Марсель дюшан направление. Человеческая ограниченность рассудка

Марсель Пруст - один из самых противоречивых писателей XX столетия. Его великое произведение «В поисках утраченного времени», составленное из нескольких отдельных романов, до сих пор вызывает споры любителей литературы и критиков. Кроме того, Пруст по праву считается наиболее ярким представителем течения модернизма во французской литературе.

Детство и юность

Полное имя писателя - Валентен Луи Жорж Эжен Марсель Пруст. Будущий прозаик и философ родился 10 июля 1871 года в парижском пригороде. Семья Пруста входила в круг состоятельных и именитых домов города. Отец мальчика - Адриан Пруст - имел должность в министерстве здравоохранения, мать Жанна Вейль также была родом из обеспеченной семьи.

Марсель рос болезненным ребенком, а в 9-летнем возрасте мальчику поставили диагноз «астма». Приступы болезни мучили писателя до конца жизни, что наложило серьезный отпечаток на характер Пруста: он отличался замкнутым нравом.

Учился Пруст в одном из старейших лицеев французской столицы - Кондорсе. Больше всего юный Марсель интересовался философией и литературой, часами мог читать понравившееся произведение, ничуть не нуждаясь в шумных играх и компании сверстников.


Наиболее точно характер Пруста можно представить благодаря опроснику, который тот заполнил предположительно в 13 или 14 лет. Дело в том, что тогда были в моде разнообразные анкеты. И дети, и даже взрослые передавали друг другу опросники, а затем обсуждали ответы друг друга. Уже в столь юном возрасте Пруст продемонстрировал глубину суждений и редкую для подростка рассудительность.

Окончив лицей, Пруст отправился в армию, где прослужил до 1890 года. Затем молодой человек решил продолжить учебу и поступил в Сорбонну, выбрав юридическую специальность. В это же время Марселя Пруста можно было часто застать в модных салонах, среди знати и интеллигенции того времени.


Во время одного из таких творческих вечеров Пруст познакомился с писателем Анатолем Франсом, который вдохновил юного Марселя, а также помог молодому человеку опубликовать первый сборник рассказов и этюдов, получивший название «Развлечения и деньки» (сборник был опубликован в 1896 году). Франс даже написал вступление к этому изданию, высоко оценив стиль и образ мыслей начинающего прозаика. Пожалуй, с этого момента и началась писательская биография Марселя Пруста.

Литература

Несмотря на положительный отзыв Анатоля Франса, первая проба пера Пруста вызвала довольно негативную реакцию критиков, которые сочли работу Марселя дилетантством. Особо едкие комментарии Жана Лоррена, поэта и прозаика того времени, настолько задели Пруста, что тот даже вызвал критика на дуэль.


Несколькими годами позже, в 1892-м, Пруст решил основать собственный журнал. Издание получило название «Пир». В 1984 году Марсель попробовал силы в стихосложении, представив на суд рафинированной публики поэтический сборник. Эта книга осталась незамеченной критиками, а за Прустом окончательно закрепилась слава дилетанта.

Но этот факт не заставил творческую натуру Марселя Пруста отказаться от выбранной стези, и в 1985 году писатель приступил к работе над первым масштабным произведением - романом «Жан Сантей». Спустя четыре года Пруст забросил роман, однако многие сюжетные линии этого произведения проработал позднее, в последующих книгах.


В 1907-м в газете «Фигаро» вышла статья Марселя Пруста, в которой писатель представил рассуждения о чувстве вины и особенностях человеческой памяти. Эти темы, очевидно, волновавшие Пруста, стали впоследствии ключевыми в цикле романов «В поисках утраченного времени». Над этой эпопеей Пруст также начал работу в 1907 году. Изначально автор планировал разбить произведение на три части и издать в двух томах.

Четыре года Пруст потратил на первый вариант эпопеи. В 1911 году писатель завершил цикл романов, получивший название «Перебоями чувства». Произведение состояло из трех частей: «Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретенное время». К сожалению, ни одно издательство не согласилось на публикацию эпопеи Марселя Пруста. И только Бернар Грассе не отказал в публикации (за средства автора), однако потребовал внести серьезные сокращения в первоначальную версию.


Годом позднее Марсель Пруст написал очередной роман - «По направлению к Свану». Это произведение также не вызвало восторгов читателей. Но Пруст продолжил работу, дополнив эпопею еще двумя произведениями - «Пленница» и «Беглянка». А в 1919-м роман «Под сенью девушек в цвету» был переиздан еще раз и принес Марселю Прусту престижную Гонкуровскую премию.

В целом цикл романов «В поисках утраченного времени» получился действительно монументальным. Пруст издал семь произведений, на страницах которых перед читателем раскрываются около двух тысяч действующих лиц. К сожалению, писатель не успел окончательно отредактировать последние тома. Редакцию завершил брат Пруста.


Слава и признание пришли к Прусту уже посмертно. Писатель настаивал на том, что цикл «В поисках утраченного времени» является лучшим произведением современности, а его коллега Грэм Грин и вовсе причислял Пруста к лучшим романистам XX столетия.

Сам Пруст неоднократно признавался, что кумирами в области литературы считал и . Эти мыслители стали для Марселя Пруста источником мудрости, внутренней силы и постоянным источником вдохновения для создания собственных произведений.

Личная жизнь

О личной жизни Марселя Пруста ходило множество сплетен. Дело в том, что писатель был гомосексуалистом. Некоторое время Пруст даже содержал публичный дом и сам часто проводил время в стенах этого заведения, предпочитая общество молодых юношей. Управляющим публичного дома и помощником Пруста стал некий Альбер ле Кузье. Он же, по слухам, являлся и возлюбленным Марселя. Также Марселю Прусту приписывают роман с талантливым композитором Рейнальдо Аном.


Образ жизни Марселя Пруста не мог не отразиться в его литературных трудах. Существует версия, что это заведение и стало прообразом борделя Жупьена, красочно описанного Марселем Прустом на страницах произведения «В поисках утраченного времени». Более того, по предположению биографов писателя, сцены бичевания обнаженных мужчин и другие пикантные моменты, описанные в эпопее Пруста, не были вымыслом автора, склонного к мазохистским усладам.

Марсель Пруст стал, пожалуй, первым писателем того времени, описавшим гомосексуальные отношения на страницах книг. Пруст всерьез анализировал любовные отношения между двумя мужчинами, отдавая на суд публики неприкрытую правду подобных романов.

Смерть

В 1922 году писатель слег с сильной простудой. Вскоре болезнь перешла в бронхит, который осложнился воспалением легких. К сожалению, усилия лекарей оказались тщетными, и 18 ноября того же года Марсель Пруст ушел из жизни. Писателю был 51 год. Могила Марселя Пруста находится в Париже, на кладбище Пер-Лашез.


Произведения Пруста, не нашедшие признания при жизни писателя, после его смерти обрели статус эпохальных. Книги в буквальном смысле разобрали на цитаты, а философские мысли и наблюдения Пруста до сих пор остаются предметом споров и обсуждений.

Библиография

  • 1896 - «Утехи и дни»
  • 1896-1899 - «Жан Сантей»
  • 1908-1909 - «Против Сент-Бева»

Цикл «В поисках утраченного времени»:

  • 1913 - «По направлению к Свану»
  • 1919 - «Под сенью девушек в цвету»
  • 1921-1922 - «У Германтов»
  • 1922-1923 - «Содом и Гоморра»
  • 1925 - «Пленница»
  • 1927 - «Беглянка»
  • 1927 - «Обретенное время»

Цитаты

«...благодаря иным достоинствам, какими обладает человек, он легко переносит недостатки ближнего, он не страдает от них; очень одаренный человек обычно меньше обращает внимания на чужую глупость, чем глупец». («Содом и Гоморра»)
«Усталость, особенно у людей нервных, частично зависит от того, поглощено ли усталостью их внимание и помнят ли они про свое утомление». («Содом и Гоморра»)
«Вообще тот, к кому обращены наши слова, наполняет их содержанием, которое он извлекает из своей сущности и которое резко отличается от того, какое вложили в эти же самые слова мы, – с этим фактом мы постоянно сталкиваемся в жизни». («Под сенью девушек в цвету»)
«Есть болезни, от которых не следует лечить, потому что они предохраняют нас от более опасных». («У Германтов»)

Марсе́ль Дюша́н (фр. Marcel Duchamp, 28 июля 1887, Бленвиль-Кревон - 2 октября 1968, Нейи-сюр-Сен) - французский и американский художник, шахматист, теоретик искусства, стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма . Творческое наследие относительно невелико, однако благодаря оригинальности своих идей Дюшан считается одной из самых влиятельных фигур в искусстве XX века. Его творчество оказало влияние на формирование таких направлений в искусстве второй половины XX века, как поп-арт , минимализм, концептуальное искусство , и др.

В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875-1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876-1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889-1963).

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны деду по материнской линии - Эмилю Николя, бывшему художником и гравёром. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела.
Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с десяти до семнадцати лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте четырнадцати лет он начал серьёзно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма , рисунки) относятся к 1902. В 1904 он приехал в Париж, поселился на Монмартре, пытался учиться в Академии Жюлиана , бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну , то к фовизму Матисса . В 1909 его работы попадают на Осенний Салон, на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер.

Дюшан хорошо играл в шахматы. Звание мастера получил по итогам 3-го чемпионата Франции в 1925 г., набрав 4 очка из 8. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах.

Дюшан играл в гипермодернистском стиле. К примеру он был одним из популяризаторов защиты Нимцовича. Сборная Франции тех лет обычно занимала места в середине итоговой таблицы.

В начале 1930-х гг. Дюшан достиг пика как игрок. Участвовал в турнирах по переписке, был шахматным журналистом (вёл колонку в журнале). Составил ряд шахматных задач.

Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом . Он присоединился к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз , Метценже .

Затем, в 1910-1920-х годах, Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнажённая, спускающаяся по лестнице», 1912; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», 1915-1923), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом . При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», 1913; «Сушилка для бутылок», 1914; «Фонтан», 1917). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров - например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», 1919). Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго - так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 1920-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада» и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати, ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы, но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После 1942 года жил по большей части в США, в 1955-м принял американское гражданство.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

США

Детство

В семье было семеро детей, один из которых умер вскоре после рождения. Из детей четверо стали знаменитыми художниками: Марсель, Жак Вийон (Гастон Дюшан, 1875-1963) и Раймон Дюшан-Вийон (1876-1916) (старшие братья), а также его сестра Сюзанна Дюшан-Кротти (1889-1963).

Любовью и интересом к искусству в семье были обязаны дедушке по материнской линии - Эмилю Николя, бывшему художником и гравёром. Весь дом был наполнен его работами. Отец семейства дал детям свободу в вопросе выбора профессии, не настаивая на продолжении своего дела. Дюшан, как и его старшие братья, учился в лицее в Руане с 10 до 17 лет. Он не был выдающимся учеником, но он хорошо успевал по математике, несколько раз выиграв математические школьные конкурсы. В 1903 году он также выиграл конкурс художественных работ.

В возрасте 14 лет он начал серьёзно увлекаться рисованием. От этого времени сохранились его портреты сестры Сюзанны. Первые живописные работы Дюшана (пейзажи окрестностей в духе импрессионизма , рисунки) относятся к . В он приехал в Париж , поселился на Монмартре , пытался учиться в Академии Жюлиана , бросил занятия. Живопись Дюшана в этот период несамостоятельна, близка то к Сезанну , то к фовизму Матисса . В его работы попадают на Осенний Салон , на них откликается в своем обзоре Гийом Аполлинер .

Шахматы

Дюшан хорошо играл в шахматы. Звание мастера выполнил на Третьем чемпионате Франции по шахматам в 1923 году, набрав 4 очка из 8. Выступал за французскую команду на международных шахматных олимпиадах 1928-1933 годов, играя в стиле гипермодерн, прибегая, к примеру, в дебюте к защите Нимцовича . Сборная Франции тех лет обычно занимала места в середине итоговой таблицы.

В начале 1930-х годов достиг пика как игрок. Участвовал в шахматах по переписке , был шахматным журналистом - вёл колонку в журнале. Автор ряда шахматных задач.

Кубизм

Через своих братьев Жака Вийона и Ремона Дюшана-Вийона Марсель Дюшан познакомился с кубизмом . Он присоединился к группе «Де Пюто», в которой участвовали такие художники как Глёз , Метценже .

Творчество и признание

Затем, в - -х гг., Дюшан перешёл к радикальному авангардистскому поиску («Обнаженная, спускающаяся по лестнице», ; «Невеста, раздетая своими холостяками, одна в двух лицах», -), который сблизил его с дадаизмом и сюрреализмом . При этом он демонстративно сторонился роли художника, профессионала, да и собственно живописью в традиционном смысле слова занимался всё реже, практикуя шокирующий публику метод «готовых вещей» (ready-made), которые делает художественным объектом лишь воля и подпись автора, контекст выставки или музея («Велосипедное колесо», ; «Сушилка для бутылок», ; «Фонтан », ). Таким объектом могут стать и пародируемые в качестве образцов «высокого искусства» произведения старых мастеров - например, «Джоконда» Леонардо да Винчи («L.H.O.O.Q.», ), Продукция Дюшана этих лет, крайне немногочисленная и всегда носящая провокативно-игровой характер вплоть до изобретения мнимых авторов (самая известная из этих альтер-эго - так называемая Роза Селяви), постоянно сопровождалась подробными до абсурда аналитическими заметками автора. В 20-е годы Марсель Дюшан активно участвовал в коллективных акциях группы «Дада » и сюрреалистов, публиковался в журналах и альманахах дадаистов и участвовал в съёмках нескольких кинофильмов. Наибольшую известность из них приобрёл фильм Рене Клера «Антракт» (1924) на музыку его друга, авангардного композитора Эрика Сати , ставший классикой жанра и популярный до сих пор. Впоследствии Дюшан практически отошёл от творчества, предаваясь околонаучным изысканиям и любимой игре в шахматы , но в течение нескольких десятилетий оставаясь влиятельнейшей фигурой американской художественной сцены и международного авангарда, объектом самых разноречивых искусствоведческих интерпретаций. После жил по большей части в США , в принял американское гражданство.

Дюшан снял вместе c Маном Рэем экспериментальный фильм «Анемик Синема» ( , подробнее см.: ), ему посвящён короткометражный игровой фильм Паоло Марину-Бланко ( , см.: ). В во Франции учреждена премия Марселя Дюшана молодым художникам.

  • Фотографировался в образе для флакона туалетной воды «Belle Haleine » (рус. «Елена Прекрасная » ).

Публикации

Сочинения Дюшана

  • The Writings/ Ed. by Michel Sanouillet, Elmer Peterson. Cambridge: Da Capo Press, 1973.
  • Duchamp du signe/ Ed. par Michel Sanouillet, Elmer Peterson. Paris: Flammarion, 1994
  • Affectionately, Marcel: The Selected Correspondence of Marcel Duchamp/ Ed. by Francis M. Naumann, Hector Obalk, Jill Taylor. London: Thames & Hudson, 2000.
  • Мысли наоборот// Андре Бретон . Антология чёрного юмора. - М.: Carte Blanche, 1999. - С. 373-376.

Литература о художнике

  • Романов И. «Все шахматисты - художники». // «64 - Шахматное обозрение». - 1987. - № 17. - С. 22-23.
  • Октавио Пас . Замок чистоты // Художественный журнал. - 1998. - № 21. - С. 15-19 (глава из одноименной книги о М. Д.).
  • // Пространство другими словами: Французские поэты XX века об образе в искусстве. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 2005. - С. 124-132.
  • Дюв Т. де . Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность/ Пер. с фр. А.Шестакова. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012
  • Томкинс К. Марсель Дюшан. Послеполуденные беседы. М.: Grundrisse, 2014-160 с.
  • Tomkins C. The World of Marcel Duchamp. New York: Time, 1966.
  • Schwartz A. The complete works of Marcel Duchamp. New York: H.N. Abrams, 1969.
  • Cabanne P. Dialogues With Marcel Duchamp. New York: Viking Press, 1971.
  • Marcel Duchamp/ Ed. by Anne D’Harnoncourt, Kynaston McShine. New York: Museum of Modern Art, 1973.
  • Suquet J. Miroir de la Mariée. Paris: Flammarion, 1974.
  • Goldfarb Marquis A. Marcel Duchamp= Eros, c’est la vie, a Biography. Troy: Whitston, 1981.
  • Bonk E. Marcel Duchamp, The Box in a valise. New York: Rizzoli, 1989.
  • Cage J. Mirage verbal: Writings through Marcel Duchamp, Notes. Dijon, Ulysse fin de siècle, 1990.
  • Duve Th. de. The Definitively Unfinished Marcel Duchamp. Halifax: Nova Scotia College of Art and Design; Cambridge: MIT Press, 1991.
  • Marcel Duchamp: Work and Life/ Ed. by Pontus Hulten a.o. Cambridge: MIT Press, 1993.
  • Buskirk M., Nixon M. The Duchamp Effect. Cambridge: MIT Press, 1996.
  • Joselit D. Infinite Regress: Marcel Duchamp 1910-1941. Cambridge: MIT Press, 1998.
  • Difference/indifference: musings on postmodernism, Marcel Duchamp and John Cage/ Ed. by Moira Roth M., Jonathan Katz. Amsterdam: GB Arts International, 1998.
  • Hopkins D. Marcel Duchamp and Max Ernst: The Bride Shared. New York: Oxford UP, 1998.
  • Joseph Cornell/Marcel Duchamp…Resonance/ Ed by Susan Davidson a.o. Ostfildern-Ruit: Cantz; New York: Distributed Art Publishers, 1998.
  • Kachur L. Displaying the Marvelous: Marcel Duchamp, Salvador Dali, and Surrealist Exhibition. Cambridge: MIT Press, 2001.
  • Masheck J. Marcel Duchamp in Perspective. Cambridge: Da Capo Press, 2002.
  • Graham L. Duchamp & Androgyny: Art, Gender, and Metaphysics. Berkeley: No-Thing Press, 2003.
  • Moffitt J.F. Alchemist of the Avant-Garde: The Case of Marcel Duchamp. New York: State University of New York Press, 2003.
  • Cros C. Marcel Duchamp. London: Reaktion Books, 2006.

Марсель Дюшан в современной культуре

Источники

Напишите отзыв о статье "Дюшан, Марсель"

Ссылки

  • (фр.)
  • (англ.)
  • (англ.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Дюшан, Марсель

– Нет, милый граф, вы мне позвольте заняться вашими дочерьми. Я хоть теперь здесь не надолго. И вы тоже. Я постараюсь повеселить ваших. Я еще в Петербурге много слышала о вас, и хотела вас узнать, – сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой. – Я слышала о вас и от моего пажа – Друбецкого. Вы слышали, он женится? И от друга моего мужа – Болконского, князя Андрея Болконского, – сказала она с особенным ударением, намекая этим на то, что она знала отношения его к Наташе. – Она попросила, чтобы лучше познакомиться, позволить одной из барышень посидеть остальную часть спектакля в ее ложе, и Наташа перешла к ней.
В третьем акте был на сцене представлен дворец, в котором горело много свечей и повешены были картины, изображавшие рыцарей с бородками. В середине стояли, вероятно, царь и царица. Царь замахал правою рукою, и, видимо робея, дурно пропел что то, и сел на малиновый трон. Девица, бывшая сначала в белом, потом в голубом, теперь была одета в одной рубашке с распущенными волосами и стояла около трона. Она о чем то горестно пела, обращаясь к царице; но царь строго махнул рукой, и с боков вышли мужчины с голыми ногами и женщины с голыми ногами, и стали танцовать все вместе. Потом скрипки заиграли очень тонко и весело, одна из девиц с голыми толстыми ногами и худыми руками, отделившись от других, отошла за кулисы, поправила корсаж, вышла на середину и стала прыгать и скоро бить одной ногой о другую. Все в партере захлопали руками и закричали браво. Потом один мужчина стал в угол. В оркестре заиграли громче в цимбалы и трубы, и один этот мужчина с голыми ногами стал прыгать очень высоко и семенить ногами. (Мужчина этот был Duport, получавший 60 тысяч в год за это искусство.) Все в партере, в ложах и райке стали хлопать и кричать изо всех сил, и мужчина остановился и стал улыбаться и кланяться на все стороны. Потом танцовали еще другие, с голыми ногами, мужчины и женщины, потом опять один из царей закричал что то под музыку, и все стали петь. Но вдруг сделалась буря, в оркестре послышались хроматические гаммы и аккорды уменьшенной септимы, и все побежали и потащили опять одного из присутствующих за кулисы, и занавесь опустилась. Опять между зрителями поднялся страшный шум и треск, и все с восторженными лицами стали кричать: Дюпора! Дюпора! Дюпора! Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя.
– N"est ce pas qu"il est admirable – Duport? [Неправда ли, Дюпор восхитителен?] – сказала Элен, обращаясь к ней.
– Oh, oui, [О, да,] – отвечала Наташа.

В антракте в ложе Элен пахнуло холодом, отворилась дверь и, нагибаясь и стараясь не зацепить кого нибудь, вошел Анатоль.
– Позвольте мне вам представить брата, – беспокойно перебегая глазами с Наташи на Анатоля, сказала Элен. Наташа через голое плечо оборотила к красавцу свою хорошенькую головку и улыбнулась. Анатоль, который вблизи был так же хорош, как и издали, подсел к ней и сказал, что давно желал иметь это удовольствие, еще с Нарышкинского бала, на котором он имел удовольствие, которое не забыл, видеть ее. Курагин с женщинами был гораздо умнее и проще, чем в мужском обществе. Он говорил смело и просто, и Наташу странно и приятно поразило то, что не только не было ничего такого страшного в этом человеке, про которого так много рассказывали, но что напротив у него была самая наивная, веселая и добродушная улыбка.
Курагин спросил про впечатление спектакля и рассказал ей про то, как в прошлый спектакль Семенова играя, упала.
– А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все сбираются у Карагиных. Пожалуйста приезжайте, право, а? – проговорил он.
Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему то ей тесно и тяжело становилось от его присутствия. Когда она не смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ей совсем нет той преграды стыдливости, которую она всегда чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах и она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «весело, ну я и рад».
В одну из минут неловкого молчания, во время которых Анатоль своими выпуклыми глазами спокойно и упорно смотрел на нее, Наташа, чтобы прервать это молчание, спросила его, как ему нравится Москва. Наташа спросила и покраснела. Ей постоянно казалось, что что то неприличное она делает, говоря с ним. Анатоль улыбнулся, как бы ободряя ее.
– Сначала мне мало нравилась, потому что, что делает город приятным, ce sont les jolies femmes, [хорошенькие женщины,] не правда ли? Ну а теперь очень нравится, – сказал он, значительно глядя на нее. – Поедете на карусель, графиня? Поезжайте, – сказал он, и, протянув руку к ее букету и понижая голос, сказал: – Vous serez la plus jolie. Venez, chere comtesse, et comme gage donnez moi cette fleur. [Вы будете самая хорошенькая. Поезжайте, милая графиня, и в залог дайте мне этот цветок.]
Наташа не поняла того, что он сказал, так же как он сам, но она чувствовала, что в непонятных словах его был неприличный умысел. Она не знала, что сказать и отвернулась, как будто не слыхала того, что он сказал. Но только что она отвернулась, она подумала, что он тут сзади так близко от нее.
«Что он теперь? Он сконфужен? Рассержен? Надо поправить это?» спрашивала она сама себя. Она не могла удержаться, чтобы не оглянуться. Она прямо в глаза взглянула ему, и его близость и уверенность, и добродушная ласковость улыбки победили ее. Она улыбнулась точно так же, как и он, глядя прямо в глаза ему. И опять она с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды.
Опять поднялась занавесь. Анатоль вышел из ложи, спокойный и веселый. Наташа вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Всё, что происходило перед ней, уже казалось ей вполне естественным; но за то все прежние мысли ее о женихе, о княжне Марье, о деревенской жизни ни разу не пришли ей в голову, как будто всё то было давно, давно прошедшее.
В четвертом акте был какой то чорт, который пел, махая рукою до тех пор, пока не выдвинули под ним доски, и он не опустился туда. Наташа только это и видела из четвертого акта: что то волновало и мучило ее, и причиной этого волнения был Курагин, за которым она невольно следила глазами. Когда они выходили из театра, Анатоль подошел к ним, вызвал их карету и подсаживал их. Подсаживая Наташу, он пожал ей руку выше локтя. Наташа, взволнованная и красная, оглянулась на него. Он, блестя своими глазами и нежно улыбаясь, смотрел на нее.

Только приехав домой, Наташа могла ясно обдумать всё то, что с ней было, и вдруг вспомнив князя Андрея, она ужаснулась, и при всех за чаем, за который все сели после театра, громко ахнула и раскрасневшись выбежала из комнаты. – «Боже мой! Я погибла! сказала она себе. Как я могла допустить до этого?» думала она. Долго она сидела закрыв раскрасневшееся лицо руками, стараясь дать себе ясный отчет в том, что было с нею, и не могла ни понять того, что с ней было, ни того, что она чувствовала. Всё казалось ей темно, неясно и страшно. Там, в этой огромной, освещенной зале, где по мокрым доскам прыгал под музыку с голыми ногами Duport в курточке с блестками, и девицы, и старики, и голая с спокойной и гордой улыбкой Элен в восторге кричали браво, – там под тенью этой Элен, там это было всё ясно и просто; но теперь одной, самой с собой, это было непонятно. – «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему? Что такое эти угрызения совести, которые я испытываю теперь»? думала она.
Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать всё, что она думала. Соня, она знала, с своим строгим и цельным взглядом, или ничего бы не поняла, или ужаснулась бы ее признанию. Наташа одна сама с собой старалась разрешить то, что ее мучило.
«Погибла ли я для любви князя Андрея или нет? спрашивала она себя и с успокоительной усмешкой отвечала себе: Что я за дура, что я спрашиваю это? Что ж со мной было? Ничего. Я ничего не сделала, ничем не вызвала этого. Никто не узнает, и я его не увижу больше никогда, говорила она себе. Стало быть ясно, что ничего не случилось, что не в чем раскаиваться, что князь Андрей может любить меня и такою. Но какою такою? Ах Боже, Боже мой! зачем его нет тут»! Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и хотя ничего не было – инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла. И она опять в своем воображении повторяла весь свой разговор с Курагиным и представляла себе лицо, жесты и нежную улыбку этого красивого и смелого человека, в то время как он пожал ее руку.

Эрмитаж, видимо, решил отказаться от своего имиджа хранилища классического искусства. Конечно, на третьем этаже в коллекции были произведения художников XX века, однако посетители воспринимали музей скорее как храм Рембрандта и Рубенса, чем галерею актуального искусства. Все изменилось, когда у Эрмитажа появился филиал – Главный Штаб, в котором кураторы наконец могли делать выставки современного искусства, не боясь нападков со стороны петербургской публики. Самой значимой в этом году стала биеннале «Манифеста», открывшаяся под руководством Каспера Кенига. Месяц спустя ее закрытия нагрянула новая выставка «из современных»: «Дада и сюрреализм». Хотя этому искусству уже 60 лет, многие современники до сих пор воспринимают его как нечто свежее.

Выставка представляет два направления искусства первой половины XX века. Если со вторым, сюрреализмом, более-менее все понятно, то с дадаизмом все сложнее. Самым обсуждаемым художником экспозиции, скорее всего, станет Марсель Дюшан, друг и современник Дали.

Он писал картины только в начале своего творчества, а потом начал выставлять лопату, писсуар и сушилку для бутылок. Неискушенного зрителя это может шокировать. Поэтому перед тем, как пойти в Эрмитаж на выставку, мы предлагаем прочесть ответы на популярные вопросы о творчестве одного из самых значимых художников XX века.

Марсель Дюшан рядом со своим реди-мейдом «Фонтан»

Что такое дадаизм?

Первая мировая война оказалась для Европы разрушительной. Никогда в мировой истории не было такого долгого и кровопролитного противостояния. События воспринимались как бессмысленная и жестокая бойня, которая заставила пересмотреть европейцев свои взгляды на жизнь.Искусство как социальное зеркало отобразило смену людских мыслей и стремлений. Появилось новое течение – дадаизм, в котором художники передали упаднические настроения своей эпохи.

Слово «дада» никак не переводится, это просто набор звуков. Бессмысленность и иррациональность стали главными принципами творчества дадаистов. Художники хотели уничтожить все существующие каноны в искусстве. Это начали еще импрессионисты в конце XIX века, но так радикально никто не действовал. К дадаистам можно отнести американского фотографа Ман Рея, румынского поэта Тристана Тцара, французского графика и писателя Франсиса Пикабиа. Но дальше всех в своих художественных поисках зашел француз Марсель Дюшан. Его работы до сих пор вызывают ожесточенные споры.

«Велосипедное колесо»

Как писсуар может стать искусством?

Писсуар Дюшана – это примерно то же, что и . Оба художника жили в одну эпоху и заявили о смерти традиционного искусства примерно в одно время. Но при этом каждый из них по-своему решил эту проблему. Однако Дюшан шокировал зрителей даже сильнее, чем «Черный квадрат» Малевича.

По идее Дюшана, конец искусства означает не конец его вообще, а лишь его привычной для зрителя формы. Художнику больше не нужно учиться в академиях и несколько лет копировать известных мастеров, теперь важно создавать концепт для своей работы. То есть нужно не научиться рисовать«как в жизни», а суметь объяснить, почему, например, велосипедное колесо должно находиться на выставке. Причем предметом искусства это колесо станет только после того, как его выставят в музее и зрители признают его ценность. Такими первыми концептуальными работами Дюшана стали «Велосипедное колесо» (1913) и «Сушилка для бутылок» (1914). В 1917 году Дюшан представил одно из самых смелых своих произведений – «Фонтан». Это был перевернутый писсуар с подписью.

«Фонтан»

Дюшан изобрел для таких работ новый термин – реди-мейд (ready-made). По его задумке, реди-мейдом может стать абсолютно любой предмет, попавшийся на глаза художнику. Причем здесь есть два важных условия: этот предмет не должен быть очень красивым и необычным и не должен вызывать какие-то предсказуемые ассоциации у зрителя.

«Сушилка для бутылок»

Чем «Сушилка для бутылок» отличается от остальных реди-мейдов?

Из трех самых известных реди-мейдов Дюшана («Велосипедное колесо», «Сушилка для бутылок» и «Фонтан»)только «Сушилку для бутылок» можно назвать чистым реди-мейдом, потому что художник не изменил ее форму. «Фонтан» не совсем реди-мейд по нескольким причинам. Во-первых, сам предмет, писсуар, предмет явно не нейтральный. Во-вторых, Дюшан не оставил его нетронутым, он его перевернул.

«Сушилка для бутылок» была куплена в обычном парижском магазине, выставлена в неизмененном виде, и название указывает лишь на сам предмет, а не на символический подтекст, как у «Фонтана». Зритель оставлен наедине со своими ассоциациями. То, что родится в его голове, и будет смыслом произведения. То есть художник больше не навязывает свою волю в трактовке произведения, как это происходило раньше.

Как Дюшан дошел до этого?

Марсель Дюшан сначала писал традиционные для своего времени картины. Он попробовал и фовизм, и символизм, и кубизм. Последняя его работа, написанная маслом, – «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Затем он оставляет свои живописные поиски, и начинает разрабатывать новую художественную концепцию. В итоге он приходит к идее реди-мейдов. Предшественников у Дюшана не было, он был первый.


Марсель Дюшан «Обнаженная, спускающаяся по лестнице»

Что теперь делать художникам?

Надо придумывать новые способы для творчества. Например, сам Дюшан создал свою «Мону Лизу». Он купил обычную открытку с изображением известной картины Леонардо да Винчи. Сама по себе эта открытка не искусство, но когда Дюшан пририсовал Моне Лизе усы и бородку, как это делают дети, этот кусок картона преобразился: он стал авторским произведением.

«Мона Лиза» Марселя Дюшана

Этот принцип преобразования обычной вещи в предмет искусства до сих пор используют многие художники. Например, братья Чепмены, тоже, кстати, недавно выставлявшиеся в Эрмитаже, проделали этот трюк с бумажными банкнотами: они их разрисовали. Так деньги потеряли свой статус банковского билета, но превратились в предмет искусства.

Как к этому вообще относиться?

Согласно написанному выше, получается, что Дюшан предлагает любую вещь считать искусством, что разница между объектом искусства и объектом обыденным только в том, что у последнего есть концепт. Однако для Филиппа Серса, написавшего монографию «Тоталитаризм и авангард», реди-мейд является вызовом обществу.

В доказательство он приводит интересную историю. В 1912 году в Париже Дюшана заставили убрать с коллективной выставки картину «Обнаженная, спускающаяся по лестнице», потому что она шокировала организаторов. Однако через год в Нью-Йорке он снова ее выставил, и к ней выстроилась огромная очередь. Картина стала сенсацией в Новом Свете. Наученный этим опытом в 1917 году художник присылает на выставку свой «Фонтан» анонимно. Важно сказать, что Дюшан сам был одним из учредителей этого мероприятия. Скульптура была отвергнута. Однако когда он снова отправляет свой реди-мейд, но уже указав, что его сделал именно он, писсуар сразу принимают в состав экспозиции.

Марсель Дюшан

Получается, по мнению Филиппа Серса, «Фонтан» нельзя считать произведением искусства в общепринятом понимании. Сам Дюшан писал немецкому художнику Гансу Рихтеру: «Я запустил им в физиономию сушилку и писсуар – как провокацию, – а они восторгаются их эстетической красотой».

Фактом того, что писсуар может находиться на выставке, Дюшан хотел показать, что зрители оценивают произведение искусства, находясь под гнетом социальных представлений и навязанных стандартов. То есть, если все признали Клода Моне мастером, то мало найдется осмелившихся сказать, что это не так. И если в какой-то период, предположим, в Древнем Египте, было принято изображать фараона с идеальным телом, правильными чертами лица и в нужной позе, то другие изображения будут непонятны и, скорее всего, будут подлежать уничтожению. Однако это не означает, что через тысячу лет именно то ненавистное изображение признают единственно прекрасным. Дюшан хотел «Фонтаном» бросить вызов этой зрительской оценке.

Но демонстрация сработала даже чересчур действенно: писсуар стал «официальным» произведением искусства, к немалой досаде дадаистов и, в первую очередь, самого Дюшана. В 2004 году «Фонтан» признали самым значительным произведением искусства XX века. Так что относиться к творчеству этого художника можно как угодно, это вряд ли что-то изменит.