в фильме "Король Лир"

В скором времени актер переезжает в Ленинград и вступает в труппу Ленинградского драмтеатра. В начале семидесятых в копилку актера добавляются еще несколько интересных киноролей.

В 1972 году актер приступает к работе над фильмом "Земля Санникова", в которой вскоре разочаровывается. По его мнению, из качественного материала сделали дешевое зрелище. После этой картины Даль более тщательно подходит к выбору ролей.


Олег Даль в фильме "Приключения принца Флоризеля"

В 1973 году сбывается его детская мечта - он воплощает на экране образ Печорина в картине "По страницам журнала Печорина". В течении 1973-1974 годов Олег Иванович снимается еще в пяти картинах.

Личная жизнь

Многие были влюблены в известного актера, но найти свою вторую половинку Далю не удавалось достаточно долго. Сперва был роман с актрисой , затем была . Однако из-за тяжелого характера Олега Ивановича оба союза распались.

И вот на съемках "Короля Лира" Даль повстречал ту, которая наконец смогла его "приручить". Судьбоносное знакомство состоялось 19 августа 1969 года.


Избранницей актера стала Лиза Эйхенбаум, которая была задействована в работе над картиной в качестве монтажера. Вскоре влюбленные поженились. Им удалось сохранить то чувство ранней влюбленности, которое придает особый шарм отношениям на протяжении долгих лет. Олег Иванович очень гордился своей женой, а Елизавета всегда заботилась о муже. Она единственная сумела подобрать ключик к такому талантливому, но такому сложному человеку. В последние годы жизни актера Елизавета окружила супруга еще большей заботой.

Смерть

Ближе к концу семидесятых Олег Иванович сбавляет темп в кинематографе. Последней заметной работой в творчестве актера стал фильм "Отпуск в сентябре", который вышел в 1979 году. У актера начались проблемы с алкоголем, которые он никак не решал. Кроме того, сказывались на здоровье актера и проблемы с сердцем и участившиеся конфликты с режиссерами.


Олег Даль ушел из жизни во время командировки в Киеве. Его не стало 3 марта 1981 года в гостиничном номере. Причиной смерти назван сердечный приступ, который мог быть спровоцирован употреблением алкоголя. К тому же, сам Олег Иванович за некоторое время до кончины говорил о том, что предчувствует смерть.

Фильмография

  • Мой младший брат
  • Человек, который сомневается
  • Женя, Женечка и "катюша"
  • Хроника пикирующего бомбардировщика
  • Король Лир
  • Земля Санникова
  • Не может быть!
  • Вариант "Омега"
  • Золотая мина