Красное и черное жюльен сорель. Cочинение «Жюльен Сорель - характеристика литературного героя

Жюльен Сорель - юноша из народа, он чужой в мире богатых, воспитанных, образованных. Но и в своей семье этот талантливый плебей с “поражающе своеобразным лицом” - словно гадкий утенок: отец и братья ненавидят “щуплого”, бесполезного, мечтательного, порывистого, непонятного им юношу. В девятнадцать лет он выглядит как запуганный мальчик. А в нем таится и клокочет огромная энергия - сила ясного ума, гордого характера, несгибаемой воли, “неистовой чувствительности”. Его душа и воображение - пламенные, в глазах его - пламя.

Это - не портрет байронического героя, подобного Корсару, Манфреду. Стендалю необходимо было, чтобы читатель почувствовал и увидел, какая огромная и драгоценная человеческая энергия, пробужденная в “низших” классах эпохою французских революций, переполняет этого даровитого юношу из народа и, не находя выхода, питает все более разгорающийся в нем “священный огонь” честолюбия.

Жюльен плохо ориентировался и новом для него обществе. Все было там неожиданно и непонятно, и потому, считая себя безукоризненным лицемером, он постоянно делал ошибки. “Вы чрезвычайно неосторожны и опрометчивы, хотя сразу это и незаметно, - говорил ему аббат Пирар. - И, однако, по сие время сердце у вас доброе и даже великодушное, и разум большой”.
Воспитание доставалось ему с трудом, потому что требовало постоянного самоуничижения. Так было в доме Реналя, в семинарии, в парижских светских кругах. Это сказывалось в его отношении к любимым женщинам. Его контакты и разрывы с г-жей де Реналь и Матильдой де Ла-Моль свидетельствуют о том, что он почти всегда поступал так, как подсказывало ему побуждение минуты, потребность проявить свою личность и бунтовать против любого действительного или кажущегося оскорбления. А каждое личное оскорбление он понимал как общественную несправедливость.

Характер Жюльена Сореля был намечен еще в 1818 году, когда Стендаль писал первый вариант “Жизни Наполеона” характер решительный, мрачный, не отвлекающийся никакой ребяческой забавой сперва вызвал ненависть всех маленьких французов, его товарищей по школе, которые понимали его твердую решительность как враждебное отношение к их тщеславию. Наполеон, бедный, маленького роста, к тому же уверенный в том, что его родину притесняют французы, избегал всякого общества. Через десяток лет характер Наполеона, его любовь к одиночеству и отношение к окружающим получили выражение в Жюльене Сореле.

Поведение Жюльена определено идеей природы, которой он хотел подражать, но в реставрированной монархии, хотя бы и с Хартией, это невозможно, поэтому приходится “с волками выть” и действовать так, как действуют другие. Его “война” с обществом происходит скрыто, а делать карьеру, с его точки зрения - значит подрывать это искусственное общества ради другого, будущего и естественного.

Жюльен Сорель - синтез двух, как будто прямо противоположных, направлений философской и политической 19 века. С одной стороны – рационализм в сочетании с сенсуализмом и утилитаризмом, - необходимое единство, без которого ни то, ни другое не могло бы существовать согласно законам логики. С другой стороны - культ чувства и натурализм Руссо.

Он живет словно в двух мирах - в мире чистой нравственности и в мире рассудочного практицизма. Эти два мира – природы и цивилизации – не мешают друг другу, потому что оба вместе решают одну задачу, построить новую действительность и найти для этого верные пути.

Жюльен Сорель стремился к счастью. Своей целью он поставил уважение и признание светского общества, которое он проник благодаря своему усердию и талантам. Восходя по лестнице честолюбия и тщеславия, он как будто приближался к заветной мечте, но счастье изведал он только в те часы, когда, любя г-жу де Реналь, был самим собою

Ведущие черты характера Жульена Сореля и главные этапы формирования его личности

Главным героем романа Стендаля «Красное и черное» является Жюльен Сорель, который, несмотря на свое низкое происхождение, сделал в социально замкнутом и даже кастовому французском обществе блестящую карьеру, пройдя за короткое время путь от провинциального Вер"єра до Парижа, от лесопильные старика Сореля до гвардейского полка, от социальных низов до высших слоев общества. Однако, достигнув почти всего, что было о чем мечтал его бурной фантазией, он закончил этот путь не триумфом, а гильотиной. Что мы знаем об этом незаурядном, противоречивую и трагическую личность?

Стендаль писал, что юноши, похожие на Жульена Сореля, если им повезет получить хорошее образование, вынуждены трудиться и преодолевать настоящую бедность, и поэтому сохраняют способность к сильным чувствам и поразительную энергию. Однако эта энергия не была нужна закам"янілому кастовому обществу, которое занималось собственными интересами: то восстановлением некогда чрезвычайно высокого социального статуса дворян в обществе (это еще одно значение понятия «эпоха Реставрации»), то обогащением.

От первого знакомства автор подчеркивает контраст между физической слабостью и внутренней силой Жульена: «Это был хрупкий, невысокий юноша восемнадцати или девятнадцати лет, с неправильными, но тонкими чертами лица и орлиным носом. Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, сейчас горели лютой ненавистью. Темно-каштановые волосы росли так низко, что почти закрывали лоб, а когда он сердился, лицо его приобретало неприятного выражения... Гибкая и стройная фигура свидетельствовала скорее о ловкости, чем о силе. Еще с детства его чрезвычайно бледное и задумчивое лицо вызывало у отца предчувствие, что сын его недолго протянет на этом свете, а если и выживет, то будет обузой для семьи». Однако бледность и хрупкость, которые не ассоциируются с мужской силой, были лишь внешней заблуждением. Ведь под ними прятались страсти и иллюзии такой силы и силам, что кто-то бы очень удивился, если бы мог заглянуть к нему в душу: «Кто бы мог подумать, что это юное, почти девичье лицо, такое бледное и кроткое, таило непоколебимую решимость претерпеть любые муки, лишь бы пробить себе дорогу».

Стендаль не просто описывает внешность, а дает психологический портрет героя, то есть освещает его психологию, внутренний мир. В этом портрете еще заметны признаки романтизма, с его любимым одиноким скорбным героем, «лишним человеком». Подобное случается, например, в описании внешности Татьяны Лариной, героини романа в стихах «Евгений Онегин» А. Пушкина, написанном примерно одновременно с произведением Стендаля: «Печалька, дикая, мовчазлива, /как Будто пугливая серна, /Она росла в семье своей, /как Будто совсем в чужой» (перевод М. Рыльского). Не так ли чувствовал себя и Жульен? Этой своей чертой он напоминает также «байронічних» героев или того же Печорина. Возможно, Стендаль испытывал эту инерцию романтической культурной традиции, называя себя романтиком.

Книга издавна считалась символом не только знаний, но и определенного образовательного и социального статуса того, кто ее читает. Не потому ли даже наличие ее в чьих-то руках чрезвычайно раздражает людей неграмотных? В свое время отец украинского парубка Олексу Розума, увидев в его руках книжку, начал гоняться за ним с топором, мол, не надо быть слишком грамотным. Олекса тогда же ушел из дома и после долгих странствий и скитаний наконец стал (и не в последнюю очередь благодаря хорошей образовании, чтение тех же книг) знаменитым графом Разумовским, фаворитом российской императрицы Елизаветы Петровны. Стендаль в романе «Красное и черное» как будто списал этот эпизод украинской истории «с натуры». Отец Жульена, увидев сына с книжкой, выбил ее из его рук.

За то, что Жульен слишком уж отличался от своих физически сильных и выносливых братьев и воспринимался членами своей семьи как «белая ворона» или еще по каким причинам, «все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца». Автор постоянно делает акцент на этом: «Вся красота горных окрестностей Вер"єра была отравлена для Жульена зависти братьев и присутствием вечно недовольного деспота-отца».

Когда Жюльен стал гувернером детей господина де Реналя, отношение братьев к нему еще ухудшилось. Возможно, это было проявлением классовой ненависти, определенной зависти, что он достиг лучшего положения в обществе: «Жюльен, повторяя молитвы, прогуливался в одиночестве в роще. Еще издалека он увидел двух сво"іх братьев, которые шли по тропинке к нему; ему не удалось избежать встречи с ними. Красивый черный костюм, чрезвычайно опрятный вид Жульена и его откровенное пренебрежение к братьям пробудили в них такую лютую ненависть, что они его избили до полусмерти и бросили без сознания и окровавленного».

Еще одним катализатором ненависти к Жюльену была его любовь к чтению, ведь книга «была для него единственным учителем жизни и предметом восхищения, в ней он находил и радость, и натхнетія, и утешение в минуты уныния». Этого не могли понять его неграмотные братья и отец, который грубо обзывал младшего сына и разозлился, когда увидел, что Жульен, вместо того чтобы наблюдать за лісопильнею, читает: «Он крикнул Жульена несколько раз, но тщетно. Парень так углубился в книгу, что сосредоточенность даже больше, чем грохот пилы, мешала ему услышать громкий голос родителей. Наконец, несмотря на свои лета, старик ловко вскочил на розпилювану колоду, а оттуда на балку. Сильным ударом он выбил из Жульєнових рук книгу, и она полетела в поток; от второго сокрушительный удар по затылку Жульен потерял равновесие. Он чуть не упал с высоты двенадцати или пятнадцати футов на рычаги машины, которые его раздавили бы, но отец на лету подхватил его левой рукой».

Однако заметьте, что уникальная память и любовь к книге, чтению, что так раздражало отца и братьев, помогли Жюльена сделать головокружительную карьеру. Чувствуя, что от уровня образованности будет зависеть его жизненный успех, он сделал почти невозможное, для начала изучив наизусть Библию, причем не на французском, а по-латыни: «Кроме пламенной души, Жюльен имел удивительную память, которая, правда, нередко бывает и у дураков. Чтобы пленить сердце старого аббата Шелана, от кого, как он хорошо знал, зависело его будущее, юноша выучил назубок весь Новый Завет...» И молодой карьерист не ошибся, он основательно подготовился к экзаменам, которые ему пришлось сдавать.

Жульєн Сорель - молода людина з простої родини. Його батько з презир­ством ставився до нього, бо Жульєн був тендітний, стрункий і не схожий на своїх братів, що допомагали батькові обробляти дерево. До того ж він умів читати, мав добру пам’ять і знав напам’ять Біблію латинською мовою. Саме ці якості допо­могли йому стати учителем для дітей мера, піднявшись на один щабель суспіль­них сходів. Сорель непересічна особистість, але його походження зачиняло две­рі для подальшої кар’єри. Юнак з чистою душею змушений протистояти провін­ційному хамству й брутальній агресії. Та коли він потрапив до Безансонської се­мінарії, то побачив лицемірство й слуг церкви. То де ж правда? Адже на той час саме церква посідала провідні позиції. Жульєн, людина розумна, прагне дізнатися більше. Він щирий у своєму прагненні отримати освіту, він байдужий до матері­ального. Зокрема своєю байдужістю до святкового частування (сосисок із капус­тою) Жульєн нажив собі ворогів. Він зрозумів, що ні щирість, ні сердечність, ні розум не цінують в суспільстві, де вже є мірило - гроші. Коли Сорель потрапив до вищого світу Парижа, то спочатку був здивований приємно зовнішньою ввіч­ливістю, манерами. Але вже незабаром побачив: за вишуканими манерами - по­рожнеча. Єдиний страх цих людей - видатися смішними. Значить, головне для них - це справляти враження, а не бути щирим, порядним, розумним, освіченим. Жульєн Сорель вигідно відрізняється від них, адже в нього немає потреби «пока­зуватися», йому нема чого втрачати, як аристократам, які відвідують де Лa-Молів. І він має переконання та власну думку. Це не могло не сподобатись такій жінці, як Матильда де Ла-Моль. Вона покохала Жульєна, захопившись його особистіс­тю. Саме через кохання до нього двох жінок Жульєн опинився у скрутному стано­вищі. Та завдяки цьому герой зрозумів, що кохав лише Луїзу. І він іде до кінця, не вимолюючи для себе жодних поблажок. Він поводився гідно і в житті, і в смерті.

У романі «Червоне і чорне» роль Жульєна Сореля можна назвати сюжетоутворюючою. Адже всі герої та події пов’язані з ним - з його рухом, життям, захо­пленнями тощо. З іншого боку, не менш важливий образ головного героя як осо­бистості. Це непересічна людина, що трохи спізнилася народитися - доба Напо­леона минула, а це була епоха грандіозної мрії про славу, про служіння задля осо­бистої слави й загального добробуту. Тепер же для Сореля шлях до кар’єри до­ступний у сфері служіння Богові і пастві. То що поганого у здоровому прагнен­ні молодої талановитої розумної людини заявити світові про себе? Він мав усі підстави сподіватися досягти успіху, але суспільство міцно тримає оборону про­ти тих, хто не їхнього кола. Тому Жульєн Сорель приречений на самотність се­ред людей, що ніколи не визнають права на кар’єру, родину, гідне життя для того, хто їм чужий. Саме з цієї причини він почувається вільним лише у в’язниці, куди потрапив за скоєний замах на Луїзу де Реналь. Він дякує Богові за те, що вона жива, бо тепер розуміє: кохання до неї - це щире живе почуття, а не розрахунок на кар’єру, суспільне становище абощо. Написавши листа Матильді де Ла-Моль, він остаточно звільняється від усяких умовностей, від усього чужого. Тепер він ще гостріше відчуває свою спорідненість із долею Наполеона, і це дає йому сна­гу жиги. Отже, Жульєн Сорель - це своєрідний Наполеон нової епохи, який уві­брав у себе найкращі риси цієї непростої історичної особистості.

Роман «Красное и черное» — правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации во Франции. Это социально-психологический роман, в основе которого лежит конфликт личности с обществом. Путь главного героя Жюльена Сореля приводит к мысли, что в эпоху Наполеона он мог бы стать героем, а в эпоху Реставрации вынужден либо приспособиться, либо погибнуть.

Жюльен Сорель — представитель поколения начала 20-х годов XIX века. Ему присущи черты романтического героя: независимость, чувство собственного достоинства, желание изменить судьбу, желание бороться и добиваться цели. Он яркая личность, в нем все выше нормы: сила ума, воли, мечтательности, целеустремленности.

Наш герой — сын плотника. Он живет в маленьком провинциальном городке Верьере с братьями и отцом и мечтает вырваться отсюда в большой мир. В Верьере его никто не понимает. «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца...» Юноша с раннего детства бредил военной службой, его кумиром был Наполеон. После долгих раздумий он решает: единственная возможность чего-нибудь добиться в жизни и вырваться из Верьера — стать священником. «Пробить дорогу для Жюльена прежде всего означало вырваться из Верьера; родину свою он ненавидел. Все, что он видел здесь, леденило его воображение».

И вот первая победа, первый «выход в свет». Жюльена приглашает к себе в дом воспитателем детей мэр Верьера господин де Реналь. Уже спустя месяц дети обожали молодого воспитателя, отец семейства проникся к нему уважением, а госпожа де Реналь испытывала к нему нечто большее, чем простое уважение. Однако Жюльен чувствовал себя здесь чужим: «он испытывал лишь ненависть и отвращение к этому высшему свету, куда он был допущен только к краешку стола...»

Жизнь в доме господина де Реналя была наполнена лицемерием, стремлением к наживе, борьбой за власть, интригами и сплетнями. «Совесть Жюльена стала нашептывать ему: «Вот оно — это грязное богатство, которого и ты можешь достигнуть и наслаждаться им, но только в этой компании. О Наполеон! Как прекрасно было твое время!..» Жюльен чувствовал себя одиноким в этом мире. Благодаря покровительству кюре Шелана Сорель попадает в Безансонскую духовную семинарию. «Если Жюльен только тростник колеблющийся, пусть погибнет, а если это человек мужественный, пусть пробивается сам», — сказал о нем аббат Пирар. И Жюльен стал пробиваться.

Учился он прилежно, но от семинаристов держался в стороне. Очень скоро увидел, что «знания здесь и в грош не ставят», ибо «преуспеяние в науках кажется подозрительным». Жюльен понял, что поощряется: лицемерие, «аскетическое благочестие». Как ни старался юноша прикидываться дурачком и ничтожеством, он не мог понравиться ни семинаристам, Ни начальству семинарии — слишком уж отличался он от других.

И наконец — первое повышение: его назначили репетитором по Новому и Ветхому Заветам. Жюльен чувствовал поддержку аббата Пирара и был благодарен ему за это. И вдруг — неожиданная встреча с епископом, которая решила его судьбу. Жюльен переезжает в Париж, в дом маркиза де Ла-Моля и становится его личным секретарем. Еще одна победа. Начинается жизнь в особняке маркиза. Что же он видит? «В этом особняке не допускались никакие лестные отзывы о Беранже, об оппозиционных газетах, о Вольтере, о Руссо, ни о чем бы то ни было, что хоть чуть-чуть отдавало свободомыслием и политикой. Малейшая живая мысль казалась грубостью». Материал с сайта

Перед ним открывался новый свет. Но этот новый свет был таким же, как и свет в Верьере и Безансоне. Все было основано на лицемерии и наживе. Жюльен принимает все правила игры и пытается сделать карьеру. Его ожидала блестящая победа. Но роман с дочерью маркиза Матильдой расстроил все планы Жюльена. Матильду, эту пресыщенную светскую красавицу, привлекли в Жюльене его ум, неординарность и безграничное честолюбие. Но любовь эта была совсем не похожа на яркое и светлое чувство, которое связывало Жюльена с госпожой де Реналь. Любовь Матильды и Жюльена скорее напоминала дуэль двух честолюбцев. Но она вполне могла бы закончиться браком, если бы не письмо госпожи де Реналь, написанное под влиянием братьев-иезуитов. «Сколько великолепных планов — и вот в одно мгновенье... все это рассыпается в прах», — думает Сорель.

Письмо госпожи де Реналь разрушило все планы Жюльена и ставило точку в его карьере. Стремясь отомстить, он совершает безрассудный поступок — в верь-ерской церкви стреляет в госпожу де Реналь.

Итак, все, чего так долго и целеустремленно добивался Жюльен, доказывал, что он Личность, было разрушено. После этого будут тюрьма, суд, приговор. Долго размышляя перед судом, Жюльен понимает, что ему не в чем раскаиваться: именно то общество, куда он так стремился попасть, пожелало сломить его, в его лице оно решило наказать тех молодых людей низкого сословия, которые осмелились проникнуть в «хорошее общество». Жюльен находит в себе мужество достойно встретить смерть. Так погибает умный и незаурядный человек, решившийся сделать карьеру, не гнушаясь никакими средствами.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • судьба жюльена сореля
  • жюльен сорель злочинець
  • жюльен сорель жизнь в париже
  • жюльен сорель герой своего времени
  • почему жульен сорель погибает

Цитатна характеристика до образу Жульєна Сореля з роману Червоне і Чорне

Жульєн Сорель - головний герой роману - дев"ятнадцятирічний юнак, щедро обдарований природою розумовими
здібностями і палким серцем, справжній «геніальний плебей», втілення стендалівського уявлення про сучасну йому
французьку «природну людину». За походженням він син колишнього селянина. До початку оповіді старий Сорель є
вже власником лісопильні. Був він людиною грубою, жорстокою і патологічно жадібною.

Плебей за походженням, Жульєн Сорель зовсім не схожий на свого батька і старших братів. Він задихається в
атмосфері батьківського дому, де глава сімейства роздає своїм дітям ляпаси і стусани.

Жульєн постійно відчуває на собі особливу ворожість батька, який щиро не міг зрозуміти, навіщо такі люди, як
його молодший син, взагалі існують. Він одним своїм виглядом викликав роздратування у старого Сореля. До
всього іншого Жульєн мав ще одну, найогиднішу, з погляду батька, ваду: ним володіла полум"яна пристрасть до
читання книжок. «Ця пристрасть до читання була йому осоружна», зауважує Стендаль, і додає: «Сам він не вмів
читати».

Тому цілком зрозуміло, чому Жульєн так несамовито намагається вирватися не просто з дому огидного батька, але
й взагалі за межі свого станового оточення в інше середовище, в інше життя, яке йому здається казково
прекрасним і яким він марив із самого дитинства.

Так у свідомості юного Жульєна зароджується мрія про щастя і починається пошук шляхів, що повинні привести
його до вершин слави й визнання. Жульєн марив військовою службою.

Але одного дня все разом і несподівано змінилося. Він зробив особисте відкриття, над яким розмірковував
упродовж декількох тижнів. І поштовхом до цього відкриття була випадково почута фраза: «Як все змінилося!»
Спостережливий Жульєн не міг не помітити факти, які свідчили про те, що дійсно щось «змінилося». Таким
фактичним підтвердженням змін було те, що у провінційному Вер"єрі почали будувати розкішну церкву, а також
острах судді, який мав славу чесної і доброї людини, перед молодим тридцятирічним вікарієм. «Будівництво
церкви й вироки мирового судді раптом відкрили йому очі». Жульєн перестав говорити про Наполеона і «заявив, що
хоче стати священиком». «Коли Бонапарт примусив говорити про себе, ... військові доблесті були необхідні, і
вони були в моді. А тепер священик в сорок років одержує платню в сто тисяч франків, тобто втричі більше, ніж
уславлені генерали Наполеона», - так розмірковував Жульєн. І ці міркування привели його до певного висновку:
він ясно зрозумів, що його колишній ідеал застарів і залишився десь там, у минулому, а дійсність потребує
іншого. Ну що ж, він готовий зрадити своєму ідеалові заради майбутнього успіху.

Світогляд і особиста доля Жульєна склалися під впливом певних історичних подій, що на той час відбувалися у
Франції. «Талановитий плебей, він наче ввібрав у себе найважливіші риси свого народу, пробудженого до життя
Великою французькою революцією: нестримну відвагу й енергію, чесність і твердість духу, непохитність у
просуванні до мети».

Жульєну приходилось триматися із останніх сил, постійно приборкуючи свою природу в ім"я мети, яку він поставив
перед собою. «У цієї істоти майже щодня вирувала буря», яка розбивалася, натикаючись на греблю невмолимого
«потрібно», продиктованого розумом і обережністю.

Він змушений був щодня вести бій на невидимих паркетних барикадах, йти на приступ не зі шпагою в руці, а із
спритним словом на устах, бути вивідувачем у стані ворога. Він бився за себе, але водночас і за людську
гідність, до якої з презирством ставились ті, хто мав силу і владу. І не його вина, а його біда, що єдиною
зброєю у цій боротьбі могла бути лише облуда.

Звичка лицемірити подібна до заразної хвороби, якої не так-то просто позбутися: тут потрібне хірургічне
втручання. І Жульєн це добре розуміє. У в"язниці, пройшовши через випробування самотністю, він стосовно себе
безжально констатує: «Але навіщо я все-таки лицемірю, проклинаючи лицемірство!.. Говорю один, сам із собою, за
два кроки від смерті і все-таки лицемірю. О дев"ятнадцяте століття!»

На порозі смерті, у переддень осягнення Істини Жульєн нарешті зрозумів, що у цьому житті-досягнути компромісу
він не зможе, і йому стало легше: «Жульєн почував себе сильним і рішучим, як людина, яка ясно бачить, що
робиться в його душі». Завіса впала з його очей, і він побачив найголовніше, те, що і є справжнім життям: «На
жаль! Пані де Реналь немає зі мною... Ось звідки моя самітність, а зовсім не від того, що у світі немає
справедливого Бога, доброго, всемогутнього, далекого від злоби і мстивості!.. О, якби Він тільки існував! Я би
кинувся до Його ніг. «Я заслужив смерть, сказав би я Йому, - але, великий Боже, добрий милосердний Боже,
віддай мені ту, кого я кохаю!»