Мороз и солнце картины известных художников. Сочинение по картине В

Русский советский художник Виктор Григорьевич Цыплако́в родился в 1915 году, умер в 1986 году.

Картина «Мороз и солнце» одно из его лучших пейзажных работ. Название своей картины художник взял из стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» , которое начинается именно с этих слов. И при печатании этого стихотворения картина «Мороз и солнце» могло служит ему хорошей иллюстрацией.

На картине художник изобразил суровую русскую зиму. Вся земля покрыта толстым слоем снега, и, по его блеску понятно, что стоит сильный мороз, даже лучи солнца не согревают землю. Ветра нет и снег лежит на земле ровным ковром и искрится в лучах яркого зимнего солнца драгоценными камнями.

Поэтому художник нарисовал картину холодными тонами. Снег такой белизны, что отдает синевой, и небо изображено очень светлым. Темным пятном художник нарисовал сани, запряженные лошадью с седоком, который поднял руку с кнутом и подгоняет лошадь, спеша домой в тепло.

Он в овчинном полушубке, подпоясанном куском веревки и высокой мохнатой папахе. Сани уже заезжают в деревню, первые дома готовы видны слева картины.

Передние сани миновали поворот и лошадь с трудом преодолевает подъем, хотя сани полупустые, просто дорога очень скользкая, да и лошадь утомилась от дальней дороги.

Это видно по передним ногам крепкой деревенской лошади, которые подгибаются, ей приходится быстро перебирать задними ногами, чтобы не упасть. Шея лошади выгнута от усилия, уши стоят торчком.

Из-за сугроба только появилась вторая лошадь, она идет ритмичным и спокойным шагом. Там же заметна голова третьей лошади.

Дома в деревне тоже все покрыты снегом и кажутся сонными. Вокруг как будто все в спячке, птички не щебечут.

Слева стоит новый сруб, покрытый ледяной коркой на чердаке и вокруг окон. У дома красиво изображен куст жимолости, весь в изморози как сосульки, кажется еще немного и куст весь поломается, таким он кажется хрупким.

Виден колодец со старым навесом, он кажется совсем мертвым от мороза.

Четко нарисованы контуры дороги в снегу. Там снег погрязнее, в эту замерзшую грязь вмерзла ветка дерева. Хорошо видны обочины дороги со слежавшимся снегом и грудами льдинок, припорошенными недавним снегопадом.

У ближайшему дому уже ведет протоптанная дорожка имеющая острые края и достаточно скользкая, где нужно идти с опаской.

Вдоль дороги видна линия электропередачи, прогресс добрался и сюда. В домах значит есть электричество.

Среди сугробов стоят замерзшие деревья совершенно без листвы, это белые русские березы, тонкие и изящные, их ветки мороз украсил инеем.

Вдали на горизонте темным пятном виден густой лес. Перед лесом большое поле, там же изображено какое то строение типа амбара.

Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце для 9 класса

План

1.Творческий путь великого гения

2.Общее описание картины

3.Анализ полотна

4.Обобщающий вывод

Виктор Цыплаков – советский живописец, известный как мэтр крупных тематических картин. Слава буквально обрушилась на него после защиты дипломной работы. Он работал в направлении реализма, а техника написания картин тяготеет к импрессионизму.

Его творчество неразрывно связано с пленэрной живописью, где вся цветовая гама, передается через солнечный свет и воздух, а также стремится к правдивому изображению богатств природы. Любимым жанром живописи был пейзаж. Большое количество полотен посвящено русской природе, где Цыплаков с точностью передавал жизненную ее силу, которая отражалась в цветовом колорите.

Одна из выдающихся картин мастера «Мороз и солнце». В ней художник выразил умение сочетать цветовые оттенки со светом. На создание этого шедевра Цыплакова вдохновило стихотворение А.Пушкина «Зимнее утро», строчки, которого воспевают красоту зимней поры года.

На картине изображен морозный день в сельской деревне. Вся поверхность земли покрыта снегом. Полотно светлое, но холодное. Художник применял белый цвет, и добавлял к нему цвета – розовый, желтый, серый, голубой. Вся картина светится различными оттенками, но холод в ней как раз и пронизывается белым цветом.

Небо на картине светло-голубое, но в некоторых местах затемнено, был сделан акцент на том, что в любой момент может пойти снег. Интересно то, что мастер не нарисовал именно солнца. Но о том, что оно отображается на полотне, понятно благодаря игре света и тени. С помощью контраста и насыщенности мазков, художник показал солнечный день, а также ощущение мороза.

Земля укрыта настолько белоснежным покрывалом, что оно отдает, синим цветом. Центральное действие немного смещено вправо. Это дорога, по которой заезжает в деревню лошадь, запряженная в сани, а управляет ей мужчина. Он машет рукой, скорее всего, увидел кого-то из своей семьи, и стремиться поскорее, попасть в теплый дом, отогреться от мороза.

Цыплаков создал композицию, в которой спокойствие и безмятежность нарушились движением. При написании композиционного центра, художник использовал темные и розовые краски, которые сразу привлекают внимание. Эти несколько цветовых пятен, создали гармонию колорита, несмотря на большую часть монохромии пейзажа.

Целостность полотна достигнута тем, что художник поместил в центр картины точку соединения перспективы. По левой стороне от дороги видны несколько домов. Тени от деревьев, которые видны на снегу возле дома, «говорят» о том, что на картине изображена вторая половина дня. Их крыши усыпаны снегом. Вся улица находится в состоянии глубокого сна, до появления лошадей.

Видны светло-коричневые столбы, по которым пущены провода с электричеством. Справа видны высокие березы, которые прикрывают заснеженными ветками часть горизонта. Вдали видна густая полоска леса, разграничивающая небо и землю. Это полотно завораживает игрой света и тени, переходами голубого и розового, которые неощутимо выливается в синие тона, а за тем рассеивается в белом цвете. Удивительно, как обычный бытовой пейзаж, мог закодировать в себе столько информации.

Когда смотришь на полотно, хочется перенестись к этому зимнему чуду, насладиться яркими цветами, прокатиться в санях, почувствовав при этом «вкус», запах и цвет настоящей зимы. Виктор Цыплаков всю жизнь работал над тем, чтобы с реалистической точностью передать каждую мелочь, особое внимание уделял свету. Он считал, что передача света в пространстве – это сложная задача, которую не каждый художник может выполнить. Но сам Цыплаков справился и примером может служить не только данная картина, но много других работ художника.

Описание картины В. Цыплакова «Мороз и солнце». Прекрасная русская природа вне зависимости от времени года. Хорошие весенние пейзажи, прони­занные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивые поля летом, рас­кинувшиеся под высоким голубым небом, укра­шенные россыпью ярких полевых цветов. Богатые и праздничные осенние пейзажи: щедро разбрасы­вающие золото и медь, рубины и янтарь леса, по­крытые теплой платиной вызревшей пшеницы по­ля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе… Но особенно поэтичной и привлекательной художни­ки, писатели и поэты находили для себя мороз­ную русскую зиму. На картине В. Цыплакова изображен трогатель­ный и живописный зимний пейзаж. Полотно изоб­ражает яркий, солнечный морозный день необъят­ные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж орга­нично включает в себя и бревенчатую стенку избуш­ки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошад­ка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощуще­ние, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается раду­жно в солнечных лучах - на душе поневоле стано­вится легко и весело! Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изобра­женного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой дере­веньки. Справа полого вздымается покрытый сне­гом холм, поросший низкими елочками. На зад­нем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с гу­стым зимним лесом. Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает си­яние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттен­ки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противо­поставляется небо - практически однотонное, пас­тельно-голубое, оно кажется прозрачным и необы­кновенно высоким. Выгодно контрастируют с голубым и синим раз­нообразные теплые и насыщенные оттенки корич­невого и рыжеватого, с помощью которых худож­ник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Мно­го светлого золота и ярких желтых пятен - бли­ков солнца - на снегу и строениях. Несколько яр­ких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки… Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье! Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихо­творения: Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня… Данное произведение Цыплакова является неос­поримым доказательством красоты и величия рус­ской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ве­тер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: «Мороз и сол­нце; день чудесный!»


Сочинение по картине Цыплакова "Мороз и солнце"


Прекрасна русская природа вне зависимости от времени года. Хороши весенние пейзажи, пронизанные голубизной очищающегося неба и нежной зеленью первой травы. Красивы поля летом, раскинувшиеся под высоким голубым небом, украшенные россыпью ярких полевых цветов. Богаты и праздничны осенние пейзажи: щедро разбрасывающие золото и медь, рубины и янтарь леса, покрытые теплой платиной вызревшей пшеницы поля, тонкое серебро первых паутинок в воздухе. Но особенно поэтичной и привлекательной художники, писатели и поэты находили для себя морозную, серебряную и ярко-белую русскую зиму.
На картине В. Цыплакова изображен трогательный и живописный зимний пейзаж. Полотно изображает яркий, солнечный морозный день необъятные просторы снега переливаются в солнечных лучах, таинственно голубеют в тени. Пейзаж органично включает в себя и бревенчатую стенку избушки, и мужичка в тулупе, едущего сквозь сугробы на санках, которые везет запряженная в них лошадка. Пейзаж очень достоверен: возникает ощущение, что под ногами поскрипывает сухой снежок, морозец озорно пощипывает щеки и лицо. Слышен птичий щебет и пофыркивание распаренной от долгой дороги лошадки, мужичок весело понукает ее. Снежная пыль серебрится и переливается радужно в солнечных лучах - на душе поневоле становится легко и весело!
Композиция картины незамысловата. Главным действующем героем картины выступает все тот же мужичок, возвращающийся, очевидно, из леса, который виднеется на заднем плане. На переднем плане располагаются голые ветки куста, изображенного в левой части полотна. В левой же части находится стена бревенчатого дома, телеграфный столб, провода которого поблескивают на солнце. Дальше слева на среднем с переходом на задний план видно еще несколько построек - очевидно, художник изобразил околицу небольшой деревеньки. Справа полого вздымается покрытый снегом холм, поросший низкими елочками. На заднем плане далеко вдаль уходят покрытые снегами поля, чтобы на самом горизонте встретиться с густым зимним лесом.
Несмотря на скудность цветовых оттенков и их общую холодность, картина не выглядит мрачной и унылой. Напротив, она полностью передает сияние и свежесть ясного морозного утра. Поражает обилие оттенков синего и голубого. Ярко-белый снег переходит через голубой и бирюзовый оттенки в насыщенный синий. Красота использованных живописцем оттенков напоминает драгоценные камни - сапфиры, турмалины, бирюзу и горный хрусталь. Разнообразию оттенков снега противопоставляется небо - практически однотонное, пастельно-голубое, оно кажется прозрачным и необыкновенно высоким.
Выгодно контрастируют с голубым и синим разнообразные теплые и насыщенные оттенки коричневого и рыжеватого, с помощью которых художник изобразил обнаженные деревья, стены домов и построек. Четко выделяются на снегу лошадка с санями и мужичок, их фигуры написаны густым темным, почти черным, коричневым цветом. Много светлого золота и ярких желтых пятен - бликов солнца - на снегу и строениях. Несколько ярких зеленых мазков - это выглядывающие из-за сугроба молоденькие елочки.

Стихотворение А. С. Пушкина "Зимнее утро" очень точно передает настроение полотна - радость и восторг, бодрость и разудалое веселье!
Хочется выбежать на улицу, пробежаться по скрипучему снегу или последовать герою стихотворения:
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня.
Данное произведение Цыплакова является неоспоримым доказательством красоты и величия русской природы. И как бы ни выла буря, как бы ни злилась метель, обязательно выглянет солнце, ветер утихнет и невольный свидетель потрясающего пейзажа обязательно воскликнет: "Мороз и солнце; день чудесный!"

Сочинение по картине В. Цыплакова "Мороз и солнце".
План сочинения:
Краткие сведения о художнике
Сюжет картины
Композиция картины
Виктор Григорьевич Цыплаков родился в 1915 г. в Рязанской губернии. Обучение живописи начал в мастерской Г. М. Шегаля; с 1932 г. был студентом Московского полиграфического техникума, затем поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Наставниками молодого художника были такие мастера, как И. Э. Грабарь, С. В. Герасимов, В. В. Почиталов.
Позднее Цыплаков сам стал руководителем персональной мастерской, одновременно являясь преподавателем, а затем и профессором МГХИ им. В. И. Сурикова. Наибольшую известность получили такие его картины, как "А. М. Горький на Волге", "В.И. Ленин с крестьянами", "Допрос Зои Космодемьянской" и др. Одним из образцов советского искусства стала его картина "В. И. Ленин в Смольном". Помимо картин на историко-революционные темы, среди работ В. Г. Цыплакова немало портретов и пейзажей. Нужно отметить, что после смерти И. Сталина Цыплакову в числе немногочисленной группы других художников было дано разрешение запечатлеть умершего "вождя народов" на похоронах. Также Цыплаков вместе с другими художниками - В. П. Ефановым, С. И. Дудником, Ю. П. Кугачом - работал над картиной "Передовые люди в Кремле".
В 1956 и 1986 гг. в Москве прошли персональные выставки работ Цыплакова. В настоящее время его картины находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи и Государственного Исторического музея в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также в других музеях мира и частных коллекциях. В. Г. Цыплаков состоял членом-корреспондентом Академии художеств СССР, имел звания народного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств РСФСР, был дважды удостоен Сталинской премии СССР (в 1949 и 1950 гг.). В. Г. Цыплаков умер в 1986 г. в Москве.
Название картины Цыплакова "Мороз и солнце" повторяет первые слова стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро" (см. эпиграф). Нужно отметить, что имеющееся в стихотворении описание зимнего пейзажа как нельзя лучше характеризует то, что запечатлел на полотне художник:
.Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит. Сюжет картины прост: мы видим, как крестьянин едет в деревню на санях, в которые запряжена лошадь темной масти. Можно предположить, что он ездил в лес за дровами, а, может быть, даже в соседнее село или в город. У Пушкина в "Евгении Онегине" есть строки:
Зима! Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
На картине Цыплакова дорога не выглядит хорошо утоптанной. Мы угадываем ее по синеватым теням, отбрасываемым небольшими склонами по сторонам тропы. Деревенские дома мы видим слева; справа и на заднем плане картины - неохватные просторы заснеженных полей. У горизонта чуть темнеет лес или, может быть, небольшие возвышенности. Домики, потемневшие от времени, наверное, такие же, какие были в русских селах и во времена Пушкина. Однако, если присмотреться внимательнее, можно заметить на картине Цыплакова Деталь, характерную для времени, в котором жил художник. Слева, неподалеку от домов, мы видим столб электропередачи; едва намечены провода и столб, стоящий дальше. "Электрификация всей страны" была одним из лозунгов коммунистического руководства страны в 20-30-х гг. XX в. Очевидно, что в селе, изображенном Цыплаковым, необходимая работа в этом направлении проведена.
Деревьев на картине не очень много. Очертания куста или дерева мы видим на переднем плане в левом углу. Также справа от того места, где сейчас находятся крестьянские сани, можно различить группу молодых елей. Справа от едущих саней виднеются низкие и редкие кустарники. Очертания дерева едва угадываются за низенькой избушкой. Нужно отметить, что на картине не очень много объектов. Несомненно, это неслучайно - ведь художник хотел изобразить морозный солнечный день; для этой цели как нельзя лучше подходит зрелище занесенных снегом полей. Бескрайний простор, снег искрится на солнце, так что глазам становится больно смотреть. Снег хрустит под полозьями саней и копытами лошади. Снег повсюду: на ветвях елей, на крышах изб, он пушистым белым одеялом заботливо укрывает землю от стужи. Ведь при тех морозах, какие были совсем недавно обычным явлением для зимы в средней полосе России, очень важно, чтобы земля была надежно защищена от холода, иначе могут погибнуть озимые посевы.
Пушкин так писал о зимнем утре, когда его героиня наконец увидела, что выпал долгожданный снег:
Снег выпал только в январе На третью ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательны ковром.
Все ярко, все бело кругом.
Это описание очень созвучно картине Цыплакова "Мороз и солнце". Художник стремился передать красоту и величие суровой русской зимы; но вместе с тем он показывает, что никакой холод не устрашает русского крестьянина. Наоборот, русский человек радуется морозу и зимнему солнцу; крестьянин на картине бодро погоняет лошадку.
Восхищение заснеженными просторами тонко передает Пушкин в стихотворении "Зимнее утро":
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Композиция картины Цыплакова "Мороз и солнце" достаточно проста. Зрительно картина разделена дорогой на две неравные части. Слева изображены деревенские дома, от которых на снег падают тени. Другую часть композиции образует группа елей и лошадь, запряженная в сани, в которых сидит крестьянин. Что же касается цветовых решений, то они основаны на резком контрасте. Основной цвет - белый; в картине очень много света. На белом фоне четко выделяются силуэты деревенских построек, а также коня, саней и седока. Голубоватые тени лишь подчеркивают ослепительный блеск снега, озаренного солнечными лучами.

Цыплаков — талантливый художник из-под кисти которого вышли великолепные работы. На многих из них художник изобразил природу нашей страны, при этом его картины, что та поэзия — смотришь на них, а мысленно начинаешь повторять строчки стихов знаменитых писателей. Так произошло и с картиной Цыплакова Мороз и солнце.

Картина Мороз и солнце

Картина Мороз и солнце, ее удачное название, ее изображение, напомнило мне строчки Пушкина: и картина полностью этим строчкам соответствует. А чтобы в этом еще больше убедиться, я сделаю описание картины в своем .

Описание картины Мороз и солнце

И вот, глядя на картину и работая над сочинением по картине Мороз и солнце, сразу примечаю большие сугробы и блестящий на солнце снег. Снег такой белый, что аж отдает синевой. На улице мороз и его просто чувствуешь, ведь этот морозный дух просто исходит от картины. Что самое интересное, само солнце художник не изображает, но его свет ощутим и мы видим, насколько ярко освещены солнцем дома, и насколько ослепляет свет, что отбивается от снега. Но в то же время понимаешь, что на улице никак не тепло, мороз сразу же начинает щипать за руки, щеки, нос. Мороз посеребрил все кругом, поэтому сейчас деревья стоят в инее. Все вокруг бело, и только лошадь, что тянет сани, выделяется коричневым цветом.

На санях сидит мужчина, возможно, он ездил в лес за дровами. Но теперь быстро направляется в деревню, чтобы согреться в доме. Едет мужчина по дороге, которая уже хорошо укатана, а значит, снег выпал давно, но благодаря крепким морозам, он не тает. От главной дороги отходят вытоптанные тропинки, которые ведут к домам, и как раз угол первого дома мы можем видеть. Получается, что деревня только начинается, а лошадь только-только въезжает на улицу.

В своем сочинении по картине Мороз и солнце еще раз хочу обратить внимание на ее название. Мороз и солнце — значит художник хотел обратить наше внимание именно на окружающую нас зимнюю красоту, именно на природу в суровую зиму. В это время земля полностью покрывается слоем снега, а голубизна и серость неба сливается с землей, и даже воздух кажется голубым от того обилия выпавшего снега и мороза, что стоит суровыми зимами. Это по-своему прекрасно, даже зимой природа нашей страны красивая.