Мнение рпц о матильде. Православная церковь о фильме «Матильда»: отношение и мнение

МОСКВА, 23 июля. /ТАСС/. Русская православная церковь не должна давать собственную оценку явлениям культуры, одним из которых является фильм Алексея Учителя "Матильда". Такое заявление сделал в воскресенье в интервью руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Москве Александр Волков.

"Важно, чтобы оценка этого фильма ["Матильда"], как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Чего нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне на проповеди говорил, что вот это произведение хорошее, вот эта картина плохая, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Так, конечно, делать невозможно", - сказал он.

"Церковь не может из своего сакрального пространства, священного пространства храма оценивать явления культуры", - отметил Волков, подчеркнув, что для получения максимально объективной оценки "нужно всем набраться терпения" и дождаться выхода картины.

"Это взгляд конкретного режиссера, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка объяснить своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей. <...> Я уверен, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой, сознательным искажением образа", - заключил он.

История вопроса

Спор между режиссером "Матильды" Алексеем Учителем и депутатом Госдумы Натальей Поклонской продолжается уже несколько месяцев. Она добивается того, чтобы фильм не вышел как оскорбляющий память царя и чувства верующих.

Поклонская в связи с этим направила в Генпрокуратуру депутатский запрос с отрицательным заключением экспертизы фильма "Матильда". Эксперты оценивали трейлеры картины, а также полный текст сценария фильма, сообщила депутат в официальном ответе гражданам, посчитавшим, что картина оскорбляет их религиозные чувства.

Учитель называет недопустимыми попытки депутата повлиять на творческий процесс и прокатную судьбу фильма. Адвокат режиссера Константин Добрынин написал жалобу на депутата Поклонскую в комиссию по этике Госдумы. Ответа на нее пока не последовало.

Премьера фильма ожидается 6 октября 2017 года в Мариинском театре - это будет первая кинопремьера в современной истории Мариинки. Картина рассказывает о взаимоотношениях наследника престола, будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской на фоне событий отечественной истории.

Роль Николая II исполнил немецкий актер Ларс Айдингер, образ Матильды воплотила польская актриса Михалина Ольшанска, мать императора Марию Федоровну сыграла литовская актриса Ингеборга Дапкунайте. Также в фильме снимались Евгений Миронов, Сергей Гармаш, Данила Козловский, Григорий Добрыгин и другие артисты.

«В связи с моим интервью RT, в котором, в частности, шла речь о фильме “Матильда”, должен еще раз подчеркнуть, что высказанное мнение было моим личным суждением относительно этого фильма и никак не связано с официальной позицией Церкви и святейшего патриарха. Приношу свои извинения тем, кого ввел в смущение или заблуждение», - сообщил Волков РИА Новости.

Ранее Александр Волков в интервью RT высказался о фильме «Матильда» следующим образом:

«Я не стану пытаться формулировать какую-то официальную позицию, а выскажу своё суждение. Любой художник, который делает что-то, что он считает правильным и нужным, должен отдавать себе отчёт, что любое творчество - это ответственность. Перед зрителем, перед тем, к кому он это творчество обращает.

Алексей Учитель снял не камерный фильм для каких-то избранных зрителей, не кино для своих. Он снял кино для широкого проката. Это его художественная реплика, обращённая к населению нашей страны.

И ему, конечно же, нужно понимать, что восприятие его творчества может быть очень неоднозначным. Ему нужно быть к этому готовым. Почему сейчас, до выхода фильма на экраны, возникают негативные настроения? Надеюсь, что человек понимал, о чём и, самое главное, - о ком он снимает фильм.

Нужно отдавать себе отчёт, что наш последний император Николай II является не только исторической личностью, но и святым, прославленным церковью, является человеком, образ и святость которого несомненны для миллионов людей. Этот человек дорог для людей не только как историческая личность, но и как святой, близкий, родной сердцу конкретного человека. И здесь, конечно, нужно понимать, что этим фильмом режиссёр может задеть за живое очень многих людей.

Та реакция, которая есть, - это нечто в достаточной степени естественное. Фильм, очевидно, вызовет неоднозначную реакцию и не пройдёт незамеченным, в том числе и с негативной точки зрения.

Никто не заставлял Алексея Учителя снимать этот фильм. Он его снял и столкнулся с разнообразной реакцией. При этом, я думаю, что будет и позитивная реакция на фильм. Я уверен, что в нём есть и правильные, хорошие стороны.

Вы спрашиваете: должна ли церковь официально давать отповедь? Важно, чтобы оценка этого фильма, как и любого другого произведения культуры, не исходила из церкви, с амвона. Нужно категорически избегать, чтобы священник, стоя на амвоне, в проповеди говорил: вот это произведение хорошее, а вот это плохое, на этот фильм ходить нельзя, а туда идите жечь кинотеатры. Такое, конечно, невозможно.

Церковь не может из своего сакрального, священного пространства храма оценивать явления культуры. Каким бы ни был этот фильм, это всё же явление культуры, которое нужно оставить внутри этого культурного пространства и не пытаться это культурное пространство затянуть в церковь, и, наоборот, не пытаться церкви неестественным образом вступить внутрь этого культурного пространства.

Но, конечно же, церковь является организмом, в котором живут очень многие люди с диаметрально противоположными взглядами. Люди, которых объединяет лишь вера в Господа Иисуса Христа. Всё остальное вообще никак не соотносится у некоторых людей, нет никакого сходства. В главном они едины, а всё остальное, в том числе и взгляды на фильм, могут быть разными.

Нужно всем набраться терпения, когда этот фильм выйдет на экраны, чтобы была объективная его оценка. Набраться решимости принимать ту оценку, которая последует, и отдавать себе отчёт в том, что церковь - неоднородный организм. Священноначалие церкви не может просто взять и сказать: «Вот это вам должно нравиться, а вот это нет». Простые свободные люди могут высказывать свою точку зрения, это их право. Если они объединяют себя вокруг православия и говорят: мы, православные, считаем, что этот фильм недостаточно хорош или просто плохой, - то извините. Значит, принимайте их позицию.

Разумеется, в этом смысле, мы всегда стремимся к взвешенности и призываем людей не выходить за рамки приличия. В этом смысле, конечно же, нужно предостерегать людей от излишней агрессии. Но это такая болевая тема. Тем более что фильм снят в год столетия революции, в следующем году будет столетняя годовщина расстрела царской семьи, и эти даты очень значительны для многих наших сограждан.

Есть разница между сознательным эпатированием людей, карикатурным жанром, и высоким кинематографом, частью которого является Алексей Учитель. Это взгляд конкретного режиссёра, конкретного художника на тот или иной исторический аспект, и его попытка своими методами, своими инструментами, своим фильмом донести свою мысль до зрителей, а там - сознательное разжигание розни.

Я не думаю, что до этого может дойти. Несомненно, что наше русское искусство гораздо более адекватно и сознательно, и я уверен, что, каким бы ни был этот фильм, он не является карикатурой и сознательным искажением образа святого человека».

Фильм «Матильда» посвящен судьбе балерины Матильды Кшесинской, в которую был влюблен будущий Николай II. Премьера пройдет 6 октября в Мариинском театре Петербурга, а в широкий прокат картина должна выйти 25 октября.

Ранее депутат Госдумы Наталья Поклонская попросила Генпрокуратуру проверить картину. По ее словам, специалисты и ученые сделали комплексную экспертизу материалов фильма. Она показала, что созданный в «Матильде» образ не соответствует образу канонизированного РПЦ императора Николая II.

Ранее его пресс-секретарь Александр Волков заявил, что не дело церкви давать оценку фильму Алексея Учителя.

Слова пресс-секретаря патриарха Кирилла не отражают мнение самого предстоятеля РПЦ. Так в беседе с НСН прокомментировала депутат фракции «Единой России» Наталья Поклонская заявление священника Александра Волкова о том, что не дело церкви давать оценку фильму Алексея Учителя «Матильда».

«В настоящее время патриарх не высказал свое мнение. Он лишь высказался, что эта история «перекрученная». Письма, которые находятся у меня, излагают официальную позицию Русской православной церкви. Это письмо от [главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского] Илариона, от священноархимадрита [Пантелеимонова монастыря Константинопольского патриархата на горе Афон] Евлогия, других деятелей РПЦ. Они говорят об одном: этот фильм нельзя расценивать по-другому, нежели как оскорбление чувств верующих и осквернение православных святынь. Сама идея фильма уже оскорбляет чувства верующих, что содержит признаки как административного, так и уголовного преступления. А всему, что сейчас прозвучало в прессе, у меня официального подтверждения нет. Таких обращений со стороны РПЦ не поступало», - подчеркнула она.

Парламентарий напомнила, что направила в правоохранительные органы 100 тысяч подписей граждан против картины Учителя.

«Каждый день поступают новые обращения граждан, несмотря на то, что я в отпуске. 100 тысяч –это не предел», - заявила она.

При этом собеседница НСН поддержала режиссера, призвавшего правоохранительные органы расследовать призывы организации «Христианское государство - Святая Русь» сжигать кинотеатры, если «Матильда» выйдет в прокат.

«В этом я полностью поддерживаю Алексея Учителя. Считаю, что правоохранительные органы должны немедленно отреагировать и пресечь подобные радикальные высказывания. И учесть, что уже сегодня этот фильм, еще не вышедший в массовый прокат, уже вызвал подобные экстремистские проявления. Поэтому недопустимо, чтобы было принято решение о выдаче ему прокатного удостоверения. Фильм уже вызвал раздор в обществе, уже привел к совершению правонарушений. Разве можно допустить дальнейшее развитие таких негативных последствий?» - предостерегла она.

Ранее пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков заявил, что скандальный фильм Алексея Учителя о романе последнего русского императора Николая II, признанного РПЦ святым, и примы Мариинского театра Матильды Кшесинской, является художественным произведением, и режиссер волен выражать своё видение, используя для этого необходимые методы и инструменты.

"Матильда" - фильм режиссера Алексея Учителя, вызывающий борьбу мнений. Премьера фильма "Матильда", к сожалению, может состояться в 2017 году. Мнение о фильме высказали митрополит Иларион (Алфеев) и епископ Тихон (Шевкунов).

После того, как в 2016 году вышел официальный трейлер фильма "Матильда", представители общественного движения «Царский крест» заявили об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации в сфере культуры», побудив обратиться в Генпрокуратуру Наталью Поклонскую, депутата Госдумы РФ, известную своим почитанием Николая II. Последняя полагает, что фильм "Матильда" содержит сцены, оскорбляющие чувства верующих, и заявляет о необходимости «не допустить нарушения чьих-либо прав», избегая как ограничений свободы творчества, так и посягательства на «конституционные права граждан». В декабре 2016 года сообщалось, что прокуратура затребует сценарий фильма "Матильда" в рамках проверки по запросу депутата Поклонской.

В январе 2017 года стало известно о поступлении в Общественный совет при Министерстве культуры России 20 тысяч подписей с требованием запрета фильма, выборочная проверка которых подтвердила реальное существование подписавшихся. Аналогичного значения достигло число официальных обращений против проката фильма на имя Натальи Поклонской.

В апреле 2017 года очередная комиссия, на которой настояла Поклонская, рассмотрев текст сценария и два трейлера, усмотрела в фильме навязывание зрителю ложного образа святого Николая II и оскорбление религиозных чувств верующих.

Наталья Поклонская собрала больше ста тысяч подписей против этого фильма. И подписались там еще 37 думцев. Депутатские запросы разослали в МВД, Генпрокуратуру и Министерство культуры.

"Надеюсь, будут услышаны позиции компетентными органами и будут приняты соответствующие меры в пределах полномочий, - выступила Поклонская. - Дабы защитить и не допустить нарушения прав людей, которые 11 месяцев стучатся и ждут реакции. А ведь в соответствии с законом прокатное удостоверение на фильм, снятый за государственные деньги, не может быть выдано, если он вносит раздор, разжигает рознь на религиозной почве. Это мы и наблюдаем. На это должен обратить внимание министр культуры, прокуратура России. Я уверена, что прокуратура стоит на страже народа и не допустит ущемления прав и оскорбления наших православных святынь. Даже с Украины поступают письма в защиту нашего государя. Наша история великая и государь – святой".

В стояниях приняли участие православные жители Петропавловска-Камчатского, Владивостока, Хабаровска, Иркутска, Омска, Екатеринбурга, Новосибирска, Тюмени, Бийска, Самары, Сызрани, Ростова-на-Дону, Волгограда, Владимира, Москвы.

Молитвенное стояние противников фильма - это гражданская акция, а не действие, организованное РПЦ.

Отношение к фильму "Матильда" в значительной степени связано с отношением к Русской Православной Церкви, святым людям, святой правде, исторической памяти и покаянию. Премьера фильма, к сожалению, может состояться тогда, когда нам нужно лучше осознать революционные кровавые события столетней давности. К сожалению, революция не осталась в прошлом, и не закончилась гражданская война, и не прекратилось предательское глумление над родными святынями.

Москва. 10 августа. ИНТЕРФАКС - Спикер Федерации еврейских общин России Борух Горин считает правильной выдачу прокатного удостоверения фильму Алексея Учителя "Матильда" и призывает следственные органы заняться расследованием спекуляций вокруг национальности режиссера. "Поднимающие голову черносотенные антисемитские воззрения являются частью этой отвратительной кампании". http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=67894

Возможно, на миллионы российских обывателей, для которых и состряпан сей рыночный продукт (по голливудскому рецепту, - пища для пипла-быдла), большее действие окажет сатирическое разоблачение пошлого кощунственного пасквиля.
Несколько коротких ироничных фельетонов и остроумных карикатур, вброшенных в пространство интернета, сделают больше, чем сотни длинных публикаций, которые обыватель не читает.
Например, на верхней картинке балеринка имеет головку г-на Учителя, а лица по сторонам - премьера Медведева и спикера Горина, а сверху из облаков на всё это смотрят СПОНСОРЫ...

Поклонская обвинила Минкультуры в экстремизме после разрешения «Матильды»
Должностных лиц Министерства культуры могут привлечь к ответственности «за нарушение закона о противодействии экстремистской деятельности» за разрешение показать «Матильду» в России, уверена депутат Наталья Поклонская.

Магас. 11 августа. ИНТЕРФАКС - Глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров:
"Мне кажется, фильмы, подобные тому, о котором мы говорим, должны проходить хорошую цензуру. По крайней мере, "Матильда" заставляет нас об этом думать. Не надо этого бояться. От этого демократия не спадает, а, наоборот, возвеличивается", - заявил Ю.Евкуров в интервью радио "Комсомольская правда".

По его словам, с учетом существующих реалий нужно больше снимать фильмов, формирующих духовные ценности, патриотические взгляды и убеждения и приобщающих зрителей к культурным традициям страны. И в их основе должны быть любовь к Родине, любовь к истории. Для молодежи и о молодежи нужны фильмы. Поднять опять же темы уважения к старшим, заботы о младших. Поднять пласт межнациональных отношений. Вот это нужно сейчас! А - не "Матильда", - считает ингушский лидер.

Он отметил, что усомниться в показе киноленты в Ингушетии власти заставило наличие в ней кощунственного отношения к российскому императору Николаю II.
Как сообщалось, кинопрокатчик Ингушетии кинотеатр "Дружба" заявил, что откажется от показа фильма "Матильда" из-за наличия в нем сцен, "противоречащих религиозным канонам и традициям местных жителей, оскорбляющих чувства верующих, к какой бы конфессии они ни относились".

Необходимо осознать корни того "творческого цеха", который представляют "учителя" и иже с ними. А также непосредственную связь этого цеха с распорядителями бюджета Российской Федерации. Русский композитор Леонид Леонидович Сабанеев в своей книге "Воспоминания о России" писал, что великие русские композиторы 19-го века вообще почти все совершенно были выходцами из дворянского класса, а в Московской консерватории почти весь преподавательский состав был сугубо национальным, то есть русским. То же самое можно сказать и про художников исторической России, писателей, поэтов, словом, про культуру Российской Империи. Она была русской. Переворот 1917 года изменил культурный пантеон страны. Так, на место русским Некрасову, Толстому, Достоевскому, Фету, Тютчеву, Гумилёву, Лермонтову, Бунину, Есенину, Лескову, Куприну, Тургеневу и многим другим пришли Маршак, Воознесенский, Эренбург, Пастернак, Гудзенко, Светлов, Заболоцкий, Бродский, Слуцкий и прочие. Русский дух был выхолощен из литературы и в целом из культуры страны. Уничтожение и высылка дворянского сословия повлекло захват "малым народом" литературы и искусства в СССР. Советская литература и кинематограф славили чекистов, вождей и их революцию, марксизм, и не допускала даже ростков русского национального самосознания. Поэтому они до сих пор продвигают через свои карьерные лифты в культуре своих людей и воюют с русской идеологией и русским духом. Святой император Николай Второй - главная их мишень, ибо он оберегал русский народ и русскую культуру от них, за что и принял мученическую кончину.

Вчера митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин направил обращение к учредителю кинофестиваля «Меридианы Тихого» - Администрации Приморского края, (губернатору Миклушевскому В.В.), в Министерство культуры РФ, к членам Оргкомитета и Жюри XV Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого», в котором призвал не показывать провокационный фильм «Матильда», сообщает пресс-служба Владивостокской епархии.

Митрополит Смоленский и Дорогобужский выпустил обращение о фильме «Матильда»

В дни Успенского поста - время сугубой молитвы, хранения мира и целомудрия в сердцах наших, воздержания от раздоров и осуждения - мы вынужденно вовлечены в полемику вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда». <...> Честно ответим себе, вправе ли мы смотреть на фантазии, неправдоподобные образы, переживания, касающиеся личной жизни святых царственных страстотерпцев? Можем ли мы осмеливаться вступать в рассуждения о жизни святых, основываясь не на их подвиге, и даже не на исторических, документально подтвержденных фактах биографии, а на таких вымыслах? Достойны ли мы будем подвига наших святых предшественников, завещавших нам хранить Святую Русь с ее многовековыми религиозными и культурными традициями, сможем ли называть себя продолжателями славной истории нашей великой страны? Выполним ли мы свой отеческий долг, если допустим, чтобы эти вымыслы стали доступны нашему подрастающему поколению?

Вот о чем мы должны помнить, когда будем делать свой личный свободный выбор: смотреть или нет этот фильм.

Взирая на шумную, намеренно разжигаемую дискуссию вокруг фильма «Матильда», призываю вас помнить, что главный ответ христиан на возникающие угрозы - это подражание Христу в любви, великодушии и терпении ко всякому, творящему неправду. Именно так и первые христиане, и новомученики Церкви Русской одержали победу перед гонителями христианства… ИСИДОР,
митрополит Смоленский и Дорогобужский,
(сайт Смоленской митрополии)

Лжешь, пес. Православие учит нас возлюбить истину и возненавидеть неправду. Ты проповедуешь РОЗОВОЕ православие. За гробом будешь отвечать перед св. Иоанном Златоустом, преп. Иосифом Волоцким, царем и псалмопевцем Давидом, пророком Илией и многими и многими избранниками Божиими. Сгинь, нечистая. Пшел туда откуда пришел.

В год столетия кровавой катастрофы 1917 года, ставшей началом жесточайших гонений на Церковь и на всех верующих людей, вновь готовится удар по духовным основам нашего Отечества. Революция привела к зверскому убийству Всероссийского Императора Николая Александровича Романова и всей его невинной семьи. И вот теперь восстают силы, стремящиеся надругаться над памятью нашего Царя, уже прославленного вместе со своей семьей в лике святых Страстотерпцев. Это поругание намерены устроить создатели лживого и провокационного фильма «Матильда».
Мы обратились к министру культуры РФ, губернатору и администрации Приморского края, учредившим кинофестиваль «Меридианы Тихого», к организаторам кинофестиваля, с просьбой отказаться от показа этого фильма. Однако пока они не намерены отказываться от демонстрации «Матильды» во Владивостоке.

Мы выступаем против поругания имени святого Царя Мученика Николая и всей его святой семьи! Молим Господа, чтобы Он не допустил этого злодеяния! Чтобы Господь явил Свою милость нашему народу и всей стране Российской!

Приемлема ли цензура в изображении событий истории, где заканчивается свобода и начинается ответственность, об этом корреспондент «АиФ Оренбург» поговорил с руководителем отдела культуры Оренбургской епархии, ректором православной гимназии, режиссером городских концертов и спектаклей протоиереем Георгием Горловым.

Вера индивидуальна

Людмила Максимова, «АиФ Оренбург»: Отец Георгий, вы в курсе, о чем этот фильм. Какое возникло отношение к нему и тому, что происходит вокруг него?

Георгий Горлов: Какое может быть отношение к фильму, если я его не видел. Но есть отношение к факту появления этого фильма и к страстям, которые разгорелись вокруг него. Я уверен, что художник имеет права свободно говорить, думать, мыслить. Мы не имеем права ему что-либо запрещать, просто должны соглашаться или не соглашаться с ним. Так мы выражаем свое мнение. Но художник должен чувствовать и ответственность за свое творчество. Классик утверждает: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется?» А мне кажется, что в этом фильме есть некая сознательная попытка провокации со стороны режиссера. Когда человек берется за исторические фигуры, события, которые происходили в реальной истории, он должен быть все-таки более объективным. Здесь же с этим большая проблема. Меня смущают многие вещи. Хотя бы то, что на роль царя Николая II, которого мы чтим как страстотерца, выбирается актер с сомнительной репутацией (известен в обществе как актер порнофильмов). В сердце верующего человека сразу возникает неприятие. Как и вообще неприятна всякая попытка копаться в личной, интимной жизни любого человека, а уж тем более человека почитаемого и любимого многими людьми. Уважая свободу творчества художника, общество вправе рассчитывать и на ответственное и уважительное отношение к реальным историческим личностям и событиям.

С другой стороны не радуют выступления некоторых представителей православной общественности, доходящие порой до истерии и экстремистских призывов сжигать кинотеатры и т.д. Нет таких убеждений - ни в религии, ни в общественной жизни, - которые бы заставляли моего соседа жить по-другому, нежели он хочет, а жить так, как я хочу. Вера наша - глубоко индивидуальная вещь. Никто не говорит: иди и спасай народ. Христианство - это то, что обращается к внутреннему состоянию человека. Спаси себя сам, совершенствуй себя, а совершенствуя себя, мы совершенствуем и мир, который вокруг нас.

Фильм «Матильда» очень показателен сейчас, когда мы размышляем о столетии русской трагедии, разделения в обществе, которое привело к неисчислимым жертвам, бедам, морю крови. Та революция, которая началась в 1917 году, продолжается сто лет и до сих пор не закончилась. Мы не сделали самого главного - не примирились друг с другом. Нас мало, надо друг друга любить. Нужно друг друга беречь, уважать и, несмотря на собственные убеждения, стараться ради всеобщего покоя и всеобщего примирения чем-то жертвовать. Если мы начнем опять разъединяться, покоя и мира в стране не будет. Именно это больше всего меня смущает в этой дискуссии. Культурного, разумного обсуждения фильма нет. Как не существует вообще культуры дискуссии. Ничего не получится, если дать дальше развиваться конфликту и не погасить его общественным консенсусом и единением. Он может привести ко многому. Мы опять готовы воевать друга против друга, отстаивая непонятные идеалы. Помните, что Господь нас к этому не призывает.

Из радикального ислама?

С этим фильмом сложилась хитрая ситуация. Многие верующие уверены, что должны как-то отреагировать на оскорбление памяти царя и истории, а если они промолчат, то станут предателями и трусами…

Апостол Павел говорит: «Бог поругаем не бывает», так и святые Его поругаемы не бывают. Когда мы вступаем в богословские споры с пеной у рта, мы не защищаем Бога и его святых. Это они нас защищают. Есть, конечно, предел, через который нельзя переходить. Его переходили святые мученики, когда их заставляли отречься от Христа, а они пытались сохранить в своем Отечестве веру. Тогда они возвышали свой голос, но не брали в руки меч, а отдавали жизни.

Православие никогда не предполагает войну за веру. Господь сам смирялся и смирением своим дошел до смерти крестной и этим победил зло. Современная раздутая ситуация вокруг «Матильды», на мой взгляд, как раз пришла из примера радикальных исламских организаций, когда люди ради, казалось бы, проявления веры убивают другого человека. Вспомните историю с карикатурами на пророка Мухаммеда. Такое не может быть оправдано ничем. Поэтому хорошо, что так не вышло с этим фильмом. Пусть каждый взглянет на себя и проверит, какая у него вера. Я не говорю, что нужно переносить безропотно торжествующее зло, но есть закон, в рамках которого надо действовать. Призывать сжигать кинотеатры недопустимо. Это не только против закона человеческого, но, прежде всего, против закона Божия. Нигде Господь не говорит: измени другого человека, ударь его, чтобы он стал лучше, положи на прокрустово ложе. А ведь как хорошо, если бы все были одинаковыми. Но люди имеют различное отношение к тем или иным вопросам. У нас страна не только многонациональная, но и во многом еще атеистическая. Нужно уметь существовать как-то вместе.

Ко всему этому должно быть христианское отношение. Это хорошо показывает наше священноначалие. Мы должны помолиться за вразумление всех людей, которые совершают, на наш взгляд, не очень хороший поступок. Надо дать время, чтобы эти люди, которые посеяли конфликт, смогли покаяться в нем.

Фильм не опорочит царя

Насколько уважительными по отношению к создателям фильма являются молитвенные стояния или сборы подписей о запрете фильмов верующими, не теми, которые поджигают и делают противоправное. К тому же это подразумевает, что другие люди не могут сделать собственный выбор и оценить произведение искусства.

Опять же это принуждение призывать к запрету. Если мы вышли на молитвенное стояние, мы показываем свое личное отношение, что это мне не нравится, при этом не принуждая других людей поступать по-моему. Но тоже нужно принять два момента. Во-первых, фильм никак не может опорочить царя-мученика. Во-вторых, причисление к лику святых не значит, что человек всю жизнь был безгрешен и не мог совершать ошибок. Царя Николая признали святым по страданиям, которые он претерпел безропотно в конце своей жизни, умер за веру вместе со своими детьми. Это великий подвиг любви к Богу и любви друг к другу. Что угодно мне скажи о царе, мое отношение не изменится, потому что я читал дневники его и царицы. Надо историю любить и изучать ее, а мы все хотим историю судить, и каждый судит со своей точки зрения. Пора перестать быть судьями друг другу. Пора стать друг другу братьями. Братья прощают друг друга и стараются, чтобы в доме было хорошо, чтобы были порядок и мир.

- Как не допустить попадание людей под влияние радикальных движений, которые и привели к этим преступлениям?

Я думаю, что, прежде всего, духовным просвещением. Многие из тех людей, которые ходят в храмы, на самом деле, о вере своей истинного знания имеют не так много. Сегодня ведь все открыто. Но мы продолжаем жить какими-то не совсем каноническими вещами.Мы не читаем святых отцов, а читаем псевдоправославные газеты, из которых так и льются порой какие-то экстремистские вещи. Придаем внимание внешним явлениям, больше, чем внутренним. Мы не познаем основы веры, не учимся у Христа кротости и смирению. Основа фанатизма всегда отсутствие знания. Фанатизм - это мое личное представление о вере, а не сама вера. Сколько людей, которые сейчас устремляются в разного рода течения. Все хотят скоропознать и стать носителем истины. Это признак сектантства, когда себя считают просвещенными, а остальных - несмыслящими, которых надо просвещать и тянуть куда-нибудь, иначе они пропадут. Мне кажется, мы сатану больше боимся, чем Бога. Бога не любим. Начинаем ждать конца света, бояться ИНН, еще чего-то. Как сказано в апостольском послании, ничто нас не отлучит от любви Божией. Ни жизнь, ни смерть, ни болезнь, ни страх.