Кто пострадал от воланда и за что. Постановка проблемного вопроса

Развивая мистическую и сатирическую сюжетную линию в романе-мифе «Мастер и Маргарита», Булгаков изобразил современную действительность. Одна из главных задач писателя состояла в том, чтобы раскрыть нравственные стороны человека. С этой целью автор рисует в романе выразительный мифический персонаж- Воланда, князя тьмы, сопровождаемого свитой (Азазелло, Коровьев, Бегемот, Гелла). В «московских» главах романа, где описана деятельность Боланда и его свиты, Булгаков с помощью всех приемов сатирического - от иронии до гротеска - обнажает духовное ничтожество невежественных, лицемерных, жестоких и жадных людей. Миссия Воланда заключалась в том, чтобы посмотреть, изменилось ли человечество за две тысячи лет, чтобы обличить и наказать людей за содеянное зло, восстановить справедливость. Смысл образа Воланда автор раскрывает при помощи эпиграфа к роману: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете, «Фауст»).

Воланд нанес визит Москве, стране социализма, где жизнь должна быть построена на основе добра и справедливости, чтобы оценить нравственное состояние москвичей. Жертвой свиты Воланда становятся московские обыватели, чиновники, люди, связанные с культурной жизнью Москвы, в первую очередь окололитературной Москвы. Это та жующая литературная братия, которая превратила литературу в источник насыщения своих неумеренных аппетитов.

Первая встреча случилась у Воланда с председателем МАССО-ЛИТа Михаилом Александровичем Берлиозом и поэтом Иваном Бездомным, которые поспорили с ним о существовании Бога. Иван Бездомный, воспитанный на пропаганде атеизма, утверждал, что человек сам управляет своей жизнью, а не Бог. А Берлиоз, лживый и бессовестный человек, не верил ни в Бога, ни в дьявола и, пользуясь своим служебным положением, нравственно разлагал таких молодых поэтов, как Иван Бездомный. Князь тьмы, испытывая своих собеседников, предоставил им шанс проявить порядочность и задуматься о не-познанности мира. Но напрасно. За самоуверенность и ограниченность, за тупое настаивание па том, что не бывает того, чего они не видели, Берлиоз поплатился жизнью, а Иван Бездомный угодил в сумасшедший дом. Они пострадали не только за безнравственность и глупость, но и за ограниченность познания, так как не допускали даже мысли о существовании какой-либо потусторонней силы.

Следующей жертвой свиты Воланда стал директор варьете Степа Лиходеев, бездельник, пьяница и развратник, которого визитеры отправили в Ялту. Коровьев так резюмировал его поведение: «Вообще они в последнее время жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя свое служебное положение». А затем находчивый Азазелло предложил «выкинуть ко всем чертям из Москвы» Степу Лиходеева. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, по словам Воланда, «выжига и плут», пострадал за жадность и взятки (его арестовали за хранение валюты). Заслуженное возмездие настигает и Сокова - буфетчика варьете. Он вор, накопивший ка обмане покупателей огромную сумму денег, которую «хранит в пяти сберкассах» ж «дома под полом». В день сеанса черной магии он торгует осетриной «второй свежести». Убедившись в том, что в Сокове нельзя пробудить совесть, Воланд со своей командой предсказывает ему смерть «через девять месяцев от рака печени в клинике первого МГУ, в четвертой палате». А Коровьев и вовсе добивает вора, сообщая, что после смерти Сокова его деньги достанутся государству.

При помощи мистики, фантастики Булгаков осмеивает все, что утратило извечные истины, отвернулось от добра, ожесточилось и изолгалось. С горькой иронией описывает автор сеанс черной магии в театре Варьете, проводимый Коровьевым-Фаготом и котом Бегемотом. Воланд со свитой подверг испытанию людей ра жадность. После фокуса с картами, когда один гражданин обнаружил у себя в кармане большую пачку денег, зрителей взволновало не чудо их появления, а настоящие они или фальшивые. А когда посыпался «денежный дождь», люди кинулись за деньгами и были готовы раздавить друг друга, забыв о человеческом достоинстве. Жоржу Бенгальскому, потребовавшему «разоблачения», публика предложила оторвать голову, что было мгновенно исполнено. И только женский крик о пощаде заставил людей опомниться. Поэтому Воланд с грустью заключает: «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их...» Воланд, увидя, что в людях еще осталось милосердие, готов простить им жестокость. Следующей проверке подверглись женщины, которые проявили себя не лучшим образом, кидаясь на сцену за дармовым добром. Таким образом, публика продемонстрировала свои обывательские нравы. Конечно, деньги, сыпавшиеся с неба дождем, обратились в простые бумажки, а одежда, обувь с дам исчезли, как бы обнажая их духовную нищету.

Итак, Воланда со свитой волновал вопрос, изменилось ли «московское народонаселение», он хотел проверить нравственную природу человека. Что же он увидел? В Москве все также, процветают воровство, доносительство, взяточничество и люди утратили нравственные ценности. Против людей без совести и чести и был направлен карающий меч правосудия свиты Воланда. Чтобы восстановить справедливость, по мысли Булгакова, со злом следует бороться силами зла.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности учащихся.

Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск.

Цели урока:

Обучающие:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: «Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».
  2. Создать условия для усвоения фундаментальных философских идей, в частности о границах между истиной и ложью, добром и злом, верой и безверием.
  3. Обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Цели, ориентированные на развитие личности учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения, задумываться над художественным значением произведения.
  2. Развивать навыки связного изложения мыслей в устной форме. Совершенствовать навыки выразительного чтения.
  3. Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
  4. Приобщать учащихся к миру этических и эстетических переживаний.
  5. Прививать любовь к прекрасному, к искусству.

Воспитательные цели:

  1. Содействовать развитию умения общаться между собой.
  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование урока:

  1. Текст романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
  2. Портрет М. Булгакова, работы учащихся: плакат к произведению, изображение Фемиды (Богини правосудия).
  3. Разрезанные портреты Воланда (карточки для работы).<Рисунок 1 >,<Рисунок 2 >, <Рисунок 3 >.
  4. Эпиграфы к уроку. Цитаты, написанные на доске.
  5. Презентация, выполненная учителем «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам». <Приложение 1 >
  6. Презентации учащихся (Д/з) <Приложение 2 >

Это заключительное занятие в системе уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках рассматривались художественные особенности, идеологические и философские проблемы романа.

На первом уроке ребятам дается задание ответить на проблемные вопросы, для этого:

(разделиться на группы, изучить дополнительную литературу, представить ответ на вопрос, используя компьютерные технологии и др.)

Последний урок- это обобщение, проверка знаний, подведение итогов, размышление над финалом романа с опорой на личный опыт учеников, представление своих работ.

Ход урока

1. Орг. момент.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на заключительном уроке, посвященном одному из замечательных, волнующих, проблемных произведений М.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Муз. заставка. Сегодняшний урок я начну со следующих строк:

Кто призывает нас к смиренью и любви,
А кто нас искушает, исполняя все мечты?
Мы часто задаем себе вопрос: «Кто прав, кто виноват?»
Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!
Но верю, нас рассудит лишь одно.
Сойдутся вновь…
(учитель делает паузу и даёт понять, что ученикам нужно продолжить мысль )
Добро и зло.

Учитель: Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на уроке?

Определите пожалуйста тему.

Ученики определяют тему урока, записывают в тетрадь:

«Добро и зло в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфам, которые записаны на доске:

Выделите, пожалуйста, ключевые слова в этих эпиграфах:

(Обратить внимание учащихся на то, что в правом эпиграфе задаются вопросы Почем у, зачем , откуда зло ? )

Учитель: Ребята, когда вы сами себе задавали аналогичный вопрос?

(Ответ учащихся скорей всего, будет связан с периодом прочтения романа «Мастер и Маргарита»)

Учитель: Да, тема добра и зла у Булгакова в романе одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснемся со временем, историей, местом создания романа.

Ну, что ж мы отправляемся. Виртуальная экскурсия.

2. Просмотр презентации «Виртуальная экскурсия по булгаковским местам»

В презентации:

Дом-музей Булгакова в Киеве.

Приезд Булгакова в Москву.

Булгаковский дом в Москве.

На Патриарших

Экскурсия в квартиру № 50 на Садовой 10. (состояние квартиры сегодня).

Учитель: Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило?

(Школьников не должно оставить равнодушными состояние квартиры №50 сегодня)

Квартира выглядит, действительно так, как будто там только что закончился бал у

Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик! Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки. Сеять зло?

Ученики: Дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека и др.

Учитель: А у Булгакова в произведении это…? (ответ Воланд).

Итак, Воланд прибывает в Москву! Смогли бы вы нарисовать его словесный портрет?

(Помочь учащимся вспомнить, что обличий у Воланда было несколько).

Давайте попробуем составить его портрет или фоторобот, пользуясь текстом произведения.

(Учащимся выдаются разрезанные карточки, где несколько портретов различных героев, также 3 иллюстрации с изображением Воланда. Ученики в группах составляют один из возможных.)

Ребята объясняют, почему портрет получился именно таким, зачитывают цитаты из произведения. <Рисунок 1>, <Рисунок 2>, <Рисунок 3>

3. Ответы учащихся на проблемные вопросы, заданные на 1 уроке.

Учитель: Почему Воланд у Булгакова изображен столь привлекательно?

Добро или зло несет он?

(Этот проблемный вопрос являлся темой работы группы №2, ребята представляют отчет о проделанной работе).

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые желания, губитель душ человеческих.

Кого искушает Воланд?

Москвичей на представлении в варьете, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза.

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и даёт ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возвращаемся к эпиграфам)

Учитель после отчета второй группы переходит к следующему проблемному вопросу.

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Группа №1 представляет презентацию <Приложение 2> и ответ на проблемный вопрос.

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательным после всего, что он перенёс.

Но характер покоя неясен.

Ни счастья на земле, ни ухода в свет Мастер не заслужил. Самый тяжкий грех мастера – отказ от творения, от поиска истины. Правда, искупив вину открытием истины, Мастер заслужил прощение и достоин свободы и покоя. Возможно, покой – это смерть, ведь эту награду Мастер получает из рук Воланда – князя Тьмы. Мастер наделен способностью «угадать» истину. Его дар может спасти людей от беспамятства, от забытой ими способности творить добро. Но Мастер, сочинив роман, не выдержал борьбы за него. Маргарита дорожит романом больше чем Мастер.

Силой своей любви Маргарита спасает Мастера и его роман.

Один из учащихся исполняет интерпретированный отрывок песни «Он был старше её» гр. «Машина времени»:

Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
Они ходили вдвоем, они не сорились по мелочам,
А все вокруг суетились, как будто всерьез:
«Москвичей испортил квартирный вопрос».
А он любил её, но ей пришлось летать по ночам.

Припев:

Он страдал, если за окном темно.
Он не спал, на ночь запирал окно.
Он писал, о покое он мечтал,
В час, когда она летала по ночам.
А кругом «взятничество» и обман,
И людей словно поглотил туман.
Не смотри, что ночью за окном темно.
Ты пойми, миром правит лишь добро!

Учитель: Давайте подведем итог всему вышеизложенному. Поставьте на весы Богини правосудия понятия «Добро» и «Зло». Каким будет соотношение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» этих понятий?

Итог наших размышлений отразим в небольшой таблице.

Учитель задает вопросы учащимся:

  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
  3. Чего опасается Воланд и его свита?
  4. Кто или что способно открыть человеку истину?
  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой? и др.

4. Оформление таблицы.

Примерное заполнение таблицы

Выводы: Добро и зло – понятия вечные и неразделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом.

М.А. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

(Один из учеников читает наизусть стихотворение)

Сойдутся вновь Добро и Зло,
И зазвенят клинки набатом,
Завяжутся тугим узлом
Судьба людей, тех, кто когда-то
Поверив в Свет, Любовь и Бога,
Ушли от призрачных надежд.
И, выбрав трудную дорогу,
Несут насмешек тяжкий крест.

Так тяжело быть ближе к Богу,
Любить как Он, как Он прощать,
Идти вперед, презрев тревогу,
И в мире зла не замечать.
Но каждый верит: будет время-
Падет забвенья пелена,
Неся с любовью наше бремя,
Мы будем вместе, как стена.

У каждого своя дорога,
У нас – одна на всех, как храм.
Таких, как мы, я верю много,
И пусть Господь поможет нам…

Учитель: Берегите себя и своих близких. Совершайте добрые и бескорыстные поступки.

Будьте честны с окружающими, а главное сами с собой!

Список литературы:

  1. Булгаков М. Мастер и Маргарита. Роман. Новосибирск.1998.
  2. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. М. Просвещение.1991.
  3. Галинская И. Л. Загадки известных книг. М. Наука.1986.
  4. Грознова Н. А. Творчество Михаила Булгакова: Исследования. Материалы. Библиография. Л. Наука.1991.
  5. Русская литература XX века. Учебник под редакцией В.В.Агеносова. М. 2000.
  6. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. М. “Локид”, “Миф”. 1997 г.
  7. Соколов Б. В. Три жизни Михаила Булгакова. М. Эллис лак.1997.
Кто из героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» становится жертвой свиты Воланда и почему?

Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. Художник создавал его на протяжении 12 лет. В этом произведении автор выразил свои взгляды на Свет и Тьму , Добро и Зло, Верность и Предательство, Любовь и Ненависть.

Через весь роман проходят образы послереволюционной Москвы и москвичей, современников Булгакова. Автор подробно описал быт и нравы московских литераторов , которые очень хорош знал. Кроме того , Булгаков нарисовал жизнь и других жителей Москвы 20-30-ых годов: служащих Варьете, работников домкома, продавцов и просто уличных зевак.

В романе свое отношение к современникам и коллегам писатель выражает с помощью свиты Воланда. Эти герои судят и наказывают порочных москвичей , восстанавливая справедливость, которой нет в реальной жизни Москвы 20-30 годов.

Роман открывается знакомством читателя с представителями «пишущей братии»: председателем Массолита М.А. Берлиозом и подающим надежды поэтом Иваном Бездомным. Вникая в их беседу, мы сразу сталкиваемся с ложью, узостью мышления , приспособленчеством. Берлиоз отчитывает Бездомного за его антирелигиозную поэму, героем которой был Иисус Христос. Мы понимаем, что это «творение» было написано молодым поэтом не от души, а в угоду власти. Булгаков показывает нам , как в то время рождались известные поэты. Талант учитывался в последнюю очередь, на первый план выходило неукоснительное следование слову партии и вождя.

Достаточно просто взглянуть на председателя Массолита, чтобы понять, какие люди ценились в то время. Берлиоз давно уже продал свой талант за теплое местечко , он не способен отличить настоящее произведение искусства от мишуры, а настоящего поэта от подделки. Сам Булгаков относился к этому герою с большой иронией. Просвещая Бездомного в вопросах религии, «высокий тенор Берлиоза разносился в пустынной аллее, и по мере того , как Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя свернуть себе шею, лишь очень образованный человек , - поэт узнавал все больше и больше…» Душа Берлиоза давно мертва, поэтому Воланду и его помощникам остается только одно – убить тело Михаила Александровича.

Не лучшим образом выглядят и представители Варьете. Директор театра Степа Лиходеев – гуляка, лентяй, пьяница, враль. Подобны ему и сотрудники Варьете: финдиректор Римский, администратор Варенуха. Они заботятся лишь о своем благополучии. Эти герои без зазрения совести берут взятки, хамят, врут, подличают. Поэтому все эти работники Варьете и получают свое наказание от Воланда. Лиходеев в одно мгновение был выкинут в Ялту , Римского напугала до полусмерти Гелла, а Варенуха побывал в шкуре вампира.

Одним из ярких «московских» персонажей является Никанор Иванович Босой, председатель домкома. Этого «великого» взяточника знали все жители его дома. Единственной возможностью добиться от него улучшения жилищных условий была либо большая взятка, либо звонок от влиятельного человека. Никакие другие доводы (тяжелое семейное положение , большое количество детей) на Никанора Ивановича не действовали. Сама фамилия героя иронична. Несмотря на то, что герой всегда был сыт, одет и обут, он оставался Босым.

И этот герой был справедливо наказан свитой Воланда. Взяточничество обернулось против Никанора Ивановича. Он принял взятку советскими червонцами , которые в «нужный» момент превратились в доллары. Босого арестовали. Уже в камере герою приснилось, что он валютчик и его продолжают преследовать.

Для того, чтобы показать главные пороки москвичей, Булгаков на страницах своего романа устраивает сеанс разоблачительной черной магии. Ничто так не оживляет внимания публики, как падающие из-под купола червонцы. Приличная , казалось бы, московская публика начинает устраивать бедлам в погоне за деньгами: «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, я тебя сам как толкану!» и вдруг послышалась плюха». Тем самым Булгаков показывает невероятную тягу москвичей к легкой наживе. Ради денег они готовы на все, даже потерять человеческий вид.

Не лучшим образом выглядит и женское население Москвы. Советских дам очень легко было подкупить всякими заграничными штучками. Москвички с радостью мерили иностранные платья , забыв обо всем на свете: «И вот тут прорвало начисто, и со всех сторон на сцену пошли женщины…Одна, как буря, ворвалась за занавеску,…овладела первым, что подвернулось , - шелковым, в громадных букетах, халатом и, кроме того, успела подцепить два футляра духов».

Булгаков замечает, что современные ему москвичи – неверные супруги, они падки до денег и т.д. Но больше всего их испортил квартирный вопрос, как метко и иронично замечает Воланд.

Но при всех своих недостатках жители Москвы – неплохие люди. Им свойственны жалость , сочувствие. Так, они просили Воланда не мучить конферансье Бенгальского, которому за надоедливость оторвали голову.

Таким образом, свита Воланда творит в Москве справедливый суд, наказывая москвичей за все их недостатки. Эта кара – последняя надежда и Мастера, и самого автора. Только Дьявол может защитить и поставить на место зарвавшихся жителей Москвы , погрязших в своих пороках…

Воланд в романе Булгакова появился не один. Его сопровождали персонажи, играющие, в основном, роль шутов. Свита Воланда устраивала разнообразные шоу, которые были отвратительными. Они были ненавистны московскому негодующему населению. Ведь все окружение «мессира» выворачивало наизнанку человеческие слабости и пороки. Помимо этого, их задачей было выполнение всей «грязной» работы по велению господина, прислуживание ему. Все, кто входил в свиту Воланда, должны были подготовить Маргариту к балу сатаны и отправке ее с Мастером в мир покоя.

Слугами князя тьмы были три шута - Азазелло, Фагот (он же Коровьев), кот с кличкой Бегемот и Гелла - вампир женского пола. была свита Воланда. Описание каждого персонажа отдельно приведено ниже. у каждого читателя знаменитого романа возникает относительно происхождения представленных образов и их имен.

Кот Бегемот

Описывая образ Воланда и его свиты, первым делом хочется описать кота. По сути, Бегемот - это животное-оборотень. Вероятнее всего, взят персонаж Булгаковым из апокрифической книги - «Ветхого Завета» Еноха. Также автор мог почерпнуть сведения о Бегемоте в книге «История сношения человека с дьяволом», написанной И. Я. Порфирьевым. В упомянутой литературе этот персонаж является морским чудовищем, бесом в виде существа с головой слона, имеющего клыки и хобот. Руки у демона были человеческие. Также имелся у чудища громадный живот, практически незаметный хвост маленького размера и очень толстые задние конечности, подобные таким, какие имеются у бегемотов. Этим сходством объясняется его имя.

В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков представил читателям Бегемота в виде громадного кота, прототипом которому стал домашний питомец автора Флюшка. Несмотря на то что пушистый любимец Булгакова имел серый окрас, в романе животное черного цвета, так как его образ является олицетворением нечистой силы.

Превращение Бегемота

В то время, когда Воланд и его свита совершали заключительный полет в романе, Бегемот превратился в щуплого юного пажа. Рядом с ним находился рыцарь фиолетового цвета. Это был преобразившийся Фагот (Коровьев). В данном эпизоде Булгаков, видимо, отразил шуточную легенду из повести С. С. Заяицкого «Жизнеописание Степана Александровича Лососинова». В ней идет речь о жестоком рыцаре, вместе с которым постоянно фигурирует его паж. Главный персонаж легенды обладал страстью к отрыванию голов животных. Эта жестокость передана Булгаковым Бегемоту, который, в отличие от рыцаря, отрывает голову человеку - Жоржу Бенгальскому.

Дурачества и обжорство Бегемота

Бегемот является демоном плотских желаний, в особенности чревоугодия. Отсюда и появилось у кота в романе невиданное обжорство в Торгсине (валютном магазине). Таким образом, автор проявляет иронию по отношению к посетителям этого всесоюзного заведения, в том числе и к себе. В то время, когда за пределами столиц люди живут впроголодь, людей в больших городах поработил демон Бегемот.

Кот в романе чаще всего проказничает, паясничает, отпускает разные шутки, насмехается. Данная черта характера Бегемота отражает искрометное чувство юмора самого Булгакова. Такое поведение кота и его необычный вид стали способом вызывания у людей в романе страха и замешательства.

Демон Фагот - Коровьев

Чем еще запоминается Воланд и его свита читателям романа? Конечно же, ярким персонажем является представитель демонов, подчиненных дьяволу, Фагот, он же Коровьев. Это первый помощник Воланда, рыцарь и черт в одном лице. Коровьев представляется жителям служащим при иностранном профессоре, и бывшим регентом хора церкви.

Версий происхождения фамилии и прозвища этого персонажа несколько. Он связан и с некоторыми образами творений Ф. М. Достоевского. Так, в эпилоге романа «Мастер и Маргарита» в числе задержанных полицией людей из-за сходства фамилий с Кровьевым, упоминаются четыре Коровкина. Здесь, видимо, автор хотел указать на персонажа из повести Достоевского под названием «Село Степанчиково и его обитатели».

Также прототипами Фагота считается ряд рыцарей, являющихся героями некоторых произведений разных времен. Не исключена и вероятность того, что образ Коровьева возник благодаря одному из знакомых Булгакова. Прототипом демона мог стать реальный человек, слесарь-водопроводчик Агеич, который был редким пьяницей и пакостником. Он неоднократно упоминал в разговорах с автором романа о том, что в юношеские годы был одним из регентов хора в церкви. Это, видимо, и отразил Булгаков в ипостаси Коровьева.

Сходство Фагота с музыкальным инструментом

Музыкальный инструмент фагот был изобретен жителем Италии, монахом Афранио
дельи Альбонези. В романе резко обозначается связь (функциональная) Коровьева с этим каноником из Феррары. В романе четко определены три мира, представители каждого из которых составляют некие триады согласно похожим качествам. Демон Фагот принадлежит к одной из них, в которую также входят: помощник Стравинского Федор Васильевич и Афраний, «правая рука» Понтия Пилата. Коровьева же сделал своим главным сподвижником Воланд, и его свита этому не прекословила.

Фагот даже внешне схож с одноименным, длинным и тонким, сложенным втрое инструментом. Коровьев - высокий и худой. А в своем мнимом подобострастии он готов складываться втрое перед собеседником, но только для того, чтобы позднее беспрепятственно ему напакостить.

Превращение Коровьева

В тот момент, когда Воланд и его свита совершали свой последний полет в романе, автор представляет читателю Фагота в образе темно-фиолетового рыцаря, который имеет мрачное, неспособное улыбаться лицо. Думал он о чем-то своем, упершись в грудь подбородком и не глядя на луну. Когда Маргарита спросила у Воланда о том, почему так изменился Коровьев, мессир ответил, что однажды этот рыцарь пошутил неудачно, и его насмешливый каламбур о свете и тьме был неуместным. Наказанием ему за это стали шутовские манеры, гаерский вид и цирковая драная одежда на долгое время.

Азазелло

Из каких еще представителей сил зла состояла свита Воланда? «Мастер и Маргарита» имеет еще одного яркого персонажа - Азазелло. Имя его Булгаков создал путем преобразования одного из ветхозаветных. В книге Еноха упоминается падший ангел Азазел. Именно он, согласно апокрифу, научил людей создавать, оружие, мечи, щиты, зеркала и разнообразные украшения из драгоценных камней и не только. В общем, Азазелу удалось развратить Также он научил воевать представителей мужского пола и лгать женщин, обратил их в безбожие.

Азаззелло в романе Булгакова отдает Маргарите волшебный крем, магически меняющий ее внешность. Наверное, автора привлекала идея совмещения в одном персонаже способности убить и обольстить. Маргарита видит демона в Александровском саду именно таким. Она воспринимает его за обольстителя и убийцу.

Основные обязанности Азазелло

Главные обязанности Азазелло непременно связаны с насилием. Объясняя Маргарите свои функции, он признает, что его прямой специальностью является надавать администратору по лицу, подстрелить кого-либо или выставить из дома, и прочие «пустяки» такого рода. Азазелло перебрасывает в Ялту из Москвы Лиходеева, выгоняет из квартиры Поплавского (дядю Берлиоза), лишает жизни при помощи револьвера барона Майгеля. Демон-убийца изобретает волшебный крем, который дарит Маргарите, давая ей возможность приобрести ведьмовскую красоту и некоторые демонические возможности. От этого косметического средства героиня романа обретает способность летать и становиться невидимой по ее желанию.

Гелла

Только одну женщину допустили в свое окружение Воланд и его свита. Характеристика Геллы: младший член дьявольского союза в романе, вампир. Имя этой героини Булгаков взял из статьи, имевшей название «Чародейство», опубликованной в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона. В ней отмечалось, что такое имя давали погибшим девушкам, ставшим впоследствии вампирами, на острове Лесбос.

Единственный персонаж из свиты Воланда, который отсутствует в описании заключительного полета - Гелла. Одна из жен Булгакова посчитала данный факт результатом того, что работа над романом не была завершена полностью. Но может быть и так, что автор намеренно исключил Геллу из важной сцены, как незначительного члена свиты дьявола, выполняющего лишь вспомогательные функции в квартире, варьете и на балу. К тому же Воланд и его свита не могли на равных воспринимать в такой ситуации рядом с собой представителя низшего разряда Помимо всего прочего, Гелле не в кого было превращаться, ведь она имела свой первоначальный облик с момента трансформации в вампира.

Воланд и его свита: характеристика дьявольских сил

В романе «Мастер и Маргарита» силам зла автором определены необычные для них роли. Ведь жертвы Воланда и его свиты - не праведники, не порядочные и добрые люди, которых дьявол должен сбивать с истинного пути, а уже состоявшиеся
грешники. Именно их мессир и его ассистенты обличают и наказывают, избирая своеобразные меры для этого.

Так, директору варьете, приходится отправиться необычным образом в Ялту. Туда его просто мистически зашвыривают из Москвы. Но, отделавшись страшным испугом, он благополучно возвращается обратно домой. А ведь грехов у Лиходеева достаточно много - он пьянствует, заводит многочисленные связи с женщинами, используя свое положение, ничем не занимается на работе. Как говорит в романе Коровьев о директоре варьете, он в последнее время жутко свинячит.

На самом деле ни сам Воланд, ни дьявольские ассистенты не влияют никоим образом на события, происходящие в Москве во время их визита в нее. Нетрадиционное представление сатаны по-булгаковски проявляется в том, что главарь потусторонних нечистых сил наделен некоторыми явно выраженными атрибутами Бога.

В разделе на вопрос за что кого и как наказывал Воланд? (мастер и маргарита) заданный автором танька =) лучший ответ это 1. Берлиоз наказан Воландом за его веру в мнимые ценности и за сознательное служение им. Он не толко сам проповедует официально утвержденные истины, но итребует этого от своих подчиненых.
2. Понтий Пилат наказанстрашными муками совести не за то, что санкционировал казнь Иешуа, а за то, что сделал это вопреки своей совести, из одной только трусости.
3.Босой за незаконную сдачу квартир в аренду и взяточничество оказывается сначало в милиции, а затем в клинике для душевнобольных.
4.А. А. Семпляров за чрезмерное покровительство хорошеньким девицам вылетает с должности театрального начальника и становится заведующим грибозаготовительным пунктом.
5. Андрей Фокич (буфетчик Варьете) за нанесения ущерба здоровью людей приговаривается к смерти от рака печени.
6. Бездомный6 страдани. которые выпадают на его долю из-за встречи с Воландом, очищают его душу и помогают осознать чудовищную нелепость написанных им стихов и поэм.

Ответ от Колосок [новичек]
Я хотел бы познакомиться с Воландом.


Ответ от россыпь [гуру]
Варенуха - ложь
Римский - так и не смогла понять, за что. Возможно, за чёрствость, бездушие.. .
Лиходеев - пьянство
Жорж Бенгальский - пошлость
Барон Майгель - провокатор, доносчик


Ответ от Ђатьяна Лекторович [гуру]
Воланд, не вредит людям, наказывает их только за аморальные поступки - жадность, доносительство, пресмыкательство, взятки и т. п. Он ироничен, но не глумлив, склонен к озорству
Тот, у кого в душе поселилось зло - его подопечный. Сам Воланд, не умножает зло, а лишь следит за ним, а по мере необходимости - пресекает и справедливо судит.