Люди холопского звания (по поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"). «Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» -
вершина творчества Некрасова. Это произ-
ведение грандиозное по широте замысла,
правдивости, яркости и многообразию типов.
Сюжет поэмы близок к народному сказу о
поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в
путь крестьяне - не странники-богомольцы.
Они символ тронувшейся с места, очнувшей-
ся России. Все люди, с которыми встречают-
ся семь мужиков, разные: одни счастливые,
другие нет; бедные и состоятельные; бунтари
и «рабы». О последних хочется поговорить
отдельно.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас
рабской жизни, были и такие, которые свык-
лись со своим бесправным положением, хо-
лопы по убеждению. Яков Верный - «холоп
примерный». Обиженный жестоким поме-
щиком, Яков в отместку кончает жизнь само-
убийством у барина на глазах. В поэме Не-
красов создает и образы холопов не только
по положению, но и по своей психологии. Та-
ков дворовый князя Переметьева, который
счастлив, вылизывая тарелки и допивая из
рюмок иностранное вино:
У князя Переметъева
Я был любимый раб,
Жена - раба любимая…
Он молится:
Оставь мне, Господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Близки к холопам Клим и Ипат - люди
князя Утятина. Один называет себя рабом не-
достойным, а барина - князюшкой. Другому
дал оценку сам Некрасов:
Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
Среди крестьян встречаются и такие, кото-
рые за деньги способны предать своих това-
рищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов.
За службу в полиции его избивали во всех
деревнях, где он появлялся. Выражая об-
щее мнение людей о шпионах, Влас, один из
влиятельных крестьян, замечает по адресу
Егорки:
Аи служба -должность подлая!..
Гнусь человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Жадный староста Глеб сжигает завеща-
ние об освобождении восьми тысяч душ. Рас-
сказ о крестьянском грехе повествуется Иг-
натием вслед за легендой Ионушки «О двух
великих грешниках». Рассказ дается в под-
тверждение мысли:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.
Грех предателя - самый тяжелый грех:
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой мужик! мужик! Ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Для чего же Некрасов показал столько
типов крестьян-холопов? Этим он дает по-
нять, что крепостное право «калечит», дела-
ет из людей либо подхалимов, либо горьких
пьяниц и разбойников, а хуже всего - пре-
дателей. Реформа 1861. года не улучшила по-
ложение народа, и недаром крестьяне гово-
рят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана…
На примере семи правдоискателей, от-
правившихся в путь в поисках счастья, и
других героев поэмы Некрасов показывает,
что большинство крестьян все же не стало
холопами. В этих людях пробуждается про-
тест против своего нищенского положения,
и они не смирятся с такой участью. Недаром
поэт написал с надеждой:
Ратш подымается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - вершина творчества Н. А. Некрасова. Это произведение грандиозно по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники- богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные. Разными были и крестьяне, о которых узнают странники. Н. А. Некрасов видит, как постепенно пробуждается в крестьянах сознание собственной силы. Но крестьяне не идеализируются, потому что поэт прекрасно осознает, что привычка покоряться в крестьянах так же велика, как и привычка властвовать в помещиках:
Не только над помещиком,
Привычка над крестьянином
Сильна.
Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, превратились в холопов по убеждению. Серия вставных сюжетов о силе крепостнических привычек в крестьянине открывается рассказанной Пахомом историей о Сидоре, который высылал барину оброк из острога. Дворовый князя Переметье- ва считает себя счастливым, потому что знает:
У князя Переметьева
Я был любимый раб,
Жена - раба любимая...
Он гордится тем, что сорок лет вылизывал тарелки и допивал из рюмок иностранное вино, что приобрел, как он считает, благородную болезнь - подагру - и молится:
Оставь мне, господи,
Болезнь мою почетную,
По ней я дворянин!
Дворовый князя Утятина Ипат и после царского указа считает себя холопом князя и сам растроган от своей преданности. Он не хочет вспоминать о том, как барин издевался над ним ради собственной забавы, но зато «не может барских милостей забыть». Себя он по-прежнему называет рабом недостойным, а барина - князюшкой. По-своему верна прежней жизни и вся Вахлатчина - крестьяне добровольно соглашаются делать вид, что на Руси ничего не изменилось. Прекрасно чувствует себя и мнимый бурмистр Клим Лавин. Его поступки - все та же холопская приниженность крестьянина, только вывернутая наизнанку. Он не брезгует никакими средствами, чтобы угодить и барину и миру. Влас дает ему точную оценку:
...Был Клим мужик: и пьяница,
И на руку нечист.
Работать не работает,
С цыганами вожжается,
Бродяга, коновал!
На его совести лежит смерть Агапа, единственного вахлака, над которым не довлела сила привычки. Так, постепенно, в поэму входит тема крестьянского греха.
Яков Верный - холоп примерный, обиженный жестоким помещиком, в отместку совершает тяжелый грех - кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из самых уважаемых крестьян, замечает по адресу Егорки:
Ай служба - должность подлая!..
Гнус человек! - Не бить его,
Так уж кого и бить?
Но самый страшный, по мнению крестьян, грех совершает жадный староста Глеб, который за «горы золота» и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игна-тием вслед за легендой Ионушки «О двух великих грешниках» и подтверждает мысль:
Велик дворянский грех!
Велик, а все не быть ему
Против греха крестьянского.

Нет греха тяжелее этого:
Все прощает бог,
А Иудин грех не прощается.
Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,
А за что тебе вечно маяться!
Рассказ о старосте Глебе - предчувствие того, что вместо помещика власть в деревне постепенно начнет прибирать к рукам деревенский богатей. Гриша Добросклонов старается развеять горестные мысли крестьян, утверждая, что крестьянские грехи - лишь порождение крепостничества:
Змея родит змеенышей,
А крепь - грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!
Конечно, в этом он прав. Но прав ли в том, что «Нет крепи - Глеба нового не будет на Руси»?
Крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:
Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...
Но крестьяне уже понимают, что путь к счастью - это путь активного противостояния злу. Великим пафосом предчувствия народного счастья наполнена знаменитая песня «Русь», которая вершит все сцены и картины поэмы. Русский богатырь с его бесконечным терпением - вечная загадка для Н. А. Некрасова, но поэт верит, что
Рать поднимается -
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Некрасов писал поэму "Кому на Руси жить хорошо" в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально "по словечку". Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось.

В поэме мы встречаем совершенно разных людей: счастливых и несчастных, бедных и состоятельных; бунтарей и рабов. Тема этого сочинения посвящена последним. Прежде чем рассказать о "людях холопского звания", изображенных в поэме, нужно отметить, что это лишь часть крестьян. Большинство же мужиков осознавали ужас рабской жизни и не свыклись со своим бесправным положением, не стали холопами по убеждению.

Яков Верный — холоп примерный. Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино.

У князя Переметьева Я был любимый раб, Жена-раба любимая... Он молится:

Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат — люди князя Утятина. Один называет себя рабом недостойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяника, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, - Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где бы он ни появлялся. Выражая общее мнение людей о таких холопах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по поводу Егорки Шутова:

Аи служба — должность подлая!,. Гнусь человек! — Не бить его, Так уж кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках":

Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предателя — самый тяжелый: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается. Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за что тебе вечно маятся! Показав в своей поэме немало "людей холопского звания" среди крестьян, Некрасов тем самым дает понять, что крепостное право калечит людей, делает из них либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего — предателей. А как же реформа 1861 года? Ведь она отменила крепостное право. Это так, но положение народа от этого не стало лучше. Оставаясь по-прежнему беспра вными и нищими, крестьяне изо всех сил выбиваются, чтобы прокормиться... Недаром они говорят о реформе:

Добра ты, царска грамота,

Да не про нас ты писана... Некрасову же видится такое счастье для русского народа:

Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

На всей святой Руси!

На примере семи правдоискателей, отправившихся в путь в поисках счастья, и других персонажей Некрасов показывает, что большинство крестьян все же не стало холопами. В этих людях пробуждается протест против своего нищенского положения, и они не смирятся с такой участью. Недаром поэт написал с надеждой:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов как бы от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем об-щественно-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучи-тельно переживал покорность русского крестьянства, его забитость, темноту. На помещиков Некрасов смотрит глазами тру-жеников, без всякой идеализации и сочувст-вия. Гневно рассказывает Некрасов о пара-зитической жизни помещиков в недавнем прошлом, когда «дышала грудь помещичья свободно и легко». Барин, владевший «кре-щеной собственностью», был полновласт-ным царьком в своей вотчине, где все ему «покорствовало».

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню, — вспоминает о былом помещик Оболт-Обол-дуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складыва-лись и «правила» помещиков, их привычки и взгляды:

Закон — мое желание!

Кулак — моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорот!..

Отмена крепостного права «ударила одним концом по барину, другим по мужику». К новой формации — нарастающему капитализму — барин приспособиться не может и не желает, и неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как «по кирпичику» разби-раются господские дома. Сатирическое отно-шение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин «Последыш». Особенно вы-разителен в поэме образ князя Утятина-«Последыша». Этот барин «весь век чудил, дурил» и остался жестоким деспотом-крепостником и после 1861 года. Он не знал и не интересо-вался своими крестьянами, о чем говорят его нелепые распоряжения по вотчине. Так, барин приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, что-бы жили в ней, плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают приказ «Последы-ша», так как «той вдове — под семьдесят, а же-ниху — шесть лет!» Глухонемого дурака «По-следыш» назначает сторожем, пастухам при-казывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не толь-ко приказы «Последыша» — нелеп и странен он сам, упорно не желая примириться с отме-ной крепостного права. Карикатурен даже его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый — мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем пока-зан и помещик Шалашников, «воинскою си-лою» покорявший собственных крестьян. Еще более жесток управляющий немец Фо-гель. При нем «настала каторга корежскому крестьянину — до нитки разорил!» — говорит Савелий. Мужики и барин — непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу», — говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья кресть-янину, — вот тот вывод, к которому с желез-ной последовательностью подводит Некра-сов читателя поэмы.

Но наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положени-ем, холопы по убеждению. Таков Яков Вер-ный — «холоп примерный». Обиженный жес-токим помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает образы холопов не только по положению, но и по своей пси-хологии. Это дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и до-пивая из рюмок иностранное вино.

Близки к холопам Ипат и Клим — люди кня-зя Утятина. Один называет себя рабом, недо-стойным, а барина — князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов:

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Работать не работает,

С цыганами вожжается,

Бродяга, коновал!

Среди крестьян встречаются и такие, ко-торые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выра-жая общее мнение людей, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки:

Ай служба-должность подлая!..

Гнусь человек! — Не бить его,

Так уже кого и бить?

Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе поведал Игнатий вслед за легендой Ионушки «О двух великих греш-никах». Рассказ дается в подтверждение мысли:

Велик дворянский грех!

Велик, а все не быть ему

Против греха крестьянского.

Грех предательский — самый тяжелый грех:

Все прощает бог,

А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех,

А за то тебе вечно маяться!

С какой же целью показал Некрасов столь-ко типов крестьян-холопов? Он был убежден, что крепостное право «калечит», делает из людей либо подхалимов, либо горьких пья-ниц, разбойников, а хуже всего — предате-лей. Явление «холопства», если так можно выразиться, можно встретить и в наше вре-мя. Большинство таких людей — «холопы» по психологии. «Холопство» пока не искоренено и существует повсюду.

«Люди холопского звания» в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Поэма "Кому на Руси жить хорошо" - вершина творчества Некрасова. Это произведение грандиозное по широте замысла, правдивости, яркости и многообразию типов. Сюжет поэмы близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне - не странники-богомольцы. Они символ тронувшейся с места, очнувшейся России. Все люди, с которыми встречаются семь мужиков, разные: одни счастливые, другие нет; бедные и состоятельные; бунтари и "рабы". О последних хочется поговорить отдельно. Наряду с крестьянами, осознающими ужас рабской жизни, были и такие, которые свыклись со своим бесправным положением, холопы по убеждению. Яков Верный - холоп примерный.

Обиженный жестоким помещиком, Яков в отместку кончает жизнь самоубийством у барина на глазах. В поэме Некрасов создает и образы холопов не только по положению, но и по своей психологии. Такой и дворовый князя Переметьева, который счастлив, вылизывая тарелки и допивая из рюмок иностранное вино. У князя Переметъева Я был любимый раб, Жена - раба любимая... Он молится: Оставь мне, Господи, Болезнь мою почетную, По ней я дворянин!

Близки к холопам Клим и Ипат - люди князя Утятина. Один называет себя рабом, недостойным, а барина - князюшкой. Другому дал оценку сам Некрасов: Вот Клим мужик: и пьяниц, И на руку нечист. Работать не работает, С цыганами вожжается, Бродяга, коновал! Среди крестьян встречаются и такие, которые за деньги способны предать своих товарищей-крестьян. Таким был Егорка Шутов. За службу в полиции его избивали во всех деревнях, где он появлялся. Выражая общее мнение людей о шпионах, Влас, один из влиятельных крестьян, замечает по адресу Егорки: А и служба-должность подлая!..

Гнусь человек! - Не бить его, Так уж кого и бить? Жадный староста Глеб сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Рассказ о крестьянском грехе повествуется Игнатием вслед за легендой Ионушки "О двух великих грешниках". Рассказ дается в подтверждение мысли: Велик дворянский грех! Велик, а все не быть ему Против греха крестьянского. Грех предательский - самый тяжелый грех: Все прощает Бог, А Иудин грех не прощается.

Ой мужик! Мужик! Ты грешнее всех, А за то тебе вечно маяться! Для чего же Некрасов показал столько типов крестьян-холопов? Крепостное право "калечит", делает из людей либо подхалимов, либо горьких пьяниц, разбойников, а хуже всего - предателей. Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана... Явление "холопства", если так можно выразиться, можно встретить и в наше время. Большинство таких людей - "холопы" по психологии. "Холопство" пока не искорено и существует повсюду.