Культурные ценности и нормы тест. Культурные нормы и ценности

Я думаю, что такие понятия как жизненные ценности и нормы являются основой культуры и имеют большое значение в жизни каждого человека.

Хоть ценности и имеют общее основание с нормами, но эти понятия все-таки разные. А различие между ними выражается таким образом: нормы – это правила поведения, а ценности – это абстрактные представления о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное.

Ценности - это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Например, жизнь человека - ценность, а ее охрана - норма.

Без ценностей не может обходиться ни одно общество.

Но это вовсе не значит, что они у каждого человека одинаковые.

Кто считает наивысшей ценностью искусство, честность и порядочность, для другого на первом месте стоят деньги и его карьера.

Вместе с тем, в каждом обществе существует некоторая обобщенная, достаточно устойчивая система ценностей.

Я бы назвала ее основой. К таким ценностям можно отнести семью, брак и прочее.

Мы живем в XXI веке. Сейчас все стремительно меняется. Это касается и системы ценностей. Взять хотя бы семью, любовь.

Раньше к этому относились более серьезно. Сейчас же мало кого волнует любовь. Намного проще и быстрее свободные отношения.

Нормы показывают, как люди должны повести себя в различных ситуациях.

Нормы поведения также отражаются в понятиях мораль и нравственность.

Американский социолог Уильям Грехэм Самнер (1840-1910)выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Но типология норм постоянно меняется и расширяется.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от строгости их соблюдения.

Так за нарушение одних норм следует мягкое наказание - неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд, а за нарушение других норм жесткие санкции - тюремное заключение, даже смертная казнь.

А нормы соблюдаются далеко не всегда. Нарушение этикета, ритуала беседы, бракосочетания, правил дорожного движения и даже убийство.

Культурная норма соблюдается тогда, когда человек заинтересован это сделать.

Нет внутренней заинтересованности - и нет исполнения нормы.

Например, сотрудник хочет получить повышение и он будет соблюдать дресс код, нормы общения с начальством. Также и со студентами. Нужен зачет – ходишь на пары, лекции, выполняешь домашние задания.

Подводя черту, хочу отметить, что нормы и ценности в каждой стране, культуре разные. То есть, разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям, а каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

Культурные традиции. В Древнем Риме в III - I вв. до н.э. проводились римские гражданские праздники, которые представляли собой игры.

По традиции игры длились от 14 - 15 дней до 6 - 7 дней. Общая продолжительность всех праздничных дней этих игр достигала 76 дней в году.

Каждый праздник состоял из нескольких отделений:

1)торжественное шествие во главе с магистратом - устроителем игр, которое называлось помпой;

2)непосредственно состязания в цирке, конские скачки и т.д.;

3) сценические представления в театре пьес греческих и римских авторов.

У восточных славян в VIII - IX вв. традиции были совсем другие. Они в основном были связаны с праздниками.

Одним из этих праздников является праздник Коляды. По представлениям восточных славян в день этого праздника начиналась новая жизнь солнца.

Традиции празднования этого праздника были связаны с огнем.

В домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношения.

Традиционным был праздник весеннего равноденствия. В этот день по традиции славяне сжигали чучело зимы, холода, смерти.

Одной из традиций у славян было призывание дождя для того, чтобы быстрее поспевал урожай. Это призывание проходило 23 июня, когда отмечался всенародный праздник Купалы, так же традиционными у славян были дни рождения, свадьбы, похороны.

В настоящее время традиции не только народные, национальные, но и семейные. Эти традиции бывают ежегодными, ежемесячными и ежедневными.

Например, вся семья собирается целиком, чтобы вместе встретить Новый год, - это ежегодная традиция, т.е. каждый член семьи должен соблюдать эту или другую традицию.

Межкультурная коммуникация - общение между представителями различных человеческих культур (личные контакты между людьми, реже - опосредованные формы коммуникации (такие, как письмо) и массовая коммуникация).

Особенности межкультурной коммуникации изучаются на междисциплинарном уровне и в рамках таких наук, как культурология , психология , лингвистика , этнология , антропология , социология , каждая из которых использует свои подходы к их изучению.

Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось т. н. классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, ценностей, структур, артефактов - национальная или этническая культура .

В настоящее время всё чаще доминирует т. н. динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей и т. д. любой социальной группы (например, городская культура, культура поколений, культура организации).

Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определённой степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации.

Как научная дисциплина, межкультурная коммуникация находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель - облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью .

Исследования по межкультурной коммуникации в последнее время приобретают всё большее значение в связи с процессами глобализации и интенсивной миграции .

Динамика культуры

Понятие «культурная динамика» подразумевает все виды изменений, происходящие в культуре и человеке под воздействием внешних и внутренних причин. Изменения включают в себя как внутреннюю трансформацию культурных явлений (их изменения во времени), так и внешние перемены (взаимодействие между собой, передвижение в пространстве и т.п.). Благодаря изменениям происходит поступательное движение культуры, ее переход от одного состояния к другому. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта . Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения , среди которых выделяют:

· инновации – изобретение новых образцов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира.

· обращение к культурному наследию – переоценка и использование в новых условиях всей совокупности культурных достижений данного общества и его исторического опыта.

· культурные заимствования – использование предметов, норм поведения, ценностей, созданных и апробированных в других культурах. Характер, степень и эффективность культурных заимствований определяется интенсивностью контактов, условиями межкультурных контактов, степенью дифференциации общества, восприимчивостью к чужой культуре.

· синтез – взаимодействие и соединение разнородных культурных элементов, в результате которого возникает новое культурное явление, отличающееся от обоих составляющих его компонентов и имеющее собственное качество.

· культурная диффузия – взаимное проникновение отдельных явлений культуры или целых ее комплексов из одной культуры в другую при их взаимодействии.

В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру .

Роль ценностей в жизни отдельного индивида и общества в целом очень велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Ценности имеют большое значение в любой культуре, так как определяют отношение человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем».



В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому следует говорить о системе ценностей , поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. Система ценностей обычно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости.

Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу и возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох, государств и т.д., вплоть до общечеловеческих. В науке принято все культурные ценности систематизировать на 2 основные группы:

1. совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества .

2. оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей : нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи и т.д.

Обе группы культурных ценностей на практике составляют ядро любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

Среди большого количества разнообразных восприятий одних и тех же ценностей людьми разных культур можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных или общечеловеческих . Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия.

В культурной антропологии принято выделять 4 основные сферы культурных ценностей: быт, идеология, религия и художественная культура. В контексте МКК из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее . Бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными, т.е. пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Бытовая культура имеет стихийный характер: ее ценности рождаются в процессе житейской практики и имеет утилитарную направленность, а значит, не нуждаются в обосновании и доказательстве, принимаются как естественные и само собой разумеющиеся носителями данной культуры.

Общение между людьми облечено в различные формы, подчинено тем или иным условностям и законам. Различные способы человеческого общения также диктуются культурными нормами , которые приписывают, как должны общаться или обращаться друг к другу младшие и старшие по возрасту или чину, мужчины и женщины, законопослушные граждане и преступники и т.д. При этом часто официальные законы играют меньшую общественную роль, чем правила и запреты, сложившиеся в значительной мере стихийно. Вместе с созданием ценностей культуры стали одновременно формироваться также требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и разнообразные отношения между людьми. Первоначально это были правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Различные нормы имели разную степень влияния и значения в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее влияние, становились общепринятыми.

На протяжении всей истории человечества различными культурами было создано огромное количество самых разнообразных норм поведения и общения. В зависимости от способа, характера, цели, сферы применения, границ распространения, строгости исполнения все многообразие поведенческих норм было разделено на следующие виды: традиции, обычаи, обряды, законы, нравы .

Нравы - это моральные оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Под действие этого вида культурных норм попадают такие формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. В силу такого своего характера нравы не предполагают немедленного их практического исполнения, а ответственность за их нарушение в целом значительно меньше, чем во всех других нормах.

Нравы - наиболее динамичные и подвижные из всех культурных норм, поскольку призваны регулировать текущие события и поступки .

Обычаи - общепринятые образцы действий, предписывающие правила поведения для представителей одной культуры, распространяющиеся на область частной жизни людей. Они призваны регулировать взаимоотношения и коммуникации внешнего характера, т.е. отношения с близкими и дальними родственниками, со знакомыми и соседями, публичное поведение человека за пределами собственного дома, бытовой этикет со знакомыми и незнакомыми людьми и др.

Они предписывают строго установленное поведение в определенных ситуациях . Обычаи возникли в незапамятные времена как традиционные формы поведения, благодаря которым обеспечивалась культурная стабильность. Характер и основные черты обычаев соответствуют образу жизни общества и его социально-сословной структуре.

По мере накопления культурного и социального опыта стали возникать устойчивые формы поведения, которые предписывали наиболее рациональные действия при взаимоотношениях различных групп людей в соответствующих ситуациях. Имеющие рациональный характер и многократно проверенные на практике, они стали передаваться от поколения к поколению, что придало им традиционный характер и породило новый вид культурных норм - традицию.

Огромную роль в формировании норм культуры играет одобрение и осуждение. Выражаемые окружающими, а так же наглядные образцы поведения. Уже маленький ребенок по реакции взрослых определяет границы того, что можно, а что нельзя. Так формируются нормы морали и нравственности. Нормативность культуры поддерживается так же в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Нормы культуры изменчивы, как и сама культура. Они отражают те изменения, которые претерпевает общество. Ярким примером являются фундаментальные сдвиги, которые произошли в 20 веке в отношении человека к семье.

2) ценности культуры.

Ценности – значимые для человека материальные или духовные объекты. Ценности во многом определяют устремления человека и его действия. Каждая сфера культурной деятельности человека имеет свое ценностное измерение. Все многообразие ценностей можно условно классифицировать на следующие:

· Витальные – жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни.

· Экономические – наличие равных благоприятных условий для развитие производства, экономической деятельности, гарантии частной собственности и т.д.

· Социальные – положение в обществе, уважение, личная независимость, равенство полов, и т.п.

· Политические ценности – гражданские свободы, гражданский мир, и т.п.

· Моральные ценности – добро, благо, любовь, дружба, долг, честь.

· Религиозные – вера, спасение, бог.

· Эстетические – красота, гармония и т.п.

В каждом типе культуры данная иерархия ценностей может претерпевать изменение. Например: Античность – наивысшая ценность – красота. Средние века - религия. Новое время – наука. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

4) Культурная картина мира – результат специфического видение мира, в котором обитает человек. Система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Культурная картина мира включает в себя рациональные знания, отраженные в языке, а так же эмоции и чувства которые люди испытывают по отношению к предметам и явлением окружающего мира. Культурная картина формируется в ходе многообразных, жизненных впечатлений человека и отражает особенности жизнедеятельности различных культур. Развитие связей между культурами приводит к смазыванию уникальных черт каждой из них. В 20 веке народы и страны начинают унифицироваться в быту и мышлении. Об этом наглядно свидетельствуют процессы компьютеризации, подчиняющие единому алгоритму логику мышления тех, кто работает с компьютером. Тем неимение в культуре сохраняется то, что оформилось под влиянием природы страны, её климата, языка, памяти о своей истории и культуре. Тем самым культурная картина мира сохраняет свою уникальность, не смотря на процессы глобализации.

Тема 6: межкультурная коммуникация

1) Понятие и типы межкультурной коммуникации.

На нашей планете существует множество представителей разнообразных культур не похожих друг на друга. Процесс диалога между ними принято обозначать понятием межкультурная коммуникация. Общей чертой межкультурной коммуникацией – неосознанность культурных различий её участниками. Большинство людей считают, что их стиль и образ жизни является единственно возможным и правильным, понятным и доступный всем. Когда в коммуникацию вступают представители разных культур, каждая сторона не ставит под сомнение свои взгляды на мир, а охотнее думает о невежестве своего партнера. Только осознав названные особенности человек, может прийти к пониманию причин неадекватности ситуации межкультурных коммуникаций.

2) Уровни и типы межкультурной коммуникации.

Межкультурная коммуникация может проходить как на макро уровне, так и микро уровне. К макро уровню относятся коммуникации между масштабными культурными образованиями, существующими на больших территориях. Например: между европейской и американской культурами. В тоже время в состав макро культур входят общественные группы, обладающие своими культурными особенностями, то есть микро культуры. На уровне микро культур можно выделить несколько типов межкультурной коммуникации:

· Межэтническая коммуникация - общение между представителями различных народов.

· Коммуникация среди различных социальных классов и групп. Например: между богатыми и бедными. Между интеллигенцией и рабочим классом.

· Коммуникация между представителями различных демографических групп (возрастных, по полу и т.п.).

· Коммуникация между городскими и сельскими жителями. Основывается на различие в стиле и темп жизни, типе межличностных отношений и т.п.

· Региональная коммуникация возникает между жителями различных областей. Поведение, которых в одинаковой ситуации может значительно отличаться.

· Коммуникация в деловой культуре возникает из-за того, что каждая организация располагает рядом специфических обычаев и правил поведения, связанных с корпоративной культурой.

· Межрелигиозная. Она возникает между представителями различных религий или ответвлений в раках одной религии.

3) Культурная дистанция

Что бы определить, насколько трудно будет происходить контакт одной культуры с другой в культурологии было введено понятие культурная дистанция - степень близости или совместимости культур друг с другом. Понятие культурная дистанция фиксирует различия между одними и теми же элементами в различных культурах. Например, для макро культур: климат, язык, религия, одежда, пища и т.п. Представителям культур дистанция, между которыми меньше в данном отношении легче адаптироваться к новой культуре. На субъективное восприятие культурной дистанции влияет множество факторов:

· Наличие или отсутствие войн или конфликтов в настоящем и прошлом.

· Степень компетентности человека в чужом языке и культуре.

· Равенство статусов партнеров и наличие у них общих целей в межкультурном общении.

· Субъективно культурная дистанция может восприниматься как более далекая, чем она есть на самом деле. Например: евреи из СССР чувствуют себя комфортнее в Германии, чем в Израиле, так как климат и природа Германии больше похожа на привычные условия их жизни.

Так же за частую культура воспринимается ближе, чем она есть на самом деле. Например: в эту ловушку часто попадают американцы в Великобритании. Представители коллективистских культур сложнее принимают чужих, чем представители индивидуалистские. Например: Американцы меньше испытывают трудности в общении с иностранцами, чем Японцы или Русские.

4) Неопределенность в межкультурной коммуникации.

При межкультурном общении зачастую возникает не понимание между партнерами, так как они принадлежат к разным культурам. Это вызывает негативные эмоции по отношению к партнеру и всей культуре, которую он представляет. Научное решение данной проблемы было предпринято с помощью теории редукции неуверенности основанной Бергеном. Он выделяет три стратегии редукции неуверенности.

Пассивное – наблюдение за представителями других культур без вмешательство в процесс общение.

Активная – человек задает вопросы другим людям об объекте своего интереса, получая, таким образом, необходимую информацию для общения.

Интерактивная – Непосредственное взаимодействие с партнером по межкультурной коммуникацией. Самая оптимальная стратегия поведения. Чем больше человек дает другому информации о себе, раскрывает себя, тем больше снижается неопределенность.

В результате использование этих стратегий происходит необходимая адаптация, и межкультурная коммуникация становится эффективной.

ТЕМА 7: Психологический и антропологический подходы культурологии .

1) Культура в контексте психоанализа Фрейда.

Основоположником психоанализа был Венский психиатр Зигмунд Фрейд. (1856-1939). Исходный пункт его доктрины – гипотеза о существовании бессознательного, как особого уровня человеческой психики, отличающегося от сознание и оказывающего на неё мощное воздействие. По мнению Фрейда, психика человека состоит из 3 слоев: Оно, Я, Сверх - Я. Бессознательное (ОНО)- совокупность инстинктов, влечений и желаний человека. Ключевыми из них являются – сексуальные желания, а так же стремление человека к созиданию и разрушению. Неудовлетворенные желания проявляют себя через сновидения, а так же обнаруживаются в ошибках, оговорках и т.п. Сознание человека (Я) – пытается подчинить себе бессознательное (Оно). (Я) вытесняет не приемлемые желание и идеи: сексуальные, агрессивные, антисоциальные; сопротивляется их попыткам проникнуть в сознания. Однако оно продолжает сохраняться в психике человека. Сверх – Я это запреты и нормы социокультурного характера, которые так же стремятся подчинить себе Я. Выступая в роли совести или чувства вены. Сверх – Я контролирует сознание, не давая ему реализовывать тайные желания. Фрейд пришел к выводу, что Я человека находится под постоянными ударами со стороны Оно и сверх – Я. Если давления со стороны Оно и Сверх – Я окажется слишком сильным, то Я (сознание человека) может не выдержать. Это приводит к тяжелым клиническим случаям нарушение психики человека:

Сверх - Я
Я
Оно

В результате взаимодействия Я, Оно и Сверх – Я, неудовлетворенные желания особенно сексуальные (либидо) трансформируются под средством сублимации в творческую активность индивида. В результате инстинктивный импульс либидо перемещается на общественно одобряемые и приемные цели. Обратной стороной этого процесса Фрейд видел тот факт, что развитие культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины и неудовлетворенности из за подавления желаний.

2) Учение об культурных архетипах Юнга.

Один из последователей Фрейда – Карл Юнг свое внимание сосредоточил на изучении коллективного бессознательного. То есть объективной реальности, в которую погружен человек. Коллективное бессознательное, по мнению Юнга – ассоциации и образы, имеющие историческую природу. Оно закреплено в Архетипах представляющих собой вне временные схемы, которые хранят коллективный, исторический опыт, выраженный в мифах символических изображениях и благодаря которым формируются мысли и чувства людей. Коллективное бессознательное способно направлять поведение людей, определять историю общества, благодаря ему так же возможно творчество, которое складывается из одухотворения Архетипов. Архаический прообраз при этом всегда переводится на язык современности.

3) Философия культуры Ницше.

Философия культуры Фридриха Ницше (1844-1900) оказала мощное влияние на современную теорию культуры. Его философию считали предвестницей потрясений 20 века. Человек по Ницше – биологическое подчиняющееся инстинктом бессознательное и иррациональное существо. Главной ценностью человека является жизнь. Стремление сохранить и развивать жизнь приводит к развитию воли к власти. То есть инстинктивной, бессознательной и иррациональной силе подчиняющей себе чувства и мысли людей. Главная цель развитее человечества – создание сверхчеловека. Сверхчеловек – личность способная вести за собой массы обычных людей. Для достижение этой цели сверхчеловек должен стать носителем новой морали в замен существующей морали рабов как это принято в христианстве. По мнению Ницше, новая мораль утвердится порождением новой расы, расы господ, новой аристократии, сверхлюдей, которые будут с призрением относится к черни и понятием добра и справедливости присуще морали рабов. Сверхчеловек как новая каста господ не будет знать жалости и справедливости. Ницше выступает не просто с позиции имморализма, но и анти гуманизма. Он считает человека хищным зверем, ведь последний лучше всего чувствует себя глядя на трагедии, на бои быков, на распятие. Значит, мораль представляет из себя всего лишь лицемерие и обман. Для создание сверхчеловека и расы господ ею можно пожертвовать. Суть и главное содержание философии Ницше имеют не безобидный характер. В начале 20 века в Германии группа фанатиков воспользовалась идеями Ницше для создание идеологии Германского Национал Социализма. Это привело к гибели более 50 миллионов человек во время ВМВ(1939-1945). На философию Ницше пытаются опереться современные неофашисты.

Сама история 20 века со всеми своими трагедиями показала губительность взглядов Ницше. Подтвердила значение общечеловеческих ценностей и нравственных принципов.

Тема 8: структурно семиотический подход к культурологии .

1) Культура как знаковая система.

Семиотика – самая молодая и самая влиятельная современная школа в культурологии. Она объединяет лингвистов и специалистов по информатике. Все процессы, происходящие в культуре рассматриваются ими ка коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система созданная человеком. Одним из основоположником данного направления является Эрнет Кассирерв своей концепции он рассматривает способность человечества к массовой систематической символизации. По его мнению, знаки – необходимый инструмент мыслей. Языковые и иные знаки не только передают информацию, но сохраняют её на века образуя культуру. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности. Он существует не в реальном мире, а мире символов. Прогресс делает этот мир все более не проницаемым. Поэтому огромна разница в восприятии мира между европейцем и, например дикарем южной Америки. Поскольку цивилизованный человек имеет дело не с реальными вещами, а с их символами, то Кассирер называет человека не мыслящем Homo sapiense,а символическим Homo Simbolicum. Таким образом, человек у Кассирера из существа естественного живущего инстинктами и чувствами постепенно превращается в искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру подчиненную оторванному от реальности абстрактному мышлению.

2) Структурная антропология Леви-Строса

Осмыслению проблемы оторванности человека от реальности посвятил свои работы создатель структурной антропологии Клод Леви – Строс. Анализируя культуры первобытных племен он попытался выявить своеобразие мышления примитивного человека заложившего ещё в эпоху неолита основы технического прогресса. Он доказывает необходимость восстановление в человеке единства чувственного и рационального начала. Утраченного в результате развития цивилизации. Современный человек живет условностями и мифами, все более отдаляющими его от реальной жизни. Человек должен вернутся к реальности. Культура у Леви – Строса становится все большей преградой отделяющей одних людей от других. Например, она используется для оправдания его поцетризма, который не оправдан в силу своего эгоизма.

3) Структурно семиотический подход в Российской культурологии

В России идеи структурно семиотической школы нашли развитие в трудах Лотмана(1822-1903). Он рассматривает культуру как открытую знаковую систему, включающую кроме естественного языка, множество других знаковых систем, в частности все виды искусства. У Лотмана культура – одновременно и знаковый текст, всегда существующий в определённом контексте и долгосрочная коллективная память избирательная передающая во времени и пространстве интеллектуальную и эмоциональную информацию.

В работе «культура и взрыв» (1992) Лотман попытался с позиции семиотики изучить особенности взрывных социокультурных процессов в России и отмечал её противоречивую дихотолинейную культуру. Одним из её проявлений, то есть идеологической разорванности Российской культуры стало длящееся уже около 2 столетий противостояние славянофильства и западничества, европеизма и евразийства. Лотман так же отмечал различие между Россией и Западной цивилизацией с более плавным и менее разрушительным развитием.

ТЕМА 9: Человек как субъект культуры.

1) Характеристики человека как субъекта культуры.

Человек становится человеком в тот момент, когда в нем проявляется субъект культуры.

Субъект культуры – её активный творец, преобразователь культурной реальности. Существует ряд качеств человека, как субъекта культуры:

1. Сознательность – способность и потребность руководствоваться в своих поступках и действиях осознанным выбором. Человек является человеком, поскольку он не просто погружен в культуру, а обладает осознанной необходимостью культурной деятельности.

2. Воспитанность – способность руководствоваться в своих поступках духовными позывами, а не зовом природы. Зависимость людей от природы с каждым столетием ослабевает. Более того в современном мире природные качества человека становятся востребованными только в условиях культурной необходимости. В этом проявляется прогресс человечества.

3. Креативность – способность творчески преобразовывать реальность. Создавать не имеющее аналога культурные образцы. Это качество выгодно отличает человека от животных. Однако в реальной жизни оно может быть не достижимо из-за стремление людей к упрощению собственной жизни, подражанию массе.

2) Типы личности как субъекта культуры.

Каждый человек вносит свой вклад в культуру. Существуют различные типы человека как творца культуры:

1. Материальный человек – его цель обладание вещами. Его отношение к культуре можно назвать пренебрежительно безразличным. Свою роль субъекта культуры он реализует в приумножении материальных ценностей (человек, который стремится только к богатству).

2. Политический человек – важный тип личности необходимый для регулирования общественных отношений. Он является творцом мудрых законов, добивается создание условий социального развития и т.п. Однако его крайним проявлением, становится Ницшеанский сверхчеловек, видящий в людях лишь массу и стремящийся манипулировать ею.

3. Коммуникативный человек – в нем преобладает необходимость в общении с людьми. Сущность этого типа различна, так как общение может быть и проявлением внутреннего богатства личности, так и стремление заполнить её пустоту.

4. Духовный человек - он не стремиться к материальному богатству, власти и общению. Для него не возможна позиция вне добра и зла. Из таких людей рождаются донкихоты, великие ученые, монахи и революционеры. Их духовное богатство и творческий потенциал, поставленный на службу человечества крайне необходимы для развитие культуры (им без разницы кто о них что думает, они мыслят по-другому).

3) Интеллигенция и её роль в развитие культуры.

Интеллигенция – образованная часть общества, в состав которой входят те, кто так или иначе воплощает и обеспечивает духовную и умственную жизнь страны. Не каждый человек, занимающийся умственным трудом является интеллигентом. Интеллигентность предполагает веру в некие высшие идеалы духовности, нравственности и ответственности, за судьбы всего человечества. Интеллигенция не зависит от классовой или профессиональной принадлежности. Она выступает выразителем общенародного творческого гения. Без него вообще не возможно развитие культуры и цивилизации. Именно характером и уровнем интеллигенции определяется культурное лицо общества, его симпатии, вкусы и настроения, складывающиеся в устойчивые нормы национальной жизни. Будучи весьма важным общественным слоем, интеллигенция неуклонна, увеличивает свой удельный вес в современном обществе. Если в 70 годы 20 века численность интеллигенции составляла в развитых странах до 20% населения, то в 21 веке в эпоху информационного бума данная цифра увеличилась в разы и растет с каждым годом.

ТЕМА 10: Проблемы культурного развития России.

1) Особенности Российской культуры

Рассматривая особенности Российской культуры необходимо учитывать два обстоятельства:

1. Российская культура исторически связанна с русской культурой Киевской Руси и боле позднего собственно российского периода истории русского народа. Именно русский народ составляет большинство население России и является основоположником Российского государства.

2. Культура России исторически сочетает в себе совокупность множества различных национальных культур населяющих её народов. Самобытность Российской нации определяют все народы населяющие нашу страну.

Ключевым вопросам при рассмотрении Российской культуры является её место во всемирной истории. Россию считают либо принадлежащей к западу или востоку, либо имеющей собственную специфику. В последнем случае, ей приписывают роль объединителя востока и запада, или роль особого мира, вполне сопоставимого с первыми двумя. Будущее России зависит от того, какой из этих вариантов станет общепризнанным. Наиболее значимыми чертами Российской культуры являются:

1. Богатство её внутреннего содержания.

2. Деспотичная форма государственной власти. Подчинение общества государству.

3. Коллективистская ментальность.

4. Незначительный объем экономической свободы. Низкий уровень жизни населения.

2) Специфика современной, культурной трансформации в России.

Современная Россия переживает период кризисного состояния культуры. При этом он совпадает с мировым кризисом культуры, который ощущается в России наиболее остро. К основным негативным тенденциям развитие Российской культуры относятся:

1. Широкое внедрение достижений науки и техники повлекло за собой коренные изменения в формах потребления духовных ценностей. Создается особый тип «домашней культуры» составными элементами которого являются радио, телевизор, компьютер. Негативной стороной этого процесса является все более возрастающая духовная изоляция индивида (Кинофильм «СУРАГАТЫ»).

2. Происходит коммерциализация культуры. При которой многие шедевры остаются не замеченными. Страдает возможность освоение классического наследия. При огромном культурном потенциале России, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание российского народа.

3. Возрастание массового бескультурья. На почве без духовности в России растут преступность и насилия. Происходит упадок морали. Это представляет непосредственную опасность для развития России.

4. Материальная база Российской культуры на текущий момент находится в плачевном состоянии и государство не пытается это изменить. Отсутствие финансовых вливаний направленных в поддержку ценности народной и классической культуры глубоко контрастирует с тем взрывом интереса к культурным ценностям который характерен для многих стран в 21 веке.

5. Система базовых ценностей общества в современной России находится в крайне аморфном состоянии. Практически отсутствуют общепризнанные общественные и национальные идеалы. В отечественной культуре пытаются соединиться не соединимые ценности и ориентации. Такие как коллективизм и индивидуализм, государственность и анархия и т.п. Это ведет к серьезным отклонениям в развитии страны.

Российская культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира, но для этого надо найти те центристские принципы, которые способны нейтрализовать разрушительные тенденции в ней.

ТЕМА11: Первобытная культура. Культура древнего востока.

1) Культура первобытного общества.

Первобытная культура стала первым историческим типом культуры. В рамках неё человечество, пройдя ряд сложных этапов эволюции, впервые создало формы организации живых существ отличных от мира животных. Колыбелью человеческой цивилизации стали древни Египет, Шумер, Вавилон, Индия и Китай. Уже в 4 тысячелетии до нашей эры, они дали мощный импульс развитие новой человеческой культуры. Именно здесь сложились первые государства, возникли письменность, литература, искусство, техника. Были заложены элементы различных наук, в том числе зачатки философии. Особый вклад в развитие человечества внесла культура Двуречья (долина рек Тигр и Евфрат). Она развивалась с 4 тысячелетия до 6 в. до н.э. Наибольшего расцвета и влияния среди цивилизаций Двуречья достигли Шумерская, вавилонская и Ассирийская. В государствах Двуречья было построено множество городов. Широкое развитие получила торговля с Индией, Египтом, Малой Азией и Кавказом. Именно в Двуречья родилась легенда о всемирном потопе. В древнем Вавилоне возникли первые школы и учителя.

2) Культура древнего Египта.

Первой империей претендовавшей на мировое господство был Древний Египет. Это великая цивилизация внесла огромный вклад в историю человечества и оставила после себя множество не превзойденных шедевров культуры (памятники культуры, захват огромных территорий). Наиболее известным результатом существования Древнего Египта стало создание пирамид. Их появление было связанно с особенностями религиозного культа египтян. Основой духовной жизни Египта была вера в возможность вечной загробной жизни. Однако для этого необходимо было соблюсти строгий погребальный ритуал. Его задача: защитить хрупкую душу лишившуюся защиты тела после смерти человека и до того момента пока она не перейдет в мир мертвых. Если этого не сделать, то душа погибнет. В рамках данной религиозной идеи сложилось мнение о необходимости защиты души умершего фараона. При этом обожествление фараонов занимало центральное место в религиозном культе Египта. Для защиты души фараона уже в 4 тыс. до н.э. появились первые усыпальницы фараона, в 3 тыс. до н.э. по приказу фараона Джосера была построена первая пирамида. Самой знаменитой и самой значительной по размерам из всех Египетских является пирамида Хеопса. Её высота 147 метров. Она сложена из гигантских известняковых камней. Каждая каменная глыба весит 2-3 тонны. В древнем Египте так же было создано множество произведений письменности. Выработаны классические скульптурные формы, развивалась астрономия. Была установлена роль мозга в человеческом организме, изобретен папирус для письма, развивалась математика, изобретены первые водяные и солнечные часы.

3) Единство в многообразии как принцип культуры Индии.

Одним из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем культуры стала Индия. Раскопки в долине Инда позволили сделать вывод, о существовании более 5 тыс. лет назад древнейшей мировой цивилизации, которую стали называть Хараппской или Протоиндийской. Жители Хараппы первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Довольно высокого уровня развитие мастерства достигли древнеиндийские гончары и ювелиры. Здесь существовало совершенная система канализаций и водоснабжения, строились 2-х и 3-х этажные здания. Хараппская цивилизация пришла в упадок в середине 2-го тысячелетия до н.э. в этот период она была вытеснена на юг племенами Ариев, которые принесли с собой свой язык, мифологические представления и жизненный уклад. Например, систему Вар и Каст. Множество региональных, религиозных, кастовых и этнических различий формируют впечатление разрозненности древнеиндийской цивилизации. Однако её структура основана на взаимодействии между различными группами, которые образовывали не прерывную связь между ними. Эту связь создавали религии Индии, которые последовательно сменяли друг друга. Древнеиндийские религии опирались на закон сансары, который гласил, что душа человека бессмертна. После окончания жизни она перемещается в тело другого живого существа (не обязательно человека) и жизнь начинается сначала. Существовал так же закон кармы. По нему жизнь человека зависела от того как он прожил прошлую жизнь. Индийцы так же стремились учитывать основные положения вед. Сборников религиозных гимнов. В ведах, например, говорилось о том, что человек обречен на страдания. Жить безгрешно невозможно, а каждый грех человек вынужден будет страдать в следующей жизни. Все древнеиндийские религиозные концепции стремились к избавлению от страданий. Основными религиями Индии стали:

· Брахманизм (1-ое тысячелетие до н.э.) его представители чтили трудолюбие, отсутствие зависти. Существовал развитый культ предков. Грех у них это лишь иллюзия, страдания не существенны (брахман – древнеиндийский жрец).

· Индуизм (1-ое тысячелетие до н.э.)- в его основе лежит учение о перевоплощении душ (реинкарнация), а так же закон воздаяния кармы, за доброе или злое поведения.

· Буддизм (6 век до н.э.) – Для них, жизнь - страдания, а его источник – желания материальных и духовных благ. Спасение от страданий возможно путем отказа от соблазнов. Буддизм до сих пор остается одной из мировых религий (больше исповедуют в Китае, чем в Индии).

4) Культура древнего Китая

Китай – одно из первых государств на земле. Его жители создали самобытную, материальную и духовную культуру. Уже в 15 веке до нашей эры в Китае существовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая более 2 тыс. иероглифов. Книга перемен – великий памятник культуры в Китае. Китайцы на рубеже нашей эры изобрели тушь и бумагу. В это время было введено единообразное для всей станы письмо. Появились первые словари. При императорских дворцах были созданы обширные библиотеки. Во время объединения в единое централизованное государство(221-207 гг. до н.э.), была построена Великая Китайская Стена. Китайцы верили, что жизнь это творение божественной, сверхъестественной силы, что все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения противоположенных сил Света и Тьмы (Ян и Инь). Китайцы так же считали, что душа человека после смерти продолжает жить и вмешиваться в дела живых. При этом душа умершего сохраняет все прежние привычки, поэтому вместе с усопшим хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности и предметы утвари. В середине 1 –го века до н.э. в Китае оформляются 3 главные философско-религиозные системы:

· Даосизм

· Учения Конфуция

· Буддизм


Похожая информация.


Культура функционирует как живая система ценностей, как живой организм до тех пор, пока активно действует человек как творческое, созидающее и активно действующее существо. Человек организовывает потоки ценностей по каналам культуры, он совершает обмен и распределение их, он сохраняет, продуцирует и потребляет как материальные, так и духовные продукты культуры, а осуществляя эту работу, он созидает и самого себя как субъекта культуры, как социального существа.

В духовной культуре могут действовать нормы , которые выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование, или специально разработаны для случаев особого регулирования поведения человека, свидетельствующих об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам и выражающих представления о должном и желательном. Нормативное регулирование отношений предполагает добровольное и сознательное принятие каждым человеком распространенных в данной культуре норм деятельности.

В культурологии существует следующая классификация норм:

1) нормы, устанавливающие порядки в обществе в целом и составляющих его группах (нравственные и правовые);

2) экономические;

3) политические;

4) технические или технологические;

5) нормы, относящиеся к области коммуникации и социализации;.

6) нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные.

В закрытых культурах обычаи и нормы регламентируются, и их соблюдение является неукоснительным. В открытых культурах возможен плюрализм норм и обычаев, что порождает атмосферу терпимости. Такие условия требуют от человека выбора и более творческого подхода к избираемым мотивам поведения. Все это способствует духовному обогащению личности и росту социальной комфортности в жизни человека.

На более высоком уровне духовной культуры доминирующее значение в качестве регуляторов человеческого существования приобретают ценности . Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. Ценность, как более сложный и развитой регулятив поведения, подразумевает выбор, допускает полярность решений, что свидетельствует о двойственной природе ценности.

Классификаций ценностей множество, и зависят они от того, что положено в основание, например:

ценности витальные , связанные с идеалами здоровой жизни, физического и духовного здоровья, идеального образа жизни;

ценности социальные , связанные с социальным благополучием, должностью, благосостоянием, комфортной работой;

ценности политические , связанные с идеалами свободы, правопорядка и безопасности, гарантий гражданского равенства;

ценности нравственные , связанные с идеалами справедливости, чести, добра и т.п.;

религиозные и идеологические ценности, связанные с идеалом смысла жизни, предназначения человека;

художественно-эстетические ценности, связанные с идеалом прекрасного, гармонии, красоты;

семейно-родственные ценности, связанные с идеалом семейного уюта, благополучия и уважения идеалов различных поколений;

ценности трудовые , связанные с идеалами мастерства, талантливости, с результатами труда и т.д.


Природа ценностей такова, что они теологичны , т.е. заряжены целевыми установками, причем цели, как правило, имеют некоторую возвышенность, а поэтому они выходят за рамки обыденной жизни. В обществе всегда есть социальные силы, которые стремятся рафинировать ценности, придать им элитарный статус. Есть силы, которые стремятся приземлить и упростить ценности. Гибкая, развитая культура вырабатывает механизмы интеграции элитарных ценностей и повседневных потребностей. Для этого работают идеологи, политики, философы и т.д.

Время от времени в той или иной культуре возникают опасения, что может произойти размывание ее ценностного ядра, подмена «своих» ценностей «чужими».Так, сегодня большая обеспокоенность проявляется в связи с «американизацией» русской культуры.

Каждая культура обладает корпусом образцовых норм и ценностей, определяющих ее уникальность и своеобразие. К числу фундаментальных ценностей американской культуры относится «личный успех», в то время как в русской культуре – достижение правды и справедливости. В исламе абсолютной ценностью является Аллах, но не личность, поскольку Аллах никогда не воплощается в людях. В ценностное ядро китайской культуры, регулирующейся конфуцианством, вошел культ древности такой силы, что китайское общество и государство не только просуществовали в почти не менявшемся виде более двух тысяч лет, но и приобрели огромную силу инертности.

Итак, ценности – основа и фундамент культуры, они в ней глубоко укоренены и выполняют роль ее важнейшего регулятора как на уровне культуры в целом, так и на уровне личности .

Как отмечал П. Сорокин: «люди с глубоко укоренившейся системой ценностей мужественно перенесут любое бедствие. Им это будет гораздо легче, чем людям, либо вовсе не имеющим никакой целостной системы ценностей, либо обладающим системой, основанной главным образом на земных ценностях, от «вина, женщин и песни» до богатства, славы и власти. Такие ценности разрушаются под воздействием кризисов, а их приверженцы остаются полными банкротами, отверженными и беспомощными, не имеющими цели в жизни и никакой поддержки. Люди с трансцендентальной системой ценностей и глубоким чувством нравственного долга обладают ценностями, которых не может у них отнять ни один человек и ни одна катастрофа. При всех обстоятельствах они сохраняют ясность ума, чувство человеческого достоинства, самоуважения. Имея эти качества, они могут вынести любое испытание, каким бы суровым оно не было».

Ценностные ориентации. Культура – совокупность ценностей и ценностных ориентаций, способов их создания и потребления. Поэтому неоценимую роль ценностей в культуре ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. В культурологии трудно обойтись без понятия «ценность». Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. Авторы социологического исследования «Молодежь Германии и России» считают: «Ценностные ориентации – это относительно устойчивое социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ, культурных явлений, которые рассматриваются как предмет, цели и средства, служащие для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности» («Молодежь Германии и России». Социологические исследования. М., 1994). Каждый человек является носителем определенных ценностей, они образуют некую систему от которой во много зависит поведения человека в той или иной ситуации

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный характер. «Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способ оценки этой значимости, выражение в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях»

Культурные ценности – это объекты материальной и духовной деятельности человека, обладающие общественно – полезными свойствами и характеристиками, благодаря которым могут удовлетворяться разнообразные потребности людей. Ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами, допускает полярность решений, что свидетельствует об амбивалентной, двойственной природе ценности. Ценности помогают человеку и обществу определить хорошее и плохое, красивое и безобразное, существенное и второстепенное. Приоритет тех или иных ценностей отражает степень духовности человека.

Человеческие ценности предполагают, прежде всего, осмысление единства человеческого рода. Есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода, без них единство человечества не было бы столь тотальным. Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Отныне каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.

бщечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра и Красоты. Эта триада является исторически сложившейся высшей ценностью. Данные абсолюты отражают достояния всего человеческого рода.

Нет культуры, где не оценивались бы негативно убийство, ложь, воровство, хотя существуют различия в представлениях о границах терпимости. Современная культура, объединяющая человечество, основана на общечеловеческих ценностях: движении защиты прав личности, ее уважении, признание ее достоинств, свободе, совести, гуманности, взаимообогащении национальных культур, научном знании и передовых технологий и экологическом отношении к жизни и окружающей среде. Общечеловеческая культура – это также наилучшие формы творческой деятельности людей.

Материальные ценности – это материальные блага, предназначенные для удовлетворения жизненно – необходимых потребностей. Материальные потребности, конечно, являются определяющими, но они, особенно в век научно-технического прогресса могут быть довольно скоро удовлетворены, если говорить о разумных потребностях. Но, как гласит народная мудрость, «не хлебом единым жив человек». Немаловажную роль в жизни человека, общества, в культуре имеют духовные ценности. Ими являются мысли, идеи, теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений, произведений архитектуры, живописи, музыки, кинофильмов, телевизионных передач, которые несут в себе высокие идеи, образы, чувства и представления. Хранителями и распространителями духовных ценностей являются музеи, библиотеки, школы, радио и т.д. Забота об умножении материальных и духовных ценностей общества, о культурном росте человека, сознании необходимых условий для приобщения его к этим ценностям – одна из закономерностей развития общества.

Понятие культурной нормы. С понятием ценностей связано понятие нормы. Чтобы обращаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведения людей, вырабатываются в той или иной культуре и называются культурными нормами.



Существуют общественные нормы, принятые в любой культуре, в любом обществе, т.е. общекультурные нравственные нормы: «не укради», «не убей»… Они способствуют нравственно оздоровить общественную и личную жизнь граждан. Жить гуманно. Живя в социуме, человек должен стремиться не ущемить прав другого, а значит строить свое поведение так, чтобы оно соответствовало поведению той социальной группы, в которой он находится, живет, работает. При нарушении норм поведение человека становится антиобщественным, антикультурным. Живя в той или иной среде, человек должен овладеть ее духовными ценностями, признать их, освоить и использовать, иначе он окажется оторванным от данной культуры либо вступит в конфликт с ней.

Таким образом, культурные нормы – определенные правила поведения, регулирующие действия человека в наиболее важных аспектах социальной жизни, обеспечивая гарантии целостности, устойчивости общества. Поэтому в них в большей степени, чем в ценностях, присутствует приказной момент, требование поступить определенным образом. Следование нормам обеспечивается двояко: путем их интернализациии (превращения внешних требований во внутреннюю потребность личности) и за счет институциализации (включения норм в структуру общества и социального контроля).